Тема урока: «Северное Возрождение. Христианские образы в творчестве Эль Греко»
Цели:
продолжать знакомство с культурой Северного Возрождения,
расширять кругозор, навыки анализа художественных произведений.
Универсальные учебные действия:
• выявлять характерные особенности развития живописи в странах Северной Европы;
• соотносить произведение искусства с определенной исторической эпохой, стилем, национальной школой;
• оценивать значение и вклад отдельных авторов в историю развития мирового искусства;
• комментировать научные точки зрения и оценки творчества отдельных авторов;
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приемы: словесный, частично-поисковый, репродуктивный.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Объяснение нового материала.
А) Рассказ-лекция.
Испания – особенная культура. Народ Испании 600 лет находился под игом арабов, возникает движение тайного сопротивления – реконкиста; создается система инквизиции - церковь стремится контролировать духовную и социально-общественную жизнь государства. Все это приводит к формированию в эстетике эзопова языка (языка иносказаний).
Доменико Теотокопули, известный во всем мире под именем Эль Греко, родился в 1541г. на греческом о. Крит в городе Кандия (современный Ираклион) -крупном иконописном центре того времени. С именем Эль Греко связано начало расцвета испанской живописи. Парадоксально, но возглавить толедскую школу было суждено не испанцу по происхождению. Художник родился в Греции, а имя Эль Греко, закрепившееся за ним в истории мирового искусства, является псевдонимом, взятым художником уже в Испании, и в переводе означает просто «грек».
В биографии Эль Греко множество загадок, немало их и в его искусстве. Одни считали живописца помешанным, другие предполагали, что у него заболевание глаз, из-за которого он видел все предметы искаженными, отчего и писал человеческие фигуры с измененными пропорциями. Дело дошло до того, что имя Эль Греко превратилось в синоним извращенного вкуса, а впоследствии даже перестало упоминаться в справочниках по искусству. Его живопись не была похожа на строгое искусство двора того времени, в ней было много мистики, напряжения, религиозного исступления.
Его творчество сравнивали с творчеством его современника, испанского поэта и святого Хуана де ла Круса. В стихотворении «Огонь живой любви» испанский монах – мистик говорит как- будто бы и о мироощущении Эль Греко, его любви к Богу:
Так нежно и смиренно
Зажегшейся в сознании,
Лишь ты, огонь, в нем
Тайно обитаешь….
В душе моей блаженной
Живет твое дыхание
И ты меня любовью наполняешь.
Становление художника. Будущий художник обучался в иконописной мастерской. До 1567 года он создавал храмовые образы по канонам византийской иконографии «Пьета»( 1565г.). В дальнейшем стиль Эль Греко вышел из установленных традицией рамок и подчинился индивидуальному духовному видению. Однако, византийская культура стала одним из источников художественной манеры мастера.
В 1560 г. он уехал в Венецию, владевшую в то время Критом. Здесь юноша окунулся в культуру местной школы живописи, учился у великого Тициана- представителя венецианской школы, творившего в эпоху Позднего Ренессанса. В 1570-1572 Эль Греко отправился в Рим для изучения античных памятников, где по рекомендации друга-художника Джулио Кловно - поступил на службу к кардиналу Алессандро Фернезе. В Риме живописец, воспитанный на византийской иконописи, увидел работы Микеланджело, соприкоснулся с искусством Высокого и Позднего Ренессанса. Ранние итальянские работы Эль Греко – попытка понять новые законы глубины пространства, правильной компоновки фигур и четких пропорций («Изгнание торгующих из храма» 1570г.).
В Риме Эль Греко стал известным художником, часто получал заказы и писал портреты. Однако он отличался непокладистым нравом. Под воздействием искусства, связанного с культурой итальянского Возрождения, в живописи Греко появились известная жизненность образов и свобода композиции, как, например, в картине «Исцеление слепого» (около 1572 г.). В 1576г. Эль Греко покинул Вечный город и совершил поездку в Испанию. Причиной отъезда может быть его неуважительное высказывание о фресках Микеланджело, и как следствие, негодование римских художников. Возможно, живописца привлекало начало строительства монастыря Сан- Лоренсо дель Эскориал под испанской столицей, для оформления которого требовались мастера. Здесь его работы не встретили такого же успеха, как в Италии: искусство, впитавшее краски венецианской школы, оказалось чуждо мадридскому двору, более привычному и сдержанному колориту национальной живописи. Вопреки ожиданиям он не получал крупных заказов, и по этой причине избалованный итальянской публикой мастер вскоре уехал в Толедо- старую столицу Испании с богатой культурой и средневековым духом.
Христианские образы в творчестве художника. Почти одновременно с работами над алтарем церкви монастыря Санто- Доминго эль Антигуо художник получил от кафедрального собора в Толедо престижный заказ на картину «Совлечение одежд» (1577-1579 гг.). Это одна из самых известных работ мастера, в интерьере храма она занимает центральное место. Темой полотна стало событие, непосредственно предшествующее распятию Христа,- редкий сюжет в живописи. Иисус, облаченный в ярко-красный хитон, изображен в центре композиции. Его окружают плотным кольцом воины, один из которых уже занес руку, чтобы сорвать с Него одежду. В правом нижнем углу картины кто-то из исполнителей закона готовит деревянный крест ; на его руки направлены взгляды трех женщин, провожающих Христа на казнь, - трех Марий. Солдат занят своим нехитрым делом и не обращает не на кого внимания. Женщины же смотрят на орудие казни, будто впав в оцепенение. Лица воинов погружены в полумрак, как погружены во тьму их разум и души. Резко выделяется освещенный и словно светящийся изнутри Иисус, молитвенно поднявший глаза к небу. Картина вызвала недовольство толедского духовенства, усмотревшего нарушение традиции в изображении Христа, а также отступление от евангельского текста. Но работа все же была вывешена в Толедском кафедральном соборе, способствуя росту необычайной популярности художника у горожан. Однако Эль Греко не хотел довольствоваться успехом в Толедо, а по-прежнему стремился получить престижный заказ в Эскориале, для чего должен был понравиться Филиппу II- испанскому королю.
В 1580- 1590-е Эль Греко стал в Испании признанным мастером. Художника все больше интересовало духовное начало в человеке. Подчеркивая духовную красоту помыслов, художник неестественно вытягивает пропорции фигур, отчего создается ощущение их устремленности ввысь.
В 1586-1588, став уже знаменитым и почитаемым в Толедо , Эль Греко работает над произведением для толедской церкви Санто – Томе. Сюжет «Погребения графа Оргаса» основан на легенде о том, как на церемонию похорон благочестивого графа с неба спустились святой блаженный Августин и святой Стефан, чтобы собственноручно предать земле тело усопшего. Земная сцена (положение во гроб умершего святого вельможи) и небесное видение переплетаются в произведении. В барочном построении небесной зоны, на разных уровнях в облаках душу графа встречают Христос, Дева Мария, Иоанн Креститель, ангелы и херувимы. Композиция тщательно продумана. Верхняя зона построена по принципу симметрии: в центре восседает Христос, чуть ниже, слева- Богоматерь, а напротив нее- Иоанн Креститель; под ними ангел возносит душу усопшего. Фигура Христа и летящего ангела образуют вертикальную ось, которая продолжается в нижней зоне центральной фигурой одного из дворян. Композиционный центр смещён в нижнюю часть картины, где склонившийся Стефан и Августин опускают в землю тело графа Оргаса. Повсюду на картине Эль Греко зритель сталкивается с поднятыми к небу глазами, заставляющими его настроиться на мистический лад. Рядом с мужчиной, обратившим свой взор кверху, стоит человек, смотрящий прямо в лицо нам. Полагают, что это автопортрет Эль Греко. Ангелы возносят на небеса душу графа, перед помещением в рай подлежащую суду Христа. Испанский король Филипп II восседает на небесах в характерном костюме 16 века, и его одеяние резко контрастирует с простыми накидками окружающих его Божьих избранников. Распятие соединяет земную зону с зоной небесной, напоминая зрителю о том, что только жертва, принесенная Христом, позволяет душам умерших попадать в небесную обитель. На переднем плане изображен стоящий лицом к зрителям мальчик. Считается, что это сын Эль Греко, Хорхе Мануэль. На сложенном треугольником носовом платке можно прочитать дату его рождения: 1578 год. На ризе святого Стефана изображена сцена его мучений (он был побит камнями до смерти). Этот первый христианский мученик был небесным, а граф Оргас земным покровителем монастыря августинцев в Толедо. Эта картина – одна из известнейших работ кисти Эль Греко, она пользовалась огромным успехом, что способствовало растущей популярности художника в Испании. Рассказывают, что когда знаменитый Сальвадор Дали побывал в Толедо и впервые увидел «Похороны графа Оргаса», он упал в обморок: такова была реакция сюрреалиста на гениальное произведение Эль Греко.
Мистическим видением представил Эль Греко «Благовещение» (1596 – 1600). Матерь Божия, словно онемевшая, ослеплённая светом, является единственной фигурой, стоящей на земле, все остальные персонажи принадлежат небесным сферам. Небеса как- будто опустились на землю, реальное слилось с ирреальным. Композиция полотна тщательно продумана: сложное барочное пространство организовано плавными диагоналями. Из левого нижнего угла картины диагональ проходит по фигуре Богоматери, находит центр в голове голубя и уходит вправо-вверх по фигуре одного из ангелов. Красные и синие цвета в одежде Марии и ангела переплетаются между собой. Таким образом, цвета выполняют не только декоративный функции, но также организуют пространство мягкость линий и выверенная симметрия рождает ощущение гармонии. Голубь является композиционным центром, смещенным немного влево для придания картине большей динамики. Смысловой центр треугольник, образованный лицами Марии, архангелом и голубем. Мистическая трактовка сюжета будет характерна для позднего периода творчества мастера.
В 1587-1592г. Эль Греко написал новое полотно «Апостол Петр и Павел». Петр и Павел- два верховых апостола христианской церкви, два столпа христианской веры, являли собой и две противоположности. Петр был простым неученым человеком, уверовавшим во Христа во время одного из его чудес. Он трижды отрекся от него, искренне раскаялся. Был прощен и утвержден верховым апостолом самим Христом. Павел родился в богатой семье, был образованным иудеем, поначалу преследовавшем христиан. Однажды, по пути в Дамаск, его ослепил Христос, после чего приняв учение Иисуса, он прозрел и стал проповедником христианской веры. Художника интересовало сопоставление двух разных характеров в одной картине. Святой Павел в ярком одеянии красных тонов, опирающийся на Евангелие изображен в уверенной позе ближе к зрителю. Его взгляд полон решимости и страстного желания нести людям истину, а весь образ явно лидирует на полотне. Чуть позади, слева, изображен святой Петр в блеклом охристом одеянии, со слегка склоненной головой, его кроткий взгляд обращен внутрь себя. В творчестве последних 10 лет жизни Эль Греко отразились трагическое восприятие действительности, обостренное чувство одиночества и подвластность року. Основная идея его искусства – выражение стремления человека к Богу и подчинение телесного начала духовному, достигла наивысшей точки развития. В 19 веке художники романтического направления пленились загадкой Эль Греко, восхитились его эксцентричностью. Теофиль Готье считал его даже предтечей романтизма. Романтикам был сродни мистицизм живописца, а его образ жизни вызывал большой интерес. Тогда же распространилась легенда о том, что Эль Греко был безумен (а в понимании романтиков безумие граничит с гениальностью и свидетельствует об особом духовном уровне человека). Эти слухи появились еще при жизни мастера, а в 20 столетии составили «научное» мнение и «диагноз» сумасшествия. Эль Греко восхищались Поль Сезанн и Пабло Пикассо, испытавшие влияние работ мастера на своем творчестве.
По меркам своего времени, художник написал много картин - около 300. Лучше всего для встречи с Эль Греко поехать в Толедо, его полотна имеются в местном кафедральном соборе и в нескольких церквях. Есть в Испании еще два удивительных места, овеянных памятью о художнике - Дом-музей Эль Греко, Музей Санта- Крус.
Эль Греко – выдающийся художник своего времени. Он заставляет свои полотна буквально светиться и, если прибегнуть к евангельскому выражению, говорить языками человеческими и ангельскими. Быть может, кого-то из современных зрителей оно не поразит: мы уже привыкли к импрессионизму XIX века и экспрессивной манере мастеров XX века. Но никто из них, пожалуй, не был настолько искренним, непосредственным, естественным в своих исканиях, как Эль Греко. Выдающийся поэт Испании Луис де Гонгора, высоко ценивший творчество мастера, после смерти художника посвятил ему свой сонет:
Здесь покоится Грек.
Природа ему завещала
Искусство, искусство-знание.
Ирида – свои краски.
Феб – свой свет,
Но не завещал свои тени Морфей.
Б) Доклады учащихся «Северное Возрождение в Англии и Франции»
3. Подведение итогов. Какие отличительные особенности культуры «Северного Возрождения» присущи Англии, Франции, Германии, Нидерландам, Испании ?
4. Рефлексия. Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я научился…
Я смог…
Меня удивило…
Мне захотелось…
1