МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Краевое государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
"Губернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре" Межрегиональный центр компетенций
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: Смутное время начала XVII века. Царствование Б.Годунова. Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы.
Учебная дисциплина: История
г. Комсомольска-на-Амуре,
2016 г.
Комсомольск-на-Амуре
2016
г. Комсомольск-на-Амуре,
2013
Учебная деятельность
Обсуждено на заседании цикловой комиссии учебных дисциплин гуманитарного цикла протокол №10 от 08.06. 2016 г.
Тема: Смутное время начала XVII века. Царствование Б.Годунова. Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы.
Тип пособия: методическая разработка занятия по учебной дисциплине
«История»
Автор: Павлова Татьяна Николаевна,
преподаватель истории и обществознания КГА ПОУ ГАСКК МЦК
Методическая разработка помогает обучающимся понять сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей истории и обществознания профессиональных образовательных учреждений.
КГА ПОУ ГАСКК МЦК
г. Комсомольск-на-Амуре
ул. Культурная, в3
(4217) 26 50 54
Пояснительная записка
Данное занятие создает условия для формирования у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности обучающихся в процессе продуктивной творческой деятельности, через применения интерактивных заданий; формирует общепрофессиональные компетенции: осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, работать в команде, эффективно общаться с коллегами, производить анализ, синтез полученной информации, делать выводы, выделять главное.
Преподаватель на занятии представляет работу в малых группах в ходе тьютор - семинара.
Занятие по теме «Смутное время начала XVII века. Царствование Б.Годунова. Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы» состоит из:
Мотивационной части, в ходе которой студенты просматривают видеофрагмент «Россия в XVI в.» и совместно с преподавателем формулируют проблему занятия.
Изучение нового материала осуществляется в малых группах, где студенты знакомятся с материалом, осуществляя его поиск в различных источниках, составляют мини-проект.
Закрепление нового материала происходит в форме работы тьютор – семинара, где каждая группа осуществляет его защиту мини проекта, а студенты - оппоненты задают уточняющие вопросы. Изученный материал оформляется в виде опорного конспекта.
На занятии используются интерактивные задания обучения: оформление и защита проекта, дискуссия в ходе тьютор - семинара.
Тема: Смутное время начала XVII века. Царствование Б.Годунова. Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы.
Цель: понимать сущность и социальную значимость будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
Задачи:
- создание условий для формирования умения осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
- организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, и работать в команде, эффективно общаться с коллегами;
- анализировать и синтезировать полученную информацию, делать выводы, выделять главное.
Тип занятия: тютор - семинар
МТО: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, видеофрагмент «Россия в XVI в.»; ноутбуки, выход в сеть Интернет, инструкционные карты для групп, опорный конспект.
Для кого предназначен: преподавателей истории и обществознания
профессиональных образовательных организаций
Условия работы на занятии:
Студенты работают в трех группах:
В каждой команде есть модератор, который оценивает работу всех членов команды (прил. № 1)
Ход занятия:
Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
I. Мотивационная часть (используется прием «Мозговой штурм») в ходе трансляции видеофрагмента «Россия в XVI в.» (прил. № 3), студентам предлагается сформулировать проблему занятия, причины данного явления. |
На экране появляется название темы Россия в начале XVII века. Правление Б.Годунова. «Смутное время»: причины, участники и последствия. Самозванство. |
Преподаватель предлагает таблицу, которую студенты должны будут заполнить в ходе обсуждения проектов «Официальные правители и самозванцы» |
Как вы можете определить проблему занятия? Вы правы основная проблема нашего занятия – «смутное время», самозванство, его причины, участники, последствия. Мы сегодня с вами во время занятия определим значение событий смутного времени для дальнейшего развития России. | Студенты отвечают на вопросы, поставленные преподавателем: Смутное время – это период, связанный с окончанием правящей династии, характеризующийся социально – экономическим кризисом, превращением России в арену борьбы внутренних и внешних охотников за власть. Мы сегодня, на нашем занятии познакомимся с явлением «Смута» «Самозванство», охарактеризуем причины, участников, и последствия данных событий для дальнейшего развития России. |
II. Изучение нового материала (работа в группах) Вам предлагается разбиться на три группы в соответствии с количеством последствий, вызванных началом смутного времени. (прил. 2) |
2.1 Работа по рассмотрению и формулированию причин «смутного времени» |
Инструкция: Преподаватель группам сформулировать по одной причине начала смутного времени. | Студенты, работая в группах формулируют причины смутного времени. |
| 1 группа - Династический кризис. 2 группа - Экономический кризис. 3 группа - Внешнеполитический кризис. |
2. 2 Законные правители и самозванцы: поиск выхода |
Инструкция: 1. Преподаватель предлагает каждой группе просмотреть материал в интернет ресурсах. 2. Студентам необходимо определить причины и последствия каждого кризиса, а также возможные пути выхода. 3. Обучающиеся формулируют ответ на основной вопрос и предположить возможный выход для России. 4. Командам необходимо разработать проект «Законные правители и самозванцы: поиск выхода» (прил. № 4) | Группа № 1. Как вы думаете, почему Бориса Годунова считали ненастоящим царем? Группа № 2. Как вы считаете, были ли другие претенденты на русский престол кроме Василия Шуйского? Группа № 3. Определите основные причины появления самозванцев в России. |
Физминутка: Картинная галерея(прил. 6) |
III. Закрепление нового материала |
3.1 Защита мини проекта «Законные правители и самозванцы: поиск выхода» |
| Студенты в группах готовят проект к защите, участвуют в тьютор - семинаре |
IV. Подведение итогов занятия |
4.1 Рефлексия |
Студентам написать челобитную царю, использовав инфо - карту. (прил. №5) | Студенты пишут челобитную |
4.2 Оценивание |
Оценки Вам поставил ваш модератор в процессе нашего занятия. Согласны ли вы с ними. | |
4.3 Итог занятия |
Подведем итог. | Студенты формулируют причины, последствия и возможные выходы из «Смутного времени» для России. |
5. Домашнее задание |
Студентам предлагается подобрать возможные случаи самозванства из мировой истории | |
Библиографический список:
Мясоед, Т.А. Интерактивные технологии обучения: спец. семинар для учителей / Т.А. Мясоед. – М., 2004. – 82 с.
Ступина, С. Б. Технологии интерактивного обучения: учебно- методическое пособие / С. Б. Ступина. – Саратов : Наука, 2009. – 52 с.
Суворова, Н. А. Интерактивное обучение: новые подходы/ Н.А. Суворова. – М., 2005. – 167 с.
http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/08/28/shablon-istoriya
Приложение 1
Лист самооценки занятия по учебной дисциплине «История»
Тема занятия: Смутное время начала XVII века. Царствование Б.Годунова. Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы.
ГРУППА «_________________» |
№ | Наименование заданий | Изучение предложенных источников, поиск необходимой информации 1 балл | Работа по отбору информации 1 балл | Участие в составлении презентации проекта 1 балл | Участие в дискуссии 1 балл | Оформление таблицы по ходу урока 1 балл | Итого баллов - оценка |
1 | Модератор: | | | | | | |
2 | | | | | | | |
3 | | | | | | | |
4 | | | | | | | |
5 | | | | | | | |
6 | | | | | | | |
Критерии оценки: 5 баллов – оценка «5»; 3-4 балла – оценка «4»; 2-3 балла – оценка «3»
Приложение 2
«Законные правители и самозванцы: поиск выхода»
Вопросы | Борис Годунов и Гришка Отрепьев | Василий Шуйский, Иван Болотников и Богданко | Лжедмитрий I и Лжедмитрий II |
Основное понятие | Смутное время | Крестоцеловальная запись | Самозванство |
Время нахождения у власти | | | |
Основные события | | | |
Основное задание | Как вы считаете, почему Бориса Годунова считали ненастоящим царем? Определите основные поступки Гришки Отрепьева в России, которые способствовали сплочению вокруг него большого количества людей. | Как вы думаете, были ли другие претенденты на русский престол кроме Василия Шуйского? Определите, что бы произошло в России, при благоприятном окончании восстания Ивана Болтникова. | Определите основные причины появления самозванцев в России. Как вы считаете, чтобы произошло с Россией, если бы один из самозванцев смог удержать русский престол. |
|