В школах Российской Федерации уже несколько лет проводятся экзамены в 9- ых классах по новой форме, происходит постепенное внедрение ФГОС, позволяющее более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся.
В образовании сегодня провозглашён приоритет общечеловеческих ценностей и свободного развития личности. Особый смысл при этом получает личностно ориентированное обучение с его направленностью на саморазвитие, самообразование, самореализацию личности. При таком подходе, ориентированном на познании личности обучаемого, развитие личности рассматривается не как формирование у ученика тех или иных качеств, а как развитие положительных свойств и возможностей, которые имеются в его личностном багаже.
Хочется рассказать об одном из вариантов решения сложной и фундаментальной проблемы реализации личностно-ориентированного обучения в процессе преподавания русского языка.
Напомним основные позиции личностно ориентированного обучения на уроках русского языка.
Ученик – субъект обучения. Образовательный процесс – процесс субъект-субъектного взаимодействия, основанный на диалоге, обмене мыслями, сотрудничестве с учителем, одноклассниками, текстом и его автором. Всё подчинено формированию личности ученика.