СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Восточные славяне" 6 класс. ФГОС

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это методическая разработка урока по ФГОС. Будет интересна начинающему учителю истории.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Восточные славяне" 6 класс. ФГОС»

Урок: Восточные славяне

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке:

  • создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

  • актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).


В: Давайте вспомним, каким образом происходило расселение народов в Европе?

О: Великое переселение народов. Выделение индоевропейской группы.

В: В каком веке это происходило?

О: В четвертом- шестом веке.

В: Посмотрите на карту. Как вы считаете, в каком направлении могло продолжаться расселение, при условии, что свободных территорий в западной Европе становилось все меньше?

О: на юг и восток.

В: Какие народы участвовали в переселении на восток?

О: индоевропейцы.


2. Актуализация знаний и мотивация

Данный этап предполагает:

  • актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;

  • тренировку соответствующих мыслительных операций;

  • мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;

  • фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.


В: Как вы думаете, кто мог входить в эту группу?

О: Славяне.

В: Что вы знаете о славянах?

О: пока ничего.

В: как вы думаете, что необходимо вспомнить?

О: план-характеристика народа.

В: исходя из данного плана. Можем ли мы охарактеризовать славян?

О: нет, не по всем пунктам.

В: давайте попытаемся сформулировать закономерности, которые помогут нам в реализации нашего плана.


3. Постановка учебной задачи

Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

На данном этапе:

  • Учащиеся соотносят свои действия с используемым способом (где?), а затем выявляют и фиксируют в речи причину затруднения (почему?)

  • На этой основе они ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем.


В: Теперь попытайтесь поставить цели урока?

О: Рассмотрение процесса расселения и также жизнь, быт, занятия и верования восточных славян.


Давайте запишем тему урока в тетрадь.

В: Вернемся к карте. Попытайтесь определить предполагаемую Родину древних славян.

О: Восточно-европейская равнина.

В: Как вы считаете, на этой равнине наши предки жили поодиночке или группами? И почему?

О: группами.

В: как называются эти группы?

О: племя. (племена)

В: анализируя карту, покажите основные места расселения племен.

О: работа с картой. (Проговаривание).

В: как вы думаете, есть ли связь между местом проживания и основными занятиями?

О: да, есть. Составление схемы. («Места проживания – занятия»)

Учитель актуализирует понятие славянских групп

4.«Открытие» детьми нового знания.

Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению.

КАК? (построить новый способ действия)

Виды «открытий»:

ФАКТ единичная информация

ПРАВИЛО алгоритм

ПОНЯТИЕ существенные признаки

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ связь между понятиями, свойство


В: Представьте себя нашим предком, живущим в то время. У вас возникли излишки продуктов. Что вы будете с ними делать?

О: обменивать.

В: как вы думаете, обмен способствовал развитию отношений между племенами?

О: да.

В: этот процесс всегда проходил мирно?

О: нет, не всегда.

В: как вы думаете, этим процессом кто-то управлял. Если да, то кто?

О: вождь, старейшина, совет старейшин и т.д.

В: кто управлял в мирное время, а кто в военное?

О: совет старейшин (старейшина) в мирное время, вождь – во время войны.


5. Первичное закрепление

Цель: усвоение нового способа действий.

Данный этап предполагает: решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма, понятия, свойства: сначала фронтально, затем в парах или в группах.

Рекомендации к проведению: коммуникативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию; «Цепочки», соревнования, игровые ситуации и т.д.


Группа задает вопросы другой группе, используя метод «тонких» и «толстых» вопросов.


6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: овладение умениями соотносить свои действия с планом – осуществлять самоконтроль, корректировку действий, создание ситуации успеха.

САМОКОНТРОЛЬ И САМООЦЕНКА (усвоения) + ПЕРЕЖИВАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА


Оформление контурной карты

С главным понятием урока «Восточные славяне»

Сравниваем с исторической картой и определяем свой результат по критериям.



7. Включение в систему знаний и повторение

Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Данный этап предполагает:

  • Учащимся предлагаются задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными.

  • Системно включаются задания на тренировку и доведение до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей, коррекцию ошибок, подготовку к изучению следующих тем.


Души загадки не простые
Разгадка в том, что мы другие.
В истории нет фикции 
Славянская традиция!
                   

Сквозь время видим отчий дом

В его устройстве родовом.
Христу здесь места нет пока
Природа в помощь на века.

Когда ж Ярило - солнце

Войдёт в наш дом с утра

То свету из оконца
Мы прокричим: Ура!


Выделите основные понятия, которые характеризуют Восточных славян. Какое слово подводит нас к изучению следующей темы? (Ярило)


8. Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания.

Соотнесение цели и результатов деятельности + самооценка (результатов деятельности).


Достигли ли своей цели на уроке?

Составьте синквейн понятий (Восточное славяне, Родовое племя, язычество)

Предположите, что мы будем изучать на следующем уроке? (Религия Восточных славян, язычество) Предлагаем Вам домашнее задание: подготовить сообщение о славянских Богах (индивидуальное задание)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!