Открытый классный час «Я – гражданин России»
Цель: воспитание гражданско-патриотических качеств личности обучающихся.
Задачи:
ознакомить учащихся с понятиями: «государство», «гражданин», «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»;
воспитывать чувство гордости за достижения своей страны;
определить отношение каждого обучающегося к позиции “быть гражданином”;
формирование у обучающихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству;
формирование элементарных знаний о правах человека;
вырабатывать речевые, коммуникативные компетенции учащихся;
содействовать формированию патриотического воспитания обучающихся.
Форма:
Классный час – путешествие.
Технологии:
-личностно-ориентированная технология,
-информационно-коммуникационные технологии.
Оформление:
Интерактивная доска;
Презентация;
Раздаточный материал;
Ход занятия:
На интерактивной доске расположен слайд - эпиграф:
«А что такое гражданин?
Отечества достойный сын»
Н.А.Некрасов.
Классный руководитель:
Ребята, у нас сегодня необычный классный час.
Прочитайте, пожалуйста, тему нашего занятия.
Обучающиеся: Я - гражданин…
Классный руководитель: Что интересного заметили?
Обучающиеся: Пропущенное слово.
Классный руководитель: Попробуйте догадаться, какое слово пропущено.
Обучающиеся:…России.
Классный руководитель: Тема нашего классного часа «Я - гражданин России»
Ребята, а с чего для вас начинается Родина?
Обучающиеся:
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых,
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Классный руководитель:
- Никто не возьмётся перечислить всего, что стоит за этим большим и ёмким словом Родина.
Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это, то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился.
Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина - мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них, приходит на помощь, придает силы.
Мы любим Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью.
Все мы с вами живем в большой стране – Россия (это наша Родина).
И хотя все люди разные, но нас объединяет одно, то, что живем мы в одной стране.
видео
Россия подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев, но всякое дерево имеет что? Корни. Листья - это мы, корни - это наше прошлое, наша история, наши деды, прадеды. Человеку надо знать свои корни, историю своей Родины, государства. И тогда такой человек может назвать себя: гражданином.
Н.А. Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!». Кто же такой гражданин?
Подумайте и выберите правильный ответ «кто такой гражданин?»
1. Гражданин - это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями.
2. Гражданин - это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии со здоровым смыслом.
3. Гражданин - это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее по своему усмотрению.
Классный руководитель: Как вы думаете, какими качествами должен обладать гражданин? Я предлагаю вам отразить на листах ваши представления о гражданине, о тех качествах, которыми он должен обладать.
(Работа обучающихся в группах. На подготовленных листах они пишут качества, которыми должен обладать гражданин. Затем, представитель каждой группы зачитывает, что получилось и обсуждают вместе с учителем).
Классный руководитель: Каждый гражданин должен знать основные символы своего государства, законы, свои права и обязанности.
У каждой страны есть свои символы. Что относится к государственным символам любой страны?
С ветром гонит прочь тревоги бело-сине-красный… (Флаг).
Гражданин, отбросив всё, стоя слушает ее (Гимн).
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй (Герб)
Обучающиеся: К государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн.
Классный руководитель:
А какой документ удостоверяет гражданство Российской Федерации? Обучающиеся: паспорт
Классный руководитель:
Ребята, а как вы считаете, в каком документе расписаны права и обязанности граждан РФ?
Обучающиеся: В Конституции расписаны права и обязанности граждан РФ. А на что мы имеем право?
Обучающиеся: Здоровье, свободу, равенство перед законом, гражданство, свободу мысли, труд, отдых, образование.
Классный руководитель:
А сейчас чуть отдохнем - я предлагаю разобрать конституцию в сказках:
1. Кто из сказочных героев воспользовался правом на свободное передвижение? (Лягушка-путешественница, Старик-Хоттабыч, Элли из Изумрудного города).
2. Кто воспользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки «Репка»).
3. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых, разумное ограничение рабочего времени? («Золушка» Ш. Перро).
Классный руководитель:
Вы неплохо разбираетесь в правах, но не бывает прав без обязанностей. Какие обязанности граждан нашей страны вам известны?
Обучающиеся:
Обязанности граждан Российской Федерации
Каждый должен соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы;
Основное общее образование обязательно;
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к животному и растительному миру;
Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры и природы;
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы;
Защита Отечества является долгом граждан Российской Федерации.
Классный руководитель:
А какова ваша главная обязанность?
Обучающиеся: Хорошо учиться.
Классный руководитель:
А для чего вам нужна учеба на данный момент?
Обучающиеся: Для того чтобы работать на той работе, которая приносит пользу нам и нашему государству.
Классный руководитель:
Давайте представим, что у нас есть цветик-семицветик. Я предлагаю распределить ваши желания на 3 группы: для себя, для близких людей, для страны.
Обучающиеся записывают свои желания, затем сдают.
Анкета
Опережающее задание: обучающимся предлагается ответить на вопрос анкеты: чем, по-вашему, сегодня может гордиться гражданин Российской Федерации (красивой природой, загадочной русской душой, изучением и покорением космоса, достижениями в спорте, достижениями в искусстве и др.)?
Классный руководитель:
Перед вами ребус, отгадайте его (Зачеркни все иностранные буквы и прочитай пословицу)
ЖYRИТJWЬ РQSОДDИGНFЕ СLZЛVУЖNИRТUЬ.
ЖИТЬ - РОДИНЕ СЛУЖИТЬ!
Классный руководитель:
Теперь и мы попробуем продолжить фразу:
Настоящий современный гражданин – человек, который…..
любит….
переживает…
действует…
требует…
знает…
умеет…
может…
хочет…
ценит…
Классный руководитель:
Дополните слова и получите пословицу:
Человек без Родины | что соловей без песни |
Родина-мать, | умей за нее постоять |
Для Родины своей | жизни не жалей |
На чужой стороне | и весна не красна |
Жить - | Родине служить |
Родной свой край | люби и знай, делами прославляй |
Классный руководитель:
А теперь давайте рассмотрим слово, толкуя каждую составляющую его букву. ( На доске появляется схема).
Г — горячо любит свою Родину;
Р — радуется ее успехам;
А — активно стремится сохранить чистоту окружающей природы;
Ж — желает сохранить мир;
Д — дорожит именем «россиянин»;
А — адаптируется в обществе, принимает его законы;
Н — нуждается в поддержке и защите государства;
И — использует свои знания, умения на пользу стране;
Н — находит пути выразить свою гражданскую позицию.
ИТОГ
Гражданственность, патриотизм – важные чувства для каждого человека, но реализовать любовь к великой России можно только через любовь к своей малой Родине - месту, где ты родился, где живут родные, друзья.
Я – гражданин России!
Не правда ль, звучит красиво?
Смело, достойно, гордо!
Сказано как-то твердо!
Я – гражданин России!
И если б меня спросили,
Чем же я так горжусь?
Я бы ответил просто:
Не надо пустых вопросов!
Ведь моя родина – Русь!
В моем представлении настоящий гражданин это тот, кто с любовью и уважением относится к месту, где он родился и вырос. Этот человек никогда не нанесет вреда природе. Гражданин должен знать историю и культуру своего государства. А главное - постоять за свободу, независимость страны. Каждому из нас необходимо развить в себе чувство гражданина, чувство единства со всем народом.
На доске плакаты:
Жить – Родине служить!
Гражданином не рождаются, им становятся.
Поэтом можешь и не быть, но гражданином быть обязан!
Человек без Родины | что соловей без песни |
Родина-мать, | умей за нее постоять |
Для Родины своей | жизни не жалей |
На чужой стороне | и весна не красна |
Жить - | Родине служить |
Родной свой край | люби и знай, делами прославляй |
Человек без Родины | что соловей без песни |
Родина-мать, | умей за нее постоять |
Для Родины своей | жизни не жалей |
На чужой стороне | и весна не красна |
Жить - | Родине служить |
Родной свой край | люби и знай, делами прославляй |
любит…. переживает… действует… требует… знает… умеет… может… хочет… ценит… | любит…. переживает… действует… требует… знает… умеет… может… хочет… ценит… |
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых,
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
1. Гражданин - это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями.
2. Гражданин - это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии со здоровым смыслом.
3. Гражданин - это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее по своему усмотрению.
1. Гражданин - это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями.
2. Гражданин - это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии со здоровым смыслом.
3. Гражданин - это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее по своему усмотрению.