Урок: №37.
Предмет: биология.
Класс: 8.
Дата проведения: _____________
Тема урока «Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной деятельности. Рефлекторная регуляция сердечной деятельности со стороны центральной нервной системы».
Цель: выяснить особенности работы сердца
Задачи: - повторить строение кровеносной системы, - значение кровообращения, - раскрыть связь строения сердца с его функцией, ввести понятие об автоматизме сердечной деятельности, - развивать объективное отношение учащихся к ответам своих одноклассников, - воспитывать внимательное отношение к своему здоровью.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: разборная модель сердца, таблица «кровеносная система».
Ход урока
1.Организационно-мотивационный момент
- сообщение темы и задач урока
2.Контроль знаний учащихся
-Работа у доски
а) Таблички-термины (дайте четкое определение каждому термину)
Лимфатические узлы- Артериальное давление крови- Вены- Артерии-
Виды кровеносных систем- Оксигемоглобин- Инфаркт миокарда –
б) Мозговая атака. Кто быстрее других вспомнит, что означают следующие цифры и числа…
I; II ; III ; IV
4 ; 2 и 2
300 гр.
5 литров
55% и 45%
в) Подготовьте ответ на вопрос:
г)Тестовое задание (5-6минут)
1 вариант
Где начинается малый круг кровообращения?
В каком отделе сердца заканчивается большой круг кровообращения?
Какая кровь движется по легочной вене?
Где осуществляется газообмен в малом круге кровообращения?
Какая кровь в левом предсердии и левом желудочке?
Как влияют на просвет кровеносных сосудов ацетилхолин, молочная и угольная кислота?
2 вариант
Где начинается большой круг кровообращения?
В каком отделе сердца заканчивается малый круг кровообращения?
Какая кровь движется по верхней полой вене?
Где осуществляется газообмен в большом круге кровообращения?
Какая кровь в правом предсердии и правом желудочке?
Как влияют на просвет сосудов адреналин, норадреналин, вазопрессин?
3. Изучение новой темы
Актуализация и активизация знаний
«Сердце» Эдуардас Межелайтис ( р. 1919г. народный поэт Литвы)
Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего ему есть дело.
Долгое время сердце было самым загадочным и непреступным органом человеческого тела.
Сердце лягушки продолжает биться, если его вынуть из организма. Сердце собаки вне организма может сокращаться в течении нескольких суток, если через него пропускать физиологический раствор.
Впервые восстановил деятельность сердца человека русский физиолог, профессор Александр Александрович Кулябко в 1903 году . Он оживил сердце, спустя 20 часов после смерти. Сердце забилось , когда через его коронарные сосуды пропустили питательный раствор близкий по составу крови.
Способность ритмически сокращаться без внешних раздражений, под влиянием импульсов, возникающих в самом сердце, называется автоматией сердца – определение записать в тетрадь
Автоматия сердца - это периодическое возникновение возбуждения в самой сердечной мышце, вызывающее ее ритмическое сокращение. Импульсы возникают в определенном участке миокарда предсердий (синусно-предсердном узле), а затем распространяются по сердечной мышце. Сердечные сокращения являются непроизвольными - человек не может их усиливать, ослаблять или изменять частоту.
Сердце работает ритмично. Сердечный цикл состоит из трех фаз:
• сокращение предсердий - 0,1 с
• сокращение желудочков - 0,3 с (вместе две фазы составляют систолу)
• одновременное расслабление предсердий и желудочков - 0,4 с (диастола).
Следовательно, весь цикл предсердия работают 0,1 с, а 0,7 с отдыхают; желудочки
работают 0,3 с, а 0,5 с отдыхают. – запись в тетрадь в виде таблицы
№ | Фазы сердечных циклов | продолжительность |
| | |
Этим объясняется способность сердечной мышцы работать, не утомляясь, в течение всей жизни. Сердце взрослого человека в норме сокращается в среднем 70 раз в минуту. Желудочки сердца в состоянии покоя при каждом сокращении выбрасывают около 60 мл крови. При сокращении сердца 70 раз в минуту за одну минуту сердце выбрасывает в сосуды примерно 4200 мл крови. За 70 лет жизни сердце человека перекачивает около 150 тыс. т крови. Сердце годовалого ребёнка сокращается 120-150 раз в минуту, с 1 года до 5 лет – 100 раз.
Нервная регуляция деятельности сердца обеспечивается нервными центрами, расположенными в продолговатом и спинном мозге.
Частота и сила сердечных сокращений в организме регулируются нервной системой Сердце иннервируется вегетативной нервной системой. Симпатические нервы
увеличивают частоту и силу сердечных сокращений, а парасимпатические - наоборот,
замедляют и уменьшают.
4.Первичное закрепление знаний учащихся.
Задание. Вставьте пропущенное слово.
1... и... – органы кровообращения.
2. Сосуды, по которым кровь течет от сердца, называются...; сосуды, несущие кровь к сердцу, называются..., мельчайшие кровеносные сосуды – ...
3. Сердце является полым мышечным органом, разделенным на... камеры, стенки... гораздо толще стенок..., внутри сердца обратному току крови препятствуют... и... клапаны.
4. Сердечный цикл занимает по времени... и состоит из сокращения... – 0,1, с сокращения... – 0,3 с и паузы – ...
5. Сердце способно сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в нем самом, это явление называют...; ускоряют работу сердца... нервы и гормон..., а замедляют ритм импульсы... нерва и гормон...
5.Рефлексия.
- Вы помогали мне при объяснении, отвечали на вопросы , потому что у многих из вас пытливое сердце . Сердце человека может быть самым разным: горячим, умным, каменным, разбитым…
Перед вами листочки с сердечками напишите несколько эпитетов, которые характеризуют ваше сердце или сердце вашего друга. Листочки можете вклеить в тетрадь
6. Итог урока. Домашнее задание. п. 32