СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теме: «Система коррекционной работы по преодолению акустической дисграфии у младших школьников»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка.

«Система коррекционной работы по преодолению акустической дисграфии у младших школьников».

Дифференциация звонких и глухих парных согласных./Упражнения./

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме: «Система коррекционной работы по преодолению акустической дисграфии у младших школьников»»

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мосоловская школа-интернат»















Методическая разработка

по теме:

«Система коррекционной работы по преодолению акустической дисграфии у младших школьников»

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ

УПРАЖНЕНИЯ











Подготовила учитель-логопед:

Булганина Н.Н.







Мосолово

2016




Методическая разработка

по теме:

«Система коррекционной работы по преодолению акустической дисграфии у младших школьников»


Дифференциация звонких и глухих парных согласных.

/Упражнения./



Цель составления данной методической разработки - поделиться опытом работы с логопедами-практиками.

Акустическая дисграфия у детей базируется на дефектах фонемного распознавания – звонкие звуки заменяются на глухие, шипящие – на свистящие, твердые – на мягкие.

Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным. Это обусловлено тем, что для выделения фонемы и правильного письма необходима более тонкая слуховая дифференциация. В процессе письма для правильного различения и выбора фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, причем этот анализ осуществляется во внутреннем плане, на основе следовой деятельности, по представлению. В других случаях у детей с этой формой дисграфии имеется неточность кинестетических образов звуков, которая препятствует правильному выбору фонемы и ее соотнесению с буквой.

Коррекция акустической дисграфии состоит в первую очередь в работе над чёткой слуховой дифференциацией звуков, которые ребенок плохо различает на слух. Этот навык с помощью специальных упражнений должен быть доведён до автоматизма. Одновременно с этим ребенок выполняет упражнения на соотношение фонемы с определенным зрительным образом буквы.

При работе над преодолением акустической формы дисграфии следует обращать особое внимание на формирование слуховой дифференциации звонких-глухих согласных. Если ребенок не владеет таким навыком , то это приведёт не только к заменам букв на письме, но и будет препятствовать освоению целого ряда грамматических правил русского языка (правописание звонких и глухих согласных, находящихся в слабой фонетической позиции).

Обязательным условием работы по слуховой дифференциации звуков является использование письменных упражнений.

Письменные упражнения по дифференциации звонких и глухих согласных включают следующие разделы:

- чтение слоговых таблиц с оппозиционными согласными;

- звукобуквенный анализ слов, содержащих оппозиционные согласные;

- упражнения, включающие слоговой анализ слов;

- анализ слов-паронимов;

- упражнения, направленные на развитие языкового анализа и синтеза;

- грамматические упражнения.


Как правило, работа над дифференциацией одной пары согласных проводится на 2-3 занятиях.



Оборудование, используемое на занятиях:

- цветные ручки (синяя, зелёная)

- простой карандаш

- пластилин для конструирования букв

- цифровой ряд (цифры от 1 до 10)

- материал для языкового анализа: счётные палочки, геометрические фигурки (квадратики, кружки различных цветов)

- буквы

- различный иллюстративный материал (предметные, сюжетные картинки)



Используемая литература:

1.Ефименкова, Л.Н. Дидактический материал для коррекции письменной речи. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Книголюб, 2005.

2.Лебедева, Л.А., Мирошниченко, С.Б., Родченкова, Н.В.Тренировочные обучающие упражнения по дифференциации смешиваемых звуков. г.Кингисепп, 1999.

3.И.Н.Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., «Владос» 1995.

4.Е.В.Мазанова. Учусь не путать звуки. Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии. М., 2006.


















Картотека упражнений




Согласные звуки и буквы З-С



  1. Чтение слоговой таблицы.

са – за – за – са – за – за – са – са – за – за

су – зу – су – су – зу – су – зу – зу – су – зу

са – со – за – зо – зу – сы – сэ – зо – су – са

ся – зи – зу – сё – су – сы – зэ – со – зя – за


  1. Слова для позиционного звукового анализа.

Зонт, свёкла, глаза, восемь, август, уснул, зрелый, спелый.


  1. Составить слова из слогов.

сы, за, но - __________________________

си, кра, вый - ________________________

ре, Сё, жа - __________________________

вер, се, ный - ________________________

во, Но, си, бирск - ____________________


  1. Добавить недостающий слог.

___вод, ___ды, ____яц, ли___, ко___, ко___, ___мля, ___ма, ___бы, ___жа, моро___, воло___, ___ша, ___на.


  1. Анализ слов-паронимов.

бузина - ____________ зажать - ________________

коза - ______________ позади - _________________

роза - ______________ Лиза - __________________


  1. Вставить пропущенную букву, поделить слова на слоги, определить ударный слог.

__абля, __ахар, __автрак, ___адача, __ерно, __ентябрь, __веча, __витер, __ено, __умка, __онт, __ироп, __начок, __олушка, __уп, __уб, __мея;

о__са, ве__на, ко__а, ми__ка, пи__к, ка__ка, по__уда.


  1. Списать текст, вставляя пропущенные буквы. Определить границы предложений.

В ле__у е__ть ни__ина там у ли__ы нора в норе пятеро ли__сят ли__а не__ёт пищу __воим деткам ли__ица тихо идёт по __емле __вои __леды ли__а заметает хво__том.


Найти родственные слова, отметить общую часть.


  1. Вставить пропущенную букву, изменить форму слова (единственное число на множественное).

__онт - ________________ га__ета - _________________

гу___ - ________________ __ебра - __________________

голо__ - _______________ мага__ин - ________________


  1. Вставить пропущенные буквы. Списать слова в два столбика по вопросам кто?, что?

Арбу__ы, __акон, овё__, __трау__, капу__та, __оболь, __аяц, __треко__а, __мея, __ойка, бар__ук, __има, __оя, __амолёт.


  1. Вставить пропущенные буквы, изменить слова по образцу (много чего?- род.падеж, мн.число)

ко__ть – костей со__на - ________________

го__ть - _______________ коля__ка - ______________

кукуру__а - ____________ со__и__ка - _____________

ле__ - _________________ берё__а - ________________

__казка - ______________ __винья - ________________


  1. Вставь пропущенные буквы. Запиши слова в алфавитном порядке.

На__о__, коле__о, обо__ы, я__треб, __окол, Мин__к, берё__а, ры__ь, __ина, алма__ы, __олото, та__ы, фику__.


  1. Вставь пропущенные буквы. В каких словах звуки З, С звучат мягко?

Ре__инка, кор__ина, __оя, __убы, __алп, __ады, гнё__да, __етка, бе__едка, вё__ла, __ело, __агадка, мимо__а, ко__явка, по__ёмка, пи__ьма.


  1. Предложения для языкового анализа.

Снег на полях – хлеб в закромах.

За край свой насмерть стой.

Заставили козла огород стеречь.

Кошке смех, а мышке слёзы.

Красивое слово – серебро, а красивое дело – золото.

За один раз дерево не срубишь.




Согласные звуки и буквы Ж-Ш


  1. Чтение слоговой таблицы.

жа – ша – жа - ша – жа – жа – ша – жа

жа – шо – жу – шу – шу – ша – жа – шу

шу – жу – жу – шу – жу – жу – шу – шу

жи – жа – шо – жо – жи – ше – ши – же


  1. Слова для звукобуквенного анализа.

Лежит, пишет, кружит, машет, положить, жалеешь, жакет, дружно, живёшь, калоши, кружева, ужинаешь, катушка, крыжовник, окошко, держишь, душ, лошадь, журавль, ждёшь, лужайка, жижа, окошко.


  1. Добавь недостающий слог.

Дру___к, пету___к, ___мный, ____чок, мы___нок, ____рчать, ___ба, ___лезо, ___дина, ____пка.


  1. Закончи слово сочетаниями ши, жи. Вспомни, как пишутся эти сочетания.

каранда____ камы_____ шала_____

гара______ клави_____ ланды_____

стра______ детёны_____ вельмо_____


  1. Вставь сочетания ши, жи в середину слова:

пу_____нка сне____нка ры______ки

ти_____на уха____вать кув_____н

но_____к о_____бка кув_____нка


  1. Составь слова из слогов:

на, пру, жи - _____________ про, жать, бе - ____________

по, шок, ро - _____________ ши, ти, на - _______________

ня, Же - _________________ ный, снеж - _______________


  1. Анализ слов-паронимов.

шар - ____________ машет - ______________

Луша - _____________ тушить - _____________

уши - ______________ шесть - _______________

шить - _____________ шаль - ________________

шарь - _____________ шалость - _____________


  1. Вставь пропущенные буквы ш, ж, подчеркни слова, которые не переносятся:

___ар, по__ар, у___ин, пры___ок, ___устрый, Я___а, до___дик, гру____и, ма___ина, ___инель, ___арф, эта___и, ___ук, ___ум, _____каф.


  1. Вставь пропущенные буквы ш, ж. Раздели слова на слоги, поставь ударение.

Пу___истый, сне___ок, ____ить, __алоба, __арить, поро___ок, кру___ок, ору___ба, ___елание, ___орох, ___аворонок, ___ерсть, ___оссе, ___пагат, по___ар.


  1. Вставь пропущенные буквы, изменить слова по образцу (много чего?- род.падеж, мн.число)

дождь – дождей о___ибка - _______________

вер___ина - _________________ ча___ка -________________

___ахтёр - __________________ ___итель - _______________

пасса___ир - ________________

  1. Вставь пропущенные буквы. Измени слова по образцу. Напиши их парами.

ужи – уж мар__и - _________ мане__и - ________

но__и - ______ мор__и - _________ стра__и - _________

чи__и - ______ пля__и - __________ бро__и - __________


флажок – флажки лу____ок - _____________

ро__ок - ______________ дру___ок - ______________

ме___ок - _____________ сто___ок - ______________

вер__ок - ______________ пиро___ок - ______________

пры__ок - _____________ кру___ок - _______________

сапо___ок - ____________ реме__ок - _______________


Найди все опасные места в словах.


  1. Письмо по памяти.

Пушистая вата

Плывёт куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.



Согласные звуки и буквы Б -П


  1. Чтение слоговой таблицы.

па — ба — ба — па — па — па — ба — ба — па — ба

пу — бо — бо — бу — по — пу — бу — бо — бу — пу

пы — пи — би — бы — би — пи — пы — бы — би — пы

па — пе — бя — бу — бэ — по — бё — пу — па — бэ


  1. Слова для звукобуквенного анализа:

Грибной, разбудил, плакаты, ступени, колобок, рябина, справка, колбаса, дупло, плавал, близко, пляска, рапорт, терпение, теребил, суббота, облака, плакал, каблук.


  1. Вставь в слова пропущенные слоги ба, па:

Лю___, ры___, тро___, ли___, ___ран, ____латка, ___лец, ____зар, тру___, ___рус, ло___та, ___кет.


  1. Анализ слов-паронимов:

бочка - ___________ бодать - ______________

балка - ___________ болячка - ______________

башня - ___________ бравый - ______________

борт - ____________ забор - ________________

бабочка - ___________ Булька - _______________

Составить предложения с этими словами.


  1. Дописать предложения, вставив нужное слово:

В синем небе звёзды____________(плещут, блещут).

В синем море волны ____________(плещут, блещут).

На траву выкатили ____________(почки, бочки).

На деревьях набухают ____________(почки, бочки).

Повалился старый _______________(забор, запор).

На воротах крепкий ______________(забор, запор).

Во дворе _____________(пропел, пробел) петух.

Надо устранить ____________(пробел, пропел) в знаниях.


  1. Вставить пропущенные буквы п, б, поставить ударение, записать слова в три столбика

(1 слог, 2 слога, 3 слога), отметить мягкие согласные:

Ря__ина, __ир, __арус, __ень, __ор, ком__ас, __тенец, __ол, __арк, __ар, ле__еди, а__тека, __ольница, __а__очка, __рови, уче__ник, __укварь, коло__ок, __латок, __овар, __ревно, __атон.


  1. Вставить пропущенные буквы п, б, поставить ударение, подели слова на слоги. Запиши слова в два столбика по вопросам кто?, что?:

__одарок, зу__р, тро__инка, за__ор, клу__ника, клум__а, __елка, а__рель, сентя__рь, Лю__а, __авел, со__ака, ка__уста, я__локо, __тица, кру__а, ко__ра.


  1. Прочитай слова, выпиши те, в которых согласная в конце слова пишется не так, как произносится:

Сноп, зуб, куб, серп, краб, залп, суп, ястреб, тулуп, дуб, столб, голубь, карп, подкоп.


  1. Измени слова по образцу. Запиши:

зубы — зуб залпы - _____________

столбы - __________ степи - _____________

голуби - ___________ ястребы - ___________

грибы - ____________ заводы - _____________

подкопы - __________ клубы - ______________

провода - __________ проруби - ____________


  1. Измени слова по образцу. Запиши:

дуб — дубы карп - _____________

тулуп - __________ погреб - ____________

суп - ____________ гриб - ______________

короб - __________ сугроб - ____________

куб - ____________ залп - ______________

столб - __________ голубь - ____________

зуб - _____________ хлеб - ______________

грипп - ___________ прорубь - ___________


  1. Измени слова по образцу. Запиши:

шуба — шубка рубить — рубка

репа - ___________ трепать - ___________

рыба - ___________ покупать - ___________

зубы - ___________ улыбаться - ___________

тропа - __________ ошибаться - ___________


  1. Вставь пропущенные буквы п, б:

тёплая (шуба) шубка

белые (____________) гри__ки

золотая (___________) ры__ка

меховая (__________) ша__ка

птичьи (___________) ла__ки

новая (____________) поку__ка

небольшие (___________) клу__ки




Согласные звуки и буквы Д-Т


  1. Чтение слоговой таблицы. Запись слогов под диктовку.

та — да — ду — до — ту — то — дэ — та — ду — тэ

ды — ди — ту — ти — те — да — до — тё — дё — ду

дэ — дя — та — де — ты — ти — дё — тэ — та — да

ди — дё — те — дя — ти — дю — тя — дю — де — тё


  1. Слова для звукобуквенного анализа:

Ведро, ветры, туча, подул, стук, нарядный, страны, ударил, туман, задремал, двери, свисток, подруга, трава. Стирка, водичка, дерево, деньки, гости, неделя, картина.


  1. Анализ слов-паронимов.

тачка - _____________ тушь - _____________

том - _______________ уточка - _____________

точка - ______________ катушка - _____________

тень - _______________ тело - ______________


Составить предложения с этими словами.


  1. Прочитай слова, выпиши из них слоги с буквами д, т:

дыра, душа, тело, дело, соты, сады, коты, дымок, тулуп, туман, дубок, дети, дата, утята, простыня, туфли, танцы, дымно, толпа, долгий, тёплый, платок, удочка, драгун, здание, голодный.


Назови непонятные слова. Отметь мягкие согласные в слогах.


  1. Прочитай слова, вставляя пропущенные буквы д, т.Начерти слоговые схемы слов, впиши в них буквы д, т.

Прово__а, глухо__а, приро__а, красо__а, __ру__ы, __ок__ор, __оса__а, о__ря__ы, о__еж__а, __ор__ик, __ру__ень, о__ра__а,

__ро__уар, прос__у__а, с__а__ион.


  1. Прочитай слова, вставляя пропущенные буквы. Поставь в словах ударение, раздели чёрточками для переноса:

Учи__ель, ок__ябрь, моло__ой, яго__ы, чу__о, холо__но, __орога, __ёмные, пли__а, __епло, све__ильник, __ружба, __ом, __ень.


  1. Прочитай слова, вставляя пропущенные буквы. Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?

С__ол, __ым, __енис, ра__ио, __узик, пар__а, сосе__и, по__руга, __ыква, лё__чик, лис__ик.


  1. Измени слова по образцу, запиши их парами:

труды — труд банты - __________

суды - _________ гости - ___________

плоты - _____________ склады - ___________

льды - ______________ гвозди - _____________

пруды - ____________ билеты - _____________

братья - ___________ кости - ______________

порты _____________ огороды - _____________

прутья - ___________ грозди - _______________


В каких словах последний согласный пишется не так, как слышится?


  1. К данным словам подбери проверочные. Напиши слова парами, дописывая букву д или т в первом слове.

сле__- следы зака__ - __________

горо__ - ___________ хала__ - ___________

кну__ - ____________ кус__ - ____________

салю__ - ___________ заво__ - ____________

пру__ - ____________ клёс__ - ___________

комо__ - ___________ пило__ - ___________

бра__ - ____________ дроз__ - ___________

сала__ - ___________ бере__ - ___________


  1. Измени слова по образцу, напиши их парами:

ягода - ягодка газета - __________

борода - ___________ беседа - __________

заплата - ___________ котлета - __________

посуда - ____________ палата - ____________

ограда - _____________ конфета - ___________


Какая часть слова добавилась? Как изменилось значение слова?


  1. Измени слова по образцу, напиши из парами:

находить — находка гладок — гладкий

проводить - ____________ редок - ____________

разрядить - ____________ жидок - ___________

посадить - _____________ сладок - ___________


  1. Назови и напиши:

Первый день недели. Последний месяц года.

Третий день недели. Первый месяц весны.

Пятый день недели. Последний месяц лета.


  1. Назови и напиши слова, в которых есть буква д или т.

Транспорт:___________________________________________________.

Мебель, деревья, цветы, посуда, птицы, инструменты, явления природы.



Согласные звуки и буквы В-Ф


  1. Чтение слоговой таблицы. Запись слогов под диктовку.

ва — во — фу — вы — фо — фы — вэ — фэ — ву — фа

вё — фи — фя — фе — ви — фё — вя — вю — фю — ве

ва — фи — вё — ву — фе — фо — вя — ви — фё — фы

фо — ву — фи - вя — ви — фё — ву — вы — ве — фу


  1. Звукобуквенный анализ слов:

Фыркал, повар, лифтёр, посевы, туфельки, телефон, завернул, паровоз, портфель.


  1. Слоговой анализ. Выписать из слов слоги с буквами в, ф.

Вата, фото, Ваня, фамилия, совы, вокзал, фургон, рукавичка, коврик, реформа, флаги, фарфор, вывеска, фаворит, фруктовый.


  1. Анализ слов-паронимов.

сова — софа вон - __________ ворс - ___________

винт - _________ вата - _________ Веня - ___________

ваза - __________ вены - _________ враки - __________


Составь предложения с этими словами.


  1. Выпиши слова, в которых звонкая согласная в конце слова оглушается.

Торф, лев, рукав, посев, штраф, граф, обрыв, лиф, червь, морковь, рельеф, шкаф, остров, гриф.


Подбери и запиши рядом со словами проверочные.


  1. Измени слова по образцу.

лавочка — лавка справочка - ______________

прибавочка - ____________ верёвочка - ______________

подковочка - ____________ остановочка - ____________

канавочка - _____________ винтовочка - _____________

кроссовочки - ___________ булавочка - ______________


В каких словах были опасные места? Почему? Отметь их.


  1. Внимательно прочитай словосочетания. Найди и исправь ошибки.

новые туфли вкусная ворель

фафельный торт виолетовый свитер

красифый флажок фарфоровая вазочка

дырявый кафтан родникофая вода


  1. Прочитай текст. Выпиши по порядку слова, называющие действия. Закрой карточку и напиши текст по памяти.



Птичка.

Ваня и Фая услышали стук. Это птичка стучала в окно своим клювом. Ваня открыл форточку. Птичка влетела в комнату. Всю зиму дети ухаживали за птичкой. Наступила весна. Ваня открыл форточку и выпустил птичку на волю.


  1. Измени слова по образцу. Напиши их парами. Подчеркни звонкие согласные, которые оглушаются.

мифы — миф уловы - ___________ нервы - __________

ветви - __________ хлева _____________ шкафы - _________

клювы - _________ посевы - __________ гольфы - _________

брови - __________ штрафы - __________ острова - _________


  1. Измени слова по образцу. Напиши их парами. Подчеркни звонкие согласные, которые оглушаются.

певец — певцы кузовок — кузовки красивый — красив

ловец - __________подковы - ____________ ленивый - __________

совок - __________прилавок - ____________вежливый - _________

пловец - _________поплавок - ____________трусливый - ________


  1. Прочитай словосочетания, вставь пропущенные буквы.

___ланеле__ая ко___та краси___ая __отогра___ия

___иолето__ый ц__еток __есёлый ___ести___аль

___ежли___ый чело___ек с__орачи___ает __пра___о


  1. Прочитай предложения, выпиши словосочетания с буквами в, ф.

Свежие овощи полезны всем.

Сегодня влажный воздух.

На даче мы ели вкусные фрукты.

Мы пили чай с фруктовыми конфетами.

Мы ехали на дачу в первом вагоне.

Фокусник показывал забавные фокусы.


  1. Составь и запиши предложения, используя данные слова.

овцы, жить, хлев, в _________________________________________

Вера, закрывать, форточка___________________________________

вратарь, стоять, ворота, в____________________________________

ночью, видеть, хорошо, филин________________________________

Варя, найти, фиолетовый, васильки____________________________

подарить, Федя, фиалки, Вера Фёдоровна______________________


Какие слова пришлось изменить, почему?


  1. Внимательно прочитай текст. Найди ошибки.

Мама купила два метра фланели. Из вланели она сшила Вале кофту. Вале понравилась вланелевая кофта. Она вешала кофту в шкаф. Бабушка связала внучке вуфайку. Валя ходит в новой фувайке на каток.


Согласные звуки и буквы Г-К


  1. Чтение слоговой таблицы. Запись слогов под диктовку.

ка — гу — ге — кы — ги — гё — га — ку — ко — го — кя — кэ

га — ко — ку — гу — го — кэ — гэ — кы — гы — ка

ке — ги — гё — кю — кя — гю — кё — гя — ки — ге


  1. Слова для звукобуквенного анализа.

Загар, крыша, грозный, закат, прыжок, берега, глина, кино, молоко, глазки, грелка, гагара, крышка.


  1. Анализ слов-паронимов. Соедини слова парами.

кора голос крот год

кусты галька кубки гол

колос густы кол губки

калька гора код грот


Объясни значения слов. Составь предложения с этими словами.


  1. Подбери и запиши родственные слова:

куры _____________________________________________________

гуси ______________________________________________________


  1. Прочитай слова. Выпиши из слов слоги с буквами г,к.

Голубь, листок, кусок, гудок, ягоды, собака, груша, крыша, гранат, круги, магазин, крокодил, колокол.


  1. Составь слова из слогов.

ко, ос, лок - ________________ кру, ка, пин________________

кен, ру, гу__________________ до, ка, гад_________________

гал, пры, ки________________ кры, ник, жов______________


  1. Добавь к словам ок или ик. Запиши новые слова. Они изменились по смыслу?

гриб ____________ год________________

угол ________________ груз________________

квас________________ глаз__________________

глаз________________ горб________________

город________________ гном__________________


  1. Измени слова по образцу. Напиши их парами.

снега — снег берега - ______________

круги - _________________ сапоги - ______________

враги - _________________ моряки - ______________

танки - ________________ овраги - _______________


  1. Измени слова так, чтобы проверить написание последнего согласного. Впиши нужную букву.

Утю__, крю__, уро__, сне__, поло__, овра__, фран__, игро__, бере__, листо__, окру__, клубо__.


  1. Найди слова, в которых нужно проверять последний согласный. Проверь его.

Друг, крюк, крик, комок, овраг, рыбак, творог, утюг, пирог, мешок, гудок, стог, свёрток, круг, грибок.


  1. Прочитай словосочетания, вставь пропущенные буквы.

__розди __алины высо__о пры__нул

__исти вино__рада с__а__ал __алопом

мешо__ __артош__и __ром__о __оворил

__орсть __рупы __упил __армош__у


  1. Прочитай стихотворение, вставляя пропущенные буквы г, к.

Открыл однажды __рот Издалека ша__ал

В горе огромный __рот, На пир к нему ша__ал,

Достал мешок __остей Топтыгин шапку с__инул,

И пригласил __остей. Шакал от страха с__инул.


  1. Ответь на вопросы полными предложениями.

Где растут овощи?

Чем сгребают сено?

Кто воркует, а кто гогочет?

На чём играл Крокодил Гена?

Какие птицы прилетают весной?

Где растут ромашки, колокольчики и кашка?


Запиши предложения в тетрадь.


  1. Составь и запиши предложения, используя данные слова.

греться, на , гадюка, солнышко

дорога, галька, усыпать, вся

Катя, с, пирог, испечь, курага

магазин, капуста, привезти, квашеный, в

грызть, под, кость, собака, крыльцо


Какие слова пришлось изменить? Почему?


  1. Найди и исправь ошибки.

звонкая гармошка плохая покода

маленькая бугашка круклая коробка

грозовое облаго смешной грязнуля

пойду погуляю гожура яблока



  1. Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы г,к.

Фермеры работали на лу__у. Они возили сено и с__ладывали его в сто__а. Большое стадо требут мно__о __орма. От __орма зависит __оличество моло__а. Моло__о отправляют в __ород. Из __орода получают дру__ие проду__ты.


Выпиши из текста словосочетания.








































Конспект логопедического группового занятия по устранению акустической дисграфии во втором классе по теме: 
«Дифференциация звуков [с ]–[з]»

Цель : учить различать звуки [с] – [з] изолированно, в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять навыки правильного звукопроизношения;

  • уточнить артикуляцию звуков [с] – [з];

  • учить давать сравнительную характеристику звуков [с] – [з];

  • учить правильному, осознанному чтению;

  • учить дифференцировать буквы С-З в письменной речи;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать навыки согласования и управления слов;

  • развивать навыки звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;

  • развивать фонематическое восприятие;

  • развивать зрительное и слуховое внимание;

  • развивать логическое мышление и память;

  • развивать общую моторику;

Воспитательные:

  • воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии;

  • воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Оборудование:

  • карточки с буквами З и С (на каждого ребёнка);

  • индивидуальные зеркала;

  • загадки, стихотворения;

  • мяч;

  • рабочие тетради, ручки, простые карандаши;

  • ИКТ: экран, проектор, ноутбук.

Здоровьеразвивающий компонент:

  • создание благоприятной психологической атмосферы в группе;

  • снятие утомления с мышц туловища, плечевого пояса и рук (игра “Наоборот”).

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Подведение к теме занятия.

– Послушайте загадки и отгадайте их.

1.Гладишь – ласкается
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит, дом сторожит. (Собака) (Слайд 1.1)


2.Что за зверь лесной, 
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы,
Уши больше головы. (Заяц) (Слайд 1.2)

– Назовите первый звук в слове собака. (Звук [с])

– Назовите первый звук в слове заяц. (Звук [з])

– Вы догадались, какие звуки сегодня на занятии мы будем учиться различать? (Звуки [с] – [з])

– Тема нашего занятия: “ Различение звуков [с] – [з]” (Слайд 1.3)

III. Основная часть.

1.Артикуляционная гимнастика (работа с зеркалами).

– Возьмите каждый своё зеркало, сейчас мы с вами будем выполнять артикуляционную гимнастику:

  • “Улыбка”

  • “Заборчик”

  • “Горочка”

  • “Часики”

  • “Вкусное варенье”

  • “Почистим нижние зубки”

2.Уточнение нормы артикуляции изучаемых звуков (работа с зеркалами).

– Посмотрите в зеркало и скажите, как мы произносим звук [с].

– В каком положении у нас губы, где находится язык, положите руку на горло и скажите, работают голосовые связки или нет?

– Давайте дадим характеристику звуку [с].

(Звук [с] – согласный, глухой, твёрдый.)

– Посмотрите в зеркало и скажите, как мы произносим звук [з].

– В каком положении у нас губы, где находится язык, положите руку на горло и скажите, работают голосовые связки или нет?

– Давайте дадим характеристику звуку [з].

(Звук [з] – согласный, звонкий, твёрдый.)

3.Сравнительная характеристика изучаемых звуков, определение сходства и различия.

– Что общего у звуков [с] – [з]? (Они согласные и твёрдые.)

– В чём разница? (Звук [с] – глухой, а звук [з] – звонкий.) (Слайд 2.)

4.Работа по развитию фонематического восприятия.

– Сейчас я буду произносить различные звуки. Когда вы услышите звук [с] или звук [з], хлопните в ладоши.

Звуки: с, ш, ж, з, ч, с, т ,з ,щ, с, п, з.

5.Развитие слухового внимания.

– Послушайте стихотворения и скажите, о каких буквах идёт речь.

1. На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три. (О букве З.)

– Поднимите карточку с буквой З.

2. Села мышка в уголок, 
Съела бублика кусок.
Что за буква светится
Старым ясным месяцем?
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.

– Поднимите карточку с буквой С.

6.Физкультминутка.

Игра “Наоборот”.

– Я вам буду бросать мяч, и называть слог со звуком [с], а вы, возвращая мяч обратно, должны заменить звук [с] на звук [з] и наоборот.

Слоги: са – за, зо – со, зу – су, зы – сы , ос – оз ,за – са, ус – уз ,аз – ас.

7. Работа по развитию фонематического восприятия и слухового внимания.

Различение звуков [с] – [з] в словах.

– Я вам буду называть различные слова. Когда вы услышите слово со звуком [c], поднимите карточку с буквой С, а когда услышите слово со звуком [з], поднимите карточку с буквой З. Посчитайте, сколько я назову слов со звуком [с], и сколько со звуком [з].

Слова: забор, крыса, стол, глаза, капуста, телевизор, лист, заколка.

– Какие слова вы запомнили?

8. Развитие зрительного внимания и звуко-буквенного анализа и синтеза на уровне слова.

– Составьте слова, переставив буквы. Если вы составите слово правильно, то появится картинка.

Слова: зонт, стул, мост, замок, слива, змея, часы, роза. (Слайд 3.)

– Запишите получившиеся слова.

– Подчеркните букву С – одной чертой, а букву З – двумя чертами.

Взаимопроверка.

9. Развитие зрительного внимания на уровне предложения.

– Прочитайте предложения, заменяя картинку соответствующим словом. (Слайд 4.)

Предложения:

1) Лиза налила в стакан ананасовый сок.
2) Бабушка связала внучке носки и шарф.
3) На огороде спеют арбузы и дыни.
4) В зоопарке Саша видел слона и медведя.
5) Соня катает зайку на санках.

– Подчеркните букву С – одной чертой, а букву З – двумя чертами.

(Каждый ребёнок записывает по одному предложению, и определяет в нём наличие слов со звуками [с] – [з], а также место этих звуков в словах.)

Проверка.

IV. Итог занятия.

– Какие звуки и буквы мы учились различать на занятии?

(Звуки [ с ] – [ з ], буквы С – З.)

– Что у них общего? Чем они отличаются?

– Какое задание вам понравилось больше всего?

– Все были молодцы. (Слайд 5.)































Конспект логопедического группового занятия по устранению акустической дисграфии в 1-ом классе по теме: 
«Дифференциация звуков [д]-[т],[д’]-[т’]»





Логопедическая тема: Дифференциация звуков [д]-[т], [д']-[т'].

Грамматическая тема: Предлоги К, ОТ, ДО.

Лексическая тема: Обогащение словаря по теме «Транспорт».

Цель занятия: дифференциация звуков [д] – [т], [д'] – [т'] в слогах, словах и предложениях с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • уточнить артикуляционный уклад при произношении звуков [д] -[т], [д']-[т'];

  • дифференцировать звуки [д] – [т], [д'] – [т'] в слогах, словах, предложениях и обозначение их на письме соответствующими буквами;

  • активизировать, уточнить и обогатить словарный запас обучающихся;

  • уточнить конкретное значение предлогов к, от, до;

  • упражнять в правильном употреблении предлогов.

Коррекционно-развивающие:

  • упражнять в употреблении слов сложной слоговой структуры;

  • развивать фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;

  • развивать и тренировать двигательно-моторную координацию, зрительно – пространственный гнозис и праксис;

  • развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление и память;

  • развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать умение работать в заданном темпе;

  • воспитывать умение работать в группе;

  • воспитывать культуру произношения;

  • способствовать воспитанию усидчивости и внимательности;

  • формировать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: магнитная доска, маркер, цветные магниты, рабочие тетради, ручки, карандаши; экран, проектор, компьютер.

Дидактический материал: изображение транспорта.

Лексический материал: слоги, слова, предложения насыщенные изучаемыми звуками.



План занятия.

1.Организационный момент.

2.Введение в тему.

3.Сравнительная характеристика звуков. Формулировка темы занятия.

1.Сопоставление по артикуляции.

2.Характеристика звуков, соотнесение с символами для их обозначения.

4.Артикуляционная гимнастика

5.Речевая зарядка

6.Развитие фонематического восприятия.

7.Физкультминутка «Паровозик»

8.Звуковой и слоговой анализ.

9.Дифференциация в слогах: Определение слога со звуками д–т, д'-т' в словах.

10.Физкультминутка «Как живешь?».

11.Дифференциация д–т, д'-т' в словах: Преобразование слов. Работа с омонимами.

12.Дифференциация д–т, д'-т' в предложениях: Работа с предлогами К, ОТ, ДО.

13.Итог занятия.


Презентация выполнена для фронтальной работы. Каждый слайд состоит из заданий, смена которых происходит по щелчку мыши или автоматически после предыдущего слайда. При необходимости установить на компьютер шрифт Propisi.TTF (включен в пакет презентации).

Ход занятия 1. Организационный момент.

(Приветствие)

– Ребята, назовите по порядку дни недели. Сколько дней в неделе? Какой сегодня день недели? Какое время года? Что наступит после зимы, после весны? Какое время года перед осенью? И т.п.

2. Введение в тему.

– Сегодня мы будем путешествовать, поэтому давайте соберем вещи, которые понадобятся нам в пути (кеды, чемодан, телефон, вода, зонт, зубные щётки). (Слайд 2)

Анализ слов: наличие звуков д – т в словах, место звука (начало, середина, конец).

– Какие звуки мы находили в словах? (звуки Д – Т, Д ' – Т ').



3. Сравнительная характеристика звуков. Формулировка темы занятия.

1. Сопоставление по артикуляции

– Посмотрите в зеркало и определите, что помогает нам произносить звуки [д] – [т]. Когда мы их произносим, наш язычок и губы ведут себя совершенно одинаково. Разница лишь в том, что при произнесении звука [д] участвуют голосовые связки, то есть горлышко наше работает, мы произносим звук с голосом. Приложите ручку к горлу тыльной стороной и ощутите сами. А при произнесении звука [т] горлышко не работает, то есть, звук произносится без голоса.

– Какой вывод мы можем сделать? (звук Д произносится с голосом, значит он звонкий, а звук Т произносится без голоса – значит, он глухой).

– Какими буквами обозначаются эти звуки? (буквами Дэ и Тэ).

– Вспомним, как они пишутся. (Слайд 3, 4)

2. Характеристика звуков, соотнесение с символами для их обозначения.

– Сейчас мы дадим характеристику звукам:

  • [д] – согласный, звонкий, твердый, его символ – синий квадратик с колокольчиком;

  • [д'] – согласный, звонкий, мягкий, его символ – зеленый квадратик с колокольчиком;

  • [т] – согласный, глухой, твердый, его символ – синий квадратик;

  • [т'] – согласный, глухой, мягкий, его символ – зеленый квадратик. (слайд 5, 6)

– Сегодня мы будем учиться различать звуки Д – Т, Д ' – Т '.

(Дети записывают строчные и заглавные буквы Д и Т в тетрадях.)

4. Артикуляционная гимнастика.

(Слайд 7)

– Проведем гимнастику для язычка.

Упражнения для язычка: «Улыбочка», «Трубочка», «Лопаточка», «Часики».

5. Речевая зарядка.

– В пути всегда веселее, когда поешь песни. Давайте, потренируемся.

ТА-ДА-ТА ТРА-ДРА-ТРА ДА-ДА-ТА? (спрашиваем)

ТА-ДА-ДА ДИМ-ДИМ-ТИМ ТУ-ДУ-ДУ. (отвечаем)

ТИ-ДИ-ТИ ДОМ-КОМ-ТОМ ДЫ-ТЫ-ДЫ! (удивляемся)

6. Развитие фонематического восприятия.

(Слайд 8)

– Ну, вот, теперь мы готовы к путешествию. Ребята, посмотрите на доску, назовите то, что изображено одним словом (транспорт). Какие виды транспорта вы здесь видите? (наземный пассажирский и грузовой; подземный пассажирский; водный пассажирский и грузовой; воздушный пассажирский).



– Какой вид транспорта вы не назвали? (если дети не называют какой-либо транспорт, логопед объясняет)

– Мы с вами будем путешествовать на наземном пассажирском транспорте, в названии которого есть звуки [Т] или [Д]. Назовите транспорт, который нам понадобится (автобус, трамвай, автомобиль, поезд) (Слайд 9).

– Давайте отхлопаем, сколько слогов в этих словах. Определим, в каком слоге находятся наши звуки. Дайте характеристику этим звукам.



7. Физкультминутка «Паровозик».

– Первый вид транспорта, на котором мы будем путешествовать, это поезд. Давайте, представим, что мы едем на паровозе.



Едет, едет паровозик:

Вращаем обеими руками поочерёдно в локтевом суставе;

Чух-чух-чух, чух-чух-чух.

«кулак-ребро-ладонь» под счёт 2 раза;

По домам ребят развозит:

повторить движение «паровозик»;

Чух-чух-чух, чух-чух-чух.

«кулак-ребро-ладонь» 2 раза;

Мимо сосен и рябинок:

«паровозик», ускоряем темп;

Чух-чух-чух, чух-чух-чух.

«кулак-ребро-ладонь» 2 раза;

Мимо ёлок и осинок:

«паровозик» в быстром темпе;

Чух-чух-чух, чух-чух-чух.

«кулак-ребро-ладонь» 2 раза, быстрый темп;

Остановка на лужайке:

медленно развести руки в стороны, потянуться;

Чух-чух-чух, чух-чух-чух.

«кулак-ребро-ладонь» 2 раза, замедляем темп;

Мы, попрыгаем, как зайки:

руки на поясе, прыжки на двух ногах;

Раз-два-три, раз-два-три.

прыжки поочерёдно на левой-правой ноге;

Поиграем, порезвимся

прыжки с поворотами влево-вправо;

И в автобус мы садимся.

маршируем на месте. (Слайд 10)


VIII. Звуковой и слоговой анализ.

(Слайд 11)

– А теперь отхлопаем, сколько слогов в слове «автобус» (3 слога). Нарисуйте схему слова в тетрадях. Какой первый слог? (ав) Наполняем первый слог цветными кружками. (Аналогично проводится работа со 2 и 3 слогами. Один ученик составляет у доски с магнитами)

– Давайте позовём слово «автобус» и выделим ударный слог. Поставим ударение в схеме над гласным.

– Какой по счёту звук [т]? (звук [т] третий по счёту)

– Проверим, правильно ли вы сделали.





9Дифференциация д–т, д'-т' в слогах.

Определение слога со звуками д–т, д'-т' в словах.

– Когда мы путешествовали на автобусе, то вдоль дороги мы увидели много интересного. – Кто запомнил, что мы видели? (деревья, дома, цветы).

– Я вам буду называть слова, а вы будете записывать в свои тетради только слог, в котором есть звукид – т, д'-т'.

Слова: дубы, сосны, тополь, берёза, домик, дача, деревня, телега.

– Проверим, какие слоги вы записали. (ду, то, до, да, де, те)

(Проводится коллективная проверка).



10. Физкультминутка.

Пальчиковая гимнастика. «Как живешь?»

– Как живёшь? – Вот так (показывают большой палец)

– Как идешь? Вот так (прошагать двумя пальцами по ладони)

– А бежишь? – Вот так (согнуть руки в локтях и сделать движения, как при беге)

– Ночью спишь? – Вот так (руки под щеку, нагнуть голову)

– Как берешь – Вот так (ладонь согнуть в кулачок)

– Как даешь? – Вот так (ладонь раскрыть)

– Как молчишь? – Вот так (Прикрыть ладонь рукой)

– А грозишь? – Вот так (погрозить соседу пальцем).



11. Дифференциация д–т, д'-т' в словах.

Работа с омонимами.

– Чтобы вам было не скучно путешествовать, предлагаю поиграть в игру «Назови слово». (Слайд 12–15)

– Перед вами зашифрованные слова. Давайте разгадаем первое слово. Какой третий звук, в слове «ведро»; какой звук перед звуком М в слове «сом»; третий звук в слове «чемодан»? (Слайд 12)

– Какое слово получилось? (слово «дом»).









Второе слово аналогично разбирается по заданию (слово «том») (Слайд 13).





– Каким звуком отличаются слова? (отличаются звуками Т – Д) (Слайд 14)

– Запишем слова ДОМ, ТОМ в столбик в тетради. Замените в слове ДОМ гласную О на Ы. Какое получится слово? (ДЫМ) Запишите это слово в тетрадь, отступив вправо от слова ДОМ.

-Замените в слове ТОМ гласную О на А. Какое получится слово? (ТАМ).

– Запишите его в тетрадь, отступив вправо от слова ТОМ. Подчеркните одной чертой т, а двумя – д.

дом дым

том там

– Чем отличаются слова уточка – удочка?

(в слове удочка второй звук [д], а в слове уточка второй звук [т]) (Слайд 15).

XII. Дифференциация д–т, д'-т' в предложениях.

Работа с предлогами К, ОТ, ДО.

– Чтобы доехать до дома, нам нужно пересесть на другой пассажирский транспорт. Отгадайте загадку и узнаете, на каком транспорте поедем дальше.

Он по рельсам едет звонко,
И звенит: "Эй, не зевай!"
Отдохнет на остановке,
И поедет вновь ...(трамвай)

– Наше путешествие подходит к концу, поэтому нам пора отправляться домой. Посмотрите на экран. До какого места доехал трамвай?

(Трамвай доехал до дома). (Слайд 16)

– Сколько слов в предложении? (четыре) Слово «до» пишется отдельно, потому что это предлог.

– Составьте предложение со словом «автомобиль» и « трактор».

(Автомобиль подъехал к подъезду. Трактор отъехал от дома.) (Слайд 16)

– Назовите предлоги в этих предложениях. (предлоги к и от).

– Запишем схему предложения «Трактор отъехал от дома» в тетради.





– Давайте найдем в словах и впишем в схему буквы Дэ и Тэ. Запишите предлог ОТ в схему.

– Проверьте, правильно ли вы записали. (Слайд 17)

– Запишем схему предложения «Автомобиль подъехал к подъезду».

(Предложение разбирается аналогично. Один ученик записывает на доске.)

– Какие вы молодцы! Все верно сделали!

13. Итог занятия.

– Вот путешествие наше и закончилось. Итак, что мы сегодня делали на занятии? Какие звуки учились выделять из слогов и слов, какие буквы писали, что узнали нового? (мы учились выделять звуки [д]-[т] и [д']-[т']. Писали буквы «Дэ» «Тэ». Мы учились правильно использовать маленькие слова – предлоги, вспомнили все виды транспорта. Записывали слоги и слова со звуками [д]-[т]. Составляли схемы предложений.

– Молодцы, до свидания!

Логопед благодарит всех детей за работу, особо отмечая отдельных учеников. Прощается с группой.



Список литературы:

1.Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2007.

2.Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.

3.Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М: КОГИТО – ЦЕНТР, 1996.– (Министерство образования Российской Федерации. Республиканский институт повышения квалификации работников образования).




























Конспект логопедического группового занятия по устранению акустической дисграфии во втором классе по теме: 
«Дифференциация звуков [б – п]»

Темы: 
Коррекционная – «Дифференциация звуков [б – п]. 
Грамматическая – «Парные звонкие и глухие согласные». 
Лексическая – «Сказки».

Цели:

1. Коррекционно-образовательные:

 различение звуков [б – п] на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях;

 уточнение различий между парными звонкими и глухими согласными;

 закрепление навыков звукового анализа и синтеза;

 профилактика буквенных замен;

 развитие лексического словаря по теме «Сказки».

2.Коррекционно-развивающие:

 развитие координации речи с движением;

 развитие внимания, памяти, воображения и мышления;

 развитие мелкой моторики;

 развитие фонематического восприятия.

3.Коррекционно-воспитательные:

 воспитание нравственно-этических чувств.

Задача: дифференциация звуков [б - п] на слух, в произношении в слогах, словах и предложениях.

Оборудование: предметные картинки ( бочка - почка, ботинки - погреб), карточки со слогами –ба- и -па-, индивидуальные карточки со слогами (ры, тру, тро, Лю, ран, латка, лец, ло__та, при__вил, за__ва, гаж, нан, рта, лата, ры__лка), карточки с буквами Б и П, тетради , ручки, карандаши, таблички с цифрами (1,2).

План занятия.

I. Организационный момент. 
Психогимнастика.

II. Основная часть. 
1.Сообщение темы занятия. 
2.Беседа на тему «Сказки». 
3.Физминутка. 
4.Игры со звуками [б – п].

 Игра «Поймайте звук [п] или звук [б]».

 «Цифровой ряд».

 Словарный диктант со звуками [б – п].

 Слоговая мозаика.

 Буква заблудилась.

III. Подведение итогов занятия.

Ход занятия

I.Организационный момент. 
Психогимнастика. 
-Ребята, доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие. 
-Ребята, какое сегодня число? Какой месяц? А время года? Почему вы так решили? А какое время суток? Давайте запишем сегодняшнее число в тетради.

II.Основная часть.

1.Сообщение темы занятия. 
-Ребята отгадайте, пожалуйста, мои загадки.

Смастерили из досок 
И надели поясок. 
И хранит посуда эта 
С грядки собранное лето. 
(бочка)

На ветках - 
Плотный комочек. 
В нём дремлет 
Зеленый листочек. 
(почка)

-Ребята, вы догадались что это? Правильно это бочка и почка! 
-Какими звуками отличаются эти слова? 
-Какие это звуки? (согласные, твердые, парные по глухости – звонкости.). 
-Давайте, сравним произношение звука [б] и звука [п], в чем сходство и различие при произношении этих звуков (контроль артикуляции изолированных звуков).

-Следующие загадки:

Всегда шагаем мы вдвоем, 
Похожие как братья. 
Мы за обедом - под столом, 
А ночью - под кроватью. 
(ботинки)

Зимой - нет теплей, 
Летом - нет холодней. 
(погреб)

-Назовите первые буквы в этих словах.

2
-Ребята, сейчас я вам перечислю сказочных персонажей, а вы слушайте внимательно и вспомните из какой они сказки. Буратино, Карабас-Барабас, папа Карло, кот Базилио, Джузеппе. Какая эта сказка? ( это персонажи из сказки «Золотой ключик, или приключение Буратино». Акцентируется внимание на том, что во всех именах сказочных героев есть звуки [б] и [п]). 
-А теперь вам такое задание, пожалуйста перечислите сказки, в названиях которых встречаются звуки [б] и [п]. (колобок, репка, курочка Ряба, бременские музыканты, синяя борода, свинопас, принцесса на горошине, волшебная лампа Алладина, Али Баба и сорок разбойников, Елена прекрасная и т.д.) 
-На каком месте находятся в этих словах наши звуки? 
-Ребята, а сейчас перечислите пожалуйста сказочных героев, в именах которых встречаются звуки [б] и [п]. ( Чебурашка, баба Яга, Трубадур, Вини-пух, бармалей, Айболит, черепаха Тартилла, Поросенок Чок и т.д.) 
-А на каком месте находятся звуки [б] и [п] в этих словах? 
-А в какой сказке мы встречаемся с такими персонажами: Йагупоп, Абаж? ( Королевство кривых зеркал). 
-Какими буквами на письме обозначаются звуки [б – п]? ( буквами «б – п»). 
-Давайте запишем некоторые из этих слов в тетради в два столбика: в первом слова со звуком [б], во втором слова со звуком [п].

[б]

[п]

Колобок

Принцесса

Бармалей

Свинопас

Буратино

Винни-Пух

Чебурашка    

Поросенок Чок

Трубадур

Елена Прекрасная


-Пожалуйста, ребята подчеркните букву «п» - одной чертой, а букву «б» - двумя чертами.

3. Физминутка. 
Имитация движений разных сказочных героев. (Как катится Колобок. Как Буратино суёт везде свой длинный нос. Как ходит принцесса. Как Вини-Пух забирается на дерево за мёдом. и т.д.)

4. Игры со звуками [б – п]. 
«Поймайте звук [п] или звук [б]» 
-Ребята вы должны хлопнуть в ладоши один раз если услышите звук [п] и два раза если услышите звук [б]. Слушайте внимательно! (лампа, полка, бумага, палец, багаж, альбом, толпа, собака, балет, балет, лопата, шуба, палка, бочка, почка, парус, капкан, барабан и т.д.) 
«Цифровой ряд» 
-А сейчас вы будите считать сколько звуков [б] в словах и поднимать соответствующую цифру (1 или 2). (битва, балалайка, бобры, бомба, буран, барбарис, броня, барабанщик и т.д.) 
-Теперь посчитайте звук [п] в словах и поднимите соответствующую цифру. (папа, прапорщик, пила, панама, пупсик, попытка, капкан, тапочки и т.д.) 
Словарный диктант со звуками [б - п]. 
-Запишите в три столбика: в первый – только со звуком [п], во второй - только со звуком [б], а в третий – со звуками [б – п]. Подчеркните П одной чертой, Б – двумя чертами. (пломба, пират, проба, лампа, письмо, колбаса, облака, поляна, порог, баран, палуба, пароход, баржа, забор, автобус, собор, полка, брак, пакет, пробор, прибор и т.д.) 
Слоговая мозаика 
-Сейчас я раздам вам карточки, в них пропущены слоги «па» или «ба». Вам необходимо правильно вставить эти слоги и записать получившиеся слова. ( ры__, тру__, тро__, Лю__, __ран, __латка, __лец, ло__та, при__вил, за__ва, __гаж, __нан, __рта, __лата, ры__лка и т.д.) 
Буква заблудилась. 
-Замените звонкий [б] на глухой [п] и наоборот , глухой [п] на звонкий [б]. (палка, почка, пой, балка, бой, бочка, быль, панк, банк, пыль, блещут, панк, плещут, банк, забор, пар, запор, бар, пробел, пропел)

III. Подведение итогов. 
-Какие звуки мы сегодня повторяли? 
-Какими звуками они обозначаются при письме? 
-Чем они похожи? Чем различаются? 
Оценка деятельности детей.

Домашнее задание. 
-Ребята, а сейчас запишите, пожалуйста, домашнее задание. Придумайте и запишите в тетради названия птиц и животных, в которых есть звуки [б – п]. Подчеркните «п» - одной чертой, «б» - двумя чертами. ( панда, бегемот, собака, петух, воробей, голубь, барсук, белка, попугай, баран, леопард, обезьяна и т.д.)

Список литературы: 
1.Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения. 1-4 классы. М., 2007. 
2.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М., 2007. 
3.Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Ярославль, 2002. 
4.Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г., Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1996. 
5.Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М., 1985. 
6.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. ССПб.,1997. 
7.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. СПб., 2008.
















Конспект логопедического группового занятия по устранению акустической дисграфии по теме: «Дифференциация согласных звуков [в] ,[ф]»



Цели:

  • Фонетическая: уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [В] [Ф].

  • Фонематическая: выделение и различение звуков [В] [Ф] в слогах, словах и фразовой речи.

  • Лексическая: уточнение и расширение словаря.

Оборудование: звуковые образы звуков [В] [Ф], “Волшебная перчатка”, зеркала, буквы “В” и “Ф”, картинки, цветные мелки, карточки, баллы.



Ход занятия

1. Организационый момент

Игра “Доскажи словечко”

– Слово спряталось куда-то,
Слово спряталось ждёт:
Пусть найдут меня ребята.
Ну-ка, кто меня найдёт?

Как зовут меня скажи. 
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок
Синеглазый… (василёк).

Не пойму, ребята, кто вы? 
Птицеловы? Рыболовы? 
Что за невод во дворе?
Не мешал бы ты игре, 
Ты бы лучше отошел, 
Мы играем в … (волейбол).

Весь день стоят на улице, 
Прохожими любуются.
Их служба начинается,
Когда уже смеркается, 
И не погаснут до зари
Глаза ночные … (фонари).

Окраской – сероватая, 
Повадкой – вороватая, 
Крикунья хрипловатая – 
Известная персона, это …(ворона).

Из меня посуду тонкую, 
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с древних пор, 
Называюсь я... (фарфор).

Добрая волшебница … (фея).

– Какие звуки были на первом месте в отгаданных вами словах? Да это В и Ф вы хорошо с ними знакомы, а вот что произошло с нашим общим знакомым.

2. Беседа по коммуникативной ситуации

– Однажды человек Рассеянный пришёл в аптеку и попросил: “Подайте, пожалуйста, фату”. Аптекарь очень удивился и переспросил его. Человек Рассеянный повторил свою просьбу, но уже громче. Аптекарь ничего не понял и только развёл руками. Человек Рассеянный очень расстроился, ему было не понятно, почему же аптекарь так поступил с ним.

– Как вы думаете, почему расстроился Человек Рассеянный?
– А почему аптекарь не подал ему ничего?
– Почему человек Рассеянный вместо слова ВАТА произнес слово ФАТА?
– Чем отличаются эти слова?
– Заметил ли человек Рассеянный это различие?
– Кто знает, как ему помочь?
– Все звуки живут в стране Красивой речи, там живут и эти звуки, с которыми не подружился человек Рассеянный. Вы готовы отправиться в путешествие? Тогда в путь!

3. Сравнение характеристики звуков [В] [Ф]

– А вот и “Волшебная перчатка”, с её помощью мы сможем рассказать о любом звуке.
Вот 1-я команда даст характеристику звуку [В], а 2-я – звуку [Ф].

(Дети на доске и в тетради зарисовывают схему звуков и объясняют её.)

– Чем отличаются звуки [В] [Ф]? Чем похожи звуки [В] [Ф]? 
– Что за мостик впереди, расшифруй его – пройди.

O O О О О, О О О, О О О, О О О О

– Молодцы!

4. Дифференциация согласных звуков [В] [Ф] в слогах

– Мы попали на полянку и весело поиграем в игру “Прыжок!”.
Если услышишь звук [В] – подпрыгни, а если [Ф] – то стой ровно. Будьте внимательны!

ВА – ВЫ – ФА – ФО – ВУ – ФЫ – ОФ – ИВ – АФА – ОВУ – ОФЫ – УВА – УФО – ЫВУ – УФЫ

– Молодцы! Время не ждёт, смело вперёд!

5. Дифференциация согласных звуков [В] [Ф] в словах

– Посмотрите-ка друзья, это кто, листвой шурша, вышел к нам? Это дедушка Читалкин, поиграем с ним, друзья?

Игра “Шпионы”

Расшифруй слово и определи место звука [В]или [Ф] . и под буквы подставляйте.

. АТА, СО. А, . ОБЛА, АРТУК, . ЛЯГА, ЛАГА, ЗА ОД, ИЛИН, ОРМА, АНТЫ, НО ЫЙ , З ОНОК.

6. Уточнение и расширение словарного запаса

– Определи третий звук в слове и запиши соответствующую букву. Объясни значение слова.

Пифагор, столы, сок, фрукт, маска, манка, триста, маковка – ФОКУСНИК
Пиф, стал, миры, кот, стужа, сон, браво – ФАРТУНА
Совы, брод, козы, гора, травы, миска, сутки – ВОЗРАСТ
Ковш, слова, сады, слоны, сопка, травка, кадушка, крыжовник – ВОДОПАДЫ.

– Посмотрите-ка ребята, что Рассеянный нашел. Разобраться он не может, может кто ему поможет.
– Вот слова, подбери по смыслу слова, объясни их значение и закончи предложение.

(Предложения записаны, а слова на табличках.)

Мы видели в лесу ушастую … сову.
В мебельный магазин привезли … софу.
Весной на полях много … влаги.
У туристов не оказалось … фляги.
Врачу подали стерильную … вату.
Невеста надела воздушную … фату.

– Молодцы!

7. Дифференциация согласных звуков [В] [Ф] в тексте

– Ребята, что за письмо к нам пришло, да какое-то непонятное оно. Расшифруем ли мы его?

“Здра.ст.уйте, ребята! Мы звуки [В.] [Ф.]. Совсем пропали. Ребята помогите, в текст смелее нас вставляйте, точно нас определяйте”.

– Текст у каждого из вас, ну что же в добрый час.(Дети вставляют в тексте буквы В и Ф.)

.АНЯ .АЯ УСЛЫШАЛИ СТУК. ЭТО ПТИЧКА СТУЧАЛА . ОКНО С.ОИМ КЛЮ.ОМ. .АНЯ ОТКРЫЛ .ОРТОЧКУ И .ПУСТИЛ ПТИЧКУ . КОМНАТУ. ПТИЧКА В ЛЕТЕЛА . КОМНАТУ. .СЮ ЗИМУ ДЕТИ УХАЖИВАЛИ ЗА ПТИЧКОЙ. КОГДА НАСТУПИЛА .ЕСНА ПТИЧКУ .ЫПУСТИЛИ НА .ОЛЮ.

– Молодцы! Буквы в тексте правильно вписали, В и Ф точно вы назвали.

– Чтоб В и Ф не путать вам 
Я чистоговорку дам 
Четко вы её читайте 
В и Ф не забывайте.

ФАНЯ В ГОСТЯХ У ВАНИ
У ВАНИ В ГОСТЯХ ФАНЯ.

8. Подведение итогов занятия

– Молодцы! Теперь человек Рассеянный со звуками подружился навсегда. Нам пора возвращаться домой, ой что это? Сюрприз для ребят.



Методическая литература:

1.Богомолова А.И. «Логопедическое пособие для занятий с детьми». СПб., 1944.

2.Волина В.В. «Учимся играя» Москва, 1994г.

3.Лопухина И.С. «Логопедия, упражнения для развития речи» СПб., 1997.

4.Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» Москва, 1997.
















































Конспект логопедического группового занятия по устранению акустической дисграфии в 1-ом классе по теме: 
«Дифференциация Г-К в слогах, словах»





Цель: дифференцировать звуки [Г]–[К] и буквы Г- К в слогах и словах.

Задачи:

Образовательные:

  • научить дифференцировать [Г]–[К] и буквы Г- К в слогах и словах;

  • развивать навыки чистописания.

Коррекционно-развивающие:

  • продолжить формировать артикуляционную базу данных звуков;

  • корригировать и развивать мыслительную деятельность в ходе определения позиции звуков в слове;

  • развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

  • расширить и активизировать словарный запас;

  • развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

  • развивать интерес к занятию.

Здоровьесберегающие:

  • планировать объём материала с учетом повышения утомляемости детей;

  • способствовать созданию благоприятного психологического климата на занятии;

  • соблюдать режим охраны зрения;

  • следить за правильной осанкой.

Оборудование: карточки букв «Г-К», карточки со слогами, карточки со словами, индивидуальные зеркала, тетради, презентация.



Ход занятия

Этапы и виды работы а этапе

Деятельность логопеда

Деятельность учащихся

Какие задания решались в ходе выполнения задания

I.Организационный момент

Организация учащихся


Концентрация внимания

II.Актуализация опорных знаний

Ребята, прослушайте два стихотворения и ответьте с какими звуками и буквами мы продолжим сегодня работать. Буква «КА», звук [к].

У леса на опушке, высоко на суку.

С утра поёт кукушка: «ку-ку, ку-ку».

Внизу бежит речушка по желтому песку.

Поёт кукушка громко: «ку-ку, ку-ку»!


Буква «ГЭ», звук [г]:

Га-Га-Га – гогочет гусь,

Я семьёй своей горжусь,

На гусят и на гусыню

Все гляжу, не нагляжусь.


Сообщение темы занятия (слайд 1).


Учащиеся прослушивают стихотворение и отвечают на вопросы.

Развитие мыслительных операций.

III.Артикуляционная гимнастика





Упражнения на выработку воздушной струи

1.

2.

3.

4.



1.

2.

Выполняют задание

Развитие артикуляционного аппарата.




Развитие речевого дыхания.

IV.Закрепление

Дайте характеристику этим звукам (согласный, звонкий, глухой, мягкий, твердый)

Слушают логопеда.

Выполняют задание.


V.Индивидуальная работа (карточки)

Вставьте слоги: ГА или КА:

Ру..(ка), но..(га), доро..(га), бел..(ка), раду..(га), загад..(ка), верев...(ка), отва..(га).

Выполняют задание.

Развитие активного словаря.

VI.Подведение итога.

С какими буквами и звуками мы сегодня работали?

Дайте характеристику этим звукам.

Отвечают на вопросы.


VII.Оценка работы.


Слушают логопеда.




Литература:

1.Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. М., 2004.

2.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 2001.

3.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001.





























Конспект логопедического группового занятия по устранению акустической дисграфии по теме: «Дифференциация звуков [ф] – [в] и букв Ф - В»





Цель занятия:

  • активизировать знания о звуках [ф], [ф'] и [в],[в'], буквами В-Ф;

  • дифференцировать данные звуки в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Образовательные:

  • учить выделять звуки [ф], [ф'] и [в], [в'] в речи, сопоставлять по звонкости и глухости, твердости и мягкости;

Коррекционно-развивающие:

  • развитие фонематических процессов, навыков звукового анализа.

  • уточнение и активизация словаря;

  • формирование умения подбирать подходящие по смыслу слова для составления словосочетаний, предложений;

  • развитие учебно-познавательную мотивацию, развивать память и логическое мышление;

Воспитательные:

  • воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов;

  • воспитывать уверенность в своих силах.

Оборудование: электронная презентация, картинки, изображающие лица с разным настроением.



Ход занятия

I. Организационный момент

– Здравствуйте, дети! Как ваше настроение? Покажите на наших нарисованных лицах, какое у вас настроение.

II. Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика

Возьмите зеркала. Сделаем несколько упражнений.
Очень любит наш роток улыбаться. (“Улыбка”)
А подвижный язычок работой заниматься.
Наш язык лопатку сделал раз, два, (“Лопатка”)
А потом забор построил. Красота! (“Заборчик”)
Рядом с новеньким забором – желобок (“Желобок”)
По нему несется воздуха поток (упр-е на выработку возд. струи)
Мясорубку надо делать не спеша (“Мясорубка”)
Физкультура получилась хороша.

2. Повторение ранее пройденного материала

– Повторим звуки и буквы, которые мы изучили. 
– На какие две группы делятся все речевые звуки по способу образования?
– Чем гласные звуки отличаются от согласных?
– Назовите, пожалуйста, каждый по гласному звуку, а теперь любой согласный звук.

3. Подготовка к восприятию нового материала. Формулирование темы занятия

– Отгадайте загадки.

Братья маленькие в дом поселились вчетвером.
Пятый брат не согласился, рядом в домик поселился. (Варежка)

Зеленая, кудрявая, в саду однажды летом
Она надела бусинки рубинового цвета. (Вишня)

Захотела река улететь под облака.
Целый день летит, летит,
В небо поднимается,
Но обратно о гранит
В брызги разбивается. (Фонтан)

Звездной ночью меж стволов
Кружит в роще мышелов.
Крючконосый и глазастый,
Потревожив криком тишь, вертит головой ушастой:
– Не шуршит ли в листьях мышь? (Филин)

– Какой первый звук в словах-отгадках?
– Верно, как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать?
– Сегодня познакомимся с новыми звуками [в],[в'] и [ф],[ф'], буквами В-Ф, которые обозначают их на письме.

4. Сравнительная характеристика звуков [в], [в'] и [ф], [ф'].

– Произнесите звуки, наблюдая за собой в зеркало. Обратите внимание: при их произношении нижняя губа смыкается с верхними зубами, выдыхаемый воздух проходит через эту щель, звук тянется, при этом в, в произносятся при помощи голоса, а ф, ф без помощи голоса.
– Что общего у этих звуков?
– Чем они отличатся?

5. Дифференциация звуков [ф],[ф'] и [в],[в'] в слогах, словах, словосочетаниях.

  • Знакомство с героями занятия

– Сегодня на занятие пришли герои из сказок. Давайте отгадаем их имена.
– Расставьте буквы по порядку в соответствии с цифрами. Прочитайте слова.

4 5 1 3 2 7 8 6
в о д о р е к с   (Дровосек)

6 5 1 2 4 3
а р ф е о д  (Федора)

– Эти сказочные герои пришли к нам не с пустыми руками. Они принесли много интересных заданий.

  • Тестовые задания.

1) В какой группе картинок все названия со звуком  [в]?

(1. волк, корова, свитер;
2. слива, вагон, трава;
3. лист, вафли, вата;
4.  диван, кресло, кровать)

2) В какой группе картинок все названия со звуком  [ф]?

(1. фонарик, телефон, фотоаппарат;
2. филин, жираф, карандаши;
3. флаг, картофель, портфель;
4.  трава, грибы, шкаф)

3) Какая картинка лишняя?

(1. Конфеты. 2. Весы. 3. Велосипед. 4. Ведро.
1. Фонарик. 2. Портфель. 3. Картофель. 4. Конфеты.)

4) Прочитайте слоги.

ВА-ФА-ВА
ВО-ВО-ФО
ВЫ-ФЫ-ВЫ
ВИ-ВИ-ФИ-ФИ
ВЫ-ФЫ-ФЫ-ВЫ
ФЁ-ВЁ-ВЁ-ФЁ

– Вставьте подходящие буквы В и Ф в слова и распределите их на две части: с буквой В для Дровосека и Ф для Федоры.

Ворона, весна, фиалка, фабрика, сова, телефон, портфель, туфельки, коврик, шкаф, вечер, занавес.

– Федора и Дровосек записали слова, но перепутали буквы В и Ф. Помогите им навести порядок.

Офраг
Кузофок
Шкавы
Вонарь
Форы
Феер
Вокус
Феник
Ифа
Софёнок
Аврика
Солофей

– Запишите слова верно и обозначьте изучаемые звуки в словах.

5) «Расшифруйте» слова.

шка…
бро…
рука…
шар…
вет…ь
ле…
дро…а

– Дровосек принес с собой слова-действия, а Федора – слова-предметы. Составьте словосочетания, подбирая подходящие по смыслу слова. Запишите словосочетания. Выделите буквы В-Ф.

вить
ловить
полоть
махать
наливать
светить
флажок
вода
волк
морковка
гнездо
фонарик

Физминутка

Физминутка для глаз

Подвижная физминутка

Раз – на цыпочки подняться.
Надо всем, друзья, размяться.
2 – нагнулись до земли
И не раз, раза три.
3 – руками помахали.
Наши рученьки устали.
На 4 – руки в боки.
Дружно делаем подскоки.
5 – присели раза два.
6 – за парты нам пора.

6. Дифференциация звуков [ф],[ф,] и [в],[в,] в предложениях

Работа со скороговоркой

Соберите скороговорку по стрелочкам.

(Наш Филат не бывает виноват).

– Закончите предложения, вставьте подходящее слово.

фаза – ваза

На столе стоит … .
Новолуние – это … Луны.

влаги – флаги

На домах развивались … .
На полях достаточно … .

(Объяснение значения слов фаза и влага)

– Дополните предложения словами, подходящими по смыслу. Выделите буквы В-Ф.

В огороде выросла….
В саду у старой яблони сломана….
В зоопарке мы видели красивого …
За нашими розами ухаживает…

павлин
морковь
садовник
ветка

– Составьте предложения.

Вова-флажок
Валя-шарф
Вася-фотоаппарат
Иван-футбол
Вася-фабрика
Витя-фокус.

III. Подведение итогов занятия

– Дровосеку и Федоре пришла пора прощаться с нами. Мы им говорим спасибо за то, что он принес такие интересные задания.
– С какими звуками мы сегодня работали?
– Какими буквами эти звуки обозначаются?
– Что у них общего?
– В чем различия?
– Поднимите карточки с тем настроением, какое у вас стало после этого занятия.
– БЛАГОДАРЮ ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!

Список литературы:

1.Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения: Исправление нарушений письменной речи. 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007.

2.Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – Москва: Просвещение, 1991.

3.Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда. – М.: ГНОМ и Д, 2007.

4.Галкина И.А. Электронные физминутки для глаз («Снеговик»)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!