СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для родителей первоклассников "Ваш ребенок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная мотодическая разработка станет интересным подспорьем для родителей первоклассников как на начало учебного года, так и на протяжении всего первого года обучения ребенка в школе Здесь вы найдете и анкеты, и консультативные информационные статьи для родителей, и рекомендации по преодолению разных трудностей, которые появляются на пути первоклассника, а также упражнения..

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для родителей первоклассников "Ваш ребенок"»



Методическая разработка для хороших родителей





школа !

- Письмо-обращение ребёнка

- Основные психологические особенности детей 6-7 лет

- Психологическая

готовность к школьному

обучению

- Анкета для родителей

- Как поощрять ребёнка в

семье

- Рекомендации для

родителей по преодолению застенчивости

- Родительские «нельзя» в

соблюдении режима дня

- Общение в обучении и

воспитании

- Снижение познавательных интересов

- Как заинтересовать ребёнка

- Как воспитать у ребёнка самостоятельность

- Как развивать

произвольное внимание у

ребёнка

- Воображение ребёнка. Практические рекомендации

- Как помочь ребёнку в

приготовлении домашних

заданий

- Как относиться к отметкам ребёнка

- Упражнения для рефлексии переживаний ребёнка



Рождением мы посланы в жизнь, как в школу.

Чтобы всякая жизнь стала школой,

надо бы дать каждому возрасту делать то,

к чему он способен,

и всю жизнь человек будет иметь:

чему учиться,

что делать,

в чём преуспевать

и откуда собирать плоды жизни.

Я.А.Коменский


Письмо-обращение ребёнка

к самым близким и дорогим людям – родителям



* Не портите меня. Я прекрасно знаю, что я не должен получать всего, о чем прошу. Я просто проверяю вас.

* Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет мне знать меру и место.

* Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила - это всё, что имеет значение. С большей готовностью я восприму ваше руководство мной.

* Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку, и заставляет пытаться, «выйти сухим из воды» во всех возможных случаях.

* Не давайте пустых обещаний. Это подорвёт мое доверие к вам.

* Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю и делаю вещи, которые огор­чают вас. В противном случае я снова буду пытаться добиться такой «победы».

* Не огорчайтесь, если я говорю, что ненавижу вас. Просто я хочу, чтобы вы пожалели о том, что вы сделали по отношению ко мне.

* Не заставляйте меня чувствовать себя малышом. Я компенсирую это тем, что буду себя вести так, как будто я «центр Вселенной».

* Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя и за себя сам. Если это произойдёт, я буду требовать, чтобы вы обслуживали меня всегда.

* Не обращайте внимания на мои глупые выходки. Ваше повышенное внимание поможет их закрепить.

* Не делайте мне замечание в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать лишь наедине, без посторонних.

* Не пытайтесь меня поучать в конфликтной ситуации. Я все равно, ничего не ус­лышу, а если услышу, то не стану реагировать. Поговорите со мной тогда, когда ваш гнев уступит место здравому смыслу.

* Не пытайтесь меня все время поучать. Вы удивились бы, узнав, как хорошо я знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

* Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною, это преступление. Я должен научиться делать ошибки, не думая при этом, что я ни на что не годен.

* Не придирайтесь ко мне и не ворчите. Иначе мне придется притвориться глухим, чтобы как-то защититься.

* Не требуйте от меня объяснений по поводу моего плохого поведения. Я действительно не смогу это объяснить. Если вы сможете это понять, я попытаюсь сам себе и, вам это объяснить, но на это надо время.

* Не испытывайте слишком сильно мою честность. Меня легко испугать, при этом я начинаю врать.

* Не забудьте, что я развиваюсь, а значит - экспериментирую. Таким образом, я учусь. Примиритесь, пожалуйста, с этим.

* Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне необходимо учиться на собственном опыте.

* Не отмахивайтесь от меня, если я задаю вам честные и прямые вопросы. В про­тивном случае вы обнаружите, что я перестал вас спрашивать и ищу интересующую меня информацию там, где мне ее предлагают.

* Не отвечайте на мои глупые и бессмысленные вопросы. Я просто хочу обратить на себя ваше внимание.

* Никогда не считайте, что извиниться передо мной - ниже вашего достоинства.

Ваше честное извинение и признание своих ошибок вызывает у меня по отношению к вам удивительно теплые чувства.

* Никогда не утверждайте, что вы совершенны и непогрешимы. Иначе мне придется быть достойным слишком многого, а так не хочется утверждаться в обратном.

* Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком мало времени вместе. Стоит

побеспокоиться о том, как мы с вами его проводим.

* Не позволяйте моим страхам возбуждать в вас тревогу. В противном случае я действительно испугаюсь. Демонстрируйте мне ваше мужество и собственную храбрость.

* Не забывайте, что мне нужно ваше понимание и поддержка. Я думаю, что вы и без меня это знаете.

* Не обращайте внимание на мои маленькие недомогания. Я могу научиться получать удовольствие от своего плохого здоровья, если благодаря ему я буду в центре вашего внимания.

* Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Я тоже хочу быть вашим лучшим другом.

* Не забывайте, ваши добрые мысли и теплые пожелания, которые вы дарите мне щедро каждый день, если не сейчас, то через годы, вернуться вам сторицей.

* Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо



Я - ВАШ РЕБЁНОК!












Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки!


Вы – первые и самые важные учителя своего ребёнка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы мы не прожили, мы всё равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на то, «чему меня учили дома», «чему меня учила моя мать», «что мне показал отец». Малыш всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт ребёнка создаёт тот фон, который ведёт к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребёнка к вычленению смысла слов.

«Годы чудес» - так называют учёные первые шесть лет жизни ребёнка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям и наличие или отсутствие стимулов и интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый отпечаток на всём дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

Цель этого журнала – помочь вам радоваться вашим детям, даруя им опыт человеческого общения через умение слушать, говорить, думать.

Материал журнала ставит своей целью не только «дать понятие». Мы хотим помочь вам привить и развить у ребёнка хорошие привычки, манеры, культуру общения.

Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может ли повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень немногие из нас умеют по-настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Требуется определённое умение и известные усилия, чтобы сочетать общение с внимательным наблюдением и слушанием. Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими.

И всему этому надо учиться. Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако вы как первые учителя своего ребёнка можете во многом помочь ему в этом нелёгком труде, если начнёте прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте.

В дошкольном возрасте ребёнок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе. Дети требуют не столько внимания – опеки, сколько внимания – интереса, который им можете дать только вы, их родители.

Родители должны обеспечить своему ребёнку наиболее благоприятные условия для его реализации в этом направлении, а для этого запомните следующее.

Для ребёнка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами. Ваш ребёнок будет говорить так, как его домашние. Вам, наверно, приходилось слышать: «да он разговаривает точь-в-точь как его отец!»

Ребёнок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать. Речь ребёнка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.

Вам принадлежит исключительно активная роль в обучении вашего малыша умению думать и говорить. Но не менее активна роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии и самого ребёнка. Нужно обеспечить ребёнку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира. Это позволит ему больше узнать о доме и местах, удалённых от него.

Следует уделять ребёнку больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое и когнитивное развитие, приобщение ребёнка к жизни общества являются решающими. Именно в эти годы закладываются основы уверенности в себе и успешного общения вне дома, что способствует дальнейшему продвижению ребёнка в школе, в компании сверстников, а в дальнейшем и на работе.

По возможности нужно присоединяться к ребёнку, когда он смотрит телевизор, и стараться узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.

У каждого ребёнка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и для ребёнка реальные цели.

Старайтесь, чтобы ребёнок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений, но не терзайтесь, если вы не в состоянии выполнить все его просьбы и желания.

Нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем есть конфеты, но учение – это игра, которую нужно прекращать прежде, чем ребёнок устанет от неё. Главное, чтобы у ребёнка было постоянное ощущение «голода» из-за недостатка знаний.

Процесс развития личности – это этап развития отношений между ребёнком и взрослым, в первую очередь матерью. Её любовь вызывает у малыша ответное тёплое чувство.

Основные

психологические особенности

детей 6 – 7 лет


  • Мышление наглядно-образное, проявляется начало вербального;

  • Общение внеситуативно-деловое;

  • Взрослый интересен как источник информации, учитель;

  • Сверстник интересен как партнёр по сюжетной игре (сюжетосложение). Высока потребность в общении со сверстниками, принятие и признание с их стороны;

  • Начинает учиться обосновывать свои мысли, предложения;

  • Усваивает и использует правила формальной вежливости в общении с незнакомыми взрослыми;

  • Способ передачи информации – рассказ или показ книги, фильма;

  • Эмоциональная сфера стабильна;

  • Формируется образ себя реального и потенциального (в будущем), осознание причастности к широким сообществам – стране, этносу;

  • Объект познания – учебный предмет;

  • Способ познания – многократное повторение;

  • Условия успешности: отсутствие монотонности;

  • Развёрнутый во времени сюжет;

  • Игра в стабильной игровой компании, растянута во времени на несколько дней;

  • Внимание, память произвольна;

  • Меньшая чувствительность к физическому дискомфорту.



Психологическая готовность ребёнка

к школьному обучению

Краткие итоги дошкольного развития ребенка

К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно - родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.

Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства - психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Психологи выделяют два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.


Личностная готовность к школьному обучению

Формирование внутренней позиции школьника

Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л.И.Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции» (Д.Б.Эльконин)

С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание - стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития - младший школьный возраст. Внутренняя позиция школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность («Хочу в школу!»). Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом и, особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением.

Такая положительная направленность ребенка на школу как на собственно учебное заведение - важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т.е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.

Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение. Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях.

Классно-урочная система обучения предполагает не только особое отношение ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения.

Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Волевая готовность к школьному обучению.

Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний.

Л.С.Выготский считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его речевому общению со взрослыми. В генетическом плане Л.С.Выготский рассматривал волю как стадию овладения собственными процессами поведения. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом, усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для дошкольников, не только средством общения, но и средством организации поведения.

Л.С.Выготский и С.Л.Рубинштейн считают, что появление волевого акта подготавливается предшествующим развитием произвольного поведения дошкольника.

Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни. Становится так же вопрос об интеллектуальных и моральных основах волевой регуляции дошкольника.

На протяжении дошкольного детства усложняется характер волевой сферы личности и изменяется ее удельный вес в общей структуре поведения, что проявляется главным образом, в возрастающем стремлении к преодолению трудностей. Развитие воли в этом возрасте тесно связано с изменением мотивов поведения, соподчинения им.

Появление определенной волевой направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что, руководствуясь в своем поведении этими мотивами, ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия, в частности, мотивам общественного характера. У него появляется уровень целенаправленности, типичный для дошкольника.

Вместе с тем, что хотя в дошкольном возрасте и появляются волевые действия, но сфера их применения и их место в поведении ребенка остаются крайне ограниченными. Исследования показывают, что только старший дошкольник способен к длительным волевым усилиям.


Уровень и специфические особенности мышления дошкольника.

Путь познания, который проходит ребенок от 3 до 7 лет, огромен. За это время он много узнает об окружающем мире. Его сознание не просто заполнено отдельными образами, представлениями, но характеризуется некоторым целостным восприятием и осмыслением окружающей его действительности.

Психологические исследования свидетельствуют о том, что в период дошкольного детства у ребенка уже складывается самооценка. Конечно, не такая, как у старших детей, но и не такая, как у детей раннего возраста. У дошкольников формирующаяся самооценка опирается на производимый ими учет успешности своих действий, оценок окружающих, одобрения родителей.

К концу дошкольного возраста ребенок уже становится способным сознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в жизни.

Сознание своего социального «Я» и возникновение на этой основе внутренних позиций, т.е. целостного отношения к окружающему и самому себе, порождает соответствующие потребности и стремления, на которых возникают их новые потребности, но они уже знают, чего они хотят и к чему стремятся. В результате игра к концу этого периода перестает его удовлетворять. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять новое, доступное ему место и осуществлять реальную, серьезную, общественно значимую деятельность. Невозможность реализовать эту потребность порождает кризис. 7 лет. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Главным становится все то, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки). В кризисный период происходят изменения в плане переживаний. Осознанные переживания образуют устойчивые аффективные комплексы. В дальнейшем эти аффективные образования изменяются по мере накопления другого опыта. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

Анкета для родителей


Можете ли вы:


- В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

- Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?

- Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

- Извиниться перед ребенком в случае, если вы были неправы?

- Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?

- Поставить себя на место ребенка?

- Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?

- Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

- Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ре6енка?

- Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

- Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?

- Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул или незаслуженно обидел другого ребенка?

- Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?



ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

А - могу и всегда так поступаю - 3 балла.

Б - могу, но не всегда так поступаю - 2 балла.

В - не могу - 1 балл.

()т 30 до 39 баллов - вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.

От 16 до 30 баллов. Ваш метод воспитания - кнут и пряник.

Менее 16 баллов - у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребёнка.



КАК ПООЩРЯТЬ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ




Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушками.


Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.


Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом вашего ребенка, его поведением.


Используйте чаще выражение: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» - это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.


Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его принимать подарки.


Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребёнка: день рожде­ния, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления и т. д.


Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.


Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учётом возможностей своей семьи.


Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии ста­нут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т. д.

Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребенок учился ими распоряжаться разумно.


Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился и обсудить это с ним.


Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами.


Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.


Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок!







Рекомендации для родителей

по преодолению застенчивости и неуверенности в себе

у их детей



Почти каждый человек испытывает в своей жизни чувство страха. Кто-то бо­ится высоты, кто-то - змей. Но этого в жизни можно избежать. А как быть тем, кто боится людей? В первую очередь, это касается застенчивых людей. Это касается и застенчивых, и неуверенных в себе детей. Они чувствуют себя неуютно со сверст­никами на перемене и, тем более, на уроке. Как помочь ребёнку стать увереннее?

- Никогда не подчеркивайте вслух такую черту характера своего ребенка как застенчивость.

- Не демонстрируйте эту его черту характера посторонним людям.

- Помните, что педагоги часто ассоциируют застенчивость с плохой успеваемостью школьников.

- Поощряйте игры своего ребенка с детьми, которые младше его по возрасту. Это придаст ему уверенность в своих силах.

- Если он сам выбирает для себя общество младших по возрасту детей, не позво­ляйте себе иронизировать над ним по этому поводу, и не мешайте ему.

- Не ставьте своего ребенка в неловкие ситуации, особенно при встрече с незнакомыми людьми или при большом скоплении народа.

- Вселяйте в своего ребенка уверенность в свои силы. Вместо слов «Я так за тебя боюсь» пусть лучше звучат слова: «Я в тебе уверена».

- Критикуйте своего ребенка как можно меньше. Ищите любую возможность показать его положительные стороны.

- Стимулируйте общение своего ребенка с другими детьми, приглашайте их к себе в дом.

- Не сравнивайте своего ребёнка и его качества характера c качествами характера детей, которые бывают у вас дома.

- Позволяйте своему ребенку проявить инициативу в преодолении застенчивости, заметьте ее и вовремя оцените.

- Хвалите своего ребенка за достижения, которые дались ему трудом и упорством.

- Порицайте не ребенка, а его недостойные поступки.

- Ставьте перед своим ребенком посильные задачи и оценивайте их достижение.

- Не оставляйте без внимания любые усилия ребенка по преодолению неуверенности в себе.

- Говорите со своим ребёнком по душам, давайте возможность выговориться, поде-

литься наболевшим.

- Не мешайте своему ребенку ошибаться, не подменяйте его жизненный опыт своим.

- Не вселяйте в своего ребенка страх и боязнь по отношению к себе.

- Спрашивайте своего ребенка, если он вам сам ничего не говорит делайте это тактично и тепло.

- Радуйтесь его победам над собой.

- Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается!







Безусловно, нельзя работать без утомления, но задача семьи состоит в том, чтобы предупредить переутомление и способствовать такой организации жизни ребенка, которая позволит избежать влиянию утомления на его здоровье.



Родительские «НЕЛЬЗЯ» при соблюдении РЕЖИМА ДНЯ


НЕЛЬЗЯ:


• будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и

другим большой любовью к нему;

• кормить ребенка перед школой и после неё сухой пищей, бутербродами, объясняя

это себе и другим, что ребенку такая еда нравится;

• требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;

• сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;

• лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;

• заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права;

• кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;

- заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;

• не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;

• сидеть у телевизора и за компьютером более 40-45 минут в день;

• смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;

• ругать ребенка перед сном;

• не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;

• разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно;

• не прощать ошибки и неудачи ребенка.


Общение

в обучении и воспитании детей


Общение и совместная деятельность – эта та основа и ткань, на которой строится вся жизнь детей. Культирование общения в группах детского сада и на уроках в школе является одной из важнейших целей и в то же время основным средством воспитания и обучения.

При организации и теоретическом осмыслении общения с детьми возникает закономерный вопрос – как отличить общение от того, что общением не является? Два малыша мирно играют «рядом». Вопрос – они общаются или нет? Другой пример – группа детей играет в больницу. Один ребёнок – «доктор», он всех «пациентов» выслушивает, у всех смотрит горло с помощью шпателя, а потом делает уколы. Внешне всё это очень похоже на общение, а как на самом деле?

В толковом словаре русского языка общение связывается со словами «общность», «община». Этот смысл данного понятия может служить и главным критерием подлинного общения человека с другими людьми. Если есть общий контекст, общее поле, это значит, что человек общается. Часто на занятиях в детском саду или на уроках в школе можно наблюдать такую картину – ребёнок на вопрос учителя или воспитателя даёт «нужный» ответ, а в реальной жизни ведёт себя не так, как нужно. Объяснить это возможно, если предположить, что у ребёнка и у взрослого разные контексты, если у них нет общности, а значит, и общения. Ответ ребёнка является следствием не его личностного развития, а результатом работы его памяти.

Необходимым условием, свидетельствующим о наличии настоящего общения, является способность к идентификации, к умению отождествиться с партнёром по общению, к возможности встать на другую точку зрения. Педагоги знакомы с тем фактом, что ребёнок может смотреть и не видеть. В то же время взрослые также не умеют слушать и слышать детей и поэтому не понимают их. Другими словами, в общении всегда есть диалог.

Все эти условия и критерии общения проявляются на всех возрастных ступенях развития ребёнка. Вместе с тем в каждом возрасте общение имеет свою специфику. Общение маленьких детей всегда основано на их личных, конкретных отношениях, симпатии друг к другу и взрослым. Эти отношения очень избирательные. У каждого ребёнка бывает один или несколько предпочитаемых сверстников, так же как и любимых взрослых. У детской дружбы есть своя динамика – начало взаимной приязни (положенное в игре, связанное с прежним знакомством по двору и т.д.), е укрепление, неизбежные ссоры, примирения, возможное охлаждение при возникновении новой дружбы. Всё это реальные факты детской жизни. Учитывая их, взрослый может влиять на развитие ребёнка. При этом и он сам вступает в личные, очень значимые для обеих сторон отношения. Отношения воспитателя и ребёнка, учителя и ученика могут развиваться по-разному, в зависимости от конкретных условий и проблем. Неизменным остаётся только чувство симпатии и уважения со стороны взрослого по отношению к каждому из детей.

Жизнь детей состоит из множества дел, общих либо всех детей сразу, либо для небольших детских объединений. В повседневных делах, играх, в освоении нового дети чувствуют себя уверенно и комфортно вместе с привычной компанией, ребёнку очень нужно посмотреть, как выходит то или иное дело у его приятеля, которое не получается у него самого, как помочь соседу, что-то показать друг другу и т.д.

Когда дети научатся содержательно взаимодействовать с двумя-тремя друзьями, взрослый может предложить им объединиться для некоторых дел по-другому, в соответствии с замыслом. Это помогает детям найти новые эмоциональные и деловые контакты, служит поддержанию атмосферы симпатии и уважения друг к другу. Кроме того, некоторые дети, привыкшие в своей компании играть одну и ту же роль, например, лидера или исполнителя, нуждаются в смене ролей и смене партнёрских взаимоотношений.

В детском саду, в школе, в семье наряду с общением и совместными видами деятельности должна иметь место и индивидуальная деятельность ребёнка. Для её организации важно создать необходимые условия. У ребёнка должен быть свой уголок, своё место, своё время и пространство, где он может дать волю воображению. Для такой деятельности нужно много мелкого игрового материала, строительные наборы и конструкторы, настольно-печатные игры, автодидактические игрушки, материалы для мастерства. Развитие индивидуальной деятельности ребёнка является обязательным условием появления новых, более высоких форм общения, сотрудничества и взаимодействия.


Позиция личности в общении


В процессе общения взрослых и дети могут занимать по отношению друг к другу разные позиции. Это могут быть позиции «сверху», «снизу», «рядом», «в стороне» и т.д. Обычное представление о взаимных позициях взрослого и ребёнка сводится к тому, что ребёнок должен быть послушен взрослому, должен у него учиться, то есть находиться в позиции «снизу».

Вместе с тем в последние годы все привыкли к тому, что, когда речь заходит о педагогическом процессе, то самой правильной, желательной и обоснованной для взрослого по отношению к ребёнку является позиция демократического сотрудничества, позиция «на равных».

В то же время каждому педагогу и родителю понятно, что без позиции «сверху», то есть без прямого руководства, прямого обучения и оберегания ребёнка от всяких опасностей, от всяких несчастных случаев нельзя построить жизненно разумны воспитательно-образовательный процесс. Дети и сами очень часто обращаются к взрослому как к более сильному, знающему, умелому и авторитетному человеку. В то же время дети тяготятся чрезмерной опекой, неотступным руководством и поучениями, которые взрослый преподносит им из этой позиции «сверху». Как же быть со столь обычно в образовательных учреждениях и в семье позицией взрослого «сверху»? Как к ней относиться? Как ею пользоваться?

С другой стороны, не совсем ясно, как реализовать в условиях детской группы или учебного класса позицию «рядом». Легко сказать – «быть вместе с детьми, рядом с ними». Многие педагоги, которые пробовали перейти в своей работе к новым формам и методам, сталкивались с тем, что, как только они покидают привычную позицию (стоя у доски перед сидящими детьми, собрав по возможности на себе и на своих действиях всё их внимание), почва уплывает у них из-под ног. Дети, почувствовав свободу, начинают активно исследовать её границы, и единственным спасением, как для взрослого, так и для ребёнка оказывается бегство назад, в привычные для педагога и детей, не приносящие им радости, однако безопасные пределы позиции «взрослы сверху – дети снизу».

Что же такое позиция «взрослы рядом с ребёнком»? Когда она в действительности бывает, откуда берётся, как сочетается с другими позициями общения? Правда ли, что она самая главная и самая полезная для развития ребёнка и построения его отношение со взрослыми? А как это бывает в детском общении, без взрослых, какие там бывают позиции? А в общении взрослых между собой, без детей?

Если мы зададим себе вопрос, когда взрослый совершенно реально чувствует себя не «рядом», а слитым с ребёнком, живущим с ним единой жизнью, то ответ будет очень простым и очевидным. Это бывает с любой мамой, пока её ребёнок ещё совсем маленький – от рождения до двух-трёх лет. По отношению к такому малышу нет нужды становится в какие-либо позиции, уже хотя бы потому, что сам малыш ещё совершенно неспособен встать в дополнительную позицию. Что толку руководить годовалым ребёнком, поучать его, объяснять ему какие-либо истины из позиции «сверху», когда нужно просто быть вместе с ним, став его частью и сделав его свое частью при одновременном сохранении самобытности каждого?

Базовая стадия развития человеческого общения получила в психологии название «пра-мы». В максимально мере она реализуется в младенческом возрасте, в то время, когда общение является ведущее деятельностью ребёнка и в его русле происходит психическое развитие. Эта форма общения, вместе с присущей ей специфической позицией «пра-мы», даёт, расцепляясь, разные варианты взаимных позиций взрослого и ребёнка. Это происходит по мере того, как ребёнок приобретает опыт общения и научается отделять себя от окружающего его мира, в том числе от других люде. Какая же позиция по отношению к взрослому возникает у ребёнка первой – «сверху» или «снизу»? Казалось бы, первой должна появляться позиция «снизу», но в реальности это не так. Маленький ребёнок определённо более склонен требовать, чем просить. Там, где всё происходит «по-хорошему», без капризов и необоснованных требовании, ребёнок ещё не выходит за рамки позиции «пра-мы», в этом нет нужды. Позднее, в дошкольном возрасте, он способен произвольно вставать в позицию просящего, использовать разные «волшебные» слова и вообще при желании вести себя демонстративно хорошо. Требование же (в отличие от просьбы – акт более непосредственный, вытекающий из аффективно окрашенного желания или намерения) свойственно именно маленьким детям, впервые утверждающим своё «я». Вместе с тем требование – это симптом осмысления своего отношения к взрослому как источнику возможного удовлетворения желания.

Зарождаясь в раннем возрасте и проходя различные стадии становления в дошкольном и младшем школьном возрастах, умение ребёнка принимать в общении позиции «сверху» и «снизу» совершенствуется. Динамика овладения этими позициями в общении ребёнка с другими детьми несколько отличается от того, что происходит в его общении с близкими взрослыми. Если при общении со взрослым ребёнок сперва научается требовать и только потом просить, то в общении со сверстниками происходит всё наоборот, ребёнок раньше начинает ориентироваться на дет старше себя. Они привлекают малыша, ему бесконечно интересно всё, что они делают, он стремится им подражать, занимает в общении с ними позицию учащегося, подстраивающегося «снизу». Однако происходит это на основе уж сложившегося умения быть «сверху», «над» взрослым, умения добиться чего-то с его помощью, подчинив его действия своей воле. Осмысленное подчинение возможно только тогда, когда произошло понимание, как с помощью другого достичь желаемого результата.

Если в играх со старшими детьми, а потом в содеятельности со сверстниками привлекательность результата заключается для трёх-четырёхлетнего, да и для более старшего ребёнка в самом общении, то в случае контактов со взрослым к этому времени самоценность общения уже не обеспечивает готовности ребёнка подчиняться.

При общении со взрослыми, для того чтобы ребёнок стал чему-то активно учиться, выполнять какие-либо требования, ориентироваться на руководящего общей деятельностью взрослого, нужно, чтобы эта деятельность была для ребёнка интересна, чтобы ему хотелось в ней участвовать. Необходим общий контекст совместной деятельности, равно актуальный для взрослого и для ребёнка.

В рамках контекста общей деятельности увлечённые ею ребёнок и взрослый неоднократно меняют позиции «снизу» и «сверху». То же самое происходит у подросшего ребёнка при общении с другими детьми. Он начинает активно занимать позицию «сверху» по отношению к детям младшего возраста или личностно слабее себя, продолжая с удовольствием и интересом ориентироваться на старших или боле бойких, умелых и популярных детей, на их дела и игры, активно подражая им и учась у них. В результате к концу дошкольного возраста у ребёнка складывается способность к внеситуативному, произвольному общению со взрослыми и другими детьми, реализуемая в различных играх и занятиях.

А что же происходит с позициями «рядом» и «вместе»? Приобретают ли они новые формы или так и остаются сохранившимися с младенчества рудиментом позиции «пра-мы»?

Необходимо сказать, что позиция «пра-мы», уступая главенство другим формам и позициям общения, сохраняет актуальность не только в дошкольном, но и в младшем школьном возрасте, а у некоторых детей и дольше. Она используется учителями при индивидуальной работе с детьми, имеющими трудности в обучении. Например, волшебное действие может оказать рука, лежащая на плече или голове не уверенного в себе школьника, выполняющего трудно задание в тетради. Эта рука – знак общности, единства со взрослым, защищённости, которую даёт позиция «пра-мы».

На основе становления произвольности общения появляется позиция делового предметного общения, которую можно условно назвать партнёрской. По своей сути это позиция «на равных», хотя психологический анализ наверняка позволит, выделит в ней микрофазы позиций «снизу» и «сверху» и у того, и у другого партнёра. Такое партнёрское общение возникает вместе с развитием коллективно-распеделённых форм детской игры. Одновременно с коллективными формами игры развиваются и коллективные формы продуктивной деятельности: музицирования, бытового детского труда, предшкольные коллективные формы обучения. Все эти ситуации – почва для формирования и реализации партнёрского делового общения «на равных». Основным диагностическим значимым признаком, по которому можно определить, что ребёнок владеет партнёрским общением, является переход к играм с правилами.

Партнёрское общение при коллективно-распределённой деятельности в детской группе, классе или просто в дворовой компании даёт в результате то, что обычно называют коллективным субъектом деятельности. Это высшая форма общности и общения, которая, по сути дела, является возвратом к ситуации «пра-мы», только на новом, высшем уровне развития. Это такое «пра-мы», которое возникает не до, а после освоения всех возможных позиций. Оно включает в себя все позиции в свёрнутом, потенциальном виде. В этом случае любые дополнительные друг к другу или не зависимые друг от друга позиции могут развернуться при необходимости в любо момент.

Следует упомянуть ещё один вид позиции в общении – нарочитую отстранённость взрослого по отношению к ребёнку. На первый взгляд такая позиция вовсе не подразумевает общения. Но это не совсем верно. Так, присутствие в классе учителя, демонстративно занятого своим делом, но готового прийти на помощь тому, кто в этом нуждается, очень значимо для детей. Вполне возможно, что никто из них и нее подойдёт к нему с вопросами, но они будут чувствовать себя увереннее, чем, если бы они остались одни с заданием. То же можно сказать о маме или бабушке, которая сидит с шитьём около ребёнка, делающего уроки, рисующего, что-то мастерящего. Она здесь, она видит краем глаза, как у него идут дела, и он знает это, ориентируется на неё и её отношение к происходящему.

Позиция демонстративной отстранённости является для ребёнка потенциальным источником разворачивания общения в любых доступных ему позициях. Её актуальность для ребёнка – это результат долгого пути развития общения.

Позиции в общении у взрослого человека включают все те стадии и этапы, которые реализовывались у ребёнка в его развитии. Взрослый умеет произвольно использовать их в построении своего общения с разными партнёрами. Если у взрослого человека есть трудности в общении, это означает, что в своё время, в детстве, соответствующая стадия развития общения почему-то оказалась не прожитой им полноценно, и этот пробел продолжает сказываться в его взрослой жизни.

























СНИЖЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ


Если ребёнок не любит учиться узнавать новое, то бессмысленно ругать его за это или пытаться насильственно увлечь чем-то таким, чем ему, по мнению родителей, следует интересоваться, но к чему сам он равнодушен. Такой путь приводит лишь к дальнейшему падению познавательных интересов. Подобное происходит и в тех случаях, когда родители, чересчур озабоченные развитием ребёнка, слишком рано и в неподходящих формах начинают «напичкивать» его знаниями, учить читать, считать и писать. Педагогически безграмотное обучение может напрочь отбить у ребёнка желание заниматься любыми подобными вещами.

Действительно помочь развитию интересов могут только совместные занятия детей и взрослых, включающие познавательные элементы, увлекательные для обоих участников.

Простейшие варианты совместных познавательных занятий с ребёнком – это, например, наблюдение за прорастающими растениями (очень удобный и доступный объект для таких наблюдений – фасоль); фиксация изменений в природе, когда с ранней весны до поздней осени ребёнок вместе с родителями, гуляя по ближайшему лесу, определяет названия растений и записывает, какие новые виды цветов появляются каждую неделю,; посылки самостоятельного прогноза погоды в соответствии с известными приметами, которые ребёнок вместе с родителями отыщет в календаре природы; рассматривание разных мелочей в микроскоп; наблюдения за домашними животными (с обязательными записями своих открытий). Подобные занятия, подобранные с учётом конкретных семейных условий, становятся первым мостиком, ведущим к восстановлению познавательных интересов.

Полезны для развития ребёнка и занятия в кружках научно-технической направленности. Особенно удачно, если в кружок ребёнка введёт кто-нибудь из более старших ребят, уже увлечённых астрономией, компьютерами, историей или насекомыми. При этом совместные познавательные занятия должны носить характер вовлечения одного ребёнка в сферу интересов другого, а не обычного «подтягивания» отстающего. Значимость общения со старшим ребёнком может оказаться условием «запуска» познавательных интересов. Местом совместных занятий детей не обязательно должен быть кружок, родители могут и дома устраивать для детей нечто вроде «клуба по интересам», в котором сами принимают посильное участие.


КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ РЕБЁНКА


Уважаемые родители!


Ребёнок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нём заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребёнку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребёнок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжёлой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.



Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:


  1. Не допускайте, чтобы ребёнок скучал во время занятий. Если ребёнок весело учится, он учится лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и даёт им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

  2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребёнка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребёнку более лёгкий вариант.

  3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперёд или даже некоторого регресса.

  4. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребёнку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

  5. В занятиях с ребёнком нужна мера. Не заставляйте ребёнка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребёнка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень большое время. Предоставьте ребёнку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

  6. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.

  7. Развивайте в ребёнке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребёнка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: всё это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

  8. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребёнка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчёркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.


А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребёнком как тяжёлый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребёнком.

Итак, успехов вам и – больше веры в себя и возможности своего ребёнка!



КАК ВОСПИТАТЬ У РЕБЁНКА

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ


Главное базовое правило, без соблюдения которого воспитательные усилия не дадут ожидаемого результата – это безусловное принятие человека.

  • Принятие ребёнка означает любить его не за то, что он красивый, послушный, разумный и т.д., а просто за то, что он есть.

Важно постоянно сообщать ребёнку, что он нужен, важен для вас, что само его существование – радость.

Ваш малыш, взрослея, чему-то учится. Наступает время, когда он скажет «Я сам», но его попытки что-то сделать самостоятельно – несовершенны. Вам хочется вмешаться, научить. Вы указываете на ошибки, говорите, как правильно, критикуете (с добрыми интонациями). Дети по-разному реагируют на родительское «не так» - одни смущаются и теряются, другие обижаются, третьи бунтуют.

Второе правило, которым нужно руководствоваться в тех случаях, когда ребёнок чем-то занят самостоятельно, звучит так:

  • Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он не требует помощи.

Своим вмешательством вы будете сообщать ему: «Ты, конечно, управишься!». Результатом такого самостоятельного обучения будет тренировка общей способности учиться, эмоциональный след от занятий (удовольствие или разочарование, уверенность или неуверенность).

Если ребёнок в процессе занятий столкнётся с серьёзными трудностями, с которыми он не может управиться, то позиция невмешательства и побуждения самостоятельности неправильна и может лишь принести вред.

В таком случае стоит руководствоваться третьим правилом:

  • Если ребёнку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом очень хорошо начать со слов: «Давай вместе!»

Важно различать ситуации, в которых надо воспользоваться вторым правилом (ребёнок не просит о помощи) и третьим правилом (если ребёнок просит помочь – или жалуется, что «не выходит» - или вообще оставляет начатое после первых неудач).

Четвёртое правило:

  • Постоянно, неуклонно снимайте с себя заботы и ответственность за личные дела малыша и передавайте ему.

Речь идёт о снятии мелочной опеки – если она затянется, то помешает вашему ребёнку взрослеть. Передача ответственности за дела, поступки ребёнка ему самому – самая большая забота о нём.

Пятое правило вытекает из предыдущего:

  • Давайте возможность вашему ребёнку встречаться как с позитивными, так и с негативными последствиями его действия (или бездеятельности) – только тогда малыш будет взрослеть, и становиться самостоятельным.

Как развивать

произвольное внимание у ребёнка


Для развития произвольного внимания надо устранить лишние раздражители (радио, телефон). Учить преодолевать трудности, связанные с использованием внимания. Большую роль играет отношение к деятельности, которой должен заниматься ребёнок, развивать интерес к ней. Через каждые полчаса нужно делать перерывы и переключаться на другие виды деятельности.

Сознательно заботясь о развитии внимания у ребёнка, родитель сам должен быть внимательным к ребёнку, к его занятиям, его жизни. Ведь развитию внимания способствует вовлечение ребёнка в любую целенаправленную деятельность; сбор камушков, грибов, ракушек, мозаики или конструктора – всё это развивает внимание.

Могут пригодиться следующие упражнения.

  1. Развитие концентрации внимания. Находить, вычёркивать определённые буквы в печатном тексте.

  2. Увеличение объёма внимания и кратковременной памяти. Упражнения основаны на запоминании чисел и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. Число предметов увеличивать.

  3. Тренировка распределения внимания. Выполнение двух разноплановых заданий (чтение рассказа и подсчёт ударов карандаша по столу).

  4. Развитие навыка переключения внимания. Работы с печатным текстом. Чередование правил подчёркивания определённых букв.


Задания с ребёнком должны носить систематический характер. Лучше проводить их в форме игры, соревнований и, конечно, при заинтересованности взрослых, их внимании к ребёнку, его успехам, достижениям.





ВООБРАЖЕНИЕ ребёнка

Несколько советов родителям


Фантазия обеспечивает создание чего-то нового, а мышление подвергает это новое критическому анализу. Таким образом, ребёнок должен не только демонстрировать достаточно оригинальные результаты в предлагаемых заданиях, но и сопровождать их определённой критической оценкой, уметь объяснить свою логику.

Необходимо знать, какие способности и навыки должны формироваться у ребёнка в процессе учёбы наиболее ярко. Именно они характеризуют уровень развития ребёнка. Их яркое проявление – характерный симптом общей одарённости ребёнка. Ниже приводится список этих качеств.

Познавательные способности и навыки:

Владение большим объёмом информации.

Богатый словарный запас.

Перенос усвоенного на новый материал.

Установление причинно-следственных связей.

Умение делать выводы.

Умение интегрировать и синтезировать информацию.

Участие в решении сложных проблем.

Организация информации.

Умение улавливать сложные идеи.

Умение замечать тонкие различия.

Чувствительность к противоречиям.

Использование альтернативных путей поиска информации.

Анализ ситуаций.

Умение оценивать как сам процесс, так и результат.

Умение предвидеть последствия.

Умение рассуждать.

Построение гипотез.

Применение идей на практике.

Способность к преобразованиям.

Критичность в мышлении.

Высокая любознательность.

Перечисленные характеристики можно использовать для ориентировочной оценки развития ребёнка. В самой упрощённой форме отметьте галочкой позиции, которые наличествуют у ребёнка. Посчитайте количество «галочек». Это и будет показателем его развития. Чем больше «галочек», тем более развит ребёнок. Возьмите за основу пятибалльную шкалу и оцените каждый показатель ребёнка. Результаты суммируйте и сравните между собой. Если ребёнок набрал наибольшую сумму, отличается наиболее высоким уровнем развития познавательных способностей.

Предлагаем взрослым, для стимуляции творческой активности ребёнка, придерживаться следующих рекомендаций:

1) Обеспечивайте ребёнку максимальную самостоятельность в творчестве. Не давайте ему прямых инструкций, помогайте действовать независимо.

2) Не делайте скоропалительных выводов. На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей.

3) Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно. Можете только чуть-чуть помочь им.

4) Старайтесь не торопиться с суждениями о результатах творчества детей.

5) Предлагайте детям возникающие у них проблемы решать творчески. Пробовать разные варианты.

В любом случае, взрослый должен оказывать ребёнку помощь, но не «руководить» им, не командовать, не регламентировать его творческую деятельность.







Как помогать ребенку

в приготовлении домашних заданий

- Посидите со своим ребёнком на первых порах выполнения домашних заданий. Это для него очень важно. От того, насколько спокойными и уверенными будут его первые школьные шаги, зависит его будущие школьные успехи.

- У вашего ребенка не сформирована привычка делать уроки. Формируйте у него эту привычку спокойно, превратите ритуал начала выполнения уроков в увлекательную игру, напоминайте об уроках без криков, будьте терпеливы.

- Оформите рабочее место ребенка, поставьте красивый и удобный стол, повесьте лампу, расписание уроков, интересные стихи и пожелания школьнику перед началом выполнения уроков.

- Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке.

- Объясните ребенку главное правило учебной работы учебные принадлежности должны всегда находиться на своем месте. Постарайтесь привести в пример свое рабочее место.

- Постоянно требуйте, от ребенка приведения в порядок рабочего места после вы­полнения уроков. Если ему трудно это делать или он устал, помогите ему. Пройдет немного времени, и он будет сам убирать свое рабочее место.

- Если ребенок в вашем присутствии делает уроки, пусть сформулирует вам, что он должен сделать. Это успокаивает ребенка, снимает тревожность. Некоторые дети, к примеру, считают, что они задание не так поняли и испытывают страх, еще не начав это задание выполнять.

- Если ребенок что-то делает не так, не спешите его ругать. То, что вам кажется простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным.

- Учите вашего ребенка не отвлекаться во время выполнения уроков, если ребенок

отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на выполнение уро­ков.

- Если ребенок выполняет письменное задание, обращайте больше внимания на то, чтобы он писал чисто, без помарок, с соблюдением полей.

- Не заставляйте своего ребенка многократно переписывать домашнее задание. Это

подорвёт ваш авторитет и его интерес к школе и учению.

- Старайтесь, как можно раньше приучить ребенка делать уроки самостоятельно и,

обращаться к вам только в случае необходимости.

- Каждый раз, когда вам хочется отругать своего ребенка за плохую отметку или неаккуратно сделанное задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и поду­майте над тем, захочет ли ваш ребенок через много-много лет вспомнить вас и ваши родительские уроки.

- Научите его выполнять любые дела, в том числе и домашние задания, с удовольствием, без злобы и раздражения. Эта сохранит его и ваше здоровье.

- В конце концов, радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть!


Как ОТНОСИТЬСЯ к отметкам ребенка


• Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.

• Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не

высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны зна­ния, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.

• Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.

• Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.

• Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку оценки вслух.

• Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.

• Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.

• Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.

• Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребенком надолго и его хочется повторить. Пусть ребенок по­лучает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре ЭТО станет привыч­кой.

• Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось

вам подражать.








Упражнения

для рефлексии переживаний ребёнка

Упражнение 1. «Маски»

Ребенку предлагается надеть маски различных сказочных персонажей и представить себя в их образе с помощью пантомимы и интонации, характерной для этих персо­нажей.

Упражнение 2. «Приятный или неприятный разговор»

Дайте ребенку трубку воображаемого телефона и предложите ему поговорить с во­ображаемым собеседником с различной эмоциональной окраской разговора: зло, грубо, напористо, тепло и сердечно и т. д.

Упражнение 3. «Дневник».

Учите ребенка записывать свои эмоциональные переживания и события, связанные с ними. Пусть ребенок время от времени их перечитывает. Это поможет ему спустя некоторое время убедиться в том, что не все так плохо, а некоторые его переживания ему самому покажутся смешными.


Упражнение 4. «Сказочное волшебство»

Назовите ребенку сказочный персонаж с отрицательными качествами характера,

пусть ребёнок придумывает о нем сказку,; в которой этот сказочный персонаж ста­новится положительным героем.



Упражнение 5. «Письмо»

Предложите ребенку написать письмо своему сверстнику и взрослому, с которым у ребенка не складываются отношения или которого он боится. В этом письме он может высказать все свои отрицательные эмоции и чувства, связанные с этими людьми или сложившейся ситуацией.

Упражнение 6. «Перевоплощение»

Предложите ребенку перевоплотиться в индейца - вождя племени, героя мультика

«Ну, погоди!» Волка, Сказочного Гулливера, Кощея Бессмертного, Бабу Ягу. Затем

обсудите с ним, какие чувства он при этом испытывал.




Все перечисленные упражнения помогут ребенку преодолеть неуверенность и за­стенчивость гораздо спокойнее и с меньшими эмоциональными потерями. Самое главное - не констатировать, что мой ребенок застенчивый и неуверенный, а при­ложить свои усилия, чтобы помочь ему.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!