МКУ «Управление образования»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №106 с углубленным изучением математики»
Методическая разработка
Команда программирования эллипса в Бейсике.
Урок введения нового знания по технологии деятельностного метода.
Учитель информатики
Антонина Александровна Белоусова
ЗАТО г. Железногорск
2016
Команда программирования эллипса в Бейсике.
Урок введения нового знания по технологии деятельностного метода.
Общая организационная информация к уроку приведена в Приложении 1.
Основные цели:
Формирование способностей к основным видам деятельности
Усвоение содержания учебной программы: изучить команду программирования эллипса в Бейсике
Домашнее задание к уроку: Составить список знакомых команд программирования графики в Бейсике
Задачи урока:
Обучающие:
изучить виды эллипсов
научить выбору параметров в команде (радиуса, цвета контура, коэффициента сжатия) для различных видов эллипса
научить использовать команду в программе для создания заданного рисунка
Развивающие:
развивать познавательный интерес, аналитический способ мышления
Воспитательные:
воспитать интерес к предмету, аккуратность, внимательность, дисциплинированность при работе на ПК
Форма организации образовательного пространства на уроке:
Структура урока
Организационный момент
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Постановка учебной задачи
Построение проекта выхода из затруднения (открытие учениками нового знания)
Первичное закрепление во внешней речи
Самостоятельная работа с самопроверкой
Включение в систему знаний и повторение
Рефлексия деятельности (итог урока)
Ход урока
Организационный момент
Приветствие учеников и учителя. Фиксирование учителем в журнале отсутствующих. Визуальная проверка домашнего задания. Доброжелательное отношение учителя организует положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, стимулирует мотивацию к учебной деятельности.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Этап предполагает подготовку мышления учеников к проектировочной деятельности, тренировку соответствующих мыслительных операций. Учитель выводит на экран изученные ранее команды:
Screen 12
Line (x1, y1) – (x2, y2), c
Line (x1, y1) – (x3, y3), c, bf
Circle (x, y),r, c
Paint (x, y), c1, c
Ученики называют их, перечисляют входящие параметры.
Далее на экране ученики видят рисунки.
Рисунок 2.1 | Рисунок 2.2 | Рисунок 2.3 |
Перечисляют, какие команды нужны для их создания.
На экране рисунок 2.4,
Рисунок 2.4
где изображена рыбка из эллипсов с горизонтальной большой осью. Фиксируется затруднение.
Постановка учебной задачи
Ученики перечисляют знакомые графические примитивы. Находят новый элемент. Узнают его, но соответствующую команду Бейсика не знают. Вырабатывают цель урока: узнать команду. Формулируют тему урока «Команда программирования эллипса в Бейсике»
Построение проекта выхода из затруднения (открытие учениками нового знания)
Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации.
На экране рисунок 4.1, на котором изображены грибы, где у одного ножка, а у другого шляпка – эллипсы с вертикальной большой осью.
Рисунок 4.1
Ученики фиксируют, что могут быть эллипсы разных видов. Как получить эллипс?
У доски «случайно» стоит большой обруч. Гипотеза – сжать обруч. Ученик проводит эксперимент:
прижимает обруч сверху – получает форму эллипса с горизонтальной осью;
прижимает руками с боков - получает форму эллипса с вертикальной осью.
Учитель организует коллективную деятельность учеников в форме мозгового штурма.
Вывод: эллипс - это сжатая окружность. Команда эллипса может быть получена из команды окружности.
Какие параметры задать? Окружность характеризуется координатами центра, размером радиуса и цветом контура. Для эллипса тоже необходимо задать центр на плоскости, большую полуось вместо радиуса, цвет контура и каким-то образом направление сжатия. Эти параметры фиксируются на рисунке 4.2. По аналогии с командой окружности составляется новая команда для эллипса:
Circle (x,y),R,c,,,k
Рисунок 4.2
Учитель поясняет ее структуру, вводя новый параметр – коэффициент сжатия k. Между запятыми задаются параметры для дуг. Их пока не используем, берем нулевые значения. Учитель объясняет, какие значения коэффициент сжатия принимает для разных видов эллипса:
Рисунок 4.3
Рисунок 4.4
Чем ближе к единице значение k, тем эллипс круглее; чем дальше значение k от единицы, тем эллипс тоньше (может превратиться в отрезок).
Таким образом, учебная задача разрешена.
Первичное закрепление во внешней речи
На экран выводятся несколько эллипсов, различных по размерам, направлению и толщине. Ученики комментируют задание параметров. Вопросы:
если коэффициент сжатия равен 1(задать учителю, если не найдется очень любопытного ученика)? Получим окружность
как раскрасить эллипс? Очевидно, так же как окружность, ведь это тоже замкнутая область.
найдите ошибки в записи команды (вывести 3 - 4 неверные команды):
Cirkle (100,200),50,1,,,0.5
Circle (100,200),50,12,,0.5
Circle (100,200),50,2,,,0,5
Circle (100,200),50,,,0.5
Оценивание работы учеников – устное поощрение учителем.
Самостоятельная работа с самопроверкой
Индивидуальная практическая работа на ПК. Раздать ученикам текстовое задание (Приложение 2). Внимательно прочитав, ученик находит свою тему и подбирает к ней рисунок для разработки программы, получает оценочный лист (Приложения 3 - 5). На рисунке есть лишние элементы, которые программировать не нужно, согласно описанию в тексте (смысловое понятие текста).
В процессе набора программы ученики сами находят и исправляют допущенные синтаксические ошибки в командах, указанных компьютером. По истечении заданного времени демонстрируют работу учителю и сверстникам на экране компьютера.
Включение в систему знаний и повторение
Дописать в список команд графики вновь изученную команду программирования эллипса. Проговорить входящие в нее параметры.
Рефлексия деятельности (итог урока)
Учитель проверяет практические работы, ученики помогают оценивать свою работу по оценочным листам. Эмоциональный настрой можно фиксировать смайликом. Подводится итог урока.
Методическая разработка успешно апробирована в группах 5 класса в 2015 году
Приложение 1
Общая организационная информация
Предмет | Информатика |
Тема | Команда программирования эллипса в Бейсике. Продолжение темы «Разнообразие задач обработки информации»: программирование как изменение формы представления информации. Пятый урок в теме «Программирование графики в Бейсике». На предыдущих занятиях были рассмотрены среда Бейсика, установка графического режима, изучены команды программирования линии, прямоугольника, окружности и закрашивания замкнутой области. Были выполнены практические работы по программированию раскрашенных картинок из линий, прямоугольников и окружностей |
Класс, количество человек в группе | 5 А класс, группа 13 человек |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания |
Время реализации урока | 45 минут |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: - умеют загружать среду программирования -умеют задавать параметры в команде для видов эллипса, различных по величине и направлению. - умеют закрашивать эллипсы. - умеют разрабатывать программу из команд Бейсика для создания заданных картинок Метапредметные: -умеют преобразовать пространственно-графическую информацию в знаково – символическую, используя координаты -умеют выбирать соответствующие форме команды графических примитивов в зависимости от поставленной задачи -умеют сопоставить команду со смысловым значением на русском и английских языках Личностные: -заинтересованность ученика, положительное отношение к учению (психологический настрой) - аккуратность, внимательность, дисциплинированность при работе на ПК |
УДД, которые актуализируют/приобретут/закрепят обучающие в ходе урока | Регулятивные: -оценивание качества своей учебной деятельности. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками -сотрудничество со средой программирования Познавательные: -классификация объектов по выбранному признаку -умение отличать в тексте главное и второстепенное, соотносить описание с рисунком, делать выбор |
Ресурсы, оборудование и материалы | Используемые на уроке средства ИКТ: Персональный компьютер (ПК) учителя Мультимедийный проектор Интерактивная доска или экран ПК учеников Среда программирования QBASIC Презентация к уроку «Команда программирования эллипса в Бейсике» Обруч |
Список учебной и дополнительной литературы | Учебник Л.Л Босовой «Информатика. 5 класс» (§7, §10, §12) Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 Рабочая тетрадь Л.Л. Босовой «Информатика. 5 класс» (§7,№90) Авторская методичка А.А. Белоусовой «Basic. Методическая разработка уроков по теме «Графика» http://multiurok.ru/beloys/files/basic-mietodichieskiie-razrabotki-urokov-po-tiemie-grafika.html |
Дидактическое обеспечение урока | Карточки с текстовым заданием Карточки с графическим заданием Оценочные листы |
Приложение 2.
Практическое задание
Погода хорошая, пошли наши ученики погулять, поискать в окружающей среде фигуры в форме эллипса.
Катя, Арина, Рома и Саша увидели в витрине магазина Чебурашку. Симпатичная! На круглой головке только ушки-лопушки, глазки удивленно распахнуты вверх, носик кругленький, а ротик маленький – поет «О-о». Толстенькая, очевидно на апельсинах отъелась!
Анжела, Полина, Алина, Ярик заметили в парке Лесовичка. Голова как шишка, лысая, только с ушками, глазки, ротик круглые, а нос лепешкой. Такой толстячок с лапками!
А Настя, Алик и Вадим и оба Влада гуляли по берегу озера и увидали лягушку. Сидит зеленая на камушке, квакает в одиночестве, а вокруг только вода, ни травинки-камышинки!
Вот свои находки и должны ребята изобразить на экране, согласно этому описанию и соответствующей картинки
Рисунки для практической работы
Чебурашка.
Оценочный лист Приложение 2
Лесовичок.
Оценочный лист Приложение 3
Лягушка.
Оценочный лист Приложение 4
Приложение 3
Оценочный лист практической работы
Рисунок на экране соответствие тексту описания – 2 балла
За правильно выполненный элемент 1 балл
Вид элемента другой:
вместо горизонтального вертикальный эллипс и наоборот – 0,8 балла
вместо эллипса окружность – 0,2 балла
Элемент закрашен - 0,5 балла, не закрашен – 0 баллов
Критерии оценки:
Оценка «удовлетворительно» - не менее 5 баллов
Оценка «хорошо» - не менее 9 баллов
Оценка «отлично» - более 12 баллов
Задание Чебурашка
Выполнил _______________________
№ | Элемент | Вид элемента | Балл | Закраска |
Вид соответствует | Другой вид |
1 | Голова | окружность | | | |
2 | Левое ухо | горизонтальный эллипс | | | |
3 | Правое ухо | горизонтальный эллипс | | | |
4 | Глаз левый | вертикальный эллипс | | | |
5 | Глаз правый | вертикальный эллипс | | | |
6 | Зрачок левый | вертикальный эллипс | | | |
7 | Зрачок правый | вертикальный эллипс | | | |
8 | Нос | окружность | | | |
9 | Рот | вертикальный эллипс | | | |
10 | Туловище | горизонтальный эллипс | | | |
11 | | | | | |
12 | | | | | |
13 | | | | | |
| Итого | | | | |
| Общая сумма баллов | | Оценка за работу | | |
Приложение 4
Оценочный лист практической работы
Рисунок на экране соответствие тексту описания – 2 балла
За правильно выполненный элемент 1 балл
Вид элемента другой:
вместо горизонтального вертикальный эллипс и наоборот – 0,8 балла
вместо эллипса окружность – 0,2 балла
Элемент закрашен - 0,5 балла, не закрашен – 0 баллов
Критерии оценки:
Оценка «удовлетворительно» - не менее 5 баллов
Оценка «хорошо» - не менее 9 баллов
Оценка «отлично» - более 12 баллов
Задание Лесовичок
Выполнил _______________________
№ | Элемент | Вид элемента | Балл | Закраска |
Вид соответствует | Другой вид |
1 | Голова | вертикальный эллипс | | | |
2 | Левое ухо | вертикальный эллипс | | | |
3 | Правое ухо | вертикальный эллипс | | | |
4 | Глаз левый | окружность | | | |
5 | Глаз правый | окружность | | | |
6 | Нос | горизонтальный эллипс | | | |
7 | Туловище | горизонтальный эллипс | | | |
8 | Рот | окружность | | | |
9 | Рука левая | горизонтальный эллипс | | | |
10 | Рука правая | горизонтальный эллипс | | | |
11 | Нога левая | вертикальный эллипс | | | |
12 | Нога правая | вертикальный эллипс | | | |
13 | | | | | |
| Итого | | | | |
| Общая сумма баллов | | Оценка за работу | | |
Приложение 5
Оценочный лист практической работы
Рисунок на экране соответствие тексту описания – 2 балла
За правильно выполненный элемент 1 балл
Вид элемента другой:
вместо горизонтального вертикальный эллипс и наоборот – 0,8 балла
вместо эллипса окружность – 0,2 балла
Элемент закрашен - 0,5 балла, не закрашен – 0 баллов
Критерии оценки:
Оценка «удовлетворительно» - не менее 5 баллов
Оценка «хорошо» - не менее 9 баллов
Оценка «отлично» - более 12 баллов
Задание Лягушка
Выполнил _______________________
№ | Элемент | Вид элемента | Балл | Закраска |
Вид соответствует | Другой вид |
1 | Голова | горизонтальный эллипс | | | |
2 | Глаз левый | вертикальный эллипс | | | |
3 | Глаз правый | вертикальный эллипс | | | |
4 | Зрачок левый | вертикальный эллипс | | | |
5 | Зрачок правый | вертикальный эллипс | | | |
6 | Рот | горизонтальный эллипс | | | |
7 | Туловище | вертикальный эллипс | | | |
8 | Животик | вертикальный эллипс | | | |
9 | Нога левая | горизонтальный эллипс | | | |
10 | Нога правая | горизонтальный эллипс | | | |
11 | Камень | горизонтальный эллипс | | | |
12 | | | | | |
13 | | | | | |
| Итого | | | | |
| Общая сумма баллов за работу | | Оценка за работу | | |
16