Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Ульяновска «Средняя школа № 64»
Сценарий внеклассного мероприятия «Встреча весны»
Автор: Шамсутдинова Зельфира Фаруговна,
учитель начальных классов высшей
квалификационной категории;
г. Ульяновск-2017
Цели: воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре народов, населяющих нашу область; сохранение комфортного психологического климата в классе с многонациональным составом.
Задачи:
-формировать у детей понятия « традиция», «обычай»;
-познакомить детей с историей, традициями и обычаями праздников: Навруз и Масленица;
-воспитывать эстетическую культуру у детей;
-способствовать сплочению детей и родителей через совместную творческую -деятельность;
-развивать у детей умение слушать и слышать, критическое мышление, память.
Методы: беседа, рассказ , демонстрация мультимедийной презентации, игра, исполнение песен, частушек.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация , национальная одежда народа, празднующего Навруз, Масленицу, красочные плакаты с текстом Навруз и Масленица, блюда, приготовленные родителями учащихся.
План занятия:
1.Вступительное слово учителя – обоснование выбора темы внеурочной деятельности.
2.Истории Навруза, Масленицы.
3.Что мы узнали о Наврузе? О Масленице?
4.Заключение.
Оформление доски с красочными плакатами.
Ход внеклассного мероприятия:
Звучит песня в исполнении девочек 3 б класса.
Учитель: - Здравствуйте, ребята. Добрый день, уважаемые наши гости. Мы рады приветствовать вас в нашей школе, в нашем уютном классе.
- Ребята, на протяжении всех последних занятий мы с вами говорим о культурном наследии разных национальностей, населяющих Поволжье.
- Народы каких национальностей проживают в Поволжье? (татары, чуваши, мордва, русские, украинцы, башкиры, казахи, азербайджанцы, армяне,грузины).
- Сегодня на внеклассном мероприятии рассмотрим наши результаты исследований, опираясь на обычаи и традиции народов Поволжья, через обрядовые праздники.
- Мы решили остановиться на двух из них: Навруз и Масленица.
Праздник «Навруз» исследовал 3б класс, а Масленицу – 2б класс.
Обсудим результаты наших исследований.
1.Ученик: - Мы провели исследование и выяснили, что Масленица – древнейший праздник на Руси, корни которого уходят вглубь веков. Масленица это праздник прощания с зимой и встречи Весны, Солнца, Жизни!
2.Ученик: - А я нашла стихотворение про Масленицу.
Едет масленица – дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
На саночках расписных,
На конях вороных.
Живет масленица семь деньков!.
3.Ученик: - Мы узнали, что Масленица бывает в конце февраля – начале марта. Ее празднуют в течении недели. Народ шумно, разгульно и весело провожает зиму. На Масленицу устраиваются катания с ледяных гор, кулачные бои, катания на тройках, сытные застолья, обязательно с блинами.
4.Ученик: - А что вы скажете о Наврузе?
5.Ученик: - На прошлых занятиях мы исследовали праздник «Навруз» и выяснили , что Навруз – это великий и вечный праздник, предшественник изобилия, это период пробуждения природы, наступления тепла и начало весенних полевых работ. Его можно сравнить с летящим весенним ветром, быстрой горной рекой. Это праздник щедрости и милосердия, мира и добра, надежд и перемен, праздник всеобщего согласия.
6.Ученик:
Когда приходит к нам Навруз, цветут сады, цветут поля.
Когда приходит к нам Навруз, весною дышит вся земля!
Когда приходит к нам Навруз, звучит музыка и смех
Поздравления принимаем и сами поздравляем всех!
7.Ученик: -Интересный у вас праздник. Масленица тоже самый веселый, разгульный праздник. В народе говорили: “Хоть с себя заложить, а Масленицу проводить”. Считалось, что если плохо отпраздновать ее, то придется жить с горькой бедой. Самая примечательная черта праздника – обжорство. Это символизирует сытую жизнь в течении года.
8.Ученик:
Масленицу величаем
И чего ей только мы не обещаем.
Реки сметаны, горы блинов,
Лишь бы скорее приехала она.
Честная, веселая, широкая боярыня!
9.Ученик:
Навруз–звезда весны
Праздник счастья и любви.
Пробуждается природа.
После зимнего мороза.
Год стартует по весне,
В вековой своей красе.
Предки праздновать умели,
И весна входила в двери.
Совершали все обряды,
И с весною были рады.
Всем потомкам чрез века
Радость передали,
Чтоб успешнее дела
Юные справляли.
Навруз из года в год,
По весне приходит,
И народам в свой приход
Счастье преподносит!
10.Ученик: - Так сколько же лет Наврузу?
11.Ученик: - Мы нашли интересные факты. Древнейший народный праздник Навруз ("Навруз байрам") отмечается 21 марта в день весеннего равноденствия.
Праздник является одним из самых древних на Земле. Он появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад, задолго до возникновения ислама. Навруз – это обрядовый праздник, к мусульманской религии отношения не имеет.
Навруз является древнейшим земледельческим праздником. Народы Кавказа чаще отмечают Навруз как праздник первой борозды.
К нам Навруз перешёл от наших предков – «булгар».
Международным он официально стал в 2009 году, когда ЮНЕСКО включила его в Список культурного наследия человечества. А в конце февраля 2010 г. Генеральная Ассамблея ООН объявила 21 марта "Международным днем Навруза".
В настоящее время как государственный праздник Навруз отмечается 21 марта в Иране, Азербайджане, Грузии, Киргизии, Турции, Узбекистане, Казахстане и в Таджикистане. Навруз также празднуется на местном уровне в Татарстане, Башкортостане.
12.Ученик: - Знаете ли вы, почему на Масленицу готовили именно блины?
13.Ученик: Да, этот обряд связан с огнем. У нас солнце обожествлялось издревле, и чтобы ускорить его пробуждение, люди стремились помочь солнцу забраться повыше на небо. Для этого Ярило- Солнце задабривали блинами, по форме напоминавшими солнечный круг. Это мы узнали, посетив нашу библиотеку.
14.Ученик: - Встречали и провожали Масленицу целую неделю. Повсюду устраивали гулянья, ярмарки и, конечно же, пекли блины. Каждый день масляной недели оказывается имеет свое название.
15.Ученик: - Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы. В этот день полагается кататься с горки, чем дальше катятся салазки, чем громче шум и смех, тем лучше будет урожай, длиннее лен.
16.Ученик: Вторник – заигрыши. Строят снежные и ледяные крепости, скоморохи поют свои частушки. В этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами.
17.Ученик: - Среда – лакомка. В этот день поступают по поговорке: «Что есть в печи – все на стол мечи». В этот день зятья – папы – приходят на блины к теще – маминым мамам.
18.Ученик: - Четверг – разгул, самый веселый праздник. Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивают катание на лошадях. Главное мужское дело в этот день – оборона и взятие снежного городка. Игра «Кулачные бои» (мешки с соломой). Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать.
19.Ученик: - Пятница – тещины вечерки. Теперь уж зять тещу к себе в гости к себе приглашает, блинами угощает.
20.Ученик: -Суббота – золовкины посиделки. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. Ходят в гости ко всем родственникам. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.
21.Ученик: - Последний день Масленицы – прощеное воскресенье или проводы. Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. Просят прощение у родных и знакомых за нанесенные обиды, и, облегчив душу, весело поют и пляшут, провожая широкую Масленицу.
22.Ученик: - А вот каждый, кто встретит Навруз, заслуживает процветания, благополучия, радости и веселья. Праздник Навруз-живая легенда: с древних времён и до наших дней сохранил свои традиции.
23.Ученик: - Приготовление к празднику начинается ещё с вечера. По древнему обычаю, до наступления Навруза люди должны убраться в домах и раздать все долги. Деревенские жители всегда встают рано. Готовят татарские национальные пироги – губадия (с рисом, изюмом) и беляш (с мясом, картошкой). Женщины наряжаются в яркие национальные платья, на голову поверх шерстяной шапки «по-татарски» повязывают цветные платки.
24.Ученик: - Молодёжь села выходит на улицу, чтобы ходить от дома к дому с поздравлением и пожеланием благополучия и богатства, просить у хозяев гостинцы – цветные сваренные яйца, сладости и крупы. На праздничный стол кладут круглые лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, гороха, риса, угощают гостей чаем и блинами.
25.Ученик: - А мы узнали, что шагая по улице, молодёжь поёт песни о весне, а подходя к очередной калитке, кричат: «Навруз мубарак!», что означает «С праздником Навруз!». В ответ получают угощение и добрые пожелания.
26.Ученик: - А еще, согласно народным поверьям, очень много в эти дни зависит от прихода в дом первого человека. Первый гость нового года должен быть доброго нрава, остроумным, с добрым именем и репутацией, а самое главное- иметь «счастливую ногу», то есть приносить удачу.
27 .Ученик: - А вот интересный факт. Перед началом обряда в каждом доме готовили блюдо из пшеницы или из любой другой крупы. На улице в большом казане варили кашу из семи круп, собранных по всей деревне – («воронья каша» ). Рецепт блюда довольно простой: в подсолнечном масле жарятся лук и мясо, добавляется вода. В бульон кладут крупы и помешивают кашу до полной готовности. Отведать блюдо должны все гости. Кашу раскладывают, приговаривая: «Пусть пищей будет грачу, а вороне – камнем». Кашу именуют «вороньей», чтобы при посеве на полях птицы зёрна не клевали, не губили будущий урожай.
Учитель: - И, конечно же, как и любой другой праздник, Навруз невозможно представить без музыки, песен, танцев, народных гуляний, игр, посещения домов родных, близких, друзей, угощения гостей чаем и блинами.
Рефлексия :
Учитель: - Хорошо вы потрудились ребята! Большую исследовательскую работу проделали, поделились друг с другом интересными фактами.
- А сейчас ребята давайте проверим, как вы усвоили услышанные факты.
-За каждый правильный ответ, вы получите по листочку, который прикрепите к дереву. Это дерево не простое, а волшебное. Дерево успеха и настроения.
- Когда отмечают «Масленицу»?
- А «Навруз»?
- Какие народы Поволжья справляют «Масленицу»?
- Какие народности справляют «Навруз»?
- Ребята, а кто из вас справляет праздники «Навруз» и «Масленицу»?
- Как проводят «Масленицу»?
- А как справляют «Навруз»?
- Как провожают зиму на «Масленице»?
- А почему кашу именуют «вороньей»?
- А чем похожи эти два праздника: «Масленица» и «Навруз».
- Молодцы, ребята. Посмотрите на наше дерево, оно зацвело, распустились листочки, природа пробуждается.
- Ребята, мы увидели ваш успех, а хотелось бы увидеть и ваше настроение. Давайте перед завершением мероприятия отобразим наше настроение на этом же дереве.
- Напоминаю, у кого хорошее, восторженное настроение, выберите белые цветы, а кому было немного грустно – выберите розовые цветы и прикрепите их на наше дерево.
- Прекрасно, у нас отличное настроение. Посмотрите на наше цветущее дерево.
- А теперь чтобы ускорить приход весны девочки со 2 Б класса споют частушки. (Девочки поют частушки).
- Как мы уже говорили, какие же проводы без блинов.
- Угощайтесь гости дорогие!
Используемая литература.
Ищук В.В., Нагибина М.И. Народные праздники. – Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2000
Митин С.Н. Народная культура Поволжья.-Ульяновск:ИПКПРО1999-84с,с.54-56.
Михайлова М. А. Народные праздники, игры и развлечения. – Ярославль: Академия развития, 2005.
Пашнина В.М. Масленица // Педсовет. 2002.№11.
Школьные частушки / авт.-сост. С.В. Титов. – Волгоград: Учитель, 2010.
6.Высказывание Петрарки: http://static.videocore.tv/uploads/cms/.file
7. Масленица: http://www.uralekskursii.ru/images/maslenica-s-01.jpg
8.Соломенное чучело, скоморохи: http://www.gorod-plus.tv/uploads/shrove_2.jpg
9.Навруз муборак: http://static.videocore.tv/uploads/cms/TwGGr7zvfY4TalKG
10.С праздником Навруз: filehttp://www.sadoitojikon.tj/uploads/posts/2015-03/1426939298_qxaxl_4swz8.jpg
11.Лепешки из пшеницы: http://static.videocore.tv/uploads/
cms/4k0Hnj71YMMh0CJn.file
12.Фото из архива автора.