СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по выполнению практических занятий со студентами по дисциплине Теория и методика социальной работы

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи организации практической работы по предмету Теория и методика социальной работы:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с профессиональными ценностями социальной работы;
  • оперировать основными понятиями и категориями специальности;
  • использовать технологии и методики социальной работы для преобразования ТЖС клиента;
  • собирать необходимую информацию, осуществлять анализ ситуации клиента при оказании социальных услуг и адресной помощи.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • категории и понятия социальной работы, специфику профессии;
  • традиции российской и международной благотворительности;
  • основные современные концепции и модели социальной работы, их основания;
  • основные этапы истории развития социальной работы в России и за рубежом;
  • общие и частные технологии, методы социальной работы;
  • особенности объекта и субъекта социальной работы;
  • основные подходы, применяющиеся в социальной работе (субъект-субъектный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный и т.д.);
  • принципы деятельности социального работника;
  • понятие ценностей социальной работы и традиционных духовных ценностей.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по выполнению практических занятий со студентами по дисциплине Теория и методика социальной работы»

Министерство образования Московской области


ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет»

Гуманитарно-педагогический колледж














МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


по выполнению практической работы

по общепрофессиональной дисциплине «Теория и методика социальной работы»

39.02.01 Социальная работа





















2015 г.

ОДОБРЕНА


Предметно-цикловой комиссией

социально-экономических дисциплин

(наименование комиссии)


Протокол № __ от «___» __________20___г.


Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии / специальности среднего профессионального образования

_39.02.01 Социальная работа

(код, наименование профессии/специальности)

_______________________________________


Председатель предметно-цикловой комиссии

__________________ / __А.Ю.Самошкина

Подпись ФИО

Зам. директора по учебной работе


__________________ / _____Е.Б. Титова____

Подпись ФИО




Составитель (автор):

Преподаватель специальных дисциплин,

ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» Гуманитарно-педагогический колледж

Карпец

Екатерина

Дмитриевна




































Цели и задачи организации практической работы по предмету Теория и методика социальной работы:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с профессиональными ценностями социальной работы;

  • оперировать основными понятиями и категориями специальности;

  • использовать технологии и методики социальной работы для преобразования ТЖС клиента;

  • собирать необходимую информацию, осуществлять анализ ситуации клиента при оказании социальных услуг и адресной помощи.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • категории и понятия социальной работы, специфику профессии;

  • традиции российской и международной благотворительности;

  • основные современные концепции и модели социальной работы, их основания;

  • основные этапы истории развития социальной работы в России и за рубежом;

  • общие и частные технологии, методы социальной работы;

  • особенности объекта и субъекта социальной работы;

  • основные подходы, применяющиеся в социальной работе (субъект-субъектный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный и т.д.);

  • принципы деятельности социального работника;

  • понятие ценностей социальной работы и традиционных духовных ценностей.


Практическая работа призвана способствовать формированию общих и профессиональных компетенций:


Код

Наименование результата обучения

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ПК 1.1.

Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи.

ПК 1.2.

Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента.

ПК 1.3.

Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа.

ПК 1.4.

Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лицам пожилого возраста и инвалидам.

ПК 1.5.

Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов.

ПК 2.1.

Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи.

ПК 2.2.

Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей.

ПК 2.3.

Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).

ПК 2.4.

Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС.

ПК 2.5.

Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей.

ПК 3.1.

Диагностировать ТЖС у лиц из групп риска.

ПК 3.2.

Координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска.

ПК 3.3.

Осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).

ПК 3.4.

Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска.

ПК 3.5.

Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска.



Виды практической работы и время на её реализацию (14 часов)

Название темы


Виды практической работы


Время

Формируемые компетенции

1.

Отличия путей развития социальной работы в России и за рубежом.

Обсуждение информационных сообщений по вопросам преподавателя.

2 ч.

ОК 1, ОК 10.

2.

Социальная работа как система деятельности.

Написание сочинения-рассуждения на тему: «Целесообразность рассмотрения социальной работы как целостной системы».

2 ч.

ОК 1-4, ОК 6-9, ПК 1.2, ПК 2.2, ПК 3.2

3.

Теории и модели социальной работы.

Сравнительный анализ социолого-ориентированных моделей социальной работы.

2 ч.

ОК 2, ОК 4, ОК 9.

4.

Методы познания в социальной работе.

Сравнительный анализ общенаучных и частно-научных методов, используемых в социальной работе.

2 ч.

ОК 2, ОК 5, ОК 9, ПК. 1.1-1.5, ПК 2.1-2.5, ПК 3.1-3.5

5.

Модели социальной политики.

Рассмотрение основных положений «Конвенции о правах ребенка» и написание сочинения-рассуждения на тему: «Роль социальной политики государства в сфере защиты детства».

2 ч.

ОК 1, ОК 3, ОК 7, ПК 2.1-2.5

6.

Социальная работа как область подготовки специалистов.

Составление профессиограммы современного социального работника.

2 ч.

ОК 1-11, ПК 1.1-1.5, ПК 2.1-2.5, ПК 3.1-3.5

7.

Частные технологии социальной работы.

Рассмотрение теории и практики социальной работы в России и за рубежом. Составление обобщающей таблицы.

2 ч.

ОК 10


Практические занятия.


Практическое занятие №1

«Отличия путей развития социальной работы в России и за рубежом».



Цель: изучение исторического опыта социальной работы в различные периоды времени.

Вопросы для обсуждения:

  1. Зарубежный опыт теоретического осмысления моделей социальной поддержки.

  2. Исторический опыт развития социальной работы за рубежом.

  3. Современная практика социальной работы за рубежом (на примере Англии, Франции, Германии, США).

Время выполнение:

выполнение 00 часа 90 мин.;

Критерии оценки заданий

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки выполнения задания

З 1.Категории и понятия социальной работы, специфику профессии.


- Воспроизведение основных терминов.

- Описание специфики форм социального обслуживания населения в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Социальный работник», утвержденного Приказом Минтруда России от 18.11.2013 № 677 Н. и Кодекса профессиональной

З 4.Основные этапы истории развития социальной работы в России и за рубежом.



Перечисление исторических этапов развития социальной работы.

- Изложение сущности этапов исторического развития социальной работы.

- Распознание этапа по его характеристике.

- Активное участие в профессионально значимых мероприятиях (конференциях, проектах)

З 9.Понятие ценностей социальной работы и традиционных духовных ценностей.

- демонстрация интереса к будущей профессии в процессе теоретического и практического обучения, производственной практики.





Практическое занятие №2

«Социальная работа как система деятельности».



Цель: обоснование целесообразности рассмотрения социальной работы как целостной системы.

Время на подготовку и выполнение:

выполнение 00 часа 90 мин.;

Критерии оценки заданий

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки выполнения задания

З 6.Особенности объекта и субъекта социальной работы.


- Изложение существующих подходов к классификации категорий, находящихся в ТЖС

З 7.Основные подходы, применяющиеся в социальной работе

(субъект-субъектный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный и т.д.).

- Изложение сущности подходов к социальной работе.

- Распознание подхода по его характеристике.


З 9.Понятие ценностей социальной работы и традиционных духовных ценностей.


- демонстрация интереса к будущей профессии в процессе теоретического и практического обучения, производственной практики.




Практическое занятие №3

«Теории и модели социальной работы».



Цель: раскрыть содержание социально ориентированных моделей социальной работы.

Время на подготовку и выполнение:

выполнение 00 часа 90 мин.;

Критерии оценки заданий

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки выполнения задания

З 3.Основные современные концепции и модели социальной работы, их основания.


-Обоснование эффективности модели социальной работы

- Активное участие в профессионально значимых мероприятиях (конференциях, проектах)




Практическое занятие №4

«Методы познания в социальной работе».



Цель: сравнительный анализ общенаучных и частно-научных методов, используемых в социальной работе. Определение области их применения.

Время на подготовку и выполнение:

выполнение 00 часа 90 мин.;

Критерии оценки заданий

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки выполнения задания

З 5. Общие и частные технологии, методы социальной работы.

- Анализ ининноваций в области профессиональной деятельности.




Практическое занятие №5

«Модели социальной политики».



Цель: определение основных приоритетов социальной политики в условиях реформировании российского общества.

Время на подготовку и выполнение:

выполнение 00 часа 90 мин.;

Критерии оценки заданий

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки выполнения задания

З 2.Традиции российской и международной благотворительности.

- Описание особенностей филантропической деятельности.

З 4.Основные этапы истории развития социальной работы в России и за рубежом.



Перечисление исторических этапов развития социальной работы.

- Изложение сущности этапов исторического развития социальной работы.

- Распознание этапа по его характеристике.




Практическое занятие №6

«Социальная работа как область подготовки специалистов».



Цель: раскрыть значимость профессионализма социального работника в современном мире.

Время на подготовку и выполнение:

выполнение 00 часа 90 мин.;

Критерии оценки заданий

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки выполнения задания

З 8.Принципы деятельности социального работника.



- Изложение сущности принципа деятельности социального работника.

- Распознание принципа по его характеристике.

- Выполнение самоанализа и корректировки собственной деятельности.

З 9.Понятие ценностей социальной работы и традиционных духовных ценностей.



- Демонстрация интереса к будущей профессии в процессе теоретического и практического обучения, производственной практики.





Практическое занятие №7

«Частные технологии социальной работы».



Цель: установление взаимосвязи теории и практики социальной работы.

Время на подготовку и выполнение:

выполнение 00 часа 90 мин.;

Критерии оценки заданий

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки выполнения задания

З 1.Категории и понятия социальной работы, специфику профессии.



- Воспроизведение основных терминов.

- Описание специфики форм социального обслуживания населения в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Социальный работник», утвержденного Приказом Минтруда России от 18.11.2013 № 677 Н. и Кодекса профессиональной

З 5.Общие и частные технологии, методы социальной работы..

- Анализ инноваций в области профессиональной деятельности.




Заполнить таблицу по изученному материалу:


Страны

Теория

Практика

Россия



Германия



Франция



Англия



США






















Список рекомендуемой литературы


  1. Н.М. Платонова, Г.Ф. Нестерова Теория и методика социальной работы: Москва Издательский центр «Академия» 2014 г.

  2. Кравченко А.И. Социальная работа: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. – 416с.

  3. Лозовская Е.Г., Новак Е.С., Краснова В.Г. История социальной работы в России: Учебно-методическое пособие по специальности «Социальная работа». – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2011.

  4. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. – М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2001.

  5. Костина Е.Ю. История социальной работы. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, - 2003.

  6. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учеб. пособие. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001.

  7. Никитин В.А. Некоторые проблемы разработки концептуальных основ теории социальной работы (Текст): Сборник научных статей. М.: АНО «СПО «СОТИС». 2008. – 144с.

  8. Основы социальной работы: Учебник/ отв. Ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд.. испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 395с.

  9. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/ отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 427с.

  10. Фирсов М.В. история социальной работы в России: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999.

  11. Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 236с.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!