СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока: КОРЕНЬ — ВЕГЕТАТИВНЫЙ ОРГАН РАСТЕНИЯ,ВИДЫ КОРНЕЙ, ТИПЫ КОРНЕВЫХ СИСТЕМ. ВИДОИЗМЕНЕНИЯ КОРНЯ.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Развивать понятие «корень», изучить внешнее строение корня, виды корней, типы корневых систем, выяснить функции корня, оз­накомиться с видоизменениями корней, форми­ровать умения работать с живым и гербарным раздаточным материалом, развивать умения рас­познавать типы корневых систем и виды коней.

Просмотр содержимого документа
«корень»

Методическая разработка урока.


Автор учитель Елисеева Елена Богдановна

ГБОУ «Гимназия №1 им. А. С. Пушкина»

Г. Севастополя


КОРЕНЬ — ВЕГЕТАТИВНЫЙ ОРГАН РАС­ТЕНИЯ. ВИДЫ КОРНЕЙ, ТИПЫ КОРНЕВЫХ СИСТЕМ. ВИДОИЗМЕНЕНИЯ КОРНЯ.


Цель: Развивать понятие «корень», изучить внешнее строение корня, виды корней, типы корневых систем, выяснить функции корня, оз­накомиться с видоизменениями корней, форми­ровать умения работать с живым и гербарным раздаточным материалом, развивать умения рас­познавать типы корневых систем и виды коней.

Формирование УУД:

● личностные (определение степени соответствия собственных действий поставленной цели, результатов деятельности: называют тему и задачи урока отмечают наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения),

● регулятивные (самостоятельные обнаружение и формирование учебной проблемы, определение цели учебной деятельности, высказывание гипотез, предположений, планирование достижения целей и учет средств достижения),

● познавательные (поиск и выделение необходимой информации, построение логического рассуждения, включающее установление причинно – следственных связей, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, поиск и выделение необходимой информации в учебном материале),

● коммуникативные (умение работать в парах, учитывая разные мнения, формулировать собственное, задавать вопросы, контролировать действия партнера, владеть диалогической формой речи).

Оборудование: Раздаточный материал — двухнедельные проростки (в опилках) гороха, фасоли, пшеницы, кукурузы, гербарий «Растения со стержневой и мочковатой корневой сис­темой», черенки ивы, смородины, традесканции или других растений с придаточными корнями (за две недели до урока поставить в воду), видо­изменения корней растений: морковь, свекла, георгин, корневые клубеньки бобовых; таблицы «Строение корня», «Видоизменения корней».

Понятия: Корень, виды корней: главный, придаточные, боковые; стержневая и мочкова­тая корневая система, видоизменения корней: корнеплоды, корнеклубни, корни-присоски, хо­дульные корни, воздушные корни.

Тип урока: урок введения нового знания;

Л/Р №___ «Корень и корневые системы. Видоизменения корней».


Методы: рас­сказ с элемента­ми беседы и де­монстрацией таблиц, гербари­ев, натуральных объектов, прак­тический. Приемы: логи­ческие: состав­ление схем

«Виды корней», «Типы корне­вых систем»; установление черт сходства и различия у раз личных видов корней, выво­ды; организаци­онные само­стоятельное вы­полнение лабораторной работы.


СТРУКТУРА УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.

II.ПРОВЕРКА, КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ.

  1. Заполните схему в тетради:

РАСТЕНИЯ

Низшие споровые Высшие споровые Высшие семенные
Отдел - Отдел - Отдел -

Отдел - Отдел - Отдел -

Отдел - Отдел -

Отдел - Отдел –


2. Тестовое задание: выберите номера пра­вильных ответов (записанных на доске), это за­дание можно выполнить устно.

I. Представители какого отдела имеют цвет­ки?

1. Водоросли. 2. Мхи. 3. Папоротникообраз­ные. 4. Голосеменные. 5. Покрытосеменные.

П. Представители какого отдела растений образуют плоды?

1. Водоросли. 2. Мхи. 3. Папоротникообраз­ные. 4. Голосеменные. 5. Покрытосеменные.

III. Представители какого отдела растений
образуют семена?

1. Водоросли. 2. Мхи. 3. Папоротникообраз­ные. 4. Голосеменные. 5. Покрытосеменные.

IV. Из чего развивается зародыш семени?

1. Из спермия. 2. Из яйцеклетки 3 Из зиготы.

V. Из чего развивается семя?

1. Из семязачатка. 2. Из зиготы. 3. Из завязи.

VI Из чего развивается плод?

1. Из семязачатка. 2. Из зиготы. 3. Из завязи.

3. Вставьте пропущенные слова в предложениях на доске :

Основными отличительными признаками
покрытосеменных растений является наличие у
них___ и___. В цветках находит­ся ______

в расширенной части которого развиваются _______. Семена нахо­дятся внутри_______.

  1. МОТИВАЦИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

По­слушайте стихотворение В Жака и ответьте на
вопросы, которые задает автор:

...Мы в букет сорвали маки жаркие, много незабудок голубых...

А потом цветов нам стало жалко. Снова в зем­лю посадили их.

Только ничего не получается: от любого ве­терка качаются!

Почему осыпались и вянут? Без корней расти и жить не станут!

Как ни тонок, неприметен под землею коре­шок, но не может жить на свете

Без него любой цветок!


ВЫВОД: Корень — это невидимый труже­ник. В чем заключается его невидимый труд?


  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

БЕСЕДА, РА­БОТА С УЧЕБ­НИКОМ, запись в тетрадях определе­ния «корень». Записать на доске схему «Виды корней» и основные функции корня.

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ С ДЕМОНСТРАЦИЕЙ ТАБЛИЦ, ГЕРБАРИЕВ, ПРОРОСТКОВ (черенки ивы, смородины, традесканции или др. растений с придаточными корнями)

1) Корень — осевой подземный вегетатив­ный орган растений. Значение корня.

Корень — осевой вегетативный орган расте­ния, обладающий неограниченным верхушеч­ным ростом, положительным геотропизмом, име­ющий радиальное строение и никогда не несущий листьев. Верхушка корня защищена корне­вым чехликом.

Значение корня — закрепление растения в почве, поглощение воды и минеральных веществ, запасание органических веществ, синтез амино­кислот, гормонов, дыхание, симбиоз с грибами и клубеньковыми бактериями, вегетативное размножение у корнеотпрысковых растений.



Пользуясь данной схемой, учащиеся могут сами попытаться сформулировать определение корневой системы.

3) Корневая система — совокупность всех корней растения, расположенных в почве, в воз­духе, в воде или в теле растения-хозяина у пара­зитирующих видов.

Стержневая корневая система — корневая система с хорошо выраженным главным корнем стержневой формы.

Мочковатая корневая система — корневая система, представленная в основном придаточ­ными корнями, у которой не выделяется глав­ный корень.


ВОПРОСЫ для работы в группах:

  1. Почему верблюжью колючку называют
    растение — колодец?

  2. Почему у всех растений
    тундры поверхностная корневая система?

  3. Где выше вероятность развития у растений идеальной корневой системы: на глинис­той, каменистой или песчаной почве? Ответ обоснуйте.

4. Самое маленькое водное растение — ряска — имеет своеобразное строение. Ее уплощенный зеленый стебелек в форме лепешки лежит на по­верхности воды. Листьев нет, а корень, отходя­щий вниз от центра лепешечки — стебля, имеет на конце утолщение. Попытайтесь выяснить функции корня у ряски.

4) Видоизменения корней.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП С ДЕ­МОНСТРАЦИ­ЕЙ:

По раздаточному материалу определить видоизменения каких корней мы наблюдаем в раздаточном материале: видоизменении корней расте­ний морковь, свекла, геор­гин, корневые клубеньки бобо­вых;

таблицы «Видоизмене­ния корней».

Л/Р №9 «Ко­рень и корне­вые системы. Видоизменения корней»

Корнеплод — видоизмененный утолщенный главный корень, несущий на верхушке укороченный побег и выполняющий функцию запасания питательных веществ.

Корневой клубень — видоизмененный утолщенный боковой или придаточный корень, вы­полняющий функцию запасания питательных веществ (георгин).

Как вы думаете, с чем связано возникновение в процессе эволюции видоизмененных корней? (с приспособленностью к различным средам оби­тания, с выполнением дополнительных функ­ций).

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕ­РИАЛА.

Закрепление осуществляется в процессе вы­полнения Л/Р №9 «Корень и корневые системы. Видоизменения корней».

РЕФЛЕКСИЯ: Что нового вы узнали? Что для вас стало необычным?

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Выучить материал учебника, ответить на вопросы. Выучить понятия.



Просмотр содержимого презентации
«Строение корня 1»

Внешнее строение корня растений Автор: Учитель биологии Елисеева Елена Богдановна ГБОУ « Гимназия № 1 им. А. С. Пушкина»

Внешнее строение корня растений

Автор: Учитель биологии Елисеева Елена Богдановна

ГБОУ « Гимназия № 1 им. А. С. Пушкина»

Корень - один из главных вегетативных органов растения.

Корень - один из главных вегетативных органов растения.

  • Обеспечивает минеральное и водное питание.
  • Закрепляет растение в почве.
  • Накапливает питательные вещества.
  • Обеспечивает вегетативное размножение.
  • Синтезирует органические вещества.
  • Обеспечивает связь с обитателями почвы.
Типы корней

Типы корней

  • Главный корень-корень развивающийся из корешка зародыша семени.
  • Боковые корни-корни, являющиеся разветвлениями главного корня.
  • Придаточные корни-корни образующиеся на листьях и стеблях.
Корневая система.  Совокупность всех корней растения называется корневой системой .

Корневая система.

Совокупность всех корней растения называется корневой системой .

Типы корневых систем. Если в корневой системе четко выражен главный корень, то такая корневая система называется стержневой.   Корневая система, состоящая из придаточных корней, в которой не выделен главный корень, называется мочковатой.

Типы корневых систем.

Если в корневой системе четко выражен главный корень, то такая корневая система называется стержневой.

Корневая система, состоящая из придаточных корней, в которой не выделен главный корень, называется мочковатой.

Растения и их корневые системы. Стержневая корневая система:  Мочковатая корневая система :

Растения и их корневые системы.

Стержневая корневая

система:

Мочковатая корневая система :

  • Морковь
  • Одуванчик
  • Клевер
  • Фасоль
  • Береза
  • Шиповник
  • Лук
  • Тюльпан
  • Пшеница
  • Рожь
  • Гладиолус
  • Рис
СХЕМА ПЛОДОВОГО ДЕРЕВА: 1 – вертикальный корень, 2 – горизонтальный скелеточный корень, 3 – корневая шейка, 4 – надземная часть дерева, 5 – штамб, 6 – крона,  7 – проводник, 8 – скелетная ветвь, 9 – ветвь второго порядка, 10 – ветвь третьего порядка

СХЕМА ПЛОДОВОГО ДЕРЕВА: 1 – вертикальный корень,

2 – горизонтальный скелеточный корень, 3 – корневая шейка,

4 – надземная часть дерева, 5 – штамб, 6 – крона,

7 – проводник, 8 – скелетная ветвь, 9 – ветвь второго порядка,

10 – ветвь третьего порядка

Знаешь ли ты?

Знаешь ли ты?

  • … ..что самая большая глубина ,на которую проникают корни растений,-120 м. Это расстояние покоряют корни дикого инжира.
  • … .что в 1950 г. Было сообщение из Шотландии о корнях вяза длиной, как минимум,110 м.
  • … ..что число корневых волосков доходит у ржи до 15 млрд. ,а их длина составляет 10000 км.
  • … ..что одно растение ржи в фазу колошения имеет 13835135 корней общей длиной 619 км.
  • что на 1 мм поверхности корня развивается от 200 до 400 корневых волосков.
Внимание !  В  презентации использовались следующие материалы: В. Рохлов:  Занимательная ботаника. Д. Трайтак :  Книга для чтения по ботанике.

Внимание !

В презентации использовались следующие материалы:

  • В. Рохлов:

Занимательная ботаника.

  • Д. Трайтак :

Книга для чтения по ботанике.

Просмотр содержимого презентации
«Видоизменение корней»

Вегетативные органы растения Видоизменение корней Автор: учитель Елисеева Елена Богдановна ГБОУ «Гимназия № 1 им. А. С. Пушкина» г

Вегетативные органы растения

Видоизменение корней

Автор: учитель Елисеева Елена Богдановна

ГБОУ «Гимназия № 1 им. А. С. Пушкина»

г

Корнеплод

Корнеплод

Корневые клубни (корневые шишки)  Георгин, батат, чистяк

Корневые клубни (корневые шишки) Георгин, батат, чистяк

Корни-зацепки  Плющ

Корни-зацепки Плющ

Ходульные корни  Панданус, баньян, сосна, мангровая растительность

Ходульные корни Панданус, баньян, сосна, мангровая растительность

Досковидные корни  Деревья тропиков

Досковидные корни Деревья тропиков

Воздушные корни  Бамбук, орхидея, монстера

Воздушные корни Бамбук, орхидея, монстера

Дыхательные корни  Болотный кипарис

Дыхательные корни Болотный кипарис

Корни – присоски  Омела, повилика, Петров крест

Корни – присоски Омела, повилика, Петров крест

Ассимиляционные корни  Водяной орех (чилим)

Ассимиляционные корни Водяной орех (чилим)

Наши помощники

Наши помощники


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!