СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока " Команда программирования эллипса в Бейсике."

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержит материалы в рамках ФГОС к уроку информатики в 5 классе, является продолжением изучения темы  "Разнообразие задач обработки информации": программирование как изменение формы представления информации. Урок открытия нового знания по технологии деятельностного метода

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока " Команда программирования эллипса в Бейсике."»

МКУ «Управление образования»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №106 с углубленным изучением математики»












Методическая разработка



Команда программирования эллипса в Бейсике.

Урок введения нового знания по технологии деятельностного метода.







Учитель информатики

Антонина Александровна Белоусова
















ЗАТО г. Железногорск

2016



Команда программирования эллипса в Бейсике.

Урок введения нового знания по технологии деятельностного метода.


Общая организационная информация к уроку приведена в Приложении 1.


Основные цели:

  1. Формирование способностей к основным видам деятельности

  2. Усвоение содержания учебной программы: изучить команду программирования эллипса в Бейсике

Домашнее задание к уроку: Составить список знакомых команд программирования графики в Бейсике


Задачи урока:

  1. Обучающие:

  • изучить виды эллипсов

  • научить выбору параметров в команде (радиуса, цвета контура, коэффициента сжатия) для различных видов эллипса

  • научить использовать команду в программе для создания заданного рисунка

  1. Развивающие:

  • развивать познавательный интерес, аналитический способ мышления

  1. Воспитательные:

  • воспитать интерес к предмету, аккуратность, внимательность, дисциплинированность при работе на ПК


Форма организации образовательного пространства на уроке:

  • фронтальная,

  • индивидуальная практическая работа на ПК


Структура урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

  3. Постановка учебной задачи

  4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие учениками нового знания)

  5. Первичное закрепление во внешней речи

  6. Самостоятельная работа с самопроверкой

  7. Включение в систему знаний и повторение

  8. Рефлексия деятельности (итог урока)


Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие учеников и учителя. Фиксирование учителем в журнале отсутствующих. Визуальная проверка домашнего задания. Доброжелательное отношение учителя организует положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, стимулирует мотивацию к учебной деятельности.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Этап предполагает подготовку мышления учеников к проектировочной деятельности, тренировку соответствующих мыслительных операций. Учитель выводит на экран изученные ранее команды:

Screen 12

Line (x1, y1) – (x2, y2), c

Line (x1, y1) – (x3, y3), c, bf

Circle (x, y),r, c

Paint (x, y), c1, c

Ученики называют их, перечисляют входящие параметры.

Далее на экране ученики видят рисунки.


Рисунок 2.1

Рисунок 2.2

Рисунок 2.3

Перечисляют, какие команды нужны для их создания.

На экране рисунок 2.4,

Рисунок 2.4


где изображена рыбка из эллипсов с горизонтальной большой осью. Фиксируется затруднение.

  1. Постановка учебной задачи

Ученики перечисляют знакомые графические примитивы. Находят новый элемент. Узнают его, но соответствующую команду Бейсика не знают. Вырабатывают цель урока: узнать команду. Формулируют тему урока «Команда программирования эллипса в Бейсике»

  1. Построение проекта выхода из затруднения (открытие учениками нового знания)

Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации.

На экране рисунок 4.1, на котором изображены грибы, где у одного ножка, а у другого шляпка – эллипсы с вертикальной большой осью.


Рисунок 4.1


Ученики фиксируют, что могут быть эллипсы разных видов. Как получить эллипс?

У доски «случайно» стоит большой обруч. Гипотеза – сжать обруч. Ученик проводит эксперимент:

  • прижимает обруч сверху – получает форму эллипса с горизонтальной осью;

  • прижимает руками с боков - получает форму эллипса с вертикальной осью.

Учитель организует коллективную деятельность учеников в форме мозгового штурма.

Вывод: эллипс - это сжатая окружность. Команда эллипса может быть получена из команды окружности.

Какие параметры задать? Окружность характеризуется координатами центра, размером радиуса и цветом контура. Для эллипса тоже необходимо задать центр на плоскости, большую полуось вместо радиуса, цвет контура и каким-то образом направление сжатия. Эти параметры фиксируются на рисунке 4.2. По аналогии с командой окружности составляется новая команда для эллипса:

Circle (x,y),R,c,,,k

Рисунок 4.2

Учитель поясняет ее структуру, вводя новый параметр – коэффициент сжатия k. Между запятыми задаются параметры для дуг. Их пока не используем, берем нулевые значения. Учитель объясняет, какие значения коэффициент сжатия принимает для разных видов эллипса:

  • если 0k

Рисунок 4.3

  • если k1 – эллипс с вертикальной большой осью (Рисунок 4.4).

Рисунок 4.4

Чем ближе к единице значение k, тем эллипс круглее; чем дальше значение k от единицы, тем эллипс тоньше (может превратиться в отрезок).

Таким образом, учебная задача разрешена.

  1. Первичное закрепление во внешней речи

На экран выводятся несколько эллипсов, различных по размерам, направлению и толщине. Ученики комментируют задание параметров. Вопросы:

  • если коэффициент сжатия равен 1(задать учителю, если не найдется очень любопытного ученика)? Получим окружность

  • как раскрасить эллипс? Очевидно, так же как окружность, ведь это тоже замкнутая область.

  • найдите ошибки в записи команды (вывести 3 - 4 неверные команды):

Cirkle (100,200),50,1,,,0.5

Circle (100,200),50,12,,0.5

Circle (100,200),50,2,,,0,5

Circle (100,200),50,,,0.5

Оценивание работы учеников – устное поощрение учителем.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой

Индивидуальная практическая работа на ПК. Раздать ученикам текстовое задание (Приложение 2). Внимательно прочитав, ученик находит свою тему и подбирает к ней рисунок для разработки программы, получает оценочный лист (Приложения 3 - 5). На рисунке есть лишние элементы, которые программировать не нужно, согласно описанию в тексте (смысловое понятие текста).

В процессе набора программы ученики сами находят и исправляют допущенные синтаксические ошибки в командах, указанных компьютером. По истечении заданного времени демонстрируют работу учителю и сверстникам на экране компьютера.

  1. Включение в систему знаний и повторение

Дописать в список команд графики вновь изученную команду программирования эллипса. Проговорить входящие в нее параметры.

  1. Рефлексия деятельности (итог урока)

Учитель проверяет практические работы, ученики помогают оценивать свою работу по оценочным листам. Эмоциональный настрой можно фиксировать смайликом. Подводится итог урока.

Методическая разработка успешно апробирована в группах 5 класса в 2015 году





Приложение 1


Общая организационная информация


Предмет

Информатика

Тема

Команда программирования эллипса в Бейсике.

Продолжение темы «Разнообразие задач обработки информации»: программирование как изменение формы представления информации.

Пятый урок в теме «Программирование графики в Бейсике». На предыдущих занятиях были рассмотрены среда Бейсика, установка графического режима, изучены команды программирования линии, прямоугольника, окружности и закрашивания замкнутой области. Были выполнены практические работы по программированию раскрашенных картинок из линий, прямоугольников и окружностей

Класс, количество человек в группе

5 А класс, группа 13 человек

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Время реализации урока

45 минут

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

- умеют загружать среду программирования

-умеют задавать параметры в команде для видов эллипса, различных по величине и направлению.

- умеют закрашивать эллипсы.

- умеют разрабатывать программу из команд Бейсика для создания заданных картинок

Метапредметные:

-умеют преобразовать пространственно-графическую информацию в знаково – символическую, используя координаты

-умеют выбирать соответствующие форме команды графических примитивов в зависимости от поставленной задачи

-умеют сопоставить команду со смысловым значением на русском и английских языках

Личностные:

-заинтересованность ученика, положительное отношение к учению (психологический настрой)

- аккуратность, внимательность, дисциплинированность при работе на ПК

УДД, которые актуализируют/приобретут/закрепят обучающие в ходе урока

Регулятивные:

-оценивание качества своей учебной деятельности.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками

-сотрудничество со средой программирования

Познавательные:

-классификация объектов по выбранному признаку

-умение отличать в тексте главное и второстепенное, соотносить описание с рисунком, делать выбор



Ресурсы, оборудование и материалы

  1. Используемые на уроке средства ИКТ:

  • Персональный компьютер (ПК) учителя

  • Мультимедийный проектор

  • Интерактивная доска или экран

  • ПК учеников

  • Среда программирования QBASIC

  1. Презентация к уроку «Команда программирования эллипса в Бейсике»

  2. Обруч

Список учебной и дополнительной литературы

Учебник Л.Л Босовой «Информатика. 5 класс» (§7, §10, §12) Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

Рабочая тетрадь Л.Л. Босовой «Информатика. 5 класс» (§7,№90)

Авторская методичка А.А. Белоусовой «Basic. Методическая разработка уроков по теме «Графика» http://multiurok.ru/beloys/files/basic-mietodichieskiie-razrabotki-urokov-po-tiemie-grafika.html

Дидактическое обеспечение урока

  1. Карточки с текстовым заданием

  2. Карточки с графическим заданием

  3. Оценочные листы




Приложение 2.

Практическое задание

Погода хорошая, пошли наши ученики погулять, поискать в окружающей среде фигуры в форме эллипса.

Катя, Арина, Рома и Саша увидели в витрине магазина Чебурашку. Симпатичная! На круглой головке только ушки-лопушки, глазки удивленно распахнуты вверх, носик кругленький, а ротик маленький – поет «О-о». Толстенькая, очевидно на апельсинах отъелась!

Анжела, Полина, Алина, Ярик заметили в парке Лесовичка. Голова как шишка, лысая, только с ушками, глазки, ротик круглые, а нос лепешкой. Такой толстячок с лапками!

А Настя, Алик и Вадим и оба Влада гуляли по берегу озера и увидали лягушку. Сидит зеленая на камушке, квакает в одиночестве, а вокруг только вода, ни травинки-камышинки!

Вот свои находки и должны ребята изобразить на экране, согласно этому описанию и соответствующей картинки

Рисунки для практической работы


Чебурашка.

Оценочный лист Приложение 2



Лесовичок.

Оценочный лист Приложение 3



Лягушка.

Оценочный лист Приложение 4




Приложение 3

Оценочный лист практической работы

Рисунок на экране соответствие тексту описания – 2 балла

За правильно выполненный элемент 1 балл

Вид элемента другой:

вместо горизонтального вертикальный эллипс и наоборот – 0,8 балла

вместо эллипса окружность – 0,2 балла

Элемент закрашен - 0,5 балла, не закрашен – 0 баллов

Критерии оценки:

Оценка «удовлетворительно» - не менее 5 баллов

Оценка «хорошо» - не менее 9 баллов

Оценка «отлично» - более 12 баллов

Задание Чебурашка

Выполнил _______________________


Элемент

Вид элемента

Балл

Закраска

Вид соответствует

Другой вид

1

Голова

окружность




2

Левое ухо

горизонтальный эллипс




3

Правое ухо

горизонтальный эллипс




4

Глаз левый

вертикальный эллипс




5

Глаз правый

вертикальный эллипс




6

Зрачок левый

вертикальный эллипс




7

Зрачок правый

вертикальный эллипс




8

Нос

окружность




9

Рот

вертикальный эллипс




10

Туловище

горизонтальный эллипс




11






12






13







Итого






Общая сумма баллов


Оценка за работу





Приложение 4

Оценочный лист практической работы

Рисунок на экране соответствие тексту описания – 2 балла

За правильно выполненный элемент 1 балл

Вид элемента другой:

вместо горизонтального вертикальный эллипс и наоборот – 0,8 балла

вместо эллипса окружность – 0,2 балла

Элемент закрашен - 0,5 балла, не закрашен – 0 баллов

Критерии оценки:

Оценка «удовлетворительно» - не менее 5 баллов

Оценка «хорошо» - не менее 9 баллов

Оценка «отлично» - более 12 баллов

Задание Лесовичок

Выполнил _______________________


Элемент

Вид элемента

Балл

Закраска

Вид соответствует

Другой вид

1

Голова

вертикальный эллипс




2

Левое ухо

вертикальный эллипс




3

Правое ухо

вертикальный эллипс




4

Глаз левый

окружность




5

Глаз правый

окружность




6

Нос

горизонтальный эллипс




7

Туловище

горизонтальный эллипс




8

Рот

окружность




9

Рука левая

горизонтальный эллипс




10

Рука правая

горизонтальный эллипс




11

Нога левая

вертикальный эллипс




12

Нога правая

вертикальный эллипс




13







Итого






Общая сумма баллов


Оценка за работу





Приложение 5

Оценочный лист практической работы

Рисунок на экране соответствие тексту описания – 2 балла

За правильно выполненный элемент 1 балл

Вид элемента другой:

вместо горизонтального вертикальный эллипс и наоборот – 0,8 балла

вместо эллипса окружность – 0,2 балла

Элемент закрашен - 0,5 балла, не закрашен – 0 баллов

Критерии оценки:

Оценка «удовлетворительно» - не менее 5 баллов

Оценка «хорошо» - не менее 9 баллов

Оценка «отлично» - более 12 баллов

Задание Лягушка

Выполнил _______________________


Элемент

Вид элемента

Балл

Закраска

Вид соответствует

Другой вид

1

Голова

горизонтальный эллипс




2

Глаз левый

вертикальный эллипс




3

Глаз правый

вертикальный эллипс




4

Зрачок левый

вертикальный эллипс




5

Зрачок правый

вертикальный эллипс




6

Рот

горизонтальный эллипс




7

Туловище

вертикальный эллипс




8

Животик

вертикальный эллипс




9

Нога левая

горизонтальный эллипс




10

Нога правая

горизонтальный эллипс




11

Камень

горизонтальный эллипс




12






13







Итого






Общая сумма баллов за работу


Оценка за работу






16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!