СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия "Русский народный костюм"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого занятия по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Русский народный костюм" для 5 класса

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия "Русский народный костюм"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа

деревни Цепели Орловского района Кировской области












Методическая разработка занятия


Тема разработки: «Русский народный костюм»

Форма проведения: краеведческий час

Целевая аудитория: учащиеся 5 классов









Автор-составитель: Зобнина А.В., учитель ИЗО










д.Цепели

2016 год

Технологическая карта занятия

по внеурочной деятельности «Народная культура»

духовно-нравственного направления


Тема

Русский народный костюм

Учитель

Зобнина Анна Владимировна

Класс

5

Дата проведения

20.10.2015 год

Предметная область

Краеведение, история

Форма занятия

Краеведческий час

Прием

Системно-деятельностный подход

Методы

Репродуктивный, творческий, частично-поисковый

Технологии

Информационно-коммуникационные технологии

Цель занятия

Познакомить с историей русского народного костюма, с творчеством русского народа, его культурой и традициями.

Задачи

Образовательные: дать информацию по истории русского национального костюма, элементов русской одежды через создание своих практических работ.
Воспитательные: воспитывать гордость за русский талантливый народ, создавший такую мощную народную культуру и уважение к народным традициям.
Развивающие: развитие эстетического и художественного вкуса и интереса к русской народной культуре через прослушивание русских народных песен, через рассказ учителя, через мультимедийную презентацию по теме.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

знать историю русского народного костюма, культуру и традиции русского народа.

В познавательной сфере:

- давать определение изученных понятий:

костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, коруна, штаны-порты, зипун;

- описывать элементы народного костюма;

В ценностно-ориентационной сфере:

- анализировать и оценивать роль символов в украшении костюма;






Личностные: 

- Знание народных традиций;

- Чувство уважения крусской культуре;

- Умение управлять своей познавательной деятельностью.

Регулятивные: 

-Ставить цель и анализировать условия достижения цели.

- Прогнозировать ситуацию будущих событий.

Познавательные: 

- Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

- Устанавливать причинно-следственные связи.

- Давать определения понятиям.

Коммуникативные: 

-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию


Основные понятия

Костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, коруна, порты, зипун

Организация пространства

Тип занятия:

Интегрированный урок по краеведению, ИЗО, музыке и литературе.

Межпредметные связи

ФОПД

Дидактические средства

История, музыка, технология, ИЗО, география.

Фронтальная

Индивидуальная работа над эскизом русского народного костюма (женский или мужской)

Раздаточный материал

Компьютер с мультимедийным сопровождением

Русский народный костюм (мужской и женский)

Куклы в костюмах

Интернет-ссылки:

http://www.google.ru

http://dob.1september.ru

http://www.museum.ru

http://sarafany.narod.ru



Учебно-методическое обеспечение занятия:

1.Горяева Н.А.,. Островская О.В Декоративно – прикладное искусство в жизни человека, учебник по ИЗО 5 класс./ – М.: Просвещение 2003.

2. Мировая история костюма «Школьная энциклопедия».

3.Шпикалова Т.Я, Сокольникова Н.М и др. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства рекомендациями / — М.: Мозаика-Синтез, 1997.



Конспект занятия

Этапы

1. Организационный момент

Цель:Организация рабочего места, настрой на работу на уроке.

Компетенции: ученики должны:

знать - расположение материалов для занятия: графические материалы и порядок их использования в соответствии с ходом урока;

уметь - своевременно воспользоваться материалом по ходу урока.

Метод:диалогичность.

Формы: фронтальная и индивидуальная.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

-Приветствуют учителя;

-подготовка к уроку учебных материалов с учетом установленных правил;

-помогают учителю сформулировать цели урока;

-предлагают варианты вопросов для обсуждения на уроке.

-готовят материалы для работы с материалом, учитывая правила техники безопасности.


-Приветствую учеников;

-проверяю готовность к уроку;

- акцентирую актуальность новых художественных знаний,

-сообщаю тему урока,

-создаю условия для того, чтобы учащиеся поставили цель урока,

-создаю условия для того, чтобы построить план достижения поставленной цели;

-даю краткий инструктаж по работе с учебными материалами.

Планируемое время:

– 3 минуты



2. Опрос учащихся по проверке личных знаний

Цель:Создать устойчивое внимание.

Компетенции: ученики должны:

Знать-виды народного искусства.

Уметь- определять элементы народного костюма.

Метод: Диалогичность.

Формы: Фронтальная и индивидуальная.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Ученики отвечают:

- были;

-народная одежда;


Формулируют определения

Работают с понятиями и терминами.


Дети внимательно слушают рассказ, задают вопросы.

Делают вывод: русский народный костюм, важнейший вид народного искусства.

Задаю вопросы:

  1. Были ли вы в краеведческом музее?

  2. Как называется экспозиция музея в комнате крестьянского быта?

  3. А что в этом сундучке?

Добровольцы примеряют вещи.

Предлагаю ученикам назвать детали народной одежды.

Планируемое время:

– 10 минут


3. Изучение нового учебного материала

Цель:воспроизведение знаний, полученных ранее на уроках изобразительного искусства литературы, истории и на сегодняшнем уроке, адаптирование их на художественный язык искусства в форме рисунка.

Компетенции:

Знать- понятия народного искусства, основных, составных элементов народного костюма, свойства графических материалов и способы работы с ними,

Уметь-применять полученные знания для создания художественной композиции.

Методы:Наглядно-иллюстративные и практические.

Формы:Индивидуальная, творческая работа – художественная композиция.


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Учащиеся слушают рассказ, рассматривают картинки на экране.








































































































































































































































































































































































Опираясь на проблемные вопросы и зрительную схему, подготовленную учителем в форме слайдового видеоряда, обучающиеся начинают индивидуальную творческую деятельность, в ходе которой используют:

– основные правила изображения элементов одежды;
– сюжетную линию композиции;
– изобразительные объекты;
– цветовой строй костюма;
– язык изображения.



Выполняют творческую работу на подготовленных листах обычной бумаги с изображением мужчины и женщины в русском народном костюме в черно-белом варианте. Подбирают цвет композиции так, чтобы одежда получилась яркой и привлекающей внимание.



Каждый учащийся вывешивает на всеобщее обозрение свои работы.

Демонстрирую видеоряд и по ходу показа рассказываю и комментирую слайды:


- Все в костюме напоминает о красоте родной земли. В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.

Из каких элементов состоит народный костюм, какую тайну хранит его нарядное узорочье?

Ещё во времена Древней Руси — по тому, как русская женщина была одета, можно было сказать о ней почти все.

С незапамятных времен художники и поэты восхи­щались необыкновенной красотой русской женщины. И дело не в том, что русские женщины от природы очень хороши собой. Настоящая красота - это свет глаз, цар­ственная плавная походка, душевность и скромность, природный ум и самоотверженность, способность лю­бить.

Невольно приходят на память стихи Некрасова от­рывок из поэмы «Мороз Красный нос» «Есть женщины в русских селеньях ...»

А вспомните, как Пушкин описывает прекрасную Царевну-лебедь?

А сама-то величава,

Выступает будто пава…

А вы вспомните, как Сергей Есенин описывает в стихотворении, как была одета бедная Танюша.

Хороша была Танюша, краше не было в селе,

Красной рюшкою по белу сарафан на подоле…

Вот и в русских народных песнях часто употребля­ется именно сарафан. Всем известна песня «Не шей мне, матушка, красный сарафан». А я вам принесла сегодня менее известную песню «Зеленый сарафан». Ее поет замечательная исполнительница народных песен Жанна Бичевская.

В русские старинные костюмы одеты также героини ваших любимых сказок. Какие? (Снегурочка, Елена-прекрасная, Царевна-лебедь, Васи­лиса Премудрая, Марья-искуссница). (Слайд 3-5)

А какой элемент был общим и необходимым в любом костюмном ансамбле? (Рубаха).

Рубаха-основа женского народного костюма, шилась из домотканого белого льняного или конопляного полотна. (Слайд 6)

С 19 века в быт входят пестротканые рубахи из хлопчатобумажной ткани фабричного производства. (Слайд 7).

Кроили рубахи, как впрочем, и другие предметы одежды, предельно рационально и безотходно, детали сшивались по прямым линиям.В рубаху на Руси были одеты все, от мала до велика. Рубаха, как мы видим, была спутником человека на протяжении всей его жизни, от рождения до смерти. Причем носили их и кресть­янки и дворянки. Они различались только тканью. Если простой народ одевался в домотканую льняную материю (Слайд 8),

то у дворянок и боярышень рубашки были шелковыми, из тканей, привезенных из дальних стран (Слайд 9).

Рукав укреплялся на запястье деталью, который так и назывался «Запястье», их украшали вышивкой, бисером, жемчугом.

Простые девушки тоже по мере сил и возможнос­тей украшали свой костюм. Не так дорого, зато всю душу вкладывали в эту работу, ведь от того, насколько ты искусна и трудолюбива часто зависела судьба, удач­ное замужество (стоящий парень не посмотрит на бело­ручку). В свадебное приданное у девушки среднего достатка входило 10 и более рубах, столько же холщёвых и ситцевых сарафанов, которых хватало на 10 лет. Праздничные рубахи украшались вышивкой, оберегавшей женщину от «сглаза». Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол – места возможных «входов» злых сил. В старой деревне на покос или на жатву шли как на праздник, надевая свои лучшие рубахи (Слайд 10).

Рубахи, в которых женщины косили, назывались рубахи – сенокосцы. Их носили без сарафана. Под рубаху надевали не очень длинную сорочку, без рукавов. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица, а касаясь земли подолом, женщина получала жизненные силы от нее, и, в свою очередь, вышивки с символикой плодородия давали силы земле. Современные исследователи различают два основных комплекта женского костюма: рубаху с сарафаном и рубаху с поневой (Слайд 11).

Рубаха с понёвой и передником более древние по происхождению.(Слайд 12)

Понёва – полотнище, заменяющее юбку, – обязательная принадлежность одежды русской замужней женщины. Она надевалась особым способом: полотно понёвы оборачивали вокруг талии разрезом вперед, а края подтыкали за пояс, открывая подол рубахи, который закрывали передником (запоном). Понёву обшивали лентами и тесьмой. Незамужние девушки носили только рубаху с передником. Передник иногда сплошь был украшен узорными полосами и нёс символику, связанную с землей, водой (ромбы, волнистые линии, образы матери-земли, птиц, древа жизни). По праздникам поверх понёвы или запона надевали богатую одежду – навершник из нарядной ткани, украшенной вышивкой.(Слайд 13-14)

Сарафан стал использоваться в качестве женской одежды только в XVI веке. Он вытеснил понёву на территории России вначале в северных областях, а к началу XIX века превратился в одну из основных частей традиционной женской одежды. Сарафан - это одежда без рукавов с низу и до верху застёгивающаяся на пуговицы. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, канителью и узорными пуговицами. Попроще сарафаны украшали по подолу лентами разных цветов. Сарафаны носили с передниками, которые играли двойную роль: защищали одежду от загрязнений и прикрывали ее неукрашенные части (Слайд 15-16).

На сарафан надевали короткую епанечку (Слайд 17-18),

а в холода – душегрею (Слайд 19-20).

Вкладывая в изготовление праздничного костюма всю душу, тонкое чувствование красоты природы, женщина-мастерица творила истинное произведение искусства. Барышни и дворянки одевали по верх рубашки «летник», как правило, из богато расписанного щёлка, так же застёгнутый сверху до низу на пуговицы, но уже с рукавами. Причем, длиной рукава часто доста­вали пола душегрею (Слайд 21-22).

Понятна ли вам теперь пословица: «Работать спустя рукава». В прохладную погоду носили «Опашень» - уличную одежду с рукавами, тоже очень длинными(Слайд 23), а зимой - шубу душегрею (Слайд 24).

Женский костюм не мыслим без головного убора. Исстари волосы замужней женщины связывались с магией и колдовской силой, поэтому ей нельзя было появляться на людях с непокрытой головой, волосы следовало заплетать в две косы, укладывать вокруг головы короной и прятать под головной убор. Головной платок был одной из основных частей женского костюма (Слайд 25).

Кроме повседневных и праздничных платков существовали еще повойник, кокошник, сорока (Слайд 26-27).

В 18 веке некоторые кокошники стоили 1000 рублей и более, в то время как хорошая лошадь стоила 10 рублей. Маленькие девочки носили на лбу матерчатые ленты шириной 0,5-2,5см. Девушкам разрешалось носить открытые повязки-ленты, коруны, венцы, закрывавшие только лоб и затылок (Слайд 28).

о замужества девушки заплетали низко на затылке одну косу. Коса свободно ниспадала из-под головного убора. По праздникам девичья коса украшалась лентами и накосником из бисера (Слайд 29).

Русский мужской костюм был менее затейлив. Он состоял из рубахи, портов, пояса, обуви и головного убора (Слайд 30).

Основой мужского костюма была рубаха (Слайд 31).

Она доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку (косоворотка). Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили ее из белой, красной или синей ткани. Украшали вышивкой. Обязательной частью одежды русских крестьян были неширокие длинные штаны – порты, которые завязывались на шнурке вокруг талии. Состоятельные люди носили порты из шелка и сукна. А простой люд – холщёвые. Порты заправлялись в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх надевали лапти. Поверх рубахи обычно надевали зипун, служивший для крестьян верхней одеждой, опашень или охабень – для дворян (Слайд 32), а на голову – шапку из сукна либо войлока.

Ткань для одежды окрашивали в разные цвета. Цвет играл существенную роль в народной одежде, сообщая определенную информацию о носителе данного костюма. Цвет одежды как бы предупреждал собеседников, с кем они имеют дело и какую позицию нужно занять в отношении этой особы. 

Чаще всего сарафаны были красного, желтого, голубого и коричневого цветов.

Как вы думаете, что означает этот цвет ткани?

(Тепло, праздник, радостное настроение.)

Желтый цвет олицетворял солнце, богатство.

Голубой цвет был символом неба и молодости.

Коричневый цвет обозначал землю-кормилицу.

Самым любимым цветом в русском народном искусстве и, особенно в одежде, был красный.  Красный - символ огня (защиты), крови, солнца, долголетия, плодородия, силы и власти. В народе верили, что красный цвет обладает чудодейственными свойствами, его связывали с плодородием, а также использовали как средство против сглаза.

Белый цвет был в почете у наших предков, которые обожествляли Солнце, стихию Огонь, и знали, что этот цвет - атрибут Бога-Отца. У русских белый цвет символизировал чистоту, милосердие и печаль.

Черный цвет, который многими воспринимается как цвет смерти, на самом деле имеет многогранную символику. Это цвет земли, покоя, достатка, богатства и траура. Одежда старших людей была богатой на черный цвет, поскольку он поглощает энергию, информацию. А старшее поколение людей является хранителем мудрости, учителем для молодых поколений. 

Зеленый цвет символизировал растительный мир.

Упражнение на релаксацию и развитие воображения «РАДУГА» (Слайд 33).

«Сядьте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами радуга. 
Первый цвет — голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощути эту свежесть. 

Следующий — желтый. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение. 
Зеленый — цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше. 

Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день». 

Еще раз полюбуйтесь народными костюмами (Слайд 34). Как вы думаете, что придаёт ему необыкновенную красоту?

Одежда украшена вышивкой (Слайд 35-36).

По народному поверью, как вы узнали, вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил. (Слайд 37)

Вышивки-обереги располагались в определенных местах: на рукавах рубахи, у выреза и на подоле сарафана. Узоры на сарафане оберегали легкие и сердце, не давали злой силе подобраться снизу. Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли их силу и ловкость. Белая рубаха оформлялась орнаментом, где преобладал красный цвет. В геометрическом, древнейшем, орнаменте наиболее часто встречаются повторяющиеся изображения ромба как знака плодородия, креста- символа солнца и Макоши - языческой богини земли и плодородия. Растительный же орнамент, нашедший применение в отделке одежды с 18 века, олицетворял полноту жизни- его элементы изображены в момент пышного цветения. А теперь давайте попробуем вспомнить картины известных художников, на которых изображены девушки в народных костюмах (Слайд 38-40)

А теперь давайте разгадаем ребусы.

(Слайд 41-42) (Приложение 1).

Практическая творческая деятельность учащихся.

Формирование практических умений

(Приглашаются ученики, которые выбирают на заранее подготовленных листах белой бумаги изображения мужчины или женщины в русском народном костюме.) (Приложение 2).

Задание: На основе увиденного материала о костюме выполните эскиз костюма по выбору (мужской или женский).

Ребята, вот вы узнали о том, какой была национальная одежда наших предков. А теперь вам предстоит выступить в роли модельеров и создать эскиз русского народного костюма, украсить его орнаментом. Какой костюм вам украшать (мужской или женский) – выбирать вам. А к украшению костюма постарайтесь подойти творчески, проявляйте фантазию. Если задание понятно, приступайте к работе. Для выполнения своей работы можете выбирать любые материалы (цветные карандаши, фломастеры, пастель и т.д.)

Еще раз улыбнитесь, помните, что хорошее настроение – это залог успеха. Удачи вам в работе. А помогут вам справиться с заданием записи русских народных песен.

  1. Выполнение индивилуального творческого задания

– Направляю
деятельность учащихся на выполнение творческой композиции;
– контролирую соотношение ее цели и результатов, фиксирую степень их соответствия и намечаю дальнейшие цели деятельности.

Во время практической работы делаю целевые обхо­ды:

1) контролирую организацию рабочего места;

2) контролирую пра­вильности выполнения приемов работы;

3) оказываю помощь уча­щимся, испытывающим затруднения;

4) контролирую объем и каче­ство выполненной работы.



Организую экспресс – выставку.

Предлагаю:

- Посмотрите работы друг друга, дайте оценку.
































Планируемое время:

– 15 минут.


Слайдовый видеоряд

(сл. №№ 1 -43)



























































































































































































































































































































































-10 минут.































































4. Закрепление учебного материала

Цель:Актуализировать знания учащихся. Развивать интерес к народной культуре итворческую фантазию. Воспитывать художественный вкус.

Компетенции:

Знать- правила организации рабочего места, уметь применять знания, навыки и умения, приемы работы с графическим материалом. Находить наиболее эффектные гармонические цветовые соче­тания.

Уметь- пользоваться ограниченной палитрой цвета, по­казывать вариативные возможности народного костюма.

Методы: Актуализация опорных знаний и умений, метод свободы в системе ограничений.

Формы:Фронтальная работа. Индивидуальная, творческая работа.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Проводят критическую оценку достигнутых результатов. Обсуждают творческие работы своих одноклассников. Учатся толерантному отношению к творчеству друг друга при обсуждении работы.



Организую обсуждение творческих работ. Выявляю ошибки. Определяю способы исправления ошибок.

Направляю учащихся на доброжелательное обсуждение работ своих товарищей.


Планируемое время:

- 2 минуты.














  1. Рефлексия (подведение итогов занятия).


Цель: включить учащихся в деятельность на аналитическом уровне.


Знать - историю русского народного костюма, культуру и традиции русского народа.


Уметь – пользоваться терминами и определениями, грамотно высказывать свои мысли.


Методы: диалогичность.


Формы: фронтальная.

Ученики высказывают свое мнение по поводу сегодняшнего урока.




Ученики выходят к доске и отмечают в таблице знаками «+» или «-» свое отношение к уроку.

Предлагаю ученикам продолжить мысль:


мне было интересно…
меня удивило…
мне было трудно…
мне захотелось…



Предлагаю ученикам отметить в таблице на доске свое отношение к уроку


-3 минуты.






-2 минуты.







Толкование слов:

  1. Рубашка- одежда из лёгкой ткани для верхней части тела.

  2. Косоворотка- мужская рубашка, со стоячим воротником, застёгивающаяся сбоку.

  3. Порты- то же, что и штаны.

  4. Онучи- обмотка для ноги под сапог или лапоть.

  5. Кушак- широкий матерчатый пояс.

  6. Лапти- обувь из лыка, одевается на ступню.

  7. Кокошник- женский головной убор в виде разукрашенного щитка надо лбом.

  8. Кичка- старинный русский головной убор замужней женщины.

  9. Сарафан- род платья без рукавов, надевается поверх рубашки.

  10. Душегрея- женская тёплая кофта без рукавов.

  11. Понёва- домотканая шерстяная юбка.

  12. Передник- одежда, защищающая перёд платья от грязи.











Приложение 1










Приложение 2








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!