СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока «Основные события Великой Отечественной войны на территории Тверской области».

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная  методическая  разработка обобщающего  урока истории по теме «Основные события Великой  Отечественной  войны на территории Тверской области »  предназначена для преподавателей истории, классных руководителей.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока «Основные события Великой Отечественной войны на территории Тверской области».»

Министерство образования Тверской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение « Калязинский колледж имени Н.М.Полежаева»








Методическая разработка урока



Тема: «Основные события Великой Отечественной войны на территории Тверской области». Курс: второй

Разработчик: Смирнов М.А.


















г.Калязин, 2016год






Пояснительная записка

Данная методическая разработка обобщающего урока истории по теме «Основные события Великой Отечественной войны на территории Тверской области » предназначена для преподавателей истории, классных руководителей.

Тема Великой Отечественной войны очень важная в истории России. И поэтому ей нужно уделять особое внимание на уроках истории. В методической разработке предлагается интересная форма обобщения материала.

Целью разработки является обеспечение повторения материала, определение  источников и итогов событий в военной истории Тверской области и развития умения работать в группах и делать выводы, высказывать свои суждения, их аргументировать, развивать умение публичного выступления, воспитывать чувство патриотизма, уважения к ветеранам войны и труженикам тыла,  гордости за свою Родину.

Студенты должны усваивать материал не просто путем передачи информации, а в процессе активной работы с дидактическим материалом.

Методическая разработка не содержит подробного описания мультимедийных презентаций студентов , так как работы авторские. Каждая группа студентов по-своему может построить свой проект , используя схему и предложенные варианты.

Урок построен так, что студенты учатся быть творческими, самостоятельными, коммуникабельными людьми, способными решать проблемы личные и коллектива, умение находить и отбирать нужную информацию.

На уроке прорабатываются 2 этапа:

1. Постановка проблемы

2.Поиск решения

Постановку проблемы и поиск ее решения осуществляют студенты в ходе специально организованной преподавателем работы.




Подготовка к уроку.


При подготовке урока преподаватель разрабатывает план урока, подбирает и формирует вопросы и задания; составляет маршрутный лист; отбирает необходимые исторические документы, фотографии, иллюстрации картин, прозу и стихи затрагивающие тему урока.










План урока

Цель: обеспечить в ходе урока закрепление пройденного материала, его переосмысление и формирование на его основе мировоззренческой позиции

Задачи:

1.Обучающая: сформировать представления о периодах Великой Отечественной войне, хронологической и событийной составляющей.

Повторить изученный материал с определенных точек зрения; его систематизация и анализ, используя групповую работу, определить  источники и итоги событий в военной истории Тверской области.

2.Развивающая: развивать умения работать в группах, умения делать выводы, высказывать свои суждения, их аргументировать, анализировать и систематизировать полученные знания.

3. Воспитательная: формирование и воспитание чувства гордость и уважения к своей Родине, общероссийской идентичности, чувства патриотизма, основанного на интересе и уважении к историческому прошлому России; бережного отношения к традициям своего народа. Воспитание личности, ее духовно- нравственной, повышение общественной и гражданской активности.

Тип урока: закрепление полученных знаний

Технологии : ИКТ

Форма урока: составление и защита проектных работ студентов

Время проведения : 45 минут

Место проведения урока: учебный кабинет

Оборудование: экран, ноутбук (2шт), мультимедиа.

Оснащение: маршрутный лист, электронный опорный конспект, запись мелодий военных песен (минус), мультимедийная презентация .

Ход урока

1.Организационный момент: (1мин.)

Проверка присутствующих студентов на уроке.

2.Целеполагание ( 1мин.)

3.Актуализация внимания студентов, сообщение темы урока:(3 мин.)

4.Повторение материала: ( 4мин) Мозговой штурм

5.Объяснение нового материала: (15 мин.)

Создание студентами проектов ( мультимедийных презентаций) по электронным опорным конспектам в соответствии полученного маршрутного листа.

6. Закрепление пройденного материала ( 10мин)

Защита проектных работ студентов.

7.Подведение итогов урока (9 мин.)

8. Домашнее задание (1мин.) Подготовить мультимедийную презентацию о своих родственниках, участвовавших в военных событиях, в рамках исторического проекта « Великая Отечественная война1941-1945 г в судьбах, событиях и лицах»

Конспект урока

1.Организационный момент: (1мин.)

Проверка присутствующих студентов на уроке.

2.Целеполагание ( 1мин.).

Сообщение целей урока

3.Актуализация внимания студентов, сообщение темы урока:(4 мин.)

Преподаватель:

– В жизни каждой страны – своя история, в которой сотни событий. Но военные страницы этой истории – это особая глава. Сегодня на уроке мы будем повторять историю Великой Отечественной войны, перелистаем страницы истории Тверской области.

4.Повторение материала: ( 4мин)

Мозговой штурм:

1.Что вы знаете о Великой Отечественной войне?

2.Почему называется Отечественной?

3. Когда началась?

4.Кто вторгся на территорию СССР?

5.Знаете ли вы главнокомандующего Советской армией?

6.Каких героев Вов вы знаете?

5.Объяснение нового материала: ( 15 мин.)

Преподаватель:

-Нам предстоит с вами вспомнить самые трагические страницы истории нашей области. Но проведем мы наш урок не совсем обычно, давайте построим его в форме- путешествия. Все вы сейчас получите бейджики с определенным цветом ( красного и желтого). Таким образом, вы разделитесь на экспертные группы (2 группы), каждая из которых будет разбирать определенную тему, путешествуя по маршруту, который вы видите на экране. В конце урока каждая группа защищает свой проект – мультимедийную презентацию. Для работы вам предоставляется опорный конспект, наглядные материалы. Вам дано 20 минут на выполнение задания, в это время будут звучать мелодии военных лет, когда вы услышите песню «День Победы» вы должны закончить свою работу. После этого мы заслушаем каждую команду, на защиту проекта отводится по 5 минут для каждой команды. Будет учитываться точность и достоверность исторического материала, соответствие маршрутному листу.

- Я призываю вас к активной дружной работе, зовите на помощь внимательность, сообразительность. И так в бой.

Темы : 1.Битва за Калинин ( красные бейджики)

2. Ржевская битва ( желтые бейджики)

Маршрутный лист

Литературная гостиная ( описание события в прозе, стихах)

Хронологические рамки событий

Содержание основных событий

«Художественная мастерская» ( картины художников, фотографии )

Значение событий в истории ВОВ

6. Закрепление пройденного материала ( 10мин)

- Прозвучал сигнал к окончанию работы над проектами. И настал момент защиты вашего творческого проекта по теме: «Основные события Великой Отечественной войны на территории Тверской области».

7.Подведение итогов урока ( 9 мин.)

Преподаватель:

-Наш урок подходит к концу. Учитывая заранее объявленные требования к проектным работам, мы подведем итоги. Внимание на экран, вы видите результаты защиты своей

работы.






Студент №1

- Всё дальше уходят в историю грозные и героические события Великой Отечественной войны. Но мы с вами должны всегда помнить бессмертный подвиг советского народа, который одержал великую победу на фронте и в тылу.


Студент №2.

Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойно заснут города.
Пусть сирены пронзительный вой,
Не звучит над моей головой.
Ни один пусть не рвётся снаряд,
Ни один не строчит автомат.
Оглашают пусть наши леса,
Только птиц и детей голоса.
Пусть мирно проходят года,
Пусть не будет войны никогда!

Преподаватель:

- Великая Отечественная война, победа нашего многонационального народа в ней – по праву и навсегда в этом ряду.

-Память о ней, гордость за беспримерный подвиг воинов и тружеников тыла передаются из поколения в поколение, объединяют всех нас, служат нам незыблемым нравственным ориентиром.

- Мы должны чтить, беречь и защищать честь солдата-освободителя.

6. Домашнее задание (1мин.)

Преподаватель:

- Внимание на экран, запишите домашнее задание.





Список литературы.

1.А.А.Левандовский, Ю.А. Щетинов « История России», 11класс

2.В.П.Дмитренко, В.Д. Есаков « История Отечества», 20 век,11 класс

3.Л.Н.Алексашкина « Россия и мир в 20 начало 21 века».







































Приложение№1

Опорный конспект

1.Я убит подо Ржевом. Твардовский А. Т

Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налёте.
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки, —
Точно в пропасть с обрыва —
И ни дна, ни покрышки.
Летом, в сорок втором,
Я зарыт без могилы.


2.А.Шумилин « Ванька ротный»

Из города по главным направлениям выходило пять основных  дорог. Первая столбовая шла на Старицу и Калинин. Вторая мощёная шла на Зубцов и Волоколамск. Третья, почти совсем разбитая, петляла лесами и болотами в сторону Нелидово. Четвёртая, совершенно не годная для  войсковых обозов  и артиллерии, шла вдоль левого берега Волги на Селижарово. От неё, если повернуть на север, можно было уйти  на Торжок. И последняя пятая подходила к городу Ржеву из-за Волги, по ней мы ночью через мост вошли в Ржев. Вот собственно все пути и дороги, которые проходят через Ржев Я представлял себе по памяти их примерное расположение . Но, находясь среди узких и запутанных улиц, я не мог разобраться  и выбрать нужное нам направление. Я видел когда-то карту этого района, но не думал тогда, что мне придётся вести своих солдат через пустой и безлюдный город. Если бы знать заранее, я запомнил бы всё как следует . А теперь я шёл, и с  усилием извлекал из  памяти расположение этих пяти дорог.Я по компасу выбрал улицу идущую в северном направлении. Мы тронулись и пошли по ней. Но улица вскоре круто завернула и вывела нас обратно на берег Волги. Без карты трудно было определить, где мы находимся в данный момент и куда нам следует лучше идти.Карты города у нас с собой не было, а из горящего города нужно было поскорей уходить. Пожар охватил всю южную часть и вокзальную сторону города.Я смотрел на море огня и думал, — город сгорит за ближайшие дни. Пламя повсюду бушует, гудит и набирает силу! Огонь перебрасывается с одного здания на другое в одно мгновение. Это происходит так быстро, что не успеваешь даже глазом моргнуть.

Воспоминание П. А. Михина : «В памяти советского солдата и советских граждан Ржевский выступ, Ржевская дуга остались «ржевской мясорубкой», «прорвой». Мы наступали на Ржев по трупным полям. В ходе Ржевских боев появилось много «долин смерти» и «рощ смерти». Не побывавшему там трудно вообразить, что такое смердящее под летним солнцем месиво, состоящее из покрытых червями тысяч человеческих тел. Лето, жара, безветрие, а впереди — вот такая «долина смерти».

Рже́вская би́тва — боевые действия советских и немецких войск в ходе Великой Отечественной войны, проходившие в районе Ржевского выступа с 5 января 1942 года по 21 марта 1943 года с перерывами от полутора до трёх месяцев. Включают в себя четыре наступательные операции советских войск Западного и Калининского фронтов против немецкой группы армий «Центр», имевшие целью нанести поражение основным силам «Центра», освободить города Ржев, Сычёвку, Вязьму и тем самым ликвидировать Ржевский выступ. Завершилась ликвидацией Ржевского выступа.В течение 13 месяцев советскими войсками одна за другой были проведены три крупные наступательные операции общей продолжительностью 3 месяца. Немецкая сторона всё это время пыталась удержать стратегически выгодный плацдарм в центре Восточного фронта.

Операции советских войск: Ржевско-Вяземская стратегическая наступательная операция Калининского и Западного фронтов ( 5 января− 21 апреля 1942 года).Первая Ржевско-Сычёвская (Гжатская) наступательная операция войск Западного и Калининского фронтов (31 июля − 20 октября 1942 года).Вторая Ржевско-Сычёвская наступательная операция («Марс») войск Западного и Калининского фронтов (25 ноября − 20 декабря 1942 года).Ржевско-Вяземская наступательная операция войск Западного и Калининского фронтов (2 марта − 31 марта1943 года).

Зимой 1943 года немецкая 9-я армия В. Моделя оставила Ржевско-вяземский выступ. Операция по отводу войск на заранее подготовленные позиции была названа «Буйвол» (нем. Bϋffel). Тактически грамотные действия немецкого командования позволили сохранить немецкие войска и вывести их из под угрозы окружения. Перейдя в наступление, войска Красной армииобнаружили пустой город, в котором оставался лишь арьергард 9-й армии, создававший видимость присутствия немецких войск. Вскоре штаб немецкой 9-й армии возглавил войска на северном фасе Курского выступа. Советские войска Калининского (командующий — М. А. Пуркаев) и Западного(командующий — В. Д. Соколовский) фронтов начали преследование противника. Это преследование, длившееся со 2 по 31 марта, получило название Ржевско-Вяземской операции 1943 года и отодвинуло линию фронта от Москвы ещё на 130—160 километров. Город Ржев был освобождён 3 марта 1943 года войсками 30-й армии Западного фронта. Бои под Ржевом стали одним из самых кровавых эпизодов Великой Отечественной войны. По данным исследования историка А. В. Исаева, проведённого на основе архива Министерства обороны, потери в операциях на дуге, опоясывающей Ржев, протяжённостью 200—250 километров, с января 1942 года по март 1943 года составили: безвозвратные — 392 554 человек; санитарные — 768 233 человека. В число безвозвратных потерь входят пленные, часть которых после войны вернулась домой. 50 000 человек были взяты в плен из состава 39-й, 22-й, 41-й армий и 11-го кавалерийского корпуса. 13 700 человек пленены во время Ржевско - Гжатской наступательной операции 30 июля — 30 сентября 1942 года. Согласно статистическому исследованию историка Г. Ф. Кривошеева «Россия и СССР в войнах ХХ века», безвозвратные потери (убитые, умершие от ран и пропавшие без вести, в том числе попавшие в плен) в 1942—1943 годы в операциях на западном направлении составили 433 037 человек, из них: Ржевско-Вяземская стратегическая наступательная операция (8 января — 20 апреля 1942 года) — 272 320человек.Первая Ржевско-Сычевская наступательная операция (30 июля — 23 августа 1942 года) — 51 482 человека. Вторая Ржевско-Сычевская наступательная операция (25 ноября — 20 декабря 1942 года) — 70 373 человека. Ржевско-Вяземская наступательная операция (2 — 31 марта 1943 года) — 38 862 человека. В 1942 году общие потери на Западном и Калининском фронтах (включая Ржевскую дугу) составили: западный фронт — 244 574 человек убитых и умерших от ран и 44 996 человек пропавших без вести; калининский фронт — 221 726 человек убитых и умерших от ран и 55 826 человек пропавших без вести. Итого, безвозвратные потери советской армии, включая пленных, в ходе Ржевской битвы 1942—1943 годов составили 605 984 человека. В результате боевых действий за 17 месяцев оккупации Ржев, а также соседние города и деревни были практически полностью разрушены, в том числе, артиллерией и авиацией Красной армии при попытках их освобождения.

Предметы быта горожан, вынужденных Так выглядел Ржев после боев 1941-1943годов

жить в землянках

Общий вид панорамы Ржевской битвы

Н.И.Белов « Битва за высоту 200.0»




















Приложение№2

Опорный конспект

1.События, предшествовавшие немецкому наступлению. Согласно донесению члена военного совета 30-й армии о боях за город Калинин от 17 октября 1941 года, именно в этот период немцы начали усиленный обстрел города, который до 12 октября 1941 года никто не оборонял. В том же донесении местные власти Калинина обвиняются в беспечности и безответственности. Прибывшим в Калинин военным советом было принято решение об организации заградительных отрядов, которые составили политработники, особисты и сотрудники НКВД. В результате:

было задержано не менее 1500 человек вооружённых красноармейцев и командиров различных армий и соединений, бежавших в направлении на Москву, из которых несколько человек было расстреляно на месте без суда и следствия. Задержанных укомплектовали в штрафбаты и отправили на фронт.

2.Система советской обороны


Авиационный налёт на Калинин, октябрь 1941 года

Утром 12 октября на станцию Калинин прибыли эшелоны с 142-м и 336-м полками 5-й стрелковой дивизии под командованием подполковника П. С. Телкова. В стрелковых полках дивизии насчитывалось, в среднем, по 430 человек. Заместитель командующего Западным фронтом генерал-полковник И. С. Конев поставил дивизии задачу сдержать противника на подступах к городу и распорядился усилить её маршевой ротой и отрядом слушателей Высшего военно-педагогического института Калинина. Также в распоряжение дивизии было выделено несколько отрядов ополчения.К 13 октября 1941 года передовые немецкие части достигли деревни Даниловское, расположенной в 20 километрах от Калинина. Немецкая авиация крупными силами начала интенсивную бомбардировку городских кварталов. В городе начались пожары. В тот же день западная окраина города подверглась интенсивному артиллерийскому обстрелу из района Черкасово . Танковые и моторизованные части противника пробивались к Калинину по Старицкому шоссе и 13 октября захватили деревню Мигалово. В ночь с 12 на 13 октября и днём 13 октября силы Красной армии заняли оборону на южной и юго-западной окраинах города, растянувшись на 14 километров. Однако сдержать противника они не смогли. 5-я стрелковая дивизия была оттеснена к полотну железной дороги, где заняла оборону, обеспечив проезд эшелона с 190-м полком. Несмотря на прибытие подкреплений, значительный численный перевес оставался на стороне немцев, из-за отсутствия танковой и авиационной поддержки дивизии отступили к восточной окраине города.



3.Обстоятельства взятия Калинина немецкими войсками

К утру 14 октября 1941 года немцы подтянули к Калинину основные силы ударной группировки: 1-ю танковую дивизию, 900-ю моторизованную бригаду и часть сил 36-й моторизованной дивизии (около 20 тысяч человек), которые в 8—10 раз превосходили число обороняющихся. Приказ командующего 41-го моторизованного корпуса командиру 1-й танковой дивизии с командного пункта в Даниловском гласил:

Овладеть городом Калинин и шоссейным мостом через Волгу в 2 километрах за ним!

В то время как боевая группа. В (усиленный 1-й пехотный полк), прикрывая левый фланг дивизии и транспортные пути с севера, ещё отражала ожесточённые атаки советских частей на плацдарме у Старицы, главные силы дивизии приготовились к штурму Калинина. Начали немецкую атаку два передовых подразделения. Подразделение майора барона фон Вольфа атаковало в 5:00 и действовало в направлении шоссе Лотошино — Калинин. В то же время 3-я рота 113-го стрелкового полка под командованием лейтенанта Кацмана атаковала Старицкое шоссе. Оба подразделения встретили значительное сопротивление у линии железной дороги и были вынуждены приостановить наступление. К 10:00 14 октября 142-й и 336-й стрелковые полки 5-й стрелковой дивизии занимали оборону на рубеже Желтиково — Никулино — Лебедево, контролируя Старицкое и Волоколамское шоссе. 190-й стрелковый полк сосредоточился в районе школы № 12 (южная часть города); слушатели курсов младших лейтенантов оборонялись в районе Бортниково; 934-й стрелковый полк 256-й стрелковой дивизии занимал оборону на рубеже Николо-Малица, ручей Межурка, не допуская прорыва противника в город вдоль левого берега Волги.В 10:30 14 октября немецкие войска перешли в наступление по обоим берегам Волги, однако встретили значительное сопротивление советских войск на западной окраине Калинина. С 12:30 начались уличные бои в городе. Боевые порядки советских войск подвергались массированным ударам вражеской авиации.Части 5-й стрелковой дивизии под давлением превосходящих сил противника отошли в центр города и заняли оборону по реке Тьмаке. Уличные бои в южной части Калинина продолжались весь день и ночь. Начались тяжёлые уличные бои с храбро сражавшимися защитниками Калинина, которые прочно удерживали многочисленные узлы обороны в городе. Их удавалось заставлять отходить только после поджога их опорных пунктов огнемётными танками или из огнемётов… Это требовало много времени… В центре Калинина дрались остатки 113-го моторизованного батальона, 1-й батальон и 1-й танковый полк, усиленный огнемётными танками… Теперь мост (шоссейный мост через Волгу) словно магнит притягивал атакующих его стрелков. К ним присоединился огнеметный танк, который сопровождали два танка типа III. Они подавляли пулемётные точки… Наконец подвезённые миномёты открыли огонь дымовыми минами по позициям противника… Когда дым снова рассеялся, мы достигли уже дощатых стен стадиона. Утром 15 октября 5-я стрелковая дивизия, понеся потери убитыми и ранеными до 400 человек, под давлением сил противника отошла на рубеж Константиновка — Малые Перемерки — Котово.Части 256-й стрелковой дивизии противостояли меньшим силам противника и города не оставили, ведя в нём уличные бои. Особенно ожесточённые бои шли за Тверецкий мост, где силами 531-го артиллерийского полка под командованием лейтенанта А. И. Кацитадзе были отбиты несколько атак; впоследствии их поддержали прибывшие по направлению с Лихославля части 8-й танковой бригады. Со стороны Горбатого моста советская оборона была сильна, и наступление немецких частей на этом участке города было остановлено. Также было остановлено немецкое продвижение и в Затверечье, что позволило командованию фронта создать прочную оборону на Бежецком шоссе. Жители, выйдя за черту города, уходили в тыловые районы области трактами на Бежецк, Кимры, Кашин. Зарево пожаров над городом было видно за десятки километров.Ситуация вокруг города Калинин развивалась по уже опробованному во время летней кампании сценарию: немецкие войска, захватывая ключевую позицию, вынуждали Красную Армию её отбить, ведя бои на небольшом пространстве вокруг города. В связи с важностью оперативного направления, 19 октября 1941 года Верховным командованием Красной Армии был образован Калининский фронт. Образование Калининского фронта имело важное стратегическое значение: соединяя армии Западногои Северо-Западного фронтов, он угрожал с фланга группе немецких войск, наступавших на Москву с севера, преградил немецким силам пути на север и восток и не дал развернуть наступление на Ленинград, которое могло бы создать критические условия для советских войск, способствуя обороне Москвы и Ленинграда осенью и зимой 1941 года. В сложившейся ситуации исключительную роль для Калининского фронта и Московской оборонительной операции сыграли меры, предпринятые советским командованием в первые дни оккупации: рейд 21-й танковой бригады и действия оперативной группы Н. Ф. Ватутина.10 октября 1941 года с целью предотвращения продвижения противника к Калинину была создана оперативная группа войск под командованием начальника штаба Северо-Западного фронта генерал-лейтенанта Н. Ф. Ватутина.. Днём15 октября к Калинину стали подходить основные силы оперативной группы, одновременно по шоссе на Торжок выступили силы немецкой армии. На северо-западной окраине Калинина завязался встречный бой, который длился около 4 часов. К 14 часам 934-й стрелковый полк во взаимодействии с 8-м танковым полком бригады контратаковал противника и овладел Горбатым мостом. В 16 часов противник крупными силами пехоты с 30 танками перешёл в атаку. В результате боя немцы потеряли 3 танка, 5 бронемашин, свыше 600 солдат и офицеров и отошли назад в город. К исходу дня группа закрепилась на северо-западных окраинах Калинина. В 15 часов 16 октября части 1-й танковой дивизии (боевая группа полковника Хайдебранда) и 900-й моторизованной бригады нанесли удар из района станции  Дорошиха в направлении на Николо-Малицу.Им удалось быстро прорвать оборону 934-го стрелкового полка 256-й стрелковой дивизии и к исходу дня выйти в район Медного. В боях под Медным 22—23 октября потери немцев составили до 1000 человек, 200 мотоциклов, до 30 танков, 15 орудий, множество автомашин и другой техники; отступавшие немецкие танки были прижаты в районе Дмитровского болота (между деревнями Черкасово и Щербовым), при этом их потери составили 70 танков. Таким образом, попытка немецкого командования использовать Калинин для дальнейшего наступления, была сорвана. 12 октября 1941 года начальником АБТУ Я. Н. Федоренко перед 21-й отдельной танковой бригадой была поставлена задача после получения танков следовать через Москву в Калинин, разгрузиться там и не допустить захвата города.В связи с эвакуацией станций Калинин и Редкино, бригада была вынуждена разгружаться в Завидово и Решетниково .Наступление на Калинин началось утром 17 октября тремя группами по Волоколамскому (группы М. А. Лукина,М. П. Агибалова) и Тургиновскому (группа И. И. Маковского) шоссе. В селе Пушкино группа разгромила немецкий штаб. В деревне Трояново (16 км от Калинина) танки бригады встретил плотный противотанковый огонь. В ходе боя погиб командир полка майор Лукин. Часть танков смогла прорваться через немецкие позиции. В Напрудном (10 км от Калинина) погиб капитан Агибалов. В Калинин прорвались 8 танков группы. Танк Т-34 № 3 старшего сержанта С. Х. Горобца оторвался от основной группы, с боями прорвался в центр Калинина, а затем — на его восточную окраину, где держала оборону 5-я стрелковая дивизия. Пока танк С. Х. Горобца успешно прорывался через город, на улицах Калинина были подбиты или сгорели в своих танках 7 других экипажей из 1-го батальона капитана М. П. Агибалова.Группа Маковского прорвала оборону на южной окраине города и устремилась в район железнодорожного вокзала, где немцы создали укреплённый район. Для наступления на Калинин 31-я армия была усилена стрелковыми дивизиями и полками тяжёлой артиллерии и 1 декабря 1941 года получила приказ перегруппироваться на левое крыло фронта.5 декабря началось контрнаступление Красной Армии под Москвой. По замыслу операции войска Калининского фронта должны были не только разгромить противостоящую группировку немцев и занять Калинин, но и выйти в тыл вражеским частям, действовавшим северо-западнее Москвы.

Танковая переправа через Волгу

Разведке удалось выяснить, что немцы, прикрываясь группами заграждения, готовятся к отходу.14 декабря соединения 31-й армии обошли Калинин с юго-востока и перерезали Волоколамское и Тургиновское шоссе. У оккупантов в Калинине осталась только одна дорога, связывающая их с собственными тылами, — Старицкое шоссе. К концу дня 15 декабря кольцо советских войск под Калинином почти сомкнулось. Немецкому гарнизону было предложено сдаться, но это предложение было отвергнуто. Немцы начали спешно готовиться к отступлению и 16 декабря вывел главные силы из города. Перед отступлением из 800 солдат и офицеров Вермахта был сформирован батальон факельщиков, ночью 16 декабря осуществивший поджог города.16 декабря 1941 года в 3 часа 30 минут советские части, наступая с разных направлений, начали штурм города. За несколько часов до этого 243-я стрелковая дивизия вступила в ружейно-пулемётную перестрелку с противником на северных окраинах Калинина. С приближением к окраинам города обстановка становилась сложнее. Немцы построили мощные укрепления. На улицах, в подвалах, на чердаках были установлены лёгкие пушки, миномёты и пулемёты. Ближайших подступы к городу хорошо простреливались . В 11 утра после многочасового боя батальон под командованием Степаненко ворвался в город со стороны силикатного завода, расположенного на восточной окраине, и у Московской заставы встретил сильное сопротивление противника. Вслед за батальоном Степаненко по соседним улицам, с боями, в город вошли части под командованием майора Второва. В 11 часов с юга с боем вошли в город правофланговые части 256-й стрелковой дивизии. Преодолевая сопротивление противника, 16 декабря к 11 часам дивизия очистила юго-восточную часть города, а в 14 часов 30 минут 934-й стрелковый полк овладел железнодорожным вокзалом и Советской площадью. 937-й полк продолжал теснить врага, пробился к улице Вагжанова и Советскому переулку, где установил огневую связь с 243-й стрелковой дивизией 29-й армии, штурмовавшей Затверечье и Заволжский район города с севера и северо-запада, и соединился в Советском переулке с подразделениями 910-го полка 243-й стрелковой дивизии. В это время была дана команда начать преследование противника, а артиллерии открыть огонь по заранее намеченным объектам в городе. Под прикрытием артиллерии 243-я дивизия с боем ворвалась в пригороды, а к рассвету вышла на берег Волги в районе улицы Володарского и бульвара Ногина. Преодолевая сопротивление немецких арьергардов, 243-я стрелковая дивизия к трём часам утра заняла северную часть Калинина. Днём части генерала Поленова заняли Заволжье, речной вокзал и затем, форсировав Волгу, с боем вступили в центральную часть города. С юга к городу подошли части 250-й стрелковой дивизии. К 13 часам город был полностью освобождён от немецко-фашистских войск.

Итоги Захваченные немецкие знамёна


Победа советских войск под Калинином имела большое значение в битве за столицу. Попытка немецких войск окружить Москву закончилась поражением. Была восстановлена прямая связь между западным и северо-западным стратегическими направлениями и обеспечено взаимодействие Калининского, Западного и Северо-Западного фронтов. При освобождении Калинина у немцев было захвачено: орудий разного калибра 190, из них 4 тяжёлых двенадцатидюймовых, танков — 31, самолётов — 9, автомашин — около 1000, миномётов — 160, пулемётов — 303, автоматов — 292, мотоциклов — 47, винтовок — 4500, снарядов — 21 000, мин — 12 500, патронов — свыше 500 000, радиостанций — 18, боевых знамён — 4. Кроме того, захвачено 2 склада боеприпасов, склад с обмундированием, повозки, кабель и много другого военного имущества. В боях в районе Калинина немцы потеряли только убитыми более 10 000 солдат и офицеров. В ходе боёв и оккупации город сильно пострадал: разрушено 7714 зданий и 510,3 тыс. метров² жилой площади, что составило 56 процентов жилого фонда города, выведено из строя более 70 предприятий. Потери мирного населения за время оккупации составили более 2500 человек. В послевоенные годы именами сражавшихся за Калинин были названы улицы: Конева, Ротмистрова, Агибалова, Лукина, Пичугина.

Приказы немецкого командования Население Калинина на

в Калининской области принудительных работах по расчистке улиц

Воспоминания очевидцев Великой Отечественной войны.

(Из воспоминаний Н. Фёдоровой) ...В июне 41-го войну никто не ждал. Нам было по восемнадцать, я была студенткой Калининского педагогического института, шла сессия. И, как сейчас помню, готовилась к экзамену по античной литературе. 21 июня был выходной день, и мы с подругами пошли на танцы в «Звёздочку». В фойе кинотеатра тогда играл джаз-оркестр. Возвращались домой под утро.На следующий день, 22 июня, я пошла в читальный зал институтской библиотеки. Сейчас там находится Тверской государственный университет. К читальному залу, который был на третьем этаже, с внутренней стороны здания вела ажурная металлическая лестница с площадками. Хорошо помню, как вдруг кто-то из студентов вбежал в зал и крикнул: «Война, война...»

(Из воспоминаний А.Н. Лукьянова)…Вечером 20 июня 1941 года мы прощались с родной школой, был выпускной школьный бал. Впереди дорога в самостоятельную жизнь. Все естественно мечтали о счастливом светлом будущем. Каждый, как и подобает юным рисовал себе его в самых радужных красках. Не знали мы тогда, что главный экзамен в жизни ещё придётся только держать. На это раз – экзамен на гражданскую зрелость и мужество.О начале войны узнал 22 июня на утреннем сеансе в кинотеатре Эрмитаж. Какой – то мужчина вышел на авансцены и объявил: « товарищи, только что по радио передано сообщение, на нашу родину напала фашистская Германия.
















С. Острова

Идёт война

Кровью закат окрашен, 
Молча идём без слов 
Мимо полей и пашен, 
Мимо родных лесов. 
Путь наш тяжел и длинен. 
В горе. В слезах. В огне. 
Немец, заняв Калинин, 
Рвется уже к Москве


«Лиза Чайкина» Марии Комисаровой

Лизу гнали. Плетью подгоняли, 
Длинною дорогою вели. 
С нетерпеньем в штабе Чайку ждали, 
Не часам – секундам счёт вели. 
Ночь. Гестапо. Пьяная разведка. 
На полу – окурки и плевки. 
И стучит в окно берёзы ветка. 
И снежинки падают, легки. 
Заметает снег леса и долы. 
Офицер всю ночь ведёт допрос: 
«Партизанка ты? Из комсомола? 
Ты над Волгою взорвала мост?» 
«Я служу на почте!» «Понимаю, 
Здесь, на почте? – И перо скрипит.– 
Где отряд? В каком лесу?» – 
«Не знаю...»






















Приложение №3


Маршрутный лист


Литературная гостиная ( описание события в прозе, стихах)

Хронологические рамки событий

Содержание основных событий

«Художественная мастерская» ( картины художников, фотографии )

Значение событий в истории ВОв










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!