СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока биологии в 8 классе "Регуляция работы сердца и сосудов"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока соответствует календарно-тематическому планированию и стандартам ГОСО и ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока биологии в 8 классе "Регуляция работы сердца и сосудов"»

Урок: №37.

Предмет: биология.

Класс: 8.

Дата проведения: _____________

Тема урока «Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной деятельности. Рефлекторная регуляция сердечной деятельности со стороны центральной нервной системы». 

Цель: выяснить особенности работы сердца
Задачи:
- повторить строение кровеносной системы, - значение кровообращения, - раскрыть связь строения сердца с его функцией, ввести понятие об автоматизме сердечной деятельности, - развивать объективное отношение учащихся к ответам своих одноклассников, - воспитывать внимательное отношение к своему здоровью.

Тип урока: комбинированный
Оборудование: разборная модель сердца, таблица «кровеносная система».
Ход урока

1.Организационно-мотивационный момент

- сообщение темы и задач урока
2.Контроль знаний учащихся

-Работа у доски

а) Таблички-термины (дайте четкое определение каждому термину)
Лимфатические узлы- Артериальное давление крови- Вены- Артерии-
Виды кровеносных систем- Оксигемоглобин- Инфаркт миокарда – 

б) Мозговая атака. Кто быстрее других вспомнит, что означают следующие цифры и числа…

  • I; II ; III ; IV

  • 4 ; 2 и 2

  • 300 гр.

  • 5 литров

  • 55% и 45%

в) Подготовьте ответ на вопрос:

  • Что понимаете под кровообращением?

  • Какие органы относятся к системе кровообращения?
    Два ученика слушают ответ и дают анализ ответа)

г)Тестовое задание (5-6минут)

1 вариант

  1. Где начинается малый круг кровообращения?

  2. В каком отделе сердца заканчивается большой круг кровообращения?

  3. Какая кровь движется по легочной вене?

  4. Где осуществляется газообмен в малом круге кровообращения?

  5. Какая кровь в левом предсердии и левом желудочке?

  6. Как влияют на просвет кровеносных сосудов ацетилхолин, молочная и угольная кислота?

2 вариант

  1. Где начинается большой круг кровообращения?

  2. В каком отделе сердца заканчивается малый круг кровообращения?

  3. Какая кровь движется по верхней полой вене?

  4. Где осуществляется газообмен в большом круге кровообращения?

  5. Какая кровь в правом предсердии и правом желудочке?

  6. Как влияют на просвет сосудов адреналин, норадреналин, вазопрессин?

3. Изучение новой темы

Актуализация и активизация знаний
«Сердце» Эдуардас Межелайтис ( р. 1919г. народный поэт Литвы)
Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой 
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе все земное
Умещается в его пределы, 
Потому что нет ему покоя, 
До всего ему есть дело.
Долгое время сердце было самым загадочным и непреступным органом человеческого тела.

Сердце лягушки продолжает биться, если его вынуть из организма. Сердце собаки вне организма может сокращаться в течении нескольких суток, если через него пропускать физиологический раствор.
Впервые восстановил деятельность сердца человека русский физиолог, профессор Александр Александрович Кулябко в 1903 году . Он оживил сердце, спустя 20 часов после смерти. Сердце забилось , когда через его коронарные сосуды пропустили питательный раствор близкий по составу крови.
Способность ритмически сокращаться без внешних раздражений, под влиянием импульсов, возникающих в самом сердце, называется автоматией сердца – определение записать в тетрадь

Автоматия сердца - это периодическое возникновение возбуждения в самой сердечной мышце, вызывающее ее ритмическое сокращение. Импульсы возникают в определенном участке миокарда предсердий (синусно-предсердном узле), а затем распространяются по сердечной мышце. Сердечные сокращения являются непроизвольными - человек не может их усиливать, ослаблять или изменять частоту.

Сердце работает ритмично. Сердечный цикл состоит из трех фаз:

• сокращение предсердий - 0,1 с

• сокращение желудочков - 0,3 с (вместе две фазы составляют систолу)

• одновременное расслабление предсердий и желудочков - 0,4 с (диастола).

Следовательно, весь цикл предсердия работают 0,1 с, а 0,7 с отдыхают; желудочки

работают 0,3 с, а 0,5 с отдыхают. – запись в тетрадь в виде таблицы

Фазы сердечных циклов

продолжительность




Этим объясняется способность сердечной мышцы работать, не утомляясь, в течение всей жизни. Сердце взрослого человека в норме сокращается в среднем 70 раз в минуту. Желудочки сердца в состоянии покоя при каждом сокращении выбрасывают около 60 мл крови. При сокращении сердца 70 раз в минуту за одну минуту сердце выбрасывает в сосуды примерно 4200 мл крови. За 70 лет жизни сердце человека перекачивает около 150 тыс. т крови. Сердце годовалого ребёнка сокращается 120-150 раз в минуту, с 1 года до 5 лет – 100 раз.

Нервная регуляция деятельности сердца обеспечивается нервными центрами, расположенными в продолговатом и спинном мозге.

Частота и сила сердечных сокращений в организме регулируются нервной системой Сердце иннервируется вегетативной нервной системой. Симпатические нервы

увеличивают частоту и силу сердечных сокращений, а парасимпатические - наоборот,

замедляют и уменьшают.

4.Первичное закрепление знаний учащихся.

Задание. Вставьте пропущенное слово.

1... и... – органы кровообращения.

2. Сосуды, по которым кровь течет от сердца, называются...; сосуды, несущие кровь к сердцу, называются..., мельчайшие кровеносные сосуды – ...

3. Сердце является полым мышечным органом, разделенным на... камеры, стенки... гораздо толще стенок..., внутри сердца обратному току крови препятствуют... и... клапаны.

4. Сердечный цикл занимает по времени... и состоит из сокращения... – 0,1, с сокращения... – 0,3 с и паузы – ...

5. Сердце способно сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в нем самом, это явление называют...; ускоряют работу сердца... нервы и гормон..., а замедляют ритм импульсы... нерва и гормон...

5.Рефлексия.

- Вы помогали мне при объяснении, отвечали на вопросы , потому что у многих из вас пытливое сердце . Сердце человека может быть самым разным: горячим, умным, каменным, разбитым… 
Перед вами листочки с сердечками напишите несколько эпитетов, которые характеризуют ваше сердце или сердце вашего друга. Листочки можете вклеить в тетрадь
6. Итог урока. Домашнее задание. п. 32


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!