СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему: "Родовые общины охотников и собирателей"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок № 3. Тема: «Родовые общины охотников и собирателей»

Цель: подвести учащихся к пониманию причин изменения орудий труда и жизни первобытных людей

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему: "Родовые общины охотников и собирателей"»

Урок № 3. Тема: «Родовые общины охотников и собирателей»

Цель: подвести учащихся к пониманию причин изменения орудий труда и жизни первобытных людей

Задачи:

  • обучающая- продолжить формиро­вание умений самостоятельно составлять рассказ; формулировать несложные выводы, сравнивать и описывать орудия труда, черты первобытного человека

  • развивающая- продолжить формирование умений работать с исторической картой ( умение правильно показывать на карте исторические объекты), историческими фактами, источниками, иллюстрациями; правильно использовать и объяс­нять исторические термины, формировать умение комментировать и анализировать прочитанное, самостоятельно строить рассказ на основе одного-двух источ­ников знаний

  • воспитательная- воспитывать уважение к системе ценностей, к достижениям человеческой культуры, сформировавшейся в ходе развития истории человечества

Тип урока: комбинированный урок (проверка изученного материала, изучение нового материала, комментированное чтение)

Форма урока: беседа с классом

Оборудование: Учебник Вигасина А.А., карта мира, атласы по истории Древнего мира



Ход урока



    1. Организационный момент

    2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме

«Древнейшие люди»


1. Подготовка устного ответа по карточке № 2.

КАРТОЧКА № 2

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как жили древние люди?»

Для этого вспомни:

  • Когда появились на Земле первобытные люди?

  • Где жили древние люди?

-Как выглядели первобытные люди? (Сравни с обликом совре­менного человека.)

  • Чем отличались древние люди от животных?

  • Какие занятия существовали у первобытных людей?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

Древнейшие люди появились на Земле около 2 млн лет назад, в Северо-восточной и Восточной Африке. Они были похожи на обезьян,

но в отличие от них умели изготавливать примитивные орудия труда. Кроме того, они занимались собирательством и охотой. Благодаря уме­нию трудиться древние люди смогли выжить.

    1. Творческая работа (2 ученика).

Представьте, что на «машине времени» вы перенеслись в период первобытности. Опишите глазами очевидцев охоту древних людей. Свои ощущения при этом. Рассказ начните словами: «Мы стояли на пригорке. Было тихо. Как вдруг раздался дикий рев...»

    1. Индивидуальная работа (5 человек). Прочитайте отрывок из книги «Борьба за огонь».

...В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несча­стьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трех клетках... Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота... И вот теперь он мертв!... Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель.

  • Что давал огонь первобытным людям?

  • Как они его сохраняли?

  • Почему потеря огня считалась несчастьем?

  1. Работа с классом. Проверка знания терминов.

  • Дайте определение понятий «Всемирная история», «истори­ческий источник», «человеческое стадо», «орудия труда».

  1. Развернутый ответ учащегося по карточке № 2.


    1. Переход к изучению новой темы

Итак, благодаря умению трудиться древнейшие люди смогли выделиться из мира природы и выжить. Прошли сотни тысяч лет. Облик человека постепенно менялся, увеличивался его мозг. Воз­никла речь. Около ста тысяч лет назад на планете наступило резкое похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник - огромный слой льда толщиной около двух километров.

  • Что помогло первобытным людям выжить в новых суровых условиях?


    1. Изучение новой темы

План:

      1. Жизнь в суровых климатических условиях.

      2. Охота на диких животных. Изобретение лука и стрел.

      3. Родовая община.


        1. Самостоятельная работа с текстом учебника.

Прочитать п. 1 §2на с. 13-15

  • Что помогло первобытным людям выжить морозными зи­мами? (Первобытные люди научились пользоваться огнем, стали жить в пещерах, рыть землянки, шить одежду; при­думали новые охотничьи орудия: копье с каменным нако­нечником и гарпун с костяным наконечником; продолжали охотиться на мамонтов, пещерных медведей, шерстистых носорогов.)

    1. Работа с иллюстрациями учебника.

  • Опишите по рис. с. 14 охоту на ди­ких коз. В чем ее трудности и опасности? (Горные козлы более мелкие животные, в них сложнее попасть, их труднее поймать. Поэтому нужно было придумать какое-то новое оружие.)


  1. Рассказ учителя.

Выжить в суровых условиях человеческий коллектив мог, если он становился сплоченным, если в нем сильные помогали слабым, если опытные учили молодых... Такой коллектив стадом не назо­вешь! Это уже родовая община. Почему родовая? Потому, что все обитатели пещеры - родственники (родичи), свои. Они помогают друг другу во всем. Почему община? Потому, что все делали сооб­ща, вместе. Охотились, изготавливали орудия труда, поддерживали огонь, имели общее имущество.

Термин «родовая община» записывается учителем на доске, детьми - в тетрадях.

Родовая община - коллектив родственников, имеющих общее жилище, костер, запасы пищи, орудия труда, вместе ведущих хо­зяйство.

Со временем люди придумали новое оружие. Они давно заметили, что согнутое деревце распрямляется с силой. Эти наблюдения за таким свойством деревьев помогло сделать величайшее изобретение - охотничий лук и стрелы. Это произошло примерно тринадцать тысяч лет назад. Теперь с расстояния сотни шагов охотник мог поразить животное и даже птицу.

    1. Закрепление изученного материала

  • Что помогло первобытным людям выжить в новых суровых условиях? (Освоение огня, пещер, строительство новых жилищ, изобретение новых орудий труда: гарпун, лук, стрелы, копье с костным наконечником; более тесное объединение людей в родовые общины.)


    1. Подведение итогов урока

Учитель: Я еще раз напоминаю вам, что охота и со­бирательство были самыми древними занятиями человека. Переход к земледелию и скотоводству стал настоящей революцией в орга­низации древнего общества.


Домашнее задание: прочитать § 2; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Что помогло первобытным людям выжить в новых природных условиях?»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!