4
УРОК 12.
Способы передачи чужой речи. Прямая речь. Диалог.
Цели урока: актуализировать знания учащихся о прямой речи и диалоге; закрепить умения ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и диалогом, составлять схемы предложений с прямой речью; познакомить учащихся с видами диалога; совершенствовать умения создавать текст в форме диалога на заданную тему, соблюдать нормы речевого этикета; закрепить пунктуационные навыки.
Личностные УУД. Смыслообразование.
Регулятивные УУД. Целеполагание. Коррекция.
Познавательные УУД. Сопоставление явлений. Выбор способа решения задачи. Синтез знаний. Обогащение словарного запаса.
Коммуникативные УУД. Участие в диалоге. Оценка действий партнёра.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока.
Даны рифмы: телефон — слон; откуда — верблюда; надо — шоколада.
— Какое произведение вы сразу вспомнили? Запишите по памяти знакомые вам строчки. Что они представляют собой? Какие знаки препинания вы использовали для записи? (Для проверки стихи проецируются на доску.)
У меня зазвонил телефон. — Что вам надо?
(К. Чуковский)
— Какую этикетную ошибку допустил поднявший телефонную трубку? (Нельзя начинать телефонный разговор с вопроса «Кто говорит?», следует сказать «алло» или «слушаю».)
Работа по теме урока с опорой на материалы учебника.
Устная работа: подготовка ответов на вопросы учебника (с. 31) и выразительного чтения отрывка из стихотворения Н. Некрасова «Крестьянские дети» упр. 55 (учитель предлагает вспомнить начало отрывка, а также пропущенные строчки и прочитать отрывок по ролям). Класс оценивает правильность интонации, объясняет постановку знаков препинания.
Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!
— Здорово, парнище! — «Ступай себе мимо!»
— Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? — «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
— А что, у отца-то большая семья?
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я....»
— Так вон оно что! А как звать тебя? — «Власом».
— А кой тебе годик? — «Шестой миновал...
Ну, мертвая!» — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
На эту картину так солнце светило,
Ребенок был так уморительно мал,
Как будто все это картонное было,
Как будто бы в детский театр я попал!
Но мальчик был мальчик живой, настоящий,
И дровни, и хворост, и пегонький конь,
И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь —
Все, все настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы,
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти — дави не дави,
В которых так много и злобы, и боли,
В которых так много любви!
Расшифровка схем, данных в упр. 57.
Исправление этикетных ошибок в диалоге из лингвистической разминки. Задание: запишите начало разговора с помощью предложений с прямой речью по схемам 1, 4 из упр. 57 (например: У меня зазвонил телефон. Я поднял трубку и сказал: «Слушаю вас». «Здравствуйте, это говорит слон», — услышал я в ответ).
III. Комплексная работа с текстом (упр. 56).
Учащиеся читают текст, определяют его основную мысль, подбирают заголовок (проводится мини-конкурс на лучший заголовок), подбирают синонимы к слову пичужка (птаха, пташка, птичка), вспоминают, что такое глаголы говорения, записывают в словарь глаголы в рамке (с. 32), затем выразительно читают текст (возможно чтение несколькими учащимися, по ролям), делают письменную часть задания. Указанные разборы выполняют три ученика у доски; класс выполняет пунктуационный разбор последнего предложения.
IV. Виды диалога
Лингвистическая разминка.
— Какой знак препинания упоминается в отрывке из стихотворения А. Шибаева «Точка, точка, запятая…»? (Стихотворение записывается, комментируются орфограммы и знаки препинания.)
Ляжет палочкой на строчку:
— Проходите по мосточку!
Ответ: тире.
— Какое слово вежливый человек использует при формулировке вопроса или просьбы? Надо ли выделять это слово на письме знаками препинания?
Ответ: слово пожалуйста всегда выделяется запятыми.
Учитель сообщает учащимся, что в зависимости от цели и мотивов, которые движут говорящими, выделяются следующие виды диалогов: этикетный диалог (приветствие, благодарность, извинение, комплимент, поздравление, прощание, пожелание, одобрение и др.); диалог-сообщение (передача информации); диалог — обмен мнениями; диалог-расспрос; диалог-убеждение; диалог-просьба; диалог — выяснение отношений (конфликт, спор, упрёк).
Какой вид диалога с одноклассниками вы использовали, когда задавали им вопросы?
Анализ диалогов (раздаточный материал — отрывки из повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков»). Учащиеся определяют вид каждого диалога, защищают свою точку зрения, готовят выразительное чтение отрывков.
V. Подведение итогов урока в форме контрольного задания.
Упр. 58 выполняется по вариантам и заканчивается взаимопроверкой, которая проводится под контролем учителя.
VI. Домашнее задание. Выучить наизусть высказывания из упр. 58 и слова в рамках на с. 27—33, упр. 59
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
4