СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Общая характеристика подгруппы кислорода. Аллотропные модификации кислорода и серы. Физические и химические свойства серы. Нахождение в природе. Применение серы"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока с применением технологии критического чтения, работы в парах и в группах, технологии "Оператор", литературно - химического задания

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Общая характеристика подгруппы кислорода. Аллотропные модификации кислорода и серы. Физические и химические свойства серы. Нахождение в природе. Применение серы"»

КИСЛОРОД И СЕРА

Урок изучения новых знаний


Чтобы совершенствовать ум, нужно

больше раздумывать, чем заучивать

Рене Декарт

Цель урока:

дать сведения о положении неметаллических элементов O и S в периодической системе Д.И.Менделеева и строении их атомов, спрогнозировать влияние строения атома на свойства вещества, познакомить с понятием аллотропии, выяснить местонахождение кислорода и серы в природе, физические и химические свойства образованных ими простых веществ;

формировать научное мировоззрение, развивать умение критически мыслить, анализировать, обобщать, делать выводы;

воспитывать чувство солидарности, стремление постичь сущность, способность высказывать свое мнение, слушать других.

1. Организационный этап урока

2. Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся

Сегодня на уроке мы будем говорить о кислороде - самом распространённом на Земле элементе, на долю которого приходится около 47% массы твёрдой земной коры. Морские и пресные воды на 89% состоят из кислорода, атмосфера - на 23%. Благодаря кислороду живые существа могут дышать, без него не был бы возможен огонь. Этот газ широко используется в медицине, металлургии, пищевой промышленности, энергетике.

А также изучим желтый минерал, имеющий самую прямую связь со здоровьем организма. Органогенный элемент (макроэлемент) сера составляет основу аминокислот, ферментов, белка, витаминов и является четвертым из жизненно важных элементов питания живых организмов после кислорода, воды и соли. Элементная сера является одним из важных и крупнотоннажных видов химического сырья. Сера находит широкое применение при синтезе многих продуктов (серная кислота, красители, сероуглерод и др.) и получении различных веществ и материалов (резина, целлюлоза, удобрения, присадки к маслам и др.)

3. Актуализация опорных знаний учащихся по теме

«СВОБОДНОЕ ПИСЬМО». Учащиеся выполняют задание: записывают в тетради все, что им известно о кислороде и сере (кратко).

2-3 учащихся озвучивают написанное (не повторяясь)

Учитель. В конце урока узнаем, получена ли новая информация об этих элементах и веществах.

4. Изучение нового материала и новых способов деятельности

Учитель. Сегодня на уроке мы работаем по плану, который записан на доске и дает возможность целостного восприятия изучаемого учебного материала.

ПЛАН

  1. Положение элементов O и S в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева

  2. Строение атома, возможные степени окисления. Прогноз окислительно-восстановительных свойств элементов

  3. Нахождение в природе

  4. Аллотропия. Характеристика аллотропных видоизменений кислорода и серы

  5. Физические свойства серы

  6. Химические свойства серы

  7. Применение серы

Используя периодическую систему химических элементов Д.И.Менделеева, рассмотрим положение элементов O и S в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и строение их атомов.

Ответы. Кислород и сера - это элементы VIA группы периодической системы. Элементы этой группы имеют общее название - халькогены, что означает «рождающие руды»





Учитель. Ребята, помните: собраться вместе – это начало

держаться вместе – это прогресс

работать вместе – это успех.

Учитель. Давайте спрогнозируем какие свойства: окислительные или восстановительные характерны для кислорода и для серы, какие степени окисления они проявляют в соединениях (РАБОТА В ПАРАХ).

После принятия ответов демонстрируются слайды №5 и №6.

Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений (в презентации слайды №7-11)

Учитель. Кислород в природе встречается в виде двух простых веществ – газов кислорода (О2) и озона (О3). При сравнении физических свойств кислорода и озона целесообразно отметить, что это газообразные вещества, различающиеся по плотности (озон в 1,5 раза тяжелее кислорода), температурам плавления и кипения. Озон лучше растворяется в воде.
Кислород в нормальных условиях — газ, без цвета и запаха, озон — газ голубого цвета с характерным резким, но приятным запахом.
Есть отличия и в химических свойствах. Озон химически активнее кислорода, он мощный окислитель, намного более реакционноспособный по сравнению с двухатомным кислородом. Окисляет почти все металлы и многие неметаллы с образованием кислорода. Активность озона объясняется тем, что при его разложении образуется молекула кислорода и атомарный кислород, который активно реагирует с другими веществами (в презентации слайды №12-13)

ДИАГРАММА ЭЙЛЕРА – ВЕННА (заполняют учащиеся после информации, предоставленной учителем)


Кислород Озон








Кислород и озон – аллотропные формы (видоизменения, модификации) химического элемента кислорода. Аллотропияявление существования одного и того же химического элемента в виде двух и более простых веществ.



«КРИТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА». Учащиеся читают текст параграфа 17 (стр.63) об аллотропных видоизменениях химического элемента серы, оставляя карандашом отметки:

+ знаю

- не знал

? не понял

∆ интересно

Обсуждается прочитанное: соотношение + и -, анализируется и идет объяснение ? (в презентации слайды №15-18)

ДЕМОНСТРАЦИЯ. Превращение кристаллической серы в пластическую.

Учитель. Итак, следуя плану урока, мы начинаем изучение физических и химических свойств серы, а также ее применения.

«ОПЕРАТОР». СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА (устно) С УЧЕТОМ ПРОПУЩЕННЫХ СЛОВ. РАБОТА В ГРУППАХ (в презентации слайд №19)

Учащиеся прочитывают текст о физических свойствах серы слайда №19, получают листы с текстом, в котором пропущены ключевые слова, и пробуют подобрать слова в контексте. Учитель приходит на помощь, когда какое – либо из восьми слов не «угадано».



В обычных условиях сера - __1__ хрупкие кристаллы без вкуса и __2__ . Сера плохой проводник __3__ и __4__. В воде она практически __5__, хорошо растворяется в безводном аммиаке, сероуглероде и в ряде органических растворителей (фенол, бензол, дихлорэтан и других).

Сера - твердое __6__ вещество, устойчивое в виде двух аллотропических модификаций. Ромбическая S лимонно-желтого цвета, плотность 2,07 г/см3, tпл 112,8 °С, устойчива ниже 95,6 °С; моноклинная S медово-желтого цвета, плотность 1,96 г/см3, tпл119,3 °С, устойчива между 95,6 °С и температурой плавления. Обе эти формы образованы восьмичленными циклическими молекулами S8. При плавлении сера превращается в подвижную желтую __7__, которая выше 160 °С буреет, а около 190 °С становится вязкой темно-коричневой массой. Это обусловлено изменением строения молекул: при 160 °С кольца S8 начинают разрываться, переходя в открытые цепи.

Если расплавленную серу, нагретую до 250-300 °С, влить тонкой струей в холодную воду, то получается коричнево-желтая упругая масса

(__8__ сера).





Ответы. 1 – желтые 5 - нерастворима

2 – запаха 6 - кристаллическое

3 – тепла 7 – жидкость

4 – электричества 8 – пластическая


Химические свойства серы (в презентации слайды №21-22)


Свойства

Уравнения реакций

Окислительные:

1) Сера реагирует со щелочными металлами и ртутью без нагревания:

c остальными металлами (кроме Au, Pt) - при повышенной t:

2) С некоторыми неметаллами сера образует бинарные соединения:



2Na + S  Na2S

Hg + S HgS

2Al + 3S –t Al2S3

Cu + S –t CuS

H2 + S  H2S

C + 2S  CS2

Восстановительные свойства

сера проявляет в реакциях с сильными окислителями:

  1. с кислородом:


  1. с галогенами (кроме йода)

3) с кислотами - окислителями:








S + O2 t SO2

2S + 3O2 t;Рt 2SO3

S + Cl2  SCl2

S + 2H2SO4(конц)  3SO2 + 2H2O

S + 6HNO3(конц)  H2SO4+6NO2+2H2O



Рассматривается вопрос о применении серы (в презентации слайды №23-33)

5. Рефлексия деятельности

Учитель. Теперь, ребята, вы сможете ответить на вопрос, поставленный в начале урока «Получена ли новая информация о сере и кислороде?»

6. Информация о домашнем задании

Прочитать параграфы 17 и 18, выполнить упражнение 2 (стр.67), тестовое задание 2 (стр.67)

ЛИТЕРАТУРНО – ХИМИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

В стихотворении Л.Щипахиной «Наш праздник» есть такие строки:

Есть праздник особый и древний,

Где пир на широких столах,

Где ели – лесные деревья –

Растут на паркетных полах.

Светло от хрустального звона…

Прозрачен снежинок накрап.

И падают капли озона

С широких игольчатых лап…

Как можно прокомментировать это выражение с химической точки зрения?

(Ответ. То, что воздух в хвойных лесах имеет повышенное содержание озона, является ошибочным утверждением. На самом деле его там нет совсем, потому что органические вещества, которые содержатся в смоле хвойных деревьев, легко окисляются озоном)









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!