СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка психологического коррекционно-развивающего занятия с детьми младшего школьного возраста Тема: «Моё настроение»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

развитие умения понимать и различать эмоциональные состояния (рефлексия), знакомство со способами управления настроением, развитие коммуникативных навыков.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка психологического коррекционно-развивающего занятия с детьми младшего школьного возраста Тема: «Моё настроение»»

10






ГБУ

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Бельского района









Методическая разработка психологического коррекционно-развивающего занятия с детьми младшего школьного возраста



Тема: «Моё настроение»





Автор-составитель

Педагог-психолог

Т.А. Стрелкова









РФ, г.Белый

Тема: «Моё настроение»

Форма работы: индивидуальная.

Задачи: развитие умения понимать и различать эмоциональные состояния (рефлексия), знакомство со способами управления настроением, развитие коммуникативных навыков.


Ход занятия


Приветствие

Педагог-психолог читает английскую народную песенку в переводе С. Маршака:


Два маленьких котенка поссорились в углу,

Сердитая хозяйка взяла свою метлу

И вымела из кухни дерущихся котят,

Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью, зимою, в январе,

Два маленьких котенка озябли во дворе.

Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,

Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.

«Ну что, — она спросила, — не ссоритесь теперь?»

Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,

Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег,

И оба перед печкой заснули сладким сном,

А вьюга до рассвета шумела за окном.


Педагог-психолог: О чем стихотворение? Как изменялось ваше самочувствие во время прослушивания стихотворения? Было грустно или весело?


Ответы детей:


Вводная часть.


Педагог-психолог: Сегодня я предлагаю поговорить о «Настроении». Как вы думаете, что такое настроение?

Ответы детей:


Педагог-психолог: Настроение – это душевное состояние человека. А для чего нужно настроение человеку, какая от него польза?

Каким может быть настроение? (Оно может быть разным: веселым, грустным, сердитым).

Ответы детей:


Педагог-психолог: Ребята, скажите, а от чего зависит настроение?

Ответы детей:


Педагог-психолог: Давайте сейчас припомним своё настроение и себя в разных ситуациях.

Я озвучиваю какую-нибудь ситуацию из жизни, а вы должны подумать, какую эмоцию рождает данная ситуация и постараться изобразить данную эмоцию.


Ситуации:

- тебе сделали подарок (радость);

- с неба вдруг пошёл ягодный дождь (удивление, восторг, радость);

- ты разбил вазу (огорчение);

- ты - Карабас Барабас и хочешь поймать Буратино (злость);

- ты увидел голодного, бездомного котёнка (сострадание, сочувствие);

- тебя напугали (страх, испуг);

- ты ешь вкуснющее мороженое (удовлетворение, довольство);

- друзья играют на улице, а ты дома, ты – болен (грусть);

- ты - разведчик тайно ведущий наблюдение за врагом (напряжение, сосредоточенность).



Основная часть


Знакомство с игровым персонажем – дракончиком Памси.

Читает педагог-психолог.

«Памси грустит».

На краю луга среди диких цветов есть каменная пещера. В пещере живет маленький дракончик по имени Памси. Он – особенный дракончик. Дело в том, что Памси умеет думать. И очень любит учиться! Он уже умеет считать и знает названия всех цветов, растущих на лугу около пещеры. Но самое удивительное – это мысли Памси, которые бывают очень разными. Иногда они похожи на праздничный салют – яркие, быстрые, как разноцветные искорки. Когда его мысли похожи на салют, они блестят, играют, мчатся, и окружающий мир кажется Памси таким разноцветным! В его голове появляются замечательные идеи. Когда мысли у Памси такие, то у него прекрасное настроение и он мечтает, чтобы это продолжалось как можно дольше.

Но мысли не всегда похожи на салют, иногда они как озеро в центре весеннего луга – спокойные и тихие, очень-очень светлые. Все краски – как отражение в чистой и прозрачной воде. При этом он чувствует себя хорошо и уверенно. Он мечтает, чтобы так было всегда, и тогда душевное спокойствие никогда не покинет его.

Иногда Памси чувствует себя очень плохо, даже отвратительно, будто с ним происходит что-то неприятное и мрачное. И тогда мысли Памси похожи на мутную лужу в плохую погоду. Они темные и вязкие. Памси называет их гадкими. Когда у Памси такие неприятные мысли, он чувствует себя несчастным! Ему очень плохо, он расстроен. В такие моменты Памси хочет только одного: чтобы поскорее прошло неприятное состояние. Он ждет, ждет и ждет… Памси даже устает от этого ожидания, и ему хочется знать, когда же снова будет хорошо и когда он опять почувствует себя счастливым. Он понимает: для того чтобы плохие мысли ушли, должно что-то произойти, а что именно – не знает.

Он лежит и ждет, ждет, ждет…


- Итак, когда Памси чувствует себя хорошо, у него все получается, он всем доволен и всех любит, и мысли у него ясные и чистые. Когда в его голову приходят отличные идеи, то и настроение бывает прекрасным, радостным, и мысли становятся похожи на салют: они блестят и переливаются. Но бывает, что мысли Памси грустны и неприятны, ему плохо или обидно.

Бывало ли у вас такое грустное настроение, как у дракончика Памси. Когда?

Что вы чувствовали при этом? О чем думали?


Ответы детей:


Педагог-психолог: О чем мы думаем, когда у нас «плохое» или «хорошее» настроение?

Ответы детей:

(Примеры мыслей, которые создают хорошее или плохое настроение:

•   я плохой;                        •   я справлюсь;

•   я не умею;                       •   у меня получится;

•   я не справился;               •   я научусь;

•   меня обидели;                 •   все будет хорошо;

•   я боюсь;                          •   я смелый.)


Педагог-психолог: Каким чаще бывает ваше настроение?

Ответы детей:

Пальчиковая гимнастика (развитие моторики)


Мальчик-пальчик где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Описание: дети рассказывают стишок и сгибают пальцы в кольцо. Первый раз – выполняют упражнение правой рукой. Второй раз - левой рукой. Третий раз – одновременно двумя руками.



Рисунок «три настроения»

Педагог-психолог: я предлагаю вам нарисовать три настроения («чистое», «блестящее», «темное»).


Упражнение, направленное на развитие жестов и мимики. «Разговариваем без слов»

Педагог-психолог показывает детям нарисованные «лица» с выражением различных эмоций.

Педагог-психолог: «Определите, что выражают эти «лица». Постарайтесь изобразить на своих лицах эти эмоции».



Игра на развитие воображения «Волшебный мелок»



Педагог-психолог: «Как вы думаете, что у меня в руке? Это мелок. Но сейчас это – волшебный мелок. Почему? Я объясню чуть позже. А пока на листочках нарисуйте карандаш, которого еще никогда на свете не было. Подумайте, какой он будет формы, цвета, что сможет делать?»

(После того, как все дети нарисуют свои карандаши, «авторы проектов» объясняют, чем отличаются их карандаш от обычного).


Педагог-психолог: «А мой мелок волшебный потому, что может рассказывать интересные истории.

Он нарисовал машину «ПОБЕДА».

Шел мимо Ёжик. Понравилась ему буква П.

На что она похожа? – подумал Ёж.

А вы, ребята, как думаете, на что похожа буква П? Нарисуйте, пожалуйста в своих листочках.

А Ёжик подумал, что П похожа на футбольные ворота, взял ее и пошел играть в футбол».


Педагог-психолог стирает (закрывает) на доске букву П.

«Шел мимо хмурый Медведь.

- Нет у меня сегодня…

- Обеда, - подсказали буквы.

Взял Медведь букву О – она была похожа на большой бублик – и пошел домой обедать.


Педагог-психолог: «А вы теперь нарисуйте на листочках много букв О. Стоп! Теперь соедините все ваши кружки в одно целое, чтобы получился какой-то образ. Дорисуйте все то, чего не достает»

Затем «художники» показывают свои рисунки, а все остальные угадывают, на что это похоже.


Педагог-психолог: «Пробегал мимо Заяц и увидел страшное слово «БЕДА». С перепугу сбил букву Б.

Пролетал мимо Аист. Увидел вкусное слово «ЕДА». Смотрит, а в траве полно лягушек. Взял букву Е, приделал к ней палочку – вилка получилась. Поел и вилку с собой унес.

Тут Баран пришел. Заблеял:

- Неужели я и правда глупый?

А буквы ему ответили:

- «Да».

Разозлился Баран, ударил букву Д рогами.

Осталась одна одинешенька буква А. Заплакала. Чем нам ее успокоить? Целые лужи слез появились вокруг. Стали лужи похожи на разноцветные кляксы».


Педагог-психолог раздает детям листочки с цветными кляксами-пятнами Роршаха.

Педагог-психолог: «Вы должны внимательно рассмотреть эти кляксы, найти интересный образ и дорисовать его».

После того, как дети выполнят эту работу, они рассказывают во что превратились их кляксы.


Педагог-психолог: «Смотрите, буква А развеселилась и предлагает повеселиться и нам»



Танце-терапия: исполнение танцевальных движений под песню «Танец маленьких утят».

Педагог-психолог вместе с детьми исполняет «Танец маленьких утят».


Получение обратной связи


Рефлексия. Как справиться с плохим настроением?

Какое настроение полезнее для человека?

Нужно ли ждать, когда пройдет плохое настроение?

Когда человеку грустно или обидно, можно ли изменить его настроение?

Как можно это сделать?

Давайте поразмышляем.

можно угостить конфеткой;

сказать доброе слово;

рассмешить;

устроить праздник;

подарить подарок;

обнять;

посмотреть мультики

потанцевать под веселую музыку;

совершить прогулку на природу, подышать свежим воздухом

пофантазировать

Релаксация «Солнечный зайчик» (звучит музыка «Малыш у речки»)

«Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, носу, ротике, щечках, подбородке, аккуратно поглаживайте, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки. Погладьте и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему».



Заключительная часть.



О чем мы говорили на занятии? Каким бывает настроение? Как справиться с плохим настроением?

Спасибо. Хорошего вам настроения.

До свидания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!