СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации к решению задач по генетике "Анализ родословных"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации к самостоятельной работе для студентов медицинского колледжа "Решение задач по генетике. Анализ родословных"

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к решению задач по генетике "Анализ родословных"»

9


Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение

профессионального образования

«Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной»



«СОГЛАСОВАНО»

на заседании ЦМК

общеобразовательных дисциплин
Протокол №3 от «21» октября 2015г.

Председатель ЦМК

Смирнова З.М._______________

«УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора по учебной работе

________________Полстянко Н.Н.

«28» октября 2015 г.







МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

для студентов медицинского колледжа

«Решение задач по генетике. Анализ родословных»







Методические рекомендации подготовлены

преподавателем биологии и генетики человека

с основами медицинской генетики

З.М.СМИРНОВОЙ





















г. Севастополь

2014г



МЕТОДЫ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ


Генеалогический метод или метод составления родословных

Метод позволяет выявить:

- является ли данный признак наследственным (по проявлению его у родственников);

- тип наследования заболевания (доминантный, рецессивный, аутосомный или сцепленный с полом),

- гомо- и гетерозиготность различных членов семьи;


Типы наследования


Аутосомный Сцепленный с полом Цитоплазматическая

рецессивный (митохондриальная)

доминантный

Х-сцепленный Y-сцепленный

доминантный рецессивный

Признаки аутосомно – доминантного типа наследования (А-Д тип):

- Больные в каждом поколении;

- Больной ребенок у больных родителей;

- Болеют в равной степени мужчины и женщины;

- Проявление признака наблюдается по вертикали и по горизонтали;

- Вероятность наследования 50 %, если один родитель гетерозиготен.

Признаки аутосомно –рецессивного типа наследования (А-Р тип)

- Больные не в каждом поколении;

- Больной ребенок (аа) рождается у здоровых родителей (гетерозигот);

- Болеют в равной степени мужчины и женщины;

-Вероятность наследования 25 % (если оба родителя гетерозиготны).

Признаки Х-сцепленного рецессивного типа наследования:

- Больные появляются не в каждом поколении;

- Больной ребенок рождается у здоровых родителей;

- Болеют преимущественно мужчины;

- Вероятность наследования:25 % всех детей, в том числе 50 % у мальчиков;

Признаки У- сцепленного (голандричного) типа наследования:

- Больные во всех поколениях;

- Болеют только мужчины;

- У больного отца больны все его сыновья;

- Вероятность наследования признака у мальчиков 100 %.

Признаки цитоплазматической (митохондриальной) наследственности:

Признак передается потомкам только от матери;

Мать, несущая признак, передает его всему по­томству;

Признак одинаково часто встречается у представите­лей обоих полов;















1. По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или нет с полом), выделенного чёрным цветом. Определите генотипы потомков, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11 и объясните формирование их генотипов.


5 1 2 3 4

6 7 8 9


10 11


12 13

Решение:

Признак, выделенный чёрным цветом, является рецессивным, сцепленным с Х-хромосомой (Ха), т.к. а) наблюдается у мужчин, рожденных от здоровых родителей;

б) признак проявляется через поколение.
Мужчина с признаком (8) его дочь носительница признака (10), а внуки – один с

признаком (12), второй без (13), то есть от отца (11) cыновья получают Y - хромосому, а от матери-носительницы (10) один (12) Ха, другой (13) ХА.

Ответ: Ген, формирующий данный признак – рецессивный и находится в Х-хромосоме, которую мальчики получают от матери - носительницы.

Генотипы людей, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11:

3 – женщина-носитель – ХАХа; 8 – мужчина с признаком – ХаY;
4 – мужчина без признака – ХАY; 10 – женщина-носитель – ХАХа.


ХаY ХАХA

5 1 2 3 4

XaY ХАХA

8 9

ХАХa XAY

10 11

XaY ХАХA

12 13



2. По родословной, представленной на рисунке, определите характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с

полом), выделенного чёрным цветом, генотипы родителей и детей в первом поколении.










Решение:

Признак, выделенный чёрным цветом является аутосомно-доминантным, т.к.

а) проявляется в равной мере у представителей обоих полов,

б) наличие больных во всех поколениях (по вертикали) и при большом количестве сибсов и по горизонтали. У гетерозиготного родителя вероятность рождения больного ребенка (или второй родитель здоров) составляет 50%.

Ответ: Генотипы родителей: аа х Аа; F1: Аа; аа; аа; Аа.


3. По родословной, представленной на рисунке, определите характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом, цитоплазматическое наследование), выделенного чёрным цветом.











1) Признак, выделенный чёрным цветом – пример цитоплазматического наследования, т.к. а) признак передается потомкам только от матери;

б) мать, несущая признак, передает его всему по­томству; в) признак одинаково часто встречается у представите­лей обоих полов;

Ответ: цитоплазматическое наследование.



Список использованной литературы:

  1. Атраментова Л. А., Карнацевич И. Я. «Сборник задач по генетике» (Харьков «Торсинг», 2002 год)

  2. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2008.

  3. Гуляев Г.В. « Задачник по генетике» (М. , «Колос», 1980г.)

  4. Жданов Н. В. «Решение задач при изучении темы: «Генетика популяций» (Киров, пед. инст., 1995г.) «Задачи по генетике для поступающих в ВУЗы» (г. Волгоград, изд. «Учитель», 1995г.)

  5. Кириленко А.А. Биология. Сборник задач по генетике. Базовый и повышенный уровни ЕГЭ: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2009

  6. Кочергин Б. Н., Кочергина Н. А. «Задачи по молекулярной биологии и генетике» (Минск, «Народная асвета», 1982г)

  7. Методическая разработка для уч-ся биологического отделения ВЗМШ при МГУ «Законы Менделя» (Москва, 1981г.)

  8. Муртазин Г. М. «Задачи и упражнения по общей биологии (Москва, 1981г.)

  9. Орлова Н. Н. «Малый практикум по общей генетике (сборник задач)» (Изд. МГУ, 1985г.)

  10. Сборник задач по генетике : для студентов биол. фак. / С23 Н. П. Максимова [и др.]. – Минск : БГУ, 2008. – 167 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!