10
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска
«Средняя школа № 74»
Методическая разработка
урока литературы в условиях реализации ФГОС
для 6 класса Б
Учитель русского языка и литературы: Алферьева Марина Борисовна
«Мир вещей XIX века. Теоретический практикум»
Ульяновск, 2017.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Аннотация:
Урок-практикум проводится после изучения темы «Литература XIX века». Занятие позволяет устранить возможные лексические пробелы после чтения художественных текстов с устаревшими словами (историзмами и архаизмами). Выбранные формы работы учащихся способствуют развитию интереса к теме и закреплению новых знаний. Урок спроектирован с учётом новых подходов в обучении: «Обучение критическому мышлению», «Оценивание обучения и оценивание для обучения», «Обучение в соответствии с возрастными особенностями», «Использование ИКТ».
Форма урока: комбинированная.
Учебный материал, литература: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях. Часть I / авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2014.; Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Эксмо, 2009.; Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Оникс, 2010.
Раздаточный материал: Отрывки текстов для 7 групп (С.Т. Аксаков «Буран», И.С. Тургенев «Бежин луг», Л.Н. Толстой «Отрочество» Глава 2, 12,15,16, Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» Глава 13, Ф.М. Достоевский «Мальчики», В.Ф. Одоевский «Из журнала Маши»); словарные карточки, индивидуальные оценочные карточки, таблички с номерами групп.
Подготовка к уроку (домашнее задание): Прочить статью «Мир вещей XIX» (стр. 268).
Цель занятия: Изучение и определение роли изображения предметов быта и обихода в литературных произведениях XIX века.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Ребята, здравствуйте! Садитесь удобнее, начинаем наш урок.
II. Актуализация знаний
Учитель: На прошлых уроках мы с вами закончили изучение раздела учебника «Литература XIX века» (Слайд 1), поэтому сегодня наше занятие проходит в форме «практикума».
Давайте вспомним, какие произведения мы прочитали.
Внимание на доску.
1) Слайд 2: Посмотрите внимательно иллюстрации. Что это за произведение? Кто его автор и главные герои?
(Бежин Луг. Иван Сергеевич Тургенев. Крестьянские дети: Федя, Павлуша, Илюша, Костя, Ваня)
Ответы учащихся
Учитель: Похожи персонажи рассказа на современных мальчиков?
Ответы учащихся
2) Слайд 3: Внимание следующие иллюстрации.
Учитель: Что это за произведение? Кто его написал? Кто главный герой?
(Детские годы Багрова-внука. Сергей Тимофеевич Аксаков. Сергей Багров)
Ответы учащихся
Учитель: Какие интересные детали на иллюстрациях привлекли ваше внимание? Все персонажи чем-то отличаются от наших современников?
Ответы учащихся
3) Слайд 4:
Учитель: Внимание, следующий слайд. Что это за произведение? Кто его написал? Кто главный герой?
(Отрывки из журнала Маши. Владимир Фёдорович Одоевский. Маша)
Учитель: Что интересного на этих иллюстрациях? Есть что-то похожее с предыдущим слайдом?
Ответы учащихся
4) Слайд 5: Последний для проверки слайд. Внимание, кадры из одноимённого фильма. Какой рассказ иллюстрируют эти кадры? Кто написал произведение? Кто главный герой и какой род его занятий?
(Николай Георгиевич Гарин-Михайловский. Детство Тёмы. Гимназист Тёма)
Учитель: Кто такой «гимназист»?
Ответы учащихся
5) Слайд 6.
Учитель: Вот так выглядели гимназисты XIX века, герои изученных нами рассказов Аксакова, Одоевского, Тургенева, Достоевского, Толстого, Гарина-Михайловского.
1. Чем ученик того времени, про которого вы читали, отличается от современного школьника?
2. Что необычного вам попалось в рассказах в описании быта героев?
Ответы учащихся
III. Определение темы урока. Постановка цели урока.
Учитель: Таким образом, из каждого рассказа через предметы быта мы узнаём много нового о том, как жили, учились и работали люди XIX века.
А теперь подумайте и определите тему нашего урока-практикума.
(Мир вещей XIX века)
Ответы учащихся
Слайд 7
Учитель: Верно, тема нашего урока-практикума: «Мир вещей XIX века».
Цель нашего занятия: пополнение словарного запаса, наглядное знакомство с упоминающимися в изученных произведениях предметами позапрошлого столетия.
VI. Самостоятельная работа в группах, открытие новых знаний.
Раздаются словари(1), отрывки текстов(2), словарные карточки по группам(3).
Учитель: Каждая группа работает со своим текстом.
Вы совместно находите и выписываете в словарную карточку предметы XIX века.
В словарях вы находите их значение и аккуратно переписываете в карточку.
У каждой группы одинаковое количество новых слов.
Также в каждом тексте встречается несколько слов, значение которых уже даётся в сноске. Их тоже нужно выписать в словарную карточку.
После того, как работа закончена, поднимаете руку.
VII. Самопроверка. Закрепление материала.
Учитель: Закончили работу. Сейчас мы посмотрим, как выглядят те предметы XIX века, которые встретились вам на страницах произведений. Группа, в словарных карточках которой записаны изображённые предметы, поясняет всем остальным их значение. Отвечают по очереди (по часовой стрелке) все члены группы. Некоторые слова попадаются у разных групп, отвечает тот, кто первым поднял руку.
Внимание на экран.
Слайд 8
Учитель: Во многих рассказах и повестях описаны небольшие путешествия героев. Мы сталкиваемся с описанием транспортных средств (их многочисленными названиями), описанием их устройства.
Слайд 9-14
Учитель: Самым распространённым видом транспорта в России XIX века был конный.
Перед вами фаэтон и каретник из музея-усадьбы городского быта «Симбирск конца XIX − начала ХХ вв.»
На экране предметы XIX века, учащиеся по очереди зачитывают найденные в словарях объяснения слов.
Групповые ответы учащихся
Учитель: Следующая самая большая группа новых слов, связана с аксессуарами и предметами одежды XIX века.
Прежде, чем мы рассмотрим предметы гардероба, ответьте на вопрос.
Как вы думаете, для чего читателю необходимо знать описание одежды героев? Может быть, это лишнее в произведении?
Ответы учащихся
Слайд 15-20
На экране предметы XIX века, учащиеся по очереди зачитывают найденные в словарях объяснения слов.
Групповые ответы учащихся
Слайд 21-23
Учитель: И последняя группа слов, связанная с обозначением предметов интерьера XIX века.
Кто мне ответит что изображено на фото? Подскажу: мы с вами здесь были
Ответы учащихся
Учитель: Как вы думаете, что нам помогает понять подробное описание жилища персонажей произведения?
Ответы учащихся
На экране предметы XIX века, учащиеся по очереди зачитывают найденные в словарях объяснения слов.
Групповые ответы учащихся
II часть урока
Учитель: Давайте освежим в памяти обстановку дома-музея И.А.Гончарова, который мы с вами посетили, вспомним, что вам рассказывала экскурсовод.
Слайд 24
Учитель: Перед вами дворянская гостиная в доме Гончаровых. Как называется маленький диван под зеркалом?
(Канапе)
Слайд 25
Учитель: Перед вами фото экспозиции зала, рассказывающей о годах учёбы И. А. Гончарова.
Какие интересные уже практические не встречающиеся в современном доме предметы мебели вы видите, как они называются?
(Банкетка, бюро)
Слайд 26
Учитель: В данной экспозиции воспроизведен кабинет И. И. Обломова, героя романа Гончарова.
Какой интересный предмет интерьера вы заметили здесь?
(Ширма)
Слайд 27
Учитель: В экспозиции, посвященной последним годам жизни Гончарова, воссоздан кабинет писателя в его петербургской квартире с использованием личных вещей Гончарова: кресла, настольный колокольчик, стакан с подстаканником, фото из кабинета Гончарова «Вера из романа «Обрыв», трость, настенный шкафчик, шкатулки, тарелки и акварели, привезённые И. А. Гончаровым из путешествия.
Какой ещё интересный предмет интерьера XIX века вы заметили?
(Кушетка)
Слайд 28
Учитель: И последний слайд. Что это за помещение и для чего оно служила в доме XIX века?
Слайд 29
«Спасибо за внимание!»
VIII. Итог урока.
Учитель: Давайте подведём итоги урока. Сегодня вы узнали назначение и наглядно увидели изображение вещей XIX века, с которыми вы столкнулись в произведениях Аксакова, Некрасова, Толстого, Достоевского, Чехова, Гарина-Михайловского.
Коротко ответьте на вопрос:
Для чего нам читателям нужно описание мира вещей в произведениях?
Ответы учащихся
XIX. Рефлексия. Оценка собственной и коллективной деятельности.
Учитель: А теперь, ребята, оцените каждый свою работу и работу групп на уроке: заполните оценочные карточки, в которых вы также отмечаете, насколько вам понравилось занятие.
После заполнения (вам дается на это 2 минуты) один человек из каждой группы (выберите, кто им будет) соберёт их и после звонка положит мне на стол.
Заполняются оценочные карточки.
X. Домашнее задание
Ответьте на итоговые вопросы на странице 270.
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Словарные карточки по группам.
Образец незаполненной карточки
Группа 1 С.Т. Аксаков Буран. |
Слово | Лексическое значение |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
ФИ участников группы
1___________________________________________
2___________________________________________
3___________________________________________
4___________________________________________
1-я группа: С.Т. Аксаков Буран.
2. Индивидуальная рефлекторная оценочная карточка
ФИ ученика________________________________
На уроке я работал | активно / пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
Урок для меня показался | коротким / длинным |
За урок я | не устал / устал |
Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
Материал урока мне был | понятен / не понятен |
полезен / бесполезен |
интересен / скучен |
Задание на уроке мне кажется | легким / трудным |
интересным / неинтересным |
Работа в нашей группе была | дружной, слаженной / каждый работал отдельно |
Что нового узнали на уроке | |
Что ещё хотелось бы узнать | |
Работа какой группы (кроме своей) больше всего понравилась. | |