9
Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение
профессионального образования
«Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной»
«СОГЛАСОВАНО» на заседании ЦМК общеобразовательных дисциплин Протокол №3 от «21» октября 2015г. Председатель ЦМК Смирнова З.М._______________ | «УТВЕРЖДАЮ» Зам. директора по учебной работе ________________Полстянко Н.Н. «28» октября 2015 г. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
для студентов медицинского колледжа
«Решение задач по генетике. Анализ родословных»
Методические рекомендации подготовлены
преподавателем биологии и генетики человека
с основами медицинской генетики
З.М.СМИРНОВОЙ
г. Севастополь
2014г
МЕТОДЫ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ
Генеалогический метод или метод составления родословных
Метод позволяет выявить:
- является ли данный признак наследственным (по проявлению его у родственников);
- тип наследования заболевания (доминантный, рецессивный, аутосомный или сцепленный с полом),
- гомо- и гетерозиготность различных членов семьи;
Типы наследования
Аутосомный Сцепленный с полом Цитоплазматическая
рецессивный (митохондриальная)
доминантный
Х-сцепленный Y-сцепленный
доминантный рецессивный
Признаки аутосомно – доминантного типа наследования (А-Д тип):
- Больные в каждом поколении;
- Больной ребенок у больных родителей;
- Болеют в равной степени мужчины и женщины;
- Проявление признака наблюдается по вертикали и по горизонтали;
- Вероятность наследования 50 %, если один родитель гетерозиготен.
Признаки аутосомно –рецессивного типа наследования (А-Р тип)
- Больные не в каждом поколении;
- Больной ребенок (аа) рождается у здоровых родителей (гетерозигот);
- Болеют в равной степени мужчины и женщины;
-Вероятность наследования 25 % (если оба родителя гетерозиготны).
Признаки Х-сцепленного рецессивного типа наследования:
- Больные появляются не в каждом поколении;
- Больной ребенок рождается у здоровых родителей;
- Болеют преимущественно мужчины;
- Вероятность наследования:25 % всех детей, в том числе 50 % у мальчиков;
Признаки У- сцепленного (голандричного) типа наследования:
- Больные во всех поколениях;
- Болеют только мужчины;
- У больного отца больны все его сыновья;
- Вероятность наследования признака у мальчиков 100 %.
Признаки цитоплазматической (митохондриальной) наследственности:
Признак передается потомкам только от матери;
Мать, несущая признак, передает его всему потомству;
Признак одинаково часто встречается у представителей обоих полов;
1. По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или нет с полом), выделенного чёрным цветом. Определите генотипы потомков, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11 и объясните формирование их генотипов.
5 1 2 3 4
6 7 8 9
10 11
12 13
Решение:
Признак, выделенный чёрным цветом, является рецессивным, сцепленным с Х-хромосомой (Ха), т.к. а) наблюдается у мужчин, рожденных от здоровых родителей;
б) признак проявляется через поколение.
Мужчина с признаком (8) его дочь носительница признака (10), а внуки – один с
признаком (12), второй без (13), то есть от отца (11) cыновья получают Y - хромосому, а от матери-носительницы (10) один (12) Ха, другой (13) ХА.
Ответ: Ген, формирующий данный признак – рецессивный и находится в Х-хромосоме, которую мальчики получают от матери - носительницы.
Генотипы людей, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11:
3 – женщина-носитель – ХАХа; 8 – мужчина с признаком – ХаY;
4 – мужчина без признака – ХАY; 10 – женщина-носитель – ХАХа.
ХаY ХАХA
5 1 2 3 4
XaY ХАХA
8 9
ХАХa XAY
10 11
XaY ХАХA
12 13
2. По родословной, представленной на рисунке, определите характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с
полом), выделенного чёрным цветом, генотипы родителей и детей в первом поколении.
Решение:
Признак, выделенный чёрным цветом является аутосомно-доминантным, т.к.
а) проявляется в равной мере у представителей обоих полов,
б) наличие больных во всех поколениях (по вертикали) и при большом количестве сибсов и по горизонтали. У гетерозиготного родителя вероятность рождения больного ребенка (или второй родитель здоров) составляет 50%.
Ответ: Генотипы родителей: ♂аа х ♀ Аа; F1: ♀ Аа; ♀ аа; ♂ аа; ♂ Аа.
3. По родословной, представленной на рисунке, определите характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом, цитоплазматическое наследование), выделенного чёрным цветом.
1) Признак, выделенный чёрным цветом – пример цитоплазматического наследования, т.к. а) признак передается потомкам только от матери;
б) мать, несущая признак, передает его всему потомству; в) признак одинаково часто встречается у представителей обоих полов;
Ответ: цитоплазматическое наследование.
Список использованной литературы:
Атраментова Л. А., Карнацевич И. Я. «Сборник задач по генетике» (Харьков «Торсинг», 2002 год)
Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2008.
Гуляев Г.В. « Задачник по генетике» (М. , «Колос», 1980г.)
Жданов Н. В. «Решение задач при изучении темы: «Генетика популяций» (Киров, пед. инст., 1995г.) «Задачи по генетике для поступающих в ВУЗы» (г. Волгоград, изд. «Учитель», 1995г.)
Кириленко А.А. Биология. Сборник задач по генетике. Базовый и повышенный уровни ЕГЭ: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2009
Кочергин Б. Н., Кочергина Н. А. «Задачи по молекулярной биологии и генетике» (Минск, «Народная асвета», 1982г)
Методическая разработка для уч-ся биологического отделения ВЗМШ при МГУ «Законы Менделя» (Москва, 1981г.)
Муртазин Г. М. «Задачи и упражнения по общей биологии (Москва, 1981г.)
Орлова Н. Н. «Малый практикум по общей генетике (сборник задач)» (Изд. МГУ, 1985г.)
Сборник задач по генетике : для студентов биол. фак. / С23 Н. П. Максимова [и др.]. – Минск : БГУ, 2008. – 167 с.