СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Противодействие коррупции" по дисциплине Экономика

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по Экономике, тема: Противодействие коррупции

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Противодействие коррупции" по дисциплине Экономика»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЯРОСЛАВСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ГОСТИНИЧНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО СЕРВИСА


Методическая разработка урока по теме:

«Противодействие коррупции»


по дисциплине экономика

для студентов 1 курса


43.02.11 Гостиничный сервис

















Ярославль

2016

Раздел 3 Роль государства в экономике

Тема 3.4. Противодействие коррупции

Цель урока: сформировать у студентов антикоррупционное мировоззрение и воспитать негативное отношение к коррупции.

Для реализации цели нужно решить задачи урока:

  1. образовательные:

- сформировать представление о коррупции и должностных преступлениях;

- раскрыть смысл уголовной ответственности за эти преступления;

- показать зависимость между культурой человека и его способностью противостоять коррупции.

  1. воспитательные:способствовать

- воспитанию уважения к закону, сознательному отношению к нему законопослушных граждан.

3) развивающие: способствовать

- развитию умения применять правовые знания в новой ситуации;

- формированию умения работы с опорным конспектом, развивать умения анализировать текст, структурировать информацию;

- развитию умения выдвигать гипотезы и отбирать аргументы, отстаивать свою точку зрения при обсуждении проблемы.

Основными формами организации деятельности студентов будет диалог.

Тип урока: получение новых знаний и первичное закрепление

Подход: личностно-ориентированный

Ведущие методы обучения:

  1. Проблемно-поисковые (эвристическая беседа)

  2. Информационные (анализ текста, словарная работа)

  3. Репродуктивные (чтение текста, лекция)

  4. Творчески-воспроизводящие (работа с конспектом, схемой)

Ожидаемые результаты этого урока – изменение оценки студентами коррупционной деятельности в сторону её порицания.

Содержание урока


Этапы урока


Дидактические задачи

Показатели результата

1. Организация начала урока

Подготовка студентов к работе

Быстрое включение в работу

2. Сообщение темы, целепо-лагание и мотивация

Актуализация жизненного опыта, обеспечение внутренних мотивов учения

Готовность к активной учебно-познавательной деятельности, заинте-ресованность темой

3. Усвоение новых знаний

- проблемный вопрос

- работа с текстом (словарь, выписки из СМИ)


- беседа в парах о последствиях коррупции

- диалог с преподавателем о последствиях коррупции, её искоренении

Обеспечение активного воспри-ятия, осмысления учебного материала;


информационное накопление, осознание, установление смысловых и предметных связей, первичное запоминание материала;


выявление ошибок восприятия, коррекция усвоения;


актуализация уже знакомого материала, его коррекция; уста-новление зависимостей, значи-мости правовых явлений;


Смелые и активные предположения;

самостоятельность в добывании знаний, понимание сущности, выделение главного на репродуктивном уровне;



краткий конспект,



активность и откры-тость суждений, нахо-ждение ошибок


4. Первичное закрепление знаний (беседа + работа с текстовыми материалами)

Усвоение новых знаний на конструктивном уровне;

Решение проблемы;


Самостоятельность выполнения работы, требующей применения знаний в измененной ситуации;

Оценочные суждения;

5. Итог урока

Д/З

Анализ и оценка успешности достижения цели; перспективы в изучении последующего материала

Представления о реальных результатах урока

6. Рефлексия

Привлечение к самоосознанию своей деятельности

Открытая самооценка

7. Домашнее задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания



Ход урока


1. Организация начала урока

Преподаватель: Здравствуйте. Сегодня мы будем изучать необычную тему, но очень важную для нашей жизни. Для работы на уроке нам понадобятся не учебники, а сообщения из средств массовой информации, словари, правовые документы.

2. Сообщение темы, целеполагание и мотивация

Преподаватель: Предлагаю назвать наиболее тяжкие преступления, которые вы знаете.

(Студенты с места называют их, а учитель ведет запись на одной стороне доски:

убийство, разбой, грабеж, насилие, террористический акт, хулиганство ,мошенничество, угон транспортных средств)

Преподаватель: Действительно, все, что вы назвали – преступления против личности, против государства, против собственности, против безопасности.

Но сегодня на уроке мы узнаем еще об одном преступлении, которое вы даже не назвали – это должностные преступления.

Тема урока (на доске) «Противодействие коррупции».

Преподаватель: Какие ассоциации возникают у вас в связи с понятием «коррупция»?

(Студенты с места называют, а учитель записывает на второй стороне доски:

взятка, подлог, блат, знакомство, руководство, вседозволенность, вымогательство, бюрократизм, чиновники, теневая экономика)

Преподаватель: Поднимите руку те, кто сам или ваши родители хотя бы один раз сталкивались с такими видами преступлений?

(Большинство студентов поднимают руки)

Преподаватель: Почему же вы не включили коррупцию в первый список – тяжкие преступления?

Студенты отвечают:

- не посчитали их тяжкими, поскольку никто не пострадал физически

- забыли

- они не приносят большого ущерба людям

Преподаватель: Я предлагаю выяснить, действительно ли коррупция является опасным злодеянием.

3. Усвоение новых знаний

- проблемный вопрос: Правомерно ли считать коррупцию преступлением?

(Студенты пытаются сразу же ответить на этот вопрос. После 2 – 3 вариантов ответов предлагается уточнить мнения)

Преподаватель: Мнения у вас разошлись, аргументов недостаточно для доказательства своей точки зрения. Поэтому предлагаю вернуться к этому вопросу после работы с текстом (Приложение 1).

- работа с текстом. Задание: прочитать текс индивидуально и последовательно ответить на вопросы, заполнив опорный конспект в тетрадях:

Формула коррупции

Коррупция = … + … + ….










Взяточничество – это ….


Мотивы взяточничества в рамках трех составляющих:



В


З

Я


Т

К


А


















Вопросы к тексту (даны на доске):

    1. Составьте формулу коррупции, которая будет отражать суть этих преступлений.

    2. Рассмотрите отдельные факты и приведите примеры видов должностных преступлений.

    3. Определить мотивы, которыми руководствуются взяточники.


В конце работы должны получиться примерные конспекты (Приложение 2).

- беседа в парах о последствиях коррупции.

Преподаватель: Предлагаю подготовиться к диалогу о последствиях коррупции. Для этого сядьте парами и попытайтесь найти аргументы, подтверждающие ваше мнение.

(Студенты друг другу объясняют свою точку зрения в течение 4 – 5 минут)

Преподаватель: Время вышло. Повторяю вопрос: Правомерно ли считать коррупцию преступлением?

Прошу представить свои аргументы желающим. Все участники диалога готовятся задавать свои вопросы, спорить, если считаете нужным. На доску выношу принятые всем классом (большинством) варианты оценки коррупции.

Получается:


Коррупция – это преступление, так как:

- нарушает интересы собственника (государства или общества). Чиновник не является собственником того имущества (средств), которым управляет

- это воровство у государства, общества, отдельных граждан

- подрывает правовые основы государства

- формирует иждивенчество, вседозволенность, анархию

- вызывает социальное торможение, деградацию общества

- деморализует органы управления, что ведет к потере уважения к ним со стороны граждан

Коррупция – это не преступление, а возмо-жность:

- компенсировать небольшой размер заработной платы

- пробиться на «теплые» места

- иметь возможность манипулировать людьми

















Преподаватель: На основании всех наших рассуждений сделаем предварительный вывод.

Коррупция и её проявления в виде должностных преступлений является опасным преступлением, поскольку отрицательно влияет на общество. В результате устанавливается уголовная ответственность за эти деяния (лишение свободы, штрафы, конфискация имущества). Те студенты, кто нашел в этом явлении общественной жизни хорошие возможности устроиться в жизни, до конца не понимают, что эти высказывания уже являются отклонениями. Получается, что мы сами уже перестаем мыслить нормальными понятиями и в результате сами же периодически попадаем под жернова коррупции. Нам выгодно, чтобы так было, но это уничтожает и нас. Мы гонимся за прибылью и попадаем в криминальные трагедии. Началась необратимая цепная реакция самоуничтожения.

4. Первичное закрепление знаний

Преподаватель: Что же делать? Не помогает в борьбе даже уголовная ответственность. Есть ли смысл бороться с коррупцией, которая кажется непобедимой? Разве возможно бороться с самими собой?

(Студенты предлагают свои варианты борьбы с коррупцией)

Преподаватель: Спасибо за ответы и желание изменить реалии сегодняшнего дня.

Конечно, борьба с коррупцией является правомерной в структурах власти и среди должностных лиц в различных общественных сферах. В первую очередь для государственных и муниципальных служащих существуют ограничения. В Приложении 3 дан текст, который раскрывает эти ограничения. Прочитайте его и назовите те из них, которые можно считать антикоррупционными. Устно поясняйте свое мнение.

Получилось:

- использовать в неслужебных целях служебную информацию, а также сред­ства материально-технического, финансового и информационного обеспе­чения, другое государственное или муниципальное имущество;

- получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, де­нежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения) за действия, связанные с испол­нением им должностных обязанностей;

- использовать свое служебное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений.


Преподаватель: Сегодня в нашей стране действует Федеральный закон «О борьбе с коррупцией». Он направлен на защиту прав и свобод человека и гражданина, общественных интересов безопасности государства путем обеспечения надлежащего государственного управления, выявления, предупреждения, пресечения правонарушений, связанных с коррупцией, устранения их последствий и наказания виновных, а также международного сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в области борьбы с коррупцией.

Вспомните недавние громкие дела о коррупции и мере их наказания.

(Студенты удивлены, что вообще кто-то получил наказание. Кого-то удивили сами преступные деяния).

Преподаватель: Значит, борьба с этими преступлениями ведется. Но начинать надо нам с себя. Пожалуй, на ум приходят некоторые практические приемы. С самими собой борются люди при лечении тех или иных болезней. Результат не всегда стопроцентный, но шанс есть. Такая борьба начинается с осознания болезни – это первый этап. Значит, надо хотя бы осознать эту проблему.

Вам только кажется, что вы еще далеки от этих проблем. Обратите внимание на самое простое, что мы даже не замечаем.

Например, мы участвуем в теневой экономике и способствуем процветанию коррупции уже тогда, когда даем деньги слесарю, когда не берем чеки за сделанную работу или рассчитываемся наличными деньгами, избегая кассы. Нам не кажется это преступным, но кто-то может воспользоваться таким халатным отношением к закону. Более того, мы никогда не построим поистине правовое государство, если граждане будут игнорировать закон!

5. Итог урока.

Преподаватель: В итоге прошу вас выразить свое мнение по поводу рассматриваемой темы. Что вас на уроке удивило? Что вы узнали нового? Поднимите руки те, кто изменил свое мнение по поводу коррупции в сторону её порицания? Какой вывод по уроку вы можете сделать?

Спасибо.

6. Рефлексия. На листочка отметьте на шкале, какие чувства вызвал у вас урок (очень понравился, не понравился, в целом было интересно). Сдайте, пожалуйста, листочки.

7. Д/З. На выбор: найдите факты борьбы с коррупцией в СМИ, поделитесь опытом противодействия коррупции из собственного опыта или опыта родителей. Кто желает - составьте словарик терминов по теме.














приложение 1



преступление – это предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние (действие или бездействие).


коррупция (от лат. corruptio — подкуп), прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения. В ряде стран имеет широкое распространение. Опасное социальное явление.



Российский энциклопедический словарь


Чиновники – государственные служащие, представители местных органов власти (муниципалитетов), наделенные особыми полномочиями, связанными с правом управлять государственной или муниципальной собственностью.



Власть – это способность одних людей диктовать свою волю другим людям. Степень власти определяется количеством подчиненных людей.


Краткий политический словарь


Взяточничество – это преступление, связанное с получением взятки, дачей взятки и / или посредничеством во взятке.

Получением взятки признается принятие должностным лицом лично или через посредников материальных ценностей, услуг материального характера, приобретение какой-либо имущественной выгоды за выполнение (невыполнение) в интересах дающего взятку действия, которое должностное лицо могло совершить с использованием своего служебного положения.

Дачей взятки признается передача должностному лицу лично или через посредников материальных ценностей, услуг материального характера, приобретение какой-либо имущественной выгоды за выполнение (невыполнение) в интересах дающего взятку действия, которое должностное лицо могло совершить с использованием своего служебного положения.

Посредничеством во взятке признается совершение действий, направленных на передачу взятки (непосредственная передача, создание условий для такой передачи и т.д.). Ответственность посредника наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя или взяткополучателя.


Юридический энциклопедический словарь

Факты:


«Чиновники совершенно спокойно «ради дела» заходят к нам – в контору, которая занимается безопасностью, чтобы предложить какую-нибудь коррупционную услугу. В государстве продается все. Связи – даже знакомство с нужным лицом – стоит конкретных денег. И этот рынок изобилует предложениями. Если даже ты не ищешь знакомств, различного рода посредники обзванивают фирмы, найденные по рекламе, чтобы за деньги предложить знакомство с государственным человеком.

Различные дипломы и призовые места в профессиональных конкурсах давно завоевываются не качеством продукции, а качеством денежной бумаги. Мы платим за награды, чтобы потом обманывать своих клиентов, размахивая замечательными дипломами. А потом другие такие же производители так же обманывают нас»


«Мы живем в мире, в котором «где люди работают, тем и зарабатывают» (А.Райкин): установщики железных дверей оставляют у себя ключи, продавцы сигнализаций продают секретные коды, монтажники вскрывают охраняемые объекты, охранники грабят то, что охраняют, милиция за деньги сажает нас и отпускает наших убийц.

Коррупция приносит нам деньги и уничтожает нас физически».

























Приложение 2




Формула коррупции

Коррупция = должностное лицо + цель наживы + служебные возможности


Взяточничество

Злоупотребление властью

Злоупотребление служебным положением

Хищение государственной собственности









Взяточничество – это преступление, связанное с получением взятки, дачей взятки и / или посредничеством во взятке.

Мотивы взяточничества в рамках трех составляющих: принятие, дача, посредничество во взятке:


В


З

Я


Т

К


А















Получение мате-риальных выгод




Услуга





Материальное и / или моральное удовлетворение



























Приложение 3


Законодательством установлен порядок, согласно которому государственный или муниципаль­ный служащий ежегодно, а также гражданин при поступлении на государственную или муниципаль­ную службу обязаны представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных ими доходах и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, которые являются объектами налогообложения.

Деятельность государственного или муниципального служащего требует определенных ограничений, препятствующих использованию служебного положения в корыстных це­лях либо в ущерб населению. В частности, государственный (муниципальный) служащий не вправе:

  • заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, на­учной и иной творческой деятельностью;

  • быть депутатом всех уровней или выборным должностным лицом;

  • заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

  • являться членом органа управления коммерческой организации;

  • использовать в неслужебных целях служебную информацию, а также сред­ства материально-технического, финансового и информационного обеспе­чения, другое государственное или муниципальное имущество;

  • получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, де­нежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения) за действия, связанные с испол­нением им должностных обязанностей;

  • принимать участие в забастовках;

  • использовать свое служебное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений.

















12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!