СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине Технологическая оснастка

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине оп.09 Технологическая оснастка

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине Технологическая оснастка»

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курский электромеханический техникум»

(ОБПОУ «КЭМТ»)





ВЫБОР СТАНОЧНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ЗАДАННЫХ ДЕТАЛЕЙ НА ТОКАРНЫХ, СВЕРЛИЛЬНЫХ И

ШЛИФОВАЛЬНЫХ СТАНКАХ



Методическая разработка открытого урока

по учебной дисциплине

ОП.09 Технологическая оснастка

/направление подготовки 15.02.08 Технология машиностроения,

базовый уровень/

для преподавателей ОБПОУ «КЭМТ»


в рамках работы областного методического объединения

преподавателей общетехнических дисциплин

профессий и специальностей технического профиля



«РЕАЛИЗАЦИЯ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН

С УЧЕТОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ»



Разработчик: Бартенева Светлана Игоревна,

преподаватель первой квалификационной категории













2016 г.

РАССМОТРЕНА

на заседании предметной (цикловой) комиссии преподавателей профессионального цикла

по направлению подготовки

15.00.00 Машиностроение

Протокол № 9 от 14.03.2016 г.

Председатель ПЦК

_______________ С.И. Бартенева

«____» __________ 2016 г.







Заведующий отделением

________________Д.Ю. Лунин

«____» __________ 2016 г.





РАССМОТРЕНА

методическим советом техникума


Протокол №11 от 17.03.2016 г.

Председатель методического совета

________ Г.Н. Галахова

«____» __________ 2016 г.




СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_____________ В.Н. Павленко

«____» ____________ 2016 г.


.


ВЫБОР СТАНОЧНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ЗАДАННЫХ ДЕТАЛЕЙ НА ТОКАРНЫХ, СВЕРЛИЛЬНЫХ И

ШЛИФОВАЛЬНЫХ СТАНКАХ

Методическая разработка открытого урока

по учебной дисциплине

ОП.09 Технологическая оснастка

/направление подготовки 15.02.08 Технология машиностроения,

базовый уровень/

для преподавателей ОБПОУ «КЭМТ»


в рамках работы областного методического объединения

преподавателей общетехнических дисциплин

профессий и специальностей технического профиля



«РЕАЛИЗАЦИЯ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН

С УЧЕТОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ»





Разработчик____________ Бартенева С.И., преподаватель

первой квалификационной категории


1. Мануйлов А.В., генеральный директор ООО «КОМПОНЕНТ»

2. Лунин Д.Ю., к.т.н., заведующий машиностроительным отделением ОБПОУ «КЭМТ»




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Методическая разработка открытого учебного занятия (урока) по учебной дисциплине ОП.09 Технологическая оснастка предусмотрена для преподавателей, реализующих в ОБПОУ «КЭМТ» вышеуказанную дисциплину в рамках направления подготовки 15.02.08 Технология машиностроения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по данному направлению подготовки.

Методическая разработка выполнена для организации и проведения практической работы на тему «Выбор станочных приспособлений для обработки заданных деталей на токарных, сверлильных и шлифовальных станках» в рамках реализации вариативной части учебной дисциплины ОП.09 Технологическая оснастка. Реализация вариативной части преимущественно направлена на усиление профессиональной и практико-ориенти-рованной составляющей обучения. Потенциал вариативной части позволяет преподавателю увеличить количество часов на выполнение практических работ по ключевым темам курса, что способствует не только углублению фундаментальных знаний студентов, расширению их представления о тех или иных базисных концептах, обогащению понятийного запаса, но и развитию умений и навыков применять полученные знания в стандартных и нестандартных ситуациях, формированию общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Методическая разработка открытого учебного занятия (урока) направленна на реализацию компетентностного, системно-деятельност-ного, личностно ориентированного и практико-ориентированного подходов к обучению, ставших основополагающими подходами в контексте реализации современной модели образования.

Практическое обучение является приоритетным в условиях модернизации образования, ориентированного на современный рынок труда. В основе практико-ориентированного обучения лежит оптимальное сочетание фундаментального общего и специального образования и профессионально-прикладной подготовки.1 Оптимальной формой организации обучения, позволяющей сопрягать теорию и практику, в том числе и профессионально-ориентированную прикладную деятельность обучающихся, являются практические занятия. Практическая работа позволяет формировать у студентов общие и профессиональную компетенции, содействует развитию технического и критического мышления, аналитических способностей.

В ходе подготовки к занятию и на уроке автор применяет элементы технологии кооперативного обучения (работы в микрогруппах сотрудничества). Это способствует развитию у студентов умения работать в команде, распределять обязанности, нести ответственность за результат своего труда, совершенствовать навыки самоорганизации и коммуникативного взаимодействия.

На подготовительном этапе студентам, работающим в микрогруппах, предлагается изучить предложенные преподавателем и выбранные самостоятельно источники информации с целью углубления полученных на уроке базовых знаний по изученной теме и подготовить тематические сообщения по одному из вопросов темы. Работа по поиску, систематизации, анализу и обобщению информации способствует развитию информационной компетентности студентов, расширению их кругозора, приобщению к специальной, справочной и технической литературе. На основе анализа изученного материала студентам предлагается подготовить презентацию результатов самостоятельной работы и краткий конспект с изложением ключевых позиций изученного вопроса для обмена материалами со студентами других микрогрупп. Составление конспекта по множественным источникам есть не что иное, как создание собственного текста на заданную тему (вторичного текста, метатекста). Этот вид деятельности весьма продуктивен, так как способствует развитию умения четко, логично и лаконично излагать свои мысли (монологическая письменная речь), структурировать содержание, подбирать соответствующие языковые средства, осваивать терминологическую лексику и свободно оперировать понятийным аппаратом темы. Понимание, что составленный микрогруппой конспект станет источником информации и средством углубления знаний по изученной теме для других студентов группы, повышает ответственность за результат самостоятельной работы, мотивирует обучающихся выполнить задание на хорошем уровне.

Выступление с подготовленным сообщение на учебном занятии развивает навыки самопрезентации, умения общаться с аудиторией, владеть вниманием слушателей. Эти умения и навыки широко востребованы в профессиональной среде специалистов среднего звена, ориентированных на руководство структурным подразделением машиностроительного предприятия; еще в большей степени эти умения и навыки будут актуальны, если обучающийся продолжит обучение в учреждении высшего образования и будет в дальнейшем строить свою профессиональную карьеру, выполняя функции руководителя разного уровня.

Подготовка мультимедийной презентации для сопровождения своего выступления способствует развитию информационно-коммуникационных умений и навыков, владение которыми является элементом профессиональной культуры современного машиностроителя.

Кроссворд, как дидактическая интеллектуальная игра, хороша тем, что развивает умственные способности, концентрацию внимания, активизируют память, процессы самообразования у студентов. В процессе учебного занятия автор применяет кроссворд для проверки качества усвоения знаний, для привлечения и поддержания внимания обучающихся. Как занимательная форма проверки знаний кроссворд способствуют повышению учебной мотивации, интереса к изучаемой специальности.

Автором в ходе учебного занятия активно применяются информационно-коммуникационные технологии обучения (мультимедийная презентация, видеоролики и др.).

Важнейшим элементом познавательной и практической деятельности студента является ее рефлексивная оценка. Автором урока предлагается применение эффективного метода рефлексивной оценки работы на занятии – метод незаконченного предложения.

Методическая разработка учебного занятия (урока) составлена в соответствии с «Положением о планировании, организации и проведении лабораторных работ и практических занятий в ОБПОУ «КЭМТ»», «Положением об открытом учебном занятии (уроке) в ОБПОУ «КЭМТ»», «Требованиями к современному уроку в контексте реализации ФГОС СПО, компетентностного и системно-деятельностного подходов к образовательной деятельности в ОБПОУ «КЭМТ»», «Методическими рекомендациями по составлению методических разработок педагогическими работниками ОБПОУ «КЭМТ»».







ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ


Специальность: 15.02.08 Технология машиностроения

Учебная группа: ТМ-31

Наименование программы: учебная дисциплина ОП.09 Технологическая оснастка

Тема учебного занятия: Выбор станочных приспособлений для обработки заданных деталей на токарных, сверлильных и шлифовальных станках

Тип учебного занятия: Урок комплексного применения знаний, умений, навыков и опыта (формируемых компетенций)

Вид учебного занятия: практическое занятие

Междисциплинарные связи: учебные дисциплины: ОП.01 Инженерная графика, ОП.05 Метрология, стандартизация и сертификация, ОП.07 Технологическое оборудование, ОП.08 Технология машиностроения; ПМ.03 Участие во внедрении технологических процессов изготовления деталей машин и осуществление технического контроля, ПП.03 Производственная практика, УП.03 Учебная практика, курсовое проектирование, выпускная квалификационная работа

Средства обучения:

технические:

  • персональный компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • экран;

информационно-коммуникационные: мультимедийная презентация;

дидактический материал: инструкционная карта.

Цели урока:

деятельностная: развитие у обучающихся умений и навыков выбора станочных приспособлений для обработки заданных деталей на токарных, сверлильных и шлифовальных станках;

содержательная: углубление и организация применения усвоенных обучающимися знаний в области назначения, устройства и применения станочных приспособлений;

воспитательная: воспитание интереса к избранной специальности, чувства коллективизма и толерантности, культуры межличностного общения;

методическая: реализация потенциала вариативной части учебной дисциплины ОП.09 Технологическая оснастка для углубленного изучения станочных приспособлений.

Задачи урока:

учебно-практические:

  • развивать умения и навыки выбора станочных приспособлений для обработки заданных деталей на токарных, сверлильных и шлифовальных станках;

  • развивать умения высказывать аргументированные суждения и умозаключения, делать выводы;

  • совершенствовать умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;

  • развивать словарный запас студентов путем присвоения ими и активного использования в речи профессиональной лексики;

  • совершенствовать умения и навыки самостоятельной деятельности;

  • развивать умения и навыки применения знаний при решении практической задачи;

учебно-познавательные:

  • расширить представления студентов об использовании станочных приспособлений для обработки деталей на токарных, сверлильных и шлифовальных станках;

  • стимулировать развитие творческих возможностей обучающихся;

  • создавать условия для применения полученных знаний на практике;

  • развивать логическое, теоретическое и практическое, образное и эмоциональное мышление обучающихся;

воспитательные: повышать мотивацию к образовательной деятельности, воспитывать уверенность в своих силах, развивать внимательность при выполнении практического задания.

Прогнозируемые результаты:

а) усвоенные знания: назначение, устройство и область применения станочных приспособлений;

б) освоенные умения: осуществлять рациональный выбор станочных приспособлений для обеспечения требуемой точности обработки;

в) формируемые общие и профессиональные компетенции:

ПК 3.1 Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению деталей.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиски использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Образовательные технологии: технология кооперативного обучения, профессионально-ориентированные технологии (практическое обучение), информационно-коммуникационные технологии.

Организационные формы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения:

вербальные: диалог; беседа; метод незаконченного предложения;

наглядные: компьютерная мультимедийная презентация;

интерактивные: интерактивный диалог; презентация результатов самостоятельной работы;

практические: организация применения;

методы контроля и самоконтроля: самоконтроль.

Нормативный документ: Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 15.02.08 Технология машиностроения (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2014г. №350)

Образовательные ресурсы:

Основная литература:

  1. Ермолаев В.В. Технологическая оснастка: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Ермолаев – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с.

2. Черпаков Б.И. Технологическая оснастка: – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 224 с.


Дополнительная литература:

1. Ансеров М. А. Приспособления для металлорежущих станков. – М.: Машиностроение, 2005. – 655 с.

2. Болотин Х.Л., Костромин Ф.П. Станочные приспособления. – М.:

Машиностроение, 2003. – 344 с.

  1. Горошкин А.К. Приспособления для металлорежущих станков. – М.: Машиностроение, 2009. – 303 с.

Интернет-источники:

1. Технологическая оснастка: лекции [Электронный ресурс] URL: http://technopom.narod.ru/techosnastka.html

2. Лекции по технологической оснастке [Электронный ресурс] URL: http://gendocs.ru/v118/

Видеоматериалы:

1.Технология машиностроения это моя специальность: [Электронный ресурс] URL: http://www.youtube.com/watch?v=R0jhPOMwhuI

2. Трехкулачковый патрон – видеоурок: [Электронный ресурс] URL: http://www.youtube.com/watch?v=e2SadYx2IPM

3. Обработка на сверлильном станке: [Электронный ресурс]

URL: http://www.youtube.com/watch?v=0C5J7BxxT6E

URL: http://www.youtube.com/watch?v=rcc-lmc9Uy8

4. Внутреннее шлифование: [Электронный ресурс]

URL: http://www.youtube.com/watch?v=cdqJvBjCeEY

5. Приспособления для плоскошлифовальных станков – электромагнитные и магнитные плиты разных типов и размеров: [Электронный ресурс]

URL: http://www.youtube.com/watch?v=qWovkXb4yHo;

URL:http://www.youtube. com/watch?v=6lHOk9eT1Sg

6. Бесцентровое шлифование: Электронный ресурс]

URL: http://www.youtube.com/watch?v=pod71uJ7_08

Научно-методические ресурсы

  1. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.

  2. Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». – 2007. – 15 января. – URL: http://www.eidos.ru/journal /2007/0115-2.htm (24.04.2015)





Организационная структура учебного занятия


Наименования этапов учебного занятия/ регламент

(в минутах)

Ключевые учебно-познавательные, учебно-практические задачи, решаемые на данном этапе

Используе-мые методы, приемы

Виды деятельности студентов

Виды деятельности преподава-

теля

Формируемые

ОК и ПК

1. Этап мотивации (самоопределе-ния) к учебной деятельности

(2 мин.)

Создание деловой атмосферы, моти-вация обучаю-щихся.

Создание условий для развития у студентов инте-реса к практико-ориентированной деятельности

Вступитель

ное слово пре-подавателя, эпиграф, мотивацион-ный видео-ролик


Настраиваются на продук-тивную деятельность

Приветствует обучающихся,

обосно-вывает значимость занятия

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес


2. Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание

(5 мин.)


Активизация опорных знаний и познавательных процессов. «Погружение» в тему занятия

Беседа



Участвуют в беседе, отвечают на вопросы по изученной теме, форму-лируют цель занятия

Содействует актуализации знаний. Сообщает тему занятия, способствует определению

цели занятия Корректирует, (при необходимости) цель занятия

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ПК 3.1 Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению деталей.


3.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, умений и навыков обучающихся, необходимых для решения целей задач урока

(20 мин.)


Осмысление обучающимися того, что уже усвоено, опреде-ление границ знания/незнания, подготовка к выполнению практической работы

Презентация результатов домашнего задания, компьютерная мульти-медийная презентация, демонстрация видеороликов

Представляют

готовые сообщения. Обсуждают, оценивают сообщения

Организует презентацию сообщений обучающихся и их взаимо-действие по обсуждению результатов

домашней самостоятельной работы, дает общую оценку работе студентов

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 4. Осуществлять поиски использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ПК 3.1 Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению деталей.


4. Применение знаний, умений, навыков и опыта (14 мин.)

Совершенствова-ние умений и навыков самостоя-тельной работы, создание условий для применения полученных знаний при решении практической задачи


Организация применения, практический метод

Выполняют практическое задание согласно индивидуаль-ной инструк-ционной карте); осуществляют самоконтроль по эталону.

Участвуют в решении тематического кроссворда.

Организует выполнение практической работы, оказывает консультатив-ную помощь обучающимся (при необходимости), оценивает работу студентов, организует решение тематического кроссворда

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ПК 3.1 Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению деталей.


5. Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия

(2 мин.)

Развитие у студен-тов навыков познавательной рефлексии как способа осознания ими результатов своей деятель-ности;

контроль и оценка процесса и резуль-татов деятель-ности

Рефлексивная беседа; метод незакончен-ного предложения

Оценивают свою работу на занятии, участвуют в рефлексной беседе и структуриро-

вании полученной информации, анализируют деятельность на уроке

Оценивает работу обучающихся, подводит итоги учебного занятия, проводит заключитель-ную беседу

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес


6.Инструктиро-вание о выполне-нии домашнего задания

(2мин.)

Ознакомление с домашним заданием; расширение границ предметного знания

Беседа-инструктаж


Получают домашнее задание, знакомятся с ним, задают вопросы (при необходимос-ти)

Инструкти-рует по выполнению

домашнего задания (практическо

го); завершает учебное заня-тие

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ПК 3.1 Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению деталей.






СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УРОКА


    1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Проверка готовности группы к учебному занятию.

Преподаватель приветствует обучающихся и проводит вводную беседу.

Преподаватель. Я рада новой встрече с вами. Полагаю, что вы готовы к занятию. В последние годы в России все больше внимания уделяется развитию отечественного машиностроения. Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку станут слова президента России В.В. Путина: «В российском машиностроении занято более 8 млн. человек. И от благополучия этой отрасли зависит, без преувеличения, состояние всей экономики России и судьба многих миллионов человек».

 А теперь мне хочется продемонстрировать вам видеофрагмент, который посвящается всем машиностроителям: и состоявшимся в профессии, и тем, кто ее только осваивает.

На экране демонстрируется видеоролик.

 Преподаватель. Вы просмотрели видеофрагмент, который посвящен вашей будущей специальности «Технология машиностроения». Вы получили возможность ещё раз убедиться в том, какое сложное оборудование и оснастка используется для изготовления машиностроительной продукции. На сегодняшнем уроке мы продолжим формировать компетенции, необходимые в вашей профессиональной деятельности. Хочется вспомнить слова римского философа Луция Сенека: «Долог путь поучения, короток и успешен путь примеров».

Сегодня мы будем выполнять практическую работу, в ходе которой мы продолжим изучение приспособлений, используемых при различных видах обработки металлов. Из опыта прохождения учебной практики, а также изучения учебных дисциплин «Технологическое оборудование», «Метрология, стандартизация и сертификация», «Технология машиностроения», вы знаете, что обработка деталей на предприятиях невозможна без применения станочных приспособлений.


    1. Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание

Беседа со студентами.

Преподаватель. Итак, давайте вспомним, в чем заключается назначение станочных приспособлений?

Студент (предполагаемый ответ). Базирование и закрепление заготовок, их правильной ориентации относительно режущего инструмента на металлорежущих станках.

Преподаватель. Какие виды металлорежущих станков вы знаете? (Вы это изучали на дисциплине «Технологическое оборудование»).

Студент (предполагаемый ответ). Токарные, сверлильные, шлифовальные станки.

Преподаватель. Как вы думаете, каким образом обеспечивается установка и закрепление заготовок на этих станках?

Студент (предполагаемый ответ). При помощи станочных приспособлений.

Преподаватель. Верно. Запишите в инструкционную карту, которая лежит у вас на столе. (Приложение 1) тему нашего сегодняшнего учебного занятия: «Выбор станочных приспособлений для обработки заданных деталей на токарных, сверлильных и шлифовальных станках».

Преподаватель. Как вы думаете, какие цели стоят перед нами на сегодняшнем занятии?

Студент (предполагаемый ответ). Подобрать приспособления для различных видов станков.

Преподаватель корректирует и конкретизирует цель занятия:

осуществить обоснованный выбор станочного приспособления для обработки заданных деталей на токарных, шлифовальных, сверлильных станках.

К достижению этой цели мы сможем прийти, решая следующие задачи:

  • актуализировать знания по применению основных видов приспособлений для токарных, шлифовальных, сверлильных станков;

  • определить вид обработки для заданных деталей;

  • подобрать приспособления, обеспечивающие заданную точность обработки деталей.

    1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, умений и навыков обучающихся, необходимых для решения целей и задач урока

Преподаватель проводит беседу со студентами.

Преподаватель. Давайте вспомним, решению каких двух основных задач способствует применение станочных приспособлений?

Студент (предполагаемый ответ).

  • установке и закреплению заготовки при обработке;

  • обеспечению заданной точности обработки.

Преподаватель. Что такое база заготовки?

Студент (предполагаемый ответ). База – это поверхность заготовки или сборочной единицы, с помощью которой ее ориентируют при установке для обработки на станке.

Преподаватель. Что может служить базой?

Студент (предполагаемый ответ). Базой может служить поверхность, сочетание поверхностей, ось, точка, принадлежащие заготовке.

Преподаватель. Что такое базирование?

Студент (предполагаемый ответ). Базирование – это придание заготовке или изделию требуемого положения относительно выбранной системы координат.

Преподаватель. Технолог, разрабатывая процесс и учитывая действие многих факторов, начинает с выбора оборудования, чем до некоторой степени определяется и выбор станочного приспособления. Каждому виду оборудования будут соответствовать определенные конструкции станочных приспособлений.

В качестве домашнего задания вам было предложено, подготовить сообщения по темам, которые вы изучали на прошлых занятиях (тематика заданий на слайде электронной презентации). Вы работали в микрогруппах по два студента в каждой. Давайте познакомимся с результатами вашей работы. Каждой группе на презентацию результатов самостоятельной работы отводится не более 3-х минут. Внимательно слушайте сообщения товарищей, так как вам будет предоставлена возможность задать вопросы выступающим, чтобы углубить свои знания и проверить, насколько хорошо владеет материалом выступающий (для организации интерактивного взаимодействия между студентами). Прошу первую группу представить результаты своей работы.

Два студента из первой группы выходят к доске и демонстрируют результаты самостоятельной работы.

Студент первой группы (предполагаемый ответ). Хочу представить результат нашей совместной работы. Тема нашего сообщения: «Приспособления для токарных станков». Один из нас готовил презентацию домашнего задания, а другой составлял сообщение. Нами будет представлен видеоролик по заданной тематике. Мы также подготовили для всех опорный конспект. Он лежит у вас на столах с пометкой «Один». (Приложение 2) Я сделаю устное сообщение, а мой товарищ будет работать за компьютером.

Студенты демонстрируют сообщение, сопровождающиеся презентацией на экране.

По окончании сообщения преподаватель комментирует его и предлагает студентам из других групп задавать вопросы.

Студенты из других групп задают вопросы.

Преподаватель. Вторая группа, сообщите тему вашего сообщения. Студенты второй группы выходят к доске.

Студент второй группы (предполагаемый ответ). Хочу представить результат нашей совместной работы. Тема нашего сообщения: «Приспособления для сверлильных станков». Один из нас готовил презентацию домашнего задания, а другой составлял текст. Нами будет представлен видеоролик по заданной тематике. Мы также подготовили для всех опорный конспект. Он лежит у вас на столах с пометкой «Два» (Приложение 2). Я сделаю устное сообщение, а мой товарищ будет работать за компьютером.

Студенты демонстрируют сообщение, сопровождающиеся презентацией на экране.

По окончании сообщения преподаватель комментирует его и предлагает студентам из других групп задавать вопросы.

Студенты из других групп задают вопросы.

Преподаватель. Третья группа, сообщите тему вашего сообщения. Студенты третьей группы выходят к доске.

Студент третьей группы (предполагаемый ответ). Хочу представить результат нашей совместной работы. Тема нашего сообщения: «Приспособления для круглошлифовальных станков и внутришлифовальных станков». Один из нас готовил презентацию домашнего задания, а другой составлял текст. Нами будет представлен видеоролик по заданной тематике. Мы также подготовили для всех опорный конспект. Он лежит у вас на столах с пометкой «Три» (Приложение 2). Я сделаю устное сообщение, а мой товарищ будет работать за компьютером.

Студенты демонстрируют сообщение, сопровождающиеся презентацией на экране.

По окончании сообщения преподаватель комментирует его и предлагает студентам из других групп задавать вопросы.

Студенты из других групп задают вопросы.

Преподаватель. Четвертая группа, сообщите тему вашего сообщения. Студенты четвертой группы выходят к доске.

Студент четвертой группы (предполагаемый ответ). Хочу представить результат нашей совместной работы. Тема нашего сообщения: «Приспособления для плоскошлифовальных станков и бесцентровой шлифовки». Один из нас готовил презентацию домашнего задания, а другой составлял текст. Нами будет представлен видеоролик по заданной тематике. Мы также подготовили для всех опорный конспект. Он лежит у вас на столах с пометкой «Четыре» (Приложение 2). Я сделаю устное сообщение, а мой товарищ будет работать за компьютером.

Студенты демонстрируют сообщение, сопровождающиеся презентацией на экране.

По окончании сообщения преподаватель комментирует его и предлагает студентам из других групп задавать вопросы.

Студенты из других групп задают вопросы.

Преподаватель. Мы прослушали четыре сообщения. Мы вспомнили, что для каждого типа оборудования можно подобрать приспособление для обработки заданной поверхности. Не забудьте свои сообщения в печатном виде и диск с видеоматериалами вложить в портфолио, это будет вам дополнительным бонусом при сдаче экзамена по дисциплине «Технологическая оснастка».


4. Применение знаний, умений, навыков и опыта

Выполнение практической работы.

Преподаватель. Приступаем к выполнению нашей практической работы «Выбор станочных приспособлений для обработки заданных деталей на токарных, сверлильных и шлифовальных станках».

Давайте еще раз вспомним, какие перед нами стоят цели.

Студент (предполагаемый ответ).

  • выбрать приспособления для обработки предложенных деталей на токарных, шлифовальных, сверлильных станках;

  • потренироваться в практическом применении знаний при решении задач прикладного характера.

Преподаватель. Знания и умения, которые вы приобретете и закрепите сегодня на уроке, пригодятся вам при выполнении выпускной квалификационной работы и сделают вас на один маленький шаг ближе к своей будущей специальности.

У нас есть четыре типовые детали: втулка, фланец, шайба и вал. Для каждого из вас я приготовила чертеж с индивидуальным заданием. (Приложения 3, 4, 5, 6) Возьмите этот чертеж на столе и внимательно изучите его. Обрабатываемые поверхности выделены красным цветом. Вам необходимо определить, какой вид обработки следует применить к одной из четырех типовых деталей для получения заданных поверхностей, какая должна быть точность и какое приспособление необходимо использовать. Типовые чертежи деталей отображаются на экране. Предлагаю вам подумать, сформулировать свое решение и записать его в инструкционную карту. Оценивать вашу работу мы будем вместе. По окончании вами практического задания вы по очереди продемонстрируете результаты выполнения задания. Мы вместе оценим их по представленному в электронной презентации эталону. Инструкционная карта содержит алгоритм выполнения работы, состоящий из пяти пунктов – пяти этапов выполнения работы. За правильное выполнение задания каждого этапа вам выставляется один балл. В результате выполнения задания вы сможете набрать пять баллов, если выполните задание правильно. Приступаем к выполнению.

Преподаватель при необходимости оказывает консультативную помощь студентам.

После выполнения практического задания студенты с однотипными заданиями по два человека (например, двум студентам в качестве задания была дана деталь «вал» с индивидуальными размерами) выходят к доске и представляют результаты своей работы. Преподаватель организует самоконтроль выполненной студентами работы с помощью эталонов в электронной презентации.

Преподаватель оценивает самостоятельную практическую работу студентов.

Далее обучающимся предлагается принять участие в решении тематического кроссворда, способствующего закреплению знаний по изученной теме.

Преподаватель. Вашему вниманию предлагается кроссворд. В нем зашифровано название одного из установочных элементов.

Вопросы кроссворда:

1 – приспособление для закрепления заготовок типа тел вращения (патрон);

2 – приспособление, используемое при сверлении отверстий (кондуктор);

3 – приспособления, используемые при плоском шлифовании (плита);

4 – минерал, используемый для правки шлифовальных кругов (алмаз);

5 – приспособление, передающее вращение от шпинделя к обрабатываемой заготовке (хомутик);

6 – приспособление для закрепления изделий, обрабатываемых снаружи и имеющих расточенное отверстие (оправка).

Ключевое слово – призма (установочный элемент с рабочей поверхностью в виде паза, образованного двумя плоскостями, наклоненными друг к другу под углом)

    1. Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия

Итоговая беседа.

Преподаватель. Подведем итоги нашего занятия.

Итак, какие мы сегодня ставили перед собой цели?

Удалось ли нам достичь поставленных целей?

Скажите, чем вы руководствовались при выборе того или иного приспособления для обработки заданных поверхностей?

Студент (предполагаемый ответ). Выбор приспособления зависит от того, какой вид обработки мы применяем, какую точность должны обеспечить, на каком станке будем обрабатывать деталь.

Преподаватель. Верно. Обоснованный выбор станочного приспособления позволяет повысить точность обработки, ее производительность, расширить технологические возможности оборудования, облегчить труд рабочего.

Полученные сегодня знания будут необходимы вам в дальнейшем при выполнении курсового проекта и выпускной квалификационной работы, а также при работе в технологических отделах и цехах предприятий. На следующих уроках мы продолжим более подробно изучать станочные приспособления для различных видов оборудования.

Преподаватель оценивает работу студентов на уроке.

Преподаватель. Для меня всегда очень важно ваше мнение об уроке, ваша оценка результатов учебного занятия. Чтобы понять, каким этот урок был для вас, предлагаю вам окончить следующие предложения на выбор:

1. Я сегодня на уроке научился ……

2. Я узнал …….

3. Я теперь могу…………

4. Я запомнил ……..

5. Уверен, что ……..

6. Самым ярким впечатлением от урока …..


6. Инструктирование о выполнении домашнего задания

В качестве домашнего задания вам предлагается произвести обоснованный выбор станочного приспособления для фрезерования шпоночного паза по индивидуальным заданиям, которые лежат у вас на столах с пометкой «Домашнее задание» (Приложение 7). Сделайте вывод и зафиксируйте его в отчете по практической работе.

Пользуйтесь учебником Черпаков Б.И. Технологическая оснастка: – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 224с.

Урок закончен. Спасибо за урок! Всего вам доброго!





























Приложение 1

Инструкционная карта по выполнению практической работы


Тема: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цели:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Алгоритм выполнения практической работы



Записать наименование детали согласно чертежу

____________________________________________________________



  1. Определить обрабатываемую поверхность, записать с указанием размера и допуска____________________________________________



  1. Определить и записать значение шероховатости обрабатываемой поверхности

______________________________________________________________



  1. Определить и записать наименование операции для получения заданных параметров обработки_____________________________________________



  1. Определить и записать поверхность для базирования детали с указанием размера и допуска_________________________________________________________


  1. Определить и записать наименование применяемого для обработки станочного приспособления__________________________________________









Приложение 2


Тема №1. ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ ТОКАРНЫХ СТАНКОВ


Содержание конспекта, подготовленного студентом

Приспособления для токарных станков смогут сделать токарную обработку более производительной, удобной, повысить точность обработки.

  1. Центры. В зависимости от формы и размеров обрабатываемых деталей применяют центры различных типов

  2. Хомутики. Передачу вращения от шпинделя к обрабатываемой заготовке, установленной в центрах станка, осуществляют с помощью хомутика,

  3. Поводковые патроны. При обработке в центрах 4 и 6 передачу движения заготовке может осуществлять поводковый патрон 1 через палец-поводок 2 и хомутик 3, который крепится на детали 5 винтом

  4. Цанговые патроны применяют для закрепления холоднотянутого прутка или для повторного зажима заготовок по предварительно обработанной поверхности. По конструкции различают патроны с а)втягиваемой, б) выдвижной, в) неподвижной цангами.

  5. Мембранные патроны. Мембранные патроны применяют в том случае, когда необходимо обработать партию заготовок с высокой точностью центрирования На слайде показан мембранный патрон рожкового типа,

  6. Оправки служат для закрепления изделий, обрабатываемых снаружи и имеющих расточенные отверстия. Они применяются также при торцовой обработке изделий и при подрезке.

  7. Люнеты применяются при обработке длинных и недостаточно жестких изделий, прогибающихся от собственного веса и в особенности под действием резца.

  8. Крепление деталей на Планшайбы может быть при помощи прихватов или при помощи угольника.

  9. На токарных станках применяют двух-, трех- и четырехкулачковые патроны с ручным и механизированным приводом зажима. Наиболее широко применяют Трехкулачковый самоцентрирующий патрон .его используют при обработке заготовок круглой и шестигранной формы или круглых прутков большого диаметра.




Список использованных источников

Основные источники:

1. Ансеров М.А. Приспособления для металлорежущих станков: – М.: Машиностроение, 2011. – 655с.

2. Черпаков Б.И. Технологическая оснастка: – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 224 с.

Интернет-источники:

1. Библиофонд. Электронная библиотека студента. Приспособления для токарных станков: [Электронный ресурс]

URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=529707

2. Приспособления для токарных станков: [Электронный ресурс]

URL: https://yandex.ru/images/search?text

Видеоматериалы:

1. Трехкулачковый патрон – видеоурок: [Электронный ресурс] URL: http://www.youtube.com/watch?v=e2SadYx2IPM
























Тема №2. ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ СВЕРЛИЛЬНЫХ СТАНКОВ


Содержание конспекта, подготовленного студентом

Поворотные приспособления применяют при обработке отверстий, расположенных с разных сторон детали или по ее окружности, и при многопозиционной обработке с применением многошпиндельных головок.

Приспособления с вертикальной осью называют столами.

Приспособления с горизонтальной осью называют стойками.

Кондукторы – приспособления сверлильных станков, имеющие кондукторные втулки для направления режущего инструмента. Иногда при обработке отверстий, расположенных на разных поверхностях заготовки, требуется изменять ее положение на станке относительно режущего инструмента. Для этого применяют кондукторы различных видов: накладные, скальчатые, передвижные, поворотные.

Накладные кондукторы устанавливают непосредственно на обрабатываемую заготовку и после обработки отверстий снимают с детали.

Возможна обработка детали «крышка» с применением скальчатого кондуктора

Стационарные зажимные приспособления с механизированным приводом-приспособления, в которых заготовка в процессе всей обработки на данном станке остается неподвижной.

Например, универсальный трехкулачковый самоцентрируюшийся патрон с пневмоприводом, применяемый при сверлении и зенковании центрального отверстия в деталях с цилиндрической наружной поверхностью.

На сверлильных станках используют приспособления многократного применения.

Прихваты с опорами применяют и для крепления плоских деталей.

Многошпиндельные сверлильные го­ловки подразделя­ются на специальные и универсальные. Специальные голов­ки применяют при обработке отверстий в заготовках деталей одного типоразмера, поэтому расстояние между осями шпинделей, в таких головках постоянно. Универсальные головки применяют для обработки отверстий в заготовках деталей, различных по форме и размерам; расстояние между осями шпинделей в этих головках можно изменять в соот­ветствии с расположением отверстий в деталях.

Список использованных источников

Основные источники

1. Болотин Х.Л., Ф.П. Костромин Станочные приспособления: – М.: Машиностроение, 2003. – 344 с.

2. Черпаков Б.И. Технологическая оснастка: – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 224 с.

Интернет-источники:

1. Библиофонд. Электронная библиотека студента. Сверлильное оборудование и его технологические возможности: [Электронный ресурс]

URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=529707

2. Приспособления для сверлильных станков: [Электронный ресурс]

URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=469609#1

Видеоматериалы:

1. Обработка на сверлильном станке: [Электронный ресурс]

URL: http://www.youtube.com/watch?v=0C5J7BxxT6E

URL: http://www.youtube.com/watch?v=rcc-lmc9Uy8




























Тема №3. ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ КРУГЛОШЛИФОВАЛЬНЫХ И ВНУТРИШЛИФОВАЛЬНЫХ СТАНКОВ


Содержание конспекта, подготовленного студентом

Шлифование – это процесс резания металлов с помощью абразивного инструмента, режущим инструментом которого являются зерна (шлифовальный круг).

В зависимости от типа шлифовального станка станочные приспособления значительно отличаются по своим конструкциям.

Приспособления для центровых круглошлифовальных станков

  • приспособления для обработки в центрах

  • поводковые устройства

  • шлифовальные оправки

Длинные и тонкие заготовки под действием сил резанья прогибаются. Чтобы устранить прогиб, применяют люнеты


Приспособления для внутришлифовальных станков

  • самоцентрирующиеся трехкулачковые патроны высокой точности с ручным или механизированным приводом (применяются в серийном производстве)

  • мембранные патроны (применяются в массовом производстве)

Под действием силы корпус мембранного патрона прогибается, вызывая поворот кулачков, диаметр охвата изделия увеличивается с Dв до D в1 .Так как D в1 больше Dдет, то обработанную деталь можно беспрепятственно снять и установить новую заготовку. После отвода штока и прекращения действия силы кулачки вместе с зажимными винтами стремятся вернуться в первоначальное положение до диаметра Dв. Однако для обеспечения зажима заготовки диаметр Dв шлифуется в размер несколько меньше Dдет, чем достигается надежный зажим заготовки вследствие упругих деформаций.


Список использованных источников

Основные источники:

1. Горошкин А.К. Приспособления для металлорежущих станков. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 365 с.

2. Черпаков Б.И. Технологическая оснастка: – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 224 с.

Интернет-источники:

1. Зажимные приспособления для токарных и круглошлифовальных станков: [Электронный ресурс] URL: http://lib-bkm.ru/load/67-1-0-82

2. Приспособления к круглошлифовальным станкам: [Электронный ресурс] URL: http://zps.ru/home/products/stankishlifovalny/

Видеоматериалы:

4. Внутреннее шлифование: [Электронный ресурс]

URL: http://www.youtube.com/watch?v=cdqJvBjCeEY































Тема №4. ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ ПЛОСКОШЛИФОВАЛЬНЫХ СТАНКОВ И БЕСЦЕНТРОВЫХ ШЛИФОВАЛЬНЫХ СТАНКОВ


Содержание конспекта, подготовленного студентом

Электромагнитные и магнитные плиты разных типов и размеров применяются для обработки деталей на плоскошлифовальных станках.

Магнитные плиты, применяемые на плоскошлифовальных станках, не нуждаются в питании от источника энергии.

Заготовка плотно прижимается к магнитной плите базовой поверхностью. Заготовки из магнитонепроницаемых материалов закрепляют на столе прижимными планками или в приспособлениях.

Для работы электромагнитных плит необходим постоянный ток, поэтому у станков устанавливают генераторы, преобразующие переменный ток в постоянный. Одно из преимуществ электромагнитных плит по сравнению с магнитной оснасткой других видов состоит в том, что при их использовании можно регулировать силу притяжения заготовки в зависимости от режима обработки, изменяя силу тока. Электромагнитные плиты обеспечивают надежное и быстрое закрепление заготовок. После шлифования обработанную деталь необходимо снять с плиты и устранить остаточную намагниченность.

Кроме магнитных и электромагнитных плит для закрепления шлифуемых заготовок применяют

  • лекальные тиски

  • универсальные прижимы

  • установочные планки и плиты и т.п.

Приспособления для бесцентровых круглошлифовальных станков

Позволяют не зажимать заготовки в специальных приспособлениях-заготовки свободно лежат на ноже или на жестких опорах.

При шлифовании заготовок малого диаметра (до 3 мм) рекомендуется применять ножи а) из легированной стали, а для шлифования заготовок диаметром более 3 мм – ножи с твердосплавными пластинками. Высокая износостойкость таких ножей исключает необходимость их частой замены.

Ступенчатые ножи б) применяют при врезном шлифовании ступенчатых заготовок в).




Список использованных источников

Основные источники:

1. Болотин Х.Л., Ф.П. Костромин Станочные приспособления: – М.: Машиностроение, 2003. – 344с.

2. Горошкин А. К. Приспособления для металлорежущих станков. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 365 с.


Интернет-источники:

1. Электромагнитные плиты для плоскошлифовальных станков: [Электронный ресурс] URL: http://electricalschool.info/spravochnik/eltehustr/1058

2. Магнитные плиты для шлифовальных станков: [Электронный ресурс] URL: http://prostostanok.ru/shlifovalnye-stanki/

Видеоматериалы:

1. Приспособления для плоскошлифовальных станков – электромагнитные и магнитные плиты разных типов и размеров: [Электронный ресурс]

URL: http://www.youtube.com/watch?v=qWovkXb4yHo;

URL:http://www.youtube. com/watch?v=6lHOk9eT1Sg

2. Бесцентровое шлифование: Электронный ресурс]

URL: http://www.youtube.com/watch?v=pod71uJ7_08



















Приложение 3

Рабочий чертёж детали «Втулка направляющая»




Приложение 4

Рабочий чертёж детали «Шайба»





Приложение 5

Рабочий чертёж детали «Вал»






Приложение 6

Рабочий чертёж детали «Фланец»



Приложение 7

Рабочий чертёж детали «Вал»

Домашнее задание



№ вар

L

L1

L2

L3

L4

L5

L6

d

d1

d2

1

127

35

42

50

25

10

5

25

25

35

2

128

35,5

42,5

50

25

8

4

25

25

35

3

128

35

42

50

25

9

5

25

26

36

4

129

36

42

50

25

9

4

25

25

35

5

127,5

35,5

42

50

24,5

8

5

25

26,5

35

6

128,5

36

42,5

50

25

8

4

25

26

36

7

129,5

36,5

42

50

24,6

8,5

5

25

26,4

35

8

127,5

35,5

42

50

25,2

8,7

4,5

25

25,8

36








1

 Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». – 2007. – 15 января. – URL: http://www.eidos.ru/journal /2007/0115-2.htm (24.04.2015)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!