СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по химии "Сера. Свойства. Применение"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока для 9 класса. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по химии "Сера. Свойства. Применение"»

Тема урока: Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства серы. Применение.

Цель урока: Изучить серу – как простое вещество. Рассмотреть аллотропные модификации серы, ее свойства и получение. Показать значение серы.

Задачи урока:
Образовательные:

  1. Рассмотреть аллотропные модификации серы.

  2. Изучить физические и химические свойства серы, нахождение в природе, его области применения.

  3. Продолжить формирование умения учащихся работать с периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева.

  4. Совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций.

Развивающие:

  1. Развивать память и внимание учащихся.

  2. Формировать положительную мотивацию на изучение предмета химии.

  3. Учить применять имеющиеся знания в новой ситуации.

Воспитательные:

  1. Показать значимость химических знаний  для современного человека.

Оборудование и реактивы: 
ПСХЭ, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, образец серы, вода, химический стакан, шпатель, спиртовка, спички, пробирка.

Для учащихся: пробирка с серой, вода, шпатель

Тип урока
Комбинированный. Урок изучения нового материала.

Формы организации учебной деятельности:

  • самостоятельная работа с текстом учебника;

  • фронтальная;

  • работа по парам.

Методы обучения. Методы организации учебной деятельности:

  • словесные (эвристическая беседа),

  • наглядные (презентация)

  • практические (демонстрационный – химический эксперимент, лабораторный опыт, выполнение поставленных задач);

  • частично-поисковый;

Педагогические приемы:

  • учебно-организационные (определение цели и задачи урока, создание благоприятных условий деятельности);

  • учебно – информационные (беседа, постановка проблемы, ее обсуждение, работа с учебником, наблюдение);

  •  учебно – интеллектуальные (восприятие, осмысление, запоминание информации, решение проблемных задач, мотивация деятельности).



Ход урока:

  1. Организационный момент - 1 мин

  2. Актуализация знаний (Проверка домашнего задания) – 7 мин

Учитель: Ребята, дома вы должны были прочитать параграф 17 и выполнить после этого параграфа вопросы и тестовые задания на стр. 64.

Давайте проверим, как вы сделали домашнее задание.

На листах, которые лежат у вас на парте выполним задание. Ваша задача прочитать написанные утверждения и либо согласиться с ними и поставить рядом знак + или не согласиться и поставить знак -. На доске тоже будут написаны те же самые утверждения, что и у вас. Вы делаете задание самостоятельно, затем мы проверим задание и обсудим ваши ответы, на выполнение задания 3 мин.

  1. Сера расположена в ПСХЭ Д.И.Менделеева во VI группе главной подгруппе.

  2. На внешнем энергетическом уровне атома серы находится 6 электронов.

  3. Сера белого цвета.

  4. Для кислорода характерна аллотропия.

  5. Самый сильный окислитель среди элементов VI группы главной подгруппы селен

  6. Формула озона О5

  7. Сера может проявлять в соединениях степень окисления +6

  8. Для кислорода характерна степень окисления +4

  9. Озон можно получить из кислорода

  10. Степень окисления серы в формуле H2SO4 равна +4

Учащиеся выполняют задание, поле этого вместе с учителем проверяют правильность его выполнения.

Хорошо, мы с вами вспомнили, что было на прошлом уроке и теперь перейдем к новой теме.

Учитель: Общее название элементов главной подгруппы VI группы - "халькогены" В переводе с греческого обозначает " рождающие руды". И ведь в самом деле основные руды, используемые в металлургической промышленности, представляют собой соединения родоначальников подгруппы - кислорода и серы. Сегодня мы изучим строение и свойства одного из элементов VI группы главной подгруппы.



  1. Изучение нового материала.

Учитель:  а теперь приступим к изучению нового материала.

Хрупкое вещество желтого цвета, легко измельчается в порошок, легко плавится. Неметалл. Страницы китайских рукописей впервые известили о приготовлении пороха, в его состав входит этот элемент. Сохранившиеся пирамиды Древнего Египта повествуют нам об использовании этого вещества для изготовления красок и косметических средств еще в 11 тысячелетии до н. э. Это одно из первых простых веществ, о котором знало человечество. Этот неметалл - волшебная палочка, ведь с его помощью натуральный каучук превращается в резину. О каком веществе идет речь?

Ученик: Это вещество Сера.

Учитель: правильно, молодец. Сегодня мы посветим наш урок изучению свойств серы. Запишите в таблице тему урока: Сера.

В течении всего урока вы будете работать таблице, которая лежит перед вами.


Физические свойства

Химические свойства

Получение

Применение

окислительные

восстановительные








Начнем с физических свойств, как вы думаете, какими физическими свойствами может обладать сера? - 2 мин

Лабораторный опыт – 5 мин

Учитель: Давайте посмотрим образцы серы, которые есть в пробирках

Ученики дают ответы

Учитель: добавьте воды в пробирки с серой, что наблюдаете?

Учитель: Хорошо, вы многое назвали правильно. Теперь давайте запишем в таблицу:

- сера твердое вещество желтого цвета,

- плохо проводит тепло и электрический ток,

- в воде не растворяется

Учитель: для серы, так же как и для кислорода характерно явление аллотропии. Напомните мне, что это такое. – 5 мин

Ученик: Аллотро́пия — существование двух и более простых веществ одного и того же химического элемента, различных по строению и свойствам — так называемых аллотропных (или аллотропических) модификаций или форм.

Учитель: хорошо.

Существуют следующие аллотропные модификации серы:

- Кристаллическая (ромбическая и моноклинная)

- Пластическая

Давайте посмотрим опыт как из одной аллотропной модификации серы можно перейти в другую при нагревании.

Лабораторный опыт или демонстрация видеофрагмента.

Учитель: Теперь перейдем к химическим свойствам серы. – 7 мин

- Какие степени окисления может проявлять сера в соединениях?

Ученик: Для серы характерны степени окисления -2, +4,+6.

Учитель: Значит сера в свободном состоянии может повышать свою степень окисления до +4 или до +6, или понижать степень окисления до -2.

Учитель: Как называется элемент, который понижает свою степень окисления и как называется элемент, который повышает свою степень окисления?

Ученик: Окислитель и восстановитель.

Учитель: Хорошо, значит сера может проявлять как окислительные свойства, так и восстановительные свойства.

У вас в таблице есть 2 графы, сера как окислитель и сера как восстановитель.

Сейчас мы их с вами заполним.

  1. Сера как окислитель взаимодействует с металлами, с образованием сульфидов металлов. Сера взаимодействует с водородом с образованием сероводорода



Давайте посмотрим видео - ролики взаимодействия серы с некоторыми металлами.

Попробуйте самостоятельно записать уравнения реакций

Na + S = …

Cu + S = …

Zn + S = …

Н2 + S = …

(Учащиеся самостоятельно записывают уравнения реакции в таблице, на «закрытой доске» ученик записывает уравнения реакций, затем учитель все проверяет).

Учитель: Хорошо, а теперь запишем уравнения реакции, где сера проявляет восстановительные свойства:

S + O2 = …

S + F2 = … (подсказка, сера в соединении со втором проявляет максимальную СО = +6)

Учитель: Закончили мы с химическими свойствами серы, теперь перейдем к способам получения. – 4 мин

Запишите в таблице уравнения реакции получения серы

  1. Неполное окисление сероводорода (при недостатке кислорода).

2H2S + O2 = 2S + 2H2O  

  1. Реакция Вакенродера

2H2S + SO2 = 3S + 2H2O

Учащиеся записывают в таблицы со слайда уравнения реакции



Учитель: Последний пункт нашей таблицы – это применение серы. – 3 мин

Откройте учебники на стр. 66 и коротко запишите в таблицу где применяют серу. А затем вместе проверим.

Ученик: Серу применяют:

- пиротехнике,

- борьба с вредителями и заболеваниями растений

- производство спичек

- производство серной кислоты

- в медицине

4. Закрепление полученного материала

Учитель: Сегодня мы много узнали о сере и ее физических и химических свойствах, давайте вспомним что у нас сегодня было на уроке.

Ученики перечисляют что они нового узнали о сере и ее свойствах.

Учитель: Теперь мы накопили достаточный объем знаний и сможем справиться с заданиями формата ОГЭ (Вопросы на экране) – 5 мин

  1. Электронная формула 1S22S22P63S23P4 соответствует атому:

А) кислорода

Б) серы

В) азота

Г) фосфора

2. Аллотропными модификациями являются:

А) озон и вода

Б) кристаллическая и пластическая сера

В) оксиды SO3 и SO2

Г) гидриды H2S, H2Se, H2Te

3. Сера реагирует со следующими веществами:

А) Al и O2

Б) H2 и Au

В) Na и CO2,

Г) Na и H2O

4. Установите соответствие между степенью окисления серы и формулой

1) H2SO4 А) 0

2) H2S Б) +4

3) Na2SO3 В) +6

Г) -2

Ученики дают ответы

Учитель: Хорошо, вы справились с этим заданием, а теперь переверните лист с таблицей и вы увидите там задание. Задание дифференцированное, выберите то задание, которое вы сможете выполнить – 7 мин





1 вариант

На оценку «5»

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

S → Na2S → Н2S → S

На оценку «4»

Напишите формулы соединений серы с металлами: натрий, цинк, алюминий, магний, учитывая, что степень окисления серы в этих соединениях -2.

На оценку «3»

Ядро атома серы имеет заряд + 16. Сколько электронов содержится в наружном электронном слое атома серы? В чем сходство атомов серы и атомов кислорода?

2 вариант

На оценку «5»

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

S → SO2 → H2SO3 → Na2SO3

На оценку «4»

Определите степень окисления серы в следующих веществах:

SO2, SO3, H2SO4, H2S, FeS.

На оценку «3»

Напишите уравнения реакции горения сероводорода, если известно, что при этом образуется сера и вода.

Учитель: Ребята, сдайте пожалуйста ваши работы, на следующем уроке вы получите за них оценки. А сейчас оценки за работу на уроке.

  1. Домашнее задание: 4 мин

Параграф 18, стр. 67 вопросы 1-3, тестовые задания

Ваши оценки и домашнее задание будут выставлены в электронном дневнике.

Спасибо всем за урок.















































Ваша задача прочитать написанные утверждения и либо согласиться с ними и поставить рядом знак + или не согласиться и поставить знак -.

    1. Сера расположена в ПСХЭ Д.И.Менделеева во VI группе главной подгруппе.

    2. На внешнем энергетическом уровне атома серы находится 6 электронов.

    3. Сера белого цвета.

    4. Для кислорода характерна аллотропия.

    5. Самый сильный окислитель среди элементов VI группы главной подгруппы селен

    6. Формула озона О5

    7. Сера может проявлять в соединениях степень окисления +6

    8. Для кислорода характерна степень окисления +4

    9. Озон можно получить из кислорода

    10. Степень окисления серы в формуле H2SO4 равна +4

Ваша задача прочитать написанные утверждения и либо согласиться с ними и поставить рядом знак + или не согласиться и поставить знак -.

  1. Сера расположена в ПСХЭ Д.И.Менделеева во VI группе главной подгруппе.

  2. На внешнем энергетическом уровне атома серы находится 6 электронов.

  3. Сера белого цвета.

  4. Для кислорода характерна аллотропия.

  5. Самый сильный окислитель среди элементов VI группы главной подгруппы селен

  6. Формула озона О5

  7. Сера может проявлять в соединениях степень окисления +6

  8. Для кислорода характерна степень окисления +4

  9. Озон можно получить из кислорода

  10. Степень окисления серы в формуле H2SO4 равна +4
















Физические свойства

Химические свойства

Получение

Применение

окислительные

восстановительные

































1 вариант

На оценку «5»

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

S → Na2S → Н2S → S

На оценку «4»

Напишите формулы соединений серы с металлами: натрий, цинк, алюминий, магний, учитывая, что степень окисления серы в этих соединениях -2.

На оценку «3»

Ядро атома серы имеет заряд + 16. Сколько электронов содержится в наружном электронном слое атома серы? В чем сходство атомов серы и атомов кислорода?































2 вариант

На оценку «5»

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

S → SO2 → H2SO3 → Na2SO3

На оценку «4»

Определите степень окисления серы в следующих веществах:

SO2, SO3, H2SO4, H2S, FeS.

На оценку «3»

Напишите уравнения реакции горения сероводорода, если известно, что при этом образуется сера и вода.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!