СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного занятия по краеведению

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа является методической разработкой занятия по внеурочной деятельности спецкурса «Край, в котором ты живёшь» для учащихся 5 класса. Разработка может быть полезна учителям краеведения, а также классным руководителям общеобразовательных школ. Рекомендуется к применению как на уроках, так и на занятиях школьных кружков по экологии и краеведению. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного занятия по краеведению»


ОБЛАСТНЫЕ ЧТЕНИЯ

«Самарская Лука - жемчужина России»











«Тропинками Самарской Луки»

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности







Автор: Омшина Елена Витальевна

учитель математики первой квалификационной категории

ГБОУ СОШ №6 г. Жигулевска Самарской области











ЖИГУЛЕВСК, 2014 г.


АННОТАЦИЯ


Данная работа является методической разработкой занятия по внеурочной деятельности спецкурса «Край, в котором ты живёшь» для учащихся 5 класса. В авторской программе по краеведению для 5 класса данное занятие является заключительным в разделе «Национальный парк «Самарская Лука» и Жигулёвский заповедник», на который отводится 15 учебных часов. Сопровождается компьютерной презентацией, позволяет в игровой форме повторить пройденный материал. Разработка может быть полезна учителям краеведения, а также классным руководителям общеобразовательных школ. Рекомендуется к применению как на уроках, так и на занятиях школьных кружков по экологии и краеведению.


























ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение………………........…………………………………………………………………………...3

Глава 1 Структура занятия……………………………………………………………………....... .....5

1.1 Подготовительная работа, техническое обеспечение………………………………… ...5

1.2 План проведения занятия………………………………………………………………….5

Глава 2 Ход занятия……………………………………………………………………………….......6

Заключение……………………………………………………………………………………………11

Источники информации……………………………………………………………………………...12

Приложения…………………………………………………………………………………………...13



































ВВЕДЕНИЕ

«Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире».

В. Бианки


В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование ключевых компетенций учащихся. Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения.

Современное школьное образование направлено на выполнение Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»), одна из которых: любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции. Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать в числе других сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности. [2]

Жизнь каждого человека при всей ее индивидуальности и неповторимости имеет, по крайней мере, одну общую черту – она всегда протекает на определенной территории. Её особенности существенно влияют на хозяйственную деятельность, образ жизни, традиции и даже образ мыслей человека. Поэтому, чтобы правильно выбрать дорогу в жизни, прожить здоровую, насыщенную и счастливую жизнь важно хорошо знать свою малую Родину. 

Авторская программа «Край, в котором ты живёшь» носит выраженный краеведческий характер. Под краеведением понимается всестороннее изучение какой-либо определенной территории. Школьное краеведение предполагает комплексное изучение родного края, т.е. учащиеся под руководством учителя знакомятся с природными, культурными и историческими особенностями края. Два раздела программы посвящены изучению ООПТ: Национального парка «Самарская Лука» и Жигулёвского государственного природного заповедника имени И.И. Спрыгина. Учащиеся знакомятся с географическим положением данных объектов, растительным и животным миром, водными ресурсами родного края. По окончанию изучения данных разделов предлагается провести занятие в игровой форме «Тропинками Самарской Луки».

Целью представленной разработки является воспитание экологической культуры учащихся на внеклассном занятии по краеведению путем подборки заданий соответствующей направленности.

Задачи:

  1. Обобщить и углубить изученный материал.

  2. Подготовить компьютерную презентацию – сопровождение игрового занятия.

  3. Разработать внеклассное занятие по теме «Тропинками Самарской Луки» для учащихся 5 класса.




























ГЛАВА 1

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ


    1. Подготовительная работа

Учителем к занятию готовится компьютерная презентация «Тропинками Самарской Луки», созданная с помощью программы Microsoft PowerPoint. В отдельных слайдах используются звуковые файлы, содержащие голоса птиц, а также минусы детских песен «Буратино» и «Песенка Красной Шапочки». В презентацию импортирован видеофайл «Жигулёвский заповедник имени И.И. Спрыгина». В работе использованы анимационные эффекты, триггеры.

Техническое обеспечение:

  • компьютер с установленным пакетом программ (MS PowerPoint 2007/10, проигрыватель mp3);

  • мультимедийный проектор;

  • экран;

  • колонки.


1.2 План проведения занятия

  1. Организационный момент – 2 мин.

  2. Ознакомление с правилами игры – 1 мин.

  3. Проведение игры – 35 мин.

  4. Домашнее задание – 1 мин.

  5. Подведение итогов занятия – 1 мин.













ГЛАВА 2

ХОД ЗАНЯТИЯ

Занятие основано на использовании медиапрезентации, каждое задание выполняется ребятами, а затем дополняется и комментируется учителем. По усмотрению учителя работа может вестись фронтально со всем классом или проходить в форме соревнования между двумя командами.

и содержание слайда

Ход игры

Управляющие кнопки

  1. Название игры, фоновая музыка

Добрый день, дорогие ребята! К несчастью до сих пор живёт в людях понятие: человек – царь природы, завоеватель, покоритель. Взять у природы как можно больше – вот главная задача. А зачем? Нужно ли воевать с природой, покорять её. От нас с вами зависит то, какой будет наша планета через пятьдесят или триста лет. Станет ли она знойной пустыней, оденется ли в бетонную рубашку, или же человек научится жить с природой в полном согласии, осторожно пользуясь благами, которые она даёт, но в то же время и чутко реагируя на её нужды. Каждый из нас может любить, беречь, ценить природу. Но невозможна любовь без знания. Именно с этой целью мы проводим нашу встречу. В ходе сегодняшней весёлой игры на серьёзные темы мы вспомним основные экологические понятия, закрепим полученные экологические знания.

Переход к следующему слайд – по щелчку.

  1. Правила игры

Девиз нашей встречи: Экологии тропинки приглашают всех вас в путь. И смекалку, и смешинки взять с собою не забудь!

Вам будут предлагать выполнить различные задания известные персонажи мультфильмов. Вы встретитесь с Буратино, Волком из «Ну, погоди!», Красной Шапочкой, Ивашкой из Тридесятого царства, Котом-в-Сапогах, а также нашим сказочным персонажем – Лис Лисычем – талисманом экологического марафона «Самарская Лука».

Щелчком по объекту «Правила игры» учащиеся знакомятся с правилами; по щелчку «Начать игру» игра начинается.

  1. Игровое поле с изображением 6 сказочных персонажей.

Итак, начинаем игру. Первый конкурс нам предлагает Буратино. Смелее, в путь!

Стрелка указывает на Буратино (гиперссылка). Кликом по его картинке переходим на слайд №9.

4 – 8. Скрытые слайды.


Переход к следующему этапу осуществляется щелчком по картинке соответствующего сказочного персонажа.

9. Тема занятия (ребус).

Кто за собою не следит?

Природе часто кто вредит?

Кто мусор сыплет там и тут?

Укор и совесть не грызут?

Кто для природы худший враг?

На это вам ответим так…

Че-ло-век!

Ребята, определите тему нашего путешествия, для этого разгадайте ребус:



Правильно, ЭКОЛОГИЯ. А что означает это слово?

«Наука о доме». Мы с вами живем на территории Самарской Луки. Давайте же будем обращаться со всем окружающим нас как с родным домом!

Вы уже знаете, что для охраны природы создаются ООПТ – особо охраняемые природные территории. Вспомните, какие ООПТ расположены в нашей местности?

Верно, это Национальный парк «Самарская Лука» и государственный Жигулёвский заповедник имени Ивана Ивановича Спрыгина.

При переходе к данному слайду начинает звучать фонограмма к песенке «Буратино». Анимация на слайде настроена автоматически. Переход к следующему слайду – по управляющей кнопке.

10. Вопрос о семенах деревьев.

Волк из мультфильма «Ну, погоди!» - не самый приветливый персонаж. Вот и нас он встретил такими словами: «Часто мне под ногами мешается какой-то мусор. Говорят, что это семена. Интересно, каких деревьев?». Ребята, ответьте на вопрос Волка.

В начале слайда появляются картинки с семенами деревьев. ответы появляются через 10 секунд. анимация автоматическая. Возврат на игровое поле – по управляющей кнопке.

11. Вопрос Красной Шапочки о следах зверей.

Красная Шапочка: «Я направляюсь в гости к бабушке и мне повстречались незнакомые следы. Не опасно ли мне идти через лес?».

Итак, узнайте обладателей представленных на картинках следов.

Последовательно появляются изображения следов, а затем самих зверей: кабана, рыси, белки, лося, волка.

Учитель спрашивает ребят, какие из этих лесных обитателей являются хищниками, комментирует, и дополнят ответы учеников.

Сразу при переходе к данному слайду звучит фонограмма песенки Красной Шапочки. Задание начинается щелчком по объекту «выноска-облако». Картинки со следами появляются через 1 секунду, картинки с изображением животных – через 3 сек. Исчезновение предыдущей и появление следующей картинки – автоматическое.

12. Слайд с фильмом о заповеднике.

А сейчас, ребята, немного отдохните и посмотрите небольшой фильм о нашем Жигулёвском заповеднике.

По окончании просмотра учитель может задать несколько вопросов, закрепить материал.

В слайд импортирован видео-файл «Жигулёвский заповедник». Продолжительность показа – 4 мин. 30 сек. Начало просмотра – щелчком по картинке телевизора.

13. Задание «Узнай птицу по голосу».

Нас встречает Кот-в-сапогах. Как мы знаем, коты не прочь поохотиться на лесных птичек. Вам предлагается узнать голоса птиц, обитающих в нашей местности.

Молодцы, вы всех узнали. Конечно же, прозвучали голоса кукушки, жаворонка, сороки и соловья.

Слайд начинается звучание голоса кукушки. Выполнение задания начинается кликом по надписи «Проверь себя». Голос каждой птицы звучит 10 секунд, затем появляется картинка с изображением птицы и надпись. Переход к прослушиванию следующего голоса – щелчком по картинке.

14. Завершение игры, общая песня.

Вот и подходит к концу наше путешествие, давайте вместе споём песню!

Кому земля, как отчий дом?

Кому хозяином быть в нём?

Кто должен сохранить моря?

Леса, зелёные поля?

Кто должен мир оберегать

И детям его передать?

  Че-ло-век!

Звучит фонограмма песенки Буратино. Анимация автоматическая.

15. Домашнее задание.

Ребята, наше занятие подходит к концу.

Я хочу завершить его стихотворением ученика 7 класса Панкратова Эдуарда:

Самарская Лука – жемчужина России!

Прекрасный, дивный, милый сердцу край.

Тебе желаю я от всей души сегодня

Богаче становись, расти и процветай! [1]

Если вам захочется боле подробно узнать о природе Самарской Луки, советую познакомиться с сайтом «Национальный парк «Самарская Лука». [3] На нём вы найдёте много интересной и полезной информации.

Я предлагаю желающим выполнить творческое задание: нарисуйте какое-либо животное или растение, обитающее на территории Самарской Луки.

Появление домашнего задания и всех картинок – автоматическое.

16. Слайд с перечнем Интернет-ресурсов.

Переход к данному слайду осуществляется по щелчку.












ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование данного мультимедиа-ресурса ресурса во внеклассной работе обусловлено тем, что учащиеся 5 класса очень любят игры-соревнования, а герои мультфильмов знакомы и любимы с детства. Данный ресурс способствует интеграции учебной и внеурочной деятельности, что является важнейшей составляющей в деятельности современного учителя.































ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ


Библиография:

  1. Как прекрасен этот заповедный мир: сборник экологических стихотвореий, рассказов, сказок. – Жигулёвск: ОРФ «Самарская Лука». – 2006.

Электронные ресурсы:

  1. Министерство образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2365

  2. Национальный парк «Самарская Лука». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://npsamluka.ru/about_park























ПРИЛОЖЕНИЕ





































































































































17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!