2015 г.
Автор: Катаева Елена Анатольевна, учитель начальных классов, МБОУ «КоммунарскаяСОШ№3». Предмет: русский язык Класс: 3а УМК «Школа России». Тема. Глагол. 1-ый урок в теме. Источники, используемые при подготовке к уроку: учебник В.П.Канакина , В.Г.Грецкий Русский Язык.3класс.- 2-е изд.-М.: Просвещение,2013. УМК «Школа России». О.И.Дмитриева Поурочные разработки по Русскому Языку. Москва «ВАКО» 2014. ЭОР: http://b.slave.festival.1september.ru/; http://uchitel47.blogspot.ru http://nsportal.ru// ; http://www.inksystem-az.com/
4.Формировать умение формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того что ещё неизвестно.
Тип урока. Урок применения ЗУН и УДД. Решение учебной задачи.
Техническое оборудование. Мультимедийное оборудование, учебник «Русский язык» 3 класс (автор В.П. Канакина); рабочая тетрадь на печатной основе (автор В.П. Канакина)
№ | Этап урока | Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Формируемые УУД (конкретизировать УУД, ориентироваться на планируемые результаты по теме) | Время (в мин.) |
I. | Организационный момент | - Прозвенел уже звонок, Начинается урок. А теперь все повернитесь, И друг другу улыбнитесь. | Дети организуются для работы. | Коммуникативные: Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | 1мин. |
2. | Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся. | - Проверим домашнее задание: тетради ваши сданы на проверку, поэтому по памяти – какие придумали предложения с местоимением? - Что такое местоимение? Примеры? Лицо и число?(Вспомни ,сначала, про себя, подними руку , кто готов.) -1ряд-Ира,Маша, 2 – ряд Петр,.. 3ряд – не подняли руку?! Помогите себе – с.93 повторите по учебнику. -Ответь, Ира, кто помнил – слушаем и проверяем сами себя- верно ли вы знали правило. Кто ошибся? Теперь запомнили? | -Ответы детей.
-Часть речи , указывающая на предметы, но не называющая их. 1-я(мы) 2-ты(вы) 3-он,она,оно (они) | Предметные: понимают задание, как его надо выполнять. Коммуникативные: сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга; умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | 5мин. |
3. | Актуализация знаний. | Словарно – орфографическая работа, с акцентом на каллиграфию. -Прочитайте слова, написанные на доске. К..ртофель, ч…рный, р…бина, ж…лать, ж…лтый, ш…л. - К доске желающий – вписать, пропущенные орфограммы. -Согласны? Коррекция ошибок, с проговариванием вслух и повторным запоминанием. - Подумайте на какие 3 группы их можно разделить? - Откройте тетради, проверьте посадку. Запишите число и классная работа, учитывая правила каллиграфии( высоту, наклон, правильность соединения букв, верное написание всех элементов букв) . Контроль учителя по классу, помощь. -Теперь запишите три столбика (каждый- с маленькой буквы) группы слов на которые разделили. -Орфограммы подчеркните зеленым цветом. -По каким признакам разбили слова на группы? -Расскажите про слова в столбиках по признаку разбиения( части речи).
Коррекция и помощь в формулировании ответов. |
Ребенок зеленным цветом вписывает пропущенные буквы, проговаривая вслух. Мнения детей.
Дети показывают готовность огласить группы слов.
Дети пишут, соблюдая правила написания букв.
Самостоятельная запись слов в столбики по группам.
-Части речи.
Дети рассказывают про часть речи каждого столбика: -Первый столбик часть речи сущ, т.к. обозначает предметы отвечает на вопросы кто? что? Второй- часть речи- прилагательное, потому что обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Третий- глагол т.к. обозначает действие и отвечает на вопрос что делает? | Предметные: понимают задание, как его надо выполнять. Метпредметные : Коммуникативные: сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга; умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия. | 3-5 мин. |
4. | Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока. | Прочитайте запись. (Слайд) Сильный ветер. Гром. Молния. Дождь. Ручьи по дорожкам. Птицы на деревьях. Звери в норы. - Всё ли было понятно? - Какое задание будем выполнять,кто догадался? - Давайте восстановим текст. Поднялся сильный ветер. Прогремел гром. Сверкнула молния. Полил дождь. Ручьи побежали по дорожкам. Птицы на деревьях умолкли. Звери спрятались в норы. - Докажите , что получился текст? -Какие слова помогли восстановить текст? - Зачем вам было задано это задание? О чем пойдет речь на уроке? - Определите тему урока? - Какие задачи поставим перед собой? | Чтение слайда.
-Не совсем. - Восстанавливать текст. Дети предлагают варианты.
-Глаголы. - Предложения связаны по смыслу иопредеоены одной темой. Часть речи глагол.
-Искать глаголы ( определять, вспоминать…) | Предметные: формулировать тему урока, учебную задачу. Личностные: проявлять любознательность при получении знаний. Метапредметные : Познавательные: самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера. Регулятивные: регулировать свои усилия для решения возникшей проблемы. | 5мин |
5. | Применение знаний и умений в новой ситуации . | -Как изменился текст? -С помощью какой части речи это произошло? Какова роль глагола? -Расскажите всё, что вы знаете о глаголе. - Определение глагола? - Давайте проверим, правы ли мы с вами. А что об этом напечатано в учебнике? С. 101 (сведения об языке) - Совпало ли наше мнение с мнением автора учебника? - Различаются слова: ходить ходьба? - У нас возникает проблема: а как отличить глагол от других частей речи? - Давайте займёмся поисками решения этой проблемы . - Как будем действовать? Применим ваши предложения в упр.169: читаем задания и выполняем: -Первый кружок задание?(Определи к какой части речи относятся слова каждой группы? По каким признакам определил? -Второй кружок задание?( Составь и запиши нераспространенные предложения из данных слов. Подчеркни основу.)-
-Кто понял задание – приступил, кому не понятно сидит. с поднятой рукой – я подойду объясню еще раз.( Помощь учителя.) - Проверим .-Оцени и проверь письменное выполнение заданий по правильности каллиграфии, орфограмм( простым карандашом- исправь, поставь оценку или смайлик). Физминутка: Встали – руки подняли, назад наклонились, головой покачали .Руки опустили- потрясли внизу. Глубоко вздохнули, плечи расправили. Сели. | -Текст стал понятнее, яснее. Глаголы. - Глаголы помогают понять текст.( уточняют происходящее, говорят. что делают существительные …) -Часть речи , обозначающая действие и отвечающие на вопросы что делать? Чтение сведений о языке в учебнике. - Совпало.
Мнения детей:- задавать вопросы, проверять обозначает ли слово действие…
Устные фронтальные ответы детей: Первая группа – существительные, вторя глаголы. Т.к. в первой слова обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? , а во второй- действия и отвечают на вопрос что делает? -предложения только из главных членов - подлежащее и сказуемое. Выполнение упражнения по заданиям учебника.
Самопроверка -предложения только из главных членов - подлежащее и сказуемое.
| Предметные: выстраивают модель алгоритма; формулируют правило. Метапредметные : Познавательные: самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характер; уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; самостоятельное создание алгоритма деятельности о глаголе; уметь формулировать правило. Регулятивные: регулировать свои усилия для решения возникшей проблемы. Коммуникативные: участвовать в диалоге. | 7-10мин |
6. | Обобщение и систематизация знаний | Работа с упр.171 -Задание? ( Прочитай и озаглавь текст). - Читаем про себя текст, тема? Заголовок? Согласны с каким заголовком? Почему? - Как еще автор называет пингвина?
- Первое задание? Что такое половник? - Правильно- столовый прибор , большая разливательная ложка с длинной ручкой для разливания супов, компотов из посуды для приготовления ( кастрюли) в посуду для употребления еды( тарелка, чашка). - Второе задание? ( назови глаголы- действия пингвина, в чем различие слов налетел и налетает ,звенит зазвенит? Докажите? |
Варианты детей: - Тема: пингвин драчун. -Половник?- Пингвин –забияка. Дети обосновывают свои варианты. -Драчун. - Поварешка, большая ложка для наливания супа.
-Бежал, налетел, вернулся, опять налетел ,бьет, клюет, злится ,поджидал, набрасывался ,вцепится, боялся. -Действие совершено, не совершено. | Предметные: применять знания в выполнении задачи. Метапредметные : Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Познавательные: : уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; | 7-10мин. |
7. | Рефлексия. | -Третье задание ( выпиши только глаголы, подчеркни глаголы, которые отвечают на вопрос что сделал?) - Какие глаголы подчеркнули? | Дети выполняют последнее задание письменно.
-Налетел, зазвенел вернулся. | Метапредметные : Познавательные: самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера. Личностные: осознавать смысл изучения. | 3-5мин. |
8. | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению . | -Домашнее задание упр.172 Прочитайте задание про себя ,что будете дома делать? В Рабочей тетради с.162, повторить правилос.101 | - Составить предложения, вставляя из слов для справок глаголы. Придумать предложения о действиях других предметов, повторить правило. | Метапредметные : Познавательные: самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера. Личностные: осознавать смысл изучения. | 2мин. |
9. | Подведение итогов урока. | - Над какой темой работали? -Какие цели ставили? Достигли? -Что обозначают глаголы? Какую роль выполняют? | Глагол- часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать?. Что сделать? что делает?..... | Предметные: выстраивают алгоритм -правило. Личностные: осознавать смысл изучения. | 2мин. |
4.Формировать умение формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того что ещё неизвестно. На протяжении всего урока создавались условия для достижении задач. Для достижении цели использовался деятельностный метод обучения для приобретения умений и навыков. Мотивация детей определяла их деятельность. Объем материала соответствовал возрастному уровню, и уровню подготовленности детей. Он был посилен и понятен. Дети проявляли активность , соответствующую их индивидуальным особенностям. Самостоятельность детей на уроке была на высоком уровне- все действия и умения выполнялись самостоятельно, учитель мотивировал и помогал, корректировал.
Урок был результативен, так как дети активно работали в распознавании глагола и выполнили запланированный объем заданий.
Цель урока достигнута – все дети на этапе рефлексии работали и определяли глаголы Задачи выполнены в полном объеме . Благоприятный психологический климат на уроке служил одним из показателей для решения задач. На уроке применялись здоровье сберегающие технологии .Не было переутомления, однообразия, осуществлялась смена деятельности. Учитывались индивидуальные особенности и черты личности детей. Домашнее задание - посильно.
Цель проекта – методическая разработка урока – достигнута. Поработан конспект урока в рамках КПК «: « Методическое сопровождение образовательного процесса
в условиях реализации ФГОС начального общего образования».
Материалы проекта могут использоваться при подготовке к урокам в работе учителя.