Обобщение опыта работы по теме самообразования
«Технология проектного обучения как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».
Учитель: Новикова Н.В.,
Учитель начальных классов
МБОУ «Шербакульский лицей»
2016 г.
Когда людей станут учить не тому,
Что они должны думать,
А тому, как они должны думать, то тогда
Исчезнут всякие недоразумения.
Г. Лихтенберг.
Цель: способствовать формированию УУД через внедрение технологии проектной деятельности на уроках в начальной школе.
Задачи:
Использование проектно – исследовательской деятельности с целью формирования УУД;
Повышение качества проведения учебных предметов на основе внедрения проектной технологии.
По теме «Технология проектного обучения как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе» работаю четвертый год. Хочется отметить в своей работе плюсы и минусы и, конечно же, к какому результату пришла сегодня.
Начальная школа является важнейшим этапом образования каждого человека. От того на сколько грамотно организован процесс обучения и воспитания на этой ступени, зависит успешность каждого ученика в дальнейшем. Значительные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
Поэтому нам, учителям, надо понимать степень своей ответственности, не останавливаться на достигнутом и искать новые, эффективные формы преподавания. Очередное подтверждение тому – интерес к проектной деятельности и востребованность этой технологии в современной школе.
Разрабатывая занятия с детьми согласно ФГОС, столкнулась с рядом проблем:
-низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
-неумение готовить рабочее место к учебным занятиям;
-неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно слушать и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
-невысокий уровень развития основных мыслительных операций;
-отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Что представляет собой понятие «универсальные учебные действия»? В широком значении – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём активного и сознательного присвоения нового социального опыта. В более узком – совокупность способов действия учащего, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию учебного процесса (т.е. умение учиться). Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3)учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Стало очевидным, необходимости развития умений, проблема в которых возникла. Обдумывая эти проблемы и проблемы формирования универсальных учебных действий, поставленные передо мной в рамках стандартов второго поколения, решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, то есть могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. Поэтому стала вовлекать учащихся в проектную деятельность. Проект дает учащимся колоссальный опыт общения, формирует умение совместно находить ответы на интересующие вопросы, учит учиться и развивает творческие способности. О значении проектов можно сказать словами народной мудрости: «Один добытый опыт важнее семи мудрых поучений» (таджикская пословица), «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму» (китайская пословица). Любой проект- это изначальное создание образа и рефлексивное осознание его при соотношении с окружающей действительностью и собственными способностями: «есть ли у меня возможности, способности, ресурсы, время, средства и способы, которые необходимы для реализации замысла».
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, а результат (найденный способ решения проблемы) носит практический характер, и, что весьма важно, интересен и значим для самого открывателя.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, то есть целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации, это одно из эффективнейших средств формирования универсальных учебных действий учащихся.
Конечно, сразу создать систему проектов и начать использовать её в начальной школе невозможно. Поэтому начала свою работу с постенного ввода в учебные занятия проектных задач. «Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей». Стартовая проектная задача, которая проводится в первой четверти, выявляет стартовые возможности учащихся в использовании универсальных учебных действий. Система же промежуточных проектных задач в ходе четырех лет обучения в начальной школе позволяет выстроить специальную работу по «формированию у младших школьников универсальных учебных действий: учебного сотрудничества, учебной грамотности, умения решать проблемы, работать с информационными источниками, предъявлять публично результаты работы малой группы».
У меня появилась возможность наблюдать, сравнивать, диагностировать. Причем учащиеся, увлеченные решением задачи, не подозревают, что именно я диагностирую, работают не на учителя и тем самым демонстрируют свои истинные предметные навыки и коммуникативные способности в полном объёме. Проектные задачи, встраиваясь в учебную деятельность, кардинально меняют все составные части учебного процесса, систему оценивания, тип отношений школьников, отбор учебного содержания, составление расписания. Решение этих проблем является необходимостью, т.к. проектное обучение — полезная альтернатива классно-урочной системе.
На подготовительном этапе провела анкетирования родителей с целью определения значимости развития исследовательского поведения детей и готовности родителей к сотрудничеству.(Приложение 1) Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью провела специальные собрание-лекцию, на котором разъясняснила родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказала об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней. Выявила уровень развития личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных умений учащихся. (Приложение 2)В работе с проектами на начальном этапе мне очень помогла тетрадь « Всё узнаю, все смогу».
Работая по рекомендациям, которые дают авторы учебного пособия, я смогла постепенно ввести учащихся и родителей в проектную деятельность.
На уроках мы систематически используем работу в парах, которая проходит в форме диалога учащихся. В паре ученики проверяют друг у друга задания, выясняют, почему его нужно выполнить так, а не иначе, закрепляют материал, учатся задавать друг другу вопросы. Дети выступают то в роли ученика, то учителя. При работе в паре очень часто дети предлагают друг другу следующие задания: назвать и показать части растений, рассказать признаки какого либо предмета, задают друг другу вопросы по заданному тексту. Такие виды деятельности помогают учителю научить детей слушать и слышать друг друга.
На начальном этапе организации проектной деятельности (1-2 класс) этого достаточно, так как учащиеся выполняют посильные творческие работы без методического паспорта проекта, в основном применяя практические навыки, приобретенные на уроках. Вся собранная детьми информация, в большей степени образная, чем текстовая. Таким образом, на первом этапе создавали простейшие проекты для формирования первоначальных представлений о деятельности исследователя и учились презентовать их (развитие личностных и коммуникативных УУД).
В работе над учебным проектом используются термины «тема», «цель», «задача», «гипотеза», «информация», «продукт», «презентация». Чтобы раскрыть их смысл и на последующих уроках закреплять данные понятия применяю игровой прием «Цветик- семицветик». Каждый лепесток открепляется и может заменяться в соответствии с темой, целью и задачами занятия. На обратной стороне лепестка дается толкование термина. Подобный прием описан Олейник О.В. и Кабанюк Л.П. и называется «Незабудка- проект». Наряду с изучением и проведением проектов продолжаю применять тренировочные задания, необходимые для формирования первоначальных проектных умений и поддержания уровня их сформированности, а также применяю диагностики для мониторинга сформированности определенных учебных действий. Проекты, в которых участвуют мои ученики, отличаются друг от друга: результатом (поделки: игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты и т. д.; мероприятия: спектакли, концерты, викторины, КВН, интеллектуально-познавательные игры и т. д.); числом детей ( индивидуальная деятельность: получаемый продукт — результат работы одного человека; в дальнейшем персональные изделия объединяются в коллективный продукт: например, выставка работ учащихся; работа в малых группах: поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.; коллективная деятельность: концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка и т. д.); продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев); числом этапов; соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы; необходимостью привлечения взрослых.
В конце 3-го класса и в четвертом классе исследовательский опыт обогащаю через дальнейшее накопление представлений о средствах и способах исследовательской деятельности; увеличиваю сложность учебно- исследовательских заданий, достигаем развернутости и осознанности рассуждений. Чтобы привести знания учащихся о проектной деятельности в систему, презентовала «Памятку исследователя» и сделала ее распечатку в качества алгоритма деятельности каждому ученику. За основу памятки я взяла рекомендации В.Ф.Феоктистовой.
Проектная деятельность, согласно новым стандартам, неразрывно связывается с тематическим обучением младших школьников. Примеры тем: «Живая азбука», «Природные зоны», «Моя семья» и т.д. Тема, реализуемая в проектах, может быть связана с различными учебными дисциплинами или внеклассной деятельностью, так что реализовать ее в рамках одного урока невозможно. Поэтому стараюсь начать работу по проекту на внеурочной деятельности, а работа непосредственно по теме ведется на уроке. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно - внеурочных занятий.
Такого рода тематическая проектная деятельность требует особой организации деятельности по сбору и систематизации различной информации. Несмотря на единую тему проекта, детям должна быть предоставлена возможность выбора интересующего их аспекта. Составление схемы темы позволяет объединить детей в группы по интересам. Распределение учащихся в группы по интересам позволяет всех заинтересовать поисковой работой и вовлечь в создании е проекта.
Уже в конце первого года работы с проектами я увидела первые результаты, а сегодня я с уверенностью могу сказать, что обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет ряд достоинств. Выделю несколько групп умений у моих учащихся, на которые проектная деятельность оказала большое влияние:
- исследовательские ( генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
- социальное взаимодействие ( сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
Оценочные ( оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
- информационные ( самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявлять, какой информации не достает);
-презентационные ( выступать перед аудиторией, отвечать на незапланируемые вопросы; использовать различные средства наглядности);
- рефлексивные ( отвечать на вопросы « Чему я научился? Чему необходимо научиться?», адекватно выбирать свою роль в коллективном деле).
Таким образом, для себя сделала вывод: работа над проектом формирует совокупность всех УУД, что и требуют новые образовательные стандарты.
За четыре года работы с ребятами над проектами я открыла для себя каждого ученика как неповторимую, интересную личность. Хочется вспомнить слова древнекитайского мыслителя Конфуция: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – может быть, я запомню; вовлеки меня – и я пойму». Ведь действительно, дети – это прирожденные исследователи, старательные и неутомимые, только нужно по-настоящему увлечь их.
Приложение 1.
Анкета: «Значимость развития исследовательского поведения
и готовность родителей к сотрудничеству».
Приложение 2.
Диагностика универсальных учебных действий. 1,4 класс.
Личностные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия
Приложение 3.
Развитие УУД в процессе проектной деятельности
Этапы проекта | Роль учителя | Роль ученика | Формируемые УУД |
Замысел | Организатор | Участник замысливания | В сфере личностных УУД - учащихся формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. В сфере регулятивных УУД - учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия. В сфере познавательных УУД - учащиеся учатся искать информацию, овладевают действием моделирования. В сфере коммуникативных УУД - учащиеся приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли. |
Деятельностный этап | Консультант | Творец | В сфере личностных УУД - формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи. В сфере регулятивных УУД - формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы, умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности. В сфере познавательных УУД — умение сравнивать данные, находить отличия. В сфере коммуникативных УУД — учиться договариваться, находить общее решение, уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, понимать позицию других людей. |
Представление работы | Координатор | Актер | В сфере личностных УУД-самоопределение, действия нравственно-этического характера. В сфере регулятивных УУД - учащиеся учатся определению последовательности высказываний с учетом конечного результата. В сфере познавательных УУД - учащиеся учатся строить сообщения в устной форме. В сфере коммуникативных УУД — учащиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |