«Проектно – исследовательская деятельность.
Учитель начальной школы МОУ СОШ №79 г. Сочи
Название урока | Природная зона России – Тундра |
Предмет | Окружающий мир |
Класс | 4 класс |
Технология | Проектно – исследовательская деятельность |
Тип урока | Формирование новых знаний (урок-исследование) |
Цели урока | для учителя | для ученика |
сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры. познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека. развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с картой. Развивать устную монологическую речь. воспитывать потребность в бережном отношении к природе | познакомиться с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека |
Образователь ные результаты | Предметные получить представление о природной зоне тундры; познакомиться с географическим положением тундры; познакомиться с климатическими условиями зоны; узнать особенности растительного и животного мира тундры; познакомиться с населением тундры и его деятельностью. |
Метапредметные Регулятивные – прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала. Познавательные – воспроизводить по памяти информацию, добывать новые знания, используя учебник, дополнительную литературу, ресурсы интернет и информацию, полученную на уроке; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Коммуникативные – формулировать собственное мнение и позицию, свои затруднения; определять общую цель и пути её достижения, строить монологические высказывания, вести диалог, слушать собеседника. |
Личностные выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять доброжелательность, доверие, внимательность, помощь в конкретных ситуациях; осознавать потребность в бережном отношении к природе. |
Образователь ная среда урока | карточки -помогайки; карточки с вопросами; текст с ошибками;` презентация учителя; презентации детей |
Форма работы на уроке | группы постоянного состава (4 групп по 6 учеников) |
Этап | Действия учителя | Действия ученика |
Организаци онный
| ставит и поясняет цели урока | рассаживаются по группам, определенным заранее (на предыдущем уроке учащиеся уже разделились на 4 группы: географы, зоологи, ботаники, экологи; каждая группа располагается за своим отведенным рабочим местом, отмеченным специальной карточкой-названием) |
Актуализа ция знаний | - С какой природной зоной мы уже знакомы? СЛАЙД (презентация учителя) - Покажите эту природную зону на карте. - Чем запомнилась эта природная зона? Исправь географические ошибки в тексте: Арктика – огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и полуостровами (правильно - островами). Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (правильно – косые, наклонные) лучи. Зимой в Арктике полярный день (правильно – полярная ночь), а летом – полярная ночь (правильно – полярный день). Температура воздуха зимой опускается до -60оС, а летом не поднимается выше нуля (правильно – поднимается на несколько градусов выше нуля). | Зона Арктических пустынь
работают с текстом, исправляют ошибки, объясняют свою точку зрения (приложение 1) |
Введение знаний | - Сегодня мы поговорим о новой природной зоне России, которая граничит с Арктикой. - И она называется? СЛАЙД - Совершенно верно – это зона Тундры. В переводе с финского языка тундра означает “бесплодная” или “враждебная”. А почему? Мы сегодня попробуем это узнать. И сейчас в работу включаются наши географы, ботаники, зоологи, экологи. Они в течение недели исследовали и выясняли: Где расположено? Что растёт? Кто живёт? Как живут? СЛАЙД Местоположение тундры и особенности неживой природы тундры (группа географов). Растения тундры (группа биологов). Животные тундры (группа зоологов). Тундра и человек (группа экологов). Остальные группы не только слушают выступающих, но и заполняют таблицу, которая вам потом поможет написать тест в программе «Знак» | дети разгадывают кроссворд
ТУНДРА
в помощь были даны карточки–помогайки (приложение 2)
получают таблицу с вопросами, на которые они отвечают по ходу выступления каждой группы (приложение 3) |
Систематизация знаний | координирует временные и содержательные аспекты выступления групп задает уточняющие вопросы корректирует и дополняет сообщения учащихся | представляют свои сообщения с использованием ИКТ по группам географы зоологи ботаники экологи (выступления групп в приложении 4) |
Рефлексия | - Молодцы! Было очень приятно работать с наблюдательными исследователями! - Правда ли, что Тундра «бесплодная» и «враждебная»? - А Н.Сладков назвал Тундру «Седая земля» Седая земля (Тундра) Николай Сладков Равнина серая и сырая. И небо над ней серое и сырое. Мох, кочки, лужи. Все плоско и бесконечно. Но встречаются и леса - высотой по колено! Ивы, березы толщиной с карандаш. Грибы в таком лесу и то выше деревьев. Грибы -надберезовики, а уж олень или человек совсем великаны. Тут на дню пять погод: сеет, веет, поливает и посыпает. Приползет туча - накроет тундру холодная тень. За ней вторая - спрыснет частым дождем. Третья пробарабанит крупной ледяной. Четвертая снегом засыплет. Хорошо, если пятая мимо пройдет, - тогда опять солнышко и тепло. Ярче всего тундра летом. На лужах пестрые птицы: белые, черные, рыжие. На кочках яркие цветы: синие, красные, желтые. Но лучше всего тундра в весенние вечера. Равнина становится темной, а все огромное небо над ней - золотым. Чумы пастухов тогда кажутся далекими горами-вулканами. Олени лежат лениво, рога их ветвистые на золотом закате как сказочный костяной лес. И лужи горят, словно окна в домах. Бесконечная тишина. И время остановилось. | высказывания детей |
Тест в программе «Знак» | Учитель объясняет задание, контролирует выполнение, выводит на экран результаты выполнения, подводит итог | выполняют тест по закреплению нового материала (приложение 5) |
Домаш нее задание | -Составьте две - три цепи питания зоны Тундра и творчески их оформить - А закончить наш урок я хочу песней «Увезу тебя я в Тундру» | выслушивают домашнее задание, задают уточняющие вопросы |