СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по химии "Общие способы получения металлов"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по неорганической химии "Общие способы получения металлов"предназначена для изучения способов получения металлов: пирометаллургии,гидрометаллургии,металлотермии,электрометаллургии.На уроке используются карточки,тесты.Урок изучения нового материала.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по химии "Общие способы получения металлов"»

Методическая разработка урока неорганическая химия

данного на I курсе

преподавателем Анциферовой М.А.

Тема: Общие способы получения металлов


Цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной

информации по теме «Общие способы получения металлов».

Задачи: обучающиеСпособствовать запоминанию основных способов получения металлов.

- Способствовать формированию представления о металлургии, пирометаллургии, гидрометаллургии, обжиге, металлотермии.

развивающие - Способствовать обучению студентов умению выделять логические части в тексте, писать химические реакции.

воспитывающие – Показать, что взаимосвязь деятельности студента, его

интересов и знаний, их взаимодополняемость – условие успешного обучения.


Оборудование: 1. Текст «Основные способы получения металлов»

2. Карточки с заданиями.

3.Карта «Полезные ископаемые»

4.Карточки с тестом

5.ОК «Основные способы получения металлов» 6. Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»

7. Таблица «Растворимость солей, кислот и оснований в воде»

8. «Электрохимический ряд напряжений металлов»

9. Коллекция «Образцы минералов и руд»

Последовательность отдельных этапов урока

Этапы

Время

1. Оргмомент

2. Целеполагание и мотивация

3. Актуализация

4. Первичное усвоение материала.

1) Металлы в лампочке

2) История

3)Карта «Полезные ископаемые»

4) Металлургия

5) Получение металлов

6)Сплавы

7)Металлизация атмосферы

5. Осознание и осмысление учебной информации.

6. Первичное закрепление учебного материала (самостоятельная работа по карточкам)

7. Информация о домашнем задании (закончить уравнения реакций)

8. Рефлексия (подведение итогов урока)

2'

2'

5'

36'








15'

20'



5'

5'



ЛИТЕРАТУРА: 1. И.Г.Хомченко «Общая химия» М. 2013

Ход урока

І. Оргмомент

2. Целеполагание и мотивация

3. Актуализация

Повторение изученного материала

1) Где располагаются металлы в периодической системе Д.И. Менделеева?

2) Сколько электронов на внешнем электронном слое? Назовите металлы с 1ē, 2ē, 3ē электронов на внешнем слое

3) Как изменяются металлические свойства в периодах? В главных подгруппах?

4) Какой вид химической связи в металлах?

5) Какими физическими свойствами обладают металлы?

6) Как изменяются плотность металлов, температура кипения, температура плавления в периодах, главных подгруппах?

Письменная работа по карточкам

Вариант 1.

Имеется семь металлов:

Pb, Cu, Hg, Na, Au, Ag, W.

Определите эти металлы по следующим физическим характеристикам:

А) очень мягкий (режется ножом)

Б) жёлтого цвета

В) имеет матовую поверхность

Г) самый тугоплавкий

Д) жидкий при комнатной температуре

Е) красного цвета

Ж) обладает металлическим блеском и высокой электропроводностью.

Ответы: Na, Au, Pb, W, Hg, Cu, Ag.

Вариант 2.

Имеется семь металлов:

Au, Ag, Li, Hg, Os, Cr, W.

Какой из этих металлов:

А) самый твёрдый

Б) самый легкоплавкий

В) самый тугоплавкий

Г) самый лёгкий

Д) самый тяжёлый

Е) самый пластичный

Ж) самый теплопроводный.

Ответы: Cr, Hg, W, Li, Os, Au, Ag.

.





Таблица Д.И. Менделеева



Беседа с учащимися







Карточки


Индивидуальное задание

4. Первичное усвоение материала.

1) Металл в лампочке

- Сколько металлов всего (88)

- Посмотрите на лампочку и скажите: Какие металлы входят в электрическую лампу накаливания?

- Как вы думаете, какие физические свойства должны были знать учёные, чтоб создать её?

2) История.

- Какие металлы люди знали в древности и в средние века?

«Семь металлов создал свет по числу семи планет»

В древности и в средние века были известны только семь металлов. Это число соотносилось с числом известных тогда планет –

Солнцем (золото)

Луной (серебро)

Меркурием (ртуть)

Венерой (медь)

Марсом (железо)

Юпитером (олово)

Сатурном (свинец)

Под влиянием лучей этих небесных светил, учили, алхимики, в недрах Земли зарождаются и совершенствуются металлы. Каждая планета имела свой особый знак, который одновременно служил и символом металла, находящегося под её влиянием. Обычно принимают, что приведённые знаки – не что иное, как атрибуты соответствующих богов античной мифологии –

Жезл Меркурия

Зеркало Венеры

Трон Юпитера

Щит и меч Марса

Коса Сатурна

Но есть и другие объяснения.

- Из чего добывают металлы?

- Где взять руду?

Посмотрите на карту.

3) Карта «Полезные ископаемые»

- Какие руды обозначены в условных обозначениях? Какие металлы в них?

- Где находятся железные руды, марганцевые, хромовые, никелевые?

Скопление полезных ископаемых, из которых получают металлы, называются рудными месторождениями.

Несмотря на возрастающий объём производства синтетических материалов, спрос на металлы не уменьшился. В связи с большой потребностью в металлах стоит задача выделения из соединений.

4) Наука о промышленных способах получения металлов называется металлургией.

Металлургия – чёрная (железо и его соединения), цветная (все остальные металлы).

Первый учебник по горнозаводскому делу был издан более 200 лет назад М.В.Ломоносовым. Несколько поколений русских инженеров воспитывалось на этом классическом труде.

П.П. Аносов – выдающийся металлург первой половины 19 века.

Д.К. Чернов – основоположник металлографии – науки о строении металлов и сплавов.

5) Получение металлов

- В каком состоянии встречаются металлы в природе

- В самородном (Au, Pt)

- В виде соединений (соли, оксиды, сульфиды)

- Какие соли хлориды, сульфаты, карбонаты…

- Каким способом получают?

(электролизом)

- Менее активные металлы – оксиды и сульфиды.

Почему одни металлы встречаются в самородном, а другие в виде солей (положение в электрохимическом ряду)

Способы получения

Металлы в соединениях имеют положительные степени окисления

Из руды выделить – восстановление.

Восстановление –

  1. Сухим путём – при высокой температуре (пирометаллургия)

  2. В водных растворах (гидрометаллургия)

  3. С использованием электроэнергии (электролиз)



Рисунок лампочки



Беседа




























Из руды

Из недр Земли


Карта полезных ископаемых


Работа по карте



















Таблица в учебнике «Общие способы получения металлов»






Коллекция «Образцы минералов и руд»

І. Пирометаллургия. Восстановитель C, CO,

1)

2)

3) (для получения металлов высокой чистоты)

2. Обжиг сульфидов

2ZnS+3=2 ZnO+2S 2

ZnO+C=CO+Zn

3. Гидрометаллургия

Металлы извлекаются из руды в виде того или иного соединения водным раствором кислоты, щёлочи или какой-нибудь соли. Из полученного раствора металл восстанавливают с помощью электролиза или более активным металлов:

25% Cu гидрометаллургическим способом.

4. Металлотермия.

(получают тугоплавкие металлы)

6) Сплавы.

В лампе накаливания применяют два сплава. Fe и Ni.

Мягкий припой: 40% Sn, 58% Pb, 2% Sb – сплав цветных металлов, применяемый при пайке для получения монолитного полного шва.

Это тема наших следующих уроков.

7) Металлизация биосферы

Человек «перекачивает» металлы из земельных недр на поверхность. В результате искусственного выведения на поверхность огромных масс металлов их геохимия заметно меняется.

  1. Например, в атмосфере распыляется нитрат серебра для создания искусственных дождевых туч.

  2. Распыление ядовитых металлорганических соединений для борьбы с вредителями с/х.

  3. Доменные газы уносят в атмосферу не только железо, но и медь, свинец, мышьяк. Из 1 т пыли, выбрасываемых при выплавке медных руд можно получить дополнительно до 100 кг меди с немногим меньшим свинца и цинка.

4)Металлы истираются и рассеиваются при работе различных машин и механизмов и т.д.

5.Осознание и осмысление новой учебной информации Получить металл из руды для лампочки

Записи в тетради





















Рисунок.

Таблица «Общие способы получения металлов»



Сообщение студента

W


Fe

Ni


Cu


Zn


Sn

Pb


Sb



Mo


(водородотермия, пирометаллургия)

(пирометаллургия)

2NiS+3 (обжиг)

NiO – электролиз

2 (обжиг)

2

2ZnS+3 (обжиг)

ZnO+C=Zn+CO

(пирометаллургия)

2 (обжиг)

Pb+C=Pb+CO (пирометаллургия)

(металлотермия)

(обжиг)

2 (обжиг)

Mo

Запись уравнений

Рисунок лампочки

6. Первичное закрепление учебного материала

К какому способу относится получение металла по реакции:

а) пирометаллургия

б) обжиг сульфидов

в) гидрометаллургия

г) электрометаллургия

д) металлотермия

1 вариант:

1.

2.

3. 2NaCl→2Na+

4.

5. Ti+Mg=Ti+2MgO

6.

7. 2Mo

Mo

8. Cu

9. Cd

10. 2

2 вариант:

1. ZnO+C=Zn+CO

2.

3. CoO+

4.

5.

6.

7. 2ZnS+3

ZnO+C=Zn+CO

8. 2KCl→2K+

9.

10. 2Na[Ag(CN]+Zn= (раствор)

7. Информация о домашнем задании

Закончить уравнения, указать способ получения металлов:

  1. PbS+

8. Рефлексия (подведение итогов урока)

  1. Из чего извлекают металлы?

  2. Какие способы получения металлов из оксидов и сульфидов?

3)Каким способом получают активные металлы из соединений?

4)Какие металлы входят в состав лампочки?


Работа по карточкам
















































Ответы на вопросы

Оценки за работу на уроке




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!