СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по биологии - образон "Биологический пирог"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образон - дидактическая единица технологии ноосферного образования. Может быть использован, как элемент любого урока для обобщения. компактного изучения учебного материала, как элемент самообразовательной деятельности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по биологии - образон "Биологический пирог"»

Образон по биологии

«Биологический пирог»

Работа учителя химии и биологии

Донецкой гимназии № 6

Волошиной Ольги Олеговны

В статье представлен нестандартный способ усвоения учебного материала по теме «Предмет биологии» - создание образона понятия «Биология». Создание образонов – один из методических элементов технологии ноосферного образования.

Основой биоадекватного  урока является образон, введенный в практику в качестве одного из важнейших инструментов природосообразного образования академиком Н.В.Масловой. Образон представляет учебный материал в виде информационной свёртки и является опорой для проведения последующих учебно-методических этапов. Образон – это опорный образ, наполненный исчерпывающей информацией в алгоритмическом порядке. Образон имеет законченный вербально-визуальный вид, отображающий изучаемое явление. 
Образон играет роль знака, в котором «схвачена» сущность учебного материала. Образон есть символ, смысловая структура которого рассчитана на активную  внутреннюю естественную работу человека.

«Природа! Мы ею окружены и объяты – бессильны выйти из неё, бессильны глубже в неё проникнуть. Непрошенная, без предупреждения, она нас вовлекает в свой хоровод и кружит, покуда мы, уставшие, не выскользнем из её рук. Она – всё. Она нежна и груба, прельстительна и страшна, бессильна и всемогуща. В ней всё заключается одновременно. Она тверда. Её поступь размеренна, её законы незыблемы… Жизнь – прекраснейшая из её выдумок…» (И. Гёте «Природа» в переводе Н. Мана).

Какая наука изучает всё живое на нашей планете? Мы перечисляем науки о жизни: физиология, ботаника, анатомия, цитология, зоология, генетика и т.д. и т.п. Это будет достойный перечень, основанный на знаниях, полученных нами благодаря природной любознательности Homo sapiens. Каким единым термином объединить все науки о живом?

«Каждому из созданий природы дана особая сущность, каждое её явление – обособленное понятие, все вместе, однако – единое целое». (И. Гёте, «Природа»).

Жизнь по-гречески – био (βίοζ); учение, понятие – логос (λόγος).

Биология – это понятие, объединяющее в единое целое материальную сущность живого и проявления этой сущности. Биология включает в себя науки, изучающие детали живого, конкретизирующие знания о живом на определённом уровне организации живой материи. «Она – величайшая художница, от простейшей материи поднимающаяся до величайших контрастов, до величайшего совершенства». (И. Гёте, «Природа»).

Как представить себе материально биологию цельным объектом, включающим науки, изучающие живое? Есть науки, которые изучают крупные таксономические единицы (Царства): ботаника, зоология, микология, бактериология, вирусология. Это таксономические дисциплины. А фундаментальные науки, изучающие уровни организации живой материи: молекулярная биология (биохимия), цитология, гистология, анатомия, морфология, физиология, систематика, генетика, экология и др.

Все эти дисциплины между собой связывают объекты изучения – представители царств живой природы.

Биологию можно представить в виде многослойного пирога, каждый слой («корж») которого – это фундаментальная наука. А вертикальные разрезы на таком пироге представляют собой таксономические дисциплины. Каждая таксономическая дисциплина содержит в себе фундаментальные науки («коржи»), помогающие изучать объекты таксономической науки (рисунок 1).

Итак, биология – это комплекс наук о живой природе. «Биологический пирог» - это образон предмета «Биология».

 




Рисунок 1

БАКТЕРИОЛОГИЯ


ВИРУСОЛОГИЯ

МИКОЛОГИЯ

БИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА



ЗООЛОГИЯ




БОТАНИКА





ЭКОЛОГИЯ


ГЕНЕТИКА

СИСТЕМАТИКА

МОРФОЛОГИЯ

ФИЗИОЛОГИЯ

АНАТОМИЯ

ГИСТОЛОГИЯ

ЦИТОЛОГИЯ

МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ















































Литература

1. Антоненко Н.В. Биоадекватный инструментарий ноосферного образования для устойчивого развития общества.

2. Яковлева Е.В. Уроки биологии в 10 классе. Метод.пособие. – Запорожье: Просвита, 2000.-144 с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!