СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка на тему "Способы передачи чужой речи. Прямая речь. Диалог" (6 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: актуализировать знания учащихся о прямой речи и диалоге; закрепить умения ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и диалогом, составлять схемы предложений с прямой речью; познакомить учащихся с видами диалога; совершенствовать умения создавать текст в форме диалога на заданную тему, соблюдать нормы речевого этикета; закрепить пунктуационные   навыки.

Личностные УУД. Смыслообразование.

Регулятивные УУД. Целеполагание. Коррекция.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка на тему "Способы передачи чужой речи. Прямая речь. Диалог" (6 класс)»

4


УРОК 12.

Способы передачи чужой речи. Прямая речь. Диалог.

Цели урока: актуализировать знания учащихся о прямой речи и диалоге; закрепить умения ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и диалогом, составлять схемы предложений с прямой речью; познакомить учащихся с видами диалога; совершенствовать умения создавать текст в форме диалога на заданную тему, соблюдать нормы речевого этикета; закрепить пунктуационные навыки.

Личностные УУД. Смыслообразование.

Регулятивные УУД. Целеполагание. Коррекция.

Познавательные УУД. Сопоставление явлений. Выбор способа решения задачи. Синтез знаний. Обогащение словарного запаса.

Коммуникативные УУД. Участие в диалоге. Оценка действий партнёра.



Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока.

Даны рифмы: телефон — слон; откуда — верблюда; надо — шоколада.

— Какое произведение вы сразу вспомнили? Запишите по памяти знакомые вам строчки. Что они представляют собой? Какие знаки препинания вы использовали для записи? (Для проверки стихи проецируются на доску.)

У меня зазвонил телефон. — Что вам надо?

  • Кто говорит? — Шоколада.

  • Слон. — Для кого?

  • Откуда? — Для сына моего.

  • От верблюда.

(К. Чуковский)

— Какую этикетную ошибку допустил поднявший телефонную трубку? (Нельзя начинать телефонный разговор с вопроса «Кто говорит?», следует сказать «алло» или «слушаю».)

  1. Работа по теме урока с опорой на материалы учебника.

    1. Устная работа: подготовка ответов на вопросы учебника (с. 31) и выразительного чтения отрывка из стихотворения Н. Некрасова «Крестьянские дети» упр. 55 (учитель предлагает вспомнить начало отрывка, а также пропущенные строчки и прочитать отрывок по ролям). Класс оценивает правильность интонации, объясняет постановку знаков препинания.

Однажды, в студеную зимнюю пору,

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах... а сам с ноготок!

— Здорово, парнище! — «Ступай себе мимо!»

— Уж больно ты грозен, как я погляжу!

Откуда дровишки? — «Из лесу, вестимо;

Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».

(В лесу раздавался топор дровосека.)

— А что, у отца-то большая семья?

«Семья-то большая, да два человека

Всего мужиков-то: отец мой да я....»

— Так вон оно что! А как звать тебя? — «Власом».

— А кой тебе годик? — «Шестой миновал...

Ну, мертвая!» — крикнул малюточка басом,

Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

На эту картину так солнце светило,

Ребенок был так уморительно мал,

Как будто все это картонное было,

Как будто бы в детский театр я попал!

Но мальчик был мальчик живой, настоящий,

И дровни, и хворост, и пегонький конь,

И снег, до окошек деревни лежащий,

И зимнего солнца холодный огонь —

Все, все настоящее русское было,

С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,

Что русской душе так мучительно мило,

Что русские мысли вселяет в умы,

Те честные мысли, которым нет воли,

Которым нет смерти — дави не дави,

В которых так много и злобы, и боли,

В которых так много любви!


    1. Расшифровка схем, данных в упр. 57.

    2. Исправление этикетных ошибок в диалоге из лингвистической разминки. Задание: запишите начало разговора с помощью предложений с прямой речью по схемам 1, 4 из упр. 57 (например: У меня зазвонил телефон. Я поднял трубку и сказал: «Слушаю вас». «Здравствуйте, это говорит слон», — услышал я в ответ).

III. Комплексная работа с текстом (упр. 56).

Учащиеся читают текст, определяют его основную мысль, подбирают заголовок (проводится мини-конкурс на лучший заголовок), подбирают синонимы к слову пичужка (птаха, пташка, птичка), вспоминают, что такое глаголы говорения, записывают в словарь глаголы в рамке (с. 32), затем выразительно читают текст (возможно чтение несколькими учащимися, по ролям), делают письменную часть задания. Указанные разборы выполняют три ученика у доски; класс выполняет пунктуационный разбор последнего предложения.

IV. Виды диалога

Лингвистическая разминка.

— Какой знак препинания упоминается в отрывке из стихотворения А. Шибаева «Точка, точка, запятая…»? (Стихотворение записывается, комментируются орфограммы и знаки препинания.)

Ляжет палочкой на строчку:

— Проходите по мосточку!

Ответ: тире.

— Какое слово вежливый человек использует при формулировке вопроса или просьбы? Надо ли выделять это слово на письме знаками препинания?

Ответ: слово пожалуйста всегда выделяется запятыми.

  1. Учитель сообщает учащимся, что в зависимости от цели и мотивов, которые движут говорящими, выделяются следующие виды диалогов: этикетный диалог (приветствие, благодарность, извинение, комплимент, поздравление, прощание, пожелание, одобрение и др.); диалог-сообщение (передача информации); диалог — обмен мнениями; диалог-расспрос; диалог-убеждение; диалог-просьба; диалог — выяснение отношений (конфликт, спор, упрёк).

  2. Какой вид диалога с одноклассниками вы использовали, когда задавали им вопросы?

  3. Анализ диалогов (раздаточный материал — отрывки из повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков»). Учащиеся определяют вид каждого диалога, защищают свою точку зрения, готовят выразительное чтение отрывков.



V. Подведение итогов урока в форме контрольного задания.

Упр. 58 выполняется по вариантам и заканчивается взаимопроверкой, которая проводится под контролем учителя.

VI. Домашнее задание. Выучить наизусть высказывания из упр. 58 и слова в рамках на с. 27—33, упр. 59

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!