СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока литературы «Мир вещей XIX века

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-практикум проводится после изучения темы «Литература XIX века». Занятие позволяет устранить возможные лексические пробелы после чтения художественных текстов с устаревшими словами (историзмами и архаизмами). Выбранные формы работы учащихся способствуют развитию интереса к теме и закреплению новых знаний. Урок спроектирован с учётом новых подходов в обучении: «Обучение критическому мышлению», «Оценивание обучения и оценивание для обучения»,  «Обучение в соответствии с возрастными особенностями», «Использование ИКТ».

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературы «Мир вещей XIX века»

10


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ульяновска

«Средняя школа № 74»














Методическая разработка

урока литературы в условиях реализации ФГОС

для 6 класса Б



Учитель русского языка и литературы: Алферьева Марина Борисовна



«Мир вещей XIX века. Теоретический практикум»















Ульяновск, 2017.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Аннотация:

Урок-практикум проводится после изучения темы «Литература XIX века». Занятие позволяет устранить возможные лексические пробелы после чтения художественных текстов с устаревшими словами (историзмами и архаизмами). Выбранные формы работы учащихся способствуют развитию интереса к теме и закреплению новых знаний. Урок спроектирован с учётом новых подходов в обучении: «Обучение критическому мышлению», «Оценивание обучения и оценивание для обучения», «Обучение в соответствии с возрастными особенностями», «Использование ИКТ».

Форма урока: комбинированная.

Учебный материал, литература: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях. Часть I / авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2014.; Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Эксмо, 2009.; Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Оникс, 2010.

Раздаточный материал: Отрывки текстов для 7 групп (С.Т. Аксаков «Буран», И.С. Тургенев «Бежин луг», Л.Н. Толстой «Отрочество» Глава 2, 12,15,16, Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» Глава 13, Ф.М. Достоевский «Мальчики», В.Ф. Одоевский «Из журнала Маши»); словарные карточки, индивидуальные оценочные карточки, таблички с номерами групп.

Подготовка к уроку (домашнее задание): Прочить статью «Мир вещей XIX» (стр. 268).


Цель занятия: Изучение и определение роли изображения предметов быта и обихода в литературных произведениях XIX века.

Ход урока


I. Организационный момент

Учитель: Ребята, здравствуйте! Садитесь удобнее, начинаем наш урок.

II. Актуализация знаний

Учитель: На прошлых уроках мы с вами закончили изучение раздела учебника «Литература XIX века» (Слайд 1), поэтому сегодня наше занятие проходит в форме «практикума».

Давайте вспомним, какие произведения мы прочитали.

Внимание на доску.


1) Слайд 2: Посмотрите внимательно иллюстрации. Что это за произведение? Кто его автор и главные герои?

(Бежин Луг. Иван Сергеевич Тургенев. Крестьянские дети: Федя, Павлуша, Илюша, Костя, Ваня)

Ответы учащихся

Учитель: Похожи персонажи рассказа на современных мальчиков?

Ответы учащихся

2) Слайд 3: Внимание следующие иллюстрации.

Учитель: Что это за произведение? Кто его написал? Кто главный герой?

(Детские годы Багрова-внука. Сергей Тимофеевич Аксаков. Сергей Багров)

Ответы учащихся

Учитель: Какие интересные детали на иллюстрациях привлекли ваше внимание? Все персонажи чем-то отличаются от наших современников?

Ответы учащихся

3) Слайд 4:

Учитель: Внимание, следующий слайд. Что это за произведение? Кто его написал? Кто главный герой?

(Отрывки из журнала Маши. Владимир Фёдорович Одоевский. Маша)

Учитель: Что интересного на этих иллюстрациях? Есть что-то похожее с предыдущим слайдом?

Ответы учащихся

4) Слайд 5: Последний для проверки слайд. Внимание, кадры из одноимённого фильма. Какой рассказ иллюстрируют эти кадры? Кто написал произведение? Кто главный герой и какой род его занятий?

(Николай Георгиевич Гарин-Михайловский. Детство Тёмы. Гимназист Тёма)

Учитель: Кто такой «гимназист»?

Ответы учащихся

5) Слайд 6.

Учитель: Вот так выглядели гимназисты XIX века, герои изученных нами рассказов Аксакова, Одоевского, Тургенева, Достоевского, Толстого, Гарина-Михайловского.

1. Чем ученик того времени, про которого вы читали, отличается от современного школьника?

2. Что необычного вам попалось в рассказах в описании быта героев?

Ответы учащихся


III. Определение темы урока. Постановка цели урока.

Учитель: Таким образом, из каждого рассказа через предметы быта мы узнаём много нового о том, как жили, учились и работали люди XIX века.

А теперь подумайте и определите тему нашего урока-практикума.

(Мир вещей XIX века)

Ответы учащихся

Слайд 7

Учитель: Верно, тема нашего урока-практикума: «Мир вещей XIX века».

Цель нашего занятия: пополнение словарного запаса, наглядное знакомство с упоминающимися в изученных произведениях предметами позапрошлого столетия.



VI. Самостоятельная работа в группах, открытие новых знаний.

Раздаются словари(1), отрывки текстов(2), словарные карточки по группам(3).


Учитель: Каждая группа работает со своим текстом.

Вы совместно находите и выписываете в словарную карточку предметы XIX века.

В словарях вы находите их значение и аккуратно переписываете в карточку.

У каждой группы одинаковое количество новых слов.

Также в каждом тексте встречается несколько слов, значение которых уже даётся в сноске. Их тоже нужно выписать в словарную карточку.

После того, как работа закончена, поднимаете руку.


VII. Самопроверка. Закрепление материала.

Учитель: Закончили работу. Сейчас мы посмотрим, как выглядят те предметы XIX века, которые встретились вам на страницах произведений. Группа, в словарных карточках которой записаны изображённые предметы, поясняет всем остальным их значение. Отвечают по очереди (по часовой стрелке) все члены группы. Некоторые слова попадаются у разных групп, отвечает тот, кто первым поднял руку.


Внимание на экран.

Слайд 8

Учитель: Во многих рассказах и повестях описаны небольшие путешествия героев. Мы сталкиваемся с описанием транспортных средств (их многочисленными названиями), описанием их устройства.

Слайд 9-14

Учитель: Самым распространённым видом транспорта в России XIX века был конный.

Перед вами фаэтон и каретник из музея-усадьбы городского быта «Симбирск конца XIX − начала ХХ вв.»

На экране предметы XIX века, учащиеся по очереди зачитывают найденные в словарях объяснения слов.

Групповые ответы учащихся


Учитель: Следующая самая большая группа новых слов, связана с аксессуарами и предметами одежды XIX века.

Прежде, чем мы рассмотрим предметы гардероба, ответьте на вопрос.

Как вы думаете, для чего читателю необходимо знать описание одежды героев? Может быть, это лишнее в произведении?

Ответы учащихся

Слайд 15-20

На экране предметы XIX века, учащиеся по очереди зачитывают найденные в словарях объяснения слов.

Групповые ответы учащихся


Слайд 21-23

Учитель: И последняя группа слов, связанная с обозначением предметов интерьера XIX века.

Кто мне ответит что изображено на фото? Подскажу: мы с вами здесь были

Ответы учащихся

Учитель: Как вы думаете, что нам помогает понять подробное описание жилища персонажей произведения?

Ответы учащихся

На экране предметы XIX века, учащиеся по очереди зачитывают найденные в словарях объяснения слов.

Групповые ответы учащихся


II часть урока

Учитель: Давайте освежим в памяти обстановку дома-музея И.А.Гончарова, который мы с вами посетили, вспомним, что вам рассказывала экскурсовод.

Слайд 24

Учитель: Перед вами дворянская гостиная в доме Гончаровых. Как называется маленький диван под зеркалом?

(Канапе)

Слайд 25

Учитель: Перед вами фото экспозиции зала, рассказывающей о годах учёбы И. А. Гончарова.

Какие интересные уже практические не встречающиеся в современном доме предметы мебели вы видите, как они называются?

(Банкетка, бюро)

Слайд 26

Учитель: В данной экспозиции воспроизведен кабинет И. И. Обломова, героя романа Гончарова.

Какой интересный предмет интерьера вы заметили здесь?

(Ширма)

Слайд 27

Учитель: В экспозиции, посвященной последним годам жизни Гончарова, воссоздан кабинет писателя в его петербургской квартире с использованием личных вещей Гончарова: кресла, настольный колокольчик, стакан с подстаканником, фото из кабинета Гончарова «Вера из романа «Обрыв», трость, настенный шкафчик, шкатулки, тарелки и  акварели, привезённые И. А. Гончаровым из путешествия.

Какой ещё интересный предмет интерьера XIX века вы заметили?

(Кушетка)

Слайд 28

Учитель: И последний слайд. Что это за помещение и для чего оно служила в доме XIX века?

Слайд 29

«Спасибо за внимание!»


VIII. Итог урока.

Учитель: Давайте подведём итоги урока. Сегодня вы узнали назначение и наглядно увидели изображение вещей XIX века, с которыми вы столкнулись в произведениях Аксакова, Некрасова, Толстого, Достоевского, Чехова, Гарина-Михайловского.

Коротко ответьте на вопрос:

Для чего нам читателям нужно описание мира вещей в произведениях?

Ответы учащихся

XIX. Рефлексия. Оценка собственной и коллективной деятельности.

Учитель: А теперь, ребята, оцените каждый свою работу и работу групп на уроке: заполните оценочные карточки, в которых вы также отмечаете, насколько вам понравилось занятие.

После заполнения (вам дается на это 2 минуты) один человек из каждой группы (выберите, кто им будет) соберёт их и после звонка положит мне на стол.

Заполняются оценочные карточки.


X. Домашнее задание

Ответьте на итоговые вопросы на странице 270.


ПРИЛОЖЕНИЯ


1. Словарные карточки по группам.

    1. Образец незаполненной карточки


Группа 1

С.Т. Аксаков Буран.


Слово

Лексическое значение

















ФИ участников группы

1___________________________________________

2___________________________________________

3___________________________________________

4___________________________________________


1-я группа: С.Т. Аксаков Буран.



2. Индивидуальная рефлекторная оценочная карточка


ФИ ученика________________________________


На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

Задание на уроке мне кажется

легким / трудным

интересным / неинтересным

Работа в нашей группе была

дружной, слаженной / каждый работал отдельно

Что нового узнали на уроке


Что ещё хотелось бы узнать


Работа какой группы (кроме своей) больше всего понравилась.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!