План-конспект
урока по лёгкой атлетике
Тема: « Основы техники прыжков в длину с разбега»
Цель урока:
Повышение уровня подготовленности обучающихся при овладении техническими элементами выполнения прыжков в длину с разбега.
Задачи урока:
1. Совершенствование техники прыжка в длину с разбега способом «прогнувшись».
2. Развитие скоростно-силовых качеств посредством специальных заданий.
3. Воспитание дисциплинированности, активности, интереса к занятиям физической культурой.
Тип урока: совершенствующий с образовательно-тренировочной направленностью.
Метод проведения: фронтальный, групповой, индивидуальный.
Место проведения: спортивная площадка.
Инвентарь: гимнастический мостик, барьеры.
Частные задачи | Содержание | Дозирование нагрузки | Организационно- методические указания |
I. Подготовительная часть (10-12 мин) |
1. Организовать детей к уроку | 1) Построение, приветствие. 2) сообщение задач урока, формы его проведения; | 1мин.
| Обратить внимание на форму, выявить больных, освобождённых. Напомнить технику безопасности. Формы организации: поточная, индивидуальная.
|
2. Подготовить запястные, коленные и голеностопные суставы к работе в основной части урока | Ходьба 1) на носках; 2) на пятках; 3) перекатами с пятки на носок; 4) на внешней стороне стопы;
| 30 сек. | Во время движения учащихся следить за осанкой, соблюдением дистанции, техничным выполнением упражнений в движении. |
3. Подготовить организм детей к работе в основной части урока. | 1) Бег в равномерном темпе. 2) Перестроение в колонну по два в движении: - приставным шагом левым, правым боком, соединить ладони впереди, сзади. - скрестный шаг 3). Специально- беговые упражнения: – с высоким подниманием бедра; – с захлестом голени назад; - с прямыми ногами вперёд; - прыжками вверх с ноги на ногу; | 4мин. | Упражнений «бег за лидером». После каждого круга лидер меняется. Во время бега следить за осанкой, соблюдением дистанции, правильным дыханием, техничным выполнением упражнений в движении. Упражнения выполнять на передней части стопы, плечи назад не отклонять. Полностью разгибать опорную ногу. Пяткой коснуться ягодиц. Акцентировать внимание на продвижении не вперёд, а вверх. Колено выше. |
| Ходьба с выполнением дыхательных упражнений | 30сек. | Поднять руки через стороны вверх, выполнить вдох носом, опуская руки вниз, выполнить выдох, выдох должен быть длиннее вдоха. |
| ОРУ в движении в колоне по два: 1. И.П.-о.с 1-4- круговые движения вперёд; 5-8- круговые движения назад. 2. И. п. – левую руку вверх, правую вниз На каждый шаг смена положения рук. 3. И.П.-руки согнуты в локтях перед собой 1-шаг правой, поворот туловища вправо 2-шаг левой, поворот влево 3-4 то же, 4. И.П.-о.с 1-шаг правой, руки вверх, ладони в замок, прогнуться; 2-И.П. 3 - то же с левой; 4-И.П. 5. И.П-о.с. 1-шаг правой, наклон вниз, левой рукой коснуться правой стопы; 2-шаг левой, коснуться правой рукой левой стопы 3-4 то же; 6. И.П.-о.с. 1-выпад правой вперёд, обе руки поставить на пол слева; 2-выпад левой вперёд, обе руки поставить на пол справа 3-3 то же; 7. ходьба в приседе, руки на коленях. | 5мин. |
Следить за соблюдением дистанции.
Руки прямые.
При поворотах плечи держать ровно локти не опускать.
При наклоне ноги в коленях не сгибать.
Выпад широкий, нога ставится под углом 90 гр., спину прогнуть.
Туловище держать ровно
Выпад широкий, спину прогнуть.
Держать спину ровно |
II. Основная часть (28-30 мин) |
Прыжок в длину с разбега. 1. Совершенствование техники разбега | 1).Вспомнить основные фазы прыжка: разбег (разгон до максимума), толчок (прыгнуть как можно выше), полёт (чем выше траектория и компактнее группировка, тем дальше полёт), приземление (в зависимости от направления полёта зависит результат). 2).Бег с ускорением по дорожке, отталкиваясь на 8-10м шаге, с последующим пробеганием. 3).Бег с ускорением по прямой с переходом на бег прыжками. | 5мин.
|
Длина разбега зависит от величины максимальной скорости занимающегося. |
2. Совершенствование техники отталкивания. | 1. прыжки через препятствия на двух ногах; 2. то же на одной ноге (толчковой) 3. бег через препятствия с последующей постановкой толчковой ноги на скамейку – прыжок вверх с активным выведением колена маховой ноги | 4мин. | Высоко подтягивая колени к груди.
Стопа толчковой ноги должна полностью встать на скамейку. Не отвлекаться, следить за последовательностью выполнения. |
3. Совершенствование техники полёта. | 1. Прыжки в длину с места «прогнувшись» 2. Отведение согнутых ног назад в положении виса на гимнастической стенке. 1.Полёт в шаге через натянутую скакалку, отталкиваясь от гимнастического мостика | 4мин |
Прогибание туловища в полетной фазе осуществляется за счет активного движения таза вперед и отведения плеч назад. |
4. Совершенствование техники приземления | 1. Прыжок в длину с места, отталкиваясь от гимнастического мостика в прыжковую яму | 4 мин | Во время приземления стопы ног ставятся параллельно, на ширине плеч. В момент приземления необходимо аммортизационное сгибание ног во всех суставах до положения глубокого приседа. Для предотвращения падения назад нужно голову и плечи наклонить вперед-вниз с одновременным выведением рук вперед. |
5. Совершенствовать прыжок в целом. | Прыжок в длину с разбега. | 8 мин | Прыжки поточно. Приземление в положение глубокого приседа |
Развитие скоростно-силовых качеств посредством специальных заданий | Ускорения из различных исходных положений - упор лёжа на предплечьях; - сед с прямыми ногами, выполнять наклоны вперёд; - приседание на двух ногах, стоя спиной к стартовой линии; | 5 мин | Ускорение по свистку. Голова, туловище и ноги составляют одну прямую, спину не прогибать, на пол не ложится. Ноги в коленях не сгибать. Следить за прямым положением туловища. |
III. Заключительная часть (3 мин) |
1. Восстановление дыхания, снижение ЧСС, подготовка к следующему уроку. | 1) Ходьба по кругу с восстановлением дыхания 2) Построение в 1 шеренгу. 3).Подведение итогов урока, самооценка
3) Домашнее задание | 1 мин.
2мин. | Оценить работу учащихся на уроке, их активность, самостоятельность; оценить свою работу. Зачитать выставленные отметки.
Подготовка к тестированию: подтягивание на перекладине. |
Методика обучения технике прыжков в длину с разбега
Прежде чем приступить к обучению технике прыжка в длину, необходимо пройти хорошую спринтерскую и прыжковую подготовку, которая обеспечит стабильность разбега и умение сочетать его с мощным и быстрым отталкиванием.
Задача 1. Ознакомить с техникой прыжков в длину с разбега.
Решается эта задача с помощью краткого рассказа о технике прыжков, объяснения и просмотра фотографий, видеофильмов, плакатов и, наконец, показа техники прыжков в длину с разбега в целом.
Задача 2. Обучить технике отталкивания.
При обучении отталкиванию используются разнообразные подводящие упражнения в следующей последовательности:
- имитация движений ног при отталкивании на месте с активным выведением таза вперед, а в момент окончания отталкивания — подъем колена маховой ноги;
- имитация подъема таза вверх из положения лежа с опорой на пятку ноги о пол;
- имитация сочетания движения рук и ног при отталкивании. При этом одновременно с махом свободной ногой поднимаются руки вперед — вверх, причем одноименная толчковой ноге рука поднимается выше, обеспечивая равновесие с поднятым бедром маховой ноги;
- то же упражнение, но с отталкиванием с одного шага;
- доставание предмета бедром маховой ноги после имитации отталкивания;
- поточные прыжки в шаге, отталкиваясь толчковой ногой через шаг, затем — через три шага;
- прыжки в шаге через планку или барьер высотой 40—60 см с трех беговых шагов;
- прыжки с 3—5 шагов разбега с запрыгиванием в положении «шага» на возвышение («коня», бревно, стопку матов, возвышения и другие спортивные снаряды и приспособления).
При выполнении перечисленных упражнений необходимо добиться полного выпрямления толчковой ноги и быстрого маха другой ногой вверх. Толчковая нога ставится на место отталкивания ближе проекции ОЦМ на всю стопу или перекатом с пятки на носок.
В момент отталкивания рука, противоположная маховой ноге, должна активно выноситься вперед — вверх и внутрь для удержания прямолинейности полета.
Прыжки на возвышение
Задача 3. Обучить технике разбега в сочетании с отталкиванием.
Средствами для решения этой задачи являются:
- прыжки «в шаге» с различной скоростью движения и приземлением на маховую ногу;
- прыжки в длину с 2—5 шагов разбега с ускоренной и активной постановкой толчковой ноги на место отталкивания;
- про бегание по разбегу 6—10 беговых шагов с обозначением отталкивания;
- прыжки с гимнастического мостика с 5—6 шагов разбега;
- прыжки в шаге с 5—6 шагов разбега через низкий барьер или планку;
- прыжки в длину с короткого и среднего разбега.
При овладении техникой изучаемых упражнений необходимо следить за ускорением ритма на последних шагах разбега, слитностью разбега и отталкивания, а длина последнего шага должна быть несколько короче предыдущего.
Заступ – переступание прыгуном в длину и тройным прыжком ногой бруска для отталкивания.
Задача 4. Обучить технике приземления.
Для обучения приземлению в первую очередь необходимо повторить прыжки с места. При этом следует обратить внимание на подтягивание коленей вперед—вверх и активное выбрасывание ног далеко вперед при приземлении. Для лучшего вынесения ног вперед можно сделать отметку или положить на это место ленту (веревку) и дать задание при приземлении посылать ноги за отметку
Прыжки в длину с места
При обучении приземлению с разбега можно рекомендовать следующие упражнения:
- прыжки в длину с места с активным подтягиванием коленей вперед — вверх и группировкой с опусканием рук вниз;
- прыжки в длину с места, отталкиваясь двумя ногами или одной ногой с далеким вынесением ног на приземление, прыгая в песок или яму с поролоном;
- прыжки в длину с короткого разбега через планку, барьер или резинку, установленную на высоте 20 —50 см за 0,5 м от места предполагаемого приземления;
- из виса на гимнастической стенке, спиной к ней, махом вперед сделать соскок с приземлением на две ноги на гимнастический мат;
- прыжки в длину с короткого разбега через веревку или резиновую ленту, положенную на предполагаемом месте приземления.
Задача 5. Обучить технике движениям в полете.
Способ «согнув ноги»
После овладения техникой главных фаз прыжка (отталкивание, разбег и приземление) можно переходить к обучению способа прыжка, т.е. сохранения определенного, устойчивого положения тела в фазе полета.
Как уже было сказано, самый простейший из способов — прыжок «согнув ноги». После вылета в положении «шага» необходимо выполнить группировку и, подтянув колени к груди, выбросить их вперед.
Для освоения движений в полете применяются упражнения:
- прыжок в «шаге» с 3—5 шагов разбега с приземлением в положение «шага»;
- из положения неглубокого выпада подтянуть сзади расположенную толчковую ногу к впереди стоящей ноге;
- прыжок в «шаге» с 5—7 шагов разбега через две планки (линии) с дальнейшим пробе-ганием;
- прыжки в длину способом «согнув ноги» с различных по длине разбегов, отталкиваясь от мостика, дорожки перед ямой или бруска;
- имитация вылета в «шаге» и группировка в висе на кольцах или перекладине.
Способ «прогнувшись»
После того, как занимающиеся освоят простейший способ прыжка «согнув ноги», можно переходить к обучению технике прыжка «прогнувшись».
Обучение технике данного способа начинается с показа прыжка в целом со среднего разбега, а затем — пробных прыжков с короткого разбега. Основные упражнения при обучении:
- прыжки с короткого разбега (3—5 беговых шагов), после вылета «в шаге» необходимо опустить маховую ногу вниз — назад, а таз вынести вперед и прогнуться, руки поднять вверх в стороны, приземлиться на обе ноги, не стремясь активно выбросить их вперед;
- прыжки с короткого разбега, обращая внимание на опускание маховой ноги, прогиб и активное выбрасывание ног далеко вперед во время приземления; руки при этом опустить вперед, вниз и назад;
- прыжки с короткого разбега;
- имитация движения ног в висе на кольцах или перекладине, следя за тем, чтобы во время опускания маховой ноги вниз таз выводился вперед, а плечи несколько отводились назад;
- прыжки в целом с увеличением длины разбега, отталкиваясь от пола (дорожки) и бруска.
Способ «ножницы»
После создания представления о технике полетной фазы прыжка с помощью целостного показа со среднего разбега для изучения этого способа полета применяются упражнения:
- прыжки в «шаге» с 3—5 беговых шагов, опуская маховую ногу вниз с приземлением на нее и пробегая вперед;
- прыжки в «шаге» с 1—3 шагов со сменой положения ног в полете и приземлением в положение «шага», толчковая нога впереди;
- прыжки с 3—5 беговых шагов, меняя положение ног в полете, но приземляясь на толчковую ногу;
- имитация движения рук в ходьбе;
- имитация смены ног в висе на кольцах, перекладине и лежа на гимнастических матах;
- прыжки способом «ножницы» (2,5 шага), толкаясь от гимнастического мостика для согласования движений ног и рук;
- прыжки способом «ножницы» с различных по величине разбегов, отталкиваясь от грунта и бруска.
При выполнении всех упражнений необходимо обращать внимание на то, чтобы движения ног в полете выполнялись не голенью, а от бедра, свободными, широкими ногами.
Задача 6. Обучить технике прыжков в длину в целом.
При обучении технике прыжков в длину в целом необходимо обращать внимание на выполнение ритма последних шагов и более быстрое отталкивание при минимальном снижении горизонтальной скорости, полученной в разбеге. Длина разбега зависит от абсолютной скорости занимающегося, его подготовленности к прыжкам, способности к ускорению в беге. Начало разбега определяется следующим образом: 1) занимающийся становится на доску для оттал-кивания спиной к яме, одна нога — впереди, сделав быстрый первый шаг сзади стоящей ногой;
2) начинает бег с постепенным наращиванием скорости. На 18—21-м шагах разбега необходимо оттолкнуться вверх. На месте отталкивания преподаватель делает отметку мелом — это место и будет предварительным началом разбега.
После нескольких повторений следует определить точную длину разбега, измерить ее рулеткой или ступнями.
В процессе обучения технике прыжков в длину в целом также выполняются:
- повторное про бегание полного разбега;
- прыжки в длину со среднего и полного разбега избранным способом;
- прыжки в длину с гимнастического мостика с полного разбега.
Задача 7. Совершенствование техники прыжков в длину.
После выбора способа прыжка необходимо продолжить совершенствование в технике разбега, перехода к отталкиванию, отталкивания, полета и приземления избранным способом прыжка. При совершенствовании в технике прыжков с разбега решается и целый ряд частных задач:
1. Повышение скорости разбега.
2. Достижение стабильности разбега на последних шагах.
3. Повышение активности действий в отталкивании и уменьшении упора при постановке толчковой ноги на опору.
4. Достижение равновесия в коленном суставе при увеличении активности плечевого пояса, рук и амплитуды маха ногой в отталкивании.
5. Совершенствование ритма разбега.
Для этого используются следующие упражнения:
- прыжки в длину со среднего и полного разбега;
- выполнение специальных упражнений для совершенствования деталей техники;
- прыжки в длину на результат в условиях тренировки и соревнований.