Методическая разработка урока-путешествия по сказкам А.С.Пушкина в 6 классе по математике.
Тема урока: по теме: «Умножение дробей».
Тип урока: обобщение и систематизация знаний по теме: «Умножение дробей».
Цели урока:
- обобщение и систематизация знаний по теме: «Умножение дробей»;
- углубление знаний по литературе; проверка знаний сказок А.С.Пушкина;
- формирование эмоционально-личностного отношения учащихся к выражению математических понятий посредством классических литературных произведений.
Оборудование урока: выставка книг, содержащих сказки А.С.Пушкина; рассказы о творчестве поэта; слайд-шоу, содержащее иллюстрации сказок А.С.Пушкина; экран; мультимедийное устройство.
Ход урока:
Организация класса.
Учитель: Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Мы вспомним некоторые моменты биографии А.С. Пушкина, перелистаем страницы его сказок, постараемся найти математические моменты. Урок необычен ещё и тем, что совмещает в себе 2 предмета: литературу и математику. Откроем тетради, запишем число.
Учитель:
У лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том:
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…
Всем нам хорошо знакомы эти слова Пушкина из поэмы «Руслан и Людмила». Сегодня мы проводим с Вами, ребята, урок математики по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел». Форма проведения нашего урока необычная, это урок – игра «Произведения А.С.Пушкина на уроках математики».
Ну, раз кот умеет петь песни и говорить сказки, то вы, ребята, сегодня должны показать, как хорошо умеете решать уравнения и задачи на сложение и вычитание смешанных чисел. У нас направо примеры, налево уравнения. Решаем мы их устно.
2.Фронтальная работа с классом.
1. ЛОГИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
- Какое слово «лишнее» и почему: сумма, произведение, множитель, делитель, частное? («Лишнее» слово сумма)
- Повторите компоненты умножения и деления.
2. УСТНЫЙ СЧЕТ.
- Вычислите:
- Решите уравнение:
х∙
3. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.
Учитель: А.С.Пушкин – гениальный поэт, прозаик, драматург, критик обогативший художественными открытиями русский романтизм, заложивший основы самобытной русской реалистической литературы 19 века. Пушкин родился 6 июня 1799 г. в Москве в дворянской семье. Он великолепно владел многими литературными жанрами. Он писал стихи, романы, исторические повести, рассказы, сказки.
Сейчас вам предстоит узнать, произведения, какого литературного жанра мы будем использовать в заданиях.
Числами зашифрован этот жанр. Используя таблицу умножения, найдите буквы, соответствующие числам. Запишите в тетради эти буквы и прочитай те получившиеся слова.
Х | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
6 | Н | Ь | А | С | К |
7 | К | У | С | П | З |
8 | И | И | К | З | Ю |
9 | А | К | Ш | А | Б |
Ответ: Сказки Пушкина.
Учитель: Расцвет жанра сказки у Пушкина падает на первую половину 30-х годов 19 века. М.Горький вспоминает: «Великолепные сказки Пушкина были всего ближе и понятнее мне; прочитав их несколько раз, я уже знал их на память; лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не усну».
4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Зашифровано два слова из сказки А.С.Пушкина. Задание: выполните действия, результаты найдите в таблице и отгадайте зашифрованные слова.
1 вариант:
№ | Р | О | Е | М |
1 | | | 1 | |
2 | 1 | | | 2 |
3 | | 2 | | |
4 | | | | 1 |
2 вариант:
№ | Ы | Б | А | К | Р |
1 | | 2 | | 3 | 4 |
2 | 18 | | 10 | | 17 |
3 | | | | 5 | 1 |
4 | 55 | | 54 | 1 | 3 |
5 | | 0 | | 1 | |
Учитель: Из какой сказки эти слова?
Ученики: «Сказка о рыбаке и рыбке».
Учитель: Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
- Сколько всего лет жила эта семья у моря?
Ученики: тридцать лет и три года.
Учитель: Решим задачу . (Выполняет один ученик у доски).
В первый день старик поймал кг рыбы, что меньше в 2 раза массы рыбы, пойманной во второй день, сколько рыбы старик поймал за два дня?
5. ВЫЧИСЛИТЕ ЗНАЧЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЯ.
Учитель: Чтобы узнать название следующей сказки, надо открыть три сейфа, решив три уравнения. Открыв все сейфы, вы прочтете название сказки: (Работа учащихся по рядам. Вызываются ученики по одному с каждого ряда к доске, остальные – на местах).
Сейф 1 Сейф 2 Сейф 3
Сказка о царе Салтане
Первый кто откроет сейф получит «5».
1 ряд 2 ряд 3 ряд
№ 431(е) № 461(б) № 431(д).
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге
В чешуе как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Все красавцы удалые,
Великаны молодые.
Все равны как на подбор.
С ними дядька Черномор.
Учитель: Сколько всего вышло людей из моря?
Ученики: Тридцать три богатыря и дядька Черномор. Всего 34 человека.
6. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.
(Выполняет один ученик у доски).
Ответ: 7.
Учитель: в названии какой сказки Пушкина есть число 7?
Ученики: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Учитель: прослушайте, пожалуйста, отрывок
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка
«Посади ты эту птицу, -
Молвил он царю, - на спицу
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой…»
- Из какой сказки этот отрывок?
Ученики: Сказка о золотом петушке.
Спица на куполе может выдержать вес кг. Царю подарили петушка массой кг. Выдержит ли спица, если петушок поправится в1,5 раза?
7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.
Учитель: Ежегодно в день рождения поэта проводится праздник пушкинской поэзии в Михайловском, собирающий писателей и поэтов, а также многочисленных почитателей таланта Пушкина. Сюда действительно никогда «не зарастет народная тропа».
8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.
9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.