СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по предмету "Искуссство" в 8 классе "Северное Возрождение.Христианские образы в творчестве Эль Греко"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет более глубоко рассмотреть вопрос о художественном образе.

Просмотр содержимого документа
«Христианские образы в творчестве Эль Греко »

Тема урока: «Северное Возрождение. Христианские образы в творчестве Эль Греко»



Цели:

  • продолжать знакомство с культурой Северного Возрождения,

  • расширять кругозор, навыки анализа художественных произведений.

Универсальные учебные действия:

• выявлять характерные особенности развития живописи в странах Северной Европы;

• соотносить произведение искусства с определенной исторической эпохой, стилем, национальной школой;

• оценивать значение и вклад отдельных авторов в историю развития мирового искусства;

• комментировать научные точки зрения и оценки творчества отдельных авторов;

Тип урока: изучение нового материала.



Методы и приемы: словесный, частично-поисковый, репродуктивный.



Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Объяснение нового материала.

А) Рассказ-лекция.

      Испания – особенная культура. Народ Испании 600 лет находился под игом арабов, возникает движение тайного сопротивления – реконкиста; создается система инквизиции - церковь стремится контролировать духовную и социально-общественную жизнь государства. Все это приводит к формированию в эстетике эзопова языка (языка иносказаний).

Доменико Теотокопули, известный во всем мире под именем Эль Греко, родился в 1541г. на греческом о. Крит в городе Кандия (современный Ираклион) -крупном иконописном центре того времени. С именем Эль Греко связано начало расцвета испанской живописи. Парадоксально, но возглавить толедскую школу было суждено не испанцу по происхождению. Художник родился в Греции, а имя Эль Греко, закрепившееся за ним в истории мирового искусства, является псевдонимом, взятым художником уже в Испании, и в переводе означает просто «грек».

В биографии Эль Греко множество загадок, немало их и в его искусстве. Одни считали живописца помешанным, другие предполагали, что у него заболевание глаз, из-за которого он видел все предметы искаженными, отчего и писал человеческие фигуры с измененными пропорциями. Дело дошло до того, что имя Эль Греко превратилось в синоним извращенного вкуса, а впоследствии даже перестало упоминаться в справочниках по искусству. Его живопись не была похожа на строгое искусство двора того времени, в ней было много мистики, напряжения, религиозного исступления.

Его творчество сравнивали с творчеством его современника, испанского поэта и святого Хуана де ла Круса. В стихотворении «Огонь живой любви» испанский монах – мистик говорит как- будто бы и о мироощущении Эль Греко, его любви к Богу:

Так нежно и смиренно

Зажегшейся в сознании,

Лишь ты, огонь, в нем

Тайно обитаешь….

В душе моей блаженной

Живет твое дыхание

И ты меня любовью наполняешь.

Становление художника. Будущий художник обучался в иконописной мастерской. До 1567 года он создавал храмовые образы по канонам византийской иконографии «Пьета»( 1565г.). В дальнейшем стиль Эль Греко вышел из установленных традицией рамок и подчинился индивидуальному духовному видению. Однако, византийская культура стала одним из источников художественной манеры мастера.

В 1560 г. он уехал в Венецию, владевшую в то время Критом. Здесь юноша окунулся в культуру местной школы живописи, учился у великого Тициана- представителя венецианской школы, творившего в эпоху Позднего Ренессанса. В 1570-1572 Эль Греко отправился в Рим для изучения античных памятников, где по рекомендации друга-художника Джулио Кловно - поступил на службу к кардиналу Алессандро Фернезе. В Риме живописец, воспитанный на византийской иконописи, увидел работы Микеланджело, соприкоснулся с искусством Высокого и Позднего Ренессанса. Ранние итальянские работы Эль Греко – попытка понять новые законы глубины пространства, правильной компоновки фигур и четких пропорций («Изгнание торгующих из храма» 1570г.).

В Риме Эль Греко стал известным художником, часто получал заказы и писал портреты. Однако он отличался непокладистым нравом. Под воздействием искусства, связанного с культурой итальянского Возрождения, в живописи Греко появились известная жизненность образов и свобода композиции, как, например, в картине «Исцеление слепого» (около 1572 г.). В 1576г. Эль Греко покинул Вечный город и совершил поездку в Испанию. Причиной отъезда может быть его неуважительное высказывание о фресках Микеланджело, и как следствие, негодование римских художников. Возможно, живописца привлекало начало строительства монастыря Сан- Лоренсо дель Эскориал под испанской столицей, для оформления которого требовались мастера. Здесь его работы не встретили такого же успеха, как в Италии: искусство, впитавшее краски венецианской школы, оказалось чуждо мадридскому двору, более привычному и сдержанному колориту национальной живописи. Вопреки ожиданиям он не получал крупных заказов, и по этой причине избалованный итальянской публикой мастер вскоре уехал в Толедо- старую столицу Испании с богатой культурой и средневековым духом.

Христианские образы в творчестве художника. Почти одновременно с работами над алтарем церкви монастыря Санто- Доминго эль Антигуо художник получил от кафедрального собора в Толедо престижный заказ на картину «Совлечение одежд» (1577-1579 гг.). Это одна из самых известных работ мастера, в интерьере храма она занимает центральное место. Темой полотна стало событие, непосредственно предшествующее распятию Христа,- редкий сюжет в живописи. Иисус, облаченный в ярко-красный хитон, изображен в центре композиции. Его окружают плотным кольцом воины, один из которых уже занес руку, чтобы сорвать с Него одежду. В правом нижнем углу картины кто-то из исполнителей закона готовит деревянный крест ; на его руки направлены взгляды трех женщин, провожающих Христа на казнь, - трех Марий. Солдат занят своим нехитрым делом и не обращает не на кого внимания. Женщины же смотрят на орудие казни, будто впав в оцепенение. Лица воинов погружены в полумрак, как погружены во тьму их разум и души. Резко выделяется освещенный и словно светящийся изнутри Иисус, молитвенно поднявший глаза к небу. Картина вызвала недовольство толедского духовенства, усмотревшего нарушение традиции в изображении Христа, а также отступление от евангельского текста. Но работа все же была вывешена в Толедском кафедральном соборе, способствуя росту необычайной популярности художника у горожан. Однако Эль Греко не хотел довольствоваться успехом в Толедо, а по-прежнему стремился получить престижный заказ в Эскориале, для чего должен был понравиться Филиппу II- испанскому королю.

В 1580- 1590-е Эль Греко стал в Испании признанным мастером. Художника все больше интересовало духовное начало в человеке. Подчеркивая духовную красоту помыслов, художник неестественно вытягивает пропорции фигур, отчего создается ощущение их устремленности ввысь.

В 1586-1588, став уже знаменитым и почитаемым в Толедо , Эль Греко работает над произведением для толедской церкви Санто – Томе. Сюжет «Погребения графа Оргаса» основан на легенде о том, как на церемонию похорон благочестивого графа с неба спустились святой блаженный Августин и святой Стефан, чтобы собственноручно предать земле тело усопшего. Земная сцена (положение во гроб умершего святого вельможи) и небесное видение переплетаются в произведении. В барочном построении небесной зоны, на разных уровнях в облаках душу графа встречают Христос, Дева Мария, Иоанн Креститель, ангелы и херувимы. Композиция тщательно продумана. Верхняя зона построена по принципу симметрии: в центре восседает Христос, чуть ниже, слева- Богоматерь, а напротив нее- Иоанн Креститель; под ними ангел возносит душу усопшего. Фигура Христа и летящего ангела образуют вертикальную ось, которая продолжается в нижней зоне центральной фигурой одного из дворян. Композиционный центр смещён в нижнюю часть картины, где склонившийся Стефан и Августин опускают в землю тело графа Оргаса. Повсюду на картине Эль Греко зритель сталкивается с поднятыми к небу глазами, заставляющими его настроиться на мистический лад. Рядом с мужчиной, обратившим свой взор кверху, стоит человек, смотрящий прямо в лицо нам. Полагают, что это автопортрет Эль Греко. Ангелы возносят на небеса душу графа, перед помещением в рай подлежащую суду Христа. Испанский король Филипп II восседает на небесах в характерном костюме 16 века, и его одеяние резко контрастирует с простыми накидками окружающих его Божьих избранников. Распятие соединяет земную зону с зоной небесной, напоминая зрителю о том, что только жертва, принесенная Христом, позволяет душам умерших попадать в небесную обитель. На переднем плане изображен стоящий лицом к зрителям мальчик. Считается, что это сын Эль Греко, Хорхе Мануэль. На сложенном треугольником носовом платке можно прочитать дату его рождения: 1578 год. На ризе святого Стефана изображена сцена его мучений (он был побит камнями до смерти). Этот первый христианский мученик был небесным, а граф Оргас земным покровителем монастыря августинцев в Толедо. Эта картина – одна из известнейших работ кисти Эль Греко, она пользовалась огромным успехом, что способствовало растущей популярности художника в Испании. Рассказывают, что когда знаменитый Сальвадор Дали побывал в Толедо и впервые увидел «Похороны графа Оргаса», он упал в обморок: такова была реакция сюрреалиста на гениальное произведение Эль Греко.

Мистическим видением представил Эль Греко «Благовещение» (1596 – 1600). Матерь Божия, словно онемевшая, ослеплённая светом, является единственной фигурой, стоящей на земле, все остальные персонажи принадлежат небесным сферам. Небеса как- будто опустились на землю, реальное слилось с ирреальным. Композиция полотна тщательно продумана: сложное барочное пространство организовано плавными диагоналями. Из левого нижнего угла картины диагональ проходит по фигуре Богоматери, находит центр в голове голубя и уходит вправо-вверх по фигуре одного из ангелов. Красные и синие цвета в одежде Марии и ангела переплетаются между собой. Таким образом, цвета выполняют не только декоративный функции, но также организуют пространство мягкость линий и выверенная симметрия рождает ощущение гармонии. Голубь является композиционным центром, смещенным немного влево для придания картине большей динамики. Смысловой центр треугольник, образованный лицами Марии, архангелом и голубем. Мистическая трактовка сюжета будет характерна для позднего периода творчества мастера.

В 1587-1592г. Эль Греко написал новое полотно «Апостол Петр и Павел». Петр и Павел- два верховых апостола христианской церкви, два столпа христианской веры, являли собой и две противоположности. Петр был простым неученым человеком, уверовавшим во Христа во время одного из его чудес. Он трижды отрекся от него, искренне раскаялся. Был прощен и утвержден верховым апостолом самим Христом. Павел родился в богатой семье, был образованным иудеем, поначалу преследовавшем христиан. Однажды, по пути в Дамаск, его ослепил Христос, после чего приняв учение Иисуса, он прозрел и стал проповедником христианской веры. Художника интересовало сопоставление двух разных характеров в одной картине. Святой Павел в ярком одеянии красных тонов, опирающийся на Евангелие изображен в уверенной позе ближе к зрителю. Его взгляд полон решимости и страстного желания нести людям истину, а весь образ явно лидирует на полотне. Чуть позади, слева, изображен святой Петр в блеклом охристом одеянии, со слегка склоненной головой, его кроткий взгляд обращен внутрь себя. В творчестве последних 10 лет жизни Эль Греко отразились трагическое восприятие действительности, обостренное чувство одиночества и подвластность року. Основная идея его искусства – выражение стремления человека к Богу и подчинение телесного начала духовному, достигла наивысшей точки развития. В 19 веке художники романтического направления пленились загадкой Эль Греко, восхитились его эксцентричностью. Теофиль Готье считал его даже предтечей романтизма. Романтикам был сродни мистицизм живописца, а его образ жизни вызывал большой интерес. Тогда же распространилась легенда о том, что Эль Греко был безумен (а в понимании романтиков безумие граничит с гениальностью и свидетельствует об особом духовном уровне человека). Эти слухи появились еще при жизни мастера, а в 20 столетии составили «научное» мнение и «диагноз» сумасшествия. Эль Греко восхищались Поль Сезанн и Пабло Пикассо, испытавшие влияние работ мастера на своем творчестве.

По меркам своего времени, художник написал много картин - около 300. Лучше всего для встречи с Эль Греко поехать в Толедо, его полотна имеются в местном кафедральном соборе и в нескольких церквях. Есть в Испании еще два удивительных места, овеянных памятью о художнике - Дом-музей Эль Греко, Музей Санта- Крус.

Эль Греко – выдающийся художник своего времени. Он заставляет свои полотна буквально светиться и, если прибегнуть к евангельскому выражению, говорить языками человеческими и ангельскими. Быть может, кого-то из современных зрителей оно не поразит: мы уже привыкли к импрессионизму XIX века и экспрессивной манере мастеров XX века. Но никто из них, пожалуй, не был настолько искренним, непосредственным, естественным в своих исканиях, как Эль Греко. Выдающийся поэт Испании Луис де Гонгора, высоко ценивший творчество мастера, после смерти художника посвятил ему свой сонет:
Здесь покоится Грек.
Природа ему завещала
Искусство, искусство-знание.
Ирида – свои краски.
Феб – свой свет,
Но не завещал свои тени Морфей.

Б) Доклады учащихся «Северное Возрождение в Англии и Франции»

3. Подведение итогов. Какие отличительные особенности культуры «Северного Возрождения» присущи Англии, Франции, Германии, Нидерландам, Испании ?

4. Рефлексия. Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я научился…

Я смог…

Меня удивило…

Мне захотелось…

1


Просмотр содержимого презентации
«Христианские образы в творчестве Эль Греко»

Христианские образы в творчестве Эль Греко Урок – лекция по искусству в 8 классе

Христианские образы в творчестве Эль Греко

Урок – лекция по искусству

в 8 классе

Доминико Теотокопули (Эль Греко)  1541-1614гг. Родился на греческом о.Крит в городе Кандия (современный Ираклион)

Доминико Теотокопули (Эль Греко) 1541-1614гг.

Родился на греческом о.Крит в городе Кандия (современный Ираклион)

До 1567 года художник создавал храмовые образы по канонам византийской иконографии Пьета (1565г.)

До 1567 года художник создавал храмовые образы по канонам византийской иконографии

Пьета (1565г.)

Эль Греко в 1560 г . уезжает в Венецию, учится у великого Тициана

Эль Греко в 1560 г . уезжает в Венецию, учится у великого Тициана

РИМ 1570-1572гг.

РИМ 1570-1572гг.

Изгнание торгующих из храма 1570г.

Изгнание торгующих из храма 1570г.

Исцеление слепого 1570 г

Исцеление слепого 1570 г

Сан-Лоренсо дель Эскориал

Сан-Лоренсо дель Эскориал

Монастырь Санто-Доминго Эль Антигуо

Монастырь Санто-Доминго Эль Антигуо

Совлечение одежд (1577-1579) г.

Совлечение одежд (1577-1579) г.

Церковь Санто -Томе

Церковь Санто -Томе

Погребение графа Оргаса (1586-1588)г

Погребение графа Оргаса (1586-1588)г

Благовещение (1596-1600) г

Благовещение (1596-1600) г

Апостолы Петр и Павел (1587-1592гг.)

Апостолы Петр и Павел (1587-1592гг.)

Поль Сезанн Пабло Пикассо

Поль Сезанн Пабло Пикассо

Кафедральный собор в Толедо

Кафедральный собор в Толедо

Дом- музей Э.Греко Музей Санта- Крус

Дом- музей Э.Греко Музей Санта- Крус

Мадонна покрова (около 1603) Апостол Андрей и святой Франциск (1590-1595)

Мадонна покрова (около 1603)

Апостол Андрей и святой Франциск (1590-1595)


Скачать

© 2017, 818 4

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!