Определи склонение имён существительных ( работай по алгоритму ).
Алгоритм:
1.Поставь существительное в начальную форму (подсказка- все слова этого задания стоят в начальной форме)
2.Определи род существительного
3.Выдели окончание
4. Определи склонение (пользуйся таблицей)
Папа, отец, дочь, тетрадь, тетрадка, альбом, храбрость , храбрец, от-
вага, снег, снежинка, ночь, овёс, пшеница, рожь, конь, одежда, Саша, трава,
машинист, машина, деревня, село, тётя, Оля, Коля, Николай, облако, туча.
__________________________________________________________________________________
Определи склонение и падеж имён существительных ( работай по алгоритму ).
Алгоритм:
1.Поставь существительное в начальную форму
2.Определи род существительного
3.Выдели окончание
4. Определи склонение (пользуйся таблицей)
5.Поставь к существительному вопрос, если есть –подчеркни предлог. Определи по вопросу и предлогу падеж.
Гуляли на поляне-
поставил на окно-
Пришёл к другу-
Поставил на стол-
Угостил печеньем-
Лёг на кровать-
Мечтал о поездке-
Ранил лося-
Лежит в коробке-
Пролетел по небу-
Запиши имена существительные в три группы, определяя склонение.
Конь, помидор, радость, крыша, облако, рожь, капля, печь, деревня, небо, полночь,
дядя, старость, лагерь, рыба.
_________________________________________________________________________________
Определи падеж каждого имени существительного (напиши сверху, над словом)
Стоит у стены, вылечился от кашля, сел за парту, рубят топором,
жили в лесу, зеленеет на поле, блестел под луной, уложил на спине,
посла л брату, хлестал в лицо, вышли из класса, лил дождик, дежурили
на выставке, летит над полем, угостить овощем, подошёл к дому,
хлопьями снега, перестал к ночи.
_________________________________________________________________________________
Определи падеж каждого имени существительного (напиши сверху, над словом)
Упал с крыши, подошли к сторожке, покрыта снегом, пробирался по
оврагу, задумался над задачей, распустились на сирени, лисица видит, не
далеко от деревни, шли к морю, вела из рощи, собралась в лес, оставляют на дорогах,
надоели птицы криками, гуляем в роще, покрыты снегом, дом на горе, плыли на лодке,
изба с крышей, пропадали в лесу.
_________________________________________________________________________________
Определи падеж каждого имени существительного (напиши сверху, над словом)
Не горит в огне, клюёт по зёрнышку, принесла вьюгу, жил у дяди, пошёл к
землянке, побывать в башне, сбегал к реке, слилось с землёй, убирают
лопатой, вышел из кухни, привела из рощи к деревне, рада встрече, недалеко от деревни,
пошли по дороге, пишут ручкой, поздравил друга, пролетят стайкой, покрылась снегом,
лесник посадил.
_________________________________________________________________________________
Раскрой скобки, запиши имена существительные в нужном падеже.
Жил в этой ( местность), пушистая ветка (ель), лежал на ( ладонь), ехал в (автобус ),
Любовался (море), рассказала о ( сестре), погладил по ( лапка).
Определи склонение, падеж имён существительных. Напиши слово- подсказку к каждому склонению, допиши окончание.
Упал с крыш…-_____________________________________
Бегал по площадк…______________________
летает на самолёт…_______________________________________
ездить на автомобил…._____________________________________
задумался над задач…..__________________________
пишут мел…_______________________________________
спать в постельк…._______________________________________
лежит на ладон…________________________________________
задумался над притч…___________________________________
растёт на болот…________________________________________
держал в теплиц…______________________________________
трудился над рисунк…___________________________________
ценник на вещ…_________________________________________
СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Карточка 1.
Запишите слова в три столбика.
Книжка, матрешка, братишка, берег, болезнь, остров, зверь, мысль, сынишка, свиристель, восход, дядя, сияние.
Карточка 2.
От данных имен существительных образуйте слова третьего склонения.
Вещица, мышка, брошка, морковочка, упряжка, ночка, печка, ёлочка, горсточка, кисточка, тетрадочка, дочка.
Карточка 3.
Выпишите из текста имена существительные 2-го склонения.
Витя и Илья учились в третьем классе. Мальчики дружили. В воскресенье Витя пригласил товарища в гости. Войдя в квартиру, Илья снял пальто и шапку. Он аккуратно повесил их на вешалку. Мальчик вежливо поздоровался с родными Вити. Поиграли друзья и пошли к Илье.
Дома Илья швырнул грязные ботинки под шкаф. Пальто и шапку бросил бабушке и приказал повесить. Витя удивлённо наблюдал странную перемену в поступках друга.
Карточка 4.
Д о п и ш и т е подходящие по смыслу имена существительные первого склонения.
Мама купила ... . Ласточки увидели ... . ... выследила вкусную добычу. Столяр сделал ... . Бабушка штопает ... . ... щиплет молодую травку.
– Определите падежи имён существительных, выделите окончания.
Карточка 5.
1 вариант.
С о с т а в ь т е и запишите словосочетания с именами существительными в родительном падеже единственного числа. Выделите окончания.
Чешуя (рыба), постройка (дача), письмо (сестра), край (земля), цветок (гвоздика), окраина (деревня).
Карточка 6.
Составьте предложения. Определите падеж существительных.
У, вдоль, в, клёны, дорожка, грядка, выстроились, ряд.
Я, кустов, услышал, чаща, голосок, из, иволга.
Тянулись, тени, берёза, до, длинные.
Тётя, стоял, дом, деревня, около.
Рыба, Серёжа, был, у, для, сачок, ловли.
Карточка 7.
Спишите, вставив пропущенные буквы. Определите падежи имён существительных. Выделите окончания
От деревн.. до речк.. д..рога шла через поле. У д..рог.. р..сла развесистая б..рёза. Около б..рё..ки скач..т в..р..бьи.
Карточка 8.
Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Обозначьте падежи и выделите окончания.
Выделенные слова разберите как часть речи.
Мы шли (по) д..рожк.. (к) рощ.. . (На) опу..к.. рощ.. было много л..сных яго.. . Вот (к) б..рё..к.. (п..д) л..тели с..роки. Дятел (з..) стуч..л клювом (по) осинк.. . Грачи важно расхаж..вали (по) пашн.. . Пчёлы (пере)л..тали (от) кашк.. (к) гвоздик.. , (от) фиалк.. (к) рома..к.. .
По В. Свереденкову.
Карточка 9.
Составьте и запишите словосочетания с именами существительными в предложном падеже единственного числа.
Дежурили (выставка), сказка (репка), сидит (ладошка), висят(груша), песни (Родина), купила (касса), поехали (машина).
– Выделите окончания.
Карточка 10.
Допишите пословицы.
1) Без труда жить – только ... коптить. 2) Дело на всякого найдётся, коли ... не подкрадётся. 3) Мир освещ..ется ... , а человек ... . 4) Слезами ... не поможешь. 5) Если человек любит ... , то все ... у него успешно идут. 6) Не сп..ши ... , а сп..ши ... .
– Определите склонение вставленных имён существительных. Выделите окончания.
Карточка 11.
Спишите . Слова, данные в скобках, употребите в нужном падеже.
1) Кошка любит (сметана, молоко, масло). 2) Я получил письма от (бабушка, брат, товарищ). 3) Дети видели в зоопарке (лиса, волк, слон, м..две..ь). 4) Сестра св..зала (шапка, шарф, плат..е, свитер).
Карточка 12.
Подберите к выделенным словам антонимы.
В конце лета, живём в деревне, в тишине леса, рассказ о враге, идти в конце, отрусости товарища, жить в ссоре, на севере страны, в вопросе ученика, песня о войне.
– Определите падежи и склонения всех имён существительных. Выделите окончания.
Карточка 13.
Просклоняйте имена существительные пропасть, область, употребив указанные предлоги. Поставьте ударения, выделите окончания.
И. пропасть, область
Р. из ______________, ______________
Д. по ______________, ______________
В. в ______________, ______________
Т. над ______________, ______________
П. в ______________, _______________
Карточка 14.
Спишите, вставив пропущенные буквы.
На лошад.. ,на лошадк.. , на постельк.. , на постел.. , в колыбельк.. , в колыбел.. , о медальк.. , о медал.. , к ёлк.. , к ел.. , по тетрадк.. , по тетрад.. , в горсточк.. , в горст.. ,о косточк.. , о кост.. .
– Определите падежи и склонения всех имён существительных. Выделите окончания.
Карточка 15.
Спишите, вставив пропущенные буквы. Определите склонение и падеж существительных.
1) Летом мы отдыхали в Тул.. , Казан.. ,Омск.. . 2) Осенью убрали урожай морков.. , черешн.. ,петрушк.. . 3) В нашей мес..ност.. много сирен.. , гвоздик.. и черёмух.. . 4) В Казан.. на площад.. есть фабрика обув.. . 5) По Сибир.. мы ехали на машин.. и на лошад.. .