Методическая разработка урока.
Автор учитель Елисеева Елена Богдановна
ГБОУ «Гимназия №1 им. А. С. Пушкина»
Г. Севастополя
КОРЕНЬ — ВЕГЕТАТИВНЫЙ ОРГАН РАСТЕНИЯ. ВИДЫ КОРНЕЙ, ТИПЫ КОРНЕВЫХ СИСТЕМ. ВИДОИЗМЕНЕНИЯ КОРНЯ.
Цель: Развивать понятие «корень», изучить внешнее строение корня, виды корней, типы корневых систем, выяснить функции корня, ознакомиться с видоизменениями корней, формировать умения работать с живым и гербарным раздаточным материалом, развивать умения распознавать типы корневых систем и виды коней.
Формирование УУД:
● личностные (определение степени соответствия собственных действий поставленной цели, результатов деятельности: называют тему и задачи урока отмечают наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения),
● регулятивные (самостоятельные обнаружение и формирование учебной проблемы, определение цели учебной деятельности, высказывание гипотез, предположений, планирование достижения целей и учет средств достижения),
● познавательные (поиск и выделение необходимой информации, построение логического рассуждения, включающее установление причинно – следственных связей, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, поиск и выделение необходимой информации в учебном материале),
● коммуникативные (умение работать в парах, учитывая разные мнения, формулировать собственное, задавать вопросы, контролировать действия партнера, владеть диалогической формой речи).
Оборудование: Раздаточный материал — двухнедельные проростки (в опилках) гороха, фасоли, пшеницы, кукурузы, гербарий «Растения со стержневой и мочковатой корневой системой», черенки ивы, смородины, традесканции или других растений с придаточными корнями (за две недели до урока поставить в воду), видоизменения корней растений: морковь, свекла, георгин, корневые клубеньки бобовых; таблицы «Строение корня», «Видоизменения корней».
Понятия: Корень, виды корней: главный, придаточные, боковые; стержневая и мочковатая корневая система, видоизменения корней: корнеплоды, корнеклубни, корни-присоски, ходульные корни, воздушные корни.
Тип урока: урок введения нового знания;
Л/Р №___ «Корень и корневые системы. Видоизменения корней».
Методы: рассказ с элементами беседы и демонстрацией таблиц, гербариев, натуральных объектов, практический. Приемы: логические: составление схем
«Виды корней», «Типы корневых систем»; установление черт сходства и различия у раз личных видов корней, выводы; организационные самостоятельное выполнение лабораторной работы.
СТРУКТУРА УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.
II.ПРОВЕРКА, КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ.
Заполните схему в тетради:
РАСТЕНИЯ
Низшие споровые Высшие споровые Высшие семенные
Отдел - Отдел - Отдел -
Отдел - Отдел - Отдел -
Отдел - Отдел -
Отдел - Отдел –
2. Тестовое задание: выберите номера правильных ответов (записанных на доске), это задание можно выполнить устно.
I. Представители какого отдела имеют цветки?
1. Водоросли. 2. Мхи. 3. Папоротникообразные. 4. Голосеменные. 5. Покрытосеменные.
П. Представители какого отдела растений образуют плоды?
1. Водоросли. 2. Мхи. 3. Папоротникообразные. 4. Голосеменные. 5. Покрытосеменные.
III. Представители какого отдела растений
образуют семена?
1. Водоросли. 2. Мхи. 3. Папоротникообразные. 4. Голосеменные. 5. Покрытосеменные.
IV. Из чего развивается зародыш семени?
1. Из спермия. 2. Из яйцеклетки 3 Из зиготы.
V. Из чего развивается семя?
1. Из семязачатка. 2. Из зиготы. 3. Из завязи.
VI Из чего развивается плод?
1. Из семязачатка. 2. Из зиготы. 3. Из завязи.
3. Вставьте пропущенные слова в предложениях на доске :
Основными отличительными признаками
покрытосеменных растений является наличие у
них___ и___. В цветках находится ______
в расширенной части которого развиваются _______. Семена находятся внутри_______.
МОТИВАЦИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ.
Послушайте стихотворение В Жака и ответьте на
вопросы, которые задает автор:
...Мы в букет сорвали маки жаркие, много незабудок голубых...
А потом цветов нам стало жалко. Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается: от любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут? Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен под землею корешок, но не может жить на свете
Без него любой цветок!
ВЫВОД: Корень — это невидимый труженик. В чем заключается его невидимый труд?
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
БЕСЕДА, РАБОТА С УЧЕБНИКОМ, запись в тетрадях определения «корень». Записать на доске схему «Виды корней» и основные функции корня.
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ С ДЕМОНСТРАЦИЕЙ ТАБЛИЦ, ГЕРБАРИЕВ, ПРОРОСТКОВ (черенки ивы, смородины, традесканции или др. растений с придаточными корнями)
1) Корень — осевой подземный вегетативный орган растений. Значение корня.
Корень — осевой вегетативный орган растения, обладающий неограниченным верхушечным ростом, положительным геотропизмом, имеющий радиальное строение и никогда не несущий листьев. Верхушка корня защищена корневым чехликом.
Значение корня — закрепление растения в почве, поглощение воды и минеральных веществ, запасание органических веществ, синтез аминокислот, гормонов, дыхание, симбиоз с грибами и клубеньковыми бактериями, вегетативное размножение у корнеотпрысковых растений.
Пользуясь данной схемой, учащиеся могут сами попытаться сформулировать определение корневой системы.
3) Корневая система — совокупность всех корней растения, расположенных в почве, в воздухе, в воде или в теле растения-хозяина у паразитирующих видов.
Стержневая корневая система — корневая система с хорошо выраженным главным корнем стержневой формы.
Мочковатая корневая система — корневая система, представленная в основном придаточными корнями, у которой не выделяется главный корень.
ВОПРОСЫ для работы в группах:
Почему верблюжью колючку называют
растение — колодец?
Почему у всех растений
тундры поверхностная корневая система?
Где выше вероятность развития у растений идеальной корневой системы: на глинистой, каменистой или песчаной почве? Ответ обоснуйте.
4. Самое маленькое водное растение — ряска — имеет своеобразное строение. Ее уплощенный зеленый стебелек в форме лепешки лежит на поверхности воды. Листьев нет, а корень, отходящий вниз от центра лепешечки — стебля, имеет на конце утолщение. Попытайтесь выяснить функции корня у ряски.
4) Видоизменения корней.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП С ДЕМОНСТРАЦИЕЙ:
По раздаточному материалу определить видоизменения каких корней мы наблюдаем в раздаточном материале: видоизменении корней растений морковь, свекла, георгин, корневые клубеньки бобовых;
таблицы «Видоизменения корней».
Л/Р №9 «Корень и корневые системы. Видоизменения корней»
Корнеплод — видоизмененный утолщенный главный корень, несущий на верхушке укороченный побег и выполняющий функцию запасания питательных веществ.
Корневой клубень — видоизмененный утолщенный боковой или придаточный корень, выполняющий функцию запасания питательных веществ (георгин).
Как вы думаете, с чем связано возникновение в процессе эволюции видоизмененных корней? (с приспособленностью к различным средам обитания, с выполнением дополнительных функций).
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
Закрепление осуществляется в процессе выполнения Л/Р №9 «Корень и корневые системы. Видоизменения корней».
РЕФЛЕКСИЯ: Что нового вы узнали? Что для вас стало необычным?
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Выучить материал учебника, ответить на вопросы. Выучить понятия.