СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Строение вещества. Основные положения МКТ. Масса и размеры молекул. Основное уравнение МКТ идеального газа".

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать у обучающихся представлений о молекулярно- кинетической теории, рассмотреть её основные положения, развить первоначальные знания о молекулярном строении вещества.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Строение вещества. Основные положения МКТ. Масса и размеры молекул. Основное уравнение МКТ идеального газа".»

Автономное учреждение

профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«СУРГУТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Кузмауль Мария Сергеевна, преподаватель физики

Тема урока: "Строение вещества. Основные положения МКТ. Масса и размеры молекул. Основное уравнение МКТ идеального газа".

Тип урока: изучение нового материала, урок с применением технологии критического мышления

Продолжительность урока: 1 час 20 мин.

Приёмы: "Бортовой журнал", "Кластер", «Чтение с пометками»

Цель урока: сформировать у обучающихся представлений о молекулярно- кинетической теории, рассмотреть её основные положения, развить первоначальные знания о молекулярном строении вещества.

Задачи:

  • Образовательная: научить студентов применять навыки самостоятельной и коллективной работы для получения знаний, выделять ключевые понятия, законы: виды сил, гравитационная постоянная, закон всемирного тяготения, сила тяжести, вес тела, невесомость, перегрузка, первая космическая скорость.

  • Воспитательная: положительного отношения к знаниям; воспитание дисциплинированности; формирование научного мировоззрения.

  • Развивающая: развивать умение анализировать, обобщать и выделять главное, делать вывод; развивать познавательный интерес, коммуникативные способности.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, доска, учебник физики, раздаточный материал (тексты).

Формы организации учебной деятельности: фронтальная; индивидуальная; групповая.

Ход урока:

Этапы

Действия преподавателя

Действия студентов

Организационный момент

1 мин.

1. Здравствуйте! Сообщает тему урока «Строение вещества. Основные положения МКТ. Масса и размеры молекул. Основное уравнение МКТ идеального газа».

2. Ставим цель урока вместе "выяснить на каких основных положения построена молекулярная теория, экспериментальные доказательства, изучить основное уравнение МКТ"

1.Записывают в тетради дату, тему урока.

2. Участвуют в обсуждении

Этап "Вызов"

- проверка домашнего задания;

-актуализация субъектного опыта)


9 мин.

 

1. На прошлом уроке мы закончили изучение раздела физики "Механика".

В конце урока соберу тетради с целью проверки д/з.

1. Участвуют в обсуждении д/з, задают вопросы, возникшие во время выполнения.


2. А сейчас в тетради нарисуйте таблицу (“маркировочную таблицу”) с двумя одинаковыми колонками. Рисует на доске таблицу.

2. Рисуют маркировочную таблицу.

3. Назовем таблицу ключевым словом "Вещество". В левой колонке таблицы запишите все, что вы знаете об этом объекте, исходя из знаний, полученных в неполной средней школе.

3. Записывают в левую колонку все то, что вспомнили, связанное со словом "Вещество".


4. Обменяйтесь своими мнениями в паре.

4. Обмениваются друг с другом своими знаниями.

5. Давайте обсудим то, что у нас получилось (что же мы знаем по теме?).

Записывает на доске в левой колонке таблицы все, что говорят учащиеся. Первая колонка таблицы маркируется словом “Знаю”.

5. Каждый по очереди информирует группу о том, что он знает о рассматриваемом объекте.

Левая колонка таблицы маркируется словом “Знаю”. Дополняют записи в левой колонке таблицы.

Этап

"Осмысление"


5 мин.

1. Предлагает учащимся классифицировать записанные на доске знания по каким-либо основаниям.

1. Предлагают основания для классификации полученных об объекте сведений.

2. На доске оформляется структурно-логическая схема (в соответствии с проведенной классификацией) - кластер


2. Записывают структурно-логическую схему, обсуждая вопрос о распределении по предложенным основаниям полученных на предыдущем этапе сведений.

Приём «Чтение с пометками»

60 мин

1. Предлагает каждому ученику текст.

1. Получают распечатку текста.


2. Дает задание учащимся: читаем и делаем в тексте пометки (не более 10 минут). Пометки:
“V” - “знаю”;
“-“ – “противоречит моим первоначальным представлениям”;
“?” – “хочу узнать”;
“+” – “это для меня новое”.

2. Читают текст и на полях делают предложенные учителем пометки.


3. Предлагает учащимся продолжить работу с маркировочной таблицей индивидуально. Маркирует оставшуюся колонку таблицы: “Узнал новое”.

3. Самостоятельно в тетрадях заполняют маркировочную таблицу в соответствии со сделанной в тексте пометкой “+”.

Составляют опорный конспект


4. Предлагает студентам обсудить данные, записанные во второй колонке в ходе самостоятельной работы. Заполняет вместе с учащимися вторую колонку таблицы “Узнал новое” на доске.

4. Участвуют в обсуждении


5. Предлагает учащимся обсудить данные, отмеченные пометками “-“ и “?”. Выписывает вопросы на доску.

5. Участвуют в обсуждении.


6. Задает по ходу обсуждения вопросы учащимся: “Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать?”, “У кого есть энциклопедии?” и др.

6. Отвечают на вопросы учителя. Предлагают свои варианты.


7. Дает установку на домашнее задание: “К следующему уроку необходимо ответить на возникшие вопросу по поводу новой информации. Если возникнут затруднения, попробуем разобраться вместе”.

7. Выбирают тему для сообщения в соответствии возникшими вопросами. Записывают домашнее задание.

Этап "Рефлексия" 



4 мин.

1. Предлагает учащимся разные способы инициирования рефлексии учащихся. Проводит рефлексию – возврат к таблице и кластеру.


Этап "Домашнее задание"
1 мин.

На доске:

1. Выучить §56, 63, конспект.

2. Заполнить таблицу "Строение газообразных жидких и твердых тел" (§60)

Записывают домашнее задание в тетради.











Литература:
  1. Мякишев, Г. Я. Физика. 10 класс : учебник для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: базовый и профил. уровни / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский ; под ред. В. И. Николаева, Н. А. Парфентьевой. – М. : Просвещение, 2014. - 416 с. : ил. – (Классический курс).

  2. Мякишев, Г. Я. Физика. 10 класс : учебник для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: базовый уровень / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский ; под ред. В. И. Николаева, Н. А. Парфентьевой. – 21-е изд. – М. : Просвещение, 2012. - 366 с. : ил. – (Классический курс).



Дополнительные источники:

  1. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб, 2003 – 179с.

  2. Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000. – 126с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://infofiz.ru.

  2. http://ext.spb.ru.



































Приложение 1. План работы на уроке:



  1. Изучите текст.

  2. Сделайте в тетради опорный конспект, в соответствии с пометками "+" - это новое для меня.

  3. Закрепление: заполните таблицы, ответьте на вопросы



  1. Заполните таблицу:

    Название величины

    Обозначение

    Формула

    Единица измерения

    Относительная молекулярная масса

     

     

     

    Количество вещества

     

     

     

    Постоянная Авогадро

     

     

     

    Молярная масса

     

     

     

    Число молекул вещества

     

     

     

  2. Ответьте на вопросы

  • Какое движение называется броуновским?

  • Как объяснить броуновское движение частиц?

Домашнее задание:

1. Выучить §56, 63, конспект.

2. Заполнить таблицу "Строение газообразных жидких и твердых тел" (§60)

 

Газ

Жидкость

Твердое тело

Расстояние между молекулами

 

 

 

Притяжение молекул

 

 

 

Движение молекул

 

 

 

Свойства

 

 

 







Приложение 2. ТЕКСТ



Молекулярная физика – раздел физики, в котором изучаются физические свойства тел в различных агрегатных состояниях на основе рассмотрения их молекулярного строения, силы взаимодействия между частицами, образующими тела и характеры теплового движения этих частиц.

Молекулярная физика исходит из того, что любое тело – твердое, жидкое или газообразное – состоит из громадного числа молекул, которые находятся в беспорядочном движении, интенсивность которого зависит от температуры. При изучении молекулярной физики Вы познакомитесь со строением, структурой и свойствами некоторых материалов, с особенностями агрегатных изменений, рассмотрите зависимости количественных характеристик от физико-механических свойств веществ и их строения.

Молекулярная физика служит научной основой современного материаловедения, вакуумной технологии, порошковой металлургии, холодильной техники.

Представления о том, что все вещества состоят из мельчайших частиц - атомов, впервые появились в трудах древнегреческих ученых философов Левклиппа, Демокрита и Эпикура, живших V-III веках до нашей эры. Все явления природы они пытались объяснить движением этих невидимых частиц.

Учение о том, что все тела состоят из отдельных частиц – атомов, возникло в Древней Греции в IV в. до н.э. Основоположником атомистической теории был философ Демокрит.

В основе МКТ лежат три важных положения, подтвержденные экспериментально и теоретически.

  1. Все тела состоят из мельчайших частиц.

  2. Эти частицы беспорядочно (хаотически) движутся.

  3. Частицы взаимодействуют друг с другом.

Эти положения подтверждаются опытным путем.

Опытное обоснование 1 положения: все тела состоят из мельчайших частиц. Во-первых, об этом говорит возможность деления вещества (все тела можно разделить на части).

Наиболее ярким экспериментальным подтверждением представлений молекулярно-кинетической теории о беспорядочном движении атомов и молекул является броуновское движение. Оно было открыто английским ботаником Р. Броуном (1827 г.). В 1827 году англ. ботаник Броун, изучая внутреннее строение растений с помощью микроскопа обнаружил, что частички твердого вещества в жидкой среде совершают непрерывное хаотическое движение. Тепловое движение взвешенных в жидкости (или газе) частичек получило название броуновского движения. Броуновские частицы движутся под влиянием беспорядочных ударов молекул. Из-за хаотического теплового движения молекул эти удары никогда не уравновешивают друг друга. В результате скорость броуновской частицы беспорядочно меняется по модулю и направлению, а ее траектория представляет собой сложную зигзагообразную кривую. Теория броуновского движения была создана А. Эйнштейном (1905 г.). Экспериментально теория Эйнштейна была подтверждена в опытах французского физика Ж. Перрена (1908–1911 гг.).

Причиной броуновского движения является непрерывное хаотическое движение молекул жидкости или газа, которые , беспорядочно ударяясь со всех сторон о частичку, приводят её в движение. Причина броуновского движения частицы в том, что удары молекул о неё не компенсируются. Значит броуновское движение является еще и опытным обоснованием 2 положения МКТ.

Непрерывное движение молекул любого вещества (твердого, жидкого, газообразного) подтверждается многочисленными опытами по диффузии. Диффузией называют явление самопроизвольного проникновения одного вещества в другое. Если пахучее вещество (духи) внести в помещение, то через некоторое время запах этого вещества распространится по всему помещению. Это свидетельствует о том, что молекулы одного вещества без воздействия внешних сил проникают в другое. Диффузия наблюдается и в жидкостях, и в твердых телах.

При изучении строения вещества было установлено, что между молекулами одновременно действуют силы притяжения и отталкивания, называемые молекулярными силами. Это силы электромагнитной природы.

Атомы и молекулы взаимодействуют и значит обладают потенциальной энергией. Атомы и молекулы находятся в постоянном движении, и значит, обладают кинетической энергией.

Масса и размеры молекул

Большинство веществ состоит из молекул, поэтому для объяснения свойств макроскопических объектов, объяснения и предсказания явлений важно знать основные характеристики молекул.

Молекулой называют наименьшую устойчивую частицу данного вещества, обладающую его основными химическими свойствами. Молекула состоит из ещё более мелких частиц – атомов, которые в свою очередь , состоят из электронов и ядер. Атомом называют наименьшую частицу данного химического элемента. Размеры молекул очень малы.

Порядок величины диаметра молекулы 1*10-10 м

Порядок величины объёма молекулы 1*10-20 м3

О том что размеры молекул малы можно судить и из опыта. В 1 л (м) чистой воды разведем 1 м3 зеленых чернил, тете разбавим чернила в 1 000 000 раз. Увидим, что раствор имеет зеленую окраску и вместе с тем однороден. Это говорит о том, что даже при разбавлении в 1 000 000 раз в воде находится большое количество молекул красящего вещества. Этот опыт показывает, как малы размеры молекул.

В 1 см3 воды содержится 3,7*10-8 молекул.

Порядок величины массы молекул 1*10-23 г = 1*10-26кг

В молекулярной физике принято характеризовать массы атомов и молекул не их абсолютными значениями (в кг), а относительными безразмерными величинами относительной атомной массой и относительной молекулярной массой.

По международному соглашению в качестве единичной атомной массы mпринимается 1/12 массы изотопа углерода 12С (m):

m0 =1/12 m=1,66 *10-27

Относительную молекулярную массу можно определить, если абсолютное значение массы молекулы (mмол в кг) разделить на единичную атомную массу.

M0 = mмол / 1/12 m

Относительная молекулярная (атомарная) масса вещества (из таблицы Менделеева)

714N Азот           M0N = 14         M0N2 = 28

Относительное число атомов или молекул, содержащихся в веществе характеризуется физической величиной, называемой количеством вещества.

Количество вещества ע – это отношение числа молекул (атомов) N в данном макроскопическом теле к числу молекул в 0,012 массы углерода NA

Количество вещества выражают в молях

Один моль – это количество вещества, в котором столько же молекул (атомов), сколько атомов содержится в 0,012 кг углерода.

Моль любого вещества содержит одинаковое число молекул. Это число называют постоянной Авогадро NA =6, 02 * 1023моль -1

Масса одного моля вещества называется молярной массой.


Число молекул в данной массе вещества: 


Масса вещества (любого количества вещества): 

Определение молярной массы: 


Идеальный газ – это газ, у которого взаимодействие между молекулами пренебрежимо мало.

Основные отличия идеального газа от реального газа:

1. Частицы идеального газа - сферические тела очень малых размеров, практически материальные точки.
2. Между частицами отсутствуют силы межмолекулярного взаимодействия.
3. Соударения частиц являются  абсолютно упругими.

   Реальные разреженные газы действительно ведут себя подобно идеальному газу.

Основное уравнение МКТ:


P = · n·Ек,     где  Ек = mo·v2 /2, n - концентрация молекул



Давление идеального газа пропорционально произведению концентрации молекул и средней кинетической энергии поступательного движения молекул.



Приложение 3. Кластер "Вещество"



10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!