СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по физике пр. 169ч. СПО

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по физике пр. 169ч. СПО по выполнению  студентами контрольных и лабораторных работ

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по физике пр. 169ч. СПО»


Содержание


Пояснительная записка.

Структура и содержание учебной дисциплины «Физика»

Объём учебной дисциплины «Физика»

Перечень лабораторных работ

Перечень практикумов

Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ

Методические рекомендации по выполнению практикумов Методические рекомендации по выполнению контрольных работ

Методические рекомендации по работе с тестами

Список литературы.































Пояснительная записка

Согласно требованиям Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по программам подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности: 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)», в результате освоения дисциплины «Физика» к обучающимся предъявляются требования к предметным результатам освоения профильного курса физики.

Физика, одна из важнейших отраслей естествознания, относится к опытным наукам. Первый шаг для установления закономерностей физических явлений состоит в наблюдении. Для этого надо уметь выделить наиболее важные элементы физического явления. Вторым шагом будет изменение условий, в которых протекает явление, то есть переход от простого наблюдения к эксперименту.

Основная трудность при проведении физического практикума состоит в невозможности обеспечить в учебных лабораториях наблюдения физических явлений. Для повышения эффективности усвоения основ физической науки используется принцип генерализации учебного материала – такого отбора, при котором главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов и методов физической науки. Отсюда вытекает повышение требований к умениям студентов применять основные положения науки для самостоятельного объяснения физических явлений, результатов эксперимента, действия приборов и установок, решения задач различных типов.

В задачи лабораторных работ и практикумов входят:

  • формирование у студентов представления о физическом законе в действии, объективном характере физических законов;

  • формирование у студентов представления о точности физических законов и о зависимости этой точности от того, насколько строго соблюдаются условия, в которых может применяться данный закон;

  • ознакомление с основными методами физических измерений, приобретение элементарных навыков их использования;

  • ознакомление с наиболее распространенными измерительными приборами и с принципами их действия;

  • формирование понимания роли практики в познании физических явлений и законов, определении физических величин;

  • приобретение навыков в обработке опытных данных и представлений о численных значениях основных физических величин;

  • развитие мышления студентов, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять сущность физических явлений.


Требования к уровню подготовки студентов

Студент должен знать: правила техники безопасности; теорию вычисления погрешностей; правила приближенных вычислений и округления чисел; общую схему обработки данных измерений; устройство и принцип действия простейших измерительных приборов.

Студент должен уметь: пользоваться простейшими и наиболее употребляемыми измерительными приборами; составлять план исследования; выполнять обработку результатов измерений; строить графическое изображение результатов; объяснять полученный результат, решать задачи различных типов.

При реализации программы у обучающихся должны быть сформированы Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).




















Структура и содержание обучения по физике

Объем дисциплины и виды учебной работы по действующему плану

Общая трудоемкость дисциплины


Вид учебной работы

Количество часов всего 169

Всего по уч.плану

В т.ч. по семестрам

1

2

3

4


Работа с преподавателем (аудиторные занятия):






169


51


66


17


35


Теоретические занятия


139


41


52


13


33


Лабораторные работы


8


3


5


-


-


Практикумы


10


2


5


2


1


Самостоятельная работа:


85


25


37


5


18


Контрольная работа


12


5


4


2


1


Форма промежуточного контроля


-


-


-


-


экза-

мен


Всего часов


254


76


103


22


53
























Объем учебной дисциплины «Физика» и виды учебной работы.


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка ( всего )

254

Обязательная аудиторная учебная нагрузка ( всего )

169

в том числе:


лабораторные работы

8

практикумы

10

контрольные работы

9

Самостоятельная работа обучающегося ( всего )

85

Промежуточная аттестация в форме экзамена




































Перечень лабораторных работ

по учебной дисциплине Физика



пп

Тема лабораторной работы

Наименование раздела / темы

Рабочей программы

Цели: отработка практических навыков работы с физическими приборами, справочниками, таблицами, сборка простейших электрических схем, умений делать выводы из полученных измерений, установление закономерностей, повторение и закрепление пройденного учебного материала

Лабораторная работа № 1

«Исследование движения тела под действием постоянной силы».

Механика

Динамика материальной точки

Лабораторная работа № 2

«Изучение закона сохранения импульса и реактивного движения»

Механика

Законы сохранения

Лабораторная работа № 3

«Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости».

Механика

Динамика материальной точки

Лабораторная работа № 4

«Измерение влажности воздуха»

Молекулярная физика. Термодинамика.

Основы молекулярно-кинетической теории

Лабораторная работа № 5

«Наблюдение роста кристаллов из раствора»

Молекулярная физика. Термодинамика.

Основы молекулярно-кинетической теории

Лабораторная работа № 6

«Изучение закона Ома для участка цепи»

Электродинамика

Электростатика. Законы постоянного тока

Лабораторная работа № 7

«Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

Электродинамика

Электростатика. Законы постоянного тока

Лабораторная работа № 8

«Изучение интерференции и дифракции света»

Электродинамика

Оптика











Перечень практикумов

по учебной дисциплине «Физика»


Практикум №1 «Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для учета: инертности тел и трения при движении транспортных средств, резонанса, законов сохранения энергии и импульса при действии технических устройств.»

Практикум №2 «Проведение экспериментальных исследований равноускоренного движения тел, свободного падения, движения тел по окружности, колебательного движения тел, взаимодействия тел.»

Практикум №3 «Теплоемкость. Практическое применение физических знаний в повседневной жизни:при оценке теплопроводности и теплоемкости различных веществ;для использования явления охлаждения жидкости при ее испарении, зависимости температуры кипения воды от давления»

Практикум №4 «Наблюдение и описание броуновского движения, поверхностного натяжения жидкости, изменений агрегатных состояний вещества, способов изменения внутренней энергии тела и объяснение этих явлений на основе представлений об атомно-молекулярном строении вещества и законов термодинамики.»

Практикум №5 «Проведение измерений параметров электрических цепей при последовательном и параллельном соединениях элементов цепи, ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока, электроемкости конденсатора, индуктивности катушки»

Практикум №6 «Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: мультиметра, полупроводникового диода, электромагнитного реле, динамика, микрофона, электродвигателя постоянного и переменного тока, электрогенератора, трансформатора. Получение, передача и распределение электроэнергии.»

Практикум №7 «Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для сознательного соблюдения правил безопасного обращения с электробытовыми приборами.»

Практикум №8 «Проведение измерений показателя преломления вещества, длины световой волны; наблюдение и объяснение явлений отражения, преломления, интерференции, дифракции, дисперсии света.»

Практикум №9 «Объяснение устройства и принципа действия физических приборов лупы, микроскопа, телескопа, спектрографа»

Практикум №10 «Наблюдение и описание оптических спектров излучения и поглощения, фотоэффекта, радиоактивности; объяснение этих явлений на основе квантовых представлений о строении атома и атомного ядра»









Методические рекомендации по выполнению лабораторных

работ по физике

Лабораторный эксперимент является одним из основных методов обучения физике в общеобразовательных учреждениях. В учебном процессе он выполняет три основных функции:

- является источником новых знаний, фундаментальным основанием теорий;

- средством наглядности, «живым созерцанием», иллюстрацией изучаемых явлений;

- критерием истинности полученных знаний, средством раскрытия их практических применений.

Кроме того, лабораторный эксперимент является эффективным средством воспитания и развития студентов; развития у них физического мышления, познавательной самостоятельности, творческих способностей, интеллектуальных и практических умений.

Лабораторные работы соответствуют основным дидактическим принципам обучения: принципам сознательности, творческой активности, самостоятельности учащихся, развивающего обучения, дифференцированного подхода к учащимся, соответствия содержания возрастным особенностям учащихся, прочности усвоения знаний и умений.

Лабораторные работы можно классифицировать по разным признакам: по содержанию учебного материала,

формам организации,

виду руководств,

времени и месту выполнения,

дидактическим целям и задачам,

виду деятельности студентов и преподавателя

По содержанию учебного материала:

наблюдение физических явлений и процессов, измерение физических величин, изучение зависимостей между физическими величинами.

По формам организации: под руководством преподавателя группа выполняет одни и те же работы, пользуясь одинаковым и простым оборудованием.

По виду руководства: при устном руководстве преподавателя и по письменным инструкциям.

По дидактическим целям и задачам: изучение нового учебного материала (приобретение новых знаний); повторение, обобщение, систематизация ранее изученного учебного материала; формирование экспериментальных знаний и умений учащихся и их применение.

По характеру познавательной деятельности студентов: репродуктивные, иллюстративные, частично- поисковые, исследовательские.

Лабораторная работа предполагает выполнение следующего:

1.Формулировка цели выполняемой работы.

2. Выбор и указание в отчете необходимого при работе оборудования.

3.Запись результатов измерений в таблице.

4. Обработка результатов измерений в виде расчетов, графиков.

5. Расчет погрешностей измерений.

6.Выводы по итогам выполненной работы.

Перед проведением лабораторной работы необходимо познакомиться с техникой безопасности при выполнении данной работы.

Для каждой лабораторной работы необходимым условием является составление отчета. Это имеет важное значение для формирования у студентов обобщенных умений по описанию физического эксперимента, проверки выполнения работ и оценки знаний и умений студентов. Форма и содержание отчета зависит от вида лабораторной работы. В большинстве случаев достаточно иметь:

  1. название лабораторной работы;

  2. цели работы;

  3. перечень основного оборудования (измерительных и других приборов);

  4. краткое описание способа измерений и измерительной установки, сопровождаемое схематическим чертежом, рисунком, электрической или оптической схемой и расчетными формулами;

  5. запись результатов измерений, вычислений и вывод.

































Лабораторная работа №1

Объем учебного времени 1ч

«Исследование движения тела под действием постоянной силы».

Цель лабораторной работы: получить практическое подтверждение первого закона Ньютона.

Оборудование: 1. гладкая доска,

2. брусок деревянный,

3. набор грузов,

4. динамометр,

5. измерительная линейка,

6. секундомер.

Теоретическая справка.

Согласно первому закону Ньютона: под действием постоянной силы

(= const) тело остаётся в покое или движется равномерно и прямолинейно, то есть скорость тела (= const) остаётся постоянной и по величине, и по направлению.

Ход работы.

1. Соберите лабораторную установку

100г 100г







2. Меняя массу груза (m), прикрепив к нему динамометр, равномерно тяните его вдоль плоскости доски. Измерьте величину силы тяги (F).

3. Измерьте пройденный путь за 4 с, обратив внимание на неизменность приложенной силы при каждом опыте.

4. Полученные данные запишите в таблицу.


№ п/п

m (кг)

F0(H)

F (H)

υ0(м/с)

s (м)

t (c)

υ (м/с)

1

0,1

0


0


4


2

0,2

0


0


4


3

0,3

0


0


4


5. 5.Вычислите скорость движения груза по формуле равномерного прямолиней-

ного движения:

6. Сделайте проверку правильности выполненных вычислений, используя формулу второго закона Ньютона:


7. Сделайте вывод о проделанной работе.












































Лабораторная работа № 2

«Изучение закона сохранения импульса и реактивного движения»


Объем учебного времени 1ч.

Рекомендации/инструкции по выполнению заданий

Цель: Экспериментально подтвердить справедливость закона сохранения импульса для двух шаров при их центральном столкновении.

Оборудование: весы, стальной шарик, прибор для изучения движения тела, брошенного горизонтально, лист бумаги

Оборудование: весы, стальной шарик, прибор для изучения движения тела, брошенного горизонтально, лист бумаги.

Ход работы:

  1. Измеряем на весах массу стального шара m 1 и m 2. На краю рабочего стола закрепляем прибор для изучения движения тела, брошенного горизонтально.

  2. На место падения шарика кладем чистый лист белой бумаги, приклеивают его скотчем и накрывают копиркой.

  3. Отвесом определяют на полу точку, над которой располагаются края горизонтального участка желоба.

  4. Пускают шарик и измеряют дальность его полета в горизонтальном направлении l 1.

  5. По формуле вычисляем скорость полета шара и его импульс Р 1.

  6. Далее устанавливаем напротив нижнего конца желоба, используя узел с опорой, другой шарик. Вновь пускают стальной шарик, измеряют дальность полета l 1’ и второго шара l 2’. Затем вычисляют скорости шаров после столкновения V1’ и V2’, а также их импульсы p1’ и p2’.

  7. Данные занесем в таблицу.

    № опыта

    m1, кг

    m2, кг

    l 1, м

    V 1, м/с

    P 1, кг м/с

    l 1’,м

    l 2’, м

    V 1’, м/с

    V2’, м/с

    h, м

    P 1’, кг м/с

    P 2’, кг м/с

    1.













  8. Произвести все необходимые вычисления.

  9. Сделать вывод.











Лабораторная работа № 3

«Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости».

Объем учебного времени 1ч.

Рекомендации/инструкции по выполнению заданий

Цель работы: 1. Экспериментально сравнить изменения потенциальной энергии тела (Еп ), поднятого над землёй и кинетической энергии (Ек) тела, полученной за счёт этого изменения.

2. Убедиться в том, что тело при движении под действием силы тяжести, сохраняет свою механическую энергию – что соответствует закону сохранения энергии.

Оборудование:

  1. Прибор для демонстрации независимости движения;

  2. Весы и разновесы;

  3. Белая и копировальная бумага;

  4. Измерительная линейка.

Теоретическая справка.

1. Тело массой m, поднятое на высоту h, обладает потенциальной энергией Еп. Потенциальной энергией взаимодействия тел и Земли называют величину, равную произведению массы тела на ускорение свободного падения и на высоту тела над поверхностью Земли: Еп = mgh

2. При падении с высоты тело набирает скорость υ, и потенциальная энергия при уменьшении высоты до 0 переходит в кинетическую энергию. Кинетической энергией называют величину, равную половине произведения массы тела на квадрат скорости его движения:

3. Закон сохранения и превращения энергии: полная механическая энергия замкнутой системы тел, между которыми действуют только консервативные силы, сохраняется, т.е. не изменяется с течением времени. Энергия никогда не исчезает и не появляется вновь, она лишь превращается из одного вида в другой.

Е = Еп + Ек = m·g·h + = const

В ситуации падения тела с высоты закон сохранения энергии можно записать следующим образом: = m·g·h, т.е. Ек = Еп

Ход работы.


1. Собрать схему лабораторной установки для проведения опыта по проверке закона сохранения механической энергии.

2. Установить прибор на столе и положить лист копировальной, а на него лист белой бумаги.

3. Вычислить потенциальную энергию, отклонив от положения равновесия стержень с шариком массой m. При этом шарик поднимается на высоту h от

нулевого уровня. Еп = mgh









h C

A


H


B

4. Отпустить отклонённый стержень. При движении стержня к положению равновесия в точке А он ударяется о скобу C. Шарик срывается со стержня и свободно падает на стол, двигаясь по параболе АВ. Движение здесь можно считать равнопеременным. Потенциальная энергия шарика переходит в кинетическую энергию: Еп → Ек ,

5. Вычислить кинетическую энергию. В точке А скорость . Из формулы свободного падения =; тогда .

Подставив значение скорости в формулу кинетической энергии, мы получим рабочую формулу, по которой и вычислим её величину: Ек=

5. Все измерения и вычисления занести в таблицу

№п/п

m (кг)

g(м/с2)

h (м)

Н (м)

ℓ (м)

Еп (Дж)

Ек (Дж)

∆ Е (Дж)

1

0,2

10







2

0,2

10







3

0,2

10







6. Сделать вывод по проделанной работе.




















Лабораторная работа № 4

«Измерение влажности воздуха»


Объем учебного времени 1ч.

Рекомендации/инструкции по выполнению заданий

Цель: научится измерять относительную влажность воздуха.

Оборудование: 1. психрометр;

2. психрометрическая таблица.

Ход работы:

1. Снять показания влажного и сухого термометров (tcyx tвл)

2. Найти разность температур, показываемых термометрами:

t =tcyx—tвл

3. По псих, таблице определить относительную влажность

4. Сделать вывод.


































Лабораторная работа № 5

«Наблюдение роста кристаллов из раствора»


Объем учебного времени 1ч.

Рекомендации/инструкции по выполнению заданий

Цель: Наблюдение процесса роста кристаллов различных веществ в перенасыщенном водном растворе.

Оборудование: микроскоп, предметное стекло, стеклянная палочка, насыщенные растворы хлористого аммония, поваренной соли, гидрохинона.

Ход работы:

1. Поместите на столик микроскопа предметное стекло, отрегулируйте освещение и вращением микрометрического винта добейтесь чёткого изображения поверхности предметного стекла. Наводку на резкость можно облегчить нанесением на поверхность стекла метки карандашом.

Внимание! При наводке на резкость вращение винта следует производить осторожно, чтобы не допустить соприкосновения объектива с предметным стеклом и его повреждения.

2. Выньте предметное стекло из зажимов и поместите на него с помощью стеклянной палочки каплю насыщенного раствора хлористого аммония.

3. Поместите стекло с каплей под объектив микроскопа так, чтобы был виден край капли, так как первые кристаллы образуются обычно на краю капли.

4. Пронаблюдайте процесс зарождения и роста кристаллов. Результаты наблюдений занесите в отчёт, который должен содержать описание процесса роста кристаллов и зарисовку картины, видимой в микроскоп.

5. Аналогичные наблюдения и зарисовки выполните с использованием растворов поваренной соли, гидрохинона.

6. Сделайте вывод.






















Лабораторная работа № 6

«Изучение закона Ома для участка цепи»


Объем учебного времени 1.

Рекомендации/инструкции по выполнению заданий

Цель: Экспериментально изучить закон Ома для участка цепи.

Оборудование: источник питания, проволочные резисторы, амперметр, вольтметр, ключ, соединительные провода.

Ход работы:

  1. Собрать электрическую цепь по схеме:

A


R V




  1. Плавно изменяя напряжение в цепи, при помощи реостата измерить значения напряжения и силы тока на R1. Результаты измерений занести в таблицу.

Резистор R1

U

0







I

0








  1. Повторить измерения с резистором R2.

Резистор R2

U

0







I

0








  1. В одной и той же системе координат построить графики зависимости силы тока от напряжения для каждого резистора. Сделать вывод.

  2. Известно, что сопротивление металлического проводника рассчитывается по формуле:

R =  (1), где  – длина проводника, которую надо измерить линейкой

 =

  1. Площадь поперечного сечения проводника рассчитывается по формуле:

S = , d – диаметр проводника, указанный на резисторе

S =

  1. По графику зависимости силы тока от напряжения определить среднее значение сопротивлений проводника.

  2. Выразить удельное сопротивление вещества из формулы (1) и произвести расчёт.

  3. Повторить расчёты для резистора R2.

  4. Сделать вывод

Лабораторная работа № 7

«Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

Объем учебного времени 1.

Рекомендации/инструкции по выполнению заданий

Цель работы: измерить ЭДС и внутренне сопротивление источника тока.

Оборудование: амперметр и вольтметр школьные, реостат, соединительные провода.


Ход работы.

Схема электрической цепи, которую используют в этой лабораторной работе, показана на рисунке. В качестве источника тока в схеме используют аккумулятор или батарейку от карманного фонаря.

При разомкнутом ключе ЭДС источника тока равна напряжению на внешней цепи. В эксперименте источник замкнут на вольтметр, сопротивление которого должно быть много больше внутреннего сопротивления тока. Обычно сопротивлении источника тока мало, поэтому для измерения напряжения можно использовать школьный вольтметр со шкалой 0-6В и сопротивлением 900 Ом. Так как сопротивление источника мало, то действительно Rвr.















При разомкнутом ключе ЭДС источника тока равна напряжению на внешней цепи. В эксперименте источник замкнут на вольтметр, сопротивление которого должно быть много больше внутреннего сопротивления тока. Обычно сопротивлении источника тока мало, поэтому для измерения напряжения можно использовать школьный вольтметр со шкалой 0-6В и сопротивлением 900 Ом. Так как сопротивление источника мало, то действительно Rвr.

Внутреннее сопротивление источника тока можно измерить косвенно, сняв показания амперметра и вольтметра при замкнутом ключе. Для определения внутреннего сопротивления источника тока нужно дважды измерить ток и напряжение при двух положениях движка реостата. Тогда внутреннее сопротивление источника будет равно: ; а ЭДС будет равна: Е = U1 + I1r.

Порядок выполнения работы.

1.Подготовьте в тетради таблицу для записи результатов измерений и вычислений:

I1

I2

U1

U2

R, Ом

E,В







2.Соберите электрическую цепь согласно схемы. Проверьте правильность подключения вольтметра и амперметра.

3.Проверьте работу цепи при замкнутом и разомкнутом ключе.

4.Измерьте ЭДС источника тока при разомкнутом ключе.

5.Снимите показания амперметра и вольтметра при замкнутом ключе при двух положениях движка реостата. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу.

6. Сделать вывод

































Лабораторная работа № 8

«Изучение интерференции и дифракции света»

Объем учебного времени 1.

Рекомендации/инструкции по выполнению заданий

Цель: экспериментально изучить явление интерференции и дифракции.

Оборудование: стаканы с раствором мыла, кольцо проволочное с ручкой, капроновая ткань, компакт-диск, лампа накаливания, штангенциркуль, две стеклянные пластины, лезвие, пинцет, капроновая ткань.

Ход работы:

Опыт 1. Опустите проволочную рамку в мыльный раствор. Пронаблюдайте и зарисуйте интерференционную картину в мыльной пленке. При освещении пленки белым светом (от окна или лампы) возникает окрашивание светлых полос: вверху – синий цвет, внизу – в красный цвет. С помощью стеклянной трубки выдуйте мыльный пузырь. Пронаблюдайте за ним. При освещении его белым светом наблюдают образование цветных интерференционных колец. По мере уменьшения толщины пленки кольца, расширяясь, перемещаются вниз.

Ответьте на вопросы:

1. Почему мыльные пузыри имеют радужную окраску?

2. Какую форму имеют радужные полосы?

3. Почему окраска пузыря все время меняется?

Опыт 2. Тщательно протрите стеклянные пластинки, сложите их вместе и сожмите пальцами. Из-за неидеальности формы соприкасающихся поверхностей между пластинками образуются тончайшие воздушные пустоты, дающие яркие радужные кольцеобразные или замкнутые неправильной формы полосы. При изменении силы, сжимающей пластинки, расположение и форма полос изменяются как в отраженном, так и

в проходящем свете. Зарисуйте увиденные вами картинки.

Ответьте на вопросы:

1. Почему в отдельных местах соприкосновения пластин наблюдаются яркие радужные кольцеобразные или неправильной формы полосы?

2. Почему с изменением нажима изменяются форма и расположение полученных интерференционных полос?

Опыт 3. Положите горизонтально на уровне глаз компакт-диск. Что вы наблюдаете? Объясните наблюдаемые явления. Опишите интерференционную картину.

Опыт 4. Возьмите с помощью пинцета лезвие безопасной бритвы и нагрейте его над пламенем горелки. Зарисуйте наблюдаемую картину.

Ответьте на вопросы:

1. Какое явление вы наблюдали?

2. Как его можно объяснить?

3. Какие цвета, и в каком порядке появляются на поверхности лезвия при его нагревании?

Опыт 5. Посмотрите сквозь капроновую ткань на нить горящей лампы. Поворачивая

ткань вокруг оси, добейтесь четкой дифракционной картины в виде двух скрещенных под прямым углом дифракционных полос. Зарисуйте наблюдаемый дифракционный крест.

Опыт 6. Пронаблюдайте две дифракционные картины при рассмотрении нити горящей лампы через щель, образованную губками штангенциркуля (при ширине щели 0,05 мм и 0,8 мм). Опишите изменение характера интерференционной картины при плавном повороте штангенциркуля вокруг вертикальной оси (при ширине щели 0,8 мм). Этот опыт повторите с двумя лезвиями, прижав их друг к другу. Опишите характер интерференционной картины

Запишите выводы. Укажите, в каких из проделанных вами опытов наблюдалось явление интерференции дифракции.

Сделать вывод.

Критерии оценки.

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

1. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

2. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

3. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.

4. Правильно выполнил вычисление погрешностей, если они были предусмотрены работой.

5. Соблюдал требования безопасности труда.

Оценка «4» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке «5», но:

1. Опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

2. Или было допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были допущены следующие ошибки:

1. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью.

2. Или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записи единиц измерения, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.), не принципиального для этой работы характера, но повлиявших на результат выполнения.

3. Или работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

Оценка «2» ставится в том случае, если:

1. Работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились не правильно.

3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».

Методические рекомендации

по решению задач во время проведения практикумов

Алгоритм решения качественных задач

1 этап — внимательно ознакомиться с условием задачи;

2 этап — выяснить, какие тела взаимодействуют;

3 этап — выяснить, о каком физическом явлении или группе явлений

идет речь;

4 этап — выяснить состояние тела при начальных условиях;

5 этап — выяснить, что происходит с физическими телами в результате

действия физического явления (например, изменение формы, объема

или агрегатного состояния, а также силы, возникающие при этом);

6 этап — выяснить, как это сказывается на взаимодействующих телах;

7 этап — ответить на вопрос задачи.

Задачи второго типа — количественные. Это задачи, в которых все физические величины заданы количественно какими-то числами. При этом физические величины могут быть как скалярными так и векторными.

Алгоритм решения количественных задач

1 этап — записать кратко условие задачи в виде «Дано»;

2 этап — перенести размерность физических величин в систему «СИ»;

3 этап — выполнить анализ задачи (записать какое физическое явление

рассматривается в задаче, сделать рисунок, обозначить на рисунке все

известные и неизвестные величины, записать уравнения, которые

описывают физическое явление, вывести из этих уравнений искомую

величину в виде расчетной формулы);

4 этап — сделать проверку размерности расчетной формулы;

5 этап — сделать вычисления по расчетной формуле;

6 этап — обдумать полученный результат (Может ли быть такое с точки

зрения здравого смысла?);

7 этап — записать ответ задачи.

Алгоритм решения графических задач.

К задачам этого типа относятся такие, в которых все или часть данных

заданы в виде графических зависимостей между ними. В решении таких

задач можно выделить следующие этапы:

1 этап — прочитать внимательно условие задачи;

2 этап — выяснить из приведенного графика, между какими величинами

представлена связь; выяснить, какая физическая величина является

независимой, т.е. аргументом; какая величина является зависимой, т.е.

функцией; определить по виду графика, какая это зависимость;

выяснить, что требуется — определить функцию или аргумент; по

возможности записать уравнение, которое описывает приведенный

график;

3 этап — отметить на оси абсцисс (или ординат) заданное значение и

восстановить перпендикуляр до пересечения с графиком. Опустить

перпендикуляр из точки пересечения на ось ординат (или абсцисс) и

определить значение искомой величины;

4 этап — оценить полученный результат; записать ответ.



Алгоритм решения экспериментальных задач

Это задачи, в которых для нахождения неизвестной величины

требуется часть данных измерить опытным путем.

1 этап — прочитать внимательно условие задачи; четко определить цель

работы;

2 этап — определить, какое явление, закон лежат в основе опыта;

3 этап — продумать схему опыта; определить перечень приборов и

вспомогательных предметов или оборудования для проведения

эксперимента; продумать последовательность проведения

эксперимента; в случае необходимости разработать таблицу для

регистрации результатов эксперимента;

4 этап — выполнить эксперимент и результаты записать в таблицу;

5 этап — сделать необходимые расчеты, если это требуется согласно

условию задачи;

6 этап — обдумать полученные результаты и записать ответ.


































Методические рекомендации

по выполнению контрольных работ

1. При подготовке к любой контрольной работе рекомендуется

сначала внимательно разобраться с теоретическим материалом по

учебнику, затем закрепить свои знания, решая задачи.

2. Подготовиться к работе— означает:

вы внимательно просматриваете тексты задач и прикидываете, какие из предложенных задач вам по силам и выполняете их в первую очередь.

3. Если вы переоценили свои силы — взяли трудную задачу — и не

решили, то не отчаивайтесь. Дома в спокойной обстановке разберитесь,

в чем причина вашей неудачи, и решите эту же задачу.

4. Если у вас пока нет большой любви к физике, и вас нервируют трудные

задачи, то не расстраивайтесь: для начала выберите задачи начального

уровня. Решая самые простые задачи, вы постепенно приобретаете

уверенность в своих силах.

5. Если вы успешно решили легкую задачу на уроке,

то попросите у преподавателя более трудную задачу. Если на уроке не успели, то обратитесь к преподавателю с просьбой дать вам возможность решить более трудную задачу во внеурочное время.


Критерии оценок обучаемых при проведении самостоятельных

и контрольных работ

Оценка «5» ставится в следующем случае:

— работа выполнена полностью;

— сделан перевод единиц всех физических величин в систему единиц «СИ», все необходимые данные занесены в условие, правильно выполнены чертежи, схемы, графики, рисунки, сопутствующие решению задач, сделана проверка на размерность,

правильно проведены математические расчеты и дан полный ответ;

— на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным языком в определенной логической последовательности, студент приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации;

— студент обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения.

Оценка «4» ставится в следующем случае:

— работа выполнена полностью или не менее чем на 80 %

от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки;

— ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач;

— студент испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «3» ставится в следующем случае:

— работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/З от общего объема), но допущены существенные неточности;

— студент обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий и закономерностей;

— умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач, требующих преобразования формул.

Оценка «2» ставится в следующем случае:

— работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/З от общего объема задания); задания);

— студент показывает незнание основных понятий, непонимание изученных

закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.

Перечень ошибок.

Грубые ошибки:

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил,

основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения

физических величин, единиц их измерения.

2. Неумение выделить в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения

физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или

неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач,

аналогичных ранее решенным в кабинете, ошибки, показывающие

неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование

решения.

4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное

оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать

полученные данные для выводов.

6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и

измерительным приборам.

7. Неумение определить показание измерительного прибора.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при

выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки:

1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов,

теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого

понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведении опыта или

измерений.

2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах,

неточности чертежей, графиков, схем.

3. Пропуск или неточное написание наименований единиц

физических величин.

4. Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты

1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные

приемы вычисления, преобразований и решений задач.

2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо

не искажают реальность полученного результата.

3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

5. Орфографические и пунктуационные ошибки.













































Методические рекомендации по работе с тестами

Тестирование – одна из форм проверки и самопроверки знаний по физике. Отвечая на вопросы тестов, вы можете оценить свои собственные знания, а также восполнить их.

Наиболее распространенными являются тесты четырех видов:

  1. Наиболее простой – предлагается выбрать один правильный ответ из предложенных вариантов

  2. Из предложенных вариантов предлагается выбрать два правильных ответа

  3. Предлагается соотнести физические явления с законами физики.

  4. Расположить в определенной последовательности этапы физического процесса

Работа с тестами требует не только хороших знаний по дисциплине, но и определенных навыков, которые необходимо приобрести в ходе постоянной работы с тестовым материалом.

Во-первых, тесты построены на инверсии – особой мыслительной деятельности, при которой информация может варьироваться. Этот навык требует времени и тренировок. Наличие нескольких вариантов ответа, даже при хорошем усвоении материала, без практики работы с тестами, может вызвать растерянность.

Во-вторых, важно на занятиях выделять «главные, ключевые слова», которые выражают суть физического явления.

Немаловажную роль в решении тестов имеют логические рассуждения. Необходимо вспомнить характерные черты того или иного явления, закона, формулы или физической величины.
























Список литературы

Основные источники:

1. Дмитриева В.Ф. Физика: учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования – 13-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 464с.

2. Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учеб. пособие для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования /В.Ф. Дмитриева. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 336с.

3. Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: учебн. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2014.

4. Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: учебн. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2014.


Дополнительные источники:

1. Бечева М.К. Электротехника и электроника: учебн. для ПТУ. – М.: Высш. шк., 2014.

2. Физика: Учеб. Для 10 кл. шк. и кл. с углубл. изучением физики/ О.Ф.Кабардин, В.А.Орлов, Э.Е.Эвенчик и др.; Под ред. А.А.Пинского. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 415с.: ил.

3. Тихомирова С.А. Физика. 10 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений (базовый уровень) /С.А.Тихомирова, Б.М.Яворский. – М.: Мнемозина, 2014. – 272с.: ил.

4. Справочник школьника: 5-11 классы. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2011. – 704с.

5. Бутырин П.А. Электротехника: учебник для нач. проф. Образования /П.А.Бутырин, О.В.Толчеев, Ф.Н.Шакирзянов; под ред. П.А.Бутырина. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 272с.


Интернет-ресурсы:

1. http://youtu.be/5JEa6sqeUfw

2. http://youtu.be/sYgs9LBSSyc

3. Увлекательная физика, Физика вокруг нас, Интересная... - физика

4. "Физика.ru" - для учащихся и преподавателей физики Учебники Задачки Медиалекции Рассуждалки Публикации

6. mddm.org›intel/arch/physics.htm

7. physics03.narod.ru

8. lib.mexmat.ru›books/7109

9. ad-store.ru›gorod/node/1556 Физика. Физика в нашей жизни

10. gradusnik.ru›rus/doctor/physio/ Медицинская физика.










МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АКБУЛАКСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»














Методические рекомендации для студентов

по выполнению практикумов и лабораторных работ.

Дисциплина ФИЗИКА__

По специальности:

13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»





















Акбулак, 2016 год





Методические рекомендации по (выполнению практикумов и лабораторных работ по дисциплине физика) разработаны на основе ФЗ от 29 декабря 2012г. «Об образовании в Российской Федерации» № 273, Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, приказ от 05.03. 2004 №1089 с изменениями от 31.01.2012г №69.




13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»

(код, наименование специальности(ей)




Организация-разработчик: ГАПОУ Акбулакский политехнический техникум

Разработчик:

Кривошеева Галина Анатольевна,_преподаватель физики __высшей квалификационной категории__________________

Рецензент: Дикун Тамара Петровна, заместитель директора по методической работе, к.п.н.

Рекомендованы Методическим советом ГАПОУ «Акбулакский политехнический техникум», протокол №__ от ______ 20___ г.

Рассмотрены методической комиссией _______________________________ протокол №___ от _______ 20____ г.

Утверждены заместителем директора по УР ГАПОУ «Акбулакский политехнический техникум»

__ ______20 __г _______________________Симакова Е.В.



 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!