СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для подготовки к экзаменам по истории Казахстана

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экзамен  по истории Казахстана проводится в соответствии с требованиями, предъявляемыми Государственным образовательным стандартом для ТиПО.

На экзамен выносится материал в объеме, предусмотренном рабочей программой по истории Казахстана  за учебный год. Экзамен проводится в устной форме по билетам, утвержденным на заседании цикловой комиссии гуманитарных дисциплин.

Экзаменационный билет включает в себя два вопроса. Формулировка вопросов совпадает с формулировкой перечня вопросов, доведенного до сведения студентов накануне экзаменационной сессии. Содержание вопросов одного билета относится к различным разделам программы с тем, чтобы более полно охватить материал учебной дисциплины. Методические рекомендации разработаны для подготовки студентов 1-2 курса к экзаменам, знакомит их с регламентом проведения, требованиями и правилами. 

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для подготовки к экзаменам по истории Казахстана»

ПРИМЕРНЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НА ЭКЗАМЕНЕ

  1. Периодизация это…

  2. Государства тюркского периода.

  3. Какое государство было самым крупным в послемонгольский период?

  4. Какую территорию первоначально занимало Казахское ханство?

  1. Основатели Казахского ханства?

  2. Значение термина «казах»?

7. К какому периоду относят начало и конец формирования казахского народа?

8. Что такое «жуз»?

  1. Назовите ханов Казахского ханства:

10. Перечислите наиболее крупные сражения в казахско – джунгарских войнах?

11. Кто выступил с инициативой присоединения Младшего жуза к России?

  1. Когда была подписана грамота о присоединении Младшего жуза к России?

  2. Какие административные реформы были приняты в 1 и во 2 половине 19 века?

  3. Какие политические партии возникли в 1917 году?

15. Начало и конец Великой Отечественной войны?

  1. Назовите Героев Советского Союза - казахстанцев?

  2. Когда началось освоение целинных и залежных земель?

  3. День независимости?

19. Авторы государственных символов РК?

20. Послание Президента народу Казахстана. Какое было первое и какое было последнее?

21. Избирательная система РК.

22. Казахстан - член международных организаций?

23. Самый известный памятник сакского периода?

24. Назовите обычаи и традиции казахского народа?

25. Национально – освободительные движения казахского народа?

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Экзамен - проверочное испытание по истории Казахстана. Это итог - конечная форма изучения данного предмета, механизм выявления и оценки результатов учебного процесса.

Цель экзамена - завершить курс обучения по истории Казахстана, проверить сложившуюся у учащегося систему понятий и отметить степень полученных знаний Тем самым экзамены содействуют решению главной задачи профессионального образования - подготовке квалифицированных специалистов. Основными функциями экзаменов являются обучающая, оценивающая и воспитательная

Обучающая функция экзаменов состоит в том, что учащийся в период экзаменационной сессии вновь обращается к пройденному учебному материалу, перечитывает конспекты, учебник, иные источники информации Он не только повторяет и закрепляет полученные знания, но и получает новые Во-первых, именно во время экзаменов «старые» знания обобщаются и переводятся тем самым на качественно новый уровень - на уровень системы как упорядоченной совокупности данных, что позволяет студенту понять логику предмета в целом Во-вторых, новые знания учащийся получает в процессе изучения того, чего не было на лекциях и семинарских занятиях отдельных тем, предложенных для самостоятельного изучения, новейшей научной литературы (монографий, статей и т п ) и нормативной базы.

Оценивающая функция экзаменов заключается в том, что они не только обучают, но и подводят итоги как знаниям учащихся (что выражается в конкретной оценке), так и в определенной степени всей учебной работе по данному предмету



ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА»

Экзамен по истории Казахстана проводится в соответствии с требованиями, предъявляемыми Государственным образовательным стандартом для ТиПО.

На экзамен выносится материал в объеме, предусмотренном рабочей программой по истории Казахстана за учебный год. Экзамен проводится в устной форме по билетам, утвержденным на заседании цикловой комиссии гуманитарных дисциплин.

Экзаменационный билет включает в себя два вопроса. Формулировка вопросов совпадает с формулировкой перечня вопросов, доведенного до сведения студентов накануне экзаменационной сессии. Содержание вопросов одного билета относится к различным разделам программы с тем, чтобы более полно охватить материал учебной дисциплины.

В процессе подготовки к экзамену проводятся предэкзаменационные консультации для всех учебных групп. На консультациях преподаватель комментирует специфику разных форм работы, разъясняет вопросы, вызвавшие у учащихся затруднения. Во время консультации он может обсудить с преподавателем структуру ответа, требования и регламент экзамена, задать интересующие вопросы.



IX. Обратите внимание на так называемые межпредметные связи: знания по географии, литературе, обществознанию и другим предметам. Привлекайте краеведческий материал. Все это позволит более глубоко осмыслить и усвоить исторические данные, а на экзамене раскроет вашу эрудицию.

X. Заниматься подготовкой к экзамену следует регулярно из месяца в месяц, а перед экзаменом оставить время для повторения.

Ход самостоятельной работы может быть примерно таким:

  1. Прочитать очередную тему, установить ее содержание, вопросы, проблемы.

  2. По учебной литературе проработать соответствующий материал. Если тема раскрыта недостаточно полно, следует обратиться к другому источнику.

  3. После этого надо вторично прочитать текст, уяснить фактический материал, дать оценку историческим событиям, явлениям, действиям исторических лиц, отметить причинно-следственные связи, особенности данного периода, сравнения произошедших процессов.

  4. Проработанный материал законспектировать.

XI. Заключительная часть в системе изучения материала - самопроверка по вопросам повторения.




V. Без дат нет истории. Делая записи в конспекте, не забывайте отмечать, когда произошло то или иное событие, годы жизни или правления исторических деятелей. Лучше запоминаются даты и события при составлении хронологических таблиц по определенному этапу.

В учебниках и в пособиях даются хронологические таблицы. По ним можно себя проверить. Закрыв колонку дат, вспомните их по событиям; затем, наоборот, по датам - какое произошло событие.

VI. При конспектировании полезно составлять тематические таблицы. Они помогают систематизировать материал, концентрировать внимание на главном, сравнивать различные факты и явления, избегать смещения разновременных, но схожих событий. Для заполнения таблицы следует отобрать необходимый материал и изложить его в хронологическом порядке. При составлении таблицы используют атлас.

VII. Необходима постоянная работа по отработке определений, терминов. Можно использовать разные источники - как учебную литературу, так и словари, энциклопедические справочники, сопоставляя их определения. В результате такой работы студент сможет самостоятельно пользоваться различными терминами и понятиями.

VIІІ. Очень важно знать материал об исторических персонажах. Изучаемый период истории лучше понимается при осмыслении деятельности конкретных исторических личностей.

Для проведения экзамена формируется экзаменационная комиссия в составе 3-х человек: председателя, экзаменатора и ассистента. Экзамен принимает преподаватель, который в течение учебного года вел предмет. В аудитории, где проводится экзамен, должно одновременно находиться не более шести учащихся. Для прохождения экзамена учащемуся необходимо иметь при себе зачетную книжку и письменные принадлежности. Для составления плана и конспекта ответа экзаменуемые обеспечиваются проштампованными листами бумаги. На подготовку билета отводится 20 минут.
За нарушение дисциплины и порядка студенты могут быть удалены с экзамена.
Количество билетов в комплекте зависит от количества учащихся в группе. Например, если их 30 человек, то количество билетов соответственно – 30, если более 30, то 35 билетов.


СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ БИЛЕТОВ:

Каждый билет включает 2 вопроса.

Первый вопрос касается событий, политического и социально – экономического характера, имевшие место в эпоху древности и средневековья.

Второй вопрос включает в себя знание хронологии, событий новой и новейшей истории.

Ответ на экзаменационный вопрос должен быть содержательным, четко структурированным, доказательным и аргументированным.

Учащийся имеет право на самостоятельную оценку любого исторического события, может придерживаться любой из имеющихся в учебной и научной литературе точек зрения, однако при этом он обязан показать знание фактического материала по рассматриваемому вопросу и умение отстаивать свою позицию.

С целью уточнения оценки экзаменатор может задать не более одного-двух дополнительных вопросов, не выходящих за рамки требований рабочей программы. Под дополнительным вопросом подразумевается вопрос, не связанный с тематикой вопросов билета. Дополнительный вопрос, также как и основные вопросы билета, требует развернутого ответа. Кроме того, преподаватель может задать ряд уточняющих и 
наводящих вопросов, связанных с тематикой основных вопросов билета. Число уточняющих и наводящих вопросов не ограничено. Экзаменатор может попросить назвать дату какого-либо события, имена участников события, определение того или иного исторического понятия и т.д.

Можно выделить следующие критерии, которыми обычно руководствуются преподаватели на экзамене, оценивая ответ:

1) правильность ответов на вопросы (верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т д ), понимание причинно- следственной обусловленности исторических событий, их места в ряду (контексте) исторических явлений и процессов;

IІІ. К каждому разделу курса следует иметь план-конспект ответа. Простое чтение учебной литературы без записи малополезно, ибо оно приводит в действие лишь зрительную память. Краткое конспектирование служит хорошим средством запоминания, так как при письменном изложении зрительная память дополняется двигательной. Составление конспекта помогает прочно и надолго усвоить материал. Конспект должен соответствовать основным вопросам. В тетради отчерчиваются поля, на которые выносятся вопросы плана. Определения, даты, имена, географические пункты и т.д. подчеркиваются или выделяются другим цветом. Желательно писать на правой странице, а левую, оставлять для внесения дополнений, схем, таблиц. Усвоив тему, постарайтесь кому-нибудь ее рассказать, чтобы окончательно закрепить материал.

ІV. На экзамене следует пользоваться исторической картой. Картографический материал позволяет наглядно представить такие вопросы, как образование государства, рост его территории, направление торговых путей, изменения в экономике, военные действия, развитие революционного движения и т.д. Все эти данные могут служить наглядным пособием при ответе. На экзамене разрешается пользоваться атласами. Лучше познать историю помогут различные таблицы, графики, иллюстрации, схемы


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА:

I. При подготовке следует руководствоваться вопросами к экзамену по истории.

Изучение (повторение) материала должно проводиться в строго хронологической последовательности без пропусков тем.

II. Материал изучается не отдельными вопросами, а крупными темами по разделам:

  • Древний Казахстан: Казахстан в эпоху камня, бронзы, железа;

  • Раннеклассовые государственные объединения: усуни, кангюи, гунны;

  • Тюркский период в истории Казахстана;

  • Монгольский период в истории Казахстана;

  • Послемонгольский период;

  • Период присоединения Казахстана к России;

  • Колониальный период;

  • Советский период в истории Казахстана;

  • Обретение независимости и становление независимого Казахстана.

Работа над усвоением раздела начинается с первичного ознакомления с материалом, выделением главного, причинно-следственных связей, закономерностей. При этом необходимо отмечать логику, хронологическую последовательность событий, их противоречия, выводы. Усвоив основное содержание раздела, можно переходить к вопросам, раскрывающим разные его стороны.

2) полнота и одновременно лаконичность ответа,

3) новизна учебной информации, степень использования научных и нормативных источников,

4) умение связывать теорию с практикой, творчески применять знания к неординарным ситуациям,

5) логика и аргументированность изложения,

6) грамотное комментирование, использование примеров, аналогий,

7) культура речи

Это значит, что преподаватель оценивает как знания данного предмета (содержания), так и форму изложения их учащимся:


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПО ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА:


Отметка


Критерии оценивания


«5»

Дано полное описание событий, явлений (названы характерный черты, представлены главный факты); ответ логически выстроен, суждения аргументированы.


«4»

Названы главные характерные черты событий, явления без необходимой конкретизации их фактами, ответ недостаточно полон(логичен, аргументирован), допущены неточности.


«3»

Приведены единичные элементы характеристики (даты, факты, имена и т.д.) ответ неполон, непоследователен.

ТРЕБОВАНИЯ К ОТВЕТУ НА ЭКЗАМЕНЕ:

1. Выбрав билет, обратите внимание на формулировки вопросов. Как правило, они охватывают какую-то часть темы и могут быть посвящены истории Казахстана развития классовой борьбы, внутренней и внешней политике, национально – освободительному движению, культуре в определенные периоды. Например, восстание под предводительством К. Касымова, является частью большого раздела «Борьба казахского народа против российского колониализма».

2. Подготовку ответа можно начинать с любого из вопросов билета. Прочитав формулировку вопроса, постарайтесь установить исторический период, хронологию событий и явлений, о которых идет речь (например, период возникновения государственности на территории Казахстана, государства тюркского периода, послемонгольские государства, возникновение Казахского ханства). Затем необходимо вспомнить основные события и характерные явления, которые отражают обстановку периода.

3. После этого приступайте к составлению плана ответа на вопрос. Есть темы, у которых может быть общий план независимо от конкретного содержания. Например, говоря о национально – освободительном движении в Бокеевской Орде, надо вспомнить по какому плану дают характеристику восстаниям: 1) хронологические рамки; 2) предпосылки и причины восстаний;

3) движущие силы, цель восстаний; 4) ход, этапы; 5) итоги, причины поражения восстаний; 6) историческое значение восстания.

4. Содержание курса истории настолько разнообразно, что нельзя для всех вопросов по экономике, классовой борьбе, революционному движению и т.д. дать подобного рода общий план ответа на экзамене. Однако, как правило, начинать ответ следует с характеристики обстановки, экономических и политических особенностей развития страны, предпосылок и причин событий.

5. План ответа может быть кратким или, что более желательно, развернутым. Не основе его сдающий готовит подробный устный или письменный ответ. Следует помнить, что записи (план развернутого ответа с указанием дат, мест, схем, таблиц и т.д.) дадут экзаменатору возможность, не выслушивая до конца ответ, составить представление о знаниях по вопросу в целом.

6. Рекомендуется излагать ответ своими словами, не зачитывая того, что подготовлено письменно.

Эти рекомендации помогут студенту успешно сдать экзамен. Помните, что многое зависит и от поведения на экзамене: корректности, вежливости, собранности. Экзаменатор благожелательно относится к отвечающему, стремится объективно оценить его знания.











































Управление образования города Астаны

Колледж общественного питания и сервиса







Утверждаю:

зам. директора по УР

_______Г. Садирбаева



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для подготовки к экзаменам по истории Казахстана

(для студентов 1 курса)

Разработала:

У. Кстаубаева, преподаватель истории


Рассмотрено на заседании

ЦК гуманитарных дисциплин

Протокол № ___ от ___ 2015 г.

Председатель: ___________ А. Жусупова



Астана 2015 г.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!