Тема урока: Кислоты и основания.
Цель: формирование знаний об основаниях и кислотах, как о новом классе неорганических веществ.
Задачи:
Образовательные:
научить составлять формулы оснований и называть их;
определять отличительные признаки кислот и оснований;
сравнивать кислоты и основания по разным признакам;
находить степени окисления элементов в основаниях и кислотах.
Развивающие:
развивать способность к аналитическому мышлению;
развивать способность правильно строить свою речь и формулировать мысли.
Воспитательные:
способствовать воспитанию у обучающихся умения контролировать свои эмоции;
способствовать воспитанию усидчивости.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечания (ОВЗ) |
1. Орг.момент | Приветствие. Проверка готовности к уроку. | Дежурный докладывает об отсутсвующих. | |
2. Проверка домашнего задания. | 1. Проверка письменной работы. 2. Работа по карточкам. Разноуровневые задания по определению степени окисления и называнию веществ, классификация оксидов. (Приложение 1.) | Один у доски на оценку воспроизводит упражнение. У остальных проверка о наличии выполненного задания. Выполняют задание 10 минут. | Задание содержит формулы веществ и первую часть названия веществ и опорную схему классификации оксидов (Приложение2.) |
3. Актуализация знаний. | На доске формулы кислот и оснований: HCl, NaOH, Cu(OH)2, H2SO4, HNO3, HBr, Al(OH)3, H3PO4 Записываем тему урока: Кислоты и основания. | Что общего и что их отличает друг от друга? Записывают в тетрадь | |
4. Изучение нового материала | Записываем в два столбика данные вещества. Дайте определение кислотам. Кислоты — это сложные вещества, которые состоят из атома водорода и кислотного остатка. Посмотрите на формулы кислот, как их можно классифицировать? КИСЛОТЫ кислородсодержащие бескислородные Еще как можно их классифицировать? КИСЛОТЫ одноосновные двухосновные многоосновные Что такое основность? Знакомимся с формулами кислот и учимся читать правильно формулы стр. 119 Обращаем внимание на вторую колонку веществ. Что общего между этими веществами? Основания- это сложные вещества, которые состоят их атома металла и гидроксильной группы ОН. Как можно классифицировать основания? ОСНОВАНИЯ одноосновные двухосновные многоосновные ОСНОВАНИЯ растворимые нерастворимые (щелочи) Учимся пользоваться таблицей растворимости. | Делят страницу пополам и записывают формулы в тетрадь. Формулируют определение кислот. Записываем определение в тетрадь. Сравнивают и дают классификацию по содержанию кислорода. Записывают схему в тетрадь Сравнивают и дают классификацию по содержанию водорода. Записывают схему в тетрадь. Чтение параграфа стр. 21. Записываем определение. Повторяем хором за учителем. Сравнивают вещества во второй колонке и формулируют определение оснований. Классифицируют по содержанию ОН групп. Записывают схему в тетрадь. Записывают схему в тетрадь. Работают по таблице растворимости | Пользуясь учебником пар. 21 стр. 120, записывают определение в тетрадь. Читают параграф стр. 119,. записывают в тетерадь Находят в параграфе стр. 121 и записывают в тетрадь Находят в параграфе 20 стр. 115 определение и записывают в тетрадь. |
4. Закрепление изученного материала | Распределить вещества на оксиды (кислотные, основные, амфотерные), основания, кислоты (Приложение 3.) | Работают самостоятельно, проверяем через 10 минут | Работают по карточкам (Приложение 4) |
5. Домашнее задание | Параграфы 20-21, таблица 4 стр. 118 выучить, названия кислот стр. 119 выучить. | | Параграфы 20-21, сделать опорную карточку по таблице 4 стр. 118 и с формулами кислот. |
6.. Итог урока | Вывод по уроку. | Делают вывод: Что нового узнал? Что осталось непонятным? | |
Приложение 1.
Выпишите формулы оксидов и дайте им названия.
Na2O, HCl, CuO, CO, HNO3, N2O3, NO, К2O, HClO, Ag2O, Mn2O5, HMnO4, SO3, Cr2O5, H2Cr2O7.
* Определите степень окисления в оксидах и распределите их на основные, кислотные, амфотерные, несолеобразующие.
Приложение 2.
Дайте названия оксидам и определите степень окисления.
Na2O – оксид _____________, CuO- оксид ________, CO — оксид ___________ (_), N2O3 - оксид ___________ (_), NO – оксид азота (_), К2O — оксид _________, Ag2O — оксид ___________, Mn2O5 — оксид _______ (V), SO3 — оксид ______ (_), Cr2O5 - оксид _______ (V).
Приложение 3.
Распределить вещества на оксиды (кислотные, основные, амфотерные, несолеобразующие), основания, кислоты:
Na2O, HCl, CuO, CO, HNO3, NaOH, N2O3, NO, Cu(OH)2, H2SO4, HNO3, HBr, Al(OH)3, H3PO4, К2O, HClO, Ag2O, Mn2O5, HMnO4, SO3, Cr2O5, H2Cr2O7.
Приложение 4.
Выберите формулы кислот и оснований и распределите ихи в две колонки.
Na2O, HCl, CuO, CO, HNO3, NaOH, N2O3, NO, Cu(OH)2, H2SO4, HNO3, HBr, Al(OH)3, H3PO4, К2O, HClO, Ag2O, Mn2O5, HMnO4, SO3, Cr2O5, H2Cr2O7.
Приложение 1.
Выпишите формулы оксидов и дайте им названия.
Na2O, HCl, CuO, CO, HNO3, N2O3, NO, К2O, HClO, Ag2O, Mn2O5, HMnO4, SO3, Cr2O5, H2Cr2O7.
* Определите степень окисления в оксидах и распределите их на основные, кислотные, амфотерные, несолеобразующие.
Приложение 2.
Дайте названия оксидам и определите степень окисления.
Na2O – оксид _____________, CuO- оксид ________, CO — оксид ___________ (_), N2O3 - оксид ___________ (_), NO – оксид азота (_), К2O — оксид _________, Ag2O — оксид ___________, Mn2O5 — оксид _______ (V), SO3 — оксид ______ (_), Cr2O5 - оксид _______ (V).
Приложение 3.
Распределить вещества на оксиды (кислотные, основные, амфотерные, несолеобразующие), основания, кислоты:
Na2O, HCl, CuO, CO, HNO3, NaOH, N2O3, NO, Cu(OH)2, H2SO4, HNO3, HBr, Al(OH)3, H3PO4, К2O, HClO, Ag2O, Mn2O5, HMnO4, SO3, Cr2O5, H2Cr2O7.
Приложение 4.
Выберите формулы кислот и оснований и распределите ихи в две колонки.
Na2O, HCl, CuO, CO, HNO3, NaOH, N2O3, NO, Cu(OH)2, H2SO4, HNO3, HBr, Al(OH)3, H3PO4, К2O, HClO, Ag2O, Mn2O5, HMnO4, SO3, Cr2O5, H2Cr2O7.