СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока по теме: "Н. В. Гоголь и его повесть "Майская ночь или Утопленница"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого урока по теме: "Н. В. Гоголь и его повесть "Майская ночь или Утопленница" (1 урок). Соответствует ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока по теме: "Н. В. Гоголь и его повесть "Майская ночь или Утопленница"»

Методическая разработка открытого урока по литературе в 6-ом классе.

Тема: «Н.В. Гоголь и его повесть «Майская ночь или Утопленница».

Киреева Юлия Анатольевна,

учитель русского языка и литературы


Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с загадочной личностью Н.В. Гоголя.

  2. Анализ 1-ой главы повести «Майская ночь или Утопленница».

  3. Развивать навыки учащихся давать характеристику литературным героям.

  4. Обратить внимание учащихся на выразительные детали повести, особенности стиля Н.В. Гоголя.

  5. Развивать умение учащихся работать в группе.

  6. Воспитывать художественный вкус, уважительное отношение к другим народам (их национальным культурам); прививать любовь к чтению произведений классической литературы, развивать читательские умения и навыки учащихся.

Оборудование: презентация о жизни и творчестве писателя, ноутбук, мультимедиапроектор, экран.

Методические приемы: рассказ учителя, беседа с учащимися, выразительное чтение, словарная работа, устное словесное рисование, работа над текстом повести, работа в парах, работа в группах.


Ход урока

  1. Организационный этап

  2. «Литературная минутка»

Прочитать выразительно стихотворение С.Я. Маршака «Декабрь».

В декабре, в декабре 
Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке, 
За ночь вымостил мороз, 
Обновил коньки, салазки, 
Елку из лесу привез. 
Елка плакала сначала 
От домашнего тепла. 
Утром плакать перестала, 
Задышала, ожила. 
Чуть дрожат ее иголки, 
На ветвях огни зажглись. 
Как по лесенке, по елке 
Огоньки взбегают ввысь. 
Блещут золотом хлопушки. 
Серебром звезду зажег 
Добежавший до макушки 
Самый смелый огонек. 
Год прошел, как день вчерашний. 
Над Москвою в этот час 
Бьют часы Кремлевской башни 
Свой салют - двенадцать раз. 

Учитель:

- Как вы думаете, почему я выбрала именно это стихотворение?

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель:

- Ребята, известно ли вам имя писателя Н.В. Гоголя?

- Что вы знаете об этом писателе?

- О каких произведениях Н.В. Гоголя слышали?

Короткие сообщения подготовленных учеников по содержанию некоторых произведений Н.В. Гоголя: «Вечер накануне Ивана Купала», «Ночь перед Рождеством», «Вий», «Нос», «Мертвые души».

- Что мы можем сказать о писателе, об его творчестве?

(Мистический, загадочный, интересный писатель)

- «Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадал меня совершенно». Это слова Н.В. Гоголя о себе самом.

- Как вы считаете, какая тема нашего урока сегодня?

- Какие цели поставим перед собой?

4. Работа над новым материалом

4.1 Слово учителя

Презентация о жизни и творчестве Н.В. Гоголя

- А как же отзывались о Гоголе его современники?

(Подготовленный ученик выразительно зачитывает цитаты о Н.В. Гоголе)

- Действительно, Н.В. Гоголь был уникальным, удивительным писателем. И сегодня на уроке мы начнем знакомство с его повестью «Майская ночь или Утопленница».

4.2 Словарная работа

- Прежде чем, обратиться непосредственно к повести, скажите, какие незнакомые слова встретились вам в первой главе?

(Бандура, решетиловская шапка, свитка, монисто)

Объяснение незнакомых слов, сопровождаемое показом фотографий.

4.3 Анализ первой главы

- С чего начинается повесть?

(Эпиграф)

- Почему автор использует эпиграф на украинском языке, ведь вся повесть написана на русском?

(Н.В. Гоголь сразу хочет погрузить нас в атмосферу украинского села, чтобы мы очаровались песенным складом украинской речи)

Чтение учителем первого абзаца первой главы.

- С какими героями мы встречаемся в первой главе?

- Какие они? Попробуем устно нарисовать портреты героев. Как они выглядят? Каковы черты их лица, одежда, украшения? (Работа в группах)

Ответы учеников, затем учитель показывает фотографии Левка и Ганны из кинофильма.

- Что мы узнаем о героях из первой главы?

- Как они относятся друг к другу?

- Как обращаются друг к другу? Найти в тексте примеры (работа в парах).

- Почему у Ганны недобрые предчувствия?

- Что ее волнует?

- Что отвечает ей Левко?

Словарная работа

- Что значит повесничать? Повеса?

(Молодой человек, бездельник, проводящий время в проказах)

- Подберите синонимы к слову повеса?

- Почему «унывно» зазвучало в его устах слово «говорил»? (Синоним безнадежности)

- Какую легенду рассказывает Левко своей любимой?

(Выразительное чтение отрывка учителем, ученики продолжают)

- Какое отношение имеет эта легенда к повести, мы узнаем на следующем уроке.

5. Домашнее задание

Дочитать повесть

Составить план пересказа повести

Индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение отрывка об украинской ночи (1-ый абзац второй главы).

Индивидуальное задание: найти изобразительные художественные средства, используемые Н.В. Гоголем в отрывке об украинской ночи.

6. Подведение итогов

Сегодня на уроке мне понравилось…

Сегодня на уроке мне не понравилось…

Я бы хотел еще узнать…

Самоанализ урока литературы в 6-ом классе по теме: «Н.В. Гоголь и его повесть «Майская ночь или Утопленница», выполненный учителем русского языка и литературы Киреевой Ю.А.


Тип урока: урок усвоения новых знаний, анализ художественного текста.

Форма урока с использованием мультимедийной презентации.


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с загадочной личностью Н.В. Гоголя.

  2. Анализ 1-ой главы повести «Майская ночь или Утопленница».

  3. Развивать навыки у учеников давать характеристику литературным героям.

  4.  Обратить внимание учащихся на выразительные детали повести, особенности стиля Н.В. Гоголя.

  5. Формировать умение учащихся творчески подать себя.

  6. Воспитывать художественный вкус, уважительное отношение к другим народам (их национальным культурам); прививать любовь к чтению произведений классической литературы, развивать читательские умения и навыки учащихся.


Методические приемы: рассказ учителя, беседа с учащимися, выразительное чтение, словарная работа, устное словесное рисование, работа над текстом повести, работа в парах, работа в группах.


Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, презентация о жизни и творчестве писателя, ноутбук, видеопроектор, экран.


Структура урока была запланирована следующим образом:

  • Организационный момент (внешняя подготовка к уроку);

  • «Литературная минутка» (внутренняя, психологическая подготовка к уроку);

  • Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся;

  • Работа над новым материалом (слово учителя (презентация) о жизни и творчестве писателя, словарная работа, анализ первой главы повести);

  • Домашнее задание;

  • Подведение итогов.


В ходе урока сочетались:

  • Индивидуальная работа (сообщения подготовленных учеников о некоторых произведениях Н.В. Гоголя, подбор цитат современников о писателе);

  • Фронтальная работа с классом;

  • Работа в группах (словесное рисование героев повести);

  • Работа в парах (найти примеры из текста обращения героев друг к другу);

  • Слово учителя (мультимедийная презентация о жизни и творчестве писателя);

  • Словарная работа (объяснение значения незнакомых слов с последующим показом фотографий, подбор синонимов).

Итоги проведенного урока

Считаю, что первый урок по повести Н.В. Гоголя «Майская ночь или Утопленница» состоялся. Поставленные цели были достигнуты. Структурные компоненты урока соблюдены. Применялись разнообразные методические приемы работы с классом. При планировании следующих уроков буду использовать знания и умения учащихся, достигнутые ими на этом уроке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!