СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теме "Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 7 классе по теме "Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы" 

Просмотр содержимого документа
«Анкета»

Анкета

  1. Назовите произведения, которые вы прочитали летом, и их авторов.

  2. Какое произведение больше запомнилось? Почему?

  3. О каком писателе и его произведении вы готовы рассказать на уроках литературы?

  4. О каком из писателей хотелось бы узнать больше?

  5. Какие герои прочитанных книг показались вам близкими? Чем они вам близки?

  6. Есть ли такие произведения, которые любите перечитывать? Назовите их.

  7. Какое произведение вы бы посоветовали прочитать своим друзьям, одноклассникам?

  8. Назовите 5 причин, почему полезно читать книги.



Анкета

  1. Назовите произведения, которые вы прочитали летом, и их авторов.

  2. Какое произведение больше запомнилось? Почему?

  3. О каком писателе и его произведении вы готовы рассказать на уроках литературы?

  4. О каком из писателей хотелось бы узнать больше?

  5. Какие герои прочитанных книг показались вам близкими? Чем они вам близки?

  6. Есть ли такие произведения, которые любите перечитывать? Назовите их.

  7. Какое произведение вы бы посоветовали прочитать своим друзьям, одноклассникам?

  8. Назовите 5 причин, почему полезно читать книги.



Анкета

  1. Назовите произведения, которые вы прочитали летом, и их авторов.

  2. Какое произведение больше запомнилось? Почему?

  3. О каком писателе и его произведении вы готовы рассказать на уроках литературы?

  4. О каком из писателей хотелось бы узнать больше?

  5. Какие герои прочитанных книг показались вам близкими? Чем они вам близки?

  6. Есть ли такие произведения, которые любите перечитывать? Назовите их.

  7. Какое произведение вы бы посоветовали прочитать своим друзьям, одноклассникам?

  8. Назовите 5 причин, почему полезно читать книги.



Анкета

  1. Назовите произведения, которые вы прочитали летом, и их авторов.

  2. Какое произведение больше запомнилось? Почему?

  3. О каком писателе и его произведении вы готовы рассказать на уроках литературы?

  4. О каком из писателей хотелось бы узнать больше?

  5. Какие герои прочитанных книг показались вам близкими? Чем они вам близки?

  6. Есть ли такие произведения, которые любите перечитывать? Назовите их.

  7. Какое произведение вы бы посоветовали прочитать своим друзьям, одноклассникам?

  8. Назовите 5 причин, почему полезно читать книги.



Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

Изучаемая дисциплина: литература

Класс: 7

Тема урока: Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Задачи: выявить, насколько школьники подготовлены к восприятию нового курса литературы, каковы их читательский кругозор, культура речи и реакция на вопросы учителя;

-развивать умение рассказывать о прочитанных произведениях, строить рассказ о писателе и героях;

-воспитывать интерес к чтению художественных произведений как духовную потребность.

Тип урока: урок совершенствования и комплексного применения знаний

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап.

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

- Когда вы открываете незнакомую книгу , вы словно остаётесь один на один с большим и умным другом – писателем. Читаете одну страницу, другую – и вдруг понимаете, что с вами происходит что-то чудесное: вы видите неповторимые картины, путешествуете вместе с героями, помогаете им спасать друзей и сражаться с врагами… Вместе с ними вы терпите поражения и побеждаете, ненавидите и любите. Бывало ли с вами такое? Задумывались ли вы, почему писателю удаётся покорять читателя силой своего художественного слова? Хочется ли вам снова и снова покоряться этой силе и идти вслед за писателями на уроках литературы в 7-ом классе?

3. Работа над темой урока.

1) Слово учителя

- В наши дни путь к книге не так прост, как в прошлые годы.

По словам Артура Конан Дойля, автора знаменитых книг о сыщике Шерлоке Холмсе, «здесь, ожидая вас, стоят рядами ваши благородные молчаливые друзья. Обведите взглядом их строй. Выберите того, который сейчас ближе душе вашей. Теперь остаётся только протянуть к нему руку и отправится вместе с ним в страну мечты. Право же, есть нечто жуткое в книжных шеренгах, и лишь привычка притупляет в нас это ощущение… За переплётом любой настоящей книги скрывается как бы эссенция живого человека. Авторы обратились в бесплотные тени, плоть их – в летучий прах, но самое сокровенное , оставшееся от каждого из них, - здесь в вашем распоряжении…»

Выдающиеся мыслители всех времён и народов с искренней почтительностью высказывались об этом труде. А.П. Чехов писал, что «воспитание личности требует непрерывных, напряжённых усилий», «вечного чтения». Максим Горький, достигший энциклопедической начитанности, утверждал: «Литература – сердце мира, окрылённое всеми радостями и всем горем его, мечтами и надеждами людей, отчаянием и гневом их, умилением человека перед красотою природы, страхом перед её тайнами; это сердце неугомонно и бессмертно бьётся жаждой самопознания».

« …Пустился я в то плавание по морю книг, которое начал с отрочества и продолжаю до сих пор»,- так образно поэт и философ И.В. Гёте сформулировал идею непрерывного культурного роста личности через чтение как насущной потребности и неиссякаемого источника духовности. Эта идея воспринимается сегодня как главное требование времени. Как установили социологи, за свою жизнь человек в состоянии прочесть около трёх тысяч книг! И нельзя быть равнодушным к содержанию чтения, так как оно обходится слишком дорого, если время потрачено на неудачно или случайно выбранные книги. Необходимы ориентиры, порядок, последовательность, продуманность, целенаправленность. Этому служат уроки литературы.

2) Анкетирование по выявлению круга читательских интересов учащихся.

Анкета

  1. Назовите произведения, которые вы прочитали летом, и их авторов.

  2. Какое произведение больше запомнилось? Почему?

  3. О каком писателе и его произведении вы готовы рассказать на уроках литературы?

  4. О каком из писателей хотелось бы узнать больше?

  5. Какие герои прочитанных книг показались вам близкими? Чем они вам близки?

  6. Есть ли такие произведения, которые любите перечитывать? Назовите их.

  7. Какое произведение вы бы посоветовали прочитать своим друзьям, одноклассникам?

  8. Назовите 5 причин, почему полезно читать книги.

3) Групповая работа с цитатным материалом.

(Карточки с заданиями учитель раздаёт сформированным группам; после обсуждения в течение 3-4 минут учащиеся объясняют смысл высказывания, аргументируют свою позицию, приводят примеры)

Карточки

1 группа

Книги мы покупаем и не жалеем на них денег, потому что их требует душа и они идут ей во внутреннюю пользу, которой не может видеть никто из посторонних. (Н. Гоголь)

2 группа

Книга остаётся книгой и через несколько веков. Её ничем не заменить. (С. Баруздин)

3 группа

Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочитали хотя бы одной страницы из новой книги. (К. Паустовский)

4 группа

Каждая книга это собрание людей разных возрастов, национальностей, занятий, характеров и поступков. (К. Паустовский)

5 группа

Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в бурной путанице мыслей, событий, она научит вас уважать человека и самих себя. (М. Горький)

4) Знакомство с учебником-хрестоматией по литературе для 7 класса.

Беседа

План

  1. Оформление учебника: титул, форзацы; портреты писателей, фотографии их родных мест, кабинетов; иллюстрации к произведениям.

  2. Статьи о писателях, их роль в заинтересованном чтении.

  3. Блоки вопросов и заданий.

  4. Материалы по теории литературы и выразительному чтению.

  5. Справочный аппарат учебника, словари.



4.Подведение итогов урока.

Рефлексия

-Запишите в тетради и объясните пословицы: «Не на пользу читать, коли только вершки хватать» (русская); «Выбирай писателей так, как выбираешь друга» (английская).

-Чему на сегодняшнем уроке вы научились? О чём задумались?

5. Домашнее задание.

1. Прочитать вводную статью «Поговорим о книге, писателе, читателе…» книги В.Я. Коровиной «Читаем, думаем, спорим…», подготовить её пересказ.

2. По юмористическим рисункам Х. Бидструпа составить устный рассказ о разных типах читателя.

Просмотр содержимого документа
«Цитаты»

1 группа

Книги мы покупаем и не жалеем на них денег, потому что их требует душа и они идут ей во внутреннюю пользу, которой не может видеть никто из посторонних. (Н. Гоголь)



2 группа

Книга остаётся книгой и через несколько веков. Её ничем не заменить. (С. Баруздин)



3 группа

Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочитали хотя бы одной страницы из новой книги. (К. Паустовский)



4 группа

Каждая книга это собрание людей разных возрастов, национальностей, занятий, характеров и поступков. (К. Паустовский)



5 группа

Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в бурной путанице мыслей, событий, она научит вас уважать человека и самих себя. (М. Горький)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!