СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия по теме "Смутное время"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие проводится в форме тьютор - семинара. Студенты разбиваются на три группы, готовят и защищают мини-проекты. Участвуют в дискуссии.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия по теме "Смутное время"»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ХАБАРОВСКОГО КРАЯ



Краевое государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

"Губернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре" Межрегиональный центр компетенций





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: Смутное время начала XVII века. Царствование Б.Годунова. Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы.

Учебная дисциплина: История














г. Комсомольска-на-Амуре,

2016 г.














Комсомольск-на-Амуре

2016


г. Комсомольск-на-Амуре,

2013









Учебная деятельность







































Обсуждено на заседании цикловой комиссии учебных дисциплин гуманитарного цикла протокол №10 от 08.06. 2016 г.

Тема: Смутное время начала XVII века. Царствование Б.Годунова. Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы.

Тип пособия: методическая разработка занятия по учебной дисциплине

«История»

Автор: Павлова Татьяна Николаевна,

преподаватель истории и обществознания КГА ПОУ ГАСКК МЦК


Методическая разработка помогает обучающимся понять сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей истории и обществознания профессиональных образовательных учреждений.











КГА ПОУ ГАСКК МЦК

г. Комсомольск-на-Амуре

ул. Культурная, в3

(4217) 26 50 54




Пояснительная записка

Данное занятие создает условия для формирования у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности обучающихся в процессе продуктивной творческой деятельности, через применения интерактивных заданий; формирует общепрофессиональные компетенции: осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, работать в команде, эффективно общаться с коллегами, производить анализ, синтез полученной информации, делать выводы, выделять главное.

Преподаватель на занятии представляет работу в малых группах в ходе тьютор - семинара.

Занятие по теме «Смутное время начала XVII века. Царствование Б.Годунова. Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы» состоит из:

  1. Мотивационной части, в ходе которой студенты просматривают видеофрагмент «Россия в XVI в.» и совместно с преподавателем формулируют проблему занятия.

  2. Изучение нового материала осуществляется в малых группах, где студенты знакомятся с материалом, осуществляя его поиск в различных источниках, составляют мини-проект.

  3. Закрепление нового материала происходит в форме работы тьютор – семинара, где каждая группа осуществляет его защиту мини проекта, а студенты - оппоненты задают уточняющие вопросы. Изученный материал оформляется в виде опорного конспекта.

На занятии используются интерактивные задания обучения: оформление и защита проекта, дискуссия в ходе тьютор - семинара.




Тема: Смутное время начала XVII века. Царствование Б.Годунова. Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы.

Цель: понимать сущность и социальную значимость будущей профессии,

проявлять к ней устойчивый интерес.

Задачи:

- создание условий для формирования умения осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

- организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, и работать в команде, эффективно общаться с коллегами;

- анализировать и синтезировать полученную информацию, делать выводы, выделять главное.

Тип занятия: тютор - семинар

МТО: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, видеофрагмент «Россия в XVI в.»; ноутбуки, выход в сеть Интернет, инструкционные карты для групп, опорный конспект.

Для кого предназначен: преподавателей истории и обществознания

профессиональных образовательных организаций

Условия работы на занятии:

  1. Студенты работают в трех группах:

  2. В каждой команде есть модератор, который оценивает работу всех членов команды (прил. № 1)











Ход занятия:

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

I. Мотивационная часть (используется прием «Мозговой штурм») в ходе трансляции видеофрагмента «Россия в XVI в.» (прил. № 3), студентам предлагается сформулировать проблему занятия, причины данного явления.

На экране появляется название темы Россия в начале XVII века. Правление Б.Годунова. «Смутное время»: причины, участники и последствия. Самозванство.

Преподаватель предлагает таблицу, которую студенты должны будут заполнить в ходе обсуждения проектов «Официальные правители и самозванцы»

Как вы можете определить проблему занятия?


Вы правы основная проблема нашего занятия – «смутное время», самозванство, его причины, участники, последствия.


Мы сегодня с вами во время занятия определим значение событий смутного времени для дальнейшего развития России.


Студенты отвечают на вопросы, поставленные преподавателем:

Смутное время – это период, связанный с окончанием правящей династии, характеризующийся социально – экономическим кризисом, превращением России в арену борьбы внутренних и внешних охотников за власть.


Мы сегодня, на нашем занятии познакомимся с явлением «Смута» «Самозванство», охарактеризуем причины, участников, и последствия данных событий для дальнейшего развития России.

II. Изучение нового материала (работа в группах)

Вам предлагается разбиться на три группы в соответствии с количеством последствий, вызванных началом смутного времени. (прил. 2)

2.1 Работа по рассмотрению и формулированию причин «смутного времени»

Инструкция:

Преподаватель группам сформулировать по одной причине начала смутного времени.

Студенты, работая в группах формулируют причины смутного времени.


1 группа - Династический кризис.

2 группа - Экономический кризис.

3 группа - Внешнеполитический кризис.

2. 2 Законные правители и самозванцы: поиск выхода

Инструкция:

1. Преподаватель предлагает каждой группе просмотреть материал в интернет ресурсах.

2. Студентам необходимо определить причины и последствия каждого кризиса, а также возможные пути выхода.

3. Обучающиеся формулируют ответ на основной вопрос и предположить возможный выход для России.

4. Командам необходимо разработать проект «Законные правители и самозванцы: поиск выхода» (прил. № 4)

Группа № 1. Как вы думаете, почему Бориса Годунова считали ненастоящим царем?

Группа № 2. Как вы считаете, были ли другие претенденты на русский престол кроме Василия Шуйского?

Группа № 3. Определите основные причины появления самозванцев в России.

Физминутка: Картинная галерея(прил. 6)

III. Закрепление нового материала

3.1 Защита мини проекта «Законные правители и самозванцы: поиск выхода»


Студенты в группах готовят проект к защите, участвуют в тьютор - семинаре

IV. Подведение итогов занятия

4.1 Рефлексия

Студентам написать челобитную царю, использовав инфо - карту. (прил. №5)

Студенты пишут челобитную

4.2 Оценивание

Оценки Вам поставил ваш модератор в процессе нашего занятия.

Согласны ли вы с ними.


4.3 Итог занятия

Подведем итог.


Студенты формулируют причины, последствия и возможные выходы из «Смутного времени» для России.

5. Домашнее задание

Студентам предлагается подобрать возможные случаи самозванства из мировой истории



Библиографический список:

  1. Мясоед, Т.А. Интерактивные технологии обучения: спец. семинар для учителей / Т.А. Мясоед. – М., 2004. – 82 с.

  2. Ступина, С. Б. Технологии интерактивного обучения: учебно- методическое пособие / С. Б. Ступина. – Саратов : Наука, 2009. – 52 с.

  3. Суворова, Н. А. Интерактивное обучение: новые подходы/ Н.А. Суворова. – М., 2005. – 167 с.

  4. http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/08/28/shablon-istoriya


Приложение 1

Лист самооценки занятия по учебной дисциплине «История»

Тема занятия: Смутное время начала XVII века. Царствование Б.Годунова. Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы.

ГРУППА «_________________»

Наименование заданий

Изучение предложенных источников, поиск необходимой информации

1 балл

Работа по отбору информации

1 балл

Участие в составлении презентации проекта

1 балл

Участие в дискуссии

1 балл

Оформление таблицы по ходу урока

1 балл

Итого баллов - оценка

1

Модератор:







2








3








4








5








6








Критерии оценки: 5 баллов – оценка «5»; 3-4 балла – оценка «4»; 2-3 балла – оценка «3»


Приложение 2

«Законные правители и самозванцы: поиск выхода»

Вопросы

Борис Годунов и Гришка Отрепьев

Василий Шуйский, Иван Болотников и Богданко

Лжедмитрий I и Лжедмитрий II

Основное понятие

Смутное время

Крестоцеловальная запись

Самозванство

Время нахождения у власти




Основные события




Основное задание

Как вы считаете, почему Бориса Годунова считали ненастоящим царем?

Определите основные поступки Гришки Отрепьева в России, которые способствовали сплочению вокруг него большого количества людей.

Как вы думаете, были ли другие претенденты на русский престол кроме Василия Шуйского?

Определите, что бы произошло в России, при благоприятном окончании восстания Ивана Болтникова.

Определите основные причины появления самозванцев в России.

Как вы считаете, чтобы произошло с Россией, если бы один из самозванцев смог удержать русский престол.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!