СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дням воинской славы России (сентябрь)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: расширить представление детей о героизме русского народа; формировать положительную нравственную оценку подвига во имя Родины, позитивное отношение к героическому прошлому России; побуждать детей к изучению военной истории России, к участию в патриотических акциях и мероприятиях.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дням воинской славы России (сентябрь)»

Классный час, посвященный Дням воинской славы России

(8 сентября - день Бородинского сражения, 14 сентября – бой у острова Тендра, 21 сентября – Куликовская битва )

Цели: расширить представление детей о героизме русского народа; формировать положительную нравственную оценку подвига во имя Родины, позитивное отношение к героическому прошлому России; побуждать детей к изучению военной истории России, к участию в патриотических акциях и мероприятиях.

Подготовительная работа с детьми: распределить роли среди детей: репортеры (2 ученика), чтецы.

Оформление:

- выставить фотографии и картины с изображением битв, полководцев, книги по русской истории.

Ход классного часа

I. Вступительное слово «Русское поле»

Классный руководитель. Русское поле... Привычный мирный пейзаж: холмы, перелески, белые церковки, речушки и озера, заросшие камышом, желтая нива, тихий перезвон кузнечиков и птиц.

А ведь когда-то многие русские поля были аренами крупнейших военных сражений...

Жестокое противостояние огромных масс вооруженных людей, крики и стоны, гром сотен орудий, огонь, дым, изрытая, исковерканная земля, окровавленная груда мертвых тел...

Каждая пядь этой мирной земли буквально полита кровью ее защитников. И бывает, что поле становится национальной гордостью народа, символом его величия.

На такие поля мы сегодня отправимся с вами.

II. Интерактивная беседа по теме «Гиганты на Бородинском поле»

Классный руководитель. На этом поле два века назад развернулась битва, которую называли «битвой гигантов». А день этой битвы - 8 сентября - стал Днем воинской славы России. Как вы думаете, о какой битве будет идти речь?

(Дети высказывают свои предположения.)

Действительно, мы сегодня будем говорить о Бородинской битве. Какие же гиганты в ней участвовали? (Россия и Франция, М. Кутузов и Наполеон.)

Слово «гигант» имеет значение «великан». В чем же можно было увидеть величие этих двух стран к началу Отечественной войны 1812 г.? Примерные ответы детей:

- Франция была самой передовой страной Европы, там свершилась революция, которая освободила людей.

- Франция переживала подъем.

- В армии Наполеона служили свободные люди, а не крепостные, как в армиях других стран.

- В армии Наполеона каждый солдат мечтал стать генералом.

- Наполеон не боялся продвигать талантливых людей, делать их военачальниками.

- Во многих странах на солдат Наполеона смотрели как на спасителей от местных феодалов.

Классный руководитель. А что можно сказать о России?

Примерные ответы детей:

- Россия была отсталой страной.

- Только по территории можно было назвать ее великой.

- Ее армия состояла из крепостных, из рабов.

- В русской армии солдат должен был служить 25 лет, но он так и оставался крепостным.

- Народ в России не имел никаких прав и свобод, почти все крестьяне были крепостными.

Классный руководитель. Гигантами называли и двух полководцев, которые стояли во главе обеих армий. Наполеон и М. Кутузов. Постараемся выяснить, справедливо ли это утверждение?

III. Информационный блок «Наполеон и Кутузов - анкеты полководцев»

Классный руководитель. Разделимся на две группы. Представим себе, что и Наполеону, и М. Кутузову приходится отвечать на вопросы анкеты. Используя справочную литературу, составьте анкету полководцев. Зачитать анкеты.

Итак, анкета. Первый вопрос: возраст.

Наполеон. 43 года.

Кутузов. 67 лет.

Классный руководитель. Вопрос второй: происхождение.

Наполеон. Родился в семье мелкого корсиканского дворянина.

Кутузов. Принадлежу к старинному русскому дворянскому роду Голенищевых-Кутузовых.

Классный руководитель. Третий: образование и карьера.

Наполеон. Учился в Парижской военной академии. Потом самообразование - все свободное время проводил за книгами. Начинал службу во французской армии с чина младшего офицера, в 24 года стал генералом, а в 35 лет - императором Франции.

Кутузов. Окончил Дворянскую артиллерийскую школу, был учеником и соратником Суворова. Принимал участие в штурме Измаила, во многих битвах. Дважды был тяжело ранен. Прошел армейскую службу от капитана до генерал-фельдмаршала. Во время Отечественной войны был в опале. Но по требованию армии и народа за 2 недели до Бородинского сражения был назначен главнокомандующим русской армией.

Классный руководитель. Вопрос четвертый: отношение к солдатам.

Наполеон. Для меня солдаты - и свои, и чужие - это пешки на шахматной доске. Я, признаться, никогда не жалел о погибших. Да, мои войны буквально опустошили Францию и Европу. В результате этих войн погибли 1 млн 200 тыс. французов и 1,5 млн человек в других странах Европы. В Россию я ввел 600-тысячную армию, а вывел из России всего лишь 10 тыс. голодных, больных, обмороженных людей. Но тем не менее я никогда не сожалел о погибших.

Кутузов. Скажу откровенно: я берег солдат, предпочитал отступать. Даже Бородинское сражение я дал потому, что этого ждала русская армия. Помните, «мы долго, молча отступали, досадно было, боя ждали». И Москву я отдал, потому что хотел сохранить армию, солдат. Вот, получается, и сохранил - и армию, и Россию.

Классный руководитель. Отношение к власти и славе.

Наполеон. «Еще три года, и я господин всего света». Я стремился к мировому господству. Я упивался своей славой.

Кутузов. Я не стремился к власти и к чинам. И слава мне была не нужна. Главное для меня было освободить Россию от нашествия. И я выполнил свой долг до конца.

Классный руководитель. Итак, Наполеон и М. Кутузов - два гиганта - столкнулись на Бородинском поле. Наполеон находился в зените своей славы - вся Европа уже лежала у его ног. Он, сын мелкого дворянина, сделал головокружительную карьеру - вознесся на самую вершину власти, стал императором Франции. У него была лучшая армия Европы. Кроме французов в ней воевали итальянцы, немцы, поляки, швейцарцы, бельгийцы, голландцы, хорваты. Он мечтал о господстве над миром. Для этого он двинул свою армию к границам России.

Он был уверен в своей гениальности и в непобедимости и считал, что равного ему полководца в России нет. И в самом деле, он почти не встретил сопротивления. Русские отступали, не давая генерального сражения. И вот уже армия Наполеона стоит перед самой Москвой. Тут и назначен был главнокомандующим русской армией фельдмаршал М. Кутузов. Этого назначения требовал весь народ. Наполеон уже предвкушал победу, представляя, как эта дикая, отсталая страна будет восторженно приветствовать его. Но вместо этого произошло сражение, в ходе которого русские дрались не на жизнь, а на смерть. И это сражение буквально сломило моральный дух Наполеона и его армии.

IV. Репортаж с поля боя

Классный руководитель. Бородинское поле, 124 км до Москвы. Здесь в августе 1812 г. выстроились две армии. Силы были приблизительно равными (читает): русские - 112 тыс. солдат и 640 орудий; французы - 130 тыс. солдат и 587 орудий. Давайте мысленно перенесемся в тот день, 26 августа 1812 г., когда над Бородинским полем прогремели первые залпы исторического сражения. Репортаж с поля боя проведут (имена, фамилии).

Багратионовы флеши

Репортер 1. Ранним утром с первыми залпами орудий началось кровопролитное сражение. Главный удар французов был направлен на левый фланг русских. Им командовал любимый ученик А. Суворова, любимец солдат генерал П. Багратион. Его солдаты защищали специальные укрепления, которые назвали Багратионовы флеши.

Наполеон восемь раз бросал на штурм этих флешей свои лучшие полки. Но каждый раз атаки были отбиты. Последняя атака длилась целый час! Русские дрались врукопашную. В самой гуще наших войск находился генерал П. Багратион. В этом бою он был смертельно ранен. Багратионовы флеши стоили наполеоновским войскам очень дорого: историки назвали их «могилой французской пехоты».

Батарея Раевского

Репортер 2. Одновременно с левым флангом французы атаковали и центральную позицию русского войска. Это была Курганная высота. Она находилась в центре Бородинского поля. На этой высоте было построено укрепление - батарея Раевского. Это укрепление было ключом ко всей русской обороне.

Батарея Раевского напоминала настоящую крепость. Она была окружена земляной насыпью высотой полтора метра, перед насыпью был ров глубиной более двух метров. Также перед батареей была вырыта цепь волчьих ям для замедления движения атакующего противника. Все подходы к батарее Раевского простреливались перекрестным огнем. Оборону укрепления возглавил генерал Н. Раевский.

Три жестокие атаки пришлось отразить защитникам батареи. Во время третьей атаки Наполеон бросил на батарею все свои силы: пехоту, конницу, артиллерию. Но русские сражались с отчаянной храбростью и полным презрением к смерти, до последней капли крови. Французам все-таки удалось захватить батарею, но им достались лишь разбитые пушки да разрушенные укрепления.

Чья победа?

Репортер 1. Французы не узнавали своего императора. Война была его стихией. Но здесь, на Бородинском поле, он был мрачным, нерешительным, угрюмым. На его глазах гибли лучшие его полки и командиры, но победы все не было.

Репортер 2. Ночью бой затих, а наутро посчитали убитых и раненых. Потери были огромны. Армия Наполеона потеряла 50 тыс. человек. Потери русской армии достигали 44 тыс. человек.

Репортер 1. «Битвой гигантов» назвал это сражение Наполеон. Он говорил, что в битве под Москвой французы «показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми».

Репортер 2. На Бородинском поле Наполеон потерял половину своего войска, моральный дух французов был сломлен, а русские поверили в свою победу.

Классный руководитель: Закон России установил 15 дней воинской славы. Это дни великих сражений, 15 славных побед, которые сыграли решающую роль в истории России. Сегодня мы поговорим ещё об одной такой победе. Это победа русской эскадры над турецким флотом в ходе сражения у мыса Тендра. Было это в 1790 г. в ходе русско-турецкой войны. А руководил действиями русской эскадры тогда еще мало кому известный капитан Федор Ушаков. Что это была за победа и что за удивительный человек был Федор Ушаков, об этом расскажут наши ребята (имена, фамилии).

II. Информационный блок

Адмирал, не знавший поражений

Ученик 1. В конце XVII - начале XVIII в. Крым был уже присоединен к России, но на Черном море безраздельно царила Турция. Перед Россией встала важнейшая задача - вернуть контроль над побережьем. Для этого России нужно было усилить военное присутствие в Крыму. В Севастополе начали строить военно-морскую базу Черноморского флота. Федор Федорович Ушаков принимал в этом активное участие. Вскоре началась русско-турецкая война и Ушаков стал знаменитым. Он стал адмиралом, командующим Черноморским флотом России. Под командованием Ф.Ушакова русский флот не раз побеждал превосходящий флот противника. При этом русские несли минимальные потери.

Самым ярким сражением русско-турецкой войны стал бой у острова Тендра. В этом бою, как всегда, турецкий флот превосходил русский в количестве. Но, зная, как могут сражаться русские моряки, турки решили не принимать сражения и стали спасаться бегством. Русская эскадра начала преследование. И туркам все-таки не удалось уйти от боя. Под командованием контр-адмирала Ф. Ушакова русские моряки полностью разбили турок, вдвое превосходящих их в силе. Турки потеряли 4 своих самых лучших корабля, несколько мелких судов, погибли более 2 тыс. человек экипажа. Взяты в плен вице-адмирал Саид-бей и 733 человека. А корабли Черноморского флота отделались лишь небольшими повреждениями. Потери в людях: 21 погибший и 25 раненых.

Этот бой имел огромное значение. После него русские корабли смогли свободно заходить в устье Дуная и турецкие крепости стали капитулировать одна за другой. С этого времени турки стали откровенно бояться Ушакова и уважительно называли его «Ушак-паша». После взятия Суворовым Измаила Турция сосредоточила на Черном море почти все морские силы империи... Но Ушаков разгромил их, хотя они в 2 раза превосходили русский флот. «Великий! Твоего флота больше нет», - доложили турецкому султану. И тот поспешил немедленно заключить мир с Россией. Вскоре в Яссах был подписан мирный договор на выгодных для России условиях. Российское государство, укрепив свои позиции на юге, твердой ногой встало на отвоеванных им берегах Черного моря. За столь знаменитую победу контр-адмиралу Ф.Ушакову был пожалован орден Святого Александра Невского.

«Морской Суворов»

Ученик 2. «Морской Суворов» - так стали называть адмирала Ушакова после блестящих побед на Черном море. И это не случайно. Ф. Ушаков, так же как и А. Суворов, был героем русско-турецких войн, он тоже создал свою воинскую науку. Так же, как и А. Суворов, адмирал Ушаков с уважением относился к солдатам. И так же, как и А. Суворов, он был непобедим. Ушаков провел 40 морских сражений и ни разу не потерпел поражения. Причем победы он одерживал с минимальными потерями. За все время службы адмирал Ушаков не потерял ни одного корабля, ни один из русских матросов не был взят в плен. Удивительно, но при разгроме турецкого флота у мыса Калиакрия, которым и завершилась в 1791 г. русско-турецкая война, адмирал Ушаков потерял убитыми всего 17 человек.

Так же, как и А. Суворов, адмирал Ушаков всего в жизни добился сам благодаря своей настойчивости, воле, упорству. Он родился в деревне, в бедной дворянской семье - у его родителей было всего 19 душ крепостных. В Санкт-Петербург на учебу в Морской кадетский корпус он приехал обутый в липовые лапти. И это не помешало ему стать легендарным адмиралом, любимцем моряков, заслужить всеобщее уважение. Так же, как и А. Суворов, Ф. Ушаков принял присягу на верность царю и Отечеству и всю жизнь был верен этой присяге. Эту традицию продолжили в следующих сражениях все русские моряки. Во время Великой Отечественной войны медалью Ф. Ушакова были награждены 15 тыс. моряков за мужество и отвагу, проявленные в морских сражениях.

Полководец и святой

Ученик 3. Адмирал Ф. Ушаков был не просто адмиралом, он был самым настоящим праведником - так называли на Руси людей, которые вели правильный образ жизни. Ф. Ушаков был глубоко верующим человеком, он очень требовательно относился к себе, выполнял все христианские заповеди, вел строгую, почти монашескую жизнь. Морская служба на парусном и на галерном флоте во всех флотах мира была настоящей каторгой. Брали туда кого попало, лишь бы здоровье было хорошее. Поэтому моряки не отличались хорошим поведением. Где моряки, там и попойки, и пьяные драки - эта картина хорошо известна во всех портовых городах мира. Но у адмирала Ушакова матросы были особенные. Европейцы всегда удивлялись хладнокровию, выдержке, дисциплине русских матросов. Один турецкий вельможа заметил, что «двенадцать кораблей российских менее шуму делают, нежели одна турецкая лодка». Моряки брали пример со своего адмирала, которого они обожали и боготворили. Рядовой матрос был для него не холопом, а человеком, соотечественником и соратником.

Матросы старались походить на своего командующего великодушием, добротой и праведностью. После подписания мира турки стали союзниками русских в войне с Наполеоном. Однажды после упорных боев они заняли французский остров и бросились резать головы пленным - за каждую голову им выдавалось по червонцу. Наши офицеры и матросы пытались отговорить турок от этого кровопролития, выкупали пленных. А потом построились в каре - то есть образовали квадрат, внутри которого, как за стеной, собирались пленные французы, и так русским морякам удалось спасти многих людей от истребления. Один из участников писал потом в воспоминаниях: «Русские и здесь доказали, что истинная храбрость сопряжена всегда с человеколюбием, что победа венчается великодушием, а не жестокостью и что звания воина и христианина должны быть неразлучны».

Своей семьи и детей у адмирала Ушакова не было, поэтому все заработанные деньги он жертвовал на общественные нужды: закупал продовольствие и одежду для флота, строил госпитали, помогал бедным. Последние годы жизни адмирал Ушаков провел в тишине и молитве, поселившись возле монастыря. В этом же монастыре он и был похоронен. А в 2001 г. Федор Ушаков был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Воин и святой - казалось бы, это невозможно, ведь он каждый день имеет дело со смертью и войной. Но русская история знает такие примеры: Александр Невский, Илья Муромец, Дмитрий Донской. В одном ряду с этими великими воинами стоит теперь и адмирал Федор Ушаков.

Куликовская битва

221 сентября

учрежден еще один День воинской славы России – день победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 г.)

Учащийся 1. В 1223 году монголы вторглись на территорию Руси. Они разоряли города и селения. Убивали многих мужчин, стариков, у беременных женщин вспарывали животы и убивали еще не рожденного ребенка, остальных уводили в рабство. Захватчики из Золотой Орды потребовали от русских князей полного повиновения и обложили все население данью.

Вот отрывок из Летописи тех лет:

Монголы подъехали к Кремлю и 4 дня ездили вокруг рвов, стен и бойниц. В городе люди молились Богу, наложили на себя пост, каялись в грехах. Но монголы решили хитростью взять Москву. И сказал варвар москвичам: «Мы не тронем никого, только откройте ворота и выйдите к нам с честью и дарами».

Отворили москвичи ворота, и вышли, впереди князь Остей, потом шли духовные в облачении, с иконами и крестами, за ними бояре и народ. Монголы, давши москвичам выйти из ворот, бросились на них и начали рубить саблями без разбора. Истребляя всех направо и налево.

Учащийся 2. По известию летописца, резня продолжалась до тех пор, пока у врага не утомились плечи, не иступились сабли. Город был подожжен. Огонь истреблял тех немногих, которые успели избежать татарского меча. Так покаравши Москву, варвары отступили. Некому было ни отпевать мертвых, ни оплакивать их, ни звонить по ним.

В 1380 году на Московском престоле сидел князь Дмитрий Иванович. И решил он разбить врага ненавистного, освободить Русь от татаро-монголов. Он разослал по всей Русской земле гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое огромное войско, какое еще никогда не собиралось на Руси.

Сошлись войска на Куликовом поле, там, где река Непрядва впадает в Дон. Утром 8 (21) сентября, после поединка русского воина инока А. Пересвета с монгольским богатырем Челубеем, которые замертво рухнули с коней пронзенные копьями, разгорелась ожесточенная битва. Лично Дмитрий Иванович сражался в первых рядах своих войск. В течение трех часов войско Мамая (свыше 90 - 100 тыс. человек) безуспешно пыталось прорвать центр и правое крыло русской рати (50 - 70 тыс. человек), которая отразила натиск врага. Тогда он всеми силами обрушился на левый фланг и начал теснить русских воинов. Мамай ввел в намечавшийся прорыв весь свой резерв. И в этот момент в тыл прорвавшейся конницы противника ударил Засадный полк. Враг не выдержал неожиданного удара и стал отходить, а затем пустился в бегство. Страшная битва длилась почти целый день. Начали было монголы одолевать, но в тыл им ударил засадный полк – и монголы побежали. И бежали они так быстро, что русские воины не могли их догнать.

Ведущий 2: В честь победы в этой битве князя – полководца прозвали Дмитрием Донским. Разбили монголо-татар на поле Куликовом, но впереди у Руси было еще сто лет борьбы с ненавистным врагом.

Составьте коллаж. Соотнесите картинку и сражение, героя.

/Голос за кадром, видеофрагмент/

И кто слабым был, сильным стал тогда,

А кто сильным был, стал ещё сильней,

И кричали враги зачарованные:

"Может, русские заколдованные?

Их пронзишь стрелой, а они живут,

Их сожжешь огнём, а они живут,

Их убьёшь сто раз, а они живут,

А они живут и сражаются!"

( "Слово о полку Игореве" перевод Н.Заболоцкого)

VIII. Подведение итогов (рефлексий)

- Как вы понимаете прозвучавшие слова?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей