СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока географии по теме «глобальные проблемы человечества»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В архиве подробный план урока и презентация. Цель: Дать представление о глобальных проблемах человечества,  установить взаимосвязь между ними. Воспитать ответственное отношение к сегодняшнему образу жизни каждого человека для понимания будущего всего человечества.

Тип занятия: изучения нового материала.

Вид занятия: технология проблемного обучения.

Форма учебной деятельности: групповая работа. 

Просмотр содержимого документа
«ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УЧИЛИЩЕ (ТЕХНИКУМ) ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА ГЕОГРАФИИ ПО ТЕМЕ

«ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»





подготовила

преподаватель географии

Трусова Ольга Геннадьевна











г. Абакан

2015г.




Тема " Глобальные проблемы человечества "


Цель: Дать представление о глобальных проблемах человечества, установить взаимосвязь между ними. Воспитать ответственное отношение к сегодняшнему образу жизни каждого человека для понимания будущего всего человечества.

Задачи:
1. Сформулировать основные проблемы современности, познакомить с классификациями.

2. Продолжить работу по формированию умений вырабатывать свою точку зрения на основе документального материала, используя имеющиеся знания, в ходе обсуждения в группах.

3. Воспитывать у учащихся ответственности к своему образу жизни для понимания своего будущего.


Тип занятия: изучения нового материала.

Вид занятия: технология проблемного обучения.

Форма учебной деятельности: групповая работа.

Оборудование: глобус, учебники, атласы, дополнительная литература, мультимедийный проектор.



Ход занятия

Ӏ. Оргмомент (подготовка к занятию)

ӀӀ. Мотивация.

Вступительное слово преподавателя: В настоящее время разносторонняя деятельность человека достигла небывалого размаха, охватив буквально весь земной шар. Космические аппараты дают возможность практически мгновенно связаться по телефону с любой точкой мира, а загрязняющие вещества промышленных выбросов обнаружены даже в Антарктиде. Последствия бурной деятельности человека посмотрите в данной презентации. После просмотра презентации ответьте на вопрос:

Какова тема сегодняшнего занятия?

На экране слайды-сюжеты на тему “Последствия глобальных катаклизмов” (Слайды 1-11)

Итак, тема сегодняшнего занятия “Глобальные проблемы человечества”. (Слайд 12)


Задачи нашего занятия сформулировать те проблемы, которые стоят перед человечеством, познакомиться с их классификациями, а также предложить пути их решения.


ӀӀӀ. Актуализация знаний.

1. Что мы понимаем под понятием проблема?

Проблема – сложный вопрос, требующий решения, исследования.

2. Что такое глобальные проблемы человечества? (Слайд 13)

Глобальными называют проблемы, возникающие в результате объективного развития общества, создающие угрозы всему человечеству и требующие для своего решения объединенных усилий всего мирового сообщества

3. Что такое глобализация?

Глобализация – процесс усиления интеграционных связей между людьми, организациями и государствами, способствующий взаимосвязи между ними.

Глобализация охватывает сферы политики, экономики, культуры.

4. Используя ваши знания по различным предметам, назовите глобальные проблемы. (Слайд 14)

  • проблема экологии

  • проблема народонаселения (демографическая проблема)

  • проблема мира и разоружения, терроризм

  • продовольственная проблема

  • энергетическая и сырьевая проблема

  • проблема здоровья людей

  • проблема использования Мирового океана

  • проблема освоения Космоса

  • проблема преодоления отсталости развивающихся стран


ӀV. Изучение нового материала.

Давайте отметим признаки, присущие глобальным проблемам человечества и отличающие их от прочих проблем даже планетарного характера: 
1. глобальные масштабы проявления, выходящие за рамки одного государства;

2. острота проявления;

3. комплексный характер: все проблемы тесно переплетены друг с другом;

4. общечеловеческая сущность, делающая их понятными и актуальными для всех стран и народов;

5. особенность предопределять в тех или иных аспектах для дальнейшей истории человечества;

6. возможность их решения лишь усилиями всего мирового сообщества всех стран и этносов.


Ни одно из поколений не сталкивалось с таким комплексом проблем. Кто же решает эти проблемы сегодня? Назовите эти международные организации.
ООН и её специализированные учреждения:

1. Генеральная Ассамблея ООН (по вопросам беженцев, вопросы продовольствия, вопросы распространения наркотических веществ, вопросы по окружающей среде); 

2. Совет Безопасности ООН (операции по поддержанию мира, по вопросу о детях и вооруженных конфликтах); 

3. ЭКОСОС (экономический и социальный совет – вопросы по народонаселению, вопросы по устойчивому развитию, вопросы по лесам); 


Существуют различные классификации глобальных проблем, но любая из них условна, так как все проблемы находятся в тесной взаимосвязи, не имеют четких границ и переплетаются. Например, в рамках общепринятой классификации, разработанной в начале 1980-х годов, выделяют три основные группы.
1. Проблемы, связанные с социальными общностями человечества. 

2. Проблемы, касающиеся отношений человека и окружающей среды. 

3. Проблемы, фиксирующие внимание на отношениях между человеком и обществом.


– Давайте определим названные проблемы по этим группам. 
(Работа с группой, оформление кластера).

Кластер – выделение смысловой единицы текста в графическое оформление в определенном порядке.
1. Предотвращение мировой ядерной катастрофы, преодоление разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами. 

2. Экологическая, энерго-сырьевая и продовольственная, освоение космического пространства.

3. Использование достижений научно-технического прогресса, ликвидация опасных болезней, улучшение системы здравоохранения, ликвидация неграмотности.


Итак, глобальные проблемы мы с вами сформулировали, с их классификацией познакомились. Теперь нам нужно рассмотреть эти проблемы более подробно. Для этого делимся на группы по 3-4 человека и выбираем одну из глобальных проблем.
По количеству основных проблем учащиеся делятся на группы и работают с текстом, посвященным конкретной проблеме. Чтение текста сопровождается составлением кластера.
Представьте, что ваши группы – это отдельные государства, в которых есть некая проблема. Ваша задача (слайд 15):

1. Проследить динамику развития выбранной проблемы.

2. Выявить причины возникновения проблемы.
3. Представить пути решения этой проблемы.

4. Далее вы выступаете на конференции ООН с докладом по своей проблеме.

Интерактивный режим (идёт работа в группах).


V. Первичная проверка понимания изученного.

После групповой работы идет обсуждение основных проблем и на доске составляется общий кластер «Взаимосвязь глобальных проблем».


VӀ. Заключение.

– Итак, кто несет ответственность за решение проблем, которые стоят перед человечеством? 

– Какими качествами должен обладать каждый житель нашей планеты?
1. Быть профессионалом в какой-то области.

2. Иметь широкий кругозор, уметь применять знания из других областей.

3. Обладать гибкостью мышления, уметь ориентироваться в нестандартных ситуациях.

4. Быть нравственным человеком.

– У Антуана де Сент-Экзюпери есть замечательные слова: “Есть такое твердое правило – встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету”. (Слайд 16)

VӀӀ. Рефлексия.

Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: (Слайд 17)

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

VӀӀӀ. Итог урока, выставление оценок.





Просмотр содержимого презентации
«глобальные проблемы человечества»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ  СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «УЧИЛИЩЕ (ТЕХНИКУМ) ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА»              МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  УРОКА ГЕОГРАФИИ ПО ТЕМЕ   «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»                подготовила  преподаватель географии  Трусова Ольга Геннадьевна

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧИЛИЩЕ (ТЕХНИКУМ) ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА»       МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ГЕОГРАФИИ ПО ТЕМЕ «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»      

подготовила преподаватель географии Трусова Ольга Геннадьевна

Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать в воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на Земле, как люди.          Бернард Шоу.

Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать в воде, как рыбы, нам осталось одно –

научиться жить на Земле,

как люди.

Бернард Шоу.

Ядерное оружие 6 и 9 августа 1945 США сбросили ядерные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки. Оба города были полностью разрушены. В одной только Хиросиме погибло более 155 тысяч человек.

Ядерное оружие

6 и 9 августа 1945 США сбросили ядерные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки.

Оба города были полностью разрушены. В одной только Хиросиме погибло более 155 тысяч человек.

Терроризм Терроризм — политика, основанная на систематическом применении террора. 1 сентября 2004 года террористы захватили более тысячи учеников, их родителей и учителей в школе Беслана (Северная Осетия).  Это чудовищное злодеяние потрясло Россию и весь мир. 11 сентября 2001 года террористы, захватив пассажирские лайнеры, направили их на здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и Военного ведомства в Вашингтоне.

Терроризм

Терроризм — политика, основанная на систематическом применении террора.

1 сентября 2004 года террористы захватили более тысячи учеников, их родителей и учителей в школе Беслана (Северная Осетия). Это чудовищное злодеяние потрясло Россию и весь мир.

11 сентября 2001 года террористы, захватив пассажирские лайнеры, направили их на здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и Военного ведомства в Вашингтоне.

Голод, нищета В Западной Африке от голода могут умереть 300 тысяч детей. Всего в Африке голодают 1,5 млн. детей. В России 7 миллионов детей живет на грани голода, 4 миллиона из них бродяжничают. В США же голодающих вдвое больше.

Голод, нищета

В Западной Африке от голода могут умереть 300 тысяч детей. Всего в Африке голодают 1,5 млн. детей.

В России 7 миллионов детей живет на грани голода, 4 миллиона из них бродяжничают. В США же голодающих вдвое больше.

Загрязнение окружающей среды Современный мир всё чаще напоминает гигантскую свалку…

Загрязнение окружающей среды

Современный мир всё чаще напоминает гигантскую свалку…

  • Современный мир всё чаще напоминает гигантскую свалку…
  • Современный мир всё чаще напоминает гигантскую свалку…
  • Современный мир всё чаще напоминает гигантскую свалку…
Загрязнение рек и водоёмов сокращает запасы питьевой воды… Сброс неочищенных бытовых стоков приводит к распространению инфекций.  80% заболеваний и треть смертельных случаев связаны с потреблением загрязненной воды.

Загрязнение рек и водоёмов сокращает запасы питьевой воды…

Сброс неочищенных бытовых стоков приводит к распространению инфекций.

80% заболеваний и треть смертельных случаев связаны с потреблением загрязненной воды.

Промышленные, транспортные, бытовые выбросы приводят к СМОГу.    СМОГ – ядовитый туман, возникающий во влажном воздухе при высокой концентрации газов и пыли.

Промышленные, транспортные, бытовые выбросы приводят к СМОГу.

СМОГ – ядовитый туман, возникающий во влажном воздухе при высокой концентрации газов и пыли.

Выбросы ТЭС, металлургических комбинатов и транспорта содержат большое количество диоксида серы, что приводит к выпадению КИСЛОТНЫХ ДОЖДЕЙ. Кисло́тный дождь  — все виды метеорологических осадков —дождь, снег, град, туман, дождь со снегом, — при которых наблюдается понижение  pH дождевых осадков из-за загрязнений воздуха кислотными оксидами, обычно оксидами серы и оксидами азота.

Выбросы ТЭС, металлургических комбинатов и транспорта содержат большое количество диоксида серы, что приводит к выпадению КИСЛОТНЫХ ДОЖДЕЙ.

Кисло́тный дождь  — все виды метеорологических осадков —дождь, снег, град, туман, дождь со снегом, — при которых наблюдается понижение  pH дождевых осадков из-за загрязнений воздуха кислотными оксидами, обычно оксидами серы и оксидами азота.

Среди прочих газов в атмосферу поступает около 1 млрд.т. Фреонов (используется в аэрозолях, холодильных установках), которые вместе с закисями азота в верхних слоях атмосферы разрушают озоновый слой. Озоновый слой – это нечто вроде защитного «покрывала» нашей планеты. Уже сейчас в Северной Европе, Канаде, Австралии и Южной Америки резко возросла заболеваемость раком кожи.  

Среди прочих газов в атмосферу поступает около 1 млрд.т. Фреонов (используется в аэрозолях, холодильных установках), которые вместе с закисями азота в верхних слоях атмосферы разрушают озоновый слой.

Озоновый слой – это нечто вроде защитного «покрывала» нашей планеты.

Уже сейчас в Северной Европе, Канаде, Австралии и Южной Америки резко возросла заболеваемость раком кожи.  

Рост концентрации СО2 вызывает «парниковый эффект», ведущий к глобальному потеплению климата. За последние 30 лет в 8-10 раз возросло число засух; в 5 раз – появление мощных циклонов (ураганов). До 80 гг ХХ века средняя температура на планете была +15С, а к 2004 г. она возросла до +18С. Потепление ускорило таяние ледников и началось повышение уровня океана. Возникла реальная угроза затопления таких стран, как Нидерланды, Япония, Южная Корея, Сингапур.

Рост концентрации СО2 вызывает «парниковый эффект», ведущий к глобальному потеплению климата.

За последние 30 лет в 8-10 раз возросло число засух; в 5 раз – появление мощных циклонов (ураганов).

До 80 гг ХХ века средняя температура на планете была +15С, а к 2004 г. она возросла до +18С.

Потепление ускорило таяние ледников и началось повышение уровня океана. Возникла реальная угроза затопления таких стран, как Нидерланды, Япония, Южная Корея, Сингапур.

К концу ХХ века возникла серьезная угроза нехватки сырья для производства. За ХХ век из недр извлечено более 50% железных руд, 70-80% нефти, 40% угля.  . Каждые 15 лет добыча сырья удваивается. Добыча полезных ископаемых ведет к отчуждению земель В России общие площади разрушенных горными разработками земель составляют более 1 млн. га. Большие территории занимаются для складирования отвалов, которых ежегодно поднимается более 6 млрд. т. А понижение грунтовых вод в районах месторождений обесценивает тысячи гектар плодородных земель.

К концу ХХ века возникла серьезная угроза нехватки сырья для производства.

За ХХ век из недр извлечено более 50% железных руд, 70-80% нефти, 40% угля.

.

Каждые 15 лет добыча сырья удваивается. Добыча полезных ископаемых ведет к отчуждению земель

В России общие площади разрушенных горными разработками земель составляют более 1 млн. га. Большие территории занимаются для складирования отвалов, которых ежегодно поднимается более 6 млрд. т. А понижение грунтовых вод в районах месторождений обесценивает тысячи гектар плодородных земель.

Глобальные проблемы человечества

Глобальные проблемы человечества

Что такое глобальные проблемы?  проблемы, возникающие в результате объективного развития общества, создающие угрозы всему человечеству и требующие для своего решения объединенных усилий всего мирового сообщества Глобальные проблемы человечества – это проблемы, касающиеся всего человечества.    Глобализация – процесс усиления интеграционных связей между людьми, организациями и государствами, способствующий взаимосвязи между ними.

Что такое глобальные проблемы?

  • проблемы, возникающие в результате объективного развития общества, создающие угрозы всему человечеству и требующие для своего решения объединенных усилий всего мирового сообщества

Глобальные проблемы человечества – это проблемы, касающиеся всего человечества.

Глобализация – процесс усиления интеграционных связей между людьми, организациями и государствами, способствующий взаимосвязи между ними.

Глобальные проблемы человечества  проблемы, которые ставят под угрозу будущее всего человечества: ? Какие, на Ваш взгляд, проблемы претендуют на статус глобальных?  проблема экологии проблема народонаселения (демографическая проблема) проблема мира и разоружения, терроризм продовольственная проблема энергетическая и сырьевая проблема проблема здоровья людей  проблема использования Мирового океана  проблема освоения Космоса проблема преодоления отсталости развивающихся стран

Глобальные проблемы человечества

проблемы, которые ставят под угрозу будущее всего человечества:

? Какие, на Ваш взгляд, проблемы претендуют на статус глобальных?

  • проблема экологии
  • проблема народонаселения (демографическая проблема)
  • проблема мира и разоружения, терроризм
  • продовольственная проблема
  • энергетическая и сырьевая проблема
  • проблема здоровья людей
  • проблема использования Мирового океана
  • проблема освоения Космоса
  • проблема преодоления отсталости развивающихся стран

План Динамика развития проблемы. Причины возникновения проблемы. 3. Пути решения проблемы.

План

  • Динамика развития проблемы.
  • Причины возникновения проблемы.

3. Пути решения проблемы.

“ Есть такое твердое правило – встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету ”.   Антуан де Сент-Экзюпери

“ Есть такое твердое правило – встал поутру, умылся, привел себя в порядок –

и сразу же приведи в порядок свою планету ”.

Антуан де Сент-Экзюпери

сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…
Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  • Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая и социальная география мира: Ч 1. Общая характеристика мира: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений; ООО «ТИД «Русское слово»; 2010 г.
  • http://svpressa.ru/post/article/94791/
  • http://biofile.ru/geo/23668.html
  • http://geographyofrussia.com/globalnye-problemy-chelovechestva/
  • http://yandex.ru/images/search?text=%D0%B3%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%8B%20%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%20%D0%B2%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%85&stype=image&lr=1095&noreask=1&source=wiz&uinfo=sw-1920-sh-1080-ww-1903-wh-979-pd-1-wp-16x9_1920x1080


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!