СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА театрализованного внеклассного мероприятия по физике ФИЗИКА ЗА ЧАЙНЫМ СТОЛОМ

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие Физика за чайным столом позволит обобщить, закрепить и углубить знания, полученные при изучении тем “Основы термодинамики”, “Агрегатные состояния вещества и фазовые переходы”. Продолжить формирование умений работать с физическими приборами и ставить опыты.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА театрализованного внеклассного мероприятия по физике ФИЗИКА ЗА ЧАЙНЫМ СТОЛОМ»

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым

«Евпаторийский индустриальный техникум»





УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УПР


Гаглоева О.А.

«___» ____________ 2015 г.






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА театрализованного внеклассного мероприятия по физике




ФИЗИКА ЗА ЧАЙНЫМ СТОЛОМ






Автор: Шевченко Алла Николаевна, преподаватель физики высшей категории









Евпатория – 2015

Тема: Физика за чайным столом

Цели.

Образовательные: обобщить, закрепить и углубить знания, полученные при изучении тем “Основы термодинамики”, “Агрегатные состояния вещества и фазовые переходы”. Продолжить формирование умений работать с физическими приборами и ставить опыты.

Развивающие: развивать интерес к предмету, умения применять приобретенные знания для объяснения физических явлений, научный интерес к окружающему миру, умение формулировать свою мысль, правильно ставить вопрос, быстро принимать решения, формировать умения взглянуть на изучаемые явления под другим углом зрения. Прививать интерес к самостоятельной работе с различными информационными источниками (научно-популярная, художественная литература, Интернет-ресурсы).

Воспитательные: развивать эмоционально-ценностное отношение к предмету, учителю и друг к другу, воспитывать научное миропонимание; убедить учащихся в практической важности знаний о тепловых явлениях и изменении агрегатных состояний вещества. Содействовать формированию умения придти на помощь товарищу.

Методические: продемонстрировать формирование у студентов положительной мотивации при использовании нетрадиционных методов проведения урока; продемонстрировать развитие умений студентов работать в группе и нести личную и коллективную ответственность за результаты работы.

Метапредметная: через синтез предметов естественнонаучного и гуманитарного цикла дисциплин создание условий для пробуждения у студентов интереса к русским традициям чаепития, формирования культуры поведения за столом, культуры речи и общения, а также умения организовать застолье без алкогольных напитков.

Материальное обеспечение:

  1. Персональный компьютер, с установленным ПО (Microsoft Office PowerPoint 2003, проигрыватель Windows Media), мультимедийная доска (проектор).

  2. Компьютерная поддержка внеклассного мероприятия (презентация PowerPoint)

  3. Самовар, чайники, чайная посуда, салфетки, скатерти, конфеты, баранки, чай, печенье.

  4. Конкурсные вопросы по физике .

  5. Сообщения (домашнее задание студентов)

  6. Компьютерная поддержка выступлений студентов (презентация PowerPoint)

  7. Оценочная таблица.

  8. «Жетоны» для поощрения команд во время игры (бублики).

  9. Оборудование для опытов: электрочайник, стаканы, блюдца, кипяток, пакетики чая, термометры, ложки, баранка.

Место проведения: кабинет физики № 42.

Форма проведения: комбинированный театрализованный урок-представление.

Продолжительность: 45 минут.

Подготовительные мероприятия:
    1. Повторение ранее пройденного материала:

      • по физике – разделы «Тепловые явления», «Изменения агрегатных состояний вещества»;

      • по химии – разделы «Строение жидких и твердых тел, свойства воды»;

      • по литературе – подготовить стихи и рассказы о чае;

      • по истории, фольклору – подборка сведений о традициях чаепития, заваривания чая, об истории самовара.

    2. Формирование двух команд «Самовар» и «Русский чай».

    3. Подготовка командами к конкурсам вопросов-заданий (теоретических и практических), которые предварительно обсуждаются с преподавателем.

    4. Подготовка мультимедийного сопровождения мероприятия выступающими студентами.

    5. Организация репетиции со студентами, читающими стихи и рассказы.

Сценарий театрализованного внеклассного мероприятия по физике

«Физика за чайным столом»

Устал – спроси чаю.

Жарко – выпей чаю.

Хочешь согреться – пей чай.

(Народная мудрость)

I.Организационный момент

II.Мотивация и сообщение условий конкурса.

Чаепитие - повод для задушевного разговора.

Какое торжество обходится без чаепития? Да и само чаепитие можно превратить в настоящий праздник, если знать о чае самое главное и уметь творчески отнестись к процессу его приготовления. Кто интересуется особенностями чайной культуры, тот стремится внести в свою жизнь уют и гармонию.

Чай имеет длинную историю и является одним из самых распространенных напитков. В старину простые люди чай не знали, а заваривали сухие ягоды и морковь. В каждой стране сложилась своя культура чаепития. Чаепитие в России стало настолько популярным, что превратилось в один из национальных обычаев.

Русская церемония чаепития направлена на объединение духовного мира людей, собранных за столом, раскрытие каждой отдельной души перед обществом, семьей, друзьями, получение новых знаний. Чаепитие создает условия для задушевного разговора.

Для создания духа демократичности был необходим некий "молчаливый собеседник", глядя на которого, и, обращаясь к которому, можно было бы высказать самое сокровенное, не боясь быть непонятым. Эта роль отводится в русском чаепитии самовару.

Чаепитие – это неотъемлемая часть гостеприимства, дружеского участия, общения и традиций разных народов. Однако, посмотрев на этот процесс под особым углом зрения, мы найдем в нем множество интересных физических явлений. Сегодня мы обратим пристальное внимание на такие явления и попытаемся объяснить их.


Условия конкурсов.

Группа поделена на две команды: «Самовар» и «Русский чай», которые будут участвовать в конкурсах. Каждая команда накрыла свои столы и подготовила задания для противника. Каждый конкурс оценивается согласно критериям:

  1. Конкурс «Литературный» – 5 баллов;

  2. Конкурс «Разминка» – за каждый правильный ответ команды присуждается по 1 баллу.

  3. Конкурс «Исторический» – 5 баллов;

  4. Конкурс «Обмен опытом» – 5 баллов (за подготовку и за объяснение);

  5. Конкурс «Эстафета» – за каждый правильный ответ команды присуждается по 1 баллу.

  6. Конкурс «Попробуй объяснить» – за каждый правильный ответ команды присуждается по 1 баллу.


За балл команде выдается жетон (бублик). Разрешите представить многоуважаемое жюри. В ходе мероприятия жюри заполнит оценочную таблицу, и при подведении итогов определится победитель.

Оценочная таблица

Конкурсы

Команда

I

II

«Литературный» (5 баллов)



«Разминка» (по 1 баллу за каждый правильный ответ)



«Исторический» (5 баллов)



«Обмен опытом» (5+5 баллов)



«Эстафета» (по 1 баллу за каждый правильный ответ)



«Попробуй объяснить» (по 1 баллу за каждый правильный ответ)



Итог




III.Основная часть

1.Конкурс «Литературный»

Участники читают найденные ими стихотворения на заданную тему.

2. Конкурс «Разминка»

Каждая команда задает по 4 своих домашних вопроса сопернику. Дополнять и поправлять ответы имеют право все, получая при этом 1 дополнительный балл для своей команды.

3. Конкурс «Исторический»

Студенты делают сообщения, сопровождаемые презентацией PowerPoint.

4. Конкурс «Обмен опытом»

Представитель одной команды демонстрирует опыт, а представитель другой команды объясняет его. Ответы оценивает жюри (5 баллов проведение опыта, 5 баллов его объяснение).

5.Конкурс «Эстафета»

Преподаватель задает командам по очереди вопросы, сопровождающиеся слайдами презентации. Сразу же можно проверить правильность ответа. Если одна команда дает неправильный ответ, то вторая может заработать дополнительный балл.

6.Конкурс «Попробуй объяснить»

Студентам предлагается объяснить с точки зрения физики демонстрируемые опыты. Отвечает команда, чей командир первым поднял руку.


Все конкурсы оцениваются жюри, при этом заполняется оценочная таблица.

IV. Подведение итогов.

Рефлексия:1. Кто в каждой группе внёс наибольший вклад?

2.Какая группа была лучшей?

Заключительное слово жюри.

Преподаватель. Итак, мы увидели сегодня, как наука физика помогает ясно и четко отвечать на вопросы и объяснять явления, связанные с чаепитием. Подведем итоги.

Итоги:

- обобщили, закрепили и углубили знания, полученные при изучении тем “Основы термодинамики”, “Агрегатные состояния вещества и фазовые переходы”,

- убедились в практической важности полученных знаний и научились применять их для объяснения физических явлений,

- показали возможность проводить и объяснять опыты ( в том числе и в домашних условиях),

- ближе познакомились с традициями русской культуры.


Приглашаем на чаепитие во время большой перемены!



Информационное обеспечение обучения

Печатные издания:

  1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика. 10 кл.: Учебник. – М.: Просвещение, 2014. – 366 с.: ил.

  2. Давиташвили М.Д. Наш друг чай. – М.: Колос, 1979.

  3. Перельман Я.И. Занимательная физика. – М.: АСТ, 2003.

  4. Рабиза Ф. Простые опыты. Забавная физика для детей. – М.: Детская литература, 2002.

  5. Тихомирова С.А. Физика в пословицах сказках. – М.: Школьная пресса, 2002.

  6. Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике. 7-11классы. М.: «ВАКО», 2006

  7. Ланина И.Я. Не уроком единым. М.: Просвещение, 1991

  8. Тесленко В.И., Баркова Н.В. Физика: Тетрадь для самостоятельной работы. Красноярск: РИО КГПУ, 2003

  9. Тычкова Н.А., Шабанова Г.С. «Практические рекомендации по внеклассной работе по физике» Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П.Астафьева, 2005

  10. Александрова З.В. и др. Уроки физики с использованием информационных технологий.: Методическое пособие с электронным приложением.-2-е изд., стереотип.- М.: Глобус, 2010.

Музыкальное сопровождение: подборка песен о чае и самоваре.


Интернет-ресурсы (картинки, фотографии):

  1. Горячий чай, из самовара: http://content.foto.mail.ru/mail/antanstany/_blogs/i-451.jpg

  2. Б.Кустодиев. Извозчик в трактире: http://arts.in.ua/i/c/f1488.jpg

  3. Картина Анатолия Кудрявцева «Чаепитие»:

http://www.anatol-art.narod.ru/antalge/gallery/color/03/07_7.JPG

  1. В. Россохин «Посиделки»:

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/55/948/55948983_Vyacheslav_Rossohin.jpg

  1. Кустодиев Борис «Купчиха за чаем»: http://files.smallbay.ru/images2/kustodiev15.jpg

  2. Картина художника Александра Морозова «За чаепитием»:

http://shkolazhizni.ru/img/content/i56/56449_or.jpg

  1. Наумов Алексей Аввакумович «Чаепитие»: http://i013.radikal.ru/0906/9f/5b31468ceff7t.jpg

  2. Панно «Кубанские казаки»: http://masterlola.narod.ru/panno_4b.jpg

  3. Картина «Натюрморт с самоваром», Нестерчук Степан: http://i005.radikal.ru/0803/c6/5761ec15bf8e.jpg

  4. Сцены русского быта с самоваром: http://s59.radikal.ru/i164/1005/9c/48898634367c.jpg

  5. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века: http://img.labirint.ru/images/books4/184413/scrn_big_02.jpg

  6. Кипение воды в котелке: http://www.kto-to.ru/i/trips/kalyazin-33.jpg

  7. Самовар: http://s43.radikal.ru/i102/1001/df/0b5616695755.jpg

  8. Кипение воды: http://gadge.ru/wp-content/uploads/boil-buoy.jpg

  9. Б. Кустодиев «Осень в провинции, чаепитие»: http://i066.radikal.ru/1001/f9/5ceb364f970a.jpg

  10. Самовар закипает: http://i055.radikal.ru/1005/57/7ef8765dce8c.jpg

  11. Коровин «За чайным столом»: http://www.bibliotekar.ru/rusPolenovo/9.files/image001.jpg

  12. Самовар: http://www.gametherapy.ru/resourses/2009/11/workshop_desc_w02.jpg

















Приложения

Приложение №1. Компьютерная поддержка внеклассного мероприятия (презентация PowerPoint).

Приложение №2. Стихотворения

Ода чаю.

Чай, вкрутую кипяченый,

Пить готов в любой момент

И геолог, и ученый,

И писатель, и студент.

Не возьмет тебя усталость

И шагаешь налегке,

Если знаешь, что осталась

Пачка чая в рюкзаке.

Если ждет тебя экзамен.

Коротать над книгой ночь

И сидеть над чертежами

Может только чай помочь.

Гость негаданно нагрянет -

Ты оберечь сумеешь честь,

Если в доме иль на стане

У тебя заварка есть.

Вечером ли, спозаранку -

Высыпай ее на дно.

Ну, а в чайник или в банку, -

Это, право, все равно,

Хоть вприкуску, хоть внакладку.

Но пойдет беседе впрок

Ароматный, крепкий, сладкий

Обжигающий чаек.


Русский чай

У нас к гостям и частым, и нечастым

В душе любовь особенная есть;

И чай душистый в чайнике цветастом -

Он первый им оказывает честь.

А уж потом вопросы и ответы

Вступают, наконец, в свои права,

За крепким чаем для любой беседы

Находим мы хорошие слова.

Без чая мир считаем мы нелепым,

Еда же нам без чая - не еда

Есть чай - его попить неплохо с хлебом,

А чая дома нет - тогда беда.

Какие бы ни ждали нас невзгоды,

Какой бы злобный враг нам ни грозил -

Обычай этот пронести сквозь годы

Хватило нам решимости и сил.

Смеркалось; на столе, блистая,

Шипел вечерний самовар,

Китайский чайник нагревая;

Под ним клубился легкий пар.


Разлитый Ольгиной рукою,

По чашкам темною струею

Уже душистый чай бежал… А.С.Пушкин «Евгений Онегин»


Глухая тоска без причины
И дум неотвязный угар.
Давай-ка наколем лучины –
Раздуем себе самовар!

За верность старинному чину,
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа!

Что вы знаете про старый,

Русский, тульский самовар?

В нем пылал когда-то пар,

В золотой, пузатый бок

Глухо бился кипяток...

Что за чай без самовара,

Без душистого завара,

Без крутого кипятка,

Без угарного дымка?! С. Михалков. Из стихотворения "Самовар"


Самовар у нас стоит,
Весь, как солнышко, блестит.
А как песня зазвучит,
Подпевая, он кипит…

Про печенье и варенье,
Конденсации явленье,
Не забыл и про кипенье,
И про скорость испаренья.

Самовар кипит, самовар поет,

В нем вода бурлит, разговор ведет.


До чего ж хорош наш душистый чай!

Веселей смотри, да гостей встречай!


Приложение №3. Сообщения

Подарок Алтын-Хана.

«Чай усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, облегчает и освежает тело»

(Восточная мудрость)

Широкое распространение среди народов всех континентов получил чай. Сегодня его можно назвать напитком. А ведь 300 лет назад чай не был известен ни в России, ни в Западной Европе.

В 1638 году царский стольник Василий Старков привез царю Михаилу Федоровичу богатые подарки от Алтын-Хана. Происходил обмен подарками, монголы дарили ценные меха, а Царь дарил сукно. Среди прочих подарков царю оказался и чай, 64 кг. Это были маленькие, по три четверти фунта пакетики бах-чай, что значит «ради варения чай». Чай понравился, и о нем отзывались: «Питие доброе и, когда привыкнешь, довольно вкусное». Уже в 70-х годах XVII века чай стал предметом ввоза в Москву, где продавался на рынках, в лавках, наряду с обыденными товарами. Даже в столицу, в Петербург, завозили чай из Москвы. До середины XIX века в Петербурге был лишь один чайный магазин, в то время как в Москве в 1847 году насчитывалось свыше 100 специальных магазинов, более 300 чаепитейных заведений. Вот почему исстари москвичи считаются чаевниками.

В Западную Европу чай впервые привезли из Китая в 1517 году португальские мореплаватели. Однако европейцы не знали, как его употреблять, знали чайный напиток только при королевском дворе.

На званом обеде у одного герцога на китайском фарфоровом блюде гостям был подан салат темный, горький на вкус, вызывающий сильное сердцебиение. Этот салат состоял из листьев чая. Вскоре научились заваривать чай. Чаепитие, как новая мода высших слоев общества, стало быстро распространяться в других странах Европы. Говорили, что чай обеспечивает долгую жизнь, укрепляет силы, способствует пищеварению и отгоняет сон. Цитируя восточный источник, утверждали: «Чай усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, пробуждает мысль, не дозволяет вселиться ленивости и освежает тело».

О пользе чая.

В чем секрет популярности чая? Прежде всего, в его изумительном вкусе и аромате, в способности утолять жажду и благотворно влиять на организм. Чай содержит много биологических веществ. Важнейший из них – кофеин-алкалоид. Он возбуждает деятельность нервной системы, обладает тонизирующим свойством, повышает работоспособность, стимулирует сердечную деятельность и благотворно влияет на работу почек.

Есть в чае такие важные алкалоиды, как теофилин и теобромин. Тонизирующий эффект чая обусловлен совместным действием этих веществ, а также танинов и витаминов. Танины придают напитку терпкий, вяжущий вкус и во многом обуславливают его окраску. В то же время эти вещества, реагируя с солями окисного железа, дают соединения черного цвета. Вот почему чай, заваренный в железной посуде, темный, некрасивый, а приготовленный в керамической посуде – янтарный, золотистый и красивого краснокирпичного цвета. Танины хорошо влияют на пищеварение, обладают бактерицидными свойствами при лечении кишечных заболеваний.

Чай содержит витамины С, В1, В2, РР, пантотеновую кислоту. Витамин В1 (тиамин) в организме не откладывается, запасов его нет, поэтому традиционный утренний стакан чая – один из источников ежедневного поступления в организм этого витамина.

Если нарушить правила заварки, теряется чудесный тонкий аромат. Дело в том, что он обусловлен присутствием летучих эфирных масел, а при кипячении они теряются. Чем выше сорт чая, тем больше в нем танина, кофеина, эфирных масел и других полезных веществ. Всем известно, что кофеин является сильнодействующим веществом.

Естественно возникает вопрос: всем ли людям полезен чай? При нарушении сердечной деятельности, при избыточном весе пожилым людям не следует пить вообще много жидкости. Кроме того, при атеросклерозе, стенокардии, коронарной недостаточности и гипертонии не рекомендуется пить крепкий чай, и вообще лучше ограничить его потребление.

Разновидности подачи чая

По-тибетски – чай с маслом.

По-туркменски – чай заваривают верблюжьим молоком.

По-узбекски – это зеленый чай, черный чай с перцем, с перцем и медом.

По-кубински – черный и зеленый чай в соотношении 2:3, охлаждают, добавляют сок лимона, ананаса, лед, подают в бокалах.

По-ирански – вприкуску с сахаром, корицей, имбирем.

По-английски – чай с молоком (национальная традиция).

По-японски – зеленый чай перед завариванием растирают в порошок.

Говорят, что чай, заваренный в хорошей посуде, вкуснее. Японские чайные церемонии сыграли большую роль, в развитии японской керамики,

В Китае существует трактат о семи водах для чая и 16 сроках кипячения воды.

Как заваривать чай

Фарфоровый или фаянсовый чайник ополаскивают горячей водой, насыпают в него сухой чай (на чайник емкостью 250 мл — 10 г), наливают крутой кипяток (до 1 /3 высоты чайника), закрывают крышкой, накрывают салфеткой и дают настояться. Обычное время настаиваний – 5 минут. В стакан или чашку наливают заварку (50 мл) и доливают кипяток (до 200 мл). Подают чай в чашках на блюдцах, если он .разлит в стаканы, их тоже ставят на блюдца или в подстаканники. Температура чая при подаче должна быть не ниже 70 °С. Отдельно к чаю – сахар, конфеты, варенье, лимон. На пирожковой тарелке – пирожное, сухое печенье. В молочнике — молоко или сливки.

Чай свежий подобен бальзаму, чай, оставленный на ночь подобен змее.

Как хранить чай

Чай рекомендуется хранить в стеклянных или фарфоровых банках с плотно закрывающимися крышками, чтобы не улетучивался его аромат. Если у вас нет таких чайниц, подойдет и деревянная коробочка - важно только, чтобы она не пахла лаком.

История русского самовара

Среди водонагревательных приборов особое место занимает самовар - русская чайная машина, как её называли в Западной Европе. Слово "самовар" перешло от нас почти во все языки мира. Первые упоминания о самоварном производстве и о самоварах относятся к 1745 году.

Самовар… «Сам варит» - отсюда и произошло название. Для русского народа самовар всегда был олицетворением тепла, уюта, тихой дружеской беседы за столом. Самоваром встречают гостей, самовар берут с собой в поездки… Кажется, что самовар в русском быту был всегда. Но это не так! Самовару отродясь около трех веков.
У самовара были свои предшественники. Прежде всего, это китайские самовары хо-го, в которых подавали (а не варили) бульоны и супы. В Древнем Риме для подогрева воды и варки пищи пользовались специальными сосудами в виде вазы с краном, но без трубы и поддувала. Первые самовары и внешне, и по-своему устройству были похожи на английские, так называемые, "чайные урны" или "чайные сосуды".

А может быть, слово самовар произошло от татарского «санабар» - чайник?

К концу 18 века самовар уже имел все отличительные конструктивно-функциональные особенности, необходимые для нагревания воды, которые привычны сейчас. Это позволяет считать самовар сугубо национальным русским изделием.

Самовар - это классический твердотопливный водонагреватель. В одном агрегате он объединяет топку, теплообменник и газоход. Теплообменник представляет собой симметричный резервуар сложной геометрической формы. Его внутренняя поверхность образована жаровой трубой, являющейся стенкой самоварной топки или камеры сгорания. Лучшее топливо для самовара - древесный уголь.

Самовар придает столу своеобразный уют. И вообще, самовары порой подлинные произведения искусства. Их изготавливали из меди, латуни и даже железа. Вода в нем долго не остывает. Потому что в старину труба с раскаленными углями была внутри самовара, а теперь там расположен герметичный нагревательный элемент.

Тульские самовары

Самовары, сделанные руками тульских мастеров - это подлинные произведения искусства, и мы вправе отнести их к предметам прикладного искусства.

В годы Великой Отечественной войны все фабрики города были перепрофилированы на выпуск военной продукции и почти все были разрушены при защите города от наступавших немецко-фашистских войск, которые так и не захватили Тулу. После Великой Отечественной войны наступил новый этап в развитии тульского самоварного производства.

В 50-х годах произошло объединение всех самоварных предприятий Тулы в одно. Завод «Штамп» единственный в городе стал выпускать самовары.

Тульские самовары неоднократно награждались медалями на отечественных и международных выставках, и это свидетельствует о большой их популярности и у нас в стране и за рубежом.


Приложение №4. Конкурс «Опыт».

Опыт 1: блюдце с кипятком, стакан.В блюдце наливаем кипяток и ставим туда стакан вверх дном. Вода из блюдца поднимается в стакан. Объясните явление. (Пар в стакане над кипятком охлаждается и конденсируется, давление внутри стакана падает, и атмосферное давление загоняет воду в стакан).


Опыт2: Два термометра. Шарик первого погружен в чашку с водой, а шарик второго расположен над водой, но остается влажным, так как обернут марлей, конец которой погружен в ту же чашку. Почему второй термометр показывает более низкую температуру? (При испарении с ткани жидкость покидают молекулы, обладающие большей скоростью и энергией. А при уменьшении энергии жидкости понижается температура марлевого чехла и термометра. Следовательно, второй термометр покажет более низкую температуру).



Приложение №5. Вопросы разминки

1.Отчего крышка чайника, иногда начинает на нем подпрыгивать?

Когда сила упругости пара в чайнике с кипящей водой достигает такой величины, что будет в состоянии преодолеть вес крышки чайника, то последняя приподнимается и дает выход пару. Затем это явление будет повторяться.

2.Когда в чайнике начинает кипеть вода, то сам чайник несколько увеличивается в объеме от нагревания. Увеличивается ли в это время дырочка в его крышке?

Дырочка на крышке чайника увеличится, так как отверстия при нагревании металлических предметов увеличиваются в той же мере, как и окружающий их материал.

3.Почему электрические чайники делают блестящими?

Блестящая поверхность испускает меньше тепловых лучей. Поэтому в чайниках с такой поверхностью вода быстрее нагревается и медленнее остывает.

4.Лучше использовать для заваривания чайник из фарфора,
а не из металла. Почему?

Фарфоровый чайник обладает меньшей теплопроводностью, поэтому остывает медленней и лучше сохраняет тепло.

1.Почему самовар «поет» перед тем, как закипеть?

В воде есть растворенный воздух, который при нагревании образует мелкие пузырьки. В этих пузырьках собирается водяной пар. Под действием архимедовой силы пузырьки всплывают, попадая при этом в еще не прогретые слои воды. Водяной пар в пузырьках конденсируется, пузырьки “схлопываются”. Одновременное схлопывание большого числа пузырьков воспринимается как шум.

2.Почему из только что поданного самовара стаканы наполняются быстрее, чем потом, когда воды в самоваре убавится?

Вода вытекает из крана под влиянием давления жидкости на боковую стенку самовара. Чем меньше воды в сосуде, тем меньше давление, испытываемое частицами воды, находящимися у крана, и тем с меньшей силой вода вытекает из сосуда.

3.Почему ручки у самовара деревянные?

Дерево и пластмасса - плохие проводники тепла, а металл - хороший. Если бы ручки были металлическими, они бы, когда вода в самоваре закипает, нагревались так, что до них невозможно было бы дотронуться рукой.

4.Почему самовар распаивается, когда его начинают разогревать, забыв предварительно налить в него воды?

Вода, которая налита в самовар, для своего нагревания требует известного количества теплоты, если же воды в самоваре нет, то все это количество теплоты идет на нагревание металлических частей самовара, вследствие чего места, спаянные легкоплавким оловом, распаиваются.

Приложение №6.Вопросы эстафеты.

  • Какой стакан скорее треснет, граненый или гладкий?

  • Зачем в стакан кладут ложечку, когда наливают горячий чай или кипяток?

  • Почему у чайных стаканов дно делается несколько толще, чем стенки?

  • Почему, чтобы остудить горячий чай, на него дуют?

  • Почему из полного стакана бывает трудно налить чай в блюдце, не пролив его на скатерть?

  • Хотя температура кипящей воды и температура пара одинаковы, ожоги паром более опасны, чем кипятком. Почему?

  • Можно ли видеть пар?

  • Что заставляет чай вливаться в наш рот, когда мы пьем из полного стакана или чашки?

  • Почему чай в чашке, как правило, остывает быстрее, чем в стакане?

  • Какая вода, сырая или кипяченая, скорее закипит, если перед нагреванием температура их была одинаковой?

Приложение №7. Конкурс «Попробуй объясни!»

Опыты

1Наливаем воду в стаканы: в один - холодную, в другой – горячую. Опускаем в стаканы пакетики с заварочным чаем.

Наблюдаем… Кипяток быстрее окрашивается. В холодной воде процесс протекает вяло, цвет воды меняется медленно, причем только в нижней части стакана. Почему?

(Наблюдается процесс диффузии: молекулы одного вещества, назовем их условно «молекулы чая» самопроизвольно смешиваются с молекулами воды.Чем выше температура, тем активнее проходит этот процесс, так как с повышением температуры повышается скорость движения молекул.)

2. А кто хочет стать экспертом с завязанными глазами?

Надеваем на глаза повязку. Необходимо на ощупь определить, какая из ложек алюминиевая. Ложки одинаковы по массе и одновременно опускаются в чашку с кипятком.

(Источником информации служит быстрота нагревания ложек: она разная. Та, что нагрелась сильнее, сделана из материала с большой удельной теплоемкостью.)

3. Я налью себе в чистый стакан немного кипятка. Пронаблюдайте, что произойдет. Почему?

(Стенки стакана запотели: кипящая вода испарялась, пар ее, соприкасаясь с холодными стенками стакана, конденсировался на них, образуя туман.)

4. А теперь вопрос о баранках. Баранку легко разломить, но невозможно потом снова соединить куски(демонстрация). Почему?

(Когда ломаем баранку, то нарушаем молекулярные связи.При соединении не удается сблизить куски на такое расстояние, чтобы начали проявляться силы молекулярного притяжения.)

5. Я делаю из ложки лодочку и даю ей возможность плавать на поверхности чая, если положу ее ручку на край чашки. Капаю несколько капель чая в ложечку – она сразу же тонет. Почему?

(Увеличивается сила тяжести ложечки, а объем ее остается прежним, прежней остается и выталкивающая сила. Ее теперь недостаточно, чтобы удержать более тяжелую ложку на поверхности чая.)

6. Давайте померяемся силами. Кто из вас сможет «сломать» чайную ложку, не применяя силы?

(Необходимо поставить ложку в стакан с водой. Эффект надломленности ложки или карандаша связан с преломлением луча света при переходе из воды в воздух – оптическая плотность у воды и у воздуха разная.)



Приложение №8.

Оценочная таблица

Конкурсы

Команда

I

II

«Литературный» (5 баллов)



«Разминка» (по 1 баллу за каждый правильный ответ)



«Исторический» (5 баллов)



«Обмен опытом» (5 баллов)



«Эстафета» (по 1 баллу за каждый правильный ответ)



«Попробуй объяснить»



Итог





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!