ОБЛАСТНЫЕ ЧТЕНИЯ
«Самарская Лука - жемчужина России»
«Тропинками Самарской Луки»
Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности
Автор: Омшина Елена Витальевна
учитель математики первой квалификационной категории
ГБОУ СОШ №6 г. Жигулевска Самарской области
ЖИГУЛЕВСК, 2014 г.
АННОТАЦИЯ
Данная работа является методической разработкой занятия по внеурочной деятельности спецкурса «Край, в котором ты живёшь» для учащихся 5 класса. В авторской программе по краеведению для 5 класса данное занятие является заключительным в разделе «Национальный парк «Самарская Лука» и Жигулёвский заповедник», на который отводится 15 учебных часов. Сопровождается компьютерной презентацией, позволяет в игровой форме повторить пройденный материал. Разработка может быть полезна учителям краеведения, а также классным руководителям общеобразовательных школ. Рекомендуется к применению как на уроках, так и на занятиях школьных кружков по экологии и краеведению.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………........…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Структура занятия……………………………………………………………………....... .....5
1.1 Подготовительная работа, техническое обеспечение………………………………… ...5
1.2 План проведения занятия………………………………………………………………….5
Глава 2 Ход занятия……………………………………………………………………………….......6
Заключение……………………………………………………………………………………………11
Источники информации……………………………………………………………………………...12
Приложения…………………………………………………………………………………………...13
ВВЕДЕНИЕ
«Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире».
В. Бианки
В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование ключевых компетенций учащихся. Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения.
Современное школьное образование направлено на выполнение Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»), одна из которых: любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции. Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать в числе других сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности. [2]
Жизнь каждого человека при всей ее индивидуальности и неповторимости имеет, по крайней мере, одну общую черту – она всегда протекает на определенной территории. Её особенности существенно влияют на хозяйственную деятельность, образ жизни, традиции и даже образ мыслей человека. Поэтому, чтобы правильно выбрать дорогу в жизни, прожить здоровую, насыщенную и счастливую жизнь важно хорошо знать свою малую Родину.
Авторская программа «Край, в котором ты живёшь» носит выраженный краеведческий характер. Под краеведением понимается всестороннее изучение какой-либо определенной территории. Школьное краеведение предполагает комплексное изучение родного края, т.е. учащиеся под руководством учителя знакомятся с природными, культурными и историческими особенностями края. Два раздела программы посвящены изучению ООПТ: Национального парка «Самарская Лука» и Жигулёвского государственного природного заповедника имени И.И. Спрыгина. Учащиеся знакомятся с географическим положением данных объектов, растительным и животным миром, водными ресурсами родного края. По окончанию изучения данных разделов предлагается провести занятие в игровой форме «Тропинками Самарской Луки».
Целью представленной разработки является воспитание экологической культуры учащихся на внеклассном занятии по краеведению путем подборки заданий соответствующей направленности.
Задачи:
Обобщить и углубить изученный материал.
Подготовить компьютерную презентацию – сопровождение игрового занятия.
Разработать внеклассное занятие по теме «Тропинками Самарской Луки» для учащихся 5 класса.
ГЛАВА 1
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Подготовительная работа
Учителем к занятию готовится компьютерная презентация «Тропинками Самарской Луки», созданная с помощью программы Microsoft PowerPoint. В отдельных слайдах используются звуковые файлы, содержащие голоса птиц, а также минусы детских песен «Буратино» и «Песенка Красной Шапочки». В презентацию импортирован видеофайл «Жигулёвский заповедник имени И.И. Спрыгина». В работе использованы анимационные эффекты, триггеры.
Техническое обеспечение:
1.2 План проведения занятия
Организационный момент – 2 мин.
Ознакомление с правилами игры – 1 мин.
Проведение игры – 35 мин.
Домашнее задание – 1 мин.
Подведение итогов занятия – 1 мин.
ГЛАВА 2
ХОД ЗАНЯТИЯ
Занятие основано на использовании медиапрезентации, каждое задание выполняется ребятами, а затем дополняется и комментируется учителем. По усмотрению учителя работа может вестись фронтально со всем классом или проходить в форме соревнования между двумя командами.
№ и содержание слайда | Ход игры | Управляющие кнопки |
Название игры, фоновая музыка | Добрый день, дорогие ребята! К несчастью до сих пор живёт в людях понятие: человек – царь природы, завоеватель, покоритель. Взять у природы как можно больше – вот главная задача. А зачем? Нужно ли воевать с природой, покорять её. От нас с вами зависит то, какой будет наша планета через пятьдесят или триста лет. Станет ли она знойной пустыней, оденется ли в бетонную рубашку, или же человек научится жить с природой в полном согласии, осторожно пользуясь благами, которые она даёт, но в то же время и чутко реагируя на её нужды. Каждый из нас может любить, беречь, ценить природу. Но невозможна любовь без знания. Именно с этой целью мы проводим нашу встречу. В ходе сегодняшней весёлой игры на серьёзные темы мы вспомним основные экологические понятия, закрепим полученные экологические знания. | Переход к следующему слайд – по щелчку. |
Правила игры | Девиз нашей встречи: Экологии тропинки приглашают всех вас в путь. И смекалку, и смешинки взять с собою не забудь! Вам будут предлагать выполнить различные задания известные персонажи мультфильмов. Вы встретитесь с Буратино, Волком из «Ну, погоди!», Красной Шапочкой, Ивашкой из Тридесятого царства, Котом-в-Сапогах, а также нашим сказочным персонажем – Лис Лисычем – талисманом экологического марафона «Самарская Лука». | Щелчком по объекту «Правила игры» учащиеся знакомятся с правилами; по щелчку «Начать игру» игра начинается. |
Игровое поле с изображением 6 сказочных персонажей. | Итак, начинаем игру. Первый конкурс нам предлагает Буратино. Смелее, в путь! | Стрелка указывает на Буратино (гиперссылка). Кликом по его картинке переходим на слайд №9. |
4 – 8. Скрытые слайды. | | Переход к следующему этапу осуществляется щелчком по картинке соответствующего сказочного персонажа. |
9. Тема занятия (ребус). | Кто за собою не следит? Природе часто кто вредит? Кто мусор сыплет там и тут? Укор и совесть не грызут? Кто для природы худший враг? На это вам ответим так… Че-ло-век! Ребята, определите тему нашего путешествия, для этого разгадайте ребус:
Правильно, ЭКОЛОГИЯ. А что означает это слово? «Наука о доме». Мы с вами живем на территории Самарской Луки. Давайте же будем обращаться со всем окружающим нас как с родным домом! Вы уже знаете, что для охраны природы создаются ООПТ – особо охраняемые природные территории. Вспомните, какие ООПТ расположены в нашей местности? Верно, это Национальный парк «Самарская Лука» и государственный Жигулёвский заповедник имени Ивана Ивановича Спрыгина. | При переходе к данному слайду начинает звучать фонограмма к песенке «Буратино». Анимация на слайде настроена автоматически. Переход к следующему слайду – по управляющей кнопке. |
10. Вопрос о семенах деревьев. | Волк из мультфильма «Ну, погоди!» - не самый приветливый персонаж. Вот и нас он встретил такими словами: «Часто мне под ногами мешается какой-то мусор. Говорят, что это семена. Интересно, каких деревьев?». Ребята, ответьте на вопрос Волка. | В начале слайда появляются картинки с семенами деревьев. ответы появляются через 10 секунд. анимация автоматическая. Возврат на игровое поле – по управляющей кнопке. |
11. Вопрос Красной Шапочки о следах зверей. | Красная Шапочка: «Я направляюсь в гости к бабушке и мне повстречались незнакомые следы. Не опасно ли мне идти через лес?». Итак, узнайте обладателей представленных на картинках следов. Последовательно появляются изображения следов, а затем самих зверей: кабана, рыси, белки, лося, волка. Учитель спрашивает ребят, какие из этих лесных обитателей являются хищниками, комментирует, и дополнят ответы учеников. | Сразу при переходе к данному слайду звучит фонограмма песенки Красной Шапочки. Задание начинается щелчком по объекту «выноска-облако». Картинки со следами появляются через 1 секунду, картинки с изображением животных – через 3 сек. Исчезновение предыдущей и появление следующей картинки – автоматическое. |
12. Слайд с фильмом о заповеднике. | А сейчас, ребята, немного отдохните и посмотрите небольшой фильм о нашем Жигулёвском заповеднике. По окончании просмотра учитель может задать несколько вопросов, закрепить материал. | В слайд импортирован видео-файл «Жигулёвский заповедник». Продолжительность показа – 4 мин. 30 сек. Начало просмотра – щелчком по картинке телевизора. |
13. Задание «Узнай птицу по голосу». | Нас встречает Кот-в-сапогах. Как мы знаем, коты не прочь поохотиться на лесных птичек. Вам предлагается узнать голоса птиц, обитающих в нашей местности. Молодцы, вы всех узнали. Конечно же, прозвучали голоса кукушки, жаворонка, сороки и соловья. | Слайд начинается звучание голоса кукушки. Выполнение задания начинается кликом по надписи «Проверь себя». Голос каждой птицы звучит 10 секунд, затем появляется картинка с изображением птицы и надпись. Переход к прослушиванию следующего голоса – щелчком по картинке. |
14. Завершение игры, общая песня. | Вот и подходит к концу наше путешествие, давайте вместе споём песню! Кому земля, как отчий дом? Кому хозяином быть в нём? Кто должен сохранить моря? Леса, зелёные поля? Кто должен мир оберегать И детям его передать? Че-ло-век! | Звучит фонограмма песенки Буратино. Анимация автоматическая. |
15. Домашнее задание. | Ребята, наше занятие подходит к концу. Я хочу завершить его стихотворением ученика 7 класса Панкратова Эдуарда: Самарская Лука – жемчужина России! Прекрасный, дивный, милый сердцу край. Тебе желаю я от всей души сегодня Богаче становись, расти и процветай! [1] Если вам захочется боле подробно узнать о природе Самарской Луки, советую познакомиться с сайтом «Национальный парк «Самарская Лука». [3] На нём вы найдёте много интересной и полезной информации. Я предлагаю желающим выполнить творческое задание: нарисуйте какое-либо животное или растение, обитающее на территории Самарской Луки. | Появление домашнего задания и всех картинок – автоматическое. |
16. Слайд с перечнем Интернет-ресурсов. | | Переход к данному слайду осуществляется по щелчку. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование данного мультимедиа-ресурса ресурса во внеклассной работе обусловлено тем, что учащиеся 5 класса очень любят игры-соревнования, а герои мультфильмов знакомы и любимы с детства. Данный ресурс способствует интеграции учебной и внеурочной деятельности, что является важнейшей составляющей в деятельности современного учителя.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Библиография:
Как прекрасен этот заповедный мир: сборник экологических стихотвореий, рассказов, сказок. – Жигулёвск: ОРФ «Самарская Лука». – 2006.
Электронные ресурсы:
Министерство образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2365
Национальный парк «Самарская Лука». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://npsamluka.ru/about_park
ПРИЛОЖЕНИЕ
17