Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Кадетская школа имени Героя Советского Союза Н.В.Старшинова
Адрес: Краснодарский край, Анапский район, поселок Пятихатки, улица Джеметинская, 13
Методические рекомендации
по использованию спортивных снарядов
в физкультурно-оздоровительном
образовании кадетов
Исполнитель: Малофеева И.М.
-учитель физической культуры МАОУ КШ
Анапа – 2016
Говоря о красоте, чаще всего мы имеем в виду не только черты лица, но весь внешний облик человека, фигуру, манеру держаться и двигаться. Стать гибкими, ловкими и здоровыми, приобрести хорошую осанку и легкость движений, кадетам помогают уроки физической культуры. И тогда, независимо от способностей, телосложения и характера, придет успех.
Эмоциональный фон является важнейшим фактором урока. Постоянной заботой учителя физической культуры является создание и поддержание радостного настроения учащихся на уроке. Однако, радость на уроке – это не только и не столько веселье, сколько радость труда, учения. К. Д. Ушинский писал, что на уроке «должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но, не превращая всего дела в шутку…».
Здоровье школьников – результат совокупного взаимодействия различных факторов (социальных, биологических). В комплексе этих факторов, физическая культура в кадетском образовании занимает основное место.
Урок становится радостным для обучающихся, когда они двигаются, а не сидят на скамейках, когда они видят улыбку учителя, его шутку, и когда видят результаты своего труда.
Существует ряд факторов, повышающих эмоциональность урока:
Обстановка урока и поведение учителя. Эстетика зала или площадки (чистота, освещенность, наличие яркого, красочного спортивного инвентаря), наличие единообразной формы кадетов и отличительной формы учителя, эстетика поведения – все это имеет немаловажное значение. Собранность учителя, краткость и четкость его команд, интонация, жестикуляция, взгляд, настраивают обучающихся, побуждают к работе.
Использование игрового и соревновательного методов. Игра является привычной формой деятельности для младшего школьного возраста. А, приходя в кадетскую школу, учащиеся должны играя приобщаться к миру взрослых. Игра – это не только развлечение, это способ выполнения определенных ролей, средство развития его психических и физический качеств, средство формирования коммуникативных умений.
Л.С.Выготский отмечал, что игра ребенка – это школа воли, это не только подражательная деятельность, но и творческая, развивающая воображение, абстрактное мышление. Учитель может и должен стать участником игры. Игра, соревнование, эстафета – вызывают сильный эмоциональный всплеск у обучающихся, они теряют контроль над своим поведением, шумят, не слушают команд учителя и т.д. Поэтому, использование игрового и соревновательного методов требует определенной формы, места и меры на уроках.
3. Разнообразие средств и методов, используемых учителем на уроке. «Всякая однообразная деятельность на уроке утомляет, угнетает молодого человека и убивает в нем всякую самостоятельность» - писал П. Ф. Лесгафт. Учителю предоставлена возможность разнообразить средства и методы проведения уроков физической культуры, показать творчество в своей работе. Это использование фронтального, группового и кругового методов проведения занятий в спортзале или на площадке, использование разнообразных и меняющихся частично от урока к уроку упражнений для развития двигательных качеств (силы, гибкости, выносливости, быстроты, ловкости).
Физическая подготовленность кадетов – основополагающая сторона всестороннего и гармоничного развития и воспитания его, как человека, поэтому составляет основное содержание физического воспитания и предполагает развитие таких двигательных качеств, как:
Сила, которая является обязательным условием любого движения и лежит в основе проявления других физических качеств.
Гибкость, помогающая выполнять движения с определенной амплитудой.
Выносливость – способность длительное время выполнять работу заданной интенсивности.
Быстрота, которая проявляется в форме быстроты реакции и скорости движения.
Ловкость – способность двигательно выйти из любого положения, т.е. справиться с любой возникшей двигательной задачей.
Учитель должен хорошо ориентироваться в биологических закономерностях организма, знать пределы его функциональных возможностей и более эффективно управлять процессом занятий физическими упражнениями с помощью ряда факторов:
Индивидуальные возможности кадетов.
Сила воздействия физических упражнений зависит от уровня активности, заинтересованности, знаний и умений физического развития кадетов. Определяют воздействие на организм особенности самих упражнений: их трудность, эмоциональность, новизну, т.е. более эффективное влияние на организм оказывают новые упражнения.
Правильная дозировка упражнений. Трудность упражнения во многом зависит от его дозировки: малые нагрузки не дают необходимого эффекта, слишком большие могут принести вред занимающимся кадетам. На уроках физической культуры используется ряд приемов измерений нагрузки:
- количество повторений упражнения;
- амплитуда выполнения упражнений;
- изменение условий выполнения упражнений;
- скорость выполнения упражнений;
- усложнение упражнения путем его соединения с другими действиями;
- частичное изменение способа выполнения упражнения;
- темп выполнения упражнения.
3. Условия выполнения упражнений (место выполнения, методологические и материальные факторы).
Знание основных условий выполнения физических упражнений, широкое комплексное использование средств помогает проводить уроки разнообразно, в то время как узкий круг двигательных действий приводит к обеднению двигательного опыта, снижает интерес к занятиям и в конечном итоге ослабляет влияние упражнений на развитие организма.
Особую ценность представляют занятия с применением спортивных снарядов, которые могут использоваться в разминке общей и специальной, в зависимости от поставленной задачи развивать определенные двигательные качества и укреплять суставы, мышцы, как отдельных, так и всего туловища в целом.
Наиболее доступными являются упражнения со скакалками, развивающие прыгучесть, координацию, укрепляющие коленные и голеностопные суставы, стопу, мышцы ног, таза, пальцы ног и используемые в профилактике плоскостопия.
Упражнения со скакалкой включают в комплексы ОРУ, применяются как средство, усиливающее воздействие на мышцы и суставы.
В целях разнообразия и новизны в комплексах ОРУ применяют гимнастические скамейки, которые способствуют развитию гибкости, скоростно-силовых качеств и могут проводиться с использованием игр, где одновременно развивается внимание.
При работе над гибкостью и подвижностью суставов, одним из средств являются упражнения у гимнастической стенки, которые могут быть включены в различные части уроков.
Интересно и эмоционально можно организовать занятие с гимнастическими палками – снаряд, используемый для развития ловкости.
Если ребенку трудно учиться, он не справляется со многими задачами, стоящими перед ним, а мы действительно хотим помочь ему, то самое главное, с чего мы должны начать и чему постоянно следовать – это дать ему возможность чувствовать, что у него тоже есть своя искорка. По-настоящему учитель открыт только тогда, когда ему доверяют дети. Их оценка его работы, благодарность родителей, важнее любых авторитетных мнений.
Комплексы общеразвивающих упражнений прилагаются.
Данные комплексы можно применять в любых классах, учитывая возраст обучающихся, вес и размер спортивных снарядов, корректировать нагрузку, как на уроках физической культуры, так и на тренировках различных видов спорта и танцах.
Общеразвивающие упражнения
с гимнастической скакалкой
И.п. – скакалка лежит на полу.
Захватить скакалку пальцами ног и поднять ее правой, затем левой ногой.
И.п. – встать на скакалку, руки вверх.
1 – отвести руки назад,
2 – и.п.
И.п. – скакалка впереди.
1 – полуприседанием поворот направо,
2 – и.п. То же в другую сторону.
И.п. – ноги врозь, скакалка перед грудью.
1 – с поворотом вправо, отвести руки вверх-назад,
2 – и.п. То же в другую сторону.
И.п. – скакалка впереди.
1 – полуприседание, руки вверх,
2 – присед, руки вперед.
И.п. – ноги врозь, скакалка натянута по плечам.
1 – горизонтальный наклон туловища вперед,
2 – выпрямить руки вперед, прогнуться,
3 – наклон вперед, руками коснуться пола,
4 – и.п.
И.п. – Ноги врозь, руки вверх.
1 – 2 – наклон вправо,
3 – 4 – наклон влево.
И.п. – ноги врозь, руки вверх – в стороны, скакалка за головой.
1 – наклон туловища к правой ноге,
2 – и.п., то же в другую сторону.
И.п. – ноги врозь, скакалка натянута на плечах.
1 – 4 – круговые движения туловищем вправо,
5 – 8 – то же влево.
И.п. – ноги врозь, руки вверх.
1 – наклон туловища направо,
2 – наклон туловища вперед, руки скрестно.
3 – наклон туловища влево.
4 – и.п. То же в другую сторону.
И.п. – руки вверх.
1 – круг руками перед собой вправо,
2 – с махом правой ноги в сторону, наклон туловища вправо,
То же в другую сторону.
И.п. – ноги шире плеч, руки вверх.
1 -3 – медленное приседание с постепенным опусканием рук вниз,
4 – и.п.
И.п. – сидя, ноги врозь, руки вверх.
1 – наклон вперед к правой ноге,
2 – и.п., поворот туловища вправо. То же к другой ноге.
И.п. – сидя, руки вверх.
1 – наклон вперед, скакалку перенести на стопы.
2 – перекат на спину, носками коснуться пола за головой.
И.п. – лежа, руки вверх.
1 – сесть, согнуть ноги, опустить скакалку на стопы,
2 – и.п.
И.п. – скакалка сзади.
Прыжки с двойным вращением скакалки.
Прыжки на двух ногах с промежуточным прыжком.
И.п. – скакалка впереди.
Прыжки на двух ногах, вращая скакалку петлей назад.
И.п. – присед, скакалка сзади.
Прыжки в полном приседе.
И.п. – руки вперед – вниз, скакалка сложена вчетверо.
1 – перепрыгнуть скакалку, сгибая ноги,
2 – прыжком в и.п.
И.п. – сидя, руки вперед.
1 – согнуть левую ногу, перенести ее через скакалку – выпрямить,
2 – и.п.,
3 -4 – то же правой ногой,
5 – 6 – то же обеими ногами,
7 – 8 – и.п.
И.п. – лежа на спине, концы скакалки в правой руке.
1 – отвести руки вверх, перехватить скакалку левой рукой,
2 – не останавливая движения скакалки, провести ее под поднятыми ногами, перехватить правой рукой.
Общеразвивающие упражнения
с набивными мячами
И.п. стоя, ноги врозь, мяч внизу.
1 – мяч вперед,
2 – поворот туловища влево,
3 – поворот вперед,
4 – и.п. То же самое в правую сторону.
И.п. – стоя, ноги врозь, мяч на груди.
1 – 2 - мяч вперед, наклон вперед прогнувшись,
3 – выпрямиться,
4 – и.п.
И.п. – стоя, ноги врозь, мяч на груди.
1 – с поворотом туловища вправо, мяч вверх,
2 – и.п. Тоже в другую сторону.
И.п. – стоя, ноги врозь, мяч на груди.
1 – 2 – с наклоном вперед мяч положить на пол,
3 – 4 – встать, руки на пояс, прогнуться.
5 – 6 – наклон вперед, взять мяч,
7 – 8 – и.п.
И.п. – ноги врозь шире плеч, мяч на груди.
1 – 2 – приседая на правой ноге и одновременным поворотом влево, положить мяч у левого носка.
3 – 4 – выпрямиться, руки на пояс,
5 – 6 – с приседанием на правой ноге – взять мяч,
7 – 8 – и.п.
И.п. – ноги шире плеч, мяч за головой.
1 – 2 –с одновременным наклоном влево согнуть правую ногу, мяч вверх,
3 – 4 – и.п. То же в другую сторону.
И.п. – мяч внизу.
1 – 2 – мяч вверх,
3 – 4 – упор присев,
5 – 6 – встать, мяч вверху,
7 – 8 – и.п.
И.п. – о.с., мяч внизу.
1 – 2 – с поворотом влево присесть и положить мяч сзади,
3 – 4 – встать, руки на пояс,
5 – 8 – присесть, взять мяч и вернуться в и.п.
И.п. – ноги врозь, мяч внизу.
1 – 2 – мяч на грудь,
3 – 4 – мяч вверх,
5 – 6 – мяч на грудь,
7- 8 – бросок вверх и ловля.
И.п. – о.с., мяч внизу.
1 – 2 – поднять вперед правую согнутую ногу с одновременной передачей мяча из правой руки в левую,
3 – 4 – и.п. То же другой ногой.
И.п. – сидя, мяч впереди.
1 – 2 – лечь на спину, мяч вверх,
3 – 4 – и.п.
И.п. – сед ноги врозь, мяч на груди.
1 – мяч вперед,
2 – мяч вверх,
3 – наклон вперед,
4 – и.п.
И.п. – стоя на коленях, мяч впереди.
1 – 2 – сесть право, мяч влево,
3 – 4 – и.п. То же в другую сторону.
Броски мяча вверх с выполнением задания:
- упор присев,
- с поворотом кругом,
- с хлопком.
15. Броски мяча в парах из и.п.:
- лежа на спине,
- сидя ноги врозь.
16. Прыжки:
- зажав мяч стопами и ловлей перед собой,
- зажав мяч стопами и броском назад.
17. Броски в парах:
- двумя руками снизу,
- двумя руками от груди,
- двумя руками сбоку,
-двумя руками из-за головы с места,
Двумя руками из-за головы с шага,
- одной от плеча,
- одной рукой с полуоборота,
- по сигналу, после передач мяча вокруг туловища,
- стоя спиной к партнеру,
- с поворотом кругом,
- прогнувшись назад,
- с наклоном вперед ,
- броском между ног,
- из и.п. – сидя ноги вместе (врозь),
- двумя ногами (мяч держится стопами).
Общеразвивающие упражнения
с гимнастическими скамейками
И.п. – сед на скамейке, ноги прямые, хват руками сзади.
1 – 3 – сгибая ноги, пружинистые движения до касаний пяток таза,
4 – и.п.
И.п.- стоя боком к скамейке, правая нога на скамейке, руки на пояс.
1 – 3 – наклон вправо, руки вверх,
4 – и.п. То же, стоя другим боком.
И.п. – то же.
1 – 2 – наклон вперед, руки вверх,
3 - 4 – с поворотом налево наклон вперед до касания пола.
То же, стоя другим боком
И.п. – то же.
1 – присесть на левой ноге,
2 – 3 – перенести тяжесть тела на правую ногу,
4 – и.п. То же с другой ноги.
И.п. – стоя лицом к скамейке, руки внизу.
1 – 3 – выпад правой ногой на скамейку, руки вверх,
4 – И.п. То же левой ногой.
И.п. – стоя спиной, правая нога на скамейке, руки на пояс.
1 – 2 – наклон вперед, руками коснуться пола,
3 – 4 – наклон назад, руки на пояс.
То же, левая нога на скамейке.
И.п. – тоже.
1 – 3 – согнуть правую ногу, руки вверх,
4 – и.п.
И.п. – сед на скамейке, ноги прямые.
1 – 2 – наклон вперед, руки вверх,
3- 4 – упор, руки сзади – прогнуться.
И.п. – тоже.
1– 2 - прогнуться с одновременным подниманием правой ноги вперед,
3 - 4 – и.п.
И.п. – то же.
1 - поднять согнутые ноги,
2 – выпрямить – сед «углом»,
3 – согнуть ноги,
4 – и.п.
И.п. – о.с., стоя на расстоянии шага лицом к скамейке.
1 – поставить левую ногу на скамейку, руки к плечам,
2 – поставить правую ногу, руки вверх,
3 – 4 – наклон вниз, стараясь коснуться руками пола,
5 – 6 – выпрямится,
7 – сойти на пол левой ногой,
8 – опустить правую ногу.
И.п. – упор присев, руки на скамейке.
1 – 2 – поочередно ставить ноги в упор лежа,
3 - 4 – согнуть руки – отжимание,
5 – поднять таз,
6 – упор лежа,
7 – 8 – вернуться в и.п.
И.п. – упор сидя сзади на скамейке, ноги прямые.
1 – поднять ноги вверх,
2 – 6 – скрещивающие движения ногами – «ножницы»,
7 – соединить ноги вместе,
8 – и.п.
И.п. – лежа на бедрах на скамейке (поперек), руки на полу.
1 – 2 – прогнуться, руки вверх,
3 – 4 – и.п.
Отжимания:
- упор лежа на полу, бедра на скамейке;
- упор лежа на полу, стопы на скамейке;
- упор лежа на полу, с отталкиванием от пола и хлопком в ладоши;
- упор лежа, руки на скамейке;
- упор лежа, ноги согнуты, руки на скамейке.
Игры:
«Бег по сигналу».
– скамейки расставлены квадратом, команды стоят перед своими скамейками на расстоянии 2- 4 метров. Преподаватель, стоя в центре, подает сигналы:
- правая рука вперед - все обегают свою скамейку справа в колонну по одному, возвращаясь на исходную позицию.
- левая рука вперед – все обегают свою скамейку слева в колонну по одному на исходную позицию.
- обе руки вперед –встать на скамейку лицом к центру.
- руки на пояс – перепрыгнуть скамейку и сесть.
«Смена скамеек».
Все выполняют ОРУ на скамейках. По сигналу, каждая команда перебегает на другую скамейку по часовой стрелке.
Общеразвивающие упражнения
с гимнастической палкой.
И.п. – о.с., руки внизу.
1 – руки вверх, правая нога сзади на носок,
2 – и.п.,
3 – руки вверх, левая нога на носок,
4 – и.п.
И.п. – ноги врозь, палка внизу.
– палку поднять вперед,
– туловище вправо,
– палку вперед,
– и.п. То же самое в другую сторону.
И.п. – о.с., палка внизу.
1 – 2 – присесть, палку перевести назад,
3 – 4 – и.п.
И.п. – ноги врозь, палка на груди.
1 – палку вверх,
2 – поворот туловища направо,
– встать прямо,
4 – и.п.
И.п. – ноги врозь, палка на лопатках.
1 – 2 – наклон вперед прогнувшись,
3 – 4 – и.п.
И.п. – ноги врозь, палка за головой.
1 – палка вверх,
– наклон вправо,
3 – встать прямо,
– и.п., то же в другую сторону.
И.п. – ноги врозь, палка вертикально на полу, хват за верхний конец, руки прямые.
1 – присесть,
2 – встать,
3 – наклон вперед прогнувшись,
– и.п.
И.п.- ноги шире плеч, палка внизу.
1 – присесть на правую ногу, руки вверх,
2 – наклон влево,
3 – и.п. То же в другую сторону.
И.п. – ноги шире плеч, палка вертикально на полу.
1 – присесть на правую ногу,
2 – и.п. То же на другую ногу.
И.п. – о.с., палка внизу.
1 – приседание, палка вперед,
2 – присесть, палка вверх.
И.п. – палка вертикально на полу.
1 – перемах правой ногой через палку,
2 – то же левой ногой.
И.п. – упор присев, палка внизу.
1 – встать, мах правой ногой назад, палка вверх,
2 – и.п. То же другой ногой.
И.п. – о.с., палка вперед.
1 – мах правой ногой скрестно, касаясь левой руки,
2 – и.п. То же другой ногой.
И.п. – о.с., палка вперед.
1 – мах правой ногой вперед-влево, палка вправо,
2 – и.п. То же другой ногой.
И.п. – о.с., палка внизу.
1 – 3 – с шагом правой ноги вперед – выпад, палка вверх, пружинистые движения в выпаде,
– и.п. То же с другой ноги.
И.п. – стоя на коленях, палка вперед – вниз,
1 – 4 – круговое движение туловищем вправо, палка свободным концом скользит по полу. То же в другую сторону.
И.п. – о.с., палка вертикально на полу.
1– 3 – поднять правую ногу назад – вертикальное равновесие,
4– и.п. То же другой ногой.
18. И.п. – сед согнув ноги, палка под коленями.
1 – 2 – с одновременным наклоном вперед палку продвинуть к пяткам,
– 4 – и.п.
19.И.п. – лежа на животе, палка вверху.
1 – 2 – прогнуться,
3 - 4 – и.п.
20. И.п. – сед, ноги вместе, руки вверх.
– 2 – наклон вперед, положить палку у носков,
- 4 – и.п.,
5– 6 – наклон вперед, взять палку,
7 – 8 –и.п.
Балансирование вертикальной палкой:
- на ладони выпрямленной руки;
- на пальце;
- на большом пальце ноги.
Общеразвивающие упражнения
у гимнастической стенки.
И.п. – стоя лицом к гимнастической стенке на расстоянии шага, хват руками сверху на уровне плеч.
1– 3 – наклон вперед прогнувшись,
– и.п.
И.п. – то же.
1 – 3 – Скрестный поворот на 360 в правую сторону с одновременным перехватом руками,
– и.п. То же в другую сторону.
И.п. – стоя спиной к стенке, на расстоянии шага, хват руками сверху на уровне плеч.
– 3 – присесть,
4 – и.п.
И.п. – стоя спиной к стенке, хват руками сверху на уровне головы.
1 - 2 – встать на носки – прогнуться, выпрямить руки,
3 – 4 – и.п.
И.п. – то же.
1 - 2 – прогнуться с одновременным подниманием ноги вперед,
3 – 4 – и.п.
И.п. – то же.
1 - 2 – присесть, выпрямить руки,
3 – 4 – поднять ноги вперед – «вис»,
5 – 6 – присесть,
7 – 8 – и.п.
И.п. – стоя спиной к стенке, хват руками снизу.
1 – 2 – наклон вперед,
3 – 4 – и.п.
И.п. – стоя правым боком к стенке на расстоянии полшага, левой рукой хват сверху над головой.
1 – 2 – прогнуться вправо, выпрямить левую руку,
3 – 4 – и.п.
И.п. – правая нога на опоре, руки на пояс.
1 – 2 – присесть на левой ноге, руки в стороны,
3 – 4 – и.п.
И.п. – то же.
1 – 2 – наклон вперед, руки вверх,
3 – 4 – и.п.
И.п. – то же.
1 – 3 – сгибая правую ногу – выпад с опорой рук о стенку,
4 – и.п.
И.п. – стоя правым боком к стенке, правая нога на опоре, руки в стороны.
1 – 3 – наклон вправо, правая рука вперед, левая рука – вверх.
4 – и.п.
И.п. тоже.
1 – 2 – наклон вперед, руки через стороны вверх,
3 – 4 – и.п.
5 – 6 – присесть, руки в стороны,
7 – 8 – и.п.
И.п. – то же.
1 – 3 – согнуть правую ногу – выпад,
4 – и.п.
И.п. – стоя правым боком, левая рука в сторону.
1 – мах левой ногой вперед,
– мах левой ногой в сторону, левая рука вперед,
– мах левой ногой назад, левая рука вверх.
Все упражнения с 9 по 15 повторить с другой ноги.
И.п. – стоя лицом к стенке, на расстоянии шага, правая нога сзади на носок, хват руками на уровне плеч.
1 – мах ногой назад,
– мах ногой назад, взявшись руками за рейку ниже, и все последующие махи выполнять с перехватом рук до пола. То же другой ногой.
И.п. – стоя на второй снизу рейке, хват руками на уровне плеч. Поднимание и опускание на носках.
И.п. – вис на стенке.
- поднимание и опускание прямых (согнутых) ног вперед-вверх.
- отведение ног вправо – влево.
- поднимание прямых ног через сторону и опускание вперед.
19. И.п. – вис на стенке.
1 – поднять правую ногу вперед,
2 – отвести в сторону,
3– нога вперед,
4– и.п. То же другой ногой.
20. И.п. – вис лицом к стенке.
1 – прогнуться в спине, голову отвести назад,
2 – и.п.
Литература:
Годик М.А., Барамидзе А.М., Киселева Т.Г. Стретчинг: подвижность, гибкость, элегантность. – М.: Советский спорт, 1991.- 96 с.
Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников – М.: Просвещение, 1989.
Шарабарова И.Н. Упражнения со скакалкой. – М.: Советский спорт, 1991.