СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока истории в 9 классе "Первые декреты советской власти"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это второй урок по теме «Россия в 1917 году. Становление советской власти». На первом уроке обучающиеся познакомились с предпосылками, причинами, основными событиями, итогами Октябрьской революции 1917 года. 

Цель данного урока: охарактеризовать содержание первых декретов советской власти.

В данной разработке показан пример использования приема технологии критического мышления"фишбоун" на уроке истории. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока истории в 9 классе "Первые декреты советской власти"»

Методическая разработка урока истории в 9 классе «Становление советской власти. Первые декреты».


Место урока в системе уроков по данной теме: это второй урок по теме «Россия в 1917 году. Становление советской власти». На первом уроке обучающиеся познакомились с предпосылками, причинами, основными событиями, итогами Октябрьской революции 1917 года.

Цель урока: охарактеризовать содержание первых декретов Советской власти.

Задачи:

  • образовательные:

- рассмотреть первые декреты советской власти;

- рассмотреть процесс создания советской государственности;

  • развивающие:

- продолжить формирование умений работать с историческими документами, текстом учебника, анализировать их, делать выводы;

- создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь);

- содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности;

- содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность;

  • воспитательные:

- содействовать развитию познавательного интереса к изучению истории России;

- способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группе, коллективе;

- содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения.

Технологии обучения: технология развития критического мышления, ИКТ.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-поиск.

Методы и формы обучения: элементы проблемного обучения, беседа, работа в группах.

Оборудование: мультимедийное: компьютер, проектор, презентация; раздаточный материал (рабочие листы, выдержки из исторических источников – Декрет о мире, Декрет о земле, Декрет о восьмичасовом рабочем дне, Декларация прав народов России, Декрет об уничтожении сословий, гражданских, придворных и военных чинов), учебник Измозик В.С., Рудник С.Н., Журавлева О.Н./Под ред. Ганелина Р.Ш. «История России. 9 кл». Издательство «Вентана - Граф», 2015.

























Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ИКТ

Актуализация знаний













Стадия вызова

В начале сентября большевики победили на выборах в Советы Москвы и Петрограда. Лозунг «Вся власть-Советам!» вновь стал основным, но он уже означал курс на вооруженное восстание.

24 октября правительство закрыло типографию, где печаталась большевистская газета. В ответ красногвардейцы заняли вокзалы, мосты, почту, телеграф, телефон.

25 октября весь город был в руках восставших.

В ночь на 26 октября Зимний пал. Временное правительство было арестовано. Керенский накануне отправился на фронт за войсками и поэтому избежал ареста.

? Большевики захватили власть, какая цель стоит сейчас перед ними?

? Какие задачи-проблемы необходимо решить для достижения этой цели?

? Чем нам, на ваш взгляд, сегодня на уроке предстоит заниматься?
















- удержать власть


- решить основные проблемы-вопросы: о мире, о земле, о власти, социальный вопрос (рабочий, о неравенстве) национальный.

- Выяснить как эти задачи решались большевиками и решились ли они?

Просмотр слайдов 1, 2, 3














Слайд 4

Стадия осмысления

Приём «фишбоун» или «рыбий скелет»: голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Групповая работа. Инструктаж.

В соответствии с задачами образуются 5 групп: «Дипломаты», «Аграрии», «Управленцы», «Социальные реформаторы», «Национальные реформаторы». Вы должны предложить коллегам решение одного из ключевых вопросов, стоящих перед большевиками и перед страной.

В результате каждая группа должна:

  • сформулировать задачу, которую необходимо было решить большевикам;

  • определить была ли решена эта задача;

  • если решена, то каким образом;

  • в каких документах эти решения были зафиксированы.

- Время истекло. По истечении отведенного времени заслушиваются доклады групп, заполняется схема на доске и в тетрадях.

































Групповая работа с текстами (текст учебника, раздаточный материал – выдержки из исторических источников).













Слайд 5

ДИПЛОМАТЫ (Комиссариат иностранных дел)

Задача: решить вопрос о войне любой ценой.

Декрет о мире

1. Выход России из войны

2. Предложение заключить перемирие на 3 месяца и обращение ко всем народам с предложением начать переговоры о заключении демократического мира без аннексий и контрибуций.

3. Съезд предлагал любой стране заключить двусторонний мирный договор.

4. Право народов на самоопределение.

5. Тайные переговоры, договоры царской России с другими странами объявляются недействительными и подлежат публикации.

В декрете содержалось обращение к рабочим воюющих стран поддержать это предложение.

АГРАРИИ (Комиссариат земледелия)

Задача: решить вопрос о земле.

«Декрет о земле»

Он провозглашал:

-отмену помещичьей частной собственности на землю без выкупа,

-получение земли теми, кто ее обрабатывает,

-вводилось уравнительное землепользование в зависимости от местных условий,

-вся земля объявляется общенародным достоянием и поступает в общегосударственный фонд и периодически перераспределяется между крестьянами местными органами власти.

- купля-продажа, аренда земли и использование наемной рабочей силы в сельском хозяйстве запрещается.

- все недра, леса и реки переходят в пользование государства.

УПРАВЛЕНЦЫ (Президиум ЦИК)

Задача: решить вопрос о власти – сформировать правительство (схема)

«Декрет о власти»

1. Вся власть в стране принадлежит Советам рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

2. Высшим органом власти провозглашается Всероссийский Съезд Советов.

3. В перерывах между Съездами его функции будет выполнять избираемый на съезде ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет).

4. Исполнительная власть передается Совету Народных Комисаров (СНК), который должен действовать до созыва Учредительного Собрания.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕФОРМАТОРЫ (Комиссариат по делам национальностей)

Задача: решение национального вопроса.

Совнарком 2 ноября обнародовал «Декларацию прав народов России».

1. Равенство всех национальностей,

2. Право народов на самоопределение наций вплоть до отделения,

3. Отмену национальных и религиозных привилегий,

4. Свободное развитие национальных меньшинств.

В декабре 1917 г была предоставлена независимость Финляндии, а августе 1918 г. - Польше.

СОЦИАЛЬНЫЕ РЕФОРМАТОРЫ (СНК)

Задача: решить социальный вопрос, включающий в себя рабочий вопрос, ликвидацию неравенства.

29 октября 1917 г. – «Декрет о восьмичасовом рабочем дне»

11 ноября 1917 г. – «Декрет об уничтожении сословий, гражданских, придворных и военных чинов»

  1. Установление восьмичасового рабочего дня в промышленности

  2. Ликвидация сословного деления общества и введение единого наименования – гражданин Российской республики

  3. Мужчины и женщины уравнивались в правах.

Слайд 6















Слайд 7

















Слайд 8














Слайд 9











Слайд 10

Стадия рефлексии

Подведем итоги нашего урока. Как звучала цель нашего урока? Достигли ли мы ее?

? Можем ли мы утверждать, что большевики, придя к власти, приняли все необходимые меры, чтобы удержать власть? Приведите доказательства.

? Можем ли мы утверждать, что все проблемы, накопленные царским и Временным правительствами по обеспечению населения продовольствием, были также решены большевиками?


Об этом мы поговорим с вами на следующем уроке, а также о внутриполитических и внешнеполитических последствиях Октябрьской революции.

- да, мы выяснили, какие задачи стояли перед большевиками после свершения Октябрьской революции, как они были решены.

- да, т.к. декреты, принятые в период с октября по ноябрь 1918 г., должны были решить насущные проблемы.


- нет, т.к. у нас нет сведений о дальнейших действиях советского правительства по преодолению внутреннего кризиса.

Слайд 11


Слайд 12

Д/з.:

§3, написать историческое сочинение на тему «Политика большевиков в период становления советской власти. Первые декреты».







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!