СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ДЛЯ 4 -5 КЛАССОВ ПО СКАЗКЕ «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» С.Т.АКСАКОВА

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ДЛЯ 4 -5 КЛАССОВ

ПО СКАЗКЕ «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» С.Т.АКСАКОВА

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ДЛЯ 4 -5 КЛАССОВ ПО СКАЗКЕ «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» С.Т.АКСАКОВА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ДЛЯ 4 -5 КЛАССОВ

ПО СКАЗКЕ «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» С.Т.АКСАКОВА

ГЛАВНОЕ В НЕЙ – ДОБРОТА И ЛЮБОВЬ

В. Солоухин

Теория литературы. Понятие о классической литературе

Какие писатели XIX века считаются классиками? Почему?

Это А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой и т.д. Они являются классиками, потому что их произведения до сих пор притягательны. Они объясняют нам не только наше прошлое, но и день сегодняшний, напоминают о вечных ценностях: любви, дружбе, красоте природы, семье, чистоте человеческой души. Творчество каждого из них самобытно и неповторимо. Они признанные мастера слова. 

Классика – та часть художественной словесности, которая интересна и авторитетна для всех поколений и всегда составляет «золотой фонд» литературы. Слово «классика» - от латинского classicus (образцовый). Словосочетание «художественная (или литературная) классика» отражает «представление о значительности, масштабности и непреходящей значимости произведений. Литературная классика являет собой совокупность произведений первого ряда. Писатели-классики – это вечные спутники человечества» (Д.С.Мережковский). Таким образом, классика – это литература для всех и навсегда. Запишем это определение в тетрадь. 

Почему Сергея Тимофеевича Аксакова называют писателем-классиком? 

О нем замечательно сказал русский критик XIX века Ап.Григорьев: «С.Т.Аксаков кончил свое поприще… высокой эпопеей о Багрове, записками об охоте, уженье, детских годах, в которых явился великим и простым поэтом природы, и умирающей рукой писал гимн освобождения от векового крепостного рабства великого народа, любимого им всеми силами его широкой, святой и простой души». Конечно, это высокая оценка, достойная писателя-классика. 

2. Краткий рассказ о творчестве С.Т.Аксакова

С Уфой связана судьба многих известных всему миру художников, музыкантов, писателей. Липовая аллея в старой части города, ведет к мемориальному Дому-музею знаменитого русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова (1791-1859). В автобиографических произведениях «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука» он с большой любовью описывает природу Башкирии и воссоздает быт старой Уфы.

Именем писателя названа одна из улиц города, в его честь установлен памятник по улице Пушкина у Башкирского государственного театра оперы и балета. Сто лет тому назад в 1909 году деньги на строительство этого здания собирал весь народ России. Его назвали Аксаковским народным домом. Такой необычный памятник любимому писателю построили в самом центре Уфы.

Формально «время Аксаковых» охватывает ровно сто лет. Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791 году, последний из его сыновей, Григорий Сергеевич, уфимский и самарский губернатор, умер в 1891-м. Именно в это столетие семейство Аксаковых находилось едва ли не в центре русской культурной жизни: в кругу его влияния оказались Державин и Шишков, Жуковский и Пушкин, Лермонтов и Гоголь, Тургенев и Толстой, и десятки других, не столь широко известных деятелей культуры.

Фактически «время Аксаковых» оказывается куда более протяженным. Семейные предания возводили аксаковский род к временам Ярослава Мудрого – к варяжскому полководцу Шимону. Эта былинная эпоха «Святой Руси» постоянно проживалась всеми Аксаковыми. И домашняя жизнь века XVIII… Да и сейчас не совсем умерло оно, это «аксаковское время». Так, в ХХ веке жил и творил правнук писателя, композитор Сергей Сергеевич Аксаков, в наши дни в Москве и Минске проживают его прямые потомки.

А в более широком, философском смысле, «время Аксаковых» длится до тех пор, пока существуют отцы и дети, деды и внуки – пока есть на Руси семья. Все наследие Аксаковых наполнено идеей семьи, смены поколений, семейных устоев – и немыслимо без этой идеи. Таких семей на Руси было немало: Верещагины, Толстые, Серовы, Чеховы, Пастернаки и т.д. Но Аксаковы здесь – первые, именно в их наследии семья оказалась определяющим элементом культуры.

С семьей связаны и страницы сказки «Аленький цветочек», знакомые нам с детства. Мы просто перелистаем некоторые из них.

Трудно человеку переживать старческую пору. Трудно, чувствуя ноющие косточки, вставать по утрам, преодолевая режущие боли в животе или в спине и прислушиваясь к биению изношенного сердца. Трудно выходить из дома, медленно спускаясь по скользкой и крутой лестнице, которая раньше не казалась ни скользкой, ни крутой… Трудно ожидать смерть, зная, что придет она, нежеланная, но не раз званная в минуты телесных страданий.

Большинство читателей не знает, что основные свои произведения, знаменитую трилогию, С.Т.Аксаков написал посреди таких вот старческих, телесных и душевных трудов, превозмогая боль, усталость, слепоту и постоянно ожидая близкий конец.ца.нитую трилогию,ения,ает,чук писателя, композитор Сергей Сергеевич Аксаков, в наши дни в Москве и Минске проживают прямые

Осенью 1854 года в подмосковное Абрамцево, где он жил почти безвыездно, приехал из Петербурга средний сын, Григорий, и привез с собою пятилетнюю дочь Оленьку. Кажется, именно тогда Сергей Тимофеевич в последний раз почувствовал себя здоровым и молодым.

Радостная, бегала Оленька по дому и не умолкала никак: «Дедушка, ты обещал пойти на реку!.. Дедушка, а где лесной Мишка живет?.. Дедушка, расскажи сказку!..»

И он стал рассказывать ей про свои детские игры, про старые книжки, что запоем читал когда-то в далекой Уфе, про свои зимние и летние поездки из города в деревню и обратно, про рыбную ловлю, которой увлекся едва ли не с младенчества, про бабочек, которых ловил и собирал… Но сказки – не было.

Погостивши, Оленька уехала. Настала зима. 26 декабря 1854 года ей исполнилось шесть лет, и дедушка послал ей подарок: стихотворение – совершенно детское и гениальное в простоте своей:

Если Бог даст силы,                     Про малюток-птичек,

Ровно через год                           Про гнездо яичек,

Оле, внучке милой,                      Бабочек красивых,

Дедушка пришлет                       Мотыльков игривых,

Книжку небольшую                    Про лесного Мишку,

И расскажет в ней                       Про грибочек белый -

Про весну младую,                    И читать день целый

Про цветы полей,                         Станет Оля книжку…

Обещание свое дед исполнил, хоть и не через год, а немного позже, уже почти перед смертью. К тому времени он был очень болен и почти слеп, поэтому сам не писал, а диктовал дочерям свои воспоминания.

Книжка вышла с посвящением: «Внучке моей Ольге Григорьевне Аксаковой».

3. История создания сказки «Аленький цветочек»

Приложением к повести, но совершенно самостоятельным произведением является «Аленький цветочек» – одна из самых добрых и мудрых сказок. «Сказка ключницы Пелагеи» – значится в подзаголовке.

Как-то к маленькому мальчику Сереже Аксакову пришла перед сном «деревенская Шахерезада», ключница Пелагея, «помолилась Богу, подошла к ручке, вздохнула несколько раз, по своей привычке всякий раз приговаривая: «Господи, помилуй нас грешных», села у печки, подгорюнилась одною рукой и начала говорить немного нараспев:

«В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны; и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех…»

Кто же была эта Пелагея? Крепостная крестьянка. В юности во времена Пугачевского бунта со своим отцом она бежала от жестокого обращения своего хозяина-помещика Алакаева из Оренбурга в Астрахань. В родные места вернулась только через двадцать лет после смерти барина. Пелагея была ключницей в доме Аксаковых. В старину ключница заведовала всеми съестными припасами в доме, у нее хранились ключи от всех помещений, в ее ведении была и домашняя прислуга.

Пелагея знала много сказок и была мастерица их рассказывать. Маленький Сережа Аксаков часто слушал в детстве ее рассказы. Впоследствии писатель, работая над книгой «Детские годы Багрова-внука», вспоминал ключницу Пелагею, ее замечательные сказки и написал «Аленький цветочек».

Сам Аксаков так писал сыну Ивану: «Я теперь занят эпизодом в мою книгу: я пишу сказку, которую я в детстве знал наизусть и рассказывал на потеху всем со всеми прибаутками сказочницы Пелагеи. Разумеется, я совсем забыл о ней; но теперь, роясь в кладовой детских воспоминаний, я нашел во множестве разного хлама кучку обломков этой сказки, а как она войдет в состав «Дедушкиных рассказов», то я принялся реставрировать эту сказку».

Владимир Солоухин в своем очерке «Аксаковские места» пишет о сказке «Аленький цветочек»: «Главное в ней – доброта и любовь. И то, что нехорошие чувства: жадность, зависть, себялюбие – не торжествуют, а черное зло побеждено. Чем побеждено? Любовью, Добром, Благодарностью. Эти качества живут в душе человека, они суть души и ее лучшие побуждения. Они-то и есть   тот аленький цветочек, который посеян в душе каждого человека, важно только, чтобы он пророс и расцветал».

4. Вопросы по тексту сказки С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»

Кем был отец трех дочерей и куда он должен был ехать? (Он был купец и часто уезжал по «купецким делам».) 

Какие гостинцы просили привезти его дочери? (Старшая – «золотой венец из камениев самоцветных», средняя – «тувалет из хрусталю восточного», младшая – «аленький цветочек, которого бы не было краше на белом свете».)

Как купец оказался в дремучем лесу? («Налетели на него разбойники бусурманские, турецкие да индейские».)

Где увидел отец цветок? (В саду на пригорочке зеленом.)

Почему так рассердился на него «зверь лесной, чудо морское»? Какое купцу было наказание за это? (Купец сорвал цветок – утеху всей жизни чудища: он «всякий день утешался, на него глядючи»; наказание было – умереть смертью безвременной или прислать вместо себя одну из дочерей своих.)

Как можно было попасть во дворец к «зверю лесному»? (При помощи перстня: «кто наденет его на правый мизинец, тот очутится там, где пожелает, во единое ока мгновение».)

Когда купец вернулся домой, как приняли его подарки дочери? (Две старшие – рассматривали гостинцы и не могли опомниться от радости; младшая, «увидав цветочек аленький, затряслась вся и заплакала, точно в сердце ее что ужалило».)

Кто из дочерей согласился спасти отца? (Младшая.) 

Что стало с цветочком, когда младшая дочь оказалась у «зверя лесного»? (Он сам вылетел из рук ее и прирос к стеблю.) 

Показался ли девушке хозяин дворца – зверь лесной? Как он с ней сначала разговаривал? (Сначала не показывался, его слова появлялись на мраморной стене огненными буквами.)

Что случилось, когда купецкая дочь впервые увидела зверя лесного? (Упала без памяти.)

Довелось ли купецкой дочери повидаться с отцом и сестрами? Сколько дней она у них гостила? (Три дня и три ночи.)

Почему девушка не смогла вернуться во дворец в срок? Что случилось тогда со зверем лесным? (Старшие сестры перевели стрелки часов на час назад; а зверь лесной бездыханный лежал на пригорке, обхватив аленький цветочек лапами.)

Какие слова купеческой дочери избавили зверя от чар злой волшебницы?(«Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люблю тебя, как жениха желанного».)

Сколько лет принц был заколдован? (Тринадцать.)

Сколько девушек жило у зверя лесного до купеческой дочери? (Одиннадцать, но ни одна из них не полюбила его за добрую душу, за ласку и угождения.)

5.Заключительное слово

Какой же смысл вложил писатель в образ волшебного аленького цветочка?Аленький цветочек – символ настоящей преобразующей любви. Настоящая любовь видит душу человека, его внутреннюю, скрытую от глаз, красоту. Под ее воздействием любимый человек преображается – становится красивее, лучше, добрее. Любовь, доброта и сострадание – самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее.

Мог ли кто-нибудь из обширной семьи Аксаковых предположить, что именно этой, дотошно реставрированной сказке, суждено бессмертие? Что именно она, бесхитростная фантазия о том, как черное зло жизни побеждается любовью и благодарностью, станет на столетия символом семьи Аксаковых? Что слова «Аленький цветочек» будут первыми, приходящими на ум после того, как будет произнесено слово «Аксаков»?

Каждый возраст находит в этой сказке себе отраду, это бессмертная и красивая сказка, а главное в ней – доброта. И чем дальше человек от детства, тем больше тянет его в страну всеобщего детства Сергея Тимофеевича Аксакова.

6. Домашнее задание

Сделать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду сказки.

 

ЛИТЕРАТУРА




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!