СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по литературному чтению на тему: "Е. Л. Шварц "Сказка о потерянном времени"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по литературному чтению "Е.Л. Шварц "Сказка о потерянном времени".

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по литературному чтению на тему: "Е. Л. Шварц "Сказка о потерянном времени"»

Тема: Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»


Цели урока:

познакомить учащихся с творчеством Е. Л. Шварца; совершенствовать умение выборочно читать и выборочно пересказывать текст для доказательства своих мыслей; способствовать раскрытию нравственного смысла сказки; учить детей бережно относиться к своему времени и времени других, ценить время

Оборудование: Толковый словарь Ожегова, иллюстрации к тексту, книги с произведениями Е. Л. Шварца.


Ход урока


  1. Организационный этап.

– Проверим готовность к уроку.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сочиним урок!

Но не обычный, повседневный

Урок мы с вами проведем.

Увидим мы театр волшебный,

На сцену сказку позовем...

II. Актуализация опорных знаний.

– Прочитайте стихотворение друг другу, разделяя слова на слоги.

– Прочитайте друг другу орфографически.

– Прочитайте орфоэпически.

– Приготовьтесь читать выразительно.

– Почему автор называет учебник учителем?

– Как вы думаете, от кого зависит успех в учебе – от учителя или от ученика?

– Действительно, успех в учебе в огромной степени зависит от вашего трудолюбия и старания. А сейчас переходим непосредственно к теме урока.

  1. Сообщение темы урока. Определение целей урока.

• Скучен день до вечера, коли делать нечего.

• Откладывай безделье, да не откладывай дела.

• Встань рано, вразумись здраво, исполни прилежно.

– Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете?

– Что объединяет все пословицы?

– Какие еще пословицы на данную тему вы знаете?

– Одна из пословиц дала название новому разделу, который мы начинаем изучать. Прочитайте ее.

– Как вы думаете, о чем будут произведения в разделе с таким названием?

– Прочитайте загадки и отгадайте их.

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит,

Не догонишь его.

(Время.)

Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас.

(Часы.)

– Подумайте и скажите, как могут быть связаны между собою слова-отгадки?


V. Работа над содержанием текста.

Работа с толковым словарем.

– Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому
словарю.

– Подберите синонимы к словам «хмурый», «сберечь».

– Подберите антонимы к словам «состариться», «трудиться».

– Как вы думаете, что может произойти с человеком, который бессмысленно, бездарно проводит свое время, который попросту теряет его?

– А вот что случилось с детьми, учениками начальных классов, из «Сказки о потерянном времени» Евгения Шварца.

– Как звали героя сказки? Что с ним произошло?

– Когда происходили события, описанные в произведении? Почему вы так думаете?


– Где случилась эта история? Куда попал Петя?

Учитель и учащиеся читают часть «Сказки…» до слов: «Город еще не проснулся».

– Как вы думаете, сумеют ли дети вернуть свои годы?

– Какие чувства вызывает у вас поведение этих ребят?

– В каких словах, по вашему мнению, заключается главная мысль прочитанной нами части? Прочитайте их.

– Благодаря чему школьникам опять удалось стать
детьми?

– Чему их научила произошедшая с ними история?

– А чему она научила вас?

– В каких строчках заключается главная мысль произведения? Прочитайте их.

– Кто является главными действующими лицами второй части? На какие две группы их можно разделить? Составьте таблицу «Герои сказки».

– По каким же признакам искал Петя старичков-школьников?

– Считаете ли вы справедливым, что злые волшебники превратили школьников в старичков? Почему?

– Почему именно этих детей злые волшебники превратили в старичков?

– Что поможет детям вернуться к нормальной жизни?

VI. Повторное чтение и анализ произведения.

– Что вы узнали о Пете Зубове?

– Прочитайте по ролям отрывок, из которого мы узнаем, при каких обстоятельствах Петя узнал о происшедших с ним переменах.

– Прочитайте о том, как встретился Петя с мамой.

– О чем думал Петя после встречи с мамой?

– Найдите отрывки, с помощью которых автор показывает, что все люди вокруг трудятся.

– Расскажите, как Петя нашел первую девочку, превращенную в старушку.

– Как ребята нашли остальных друзей по несчастью?

– Одинаково ли было поведение детей?

– Как могло произойти обратное превращение ребят?

– Прочитайте о превращении стариков в ребят.

– Почему они смогли победить волшебников?

– Как вы относитесь к ребятам?

– А как к ним относится автор?

– Заметили ли вы, что в сказке автор употребляет пословицы и поговорки? Найдите и объясните их смысл.

– К какому литературному жанру относится прочитанное произведение Е. Л. Шварца? Докажите.

– Какие сказочные законы осуществляются в этой
сказке?

– Почему злые волшебники превратили Петю Зубова в старичка?

– Найдите отрывок и зачитайте: из-за чего расстроился Петя Зубов, став старичком?

– Как вы думаете, почему Е. Л. Шварц называет волшебников злыми?

– Найдите в учебнике ответ, как Марфа Васильевна
характеризует детей, которых они превратили в ста-ричков?

– А что о детях говорит Пантелей Захарович?

– Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Герои-дети и герои-волшебники. Какие качества людей присущи им? Заполните таблицу.

– Прочитайте качества, присущие детям.

– Прочитайте качества, характеризующие волшебников.

– Кто не согласен с таким распределением качеств главных героев?

– Выберите, какие качества человеку надо воспитывать в себе?

– Почему другие качества не выбрали?

– Найдите и прочитайте, какую тайну узнал Петя?

VII. Самостоятельная работа.

«Сказка о потерянном времени».

– Выберите правильный вариант ответа.

1. Как звали гардеробщицу в школьной раздевалке?

а) Арина Родионовна; б) бабушка Катя; в) тетя Наташа.

2. Как звали главного героя сказки?

а) Витя Малеев; б) Петя Зубов; в) Волька Костыльков.

3. Кто жил в лесном домике?

а) Злые волшебники; б) Баба Яга; в) мышка-норушка.

4. Главного злого волшебника звали…

а) Пантелей Захарович; б) Сергей Владимирович; в) Капитон Евстигнеевич.

5. Для чего надо повернуть стрелку ходиков в старой избушке?

а) Чтобы завести часы;

б) чтобы бал дольше продолжался;

в) чтобы дети снова стали детьми.

6. На сколько кругов надо повернуть стрелки часов?

а) 12; б) 77; в) 7.

7. Сколько ребят заколдовали злые волшебники?

а) 8; б) 4; в) 2.

8. На чем висел старичок – заколдованный мальчик?

а) «На сосиске»; б) «на колбасе»; в) «на котлете».

9. Что делали волшебники в 12 часов ночи?

а) Считали деньги; б) спали; в) считали потерянное
время.

10. Что случилось со злыми волшебниками с последним поворотом стрелок?

а) Превратились в стариков; б) исчезли; в) превратились в младенцев.

– Если вы согласны с утверждениями, ставим 1, если не согласны, ставим 0.

1. Дети, напрасно теряющие время, превращались в старичков.

2. Злые волшебники считали время на калькуляторе.

3. Дом волшебников освещался керосиновой лампой.

4. Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет.

5. Когда стрелки начали крутиться, волшебники уже не могли помешать детям.

VIII. Домашнее задание.

Перечитать еще раз прочитанную в классе часть «Сказки о потерянном времени» Е. Шварца. Придумать свое продолжение сказки и написать в тетради по чтению или оформить в виде книжки-малышки (дети могут объединиться в группы и придумать совместно продолжение сказки). Подготовить чтение по ролям отрывка, в котором старики-школьники ищут друг друга. Проинсценировать часть сказки (по выбору учащихся).

IX. Итог урока. Рефлексия.

– Решите кроссворд и прочитайте ключевое выражение.

Вопросы к кроссворду.

1. Фамилия автора сказки.

2. В каком классе учился главный герой?

3. Имя главного героя.

4. Что нашла девочка-старушка в скверике?

5. Какой номер был у трамвая, на котором катался Вася Зайцев?

6. Фамилия главного героя сказки.

7. Что подсчитывали на счетах злые волшебники?

8. На каком виде транспорта отправились ребята к волшебникам?

9. Что происходит незаметно с человеком, который теряет зря время?

10. Что читала девочка-старушка на скамеечке в парке?

11. Какие часы висели на стене в доме волшебников?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Как вы понимаете название сказки? Что хотел сказать автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– А теперь мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдете после этого урока. Почему? Выберите, пожалуйста, смайлик и объясните свой выбор.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!