СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока обществознания

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семейное право. Правовое регулирование отношений супругов

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока обществознания»

Пржевальская СШ

Демидовского района Смоленской области


Методическая разработка урока


Класс: 11


Предмет: обществознание

Тема: Семейное право. Правовое регулирование отношений супругов


Учитель: Лосев В.Н.


Цели урока: раскрыть вопрос о роли нравственности в браке, проанализировать факторы, влияющие на стабильность брака, изучить методы решения семейных конфликтов, совершенствовать коммуникативные компетенции: ввзаимодействовать с окружающими; формулировать вопросы; использовать разные виды речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями; корректно вести учебный диалог, умения работать и анализировать текст законов. Способствовать нравственному воспитанию, воспитанию чувства гражданской ответственности.

Планируемые образовательные результаты

Обучающиеся научатся: определять, какие отношения регулируются семейным правом; каковы условия заключения брака, личные и имущественные права ребенка в семье; определять субъекты и объекты семейных правоотношений; указывать, на какие права распределяется принцип равенства супругов в браке; объяснять, кем и как может осуществляться воспитание детей.

Обучающиеся получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное


План урока:

1. Вводная часть (эмоциональный настрой).

2. Потребность человека в семье (беседа, дискуссия).

3. Правовые основы семьи ( работа с Семейным кодексом).

4. Гармоничная семья. Функции семьи (беседа).

5. Деловая игра “Тили-тили тесто, жених да невеста…”.

6. Рефлексия.

7. Подведение итогов.

Оборудование урока: копии отдельных статей семейного кодекса, лист ватмана и маркеры, карточки с заданиями.

Подготовительный этап.

1. Была создана инициативная группа, которая за неделю до урока должна была сделать:

а) обойти магазины или узнать у взрослых, в каталогах средние цены на товары, указанные в списке;

б) провести опрос среди родителей, учителей и других взрослых людей с целью получения ответа на вопрос: “Какие факторы положительно и отрицательно влияют на стабильность брака”;

в) придумать (с помощью взрослых) несколько спорных ситуаций, возникающих в семье. За три дня до урока инициативная группа должна отчитаться.

2.Разделить класс на группы.

Ход урока

1. Вводная часть.

Слово учителя: “Прежде чем начать урок, мне хотелось бы прочитать вам отрывок из книги В. А. Сухомлинского “Мудрость родительской любви”. Возможно, через несколько лет вы вспомните наш урок, и полученная на нем информация вам поможет”.


“Мать привела в школу дочь. Она почти не изменилась с того времени, как 10 лет назад вышла к столу, взяла экзаменационный билет и без подготовки выдержала экзамен - блестяще ответила на все вопросы. . . Она была гордостью школы. Прошли годы. Сейчас она уже мать, привела записывать в дошкольную группу дочку. Словно угадывая мое желание узнать что-нибудь о ее жизни, молодая мать рассказывает:


- Поступила в институт, окончила два курса. Училась очень хорошо. Но суждено было иное. Вышла замуж. У мужа работа была связана с переездами, институт пришлось оставить. С мужем прожила полгода. Разошлись. Когда скажешь кому-нибудь об этом - сочувственно молчат или пытаются утешить какими-нибудь случайными словами. Не нужно ни сочувствия, ни утешения. Я в большой обиде на тех, кто воспитывал нас в годы юности.

Женщина вздохнула и замолчала. Я чувствовал, что ее волнуют те же мысли, которые не один год волнуют и меня, и спросил:

- Какая же у вас обида?

- Не учили жить. Ведь разошлись мы с мужем не из-за какого-то разочарования друг в друге, не из-за того, что, как привыкли говорить, “не сошлись характерами”. Нет, мы просто не умеем жить. Не умеем быть мужем и женой. Ни он, ни я. Не умеем любить друг друга. Да, человеческая любовь требует большого умения. Мы просто не представляем себе, что это такое - любовь мужа и жены, и никто нам даже не пытался сказать об этом. Не умеем мы уважать друг друга. Не умеем чувствовать рядом с собой человека. Не умеем уступать друг другу. Не умеем подчинять чувства разуму, не умеем дорожить жизнью.

Ведь действительно, мы не учим в школе самому главному - не учим жить. Учим всему, знают наши дети множество нужных (а иногда и не очень нужных) вещей: и в каком состоянии материя в центре Солнца, и что такое гравитация. . , но ничего не знают о том, как человеку готовиться к семейной жизни, что это значит - быть женой и мужем, матерью и отцом своих детей.

Вступая в брак, юноша и девушка понятия не имеют о той сложной, тонкой культуре взаимоотношений, которой требует жизнь в браке. Им никто не говорил, и они не знают, что жить в браке, жить изо дня в день вместе, в одной комнате, не в считанные часы свиданий, а всю жизнь, - это большой, ни с чем не сравнимый труд.

Подумайте сами: не всем быть физиками и математиками, а родителями, мужем и женой быть всем”.

2. Потребность человека в семье.

Слово учителя: “В каждом человеке изначально заложена потребность в любить и быть любимым, каждому хочется встретить своего единственного и неповторимого и жить с ним счастливо всю жизнь, разделяя радости и горести, воспитывая детей”.


Вопросы для беседы:


1. Как вы думаете, зачем человеку семья?

2. Согласны ли вы с мнением о том, что жена нужна для того, что бы стирать, носки штопать и борщ варить? Поясните свой ответ.

3. Как вы считаете, выгодна ли мужчине экономически семья или нет? Свой ответ поясните.


4. Что может служить, по вашему мнению, главной опорой в скмейной жизни?


3. Правовые основы семьи.

Что же такое семья и брак с правовой точки зрения? Учащимся предлагается поработать в тетрадях с Семейным кодексом, выписав следующие определения и совместно с учителем: семья, семейный кодекс, брак, порядок заключения брака, условия вступления в брак, брачный договор, личные права супругов, имущественные права супругов, основания и порядок расторжения брака.

4. Гармоничная семья. Функции семьи.

Слово учителя: “Одним из традиционных направлений изучения семьи является исследование факторов, влияющих на стабильность брака. Приведу некоторые из них, а вы добавите данными вашего опроса”. (Записи делаются на листе ватмана или на доске)

Положительные факторы.

1. Положительная реакция родителей

2. Разница в возрасте не более 10 лет

3. Сходство суждений по главным вопросам

4. Общие интересы и виды деятельности

5. Уважение друг к другу

6. Благоприятные жилищные условия

7. Экономическая независимость

8. Внешняя привлекательность

Факторы риска

1. Слишком ранний брак

2. Добрачная беременность

3. Замужество как способ уйти из родительского дома

4. Замужество с целью досадить другому (другой)

5. Частые размолвки и ссоры

6. Чувство собственника, ревность

7. Большая разница в возрасте

8. Измены

Важно отметить, что факторы риска не всегда могут сыграть роковую роль, однако в таком браке необходимо более бережно относиться друг к другу.

5. Деловая игра “Тили-тили тесто, жених да невеста…”

Слово учителя: “Стоящих на пороге взросления нередко острые языки называют “женихами” и “невестами”, т. е. людьми, вплотную подошедшими к порогу семейной жизни. Но чтобы вступить в брак нужно быть не только молодым и влюбленным, но еще мудрым и умелым, рассудительным и ответственным. По предворительной договорённости вы все уже разбиты на пары. Каждая игровая пара выступает в роли молодой семьи, и все задачи должна решать совместно, как водится в хорошей семье. Ответы пар («семей») будут оцениваться по следующим критериям: качество, этичность поведения, быстрота подготовки ответов”.


А) Задание: “Вы стали членом новой семьи и заимели много новых родственников. Как их правильно именовать?”

1. Кем является мать женатого мужчины по отношению к его жене?

2. Замужняя женщина по отношению к родным ее мужа?

3. Сестра женатого мужчины по отношению к его жене?

4. Женатый мужчина по отношению к своей жене?

5. Мать замужней женщины по отношению к ее мужу?

6. Отец замужней женщины по отношению к ее мужу?

7. Отец женатого мужчины по отношению к его жене?

8. Женатый мужчина по отношению к родным его жены?

9. Отец замужней женщины по отношению к родным ее мужа?

10. Замужняя женщина по отношению к своему мужу?

Ответы: 1. Свекровь. 2. Невестка. 3. Золовка. 4. Муж. 5. Теща . 6. Тесть. 7. Свекор. 8. Зять. 9. Сват. 10. Жена.


Б) “Молодоженам бог послал тридцать тысяч рублей”. Задание: “У вас тридцать тысяч рублей. Вам предстоит жить в однокомнатной квартире. Из приведенного ниже перечня товаров выберете самое необходимое”. При оценивании ответов учитывалась экономичность (оставят ли хоть немного денег “на потом”), практичность, стремление к эстетичности в квартире. Время на подготовку ответа - 10 минут.

Перечень товаров

1. Пылесос 1. 400 руб.

2. Кресло - кровать 2. 280 руб.

3. Будильник 100 руб.

4. Магнитофон 4000 руб.

5. Сковорода 400 руб.

6. Ковер 6000 руб.

7. Сервиз чайный 1520 руб.

8. Веник 50 руб.

9. Телевизор 6000 руб.

10 Набор ложек, вилок, ножей 430 руб.

11. Набор кастрюль 1100 руб.

12. Журнальный столик 1750 руб.

13. Чашка с блюдцем 130 руб.

14. Хрустальные бокалы 470 руб.

15. Ваза для цветов 180 руб.

16. Компьютер 18000 руб.

17. Шкаф 6000 руб.

18. DVD 2500 he,

19. Диван 4000 руб.

20. Чайник электрический 700 руб.

21. Утюг 600руб.

22. Люстра 800 руб.

24. Стол обеденный 1500 руб.

25. Чайник метал. 400 руб.

26. Зеркало овальное 8000 руб.

27. Стол кухонный с табуретками 3000руб.

28. Холодильник 12000руб.

29. Тарелка 40руб.

30. Гладильная доска 500 руб.

31. Стул 400руб.


В) “Нестандартная ситуация”. Предложенные ниже ситуации отпечатаны и спрятаны в конверты, которые вытягивают участники. “Семьи” рассматривают различные ситуации, охватывающие широкий круг семейных проблем. Время на подготовку ответа - 5 минут.

Ситуация 1. На субботу у супругов разные планы: муж приглашен на корпоративную вечеринку, а жена – к подруге на день рождение. Каждый хочет провести этот вечер вдвоем.

Ситуация 2. Вы решили сделать ремонт на кухне, но ваши вкусы не совпадают: он хочет видеть интерьер в зеленом цвете, она - в синем и т. д.

Ситуация 3. Скоро Новый Год и нужно дарить подарки родственникам. Предложите список подарков родителям вашей “половины”.

Ситуация 4. Вам сегодня предстоит прибить над окнами карнизы, постирать белье, купить продукты и приготовить обед, помыть посуду и полы, отнести вещи в химчистку и забрать обувь из ремонта. Предложите порядок дружных и согласованных действий мужа и жены.

Ситуация 5. У вашей жены грустное настроение из-за неприятностей на работе, о которых она не хочет рассказывать. Разговорите ее и окажите моральную поддержку.

6. Рефлексия.

Что показалось вам на этих уроках особенно неожиданным? Что бы вам хотелось взять на вооружение и использовать в своих личных отношениях?

7. Подведение итогов.

Выставление оценок, награждение победителей и т. д.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!