Урок математики в 5-Б классе
Тема: «Сложение дробей с разными знаменателями»
Тип урока: урок открытия нового знания
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Методы обучения: проблемного изложения, эвристический.
Оборудование: компьютер, проектор, магнитная доска, раздаточный материал (карточки).
Цель урока: изучить алгоритм сложения дробей с разными знаменателями.
Формируемые УУД:
Предметные: построить алгоритм сложения дробей с разными знаменателями, тренировать способность к его практическому использованию.
Регулятивные: умение планировать, контролировать, оценивать свои действия.
Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию, сотрудничать и принимать мнения своих одноклассников.
Личностные: умение использования полученной информации для решения образовательных задач.
Метапредметные: умение обнаруживать пробелы в знаниях и уметь их восполнять.
Структура урока:
Мотивация к учебной деятельности.
Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Выявление места и причины затруднения.
Построение проекта выхода из затруднения.
Реализация построенного проекта.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Рефлексия учебной деятельности.
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности.
Формируемые УУД:
Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.
Цель: выработка на личностно-значимом уровне готовности к учебной деятельности (продолжение работы с обыкновенными дробями).
- Перед началом урока хочу предложить вам старинную притчу «Делёж верблюдов».
- Живший некогда мудрец хотел сделать так, чтобы ученики после его смерти нашли подходящего им учителя. Поэтому в завещании, после обязательного по закону раздела имущества, он оставил своим ученикам семнадцать верблюдов с таким указанием: «Разделите верблюдов между самым старшим, средним по возрасту и самым младшим из вас следующим образом: старшему пусть будет половина, среднему — треть, а младшему — одна девятая». Когда мудрец умер, и завещание было прочитано, ученики вначале были изумлены таким неумелым распределением имущества. Одни предлагали: «Давайте владеть верблюдами сообща»; другие искали совета и затем говорили: «Нам советовали разделить способом, наиболее близким к указанному»; третьим судья посоветовал продать верблюдов и поделить деньги; а ещё некоторые считали, что завещание утратило свою законную силу, поскольку его условия не могут быть выполнены. Спустя некоторое время ученики пришли к мысли, что в завещании мог быть какой-то скрытый смысл, и они стали расспрашивать повсюду о человеке, который может решать неразрешимые задачи. К кому бы они ни обращались, никто не мог помочь им, пока они не постучали в дверь одного мудреца. Он сказал: «Вот вам решение. Я добавлю одного верблюда к этим семнадцати. Из восемнадцати верблюдов вы возьмете половину — девять верблюдов — для старшего ученика. Второй ученик возьмет треть — то есть шесть верблюдов. Третий получит одну девятую — двух верблюдов. Это как раз семнадцать. Остался один — мой верблюд, он вернётся ко мне». Вот так ученики нашли себе учителя.
- Какой серьёзной темой мы начали заниматься?
( обыкновенные дроби)
- Чему мы уже научились?
(сокращать дроби, отмечать их на координатном луче, приводить к наименьшему общему знаменателю, сравнивать дроби с разными знаменателями, складывать дроби с одинаковыми знаменателями, выделять целую часть).
- Как вы думаете, куда дальше в изучении дробей мы продолжим продвигаться? (мы должны научиться производить с ними все арифметические действия).
II. Актуализация и пробные учебные действия.
Формируемые УУД:
Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие.
Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.
Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
- А начнём мы как всегда с устной работы, потому что, чтобы узнать что-то новое …(необходимо повторить уже изученный материал).
Задания для устной работы: (презентация)
1) Составь неправильную дробь и перейди к смешанному числу.
2) Определи координату обозначенных точек на координатном луче. Что называют координатным лучом?
3) Сократите дроби: , , , .
4) Выделите целую часть из дробей: , , , .
5) Дан ряд дробей: , , , .
Что мы можем о нём сказать?
К какому наименьшему общему знаменателю можно привести все дроби? Почему? (к 24, так как 24 –наименьшее общее кратное знаменателей).
Приведите все дроби к знаменателю 24. Прочитайте получившейся ряд чисел.
6) Найдите сумму дробей. Если потребуется, сократите дроби и выделите целую часть:
а) + ; б) + .
-А каким правилом сложения дробей вы воспользовались? Давайте восстановим алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями.
Работа в парах:
Нам с вами даны части алгоритма по сложению дробей с равными знаменателями. Работая в парах, восстановим алгоритм по шагам. На обсуждение дается 30 секунд.
1.Суммой дробей является дробь.
2.Сложить числители и записать ответ в числитель суммы.
3.Знаменатель оставить без изменения, записав его в знаменатель суммы.
4.Если возможно, сократить полученную дробь и выделить из нее целую часть.
- Хорошо. Следующее задание:
Работа в группах: Предлагаю поработать в группах. Ваши результаты не забудьте прикрепить на доску. Время выполнения: 5 минут.
Закрасьте указанные части прямоугольника разным цветом. Какая часть закрашена?
а) + =
б) + =
Каждая группа показывает свои результаты работы. Проводим обсуждение. Приходим к выводу о том, что результат суммы дробей является частью этого же прямоугольника.
Затем предлагаю выполнить задания без закрашивания частей: а) + ; б) + .
(После завершения работы защита своих работ).
III. Выявление места и причины затруднения.
Формируемые УУД:
Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания.
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации.
Цель: подведение к осознанию того, в чём именно состоит недостаток знаний, умений и способностей.
– Почему у вас получились такие разные ответы, как выяснить, кто выполнил задание правильно, а кто-то совсем не дал ответ, чем отличается предыдущее задание, с которым вы все хорошо справились, от этого? (В предыдущем задании дроби были с одинаковыми знаменателями, и у нас был алгоритм сложения таких дробей, а в последнем задании у дробей разные знаменатели).
– Что же нам надо сделать, чтобы выполнить задание, определить, кто его выполнил правильно? (Надо найти способ нахождения суммы дробей с разными знаменателями, построить для таких дробей алгоритм сложения).
– Сформулируйте цели урока. (Построить алгоритм сложения дробей с разными знаменателями, научиться выполнять действия по построенному алгоритму).
– Хорошо! Чтобы продолжить работу, надо записать тему урока, что мы запишем в тетрадь? (Сложение дробей с разными знаменателями.)
– Запишите тему. (На доске открывается тема урока).
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Формируемые УУД:
Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, планирование, выдвижение гипотез и их обоснование, создание способа решения проблемы.
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, достижение общего решения.
Цель: постановка целей учебной деятельности, выбор способов и средств их реализации.
Задания парам следующее: дополнить известный алгоритм шагом или шагами, чтобы можно было по нему выполнить сложение дробей с разными знаменателям и показать на предложенных примерах, как он действует. У каждой группы на столе таблички из старого алгоритма и несколько чистых листочков. На работу отводится 7 минут.
Все варианты вывешиваются на доску, и проводится обсуждение.
- Результатом обсуждения является алгоритм сложения дробей:
1.Суммой дробей является дробь.
2.Привести дроби к наименьшему общему знаменателю, найти дополнительные множители.
3.Сложить числители и записать ответ в числитель суммы.
4.Знаменатель оставить без изменения, записав его в знаменатель суммы.
5.Если возможно, сократить полученную дробь и выделить из нее целую часть.
- Вернёмся к нашим выражениям и найдём их значения, используя полученный алгоритм: (будьте внимательны при оформлении задания).
а) + = = = 1.
1) приведём дроби к наименьшему общему знаменателю 24;
2) дополнительный множитель для первой дроби равен 8, для второй дроби 3;
3) складываем числители, знаменатель оставляем без изменения; дробь неправильная, нужно выделить из неё целую часть.
б) + = (самостоятельно). Затем проверяем ход решения.
- В математике нельзя пропускать ни одного слова в некоторых правилах. Общий знаменатель и наименьший общий знаменатель не всегда совпадают.
Поэтому наша задача – хорошо знать алгоритм и уметь его применять.
Физминутка для глаз
V. Реализация построенного проекта.
Формируемые УУД:
Личностные: осознание ответственности за общее дело.
Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникационных задач, достижение договорённости и согласование общего решения.
Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применения при решении задачи, вызвавшей затруднение.
- Ребята, какой алгоритм мы построили? (Алгоритм сложения дробей с разными знаменателями)
-Чем мы можем это подтвердить? (Текстом из учебника на стр.157 и примерами, которые там разобраны)
- Ученики решают у доски, используя алгоритм (обратить внимание на проговаривание).
Стр. 158 № 546 (а, б)
а) +
Приведём дроби к наименьшему общему знаменателю 4.
Дополнительный множитель первой дроби 2, второй дроби 1.
+ = +
Применим алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями, складываем числители, знаменатели оставляем без изменения
+ = + = =
Дробь правильная, выделять из неё целую часть не нужно.
Проводим аналогичные рассуждения для остальных примеров.
Физкульт.минутка
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Личностные: осознание ответственности за общее дело.
Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникационных задач, достижение договорённости и согласование общего решения.
Цель: усвоение учащимися нового способа действий.
Работа в парах, после выполнения проводится самопроверка по образцу (презентация). Каждой паре выдается карточка с заданиями.
Урок длится часа, а перемена - часа. Какую часть часа длятся урок с переменой?
Рабочий в первый день выполнил , а во второй - всего заказа. Какую часть заказа сделал рабочий за два дня?
Туристы прошли до привала пути, после привала – еще пути. Какую часть пути они прошли?
- Кто справился с заданием? Где допущена ошибка?
- Повторим ещё раз алгоритм сложения дробей с разными знаменателями.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Формируемые УУД:
Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму.
Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка.
Цель: исполнительская рефлексия, достижение цели пробного учебного действия.
1. Выполните действия: (обязательные задания для всех)
а) + = + = = .
б) + = + = = = 8.
2. Сравните значения выражений:
а) + и +
б) + + и + + (дополнительное задание для сильных учеников)
А сейчас каждый проверит сам себя – насколько он сам понял алгоритм сложения и может его применить. Признак того, что вы работу закончили – поднятая рука. Получаете ключ для выполнения самопроверки.
После выполнения работы учащиеся проверяют свои ответы и отмечают правильно решённые примеры, исправляют допущенные ошибки, проводится выявление причин допущенных ошибок.
VIII. Рефлексия учебной деятельности.
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.
Формируемые УУД:
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха.
Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества.
Организация учебного процесса:
– Что нового узнали на уроке?
– Какую цель мы ставили в начале урока?
– Наша цель достигнута?
– Что нам помогло справиться с затруднением?
– Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке?
– Как вы можете оценить свою работу?
Постановка домашнего задания с комментированием: алгоритм учить (раздать каждому), № 547, № 550 (а, б).
Тест (для сильных учеников): выполнить действия
1) +
а) 2 б) в) 3 г)
2) +
а) б) в) 1 г)
3) + +
а) б) 2 в) 2 г)
4) + +
а) б) в) г) 1
5) + +
а) 1 б) в) г)