СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия по обществознанию " Человек. Природа человека, врожденные и приобретённые качества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка занятия для преподавателя  по теме «Человек.  Природа человека, врожденные и приобретенные качества». Предмет «Обществознание Специальность 34.02.01.«Сестринское дело»

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия по обществознанию " Человек. Природа человека, врожденные и приобретённые качества"»

Рыльский филиал ОБПОУ «КБМК»








Методическая разработка занятия для преподавателя по теме

«Человек. Природа человека, врожденные и приобретенные качества».


Предмет «Обществознание»

Специальность 34.02.01.«Сестринское дело»



Подготовила: Литвинова О.А.-

преподаватель обществознания

Рыльского филиала ОБПОУ «КБМК»



Рассмотрена и утверждена

на заседании ЦМК ООД, ОГСЭ и ЕН

дисциплин

Протокол №_______

от_________________20 г.

Председатель ____________


2016г.



Методическая разработка занятия для преподавателя

по предмету «Обществознание»

Тема: «Человек. Природа человека, врожденные и приобретенные качества».

Вид урока: урок – исследование

Тип урока: комбинированный

Технология обучения: развития критического мышления через чтение и письмо.

Методы и приёмы обучения: рассказ, работа с понятиями, приведение примеров на изучаемое явление, составление схем, кластеров, заполнение таблиц, работа с учебником по нахождению и интерпретации необходимой информации, фронтальная беседа, приведение аргументов, работа в парах, работа с текстом, решение кроссворда, дискуссия, рефлексия.

Время занятия: 90 минут.

Цель: исследование путей становления и развития личности.

Задачи:

Учебная:

  1. Выяснить степень усвоения обучающимися следующих знаний по теме «Введение»:

-определения понятий «социальные науки», «предмет изучения», методы исследования;

- особенностей социальных наук, специфики объекта их изучения.

  1. Выяснить степень освоения обучающимися следующих умений по теме «Введение»:

- структурировать в форме таблицы учебный материал по вопросу «Важнейшие социально-гуманитарные науки», составлять схему «Классификация наук».

2. Создать условия для освоения студентами умения давать определение понятий «человек», «индивид», «личность», «деятельность», «мышление»;

3. Создать условия для усвоения студентами знаний о том, что такое характер, социализация личности, самосознание и социальное поведение.

4. Создать условия для формирования умений:

- осуществлять поиск и творческое преобразование информации, извлекать из текстов знания по теме.

- раскрывать на примерах понятие личности, особенностей деятельности человека.

- обобщать информацию по теме, делать выводы.

- объяснять взаимосвязь явлений общественной жизни (деятельности и развития личности, деятельности и сознания), их значение в жизни человека.

- установить соответствие между чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами

- оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения норм и ценностей общества

Развивающая:

  1. Создать условия для совершенствования таким мыслительных операций как различение видов деятельности, потребностей человека, установления .

  2. Создать условия для развития индуктивного и дедуктивного мышления, устной и письменной речи обучающихся.

  3. Создать условия для формирования на основе приобретенных знаний собственных суждений о смысле человеческой жизни и по проблеме свободы личности и ответственности.

Воспитывающая:

  1. Создать условия для формирования положительного отношения к деятельности человека, к творчеству через актуализацию духовных и социальных потребностей обучающихся;

  2. Способствовать выработке активной гражданской позиции обучающихся.

Межпредметные связи:

История – личность в истории.

Философия – смысл жизни человека.

Литература – высказывания великих писателей.

Внутрипредметные связи:

- тема «Духовна культура личности и общества», дидактические единицы «Духовная культура», «Духовные потребности человека», «Деятельность и творчество»;

- тема «Социальный контроль», дидактические единицы «Виды социальных норм», «Девиантное поведение»

Учебно - методическое обеспечение и оснащение:

1.Учебно-методический комплекс по предмету «Обществознание».

2.ТСО: компьютер, проектор.

3.Дидактический материал: рабочая и рефлексивная карты для обучающихся.

4. Презентация по теме.

Литература:

1. Важенин А.Г. Обществознание: учебник. - М.: Академия, 2014.

2. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учебное пособие. – М., 2014.

Хронокарта занятия

  1. Организационный этап. – 1 мин.

  2. Проверка домашнего задания. – 10 мин.

  3. Мотивация, темо и целеполагание. – 5 мин.

  4. Актуализация знаний, изучение нового материала и первичная проверка его понимания. – 58 мин.

  5. Применение знаний. – 10 мин.

  6. Рефлексия. Подведение итогов занятия. – 3 мин.

  7. Информация о домашнем задании. – 3 мин.



Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

  1. Организационный этап – 1 минута.


Приветствие. Преподаватель проверяет наличие обучающихся. Знакомит с общим ходом занятия. Объясняет правила и последовательность работы с рабочей и рефлексивной картой обучающегося на данном занятии.

Приветствие. Знакомство.

II. Проверка домашнего задания – 10 минут

Вопросы для уплотненного опроса:

  1. Дайте определения понятий «социальные науки», «предмет изучения», «методы исследования».

  2. Приведите примеры естественных наук. Что является предметом изучения естественных наук?

  3. Что является предметом изучения общественных наук? Приведите примеры общественных наук.

  4. Что изучают гуманитарные науки? Приведите примеры гуманитарных наук.

  5. В чем состоят наиболее существенные отличия общественных наук от естественных наук?

  6. Изобразите на доске схему «Классификация наук по предмету изучения».

  7. Какие вы знаете методы изучения социальных наук?

  8. Решите кроссворд по теме «Введение» (Приложение 1).

Отвечают на вопросы и выполняют задание у доски. Выборочно студенты решают кроссворд.

III. Мотивация, темо и целеполагание – 5 минут.

Слово преподавателя:

Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажженный фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?»

- Ищу человека- отвечал философ… Кто же есть человек? В чем его особенности? О том, как трудно дать одно единственное определение человека, свидетельствует исторический анекдот.

Платон – основатель философской школы, вопрошал своих учеников: « Что такое человек»? Ученики затруднялись с ответом. Человек, ответил сам Платон, принадлежит роду двуногих животных, двуногих без перьев. Проходивший мимо другой философ решил вмешаться в беседу. Взяв ощипанного цыпленка, он бросил его перед Платоном и сказал: «Вот Платон, твой человек»

Итак, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего занятия? – совместное формулирование темы. Название темы занятия выводиться на проекционный экран: «Человек».

Обращение к группе с целью организации совместного целеполагания: итак, что вы помните из школьного курса о человеке? Чем он отличается от животных? Какие у вас есть вопросы по нашей теме, над которыми вы хотели бы сегодня поразмыслить? Давайте подробнее изучим эти и другие вопросы темы и посмотрим измениться ли ваше мнения к концу занятия.

Цели и план занятия поочерёдно выводятся на проекционный экран.

Объявление плана занятия с целью организации деятельности.

План

1. Теории происхождения человека.

2. Человек, индивид, личность. Социализация личности.

  1. Деятельность и мышление.

  2. Потребности, способности и интересы.

  3. Самосознание и социальное поведение.

  4. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни.

Актуализация знаний будет происходить по ходу изучения всех пунктов плана на основе базовой модели обучения по технологии развития критического мышления.

Называют предполагаемую тему.

Формулируют цели занятия.

Записывают тему и план занятия в тетрадях.

















Предполагаемый ответ: «В чем цель и смысл жизни человека?»

IV. Актуализация знаний, изучение нового материала и первичная проверка его понимания –58 минут.

4.1. Теории происхождения человека – 3 мин.

Слово преподавателя:

Проблема человека одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.

Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos–человек и genesis–происхождение).

СТАДИЯ ВЫЗОВА:

Вопрос группе: Вспомните, какие вы знаете теории происхождения человека? В чем их основное содержание?

Эти вопросы вы можете обсудить в парах.

Обобщение знаний

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

Эффективная лекция:

Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека:

1.Религиозная теория.

Божественное происхождение человека. Душа –источник человеческого в человеке.

2.Теория палеовизита.

Человек – создание неземное, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.

3.Естественно-научные (материалистические) теории:–эволюционная теория Чарльза Дарвина (1809–1882), согласно которой человек как биологический вид имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими;–материалистическая теория Фридриха Энгельса(1820–1895),

согласно которой главная причина появления человека – труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности.

Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения. Но при этом влияние на его психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ.

Фронтальный опрос, беседа.









Обсуждение в парах.

После обсуждения, студенты называют теории происхождения человека и их основное содержание (используя метод активного слушания, т.е. уже прозвучавшие положения не повторяются)


Слушают лекцию, отмечая в тетрадях то, что является для них новым.


















На первой смысловой единице суммируется информация, полученная на стадии вызова и осмысления. Студенты корректируют и дополняют свои знания.

4.2.Человек. Индивид. Личность. Социализация личности. – 10 мин.

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Когда о человеке говорят: Перед нами личность! - это чаще всего звучит как похвала. Такие люди, найдя свою дорогу, движутся по ней только вперед, уверенно преодолевая все преграды на их пути. А о некоторых говорят по-другому: темная личность... И это явно не похвала...

Задание:

Установите соответствие между понятиями и

характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ПОНЯТИЯ

1) человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя

А) индивид


2) отдельно взятый представитель всего человеческого рода

Б) индивидуальность

3) человек в комплексе его неповторимых уникальных свойств

В) личность

4) человек, способный сознательно и ответственно делать выбор


Беседа:

- Индивидуальность – это проявление биологического или социального в человеке?

- Что же такое сильная личность? Приведите примеры из истории и жизни.

- Что влияет на формирование личности?

Как называется процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей?

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

Эффективная лекция с использованием презентации:

Индивид (от лат. individuum –неделимый, неразделенный) –это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов

и т. д. (человек как отдельная особь среди других людей).

Индивидуальность – это неповторимое своеобразие проявлений человека (человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д.).

Личность (от лат. persona – особа) –это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).

Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.

Социализация (от лат. socialis – общественный) – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.

Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей.

Этапы социализации:

– начальный - социализация ребенка, преимущественно в семье;

– средний - обучение в школе;

– завершающий - социализация взрослого человека, осваивающего новые роли: супруга, родителя, дедушки и т. п.

Все, что влияет на процесс социализации, обозначается понятием «агенты социализации». К ним относятся: национальные традиции и обычаи; государственная политика; СМИ; социальное окружение; образование; самовоспитание.

Далее преподаватель организует работу с текстом. Усвоить информацию, содержащуюся во фрагменте текста, и сделать вывод о том, что человек существо биосоциальное поможет работа над вопросами к нему.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Знания студентов корректируются, суммируется информация полученная на стадии вызова и осмысления.




Слушают преподавателя.





Выполняют задание.













Отвечают на вопросы.









Слушают преподавателя, сопоставляют полученную информацию с уже имеющейся и корректируют знания. Фиксируют в тетрадях определения понятий.




























Студенты выписывают в тетради кратко ответы на вопросы к тексту (Приложение 2) – 3 минуты и

на участвуют в беседе по этим вопросам.

Обучающиеся делают вывод о том, что человек существо биосоциальное.

Студенты отвечают на поставленные на стадии вызова вопросы.

4.3.Деятельность и мышление. – 15 мин.


СТАДИЯ ВЫЗОВА

Преподаватель предлагает обучающимся выполнить ряд заданий:

Заданий 1. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова (Приложение 3).

Задание 2. Старшие подростки помогают родителям на даче обрабатывать грядки с огурцами (пропалывают, поливают). Что из перечисленного ниже будет являться целью, субъектом, объектом, средством данной деятельности? Какие действия совершают старшие подростки? Какой, по-вашему, мнению будет результат их деятельности?

1) советы и рекомендации родителей

2) грядки с огурцами

3) старшие подростки

4) инструменты и дачный инвентарь

5) оказание помощи родителям на даче

Задание 3. Рассмотрите таблицу «Особенности деятельности человека». Заполните третий столбик (Приложение 4).

Задание 4. Вы когда-нибудь занимались творчеством? Приведите примеры творческой деятельности человека. В чём её основная особенность.

Задание 5. Выполняя предыдущие задания, какой тип мышления у вас проявлялся? Что такое мышление?

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

Прочитайте текст учебника, на полях отметьте то, что вы не поняли и хотите спросить у преподавателя.

Слово преподавателя:

Разновидностью деятельности человека является творчество. Результатом творчества является созданием чего-то нового (инновация).

Мышление – это вид познавательной деятельности человека. В зависимости от ситуации он может относиться как к творческой сфере деятельности, так и к учебной. Мышление – это такой же способ познания мира, как и ощущение или восприятие, только более высокого уровня, так как восприятие и ощущения есть и у животных, а мышление только у человека. Мышление - способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях. Мышление – сложное социально-историческое явление. Его развитие характеризуется усилением абстрагирования и обобщения. На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления.

Типы мышления:

1. Образное – задача дана наглядно, в конкретной форме. Способом ее решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций.

2. Понятийное (теоретическое) – задача поставлена как теоретическая. Способом ее решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку.

3. Знаковое – обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение точных наук и их формализованными знаниями, искусственными, знаковыми языками(формулы).

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Преподаватель организует обсуждение выполненных заданий, коррекцию знаний.



Выполняют письменно задания по мере своих возможностей.












Заполняют третий столбик таблицы.


Отвечают на вопросы на основе имеющихся знаний , представлений и инсайта.





Работа с учебником Важенина А.Г. с. 22-23, 27-28.



Слушают преподавателя и сопоставляют имеющиеся знания и новую информацию, корректируют свои ответы на стадии вызова. Фиксируют в тетрадях определения понятий.






















Обсуждают выполненные задания, корректируют знания.


4.4. Потребности, способности и интересы. – 15 мин.

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Вопросы группе:

1.Что же побуждает человека к деятельности?

2.Составьте кластер «Виды потребностей человека»

3.Можно ли удовлетворить все потребности человека? Почему?

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

Слово преподавателя:

Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.

Интерес — целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности. Понятие «интерес» выражает направленность на определенный предмет.

Понятие «склонность» выражает направленность на определенную

деятельность.

Задание: прочитайте текст (Приложение 5). Дайте письменно ответы на вопросы к тексту.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Проверка выполненных заданий. Фронтальный и индивидуальный опрос.



Отвечают на вопросы исходя из своих представлений.




Слушают преподавателя.







Работа с учебником Важенина А.Г. с. 24-25., отмечая «+» новое, ранее не освоенное, а «?» - непонятное.

Проверка и коррекция своих предположений, сделанных на стадии вызова. Суммирование полученной на двух стадиях информации.

4.5.Самосознание и социальное поведение - 12 мин.


СТАДИЯ ВЫЗОВА

Вопросы группе:

1. Какие факты вы можете привести в подтверждение положения о том, что сознание не является продуктом только биологического развития человека, а является социально-историческим продуктом?

2. Обладает ли только родившийся ребенок сознанием?

3. Все ли действия человека являются осознанными?

4. Как вы понимаете выражение «Свобода есть осознанная необходимость»?

5. Согласны ли вы с тем, что свободу человеку даёт следование социальным нормам?

5. Приведите примеры девиантного (отклоняющегося) поведения.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ.

Эффективная лекция:

Сознание – способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах. Возникновение сознания является результатом эволюции природы.

Качественно новый этап развития психики – возникновение сознания человека – был обусловлен такими социальными факторами, как изобретение орудий труда, создание предметов культуры и возникновение на определенном уровне развития человека знаковых систем.

Человек не только осознает мир, его сознание обращено на самого себя – он осознает себя как личность. Это явление принято называть самосознанием.

Самосознание – осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

Кроме сознательного, у человека есть и сфера бессознательного.

Бессознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Бессознательное в личности проявляется в виде ошибок (оговорки, описки и т.п.); забываний (имен, обещаний, намерений, фактов, событий и т. п.); фантазии, мечты, грез или сновидений.

Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна.

Сознание управляет самыми сложными формами поведения:

— когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуальные, сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

— когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротивление (физическое или психологическое)

Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Два человека могут быть заняты одинаковой деятельностью, но их поведение может быть различным. Если деятельность состоит из действий, то поведение – из поступков.

Для обозначения поведения человека в обществе используется понятие «социальное поведение».

Социальное поведение – поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом. Например, социальное или политическое движение.

Разновидностью социального поведения может быть конформизм или девиантное (отклоняющееся) поведение (инновации, мятеж).

Свобода – это способность и возможность человека осознанно выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками.

Ответственность – это вид взаимоотношений между личностью и обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Социальная ответственность – склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Проверка выполненных заданий.

Дискуссия по вопросу: что из установленного над нами действительно даёт свободу человеку, а что её ограничивает?



Отвечают на вопросы.








Приводят примеры.



Слушают преподавателя, фиксируют в тетрадях определения понятий.
















































Проверка и коррекция своих предположений, сделанных на стадии вызова. Суммируется информация, полученная на стадии вызова и осмысления.

4.6.Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни – 3 мин.


Слово преподавателя:

Ценности — одобряемые и разделяемые большинством общества убеждения относительно поставленных перед человеком целей и основных средств их достижения. Ценности определяют смысл деятельности человека и общества в целом. Это могут быть представления о счастье и смысле жизни, понятие чести, добра, долга.

Смысл жизни –это самостоятельный осознанный выбор каждого отдельного человека тех ценностей, которые ориентируют его не на то, чтобы иметь, а на то, чтобы быть.

С одной стороны, каждый человек – биологическое существо. В этой сущности он является носителем жизни и должен стремиться к ее сохранению и воспроизведению. Жизнь как биологическое явление изначально целесообразна, и смысл жизни, следовательно, коренится в самой жизни.

С другой стороны, человек осознает принадлежность к конкретно-историческому типу общества, стремление наполнить биологическое существование социально значимым содержанием.

Другими словами, смысл жизни человека – в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой.

Задание группе:

Прочитайте приведенные ниже высказывания. Как в них раскрывается проблема смысла жизни? Что общего во взглядах авторов?

Сенека:

«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».

Л.Н. Толстой:

«Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека – участвовать в этом движении, подчиняясь и содействуя ему»;

«Из всех знаний самое нужное знание того, как жить хорошо, то есть жить так, чтобы делать как можно меньше зла и как можно больше добра».

М. Горький:

«Как человек, как личность писатель русский сиял, освещенный ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни – литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик правды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душою, прозрачной, как слеза, и яркой, как звезда бледных небес России».

Андрей Болконский, герой романа Л.Н. Толстого «Война и мир»:

«...Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь... чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

О.Уайльд:

«Смысл жизни – самовыражение, проявить во всей полноте свою сущность – вот для чего мы живем».

Стендаль: «Чтобы хорошо жилось среди людей, не надо жить для себя».

Марк Аврелий: «Живи так, как будто ты сейчас должен проститься с жизнью, как будто время, оставленное тебе, есть неожиданный подарок».

Ф.Брукс: «Суть жизни – стремление к счастью, и оптимизм – лишь неотъемлемое для разумного человека условие такого стремления».

A. Шопенгауэр: «Нет лучшего утешения в старости, чем сознание того, что удалось всю силу молодости воплотить в творения, которые не стареют».

Слушают преподавателя.











Читают приведенные высказывания. Отвечают на вопросы: Как в них раскрывается проблема смысла жизни? Что общего во взглядах авторов?




V. Применение знаний – 10 минут.

Задание студентам:

Продолжите предложения, применяя полученные на занятии знания с учётом своего социального опыта:

  • «Я – человек, поэтому социальное во мне…»;

  • «Я – личность, потому что…»;

  • «Я свободен, потому что…»;

  • «Я взрослый, потому что…».

Обсуждение предложенных продолжений (с согласия студентов, которым эти продолжения принадлежат) позволит ещё раз рассмотреть основные вопросы изученной темы в связи с личным мнением обучающихся и самостоятельно сформулированной ими позицией.

Продолжают предложения, применяя полученные на занятии знания с учётом своего социального опыта:

  • «Я – человек, поэтому социальное во мне…»;

  • «Я – личность, потому что…»;

  • «Я свободен, потому что…»;

  • «Я взрослый, потому что…».

Обсуждают предложенные продолжения.

VI. Итоговая рефлексия. Подведение итогов занятия. – 3 минуты.

Предлагаю обучающимся вернуться к рефлексивной карте и подвести итоги работы на занятии, проанализировав свои достижения и затруднения. (Приложение 6). Выставление отметок.

Заполняют рефлексивную карту.

Обсуждают итоги занятия.

VII. Информация о домашнем задании – 3 минуты.

Инструктаж и разъяснения по его выполнению. Преподаватель предлагает на выбор написать эссе на тему или составить развернутый план. Знакомит студентов с правилами написания эссе и плана, критериями оценки, раздаёт памятки.

Основное: прочитайте §1.1,1.2.,1.3,1.5. в учебнике «Обществознание», автор Важенин А.Г. и дайте определение понятий «человек», «индивид», «личность», «деятельность», «мышление», «характер», «социализация личности», «самосознание» и «социальное поведение».

Дополнительное (студенты по желанию выбирают одно из следующих заданий):

1) Напишите эссе на тему «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность - отстаивают» А.Г. Асмолов.

2) Составьте развёрнутый план по вопросу «Мышление и деятельность человека»

Знакомятся с правилами написания эссе и плана, критериями их оценки. Задают вопросы.



Приложение 1

Кроссворд «Социальные науки»



По горизонтали
3. Система человеческой деятельности
8. Наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов
10. Наука, изучающая культуру как ценность

По вертикали
1. Наука, изучающая процессы рождаемости
2. Наука, изучающая взаимодействие социальных групп
4. Наука, изучающая происхождение, эволюцию человека
5. Наука, изучающая поведение человека
6. Наука, изучающая отношения господства
7. Наука, изучающая прошлое человека
9. Изучает производство, обмен, потребление и распределение благ.
11. Учебный курс, изучающий общество.

Приложение 2

Текст №1

«Каждый индивидуум Homo sapiens при рождении наделен конституцией животного, принадлежащего к приматам, но лишён какой-либо культуры. Культура приобретается в процессе индивидуального развития, в результате обучения в широком смысле.

В свете эволюционной биологии человек – это млекопитающее, точнее примат, ещё точнее – человекообразное, ещё точнее – представитель антропоидов весьма высокоразвитого типа. Но человек – это нечто большее, чем животное; это продукт не только органической, но также и культурной эволюции. Человек – это животное, наделенное культурой.

Культурное наследие, или унаследование традиций, - это вся совокупность знаний, представлений, искусств, обычаев и технологических навыков, которыми располагает данное человеческое общество в любой данный момент своей истории. Вся эта сумма знаний и традиций – результат открытий и изобретений, сделанных предшествующими поколениями. Она передается, и будет передаваться из поколения в поколение путём обучения в широком смысле этого слова. Каждое поколение может вносить в культурное наследие что-то новое, и все эти вклады также будут передаваться последующим поколениям при помощи все того же процесса обучения».

Вопросы к тексту:

1.Что, по мнению автора, доказывает биологическую сущность человека? С чем автор связывает основное отличие человеческого состояния от состояния животного?

2. Какие факторы, формирующие человеческое состояние, называет автор?

3. Как определяет человека эволюционная биология? Какое определение человеку даёт автор?

4. Какова роль обучения в становлении человеческого в человеке?

Приложение 3

Прочитайте приведенный ниже текст №2, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Простейшим, самым доступным видом деятельности является__________(1). Она носит условный _________(2) и реализует потребность ребенка в активности и в познании окружающего мира на основе усвоения человеческих форм поведения. Более сложным видом деятельности является__________(3), направленное на усвоение научного_________(4) и приобретение соответствующих навыков и умений. Наиболее важным видом деятельности считают__________(5). Он обеспечивает не только существование человеческого __________(6), но является также условием его непрерывного___________(7). Среди его видов различают предметно-практический и абстрактно-теоретический, или первый часто называют физическим, а второй – умственным».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) культура

Б) знание

В) характер

Г) игра

Д) учение

Е) глобализация

Ж) развитие

З) труд

И) общество

К) признак

Приложение 4

Характер деятельности

В чем проявляется отличие от поведения других живых существ

Примеры

Сознательный

Сознательное выдвижение целей своей деятельности и предвидение ее результатов

Создание нового проекта здания, на основе которого впоследствии будет вестись строительство

Продуктивный

Направленность на создание полезного продукта

Разведение домашнего скота, производство предметов потребления

Орудийный

Создание и дальнейшее использование орудий труда

Изобретение, производство, использование и обеспечение сохранности машин и оборудования

Преобразующий

Изменение человеком окружающего мира и самого себя

Строительство городов; проведение социальных реформ; развитие воли, привычек, способностей

Общественный

Необходимость разнообразных отношений с другими людьми

Совместная обработка земли; разделение труда; товарно-денежные

отношения.


Приложение 5

Прочитайте приведенный ниже текст №3. Дайте ответы на вопросы к тексту.

«Психические свойства – не изначальная данность; они формируются и развиваются в процессе деятельности личности.

В труде, учении, игре формируются и проявляются все стороны психики. Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства личности – ее способности и характерологические черты – формируются в ходе жизни. Врожденные особенности организма являются лишь задатками – весьма многозначными, которые обуславливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства - способности и черты характера в зависимости от хода его жизни и деятельности не только проявляются, но и формируются. В работе, учении, труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных ситуациях и поступках формируется и закаляется характер».

Вопросы к тексту:

  1. Считает ли автор, что человек с рождения является личностью?

  2. Как, по мнению автора, деятельность влияет на личность?

  3. Какие два психических свойства личности называет автор? Укажите две особенности процесса их становления.


Приложение 6

Рефлексивная карта



Самооценка

Оценка преподавателей

Теории происхождения человека



Умение давать определение понятий:

  • «человек»

  • «индивид»

  • «личность»

  • «деятельность»

  • «мышление»

  • «характер»

  • «социализация личности»

  • «самосознание»

  • «социальное поведение»



Работа с текстом №1



Работа с текстом №2



Заполнение таблицы



Работа с текстом №3



Участие в дискуссии



Участие в обсуждении продолжений предложения







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!