1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке: создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»). | В: Давайте вспомним, каким образом происходило расселение народов в Европе? О: Великое переселение народов. Выделение индоевропейской группы. В: В каком веке это происходило? О: В четвертом- шестом веке. В: Посмотрите на карту. Как вы считаете, в каком направлении могло продолжаться расселение, при условии, что свободных территорий в западной Европе становилось все меньше? О: на юг и восток. В: Какие народы участвовали в переселении на восток? О: индоевропейцы. |
2. Актуализация знаний и мотивация Данный этап предполагает: актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение; тренировку соответствующих мыслительных операций; мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление; фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании. | В: Как вы думаете, кто мог входить в эту группу? О: Славяне. В: Что вы знаете о славянах? О: пока ничего. В: как вы думаете, что необходимо вспомнить? О: план-характеристика народа. В: исходя из данного плана. Можем ли мы охарактеризовать славян? О: нет, не по всем пунктам. В: давайте попытаемся сформулировать закономерности, которые помогут нам в реализации нашего плана. |
3. Постановка учебной задачи Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока. На данном этапе: Учащиеся соотносят свои действия с используемым способом (где?), а затем выявляют и фиксируют в речи причину затруднения (почему?) На этой основе они ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем. | В: Теперь попытайтесь поставить цели урока? О: Рассмотрение процесса расселения и также жизнь, быт, занятия и верования восточных славян. Давайте запишем тему урока в тетрадь. В: Вернемся к карте. Попытайтесь определить предполагаемую Родину древних славян. О: Восточно-европейская равнина. В: Как вы считаете, на этой равнине наши предки жили поодиночке или группами? И почему? О: группами. В: как называются эти группы? О: племя. (племена) В: анализируя карту, покажите основные места расселения племен. О: работа с картой. (Проговаривание). В: как вы думаете, есть ли связь между местом проживания и основными занятиями? О: да, есть. Составление схемы. («Места проживания – занятия») Учитель актуализирует понятие славянских групп |
4.«Открытие» детьми нового знания. Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению. КАК? (построить новый способ действия) Виды «открытий»: ФАКТ единичная информация ПРАВИЛО алгоритм ПОНЯТИЕ существенные признаки ЗАКОНОМЕРНОСТЬ связь между понятиями, свойство | В: Представьте себя нашим предком, живущим в то время. У вас возникли излишки продуктов. Что вы будете с ними делать? О: обменивать. В: как вы думаете, обмен способствовал развитию отношений между племенами? О: да. В: этот процесс всегда проходил мирно? О: нет, не всегда. В: как вы думаете, этим процессом кто-то управлял. Если да, то кто? О: вождь, старейшина, совет старейшин и т.д. В: кто управлял в мирное время, а кто в военное? О: совет старейшин (старейшина) в мирное время, вождь – во время войны. |
5. Первичное закрепление Цель: усвоение нового способа действий. Данный этап предполагает: решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма, понятия, свойства: сначала фронтально, затем в парах или в группах. Рекомендации к проведению: коммуникативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию; «Цепочки», соревнования, игровые ситуации и т.д. | Группа задает вопросы другой группе, используя метод «тонких» и «толстых» вопросов. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: овладение умениями соотносить свои действия с планом – осуществлять самоконтроль, корректировку действий, создание ситуации успеха. САМОКОНТРОЛЬ И САМООЦЕНКА (усвоения) + ПЕРЕЖИВАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА | Оформление контурной карты С главным понятием урока «Восточные славяне» Сравниваем с исторической картой и определяем свой результат по критериям. |
7. Включение в систему знаний и повторение Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. Данный этап предполагает: Учащимся предлагаются задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными. Системно включаются задания на тренировку и доведение до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей, коррекцию ошибок, подготовку к изучению следующих тем. | Души загадки не простые Разгадка в том, что мы другие. В истории нет фикции Славянская традиция! Сквозь время видим отчий дом В его устройстве родовом. Христу здесь места нет пока Природа в помощь на века.
Когда ж Ярило - солнце Войдёт в наш дом с утра То свету из оконца Мы прокричим: Ура! Выделите основные понятия, которые характеризуют Восточных славян. Какое слово подводит нас к изучению следующей темы? (Ярило) |
8. Рефлексия деятельности (итог урока) Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания. Соотнесение цели и результатов деятельности + самооценка (результатов деятельности). | Достигли ли своей цели на уроке? Составьте синквейн понятий (Восточное славяне, Родовое племя, язычество) Предположите, что мы будем изучать на следующем уроке? (Религия Восточных славян, язычество) Предлагаем Вам домашнее задание: подготовить сообщение о славянских Богах (индивидуальное задание) |