СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия по обществознанию "Духовная культура личности и общества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка занятия по обществознанию. Тема "Духовная культура личности и общества"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия по обществознанию "Духовная культура личности и общества"»

Рыльский филиал ОБПОУ «КБМК»





Методическое обеспечение темы занятия:


ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

Предмет «Обществознание»

Специальность 34.02.01.«Сестринское дело»






Подготовила: Литвинова О.А.-

преподаватель обществознания

Рыльского филиала ОБПОУ «КБМК»










2016г.


Введение

По предмету «Обществознание» в разделе «Духовная культура человека и общества» тема «Духовная культура личности и общества» изучается первой в объеме 2 академических часов. На самостоятельную внеаудиторную работу отводится 1 час, максимальная учебная нагрузка составляет 3 часа.

Учебный материал темы «Духовная культура личности и общества» дает преподавателю возможность раскрыть такие ценности человеческого общества как диалог культур, толерантность, преемственность, новаторство.

Ценностный подход в образовании сегодня ничуть не менее важен, чем компетентностный.

Ценности – это то, чем человек дорожит, из чего исходит в своих оценках других людей, самого себя в своих поступках и действиях.

Их влияние на качество образования велико и поэтому необходимо совершенствовать образовательный процесс, решая следующие задачи:

- создание условий для обеспечения не только образовательной, но и воспитательной функций занятия, т.е. воспитания в процессе обучения;

- продумывание ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на занятии;

- усвоение содержания на основе социальных и личностных ценностей;

- выбор преподавателем оптимального для каждого конкретного занятия соотношения рационального (интеллектуального) и эмоционального в работе с обучающимися;

- включение в содержание занятия упражнений творческого характера по использованию полученных знаний.

Тема имеет широкие внутрипредметные связи, что позволяет спроектировать урок-рассуждение на основе активных и интерактивных методов обучения.

В предыдущем разделе «Человек и общество» изучались:

- структура общества, в том числе духовная сфера общественной жизни;

- культура как одна из составляющих духовной сферы;

- духовные потребности человека;

- духовная деятельность человека и творчество, как высшая форма деятельности связанная с духовными потребностями человека;

Об особенностях духовной жизни в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществах речь шла на прошлом занятии.

Поэтому для всестороннего раскрытия ведущих положений темы «Духовная культура личности и общества» мной использовались обеспечивающие внутрипредметные связи.

Актуализация знаний и социального опыта обучающихся на всех основных этапах занятия позволила создать условия для развития индуктивного и дедуктивного мышления обучающихся с учётом межпредметной связи с историей, так как каждая историческая эпоха, независимо от того Запад это или Восток, богато иллюстрирована примерами, подтверждающей основные положения новой темы.

Интерактивные формы обучения на этапе применения знаний позволяют в определённой степени использовать принципы толерантности при взаимодействии в «малой» группе, выполняя общее задание.

Методическое обеспечение темы «Духовная культура личности и общества» представлено:

- методической разработкой занятия для преподавателя с включением в неё информационного, методического и контролирующего блоков;

- рабочей и рефлексивной картой обучающегося;

- методическими рекомендациями для обучающихся по организации работы «малыми» группами.

На практике не так уж много методических рекомендаций по формированию на занятиях ценностных ориентаций у обучающихся. Методическая разработка по теме «Духовная культура личности и общества» - это частный пример из опыта работы преподавателя, который попытался раскрыть ценностный подход к обучению.

Восстановление ценностной вертикали – действительно актуальная педагогическая задача, без решения которой трудно добиться успеха во всех, без исключения, сферах жизни, включая медицину.











Методическая разработка занятия для преподавателя

по предмету «Обществознание»

Специальность 34.02.01.«Сестринское дело»

Тема: «Духовная культура личности и общества»


Литвинова О.А.-

преподаватель обществознания

Рыльского филиала ОБПОУ «КБМК»


Вид урока: урок – рассуждение

Тип урока: комбинированный

Технология обучения: интерактивная с элементами ИКТ.

Методы и приёмы обучения: анализ таблицы на сравнение описания нескольких явлений, решение тестовых заданий, рассказ, работа с понятиями, описание и составление схем, приведение примеров на изучаемое явление, составление схемы, заполнение таблиц с опорой на примеры, работа с учебником по нахождению и интерпретации необходимой информации, информационно-дедуктивная работа с дополнительным материалом, фронтальная беседа, приведение аргументов, работа в парах, «малыми» группами по выполнению практико-дедуктивных заданий, презентация, рефлексия.

Время занятия: 90 минут.

Цели:

Учебная:

  1. Выяснить степень усвоения обучающимися следующих знаний по теме «Смысл и цель истории»:

- определения понятий «эволюция» и «революция», «общественный прогресс», «глобализация», «цивилизация», «формация»;

- признаки традиционного, индустриального, постиндустриального (информационного) обществ, глобальных проблем человечества;

  1. Выяснить степень освоения обучающимися следующих умений по теме «Смысл и цель истории»:

- структурировать в форме таблицы учебный материал по вопросу «Типы обществ» и давать им сравнительное описание;

2. Создать условия для усвоения студентами понятий «культура», «духовная культура», «материальная культура», «субкультура», «толерантность», «диалог культур»;

3. Создать условия для усвоения и осознанного выделения студентами признаков народной, элитарной и массовой культур, для выявления признаков молодёжной субкультуры, функций культуры на основании отдельных частных примеров, освещения и анализа проблем взаимодействия и взаимосвязи различных культур, духовного кризиса и духовного поиска в молодёжной среде.

4. Создать условия для формирования умений:

- характеризовать способы культурного взаимодействия;

- раскрывать на примерах значение духовной культуры в общественной жизни;

- работать в сотрудничестве в команде, решая общую задачу;

- осуществлять поиск и творческое преобразование информации;

- представлять информацию в форме презентации.

Развивающая:

  1. Создать условия для совершенствования таким мыслительных операций как различение народной, элитарной и массовой культур, установления взаимосвязи культур, традиций и новаторства в культуре;

  2. Создать условия для развития индуктивного и дедуктивного мышления, устной речи обучающихся.

Воспитывающая:

  1. Создать условия для формирования положительного отношения к диалогу культур, через развитие толерантности;

  2. Создать условия для воспитания глубокого уважения к культуре прошлого и настоящего.

  3. Создать условия для формирования ценностного отношения в многообразию культур, к духовной деятельности человека и общества.

Межпредметные связи:

Предмет «История» – научно-технический прогресс и массовая культура, история культуры: традиции и новаторство.

Внутрипредметные связи:

- тема «Человек», дидактическая единица «Потребности человека»;

- тема «Общество и природа», дидактическая единица «Духовная сфера общественной жизни» и «Духовные институты общества».

- тема «Социальные группы», дидактическая единица «Молодёжь как социальная группа».

- тема «Смысл и цель истории», дидактическая единица «Духовная жизнь в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществах».

Учебно - методическое обеспечение и оснащение:

1.Учебно-методический комплекс по предмету «Обществознание».

2.ТСО: компьютер, проектор.

3.Дидактический материал: рабочие и рефлексивные карты для обучающихся.

4. Презентация по теме.

Литература:

1. Важенин А.Г. Обществознание: учебник. - М.: Академия, 2014.

2. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учебное пособие. – М., 2014.

Хронокарта занятия

  1. Организационный этап. – 2 мин.

  2. Проверка домашнего задания. – 16 мин.

  3. Мотивация и темополагание. – 3 мин.

  4. Актуализация знаний и целеполагание. – 6 мин.

  5. Изучение нового материала и первичная проверка его понимания. – 40 мин.

  6. Применение знаний. – 18 мин.

  7. Рефлексия. Подведение итогов занятия. – 3 мин.

  8. Информация о домашнем задании. – 2 мин.


Ход занятия

  1. Организационный этап – 2 минуты.

Приветствие. Преподаватель проверяет наличие обучающихся, знакомит с общим ходом занятия, объясняет правила и последовательность работы с рабочей и рефлексивной картой обучающегося на данном занятии.

  1. Проверка домашнего задания – 16 минут.

Проверка правильности заполнения таблицы «Сравнительная характеристика типов общества» - фронтальная проверка тетрадей и индивидуально устно проверка и корректировка содержания таблицы (Приложение 1).

Преподаватель предлагает обучающимся выполнить по вариантам тестовые задания по теме «Смысл и цель истории» (Приложение 2).

  1. Мотивация и темополагание – 3 минуты.

Преподаватель: послушайте, пожалуйста, притчу.

Притча

Однажды отец богатой семьи решил взять своего маленького сына в деревню на ферму, чтобы показать, насколько бедными могут быть люди. Они провели день и ночь на ферме у очень бедной семьи. Когда они вернулись домой, отец спросил своего сына:

- Как тебе понравилось путешествие?

- Это было замечательно, папа!

- Ты увидел, насколько бедными могут быть люди? - спросил отец.

- Да.

- И чему ты научился из этого?

Сын ответил:

Я увидел, что у нас есть собака в доме, а у них - четыре пса. У нас есть бассейн посреди сада, а у них - бухта, которой не видно края. Мы освещаем свой сад лампами, а им светят звезды. У нас патио на заднем дворе, а у них - целый горизонт.

Отец лишился дара речи после этого ответа сына. А сын добавил:

Спасибо, папа, что показал мне, насколько богаты эти люди.

  1. Вопросы для беседы с группой: как вы думаете, о каком богатстве говорил сын? Согласны ли вы с мальчиком. Почему?

Не правда ли, все зависит от того, с какой точки зрения смот­реть на мир?

Слово преподавателя: имея любовь, друзей, семью, здоровье, хорошее настроение и позитивное отношение к жизни, вы получите всё! Но вот купить что-либо из вышеперечисленных вещей невозмож­но. Можно приобрести любые воображаемые материальные блага, даже запастись ими на будущее, но если ваша душа не наполнена, у вас нет ничего! Духовность - это то, что отличает нас от мира животных. И надо много трудиться над собой, чтобы достичь ее.

Порассуждаем и мы на эти сложные темы. Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего занятия? – совместное формулирование темы.

Название темы занятия выводиться на проекционный экран: «Духовная культура личности и общества».

  1. Актуализация знаний и целеполагание – 6 минут.

Преподаватель предлагает обучающимся перечислить основные сферы общественной жизни, а затем сосредоточить внимание на основных элементах духовной сферы общественной жизни (социальных институтах и деятельности людей). Говоря о деятельности людей, вспомнить особенности творчества и духовной деятельности людей. Следующим шагом может стать актуализация информации о потребностях человека, особенно духовных потребностях и того, для чего они необходимы людям.

Далее преподаватель обращается к группе с целью организации совместного целеполагания: « Итак, мы вспомнили многое из того, что знаем о духовной сфере общественной жизни, а как вы думаете, что ещё нам следовало бы освоить и обсудить на сегодняшнем занятии? Знаете ли вы что такое толерантность? Диалог культур?»

Цели и план занятия поочерёдно выводятся на проекционный экран.

Объявление плана занятия с целью организации деятельности.

План

  1. Культура как явление общественной жизни.

  2. Функции культуры.

  3. Традиции и новаторство в культуре.

  4. Многообразие культур:

    1. Народная, элитарная и массовая культуры.

    2. Молодёжная субкультура.

    3. Диалог культур. Толерантность.

    4. Культура общения, труда, учёбы, поведения в обществе, этикета.

  1. Изучение нового материала и первичная проверка его понимания –40 минут.

  1. Культура как явление общественной жизни – 4 минуты.

Слово преподавателя: мы неоднократно сталкивались с понятием «культура». Это слово заимствовано из немецкого языка в конце XVIII – начале XIX века. Немецкое Kultur восходит к латинскому cultura «возделывание, обработка; образование». Еще античные мыслители противопоставляли натуру (natura) как нечто данное самой природой, полученное при рождении и культуру как приобретенное специальной обработкой (сельскохозяйственные культуры, материальная культура), воспитанием, образованием (духовная культура, культура поведения, культура речи). Что же подразумевают ученые-обществоведы под этим по­нятием? Надо сказать, что существуют несколько подходов к пониманию культуры. Предлагаю рассмотреть схему «Культура и её виды» и ответить на вопросы:

1.Объясните, что подразумевает понятие «культура» в широ­ком смысле.

2.Объясните, что подразумевает понятие «культура» в узком смысле.

3.С чем связана материальная культура? Приведите примеры.

4.Что подразумевается под духовной культурой? Приведите примеры.

5.Почему выделение материальной и духовной сторон куль­туры весьма условное?

Схема «Культура и её виды» выводится на проекционный экран (Приложение 3).

После выполнения каждого задания, обучающимися самостоятельно заполняется второй столбик таблицы «Рефлексивная карта». Время на заполнения включается в общее время, отведённое на каждое задание (Приложение 4).

  1. Функции культуры - 6 минут.

Преподаватель обращается к группе: для чего обществу нужна культура? Для того, чтобы правильно ответить на этот вопрос мы должный выяснить каковы её функции.

Преподаватель может использовать индуктивный метод рассуждения: привести в таблице примеры действия функций культуры на человека и общество(третий столбик таблицы) и предложить обучающимся заполнить первый и второй столбик таблицы, указав функции культуры и их сущность.

Таблица «Функции культуры» по окончании работы выводится на проекционный экран (привожу пример заполненной таблицы):

Функции культуры

Их сущность

Пример действия данной функции

Регулятивная

Регулирует человеческое поведение.

Повседневная жизнь регулируется нормами морали и права, формируя общественное сознание, понимание того, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Образовательно-воспитательная

Способствует становлению личности.

В  процессе  обучения и воспитания личности  будущего  медицинского работника важную  роль  играет  культура,  приобщение  индивида  к  общечеловеческим ценностям: высокая нравственность, сохранение жизни, здоровья человека, любовь к ближнему, уважение прав и достоинства личности, самообладание, вежливость, понимание другого человека и пр. Все это достигается в процессе воспитания и образования.

Объединяющая (интегративная )

Обеспечивает единство общества.

В годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. общество объединила любовь к Родине, национальное самосознание, обращение к национальным ценностям, сила духа, волевые качества и особенности национального характера.

Ретранслирующую

Передача накопленного опыта другим поколениям.

Профессиональная культура среднего медицинского работника пропитана  вековыми  традициям  медицины, которые передаются другим поколениям: биоэтические принципы Гиппократа «Не навреди», Парацельса «Делай благо» и пр.


  1. Традиции и новаторство в культуре – 6 минут.

Слово преподавателя: традиции и новаторство – это две стороны процесса развития культуры. Культура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые моменты. Устойчивость в культуре — это традиция. В традиции элементы культурного наследия сохраняются и передаются от поколения к поколению. Благодаря им развивается общество, так как молодое поколение не занимается «изобретением велосипеда», а усваивает достигнутый человеческий опыт.

Не следует «улучшать» духовную жизнь общества, тотально разрушая старые духовные ценности, историческую память. В этой ситуации «новатор» окажется в роли Чингис-Хана, захватившего земледельческую область Кан Су. Его военачальники заявили, что не знают, что им делать с обработанными землями. Лучше всего, по их мнению, с «плодами победы» поступить так: сельское население уничтожить и поля снова бы стали степью, вернулись к благородному состоянию пастбища.

С другой стороны, культура не может существовать, не обновляясь.

Обучающимся (2 – 3 человека) заранее было дано задание: подготовить небольшое сообщение с презентацией на тему: «Традиции и новаторство в культуре Древней Руси».

Преподаватель предлагает обучающимся выслушать сообщение и, работая парами, изобразить графически (составить схему) процесса приращения духовного богатства общества, указав пути развития культуры, и подкрепив их примерами из истории культуры России.

По ходу ответов студентов на экране выстраивается схема.

  1. Многообразие культур – 23 минуты.

    1. Народная, элитарная и массовая культуры – 7 минут.

Преподаватель даёт задание для самостоятельной работы обучающихся с текстом учебника Важенина А.Г. на занятии:

1. Ознакомьтесь с информацией учебника Важенина А.Г. на с. 121 - 123 о народной, элитарной и массовой культуре.

2. Дайте устно ответы на вопросы:

- Какую из культур можно образно назвать матерью-прародительницей? Почему?

- С. П. Щавелев: «Единственный путь за её глухие стены: дать хорошее образование, а в идеале и состояние своим детям и внукам». О чём говорит автор высказывания?

- В чём вы видите позитивное и негативное влияние массовой культуры на человека и общество? Приведите примеры.

Слово преподавателя: надо только иметь в виду, — не всё то золото, что блестит. Пользуясь комфортом масскульта, не стоит забывать более творческих и долговечных форм культуры — чтения, театра, авторского кино, мелодичной музыки и многого ещё, что возвышает нашу мысль и душу.

    1. Молодёжная субкультура – 12 минут.

Слово преподавателя: субкультура – это сфера культуры, существующая внутри господствующей культуры и имеющая собственные ценностные установки. Субкультура формируется, как правило, на основе половозрастных, этнических, религиозных, социальных различий людей.

В первобытном обществе культура была однородной, в ней не было каких-либо субкультур. На последующих этапах истории культура начинает дифференцироваться, в ней возникают различные субкультуры. Так, в наше время молодежь от 14 до 30 лет выделилась в относительно самостоятельную группу и стала носителем особой – молодежной субкультуры.

В целом для молодежи характерно эмоциональное поведение и восприятие мира. Именно в этой сфере она чаще всего расходится с культурой старших поколений, где ей труднее всего находить взаимопонимание и взаимное доверие.

Молодежная субкультура является переходным этапом в жизни молодежи. Вместе с включением во взрослую жизнь молодые люди становятся либо потребителями массовой культуры, либо отдают предпочтение высокой культуре, в той или иной мере сохраняя верность некоторым элементам молодежной культуры.

Задание обучающимся: познакомьтесь с дополнительным материалом и, опираясь на его содержание и Ваши знания, приведите не менее трёх подтверждений того, что эмо-киды - представители молодежной субкультуры (подтверждением будут основные элементы молодежной субкультуры).

Дополнительный материал

Эмо-киды

Эмо-кид - кто это? Эмо - эмоции, кид - ребенок: буквальное объяснение на пальцах - каждый из нас ребенок. Ребенок воспринимает все в окружающем мире иначе. Он может найти радость в любой мелочи, но даже самая незначительная неудача может сильно расстроить его.

Эмо-кид - человек, который чувствует окружающий мир, не боится своих эмоций, не боится быть собой.

История эмо берет свое начало в далеком 1985 г. Эмо - так шутливо называли часть новых вашингтонских групп, которые начали играть странную музыку, несколько не похожую на обычный тогдашний панк.

Стиль эмо предполагает наличие ярких эмоций, как позитивных, так и негативных. Для эмо выражение своих чувств - не проявление слабости. Эмо - это образ жизни и мышления человека.

Вот некоторые атрибуты внешнего вида эмо-кида:

  1. Для эмо характерна одежда в розово-чёрных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками. Часто на одежде изображены названия эмо-групп, смешные рисунки или расколотые сердца.

  2. Традиционной причёской эмо считается косая, рваная чёлка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. У девушек возможны детские, смешные причёски — два «маленьких хвостика», яркие «заколочки» — «сердечки» по бокам, бантики.

  3. Часто эмо-киды прокалывают уши или делают тоннели. На лице и иных частях тела эмо-кида может быть пирсинг .

  4. И юноши, и девушки могут красить губы под цвет кожи, использовать светлый тональный крем. Глаза густо подводят карандашом.

  5. Ногти покрывают чёрным лаком.

  6. Почтовая сумка через плечо, покрытая заплатками.

  7. Значки, прицеплённые к одежде и, иногда, к обуви.

  8. Очки в роговой, или, по крайней мере, в толстой черной оправе.

9. «Кенгурушки» с металлической застежкой - «молнией».

10. Проклепанные ремни разных цветов и напульсники.

11. Анорексичная худоба.

Эмо-стиль не имеет ничего общего с позерством. Чтобы быть эмо, нужно в первую очередь быть искренним. Эмо-стиль предполагает неповторимость, исключительность.

В ходе беседы обучающиеся находят признаки молодёжной субкультуры у эмо:

  • свои ценности;

  • нормы поведения;

  • особая мода;

  • стиль жизни.

Далее предлагается обучающимся обсудить проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде.

Слово преподавателя: духовный кризис – один из видов личностного кризиса, выражающийся в переживании утраты бытийной основы существования. Проживание духовного кризиса индивидом ведёт к построению у него новой системы жизненных ориентиров, основанной на приобретённом субъективном опыте. Духовный кризис проявляется в конфликтных состояниях, обусловленных страхом смерти, одиночеством, свободой, бессмысленностью, виной, ответственностью, неудовлетворённостью и страданием.

Духовный поиск – это поиск ответов на главные жизненные вопросы.

Духовный поиск – это поиск самого себя.

Группе обучающихся было дано опережающее задание: провести мини-исследование проблем духовного становления студенческой молодёжи колледжа методом анкетирования (Приложение 5) и подготовить презентацию с тем, чтобы привлечь внимание общественности (преподавателей и студентов) к этой проблеме, продемонстрировав её актуальность.

Давайте познакомимся с результатами исследования и сделанными нашими исследователями выводами. Согласны ли вы с ними? В чём вы видите проблемы духовного поиска современной студенческой молодёжи?

4.3. Диалог культур. Толерантность – 5 минут.

Слово преподавателя: в мире мы наблюдаем культурное многообразие - это многовариантность, неоднородность национальной культуры в целом либо различия национальных культур в рамках общечеловеческой культуры.

Наличие множества локальных культур заставляет ученых задуматься над проблемами их взаимодействия. Мнения ученых разделились:

1. Одни полагают, что локальные культуры развиваются по своим внутренним законам и непроницаемы для влияния извне, поэтому говорить о планетарном единстве человечества нельзя.

2. Другие культурологи утверждают, что уникальность каждой из локальных культур не исключает их взаимодействия и синтеза.

Рассмотрим схему, (выводиться на экран) где представлены некоторые способы культурного взаимодействия:

Какие способы взаимодействия культур здесь выделены?

Какой из них вам представляется наиболее эффективным? Почему?

Вспомните, каково значение принятия в 988 году христианства для Древней Руси? Какой способ был характерен для взаимодействия культур Руси и Византии в XXI веках? Что такое феномен русской культуры?

Слово преподавателя: принципом взаимодействия между культурами в современном мире считается толерантность. Но что предполагает толерантность? Этот термин имеет медицинское происхождение. Он был введен в 1953 г. в трансплантологии для обозначения «терпимости» иммунной системы организма к пересаженным инородным тканям. Толерантность в этом плане означает неспособность организма отличать чужеродные органы. Достигается такое состояние постепенным угнетением ядовитыми веществами иммунной системы организма, приводя ее к апатии и безразличию.

Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, принятие) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям(запись в тетради). В социальном плане толерантность предполагает сдерживание агрессивных и враждебных проявлений.

Вообще культура представляет собой поле разнообразных взаимодействий, коммуникаций, диалогов, которые чрезвычайно важны для ее существования и развития.

Пункт плана под номером 4.4. предлагаю обучающимся изучить самостоятельно и подготовить сообщения по вопросам «Культура общения», «Культура труда», «Культура учёбы», «Культура поведения в обществе», «Этикет».

  1. Применение знаний – 18 минут.

Выполнение заданий на применение знаний организую «малыми» группами».

Задание для обучающихся: разбейтесь на четыре творческие группы и воспользовавшись сетью Интернет для поиска необходимых материалов выполните одно из следующих заданий, предварительно осуществив жеребьёвку. Результаты выполненного задания представьте в виде презентации.

  1. создайте свой музей толерантности и диалога культур, продумайте, какие экспозиции туда войдут и подберите материалы для просмотра;

  2. 16 ноября - День толерантности, который отмечают во всех демократических странах. Составьте программу этого дня, который пройдет в нашем колледже. Укажите цели каждого мероприятия, поясните, как будут проходить эти мероприятия, кто будет их участником.

От внутригруппового общения, при выполнении задания необходимо перейти к межгрупповому. Организация межгруппового общения может реализоваться в совместно – индивидуальной форме.

Каждая «малая» группа представляет итог своей деятельности. Решения обсуждаются, из них выбирается лучшее («ярмарка»).

  1. Итоговая рефлексия. Подведение итогов занятия. – 3 минуты.

Предлагаю обучающимся вернуться к рефлексивной карте и подвести итоги работы на занятии, проанализировав свои достижения и затруднения. (Приложение 4). Выставление отметок.

  1. Информация о домашнем задании – 2 минуты. Инструктаж и разъяснения по его выполнению.

Основное: прочитайте § 3.1. в учебнике «Обществознание», автор Важенин А.Г. Проверьте свою готовность к занятию по вопросам №1-7 к параграфу 3.1.

Дополнительное (Обучающиеся по желанию выбирают одно из следующих заданий):

1) Напишите эссе на тему «Культура — не количество прочитанных книг, а количество понятых» (Ф. Искандер).

2) Подготовьте сообщение на одну из тем «Культура общения», «Культура труда», «Культура учёбы», «Культура поведения в обществе», «Этикет».























Приложение 1

Таблица «Сравнительная характеристика типов общества»

Линии

сравнения

Традиционное

(доиндустриальное)

Индустриальное

Постиндустри­альное (информа­ционное)

Основной фактор производства

Земля

Капитал

Знания

Основной

продукт

производ­ства

Пища

Промышлен­ные изделия

Услуги

Характер­ные черты производ­ства

Ручной труд

Широкое применение механизмов, технологий.

Автоматизация производства, компьютериза­ция общества.

Характер труда

Индивидуаль­ный труд

Преимуществен­но стандартная деятельность

Резкое повыше­ние творческого начала в труде

Социаль­ная структура


Сословия, классы, вклю­ченность всех в коллектив; замкнутость социальных структур;

низ­кая социаль­ная мобильность.

Классовое деле­ние; упроще­ние социальной структуры; подвижность и открытость социальных структур.

Сохранение социальной дифференциации;

рост численнос­ти среднего класса;

профес­сиональная дифференциа­ция в зависи­мости от уровня знаний, квали­фикации.

Духовная

жизнь

Господствуют традиционные религиозные ценности; однородный характер культуры; преобладает устная переда­ча информации;

малое количество образованных людей;

борьба с неграмотностью.

Утверждаются новые ценности прогресса, лич­ного успеха, ве­ры в науку;

возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; подготовка специалистов.

Особая роль науки, образования;

разви­тие индивидуализированного сознания;

непрерывное образование.







Приложение 2

Тестовые задания по теме «Смысл и цель истории»

I вариант.

Выберите и выпишите букву, под которой находится правильный ответ.

1. Общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой, называется:

1. цивилизация

2. формация

3. базис

4. глобализация

2. В обществе В. преобладает сельское население, идеалом которого является соблюдение обычаев и благочестие. Накопления незначительны и расходуются не на производство, а на потребление. Господствует государственная собственность. К какому типу относит­ся общество В.?

1. постиндустриальному

2. индустриальному

3. традиционному

4. информационному

3. В современных условиях резко возросло количество промышленных отходов, что приводит к отравлению плодородного слоя земли и запасов питьевой воды, делая особо актуальной экологическую проблему. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что экологическая проблема является глобальной?

1. затрагивает интересы развитых стран мира

2. предполагает развитие сотрудничества нескольких государств

3. угрожает развитию стран Африки

4. от ее решения зависит дальнейшая судьба человечества

4. Приобретение тем или иным явлением или процессом общепланетарного характера называется:

1. исторический процесс

2. глобализация

3. интеграция

4. модернизация

5. Теорию общественно-экономических формаций выдвинул:

1. Г. Гегель

2. К. Маркс

3. А. Тойнби

4. Э. Геккель

6. Какой из признаков характеризует постиндустриальное общество?

1. появление парламентской демократии

2. ведущая роль информационных технологий

3. замена ручного труда машинным

4. преобладание религиозных ценностей

7. Верны ли следующие суждения?

А. Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективных начал над частными отлича­ют традиционное общество.

Б. В традиционном обществе высоко ценятся индивидуаль­ные способности человека, поощряются инициатива и предприимчивость.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

8. Совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений, возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него – это:

1. формация

2. цивилизация

3. надстройка

4. стадия

9. Критерий прогрессивного развития общества:

1. понижение уровня организации;

2. утрата способностей к выполнению тех или иных функций;

3. возрастание степени свободы, которую общество предоставляет человеку;

4. замедление темпов социально-экономического развития.

10. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «постиндустриальное общество». Найдите и запишите термин, «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию.

Знания, капитал, открытость общества, сфера услуг, компьютеры, интернет, глобализация, сырьё.
















Тестовые задания по теме «Смысл и цель истории»

II вариант.

Выберите и выпишите букву, под которой находится правильный ответ


1. Развитие общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному состоянию, называется

1. общественный прогресс

2. исторический прогресс

3. реформа

4. революция

2. К. Маркс считал критерием общественного прогресса

1. божественное предопределение

2. приближение к правовому государству

3. сознание свободы

4. развитие производительных сил

3. Целостность и взаимосвязанность современного мира обеспечивает

1. стремление всего человечества к совершенствованию морали

2. деятельность крупных международных организаций в рамках ООН

3. господство христианства над другими религиями

4. введение единых законов во всех государствах мира

4. Характерной чертой индустриального общества является

1. широкое использование внеэкономического принуждения к труду

2. слабость и неразвитость демократических институтов

3. преобладание коллективного сознания над индивидуаль­ным

4. преобладание частной формы собственности

5. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?

А. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.

Б. Все глобальные проблемы являются следствием экономической интеграции.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

6. К глобальным проблемам современного мира относится

1. возникновение новых межгосударственных объединений

2. завершение промышленного переворота

3. существенный разрыв между уровнями развития регионов планеты

4. интенсивное развитие науки

7. В обществе Р. распространена автоматизация производства, успешно осуществляется компьютеризация. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что общество Р. – постиндустриальное?

1. основной продукт производства – промышленные изделия

2. широкое применение механизмов, технологий

3. основной фактор производства — знания

4. классовое деление общества

8. Верны ли следующие суждения?

А. Революция высвобождает значительную социальную энергию, которую не всегда удается контролировать тем силам, которые инициировали революционные перемены.

Б. Революция порождает новое качество, и важно суметь вовремя перевести дальнейшие процессы развития в эволюционное русло.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

9. Быстрее увеличивается население в менее развитых странах Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки, что резко обостряет в них проблемы жилья, образования, медицинского обслуживания и в первую очередь продовольствия. С другой стороны, в ряде стран и регионов мира, в том числе в Западной Европе и в России, наблюдается угрожающее уменьшение численности населения и его значительное старение. Эта ситуация отражает глобальную проблему

1. войны и мира

2. экономическую

3. демографическую

4. энергетическую

10. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «индустриальное общество». Найдите и запишите термин, «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию.

Массовая культура, технология, община, частная собственность, промышленное предприятие, классы, экономический кризис, земля.


Эталоны ответов


Вариант 1

Вариант 2

№ п/п

ответ

№п\п

ответ

1

2

1

1

2

3

2

4

3

4

3

2

4

2

4

4

5

2

5

1

6

2

6

3

7

1

7

3

8

3

8

3

9

3

9

3

10

Капитал, сырьё

10

Община, земля


Приложение 3

Схема «Культура и её виды»


Культура и её виды





В узком смысле

Процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

В широком смысле

Совокупность достижений человечества в материальной и духовной сферах.









Духовная культура

Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

Материальная культура

Связана с производством и освое­нием предметов и явлений матери­ального мира, с изменением физи­ческой природы человека.








Критерий деления -

потребности общества и человека (материальные и духовные), которые удовлетворяются произведёнными ценностями.





















Приложение 4

Рефлексивная карта*

Методические указания обучающимся по её заполнению.

После выполнения каждого задания заполняйте последовательно второй столбик таблицы. Вы должны самостоятельно оценить степень освоения учебного материала по пятибалльной шкале и указать на свои затруднения при выполнении заданий.

№ п/п задания

Самооценка по пятибалльной шкале. Имеющиеся затруднения.

Отметка преподавателя

1



2



3



4



5



6



7



8



9



Итого:



*Самооценка обучающегося предшествует оценке преподавателя.


Итого в ходе занятия рейтинг обучающегося:

более 10 баллов – отметка «5» за работу на занятии по новой теме;

8 - 10 баллов – отметка «4»; (ставится только по желанию обучающегося).

5 - 7 баллов – отметка «3»; (ставится только по желанию обучающегося).









Приложение 5

Анкета по изучению проблем духовного становления

студенческой молодежи.


1. Интересуетесь ли Вы тем, как развиваются события в политической, экономической жизни нашей страны? (Выберите, пожалуйста, 1 вариант ответа)

1. да, внимательно слежу за развитием ситуации

2. слежу за развитием событий, но мне это не очень интересно

3. нет, меня это не интересует

4. затрудняетесь ответить


2. Что, на Ваш взгляд, позволяет считать карьеру человека успешной? (Выберите, пожалуйста, не более 3-х вариантов ответов)

1. высокий доход

2. работа по профессии

3. моральное удовлетворение от работы, возможность заниматься любимым делом

4. всеобщее признание

5. высокий пост

6. престижность организации/профессии

7. возможность приносить пользу обществу

8. достижение высокого уровня профессионального мастерства

9. другое (напишите) _______________________________________________________

10. затрудняетесь ответить


3. Какие ценности, на Ваш взгляд, являются наиболее важными в жизни человека? (Выберите, пожалуйста, не более 3-х вариантов ответов)

1. семейное счастье

2. материальная обеспеченность, богатство

3. верные друзья

4. личная свобода и независимость

5. здоровье

6. карьера

7. слава, всеобщее признание

8. власть, возможность руководить другими людьми

9. спокойная жизнь

10. возможность реализовать свои таланты

11. интересная работа

12. возможность приносить пользу другим людям

13. настоящая любовь

14. затрудняетесь ответить


4. Какие проблемы Вы считаете актуальными для современной молодежи? (Выберите, пожалуйста, не более 3-х вариантов ответов)

1. наплевательское отношение к собственному здоровью

2. опасность заражения ВИЧ-инфекцией, СПИДом

3. злоупотребление слабоалкогольными напитками (пивом, коктейлями)

4. злоупотребление сильными алкогольными напитками

5. злоупотребление табакокурением

6. злоупотребление энергетическими напитками

6. распространение наркомании

7. морально-нравственный кризис

8. участие в массовых драках, побоищах и прочих общественно опасных мероприятиях

9. другое(напишите) ___________________________________________

10. никакие из перечисленных

11. затрудняетесь ответить

  1. Как Вы относитесь к следующим явлениям, встречающимся в молодежной среде:

№ п/п

Перечень явлений

Отрицательная оценка

Равнодушие

Положительная оценка

1.

Нарушение общественного порядка




2.

Национализм




3.

Экстремизм




4.

Незаконное обогащение




5.

Иждивенчество




6.

Эгоизм




7.

Равнодушие




8.

Беспринципность




9.

Потребительство




10.

Подражание западному образу жизни




11.

Праздный образ жизни




12.

Приспособленчество




13.

Карьеризм





Паспортичка

6. Пол.

1. мужской

2. женский


7. Возраст.

1. до 18 лет

2. 18 - 20 лет

3. старше 20 лет


Спасибо за участие в анкетировании!



18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!