КИСЛОРОД И СЕРА
Урок изучения новых знаний
Чтобы совершенствовать ум, нужно
больше раздумывать, чем заучивать
Рене Декарт
Цель урока:
дать сведения о положении неметаллических элементов O и S в периодической системе Д.И.Менделеева и строении их атомов, спрогнозировать влияние строения атома на свойства вещества, познакомить с понятием аллотропии, выяснить местонахождение кислорода и серы в природе, физические и химические свойства образованных ими простых веществ;
формировать научное мировоззрение, развивать умение критически мыслить, анализировать, обобщать, делать выводы;
воспитывать чувство солидарности, стремление постичь сущность, способность высказывать свое мнение, слушать других.
1. Организационный этап урока
2. Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся
Сегодня на уроке мы будем говорить о кислороде - самом распространённом на Земле элементе, на долю которого приходится около 47% массы твёрдой земной коры. Морские и пресные воды на 89% состоят из кислорода, атмосфера - на 23%. Благодаря кислороду живые существа могут дышать, без него не был бы возможен огонь. Этот газ широко используется в медицине, металлургии, пищевой промышленности, энергетике.
А также изучим желтый минерал, имеющий самую прямую связь со здоровьем организма. Органогенный элемент (макроэлемент) сера составляет основу аминокислот, ферментов, белка, витаминов и является четвертым из жизненно важных элементов питания живых организмов после кислорода, воды и соли. Элементная сера является одним из важных и крупнотоннажных видов химического сырья. Сера находит широкое применение при синтезе многих продуктов (серная кислота, красители, сероуглерод и др.) и получении различных веществ и материалов (резина, целлюлоза, удобрения, присадки к маслам и др.)
3. Актуализация опорных знаний учащихся по теме
«СВОБОДНОЕ ПИСЬМО». Учащиеся выполняют задание: записывают в тетради все, что им известно о кислороде и сере (кратко).
2-3 учащихся озвучивают написанное (не повторяясь)
Учитель. В конце урока узнаем, получена ли новая информация об этих элементах и веществах.
4. Изучение нового материала и новых способов деятельности
Учитель. Сегодня на уроке мы работаем по плану, который записан на доске и дает возможность целостного восприятия изучаемого учебного материала.
ПЛАН
Положение элементов O и S в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева
Строение атома, возможные степени окисления. Прогноз окислительно-восстановительных свойств элементов
Нахождение в природе
Аллотропия. Характеристика аллотропных видоизменений кислорода и серы
Физические свойства серы
Химические свойства серы
Применение серы
Используя периодическую систему химических элементов Д.И.Менделеева, рассмотрим положение элементов O и S в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и строение их атомов.
Ответы. Кислород и сера - это элементы VIA группы периодической системы. Элементы этой группы имеют общее название - халькогены, что означает «рождающие руды»
Учитель. Ребята, помните: собраться вместе – это начало
держаться вместе – это прогресс
работать вместе – это успех.
Учитель. Давайте спрогнозируем какие свойства: окислительные или восстановительные характерны для кислорода и для серы, какие степени окисления они проявляют в соединениях (РАБОТА В ПАРАХ).
После принятия ответов демонстрируются слайды №5 и №6.
Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений (в презентации слайды №7-11)
Учитель. Кислород в природе встречается в виде двух простых веществ – газов кислорода (О2) и озона (О3). При сравнении физических свойств кислорода и озона целесообразно отметить, что это газообразные вещества, различающиеся по плотности (озон в 1,5 раза тяжелее кислорода), температурам плавления и кипения. Озон лучше растворяется в воде.
Кислород в нормальных условиях — газ, без цвета и запаха, озон — газ голубого цвета с характерным резким, но приятным запахом.
Есть отличия и в химических свойствах. Озон химически активнее кислорода, он мощный окислитель, намного более реакционноспособный по сравнению с двухатомным кислородом. Окисляет почти все металлы и многие неметаллы с образованием кислорода. Активность озона объясняется тем, что при его разложении образуется молекула кислорода и атомарный кислород, который активно реагирует с другими веществами (в презентации слайды №12-13)
ДИАГРАММА ЭЙЛЕРА – ВЕННА (заполняют учащиеся после информации, предоставленной учителем)
Кислород Озон
Кислород и озон – аллотропные формы (видоизменения, модификации) химического элемента кислорода. Аллотропия – явление существования одного и того же химического элемента в виде двух и более простых веществ.
«КРИТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА». Учащиеся читают текст параграфа 17 (стр.63) об аллотропных видоизменениях химического элемента серы, оставляя карандашом отметки:
+ знаю
- не знал
? не понял
∆ интересно
Обсуждается прочитанное: соотношение + и -, анализируется ∆ и идет объяснение ? (в презентации слайды №15-18)
ДЕМОНСТРАЦИЯ. Превращение кристаллической серы в пластическую.
Учитель. Итак, следуя плану урока, мы начинаем изучение физических и химических свойств серы, а также ее применения.
«ОПЕРАТОР». СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА (устно) С УЧЕТОМ ПРОПУЩЕННЫХ СЛОВ. РАБОТА В ГРУППАХ (в презентации слайд №19)
Учащиеся прочитывают текст о физических свойствах серы слайда №19, получают листы с текстом, в котором пропущены ключевые слова, и пробуют подобрать слова в контексте. Учитель приходит на помощь, когда какое – либо из восьми слов не «угадано».
В обычных условиях сера - __1__ хрупкие кристаллы без вкуса и __2__ . Сера плохой проводник __3__ и __4__. В воде она практически __5__, хорошо растворяется в безводном аммиаке, сероуглероде и в ряде органических растворителей (фенол, бензол, дихлорэтан и других).
Сера - твердое __6__ вещество, устойчивое в виде двух аллотропических модификаций. Ромбическая S лимонно-желтого цвета, плотность 2,07 г/см3, tпл 112,8 °С, устойчива ниже 95,6 °С; моноклинная S медово-желтого цвета, плотность 1,96 г/см3, tпл119,3 °С, устойчива между 95,6 °С и температурой плавления. Обе эти формы образованы восьмичленными циклическими молекулами S8. При плавлении сера превращается в подвижную желтую __7__, которая выше 160 °С буреет, а около 190 °С становится вязкой темно-коричневой массой. Это обусловлено изменением строения молекул: при 160 °С кольца S8 начинают разрываться, переходя в открытые цепи.
Если расплавленную серу, нагретую до 250-300 °С, влить тонкой струей в холодную воду, то получается коричнево-желтая упругая масса
(__8__ сера).
Ответы. 1 – желтые 5 - нерастворима
2 – запаха 6 - кристаллическое
3 – тепла 7 – жидкость
4 – электричества 8 – пластическая
Химические свойства серы (в презентации слайды №21-22)
Свойства | Уравнения реакций |
Окислительные: 1) Сера реагирует со щелочными металлами и ртутью без нагревания: c остальными металлами (кроме Au, Pt) - при повышенной t: 2) С некоторыми неметаллами сера образует бинарные соединения: | 2Na + S Na2S Hg + S HgS 2Al + 3S –t Al2S3 Cu + S –t CuS H2 + S H2S C + 2S CS2 |
Восстановительные свойства сера проявляет в реакциях с сильными окислителями: с кислородом: с галогенами (кроме йода) 3) с кислотами - окислителями: | S + O2 t SO2 2S + 3O2 t;Рt 2SO3 S + Cl2 SCl2 S + 2H2SO4(конц) 3SO2 + 2H2O S + 6HNO3(конц) H2SO4+6NO2+2H2O |
Рассматривается вопрос о применении серы (в презентации слайды №23-33)
5. Рефлексия деятельности
Учитель. Теперь, ребята, вы сможете ответить на вопрос, поставленный в начале урока «Получена ли новая информация о сере и кислороде?»
6. Информация о домашнем задании
Прочитать параграфы 17 и 18, выполнить упражнение 2 (стр.67), тестовое задание 2 (стр.67)
ЛИТЕРАТУРНО – ХИМИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
В стихотворении Л.Щипахиной «Наш праздник» есть такие строки:
Есть праздник особый и древний,
Где пир на широких столах,
Где ели – лесные деревья –
Растут на паркетных полах.
Светло от хрустального звона…
Прозрачен снежинок накрап.
И падают капли озона
С широких игольчатых лап…
Как можно прокомментировать это выражение с химической точки зрения?
(Ответ. То, что воздух в хвойных лесах имеет повышенное содержание озона, является ошибочным утверждением. На самом деле его там нет совсем, потому что органические вещества, которые содержатся в смоле хвойных деревьев, легко окисляются озоном)