ОБОУ СПО «Рыльский медицинский колледж»
Опыт использования
технологии развития критического мышления через чтение и письмо
на занятиях по обществознанию
Преподаватель обществознания ОБОУ СПО
«Рыльский медицинский колледж»
Литвинова Оксана Александровна
2013 год.
Оглавление
1. Введение ......... ...................................................................................................... 3
2. Методическая разработка занятия по учебной дисциплине «Обществознание», тема «Наука в современном мире», специальность 060501 «Сестринское дело», первый курс ................................................................................................................. 5
3. Приложения.............................................................................................................. 12
4. Список литературы ................................................................................................ 18
Введение
Cистема концентров, утвердившаяся в преподавании обществознания, при разумном подходе даёт немало преимуществ и позволяет реализовать инновационные проекты. Это прекрасная возможность разносторонней, критической оценки социальной информации, учебных достижений обучающихся и результатов педагогической деятельности преподавателя.
Современное образование ставит перед нами задачу развития личности обучающихся. Человек, привыкший к готовым ответам и стандартным решениям, к власти авторитета, не может стать полноценной личностью. За обучающимся необходимо признать право на собственное мнение, оценку социальных реалий, право отстаивать свою точку зрения на основе доказательной базы.[2]
Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса «вызов - осмысление содержания - рефлексия (размышление), которая не противоречит традиционным формам организации образовательного процесса: уроку, занятию.
Данную технологию можно представить как рефлексивную, так как она формирует самостоятельность мышления, вооружает способами и метода самостоятельной работы, позволяет влиять на цели, способы, методы и результаты образовательного процесса.[1]
Она представляет для выбора целый веер приёмов и методов, причём этот перечень не закрыт, преподаватель волен выбирать разнообразные и главное наиболее эффективные из них, позволяющие реализовать деятельностый подход в обучении.
При определении ведущих методов и форм организации образовательного процесса необходимо также учитывать специфику обществоведческого курса:
- для многих применяемых терминов характерен нравственный смысл и ценностное содержание;
- в практике работы преподавателю приходиться не только формировать новые знания, но и исправлять сложившиеся ранее ошибочные стереотипы.
- изучение обществознания является составным элементом процесса социализации личности, приобщения обучающихся к современным общественным явлениям.[3]
В процессе применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо я сталкивалась с ситуациями, когда задания для некоторых обучающихся оказывались сложным. Это связано с их невысоким уровнем обученности, несформированным рядом интеллектуальных умений. Решить эту педагогическую проблему возможно, используя дифференцированный подход к организации самостоятельной учебной деятельности, который заключается в дозированной помощи обучающимся.
Для этого использую:
- Помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений;
- Карточки, на которых может быть образец выполнения задания: показ способа выполнения, образца рассуждения, дополнительная конкретизация задания: разъяснение отдельных слов, указание на существенную деталь, вспомогательные наводящие вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания, начало выполнения упражнения.
Таким образом, технология РКМЧП в необходимой мере отвечает задачам организации процесса обучения в новой образовательной среде, позволяя одновременно эффективно решать задачи обучения, развития и воспитания.
Ниже приводится разработка урока «Наука в современном мире».
В соответствии с рабочей программой уровень освоения учебного материала по теме «Наука в современном мире» третий (продуктивный), а значит предполагает планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач. На тему отводится 90минут.
Управление учебной деятельностью обучающихся осуществлялось методами стимулирования, организации, контроля, оценки и рефлексии. Эффективность управления обеспечивалась во многом за счёт применения ТСО: интерактивной доски, проектора и разработанной мной презентации, а также дидактического материала для обучающихся.
Методическая разработка занятия
по теме: «Наука в современном мире»
Тип занятия: изучение нового материала.
Форма организации учебного процесса: урок.
Технология обучения: развития критического мышления через чтение и письмо.
Цели занятия:
Образовательные:
- обеспечить усвоение обучающимися понятия «наука», понимание его многозначности и многофункциональности самой науки;
- обеспечить понимание обучающимися принципов разделения на различные области научных знаний, значимости, ответственности труда учёного и его особенностей;
- сформировать умения находить и извлекать необходимую социальную информацию из адаптивных источников различного типа, переводить текстовую информацию в табличную форму.
Развивающие:
- продолжить формирование умения определять причинно-следственные связи, делать выводы на основе анализа полученной информации;
- развивать способность к рефлексии;
- развивать критическое мышление, способности формулировать и аргументировать свою позицию с опорой на научное знание и собственный опыт;
Воспитательные:
- формировать интерес к науке;
- формировать ценностное отношение к окружающему миру, усвоение ценностей: «наука», «природа», «человечество».
Межпредметные связи:
С учебными дисциплинами «Физика», тема «Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы»; «Биология», темы: «Причины нарушения в развитии организма», «Трансплантация – пересадка органов и тканей», «Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости»; «История», темы «Строительство социализма в СССР», «Советский Союз в период частичной либерализации режима», «СССР в конце 60-х – начале 80-х гг.»
Внутрипредметные связи:
Темы «Общество и природа. Сферы общества», «Глобализация человеческого общества».
Учебно- методическое обеспечение и оснащение:
1.Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Обществознание».
2.ТСО: компьютер, проектор, интерактивная доска.
3.Презентация SmartNotebook по теме занятия.
4.Дидактический материал: рабочие карты для обучающихся.
Литература:
1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования, 2012г.
2. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: Контрольные задания, 2012г.
3. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: Практикум, 2012г.
4.Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М., 2012.
Ход занятия
Этапы, стадии урока | Приёмы, методы, формы работы | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
Организационный этап. | Беседа | Проверяет число присутствующих, готовность обучающихся, кабинета и оборудования к занятию. | Называют отсутствующих и причины отсутствия. |
Стадия вызова Определение темы занятия, мотивация и целеполага- ние. | «Мозговой штурм» | - Формирует у обучающихся мотивацию к учебной деятельности и подводит их к определению предмета изучения на данном уроке. - Задаёт вопрос: «О чем идет речь в следующих высказываниях?» и зачитывает высказывания, которые отображаются на экране мультимедиа: - «Это организованное знание» Т. Спенсер. «Это океан, открытый как для ладьи, так и для фрегата. Один перевозит по нему слитки золота, другой – удит в нем сельдей» Э. Булвер-Литтон. «Она выиграет, когда её крылья раскованы фантазией» М. Фарадей. «Она – не волшебный рог изобилия, а лишь средство преобразования мира в руках людей» Д. Бернал. «Она подтверждает наши ошибочные представления» Е. Лец «Это есть не что иное, как отображение действительности» Ф. Бэкон. При необходимости демонстрирует видеоряд. | - Интерпретируют суждения. - Высказывают свои предположения, один из обучающихся записывает их на доске. - На основе своих представлений, знаний, определённой доли инсайта и высказываний о науке известных исторических личностей (при необходимости ещё и видеоряда) определяют тему урока. |
Фронтальная беседа | Предлагает подумать и назвать то, что обучающиеся хотели бы узнать, уточнить, обсудить по теме, чему научиться? | Формулируют цели занятия. |
Первый пункт плана «Наука и её функции» | Вопросы группе. Обсуждение в паре; письменная самостоятельная работа. | - Предлагает выполнить задание: подумать над следующими вопросами и записать ответы в «Бортовой журнал». Вопрос первый: «Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «наука». Назовите три аспекта данного понятия и проиллюстрируйте каждый их них соответствующими примерами». Время выполнения 10 минут. - задаёт второй вопрос группе: « О каких функциях науки идёт речь в высказываниях ученых?» (Приложение 1). Время выполнения – 5 минут. - организует самостоятельную работу; | - Работают в парею. - Письменно отвечают на вопросы, записывая их вместе с ответами в левый столбик «Бортового журнала» «Бортовой журнал» Что я знаю (предполагаю) | Что я узнал нового | | | |
Обобщение | - Координирует обмен информацией по двум вопросам; | Представляют результаты своей самостоятельной деятельности. Суммируют информацию, если считают верной и необходимой. |
Стадия осмысления содержания. | Эффективная лекция. | - Читает лекцию по первому вопросу темы. - Может включать в лекцию вопросы для беседы с целью акцентуации внимания обучающихся на главном и привлечения их социального опыта. | Обучающиеся, слушая лекцию, фиксируют новую информацию, работают в паре: один - заполняет правый столбик «Бортового журнала», другой - исправляет сделанные ранее записи в левом столбике. |
Стадия рефлексии | Фронтальная беседа; само и взаимоконтроль, оценка учебной деятельности. | - Организует обсуждение, само и взаимопроверку и оценку результатов работы на предыдущей стадии. | - Отвечают на поставленные на стадии вызова вопросы; - слушают и дополняют, если необходимо, корректируют ответы товарищей; - проясняют непонятные вопросы; - в специально отведённое время проверяют записи и, если необходимо, вносят исправления в «Бортовой журнал». |
Стадия вызова. Второй вопрос темы «Особеннос- ти современной науки». | «Найдите ошибку»; заполнение таблицы | - Актуализирует у обучающихся имеющиеся знания по изучаемому вопросу; - стимулирует учебно-познавательную деятельность; - предлагает найти и исправить ошибки в утверждениях: Чем дальше развивается наука, тем меньше отраслевых наук выделяется из ранее единых научных дисциплин. В современном обществе проблемы чаше всего могут быть решены средствами одной дисциплин. Гуманитарные науки изучают явления материального мира, к ним относятся физика, химия, биология, математика, информатика, и экономика. Естественные науки изучают человека, общество, взаимоотношения людей, социальных групп в различных областях жизни общества. - предлагает заполнить таблицу: « Области научных знаний» | Исправляют утверждения и делают необходимые записи в черновиках. Заполняют в тетрадях таблицу на основе имеющихся знаний. |
Обобщение | - Организует обмен мнениями по первому заданию и презентацию заполненных таблиц обучающихся. | Зачитывают исправленные утверждения, презентуют таблицы. |
Стадия осмысления содержания | Индивидуальная работа с текстом учебника и другими источниками социальной информации, их интерпретация. | - Включает обучающихся в работу с различными источниками социальной информации; - даёт методические рекомендации по выполнению задания: прочитать текст учебника А.Г. Важенина, с.133-134 и текст И.В. Безбородова, М.Б. Буланова и др.(Приложение 2), найти в них необходимую для выполнения заданий, данных на стадии вызова информацию. | В процессе чтения текста и его интерпретации находят нужную для выполнения заданий информацию из разных источников. |
Стадия рефлексии. | «Найдите ошибку»; заполнение таблицы; индивидуальные устные ответы. | - организует оценку правильности выполнения заданий данных на стадии вызова и если необходимо их корректировку. - проводит обсуждение результатов работы; | - Сопоставляют прежние знания с новой информацией; - оценивают и корректируют выполненные на стадии вызова задания; - представляют публично результаты своей работы; - обосновывают правильность выполнения заданий. |
Стадия вызова. Третий вопрос темы «Этика науки». | Рассказ. Задание группе | - Создаёт ситуацию внутреннего диалога. - Рассказывает о деятельности А.Д. Сахарова- одного из создателей первой советской водородной бомбы. С конца 1950-х годов он активно выступал за прекращение испытаний ядерного оружия. - Просит прочитать суждение А.Д. Сахарова по вопросу об оправданности возможных жертв ядерных испытаний и вообще человеческих жертв во имя более оптимального будущего и выразить своё отношение к этим словам. (Приложение 3) - предлагает дать оценку и высказать своё отношение к нравственно-этическим сторонам деятельности А.Д. Сахарова. | Слушают преподавателя. Знакомятся в суждением А.Д. Сахарова. Размышляют и формулируют аргументированные ответы. |
Обмен мнениями | Координирует обмен мнениями. | Высказывают свои аргументированные суждения. |
Проблемный вопрос. | После вводного слово задает проблемный вопрос группе для перекрёстной дискуссии: «Можно ли сочетать завет Гиппократа «не навреди» с современным развитием науки и техники?» | - Осознают проблему. |
Заполнение таблицы. | - На первом этапе работы просит начертить и заполнить следующую таблицу: Таблица Аргументы «за» | Вопрос для дискуссии | Аргументы «против» | | | | - разъясняет правила заполнения таблицы (необходимо записать не только свои аргументы но и предугадать аргументы оппонентов, записав их в таблицу.) | - Заполнение таблицы на основе имеющихся знаний, собственных оценочных суждений. |
Стадия осмысления содержания | Приём «Инсерт» | - Для того, чтобы продолжить поиски аргументов «за» или «против» предлагает обучающимся прочитать текст «Этические и социокультурные ценности науки» С.Э. Крапивенского «Социальная философия» (Приложение 4); | Читают текст «Этические и социокультурные ценности науки» С.Э. Крапивенского «Социальная философия» (Приложение 4), маркируют его значками по мере чтения. «-» - новое; «+» - думал иначе; «?» - не понял; «v» - уже знал. |
Встречные вопросы | Проясняет неясные вопросы по тексту, промаркированные вопросительным знаком. | Задают вопросы. |
Работа в парах, четвёрках | - организует работу в парах, затем в четвёрках: поиск и обсуждение аргументов с тем, чтобы прийти к определённому выводу. - использует карточки - консультации для тех обучающихся, у кого имеются трудности с поиском в тексте аргументов с целью дифференциации помощи.(Приложение 5) | Записывают найденные в текстах аргументы, одна пара присоединяется к другой паре. Они сравнивают свои записи, взвесив все «за» и «против», и приходят к какому-либо выводу, который в развёрнутом виде выписывается на демонстрационном листе и вывешивается на доску или выводится на слайд. |
Стадия рефлексии | Полемика | - Проводит разъяснения, называет правила для участников полемики(обучающимся следует непременно напоминать о необходимости внимательно слушать друг друга, не перебивать, не повторять уже высказанные мысли). -координирует полемику. | Каждая четвёрка подтверждает сделанный вывод (обосновывает), приводит свои аргументы, примеры и цитаты из текста. |
Индивидуальная работа | - После полемики предусматривается индивидуальная письменная работа(продукт нашей учебной деятельности – небольшое эссе), чтобы обучающиеся могли ещё раз тщательно просмотреть и оценить аргументы и контраргументы и дать свой, личный ответ на основной вопрос дискуссии. Время работы – 10 минут. | Письменное оформление в тетрадях своего ответа на вопрос дискуссии в форме эссе. |
Итоговая рефлексия. | Мини-опросник | Просит обучающихся ответить «да» или «нет» на вопросы: Я узнал много нового, интересного. По некоторым вопросам до занятия я имел иное представление, мнение. Я отлично поработал и вовсе не устал. На занятии я был активен, справился со всеми заданиями преподавателя. Содержание темы позволило мне задуматься над некоторыми вопросами темы. Анализирует учебную деятельность и её результаты. Подводит общие итоги занятия. | - Отвечают на вопросы. - анализируют полученные данные и результаты своей деятельности на занятии. |
Задание на дом. | Инструктаж по его выполнению | Вопросы и задания к параграфу 3.3 учебника Важенина А.Г., творческое задание с. 143. Отвечает на вопросы обучающихся. | Задают вопросы. |
Приложение 1
1. «Наука – сокровищница драгоценнейших достижений общечеловеческого разума на пути его к изучению процессов физической и духовной жизни человека» М. Горький
2. Все с детства знают, что то-то и то-то невозможно. Но всегда находится невежда, который этого не знает. Он-то и делает открытие. А. Эйнштейн.
3. «У научного изучения предметов две основные или конечные цели: предвиденье и польза» Д. Менделеев.
4. «Истинна и законна цель всех наук состоит в том, чтобы наделять жизнь человеческую новыми изобретениями и богатствами» Ф. Бэкон.
5. «Наука есть реакция самосохранения человека потерянного в темном лесу мировой жизни» Н. Бердяев.
6. В науке хранятся плоды опытности и размышлений человеческого рода, и главнейшим образом на основании науки улучшаются понятия, а потом нравы и жизнь людей. Н. Чернышевский.
7. Наука – это неустанная многовековая работа мысли: свести вместе посредством системы все познаваемые явления нашего мира. А. Эйнштейн.
Задание: о каких функциях науки идет речь в высказываниях ученых? Соотнесите высказывания с функциями, выделенными А.Г. Важениным в учебнике на с. 131.
Приложение 2
Текст
Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Первоначально отрасли науки формировались в соответствии с теми сторонами действительности, которые были вовлечены в процесс познания. В современной науке новые области знания возникают в связи с выдвижением определённых теоретических или практических проблем. Проблемный характер развития современной науки привёл к появлению междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных дисциплин специальным научным сообществом
В современном обществе наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества, становится массовым видом деятельности
(И. В. Безбородова, М. Б. Буланова и др.)
Задание: назовите основные тенденции развития современной науки и ее особенности?
Приложение 3
Своё отношение к вопросу об оправданности возможных жертв ядерных испытаний и вообще человеческих жертв во имя более оптимального будущего А. Д. Сахаров выразил так:
Павлов (генерал госбезопасности) как-то сказал мне:
« Сейчас в мире идёт борьба не на жизнь, а на смерть между силами империализма и коммунизма. От исхода этой борьбы зависит будущее человечества, судьба, счастье десятков миллиардов людей на протяжении столетий. Чтобы победить в этой борьбе, мы должны быть сильными. Если наша работа, наши испытания прибавляют силы в этой борьбе, а это в высшей степени так, то никакие жертвы испытаний, никакие жертвы вообще не могут иметь тут значения».
Была ли это безумная демагогия или Павлов был искренен? Мне кажется, что был элемент и демагогии, и искренности. Важней другое. Я убеждён, что такая арифметика неправомерна принципиально. Мы слишком мало знаем о законах истории, будущее непредсказуемо, а мы — не боги. Мы, каждый из нас, в каждом деле, и в «малом», и в «большом», должны исходить из конкретных нравственных критериев, а не абстрактной арифметики истории. Нравственные же критерии категорически диктуют нам — не убий!
Приложение 4
«Этические и социокультурные ценности науки»
Что это за ценности? К этическим ценностям (нормам) науки надо отнести, прежде всего, следующие:
1. "Стремление к познанию, понимаемому как долг" [1]. Как отмечает Г.Башляр, такое стремление неизменно присутствует в глубинах человеческой души. Чем же подобное стремление ученого отличается от стремления "простого смертного"? Очевидно, с точки зрения психологической, речь идет о превращении стремления в одержимость, а с точки зрения социокультурных оснований - об осознанной ориентации ученого на такую несомненную ценность, как вера в могущество разума, в его способность облагодетельствовать человечество.
1 Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987. С. 328-329.
2. Общечеловеческая моральная заповедь "не укради". В преломлении к конкретному труду ученого она выражается в негативном отношении ученого к такому явлению, как плагиат, когда человек выдает чужие научные результаты за свои. Элементарная научная порядочность требует щепетильного отношения к использованию чужих исследовательских результатов - при каждом таком использовании необходима исчерпывающая ссылка.
3. Общечеловеческая моральная заповедь "не лги", которая сплошь и рядом трансформируется в требование бескорыстности научного поиска. Известно, что в противном случае ценностный подход может играть и отрицательную роль в науке, порождая всякого рода лженаучные и антинаучные построения. Вспомним хотя бы волюнтаристский произвол в обществоведении в период сталинизма и застоя, "лысенковщину" в биологии и т.п.
4. Отстаивание истины как этическая норма науки. Вряд ли нуждается в каких-либо комментариях известное изречение Аристотеля "Amicus Plato, sed magis arnica veritas" ("Платон мне друг, но истина дороже"). Что бы мы ни подставили в эту формулу вместо Платона - карьеру, женщину, деньги, политические соображения - формула продолжает выражать важнейшее этическое требование к ученому. Примеров святого выполнения учеными этой нормы в истории науки много.
5. Социальная ответственность ученого. Библейский проповедник Екклесиаст говорил: "... во много мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь". Но, пожалуй, и без Екклесиаста настоящие ученые всегда чувствовали (и нередко весьма мучительно) ответственность за свою деятельность.
Ответственность эта сегодня неизмеримо возрастает в связи с прорывом науки и техники в глубинные, фундаментальные уровни мироздания (физического, биологического и т.д.) - каждый дальнейший неосторожный шаг в этих областях гибельно опасен для человечества. Мы имеем в виду не только то, что связано с исследованием и использованием внутриатомной и иных энергий. Целый спектр социально-этических проблем порождает молекулярная биология (например, эксперименты с молекулами ДНК), генетическая (генная) инженерия. Не случайно многие ученые полагают, что здесь человек столкнется с такими политическими, моральными, психологическими проблемами, по сравнению с которыми проблемы, занимавшие умы ученых-атомников, будут выглядеть детской забавой. При этом имеются в виду тотальная опасность для человека и человечества использования биологических средств воздействия в военных целях, последствия применения психофармакологических средств, практика пересадки органов и т.д. [1]. Положение усугубляется тем, что сами вторжения человечества при помощи науки в природную среду (да и в природу самого человека) принимают катастрофически крупномасштабный характер. Вспомним хотя бы эпопею вокруг предполагавшегося поворота северных рек.
1. Й.Т.Фролов, Б.Г.Юдин. Этика науки. М., 1986. С. 80-106.
С.Э. Крапивенский «Социальная философия» 2000 г.
6. Первоначально программа “Геном человека” реализовывалась в США и в бывшем СССР. Задача программы состояла в том, чтобы прочесть генетический текст, то есть аналитически установить последовательность нуклеотидов в молекуле ДНК (секвенирование) и затем определить местоположение генов в этом тексте (картирование). Параллельно ставилась и другая не менее трудная задача: установить какую роль играют все 100000 генов в организме.
Само по себе картирование и секвенирование генома человека не порождает этических проблем: эти исследования могут принести благие результаты для биологии и охраны здоровья человека. Однако естественная озабоченность возникает в отношении использования и возможности злоупотреблений этой генной информацией. В данной связи возникает дальнейшее изучение того, как может использоваться эта информация в клинике, коммерции и т.д. для разработки этических, правовых, социальных проблем сюда относящихся. (Баев А. А. Геном человека: некоторые этико-правовые проблемы настоящего и будущего // Человек, 1995. - №2.- с.5.)
Задание: прочитав текст, найдите аргументы «за» или «против», отвечая на вопрос «Можно ли сочетать завет Гиппократа «Не навреди» с современным развитием науки и техники?»
Приложение 5
Карточка-консультация
Волюнтаризм - стремление реализовать желанные цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий. Экономический волюнтаризм — произвольные решения в хозяйственной практике, пренебрегающие объективными условиями и научно обоснованными рекомендациями (в таком значении это слово официально употреблялось в СССР в 1964 - 1985 для оценки деятельности Н. С. Хрущёва).
Лысенковщина – политическая кампания по преследованию и шельмованию группы генетиков, отрицанию генетики и временному запрету генетических исследований в СССР. Получила своё популярное название по имени Т. Д. Лысенко, ставшего символом кампании. Кампания развёртывалась в научных биологических кругах примерно с середины 1930 – х до первой половины 1960 – х годов. Её организаторами были партийные и государственные деятели, в том числе сам И. В. Сталин, представители марксистско-ленинской философии, деятели в области биологии (видную роль, кроме Т. Д. Лысенко, сыграл И. И. Презент) и другие. В переносном смысле лысенковщина — любое административное преследование учёных за их «политически некорректные» научные взгляды.
Генная инженерия служит для получения желаемых качеств изменяемого или генетически модифицированного организма. В отличие от традиционной селекции, в ходе которой генотип подвергается изменениям лишь косвенно, генная инженерия позволяет непосредственно вмешиваться в генетический аппарат, применяя технику молекулярного клонирования. Примерами применения генной инженерии являются получение новых генетически модифицированных сортов зерновых культур, производство человеческого инсулина путём использования генномодифицированных бактерий, производство эритропоэтина в культуре клеток или новых пород экспериментальных мышей для научных исследований.
Молекуля́рная биология — комплекс биологических наук, изучающих механизмы хранения, передачи и реализации генетической информации, строение и функции нерегулярных биополимеров (белков и нуклеиновых кислот).
Наводящие вопросы:
Какую характеристику Г. Башляр даёт человеческому разуму и будет ли это аргументом «за» или « против» в вопросе нашей дискуссии?
От кого и чего зависит соотношение добра и зла в науке? Только ли от учёного или от «сильных мира сего»?
Вспомните изобретения, открытия, которые принесли не только пользу, но и вред человечеству, природе.
Почему ответственность ученого за свою деятельность значительно возросла на современном этапе?
Возможно ли ученому предвидеть все нежелательные эффекты результатов своих исследований.
Подумайте о связях исследований молекулярной биологии, генной инженерии с вопросами подтверждения полноценности (неполноценности) отдельных лиц, групп, рас. Существует ли в этом угроза человечеству?
Список литературы:
С. И. Заир – Бек, И. В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке, М.: «Просвещение» 2011 г.
Е. О. Иванова, И. Э. Осмоловская. Теория обучения в информационном обществе, М.: «Просвещение» 2011 г
ПИШ №9 2009год. С. 4
4. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования, 2012г.
5. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: Практикум, 2012г.
6.Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М., 2012.
7. http://ru.wikipedia.org
18